Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Постсоветское пространство в 90-е гг. XX в.

  • 👀 2175 просмотров
  • 📌 2136 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Постсоветское пространство в 90-е гг. XX в.
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Постсоветское пространство в 90-е гг. XX в.» docx
Тема 2.3. Постсоветское пространство в 90-е гг. XX в. (2 ч.) Вид учебного занятия: лекция. Цель учебного занятия: узнать о развитии постсоветского пространства в 90-е гг. XX века План занятия: 1. Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг 2. Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве Содержание занятия: В отношениях с бывшими советскими республиками российское руководство колебалось между стремлением к максимальному сохранению интеграционных связей в рамках СНГ в начале 1992 г. и постепенным осознанием специфических российских интересов и необходимости их защиты - к концу года. Перед Россией вставали вопросы формирования национальной армии и раздела имущества Советского Союза, сохранения или выхода из рублевого пространства, создания границ, прежде всего со странами Прибалтики, а также вводившими национальные валюты государствами СНГ и т. д. Развитие торгово-экономических связей со странами СНГ основано на межгосударственных договоренностях, определяемых в основном политическими и оборонными интересами РФ. На основе таких договоренностей Россия экспортирует энергоносители в СНГ по ценам ниже мировых, осуществляет льготное кредитование стран-должников, предоставляет финансовые средства для поддержки сложившихся в рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР кооперационных связей в отраслях обрабатывающей промышленности. Более высокая доля машинотехнических товаров во взаимной торговле России со странами СНГ (по сравнению с вывозом в дальнее зарубежье) объясняется сохраняющимися производственными связями, применением стандартов и технических условий СССР, низким платежеспособным спросом населения, а также доброжелательным отношением населения стран Содружества к привычным товарам. В 90-е годы торгово-экономические отношения России cо странами СНГ определялись главным образом развитием двусторонних торговых связей, а не полномасштабным региональным взаимодействием. Постсоветское пространство, республики бывшего СССР, страны СНГ и Прибалтики или ближнее зарубежье (в отличие от зарубежья дальнего — стран, никогда не входивших в СССР), — это независимые государства, которые вышли из состава Советского Союза во время его распада в 1991 году. Термин введён в обращение Альгисом Празаускасом в статье «СНГ как постколониальное пространство», опубликованной 7 февраля 1992 года в «Независимой газете». Развитие событий в «горячих точках» на территории СССР после его развала – и СНГ. Резко обострялись социальные противоречия, создавались национальные вооруженные формирования, осуществлялось силовое и моральное давление на государственные органы, прежде всего суды, прокуратуру, милицию, различные органы управления и жизнеобеспечения городов и других населенных пунктов. В органы государственной власти и управления пытались проникнуть преступные элементы. Между сотрудниками милиции и вооруженными формированиями возникали перестрелки, причем каждая из сторон обвиняла друг друга в нападении. Резко обострялась криминогенная обстановка, увеличивалось количество тяжких преступлений и убийств, раскрываемость их резко снижалась. Небывалых размеров достигали убийства и грабежи. На границах бывших республик обыскивали всех без исключения в поисках оружия. В вооруженный конфликт активно втягивалось гражданское население. В зоне конфликта нередки откровенные акты терроризма, убийства, мародерство, волны погромов. Увеличивается число вынужденных переселенцев и беженцев. Это усиливает криминогенную обстановку, тем более что идет быстрое неконтролируемое вооружение гражданского населения. Нередко стихийно создаются отряды ополченцев. В магазинах пустеют прилавки, все дороже становится продовольствие и все труднее его достать. Конфликты перерастают в локальную войну. Локальная война – это вооруженное столкновение в отдельном регионе планеты между двумя или несколькими государствами, затрагивающее преимущественно только их интересы и осуществляющееся с ограниченными политическими и военно-стратегическими целями, т. е. охватывающее относительно небольшое число участников и ограниченный географический район. Локальные войны и вооруженные конфликты возникают на социально-политической, экономической, межэтнической почве, вследствие нарушения территориальной целостности или ущемления суверенитета. Прекращение их и урегулирование связанных с ними проблем происходит на государственном уровне, дипломатическим путем, с помощью третьих стран, международных организаций, использования политики национального примирения и т. д. Приднестровский конфликт начавшийся ещё в советское время (1989) по 1992 г. Конфликт между Молдавией и непризнанным государством на её территории — Приднестровской Молдавской Республикой (Приднестровьем) — под контролем которого находится, в основном, левобережье Днестра, население которого составляют молдаване, русские и украинцы (примерно в равной пропорции). После провозглашения независимости Молдавии и образования республики Молдова общество в стране раскололось по политическому и территориальному признакам. После обретения Молдавией независимости, перерос в вооружённое противостояние, приведшее к многочисленным жертвам с обеих сторон весной и летом 1992 года. Военные действия были прекращены после вмешательства России. Российские войска под командованием генерала Александра Лебедя вмешались в конфликт для защиты мирных граждан и прекращения кровопролития. Главная причина 16 февраля 1989 года от имени Союза писателей Молдавии был опубликован законопроект «О функционировании языков на территории Молдавской ССР». Согласно проекту родители лишались права выбора языка обучения детей, а за использование в официальном общении иного языка, кроме государственного, предусматривалась административная и даже уголовная ответственность. Также одной из основной причины возникновения конфликта в Приднестровье стало изменение положения приднестровской партноменклатуры в системе политической власти в республике в период 1989-1991гг. Итог Утрата административного контроля Молдавии над Приднестровьем Приднестровская Молдавская Республика. Приднестровье остаётся одной из непризнанных республик. Приднестровье составляло промышленно развитую часть аграрной Республики Молдова. Крупные промышленные предприятия Приднестровья в своем подавляющем большинстве имели союзное подчинение и были сориентированы на общесоюзные потребности. Промышленность Приднестровья в большей мере была связана с промышленными центрами Украины и России, чем с самой Молдовой. Кроме того, в Приднестровье размещались довольно развитые современные высокотехнологические отрасли производства. Такая структура промышленности Приднестровья требовала высокообразованных исполнительских и управленческих кадров. Поэтому директорский корпус промышленных предприятий, а также партноменклатура региона комплектовалась в основном не из молдаван, а из круга общесоюзной номенклатуры, жителей больших городов России и Украины. По этой причине приднестровская номенклатура имела довольно тесные связи с Москвой и считала себя частью общесоюзной номенклатуры, представляя в определенной степени, как в Приднестровье, так и в Молдове в целом, интересы Союзного Центра. С республиканской партноменклатурой Молдовы она поддерживала чисто номинальные отношения, хотя при этом имела довольно большой вес и авторитет среди нее. Положение резко изменилось, когда, с одной стороны, возник конфликт в Союзном Центре между реформаторским и реакционным крылом союзной партноменклатуры, а с другой - стал набирать силу процесс этнополитизации республиканской элиты в Молдове. Молдавская сторона в свою очередь неоднократно высказывалась за вывод российских войск из региона. В настоящее время безопасность в зоне конфликта обеспечивают Совместные миротворческие силы России, Молдавии, Приднестровской Молдавской Республики и военные наблюдатели от Украины. В ходе многочисленных переговоров при посредничестве России, Украины и ОБСЕ достигнуть соглашения по поводу статуса Приднестровья не удалось. Отношения между сторонами конфликта остаются напряжёнными. не имеющее выхода к морю непризнанное государство на юго-востоке Европы. Согласно административно-территориальному делению Молдавии бо́льшая часть территории, контролируемой Приднестровской Молдавской Республикой, входит в состав Молдавии как автономное территориальное образование, другая часть входит в состав Молдавии как муниципий Бендеры. Часть заявленной территории Приднестровской Молдавской Республики контролируется Молдавией. Общая протяжённость границы Приднестровской Молдавской Республики составляет 816 км: из них 411 км — с территорией Молдавии, 405 км — с Украиной. Грузино-абхазский и южноосетинский конфликты Абхазия и Южная Осетия исторически длительное время сохраняли свою независимость, в советский период пользовались правами автономии в составе Грузии, после распада СССР потребовали суверенитета и выхода из состава Грузии. В начале 1990-х гг. это привело к двум гражданским войнам – грузино-южноосетинской, затем грузино-абхазской. С середины апреля 1992 г. грузинская сторона начала регулярные обстрелы столицы Южной Осетии – Цхинвала. 14 августа грузинские войска вошли в Абхазию и заняли её столицу – Сухуми. В сентябре 1993 г. произошли очень кровопролитные военные действия, сопровождавшиеся тяжкими насилиями над местным населением и закончившиеся взятием Сухуми абхазами. Военные действия привели к гуманитарной катастрофе – массовому исходу беженцев в период обоих конфликтов. Россия по отношению к этим конфликтам заняла позицию двусмысленную и противоречивую. С одной стороны, официально Россия признавала территориальную целостность Грузии, выступала посредником между сторонами, выдвигала миротворческие инициативы. С другой – она прямо или косвенно оказывала непризнанным республикам экономическую поддержку. В ответ грузинское руководство проводило политику, направленную на вытеснение российских миротворцев и замену их «международными» (фактически западными) силами. В 2003 г. в Грузии произошла «революция роз», которая привела к отставке Шеварнадзе и приходу к власти нового Президента Грузии – Саакашвили, обещавшего во время предвыборной кампании быстрое восстановление целостности страны. Грузинское руководство видело в России главное препятствие на пути интеграции. Грузия продолжала путь на вступление в НАТО и потребовала скорейшего закрытия российских военных баз на своей территории, включая расположенную в Абхазии базу в Гадауте. В итоге трудных переговоров было достигнуто соглашение о выводе российских частей с территории Грузии до 2008 г. В 2004 г. грузинские власти инспирировали возобновление огня в районе южноосетинского конфликта. Начались обстрелы Цхинвала и появились новые жертвы среди мирных жителей. В 2006 г. Тбилиси вновь обострил ситуацию вокруг Южной Осетии. Москва прибегла к политике жёстких санкций. Началась эвакуация российских граждан с территории Грузии, отозван посол, были приняты меры против грузинского бизнеса в России, сотни грузинских граждан были высланы за нарушение визового режима. 8-12 августа 2008 г. произошло военное вторжение Грузии в Южную Осетию. Это привело к многочисленным жертвам с обеих сторон конфликта, гибели российских миротворцев и мирных жителей. С помощью российских войск эта агрессия была пресечена, народ Южной Осетии был защищён от новой волны геноцида со стороны грузинских властей. Уже к концу 2008 г. Россия официально признала суверенитет и независимость Абхазии и Южной Осетии, а в сентябре 2008 г. установила с ними дипломатические отношения и заключила договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Нагорно-карабахский конфликт Нагорно-Карабахский вооружённый конфликт – первый и самый крупный по числу жертв на послесоветском пространстве. Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) в составе Азербайджана была создана в 1923 г. Армяне чувствовали себя в ней ущемлёнными. Республиканские азербайджанские власти содействовали вытеснению армян Карабаха азербайджанским населением. Власти НКАО обращались к союзным властям с просьбой о включении Карабаха в состав Армении. Горбачёвская Перестройка вызвала надежды армян на решение давно наболевшей проблемы. В 1988 г. 80 тысяч жителей НКАО поставили свои подписи под обращением о её присоединении к Армении. Через несколько дней произошло первое столкновение, сопровождавшееся всеми ужасами кавказской резни. К 1991 г. столкновения на межэтнической почве вылились в широкомасштабные боевые действия, в которых приняли самое активное участие вооружённые силы Азербайджана и Армении. Длившаяся более 3-х лет гражданская война сопровождалась многочисленными человеческими жертвами (свыше 30 тысяч убитых) и разрушениями, привела к появлению порядка миллиона беженцев с обеих сторон. В результате армянскими силами было оккупировано семь районов Азербайджана – около пятой части его территории, а с учётом Нагорного Карабаха – около трети. Эта территория рассматривается Арменией в качестве транспортного коридора между Нагорно-Карабахской Республикой (НКР) и Арменией и «пояса безопасности».   Одной из общих причин национальных и религиозных конфликтов на постсоветском пространстве стала ошибочная внутриполитическая линия правящих режимов в бывших советских республиках по отношению к национальным меньшинствам и отдельным территориям. Их новые руководители пренебрегли налаживанием диалога с представителями национальных меньшинств, привлечением их лидеров к пропорциональному участию в центральных органах власти, игнорировали их законные требования по сохранению исторически сложившихся автономий и территорий, нарушали законные права и свободы отдельных групп населения. Это подтолкнуло законодательные и исполнительные органы власти автономий (право самостоятельного управления какой-либо частью государства)и регионов к принятию решений о самоопределении. В результате появились так называемые непризнанные или частично признанные государства на постсоветском пространстве. В дальнейшем все это приводит, к обнищанию населения спорных территорий вплоть до состояния гуманитарных катастроф, разрушению их экономик и инфраструктур, привлекает в эти районы международных террористов, торговцев оружием, наркодельцов, нелегальных мигрантов и представителей организованной преступности. Вопросы и задания для самоконтроля: 1. Назовите причины локальных войн 2. Назовите причины, содержание и итоги конфликтов: грузино-южноосетинского и грузино-абхазского, приднестровского, нагорнокарабахского. 3. Охарактеризуйте общие причины и последствия национальных конфликтов в 1990-х гг. 4. Подумайте, в чем состоит проблема «замороженных» конфликтов? Рекомендуемая литература: 1. Артемов, В. В. История [Электронный ресурс]: учебник В. 2 ч. Ч. 2. / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков.- М.: Академия, 2017. – 400 с. - Режим доступа. http://www.academia-moscow.ru 2. Самыгин, П. С. История [Электронный ресурс]: учебное пособие / П. С. Самыгин, С. И. Самыгин. – Москва : ИНФА-М. 2020. – 528 с. – (Среднее профессиональное образование). - URL: znanium.com
«Постсоветское пространство в 90-е гг. XX в.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 206 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot