Построение сетевой модели проекта
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2 – Построение сетевой модели проекта
Цель – формирование теоретических знаний о построении сетевых
моделей и их элементах; правилах построения графиков
Вопросы:
1. Основные понятия и элементы сетевых моделей
2. Правила построения сетевых моделей
3. Упорядочение сетевых моделей
4. Укрупнение работ
5. Сшивание сетевых моделей
1. Основные понятия и элементы сетевых моделей
Методы сетевого планирования и управления в отечественных
организациях могут активно применяться для разрешения многих сложных
вопросов,
задач.
Графы
применимы
для
бизнес-планирования,
моделирования, формирования и разработки краткосрочных, среднесрочных,
стратегических планов.
Графики-сети
дают
возможность
объединить
производственные
средства и ресурсы: материальные, трудовые, финансовые; указать желаемые
и реально действующие условия. Сетевое планирование поможет не просто
выявить требуемый объем ресурсов для будущего проекта, но и рационально
осуществить их применение уже сегодня.
Сетевое планирование — это метод планирования работ, операции в
которых, как правило, не повторяются (например, разработка новых
продуктов, строительство зданий, ремонт оборудования, проектирование
новых работ).
Для проведения сетевого планирования вначале необходимо расчленить проект на ряд отдельных работ и составить логическую схему
(сетевой граф).
Планирование работы всегда начинается с определения количества
задач, ответственных за их исполнение лиц и времени, необходимого для
полного завершения. При управлении проектами такие схемы просто
необходимы.
Во-первых, для того чтобы понимать, какое общее время будет
затрачено,
во-вторых, чтобы знать, как планировать ресурсы.
Именно этим занимаются проектные менеджеры, они в первую очередь
осуществляют построение сетевого графика.
Основные элементы, используемые для сетевого графика.
Построение графиков начинается с обозначения теоретических основ.
Рассмотрим основные элементы, требующиеся для составления модели:
Работа — это любые действия, трудовые процессы, сопровождающиеся затратами ресурсов или времени и приводящие к определенным
результатам. На сетевых графах работы обозначаются стрелками.
Над стрелкой пишут время, необходимое для ее совершения, а под
стрелкой обозначают ответственное лицо.
Работа может выполниться в трех состояниях:
- Действительная– это обыкновенное действие, на совершение которого
требуются затраты времени и ресурсов.
- Ожидание – процесс, во время которого ничего не происходит, но он
требует затрат времени для перехода от одного события к другому.
- Фиктивная работа – это логическая связь между событиями. Она не
требует ни времени, ни ресурсов, но чтобы не прервать сетевой график, ее
обозначают пунктирной линией. Продолжительность фиктивной работы
принимается равной нулю.
Событие — это факт окончания всех входящих в него работ. Считается, что оно происходит мгновенно. На сетевом графе события
изображаются в виде вершин графа. Ни одна выходящая из данного события
работа не может начаться до окончания всех работ, входящих в это событие.
2
С исходного события (которое не имеет предшествующих работ)
начинается выполнение проекта. Завершающим событием (которое не имеет
последующих работ) заканчивается выполнение проекта.
Любое событие обозначается кружком, в середине которого находится
цифра, соответствующая порядку действий.
путь – это непрерывная последовательность операций (работ) в
сетевом графике;
предшествующий путь – участок полного пути от исходного до
рассматриваемого события;
последующий путь – участок полного пути от рассматриваемого
события до любого следующего;
критический путь – это наибольшее время, затраченное на
выполнение задания. Для того чтобы его рассчитать, нужно сложить все
наибольшие значения последовательных действий;
критическая работа – действие, для которого полный резерв
имеет нулевое значение;
предкритическая работа – операция, для которой менеджер
проекта установил число предельного значения полного резерва;
резерв пути – разница между временной длительностью проекта и
длиной пути на графике;
Если время на проект не устраивает руководство, его нужно
оптимизировать согласно требованиям.
2. Правила построения сетевых моделей
Построение сетевого графика методологически основано на общей
концепции СПУ (системы планирования и управления) проектов.
Правила построения сетевых графиков заключаются в следующем:
Все события имеют начало и конец.
1. Только к первому событию могут не идти стрелки, и только от
последнего они не выходят.
3
2. Все
без
исключения
события
должны
быть
связаны
последовательными работами.
3. График строится строго слева направо в последовательном порядке.
4. Два события может соединять только одна работа.
5. Любые два события должны быть непосредственно связаны не
более чем одной работой-стрелкой. Если два события связаны более
чем одной работой, рекомендуется ввести дополнительное событие
и фиктивную работу:
6. В сети должны отсутствовать тупики.
7. Нельзя допускать образования циклов и замкнутых контуров.
После построения сетевого графа необходимо оценить продолжительность выполнения каждой работы и выделить работы, которые
определяют завершение проекта в целом. Нужно оценить потребность
каждой работы в ресурсах и пересмотреть план с учетом обеспечения
ресурсами.
Часто сетевой граф называют сетевым графиком.
3. Упорядочение сетевых моделей
При построении сетевого графика, сначала формируется эскизная
сетевая модель, главная цель которой точно отразить логику взаимосвязи
между работами. Затем эта модель тщательно проверяется на предмет
несоответствия правилам построения сетей. После этого производится так
называемое упорядочение, с тем, чтобы построенный график имел большую
наглядность и простоту и им было бы удобно пользоваться.
Упорядочение заключается в том, чтобы ликвидировать излишние
логические связи и события, изменить расположение событий и работ для
наглядного изображения, уменьшить количество пересечений. Совсем
избежать пересечений в сетевом графике практически невозможно, но
4
уменьшить их количество можно. Чем меньше пересечений, тем обозримее
сетевой график. Наиболее простым, но эффективным методом упорядочения
сетевых моделей является перемещение событий из одних областей
графика в другие.
Наиболее сложным методом является метод логического зонирования
по слоям.
Основным механизмом этого метода является условное разбиение
всего сетевого графика на зоны — так называемые вертикальные слои. В
каждом слое события размещаются таким образом, чтобы не возникало
вертикально направленных стрелок. Иными словами, в один вертикальный
слой
не
могут
попасть
события,
между
которыми
существует
непосредственная связь, т.е. которые соединены стрелкой. Наиболее удобный
способ такого разбиения заключается в том, чтобы события, уже
помещенные в слой, мысленно вычеркивались из графика вместе с
выходящими из него работами (стрелками). Тогда события, оставшиеся без
входящих стрелок, попадут в следующий слой, и так далее до конечного
события сетевого графика. При этом можно двигаться как от начала к концу
(слева направо) путем исключения «предков» (предшествующих событий),
так и от конца к началу (справа налево) путем исключения «потомков»
(последующих событий).
5
Сетевой график 1. Неупорядоченный сетевой график
Разобьём исходный сетевой график на несколько вертикальных слоёв
(обводим их пунктирными линиями и обозначаем римскими цифрами).
Поместив в I слое начальное событие 0, мысленно вычеркнем из
графика это событие и все выходящие из него работы-стрелки. Тогда без
входящих стрелок останется событие 1, образующее II слой. Вычеркнув
мысленно событие 1 и все выходящие из него работы, увидим, что без
входящих стрелок остаются события 4 и 2, которые образуют III слой.
Продолжая этот процесс, получим сетевой график 2.
6
Сетевой график 2. Упорядочение сетевого графика с помощью слоёв
Теперь видим, что первоначальная нумерация событий не совсем
правильная: так, событие 6 лежит в VI слое и имеет номер, меньший, чем
событие 7 из предыдущего слоя. То же можно сказать о событиях 9 и 10.
Сетевой график 3. Упорядоченный сетевой график
4. Укрупнение работ
Сетевые модели строятся на самых разных уровнях планирования и
управления.
В
связи
с
этим
возникает
необходимость
различного
представления одного и того же проекта – в укрупненном и в
детализированном виде. При переходе от сетей более низкого уровня к сетям
более высокого уровня (укрупненным сетевым графикам) необходимо
решать задачу укрупнения работ, что влечет за собой упрощение сложного.
Сложность сетевого графика зависит от количества входящих в него
работ и событий и характеризуется так называемым коэффициентом
сложности, который определяется отношением количества работ сетевого
графика к количеству событий. При коэффициенте, равном 1 – график
7
считается простым, при коэффициенте 1,5 - средней сложности и при
коэффициенте 2 – сложным.
Сетевые графики с одинаковым количеством событий могут иметь
разный коэффициент сложности.
5. Сшивание сетевых моделей
В сложных проектах построить комплексный сетевой график одному
специалисту в сжатые сроки не под силу. Поэтому в таких случаях проекты
разрабатываются по частям несколькими специалистами. Все эти части
имеют единую конечную цель и определенные технологические связи между
работами. После разработки возникает необходимость объединить несколько
отдельных сетевых графиков в один общий. В практике это процесс получил
название «сшивание» сетевых графиков.
В процессе «сшивания» графиков нужно устранить все случаи
несогласованности между отдельными частями. Для «сшивания» графиков
устанавливаются граничные события, т.е. события, общие для «сшиваемых»
сетей. При «сшивании» частных графиков в общий ни одна работа,
предусмотренная частным графиком, не должна исчезнуть, так же как ни
одна работа, не предусмотренная частным графиком, не должна появиться.
Каждое событие объединенного графа делится пополам: в числителе
записывается старый номер события, в знаменателе новый номер.
Автоматизация процесса
На сегодняшний день мало кто из проектных менеджеров вручную
рисует схемы. Программа для построения сетевых графиков – это простой
и удобный способ быстро рассчитать затраты времени, определить
порядок работ и назначить исполнителей.
Кратко рассмотрим самые распространенные программы: Microsoft
Project 2002 – офисный продукт, в котором очень удобно рисовать схемы.
Но проводить расчеты немного неудобно. Для того чтобы совершить даже
8
самое простое действие, нужен немалый багаж знаний. Скачивая
программу, позаботьтесь о приобретении инструкции по пользованию к ней.
SPU v2.2. Очень распространенный бесплатный софт. Вернее, даже
не программа, а файл в архиве, для использования которого не нужна
установка. Изначально она была разработана для выпускной работы одного
студента, но оказалась настолько полезной, что автор выложил ее в сеть.
NetGraf – еще одна разработка отечественного специалиста из
Краснодара. Очень легка, проста в использовании, не требует установки и
огромного багажа знаний, как с ней управляться. Плюсом является то, что
поддерживает импорт информации из других текстовых редакторов.
Часто можно встретить вот такой экземпляр – Borghiz. О
разработчике мало что известно, как и о том, как пользоваться
программой. Но по примитивному методу «тыка» ее можно освоить.
9