Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 2 ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ
2.1 Порядок ведения мониторинга земель
Порядок ведения мониторинга земель в Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации. Главная роль по осуществлению мониторинга земель в соответствии с пунктом 5.1.13 постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» возлагается на Росреестр при участии различных министерств и ведомств.
Под ведением мониторинга земель понимается совокупность последовательных действий по документированию, накоплению, обработке, учету, хранению и предоставлению сведений об изменениях в состоянии земель всех категорий.
Таким образом, мониторинг земель ведется с соблюдением следующих общих принципов:
- единство и согласованность нормативно-правового и организационно – методического обеспечения;
- совместимость технического, информационного и программного обеспечения составных частей государственного мониторинга земель;
- системность наблюдений за состоянием земель;
- совместимость данных, основанная на применении единых классификаторов, кодов, стандартных форматов данных нормативно – технической базы, систем координат;
- своевременность получения, комплексности обработки и использования мониторинговой информации;
- объективность первичной, аналитической и прогнозной информации;
- оперативность доведения информации до органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций, средств массовой информации, населения страны.
Рациональное и эффективное использование земельных ресурсов не может быть осуществлено без наличия современной и достоверной информации, поэтому в качестве основной функции мониторинга земель, как системы, выступает систематическое обновление информации о состоянии и использовании земель.
При осуществлении государственного мониторинга земель необходимая информация получается с использованием:
а) дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);
б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков;
в) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);
г) сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости;
д) землеустроительной документации;
е) материалов инвентаризации и обследования земель, утвержденных в установленном порядке;
ж) сведений о количестве земель и составе угодий, содержащихся в актах органов государственной власти и органов местного самоуправления;
з) данных, представленных органами государственной власти и органами местного самоуправления;
и) результатов обновления картографической основы (результатов дешифрирования ортофотопланов или сведений топографических карт и планов);
к) данных государственного лесного реестра, а также лесохозяйственных регламентов лесничеств (лесопарков).
2.2 Картографическое обеспечение и методы получения необходимой информации при ведении мониторинга земель
При осуществлении государственного мониторинга земель необходимая информация получается с использованием:
а) дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);
б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков;
в) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);
г) сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости;
д) землеустроительной документации;
е) материалов инвентаризации и обследования земель, утвержденных в установленном порядке;
ж) сведений о количестве земель и составе угодий, содержащихся в актах органов государственной власти и органов местного самоуправления;
з) данных, представленных органами государственной власти и органами местного самоуправления;
и) результатов обновления картографической основы (результатов дешифрирования ортофотопланов или сведений топографических карт и планов);
к) данных государственного лесного реестра, а также лесохозяйственных регламентов лесничеств (лесопарков).
2.3 Правовые основы мониторинга земель
Не менее важное значение имеет нормативно – правовое регулирование государственного мониторинга земель, которое осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и нормативно правовыми актами, обеспечивающие его эффективное проведение.
В настоящее время нормативно – правовая база содержит следующие документы, регулирующие деятельность по ведению государственного мониторинга земель:
1) Конституция Российской Федерации – основной Закон Российской Федерации, содержащий ряд основополагающих положений для земельного законодательства. Конституцией Российской Федерации установлено, что: земля и прочие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
2) Земельный кодекс Российской Федерации. Регулирует отношения по семи категориям земель, в отношении каждой из которых применяется свое правовое регулирование с учетом особенностей объектов, субъектов, режима и условий землепользования .
3) Гражданский кодекс Российской Федерации. В России земля отнесена в рамках Гражданского Кодекса Российской Федерации к недвижимости, которая вовлекается в оборот и приобретает свойства товара. Предусмотренные Гражданским Кодексом России конституционные права граждан на землю, а также информация о качестве, стоимости и использовании земельных участков должны быть гарантированы в условиях развития рынка земли и обеспечения цивилизованных рыночных отношений.
4) Федеральные законы.
- от 10.01.2002 № 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды» – данный федеральный закон дает определения государственного экологического мониторинга, а также устанавливает порядок осуществления государственного мониторинга окружающей среды, формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;
- от 27.07.2006 № 149 – ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» - на основании данного закона пользователи информации (граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения) обладают равными на доступ к государственным информационным ресурсам. Документированная информация мониторинга земель является общедоступной и открытой, за исключением сведений, отнесенных законодательством РФ к категории ограниченного доступа;
- от 21.11.2011 года № 331 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- от 26.12.1995 № 209 – ФЗ «О геодезии и картографии»;
- от 18.06.2001 №78 – ФЗ «О землеустройстве»;
- от 13.07.2015 №218 – ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
5) Постановления правительства Российской Федерации.
- от 11.06.2002 №514 «Об утверждении положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства» - в соответствии с указанным постановлением фонд данных формируется на основе землеустроительной документации, материалов и данных (в письменной, графической, электронной, фотографической и иной форме), полученных в результате проведения землеустройства;
- от 31.03.2003 №177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)»;
- от 09.08.2013 №681 – «О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)» (вместе с «Положением о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)»);
6) Распоряжения правительства
- от 21.08.2006 № 1157 – р «О Концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных РФ»;
- от 03.03.2012 № 297 – р «Об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2020 годы»;
-от 27.12.2012 № 2552 – р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы».
7) Приказ Министерства экономического развития РФ от 14.11.2006 г. №376 «Об утверждении административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги “Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства”» - содержит информацию о порядке предоставления заинтересованным лицам результатов мониторинга земель, содержащихся в документах государственного фонда данных, полученных результате проведения землеустройства.