Порядок разработки и содержание технических регламентов
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Содержание технических регламентов
Определение понятия «технический регламент»
В Федеральном законе «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 27.12.2002 приводится
следующие определение понятия «технический регламент»:
Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской
Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации,
ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или
указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской
Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по
техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения
требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с
требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства,
строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) (в
редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N
104-ФЗ).
В первой части определения установлены способы принятия технических регламентов, а во
второй характеризуется содержательный аспект этих документов.
Вопросам разработки и применения технических регламентов Российской Федерации
посвящена вторая глава Закона «О техническом регулировании».
Содержание технических регламентов
В соответствии с определением технический регламент – это документ, который устанавливает
обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.
О том, что все требования к объектам технического регулирования делятся на обязательные для
применения и исполнения и добровольные, мы уже говорили ранее.
Причем обязательные требования устанавливаются только к продукции или к продукции и
связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, строительства,
монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. К другим
объектам технического регулирования обязательные требования не устанавливаются.
В дальнейшем процессы, связанные с обязательными требованиями к продукции, будем для
краткости обозначать как основные процессы жизненного цикла продукции.
Чтобы понять, какие же виды требований могут быть отнесены к обязательным, необходимо
посмотреть на цели принятия технических регламентов.
Цели принятия технических регламентов связаны с:
защитой жизни, здоровья граждан и имущества;
охраной окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждением действий, вводящих в заблуждение потребителей;
обеспечением энергетической эффективности и ресурсосбережения;
Две первые цели можно объединить одним выражением: «обеспечение безопасности», так как в
Законе «О техническом регулировании» введено понятие безопасность: безопасность продукции и
связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и
утилизации (безопасность) – состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с
причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц,
государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью
животных и растений.
Определение безопасности дано на основе методологии риска.
Риск – это сочетание вероятности события и его последствий. Риск может быть допустимым,
если мала вероятность реализации опасного фактора и незначительна тяжесть последствий. Если
же вероятность реализации опасного фактора велика, а последствия носят тяжелый или даже
критический характер, то риск является недопустимым.
Итак, первый вид обязательных требований к продукции, которые устанавливаются в
технических регламентах – это требования безопасности.
В Законе «О техническом регулировании» возможные требования по безопасности
детализируются по видам:
безопасность излучений;
биологическую безопасность;
взрывобезопасность;
механическую безопасность;
пожарную безопасность;
безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном
производственном объекте);
термическую безопасность;
химическую безопасность;
электрическую безопасность;
радиационную безопасность населения;
электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и
оборудования;
единство измерений;
другие виды безопасности.
Второй вид обязательных требований – это требования по обеспечению энергетической
эффективности и ресурсосбережения.
Этот вид требований был отнесен к обязательным только в 2009 году путем введения
дополнительного абзаца в Закон «О техническом регулировании».
И наконец, третий вид обязательных требований, включаемых в технические регламенты, – это
требования, направленные на предупреждения действий, вводящих в заблуждение
приобретателей. Реализуются они за счет требований к терминологии, маркировке или этикеткам
и правилам их нанесения, то есть, фактически за счет требований к качеству информации о
продукции для потребителей. Эта информация должна быть полной и достоверной.
Помимо требований к объектам технического регулирования технические регламенты должны
содержать перечень, описание этих объектов и правила их идентификации. Это необходимо для
того, чтобы можно было однозначно определить: распространяется ли действие данного
технического регламента на конкретную продукция или нет.
Технические регламенты устанавливают также минимально необходимые ветеринарносанитарные и фитосанитарные меры.
Еще один важный раздел любого технического регламента касается вопросов оценки
соответствия продукции требованиям, которые установлены в техническом регламенте.
Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), испытания,
регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта и в иной
форме. Более подробно вопросы оценки соответствия будут рассматриваться в третьем разделе
курса.
Еще два важных замечания, касающихся содержания технических регламентов.
Во-первых, согласно Закону «О техническом регулировании» технические регламенты с учетом
степени риска причинения вреда должны устанавливать минимально необходимые требования,
обеспечивающие безопасность. При избыточности обязательных требований продукция
становится неконкурентоспособной. При этом не включенные в технические регламенты
требования не могут носить обязательный характер.
Во-вторых, технический регламент может содержать требования безопасности в вербальной
форме, в виде словесного описания, а конкретные требования и методы оценки соответствия
могут вводиться поддерживающими регламент национальными стандартами и сводами правил.
Для этого до дня вступления в силу технического регламента утверждаются «Перечень
документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований, испытаний и
измерений», а также «Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате
применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований
технического регламента».
Итак, мы выяснили, что должны содержать технические регламенты. Теперь о тех положениях,
которые не должны включаться в технические регламенты.
Технический регламент не должен содержать требования к конструкции и исполнению
продукции, за исключением случаев, если из-за отсутствия таких положений не обеспечивается
достижение целей принятия технического регламента.
Технический регламент не может также содержать требования к продукции, причиняющей вред
жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и
зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска.
В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся
информирования потребителя, о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.
Содержащиеся в технических регламентах положения имеют прямое действие на всей
территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и
дополнений в соответствующий технический регламент.
Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо
от способа, которым они приняты;
места происхождения продукции;
видов или особенностей сделок;
физических или юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями,
продавцами, потребителями.
Порядок разработки и принятия технических регламентов
При разработке технического регламента необходимо максимально обеспечить:
прозрачность процедур разработки;
возможность участия в разработке всех заинтересованных лиц;
достижение согласия большинства заинтересованных сторон.
В соответствии с редакцией Закона «О техническом регулировании», введенной в действие с 1
июля 2016 года, технический регламент может быть принят международным договором
Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации,
ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или
указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской
Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по
техническому регулированию. Возможность принятия технического регламента федеральным
законом, существовавшая в предыдущих редакциях Закона 184-ФЗ, в новой редакции была
исключена.
Основные этапы разработки технического регламента, принимаемого постановлением
Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом федерального органа
исполнительной власти по техническому регулированию.
1. Создание технического регламента начинается с разработки проекта.
Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо.
О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление.
Уведомление публикуется в журнале «Вестник технического регулирования» и в информационной
системе общего пользования в электронно-цифровой форме на сайте Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии
С момента опубликования уведомления о разработке проекта соответствующий проект должен
быть доступен всем заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по
требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта технического регламента.
2. Разработчик дорабатывает проект технического регламента с учетом полученных в
письменной форме замечаний заинтересованных лиц.
3. Разработчик проводит публичное обсуждение проекта технического регламента.
В Законе «О техническом регулировании» не установлены требования о масштабах публичного
обсуждения проекта технического регламента: должны ли они проводиться один раз, либо
заинтересованные лица могут потребовать более широкого публичного обсуждения. Закон «О
техническом регулировании» предусматривает лишь, что срок публичного обсуждения проекта
технического регламента со дня опубликования уведомления о разработке проекта до дня
опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два
месяца.
4. Опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического
регламента должно быть размещено там же, где и первое уведомление, т.е. в печатной издании и в
электронно-цифровой форме.
5. Технический регламент, принимаемый постановлением Правительства Российской
Федерации или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по
техническому регулированию, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его
официального опубликования. Это время необходимо для того, чтобы все, кто будет применять
новый технический регламент, успели подготовиться к исполнению
В исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан,
окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, и в случаях, если для обеспечения
безопасности продукции необходимо незамедлительное принятие соответствующего
нормативного правового акта о техническом регламенте, Президент Российской Федерации вправе
издать технический регламент без его публичного обсуждения
Принятие технического регламента международным договором Российской Федерации
предусмотрено в целях интеграции нашей страны в международную деятельность по
формированию единой системы технического регулирования.
Развитие интеграционных процессов привело к появлению технических регламентов
Таможенного союза, действующих на территории всех стран, входящих в этот союз.
Утверждаются такие документы Евразийской экономической комиссией. Их основная цель –
обеспечить выход на рынок безопасной продукции. Технические регламенты Таможенного союза
разрабатываются только на продукцию, включенную в Единый перечень продукции, в отношении
которой устанавливаются обязательные требования в рамках союза.
Технические регламенты Таможенного союза имеют прямое действие на территории всего
Союза. Государства-члены не допускают установление в своем законодательстве обязательных
требований в отношении продукции, не включенной в Единый перечень; никаких дополнительных
требований к продукции не должно применяться.