Порядок прохождения и прекращения государственной гражданской и муниципальной службы
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 5. Порядок прохождения и прекращения государственной гражданской и муниципальной службы
Вопрос 1. Аттестация государственных и муниципальных служащих
Аттестация гражданского (муниципального) служащего осуществляется в целях определения его соответствия замещаемой должности и проводится один раз в три года.
Порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих РФ определяется Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 № 110 (с изм. и доп. от 28.08.2015) «О проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ».
Внеочередная аттестация служащего может проводиться в следующих случаях:
1) по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;
2) по решению представителя нанимателя после принятия в установленном порядке решения:
• о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;
• об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.
Гражданские и муниципальные служащие, не подлежащие аттестации, перечислены на рис. 1.
Рис. 1. Гражданские и муниципальные служащие, не подлежащие аттестации
Порядок проведения аттестации служащих аналогичен порядку проведения квалификационного экзамена.
Выделяют следующие этапы организации и проведения аттестации.
1. Организационный этап.
На этом этапе правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия. В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания их персональных данных. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.
На этом же этапе руководителем государственного органа утверждается график проведения аттестации, составляются списки служащих, подлежащих аттестации, и подготавливаются необходимые документы для аттестационной комиссии.
В графике проведения аттестации указываются:
• дата и время проведения аттестации;
• дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за такое представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.
График проведения аттестации доводится до сведения каждого аттестуемого служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.
В аттестационную комиссию представляются следующие документы:
1) Отзыв на каждого аттестуемого служащего, подготовленный его непосредственным руководителем. В нем должна содержаться мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов служебной деятельности. К отзыву прилагаются сведения о выполненных служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости пояснительная записка служащего на отзыв непосредственного руководителя. Отзыв предоставляется в аттестационную комиссию не позднее, чем за две недели до начала проведения аттестации;
2) Аттестационный лист с данными предыдущей аттестации.
Кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого служащего с представленным отзывом о его служебной деятельности. При этом аттестуемый служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о служебной деятельности за предшествующий период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом.
2. Проведение аттестации.
Аттестация проводится в присутствии аттестуемого служащего. В случае неявки на аттестацию без уважительных причин или отказа от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности, а аттестация переносится.
Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает аттестуемого и в случае необходимости его непосредственного руководителя о его служебной деятельности.
Обсуждение профессиональных и личностных качеств служащего применительно к его должностным обязанностям и полномочиям должно быть объективным и доброжелательным.
По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:
• соответствует замещаемой должности гражданской службы;
• соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
• соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;
• не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
3. Оформление решения аттестационной комиссии, подведение итогов аттестации.
Результаты аттестации сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования и заносятся в аттестационный лист, с которым гражданский служащий знакомится под расписку.
Аттестационный лист и отзыв об исполнении служащим обязанностей хранятся в личном деле служащего.
По ее результатам в течение одного месяца издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:
• подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
• направляется для получения дополнительного профессионального образования;
• понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.
При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы
Нормативно-правовыми актами предусмотрено, что гражданский (муниципальный) служащий вправе обжаловать результаты аттестации
Вопрос 2. Квалификационный экзамен
С целью подбора наиболее квалифицированных кадров для осуществления административных процессов на государственной гражданской и муниципальной службе проводится квалификационный экзамен.
Квалификационный экзамен – специальная процедура проверки и оценки профессионального уровня государственного гражданского или муниципального служащего. Результат оценки влияет на определение уровня подготовки служащих, соответствия требованиям к профессиональным знаниям и умениям, а также для решения вопроса о присвоении классного чина.
Порядок сдачи квалификационного экзамена гражданскими служащими определяется указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 111 (с изм. и доп. от 01.07.2014) «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)».
Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, с которыми заключены срочные служебные контракты, за исключением гражданских служащих, замещающих:
а) должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы;
б) должности гражданской службы категории «помощники (советники)», назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом РФ;
в) должности гражданской службы, относящиеся к главной группе должностей гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Правительством РФ.
Квалификационный экзамен проводится:
а) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему, не имеющему классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации, первого классного чина по замещаемой должности гражданской службы;
б) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему очередного классного чина по замещаемой должности гражданской службы, который присваивается гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской
службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый гражданскому служащему;
в) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина после назначения его на более высокую должность гражданской службы, если для этой должности предусмотрен более высокий классный чин, чем тот, который имеет гражданский служащий.
Процедура проведения квалификационного экзамена представлена на рис. 2.
Рис. 2. Процедура проведения квалификационного экзамена на государственной гражданской службе
Квалификационный экзамен проводится конкурсной или аттестационной комиссией в порядке, установленном для проведения заседаний конкурсной или аттестационной комиссии.
В решении представителя нанимателя о проведении квалификационного экзамена указываются:
• дата и время проведения квалификационного экзамена;
• список гражданских служащих, которые должны сдавать квалификационный экзамен;
• перечень документов, необходимых для проведения квалификационного экзамена.
Решение о предстоящей сдаче квалификационного экзамена доводится до сведения гражданского служащего не позднее чем за месяц до его проведения.
Не позднее чем за месяц до проведения квалификационного экзамена непосредственный руководитель гражданского служащего направляет в комиссию отзыв об уровне знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) гражданского служащего и о возможности присвоения ему классного чина.
Гражданский служащий должен быть ознакомлен с отзывом не менее чем за две недели до проведения квалификационного экзамена. Гражданский служащий вправе представить в комиссию заявление о своем несогласии с указанным отзывом.
При проведении квалификационного экзамена комиссия оценивает знания, навыки и умения (профессиональный уровень) гражданских служащих в соответствии с требованиями должностных регламентов гражданских служащих, сложностью и ответственностью работы, выполняемой гражданскими служащими, на основе экзаменационных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных качеств гражданских служащих, включая индивидуальное собеседование и тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.
Решение о результате квалификационного экзамена выносится комиссией в отсутствие гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается сдавшим квалификационный экзамен.
По результатам квалификационного экзамена в отношении гражданского служащего комиссией выносится одно из следующих решений:
а) признать, что гражданский служащий сдал квалификационный экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина;
б) признать, что гражданский служащий не сдал квалификационный экзамен.
Результат квалификационного экзамена заносится в экзаменационный лист гражданского служащего, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, присутствовавшими на заседании.
Гражданский служащий знакомится с экзаменационным листом под расписку.
Экзаменационный лист гражданского служащего и отзыв об уровне его знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) и о возможности присвоения ему классного чина хранятся в личном деле гражданского служащего.
Результаты квалификационного экзамена направляются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после его проведения.
На основании результатов квалификационного экзамена представитель нанимателя либо принимает решение о присвоении в установленном порядке классного чина гражданскому служащему, сдавшему квалификационный экзамен, либо направляет представление о присвоении указанному гражданскому служащему классного чина в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.
Гражданский служащий, не сдавший квалификационный экзамен, может выступить с инициативой о проведении повторного квалификационного экзамена не ранее чем через шесть месяцев после проведения данного экзамена.
Вопрос 3. Перевод государственного гражданского (муниципального) служащего
Одним из этапов прохождения службы является перевод служащего на иную должность.
Устанавливаются следующие виды переводов гражданских (муниципальных) служащих:
1) перевод гражданского (муниципального) служащего на иную должность гражданской службы (муниципальной службы) в том же государственном органе (органе местного самоуправления);
2) перевод служащего на иную должность гражданской (муниципальной) службы в другом государственном органе (органе местного самоуправления);
3) перевод служащего в другую местность вместе с государственным органом.
Первым основанием для перевода служащего является служебная необходимость. В случае служебной необходимости представитель нанимателя имеет право переводить гражданского служащего на срок до одного месяца на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе с оплатой труда по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже установленного ранее размера оплаты труда.
Такой перевод допускается для предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия, для предотвращения несчастных случаев, временной приостановки профессиональной служебной деятельности по причинам экономического, технологического, технического или
организационного характера, уничтожения или порчи имущества, а также для замещения временно отсутствующего гражданского служащего. При этом гражданский служащий не может быть переведен на иную должность гражданской службы, противопоказанную ему по состоянию здоровья.
Продолжительность перевода для замещения временно отсутствующего гражданского служащего не может превышать одного месяца в течение календарного года.
По соглашению сторон служебного контракта представитель нанимателя вправе назначить гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, в том числе более высокой группы должностей, с установлением должностного оклада по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже должностного оклада по ранее замещаемой должности гражданской службы, выплатой установленных по временно замещаемой должности гражданской службы надбавок и предоставлением государственных социальных гарантий.
Вторым основанием для перевода является состояние здоровья служащего. Гражданскому служащему, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы, предоставляется соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы. В случае отказа гражданского служащего от
перевода на иную должность гражданской службы либо отсутствия такой должности в том же государственном органе служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.
Третьим основанием для перевода могут быть результаты аттестации служащего. В случае если аттестационной комиссией будет установлено, что гражданский служащий не соответствует замещаемой должности, представитель нанимателя обязан перевести его на должность, которой служащий соответствует, а если служащий отказался от перевода – освободить его от замещаемой должности и уволить с гражданской службы.
По письменной просьбе гражданского служащего или с его письменного согласия может быть осуществлен его перевод в другой государственный орган, на государственную службу иного вида или на иную работу. При этом служебный контракт по прежнему месту службы прекращается.
В соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона о гражданской службе не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия гражданского служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом. При этом не должны изменяться существенные условия служебного контракта гражданского служащего.
Вопрос 4. Основания прекращения государственной гражданской (муниципальной) службы
Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются:
• соглашение сторон служебного контракта (ст.34 ФЗ-79);
• истечение срока действия срочного служебного контракта (ст. 35 ФЗ-79);
• расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (ст. 36 ФЗ-79);
• расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя;
• перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;
• отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (ст.29 ФЗ-79);
• отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе;
• отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;
• обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта (ст.39 ФЗ-79);
• нарушение установленных федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы (ст.40 ФЗ-79);
• выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации (ст.41 ФЗ-79);
• несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных федеральными законами;
• нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных ФЗ-79.
Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае:
• несоответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы: а) по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением; б) вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;
• утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
• неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
• однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей: а) прогула; б) появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; в) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей; г) совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях; д) нарушения гражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;
• совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя;
• принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;
• однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ;
• предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта;
• прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям;
• отсутствия на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством РФ не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством РФ не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности);
• сокращения должностей гражданской службы в государственном органе;
• упразднения государственного органа;
• в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.
Прекращение служебного контракта по обстоятельствам, не зависящие от воли сторон.
Служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы, увольняется с гражданской службы и с его согласия включается в кадровый резерв в связи с:
• призывом гражданского служащего на военную службу или направлением его на альтернативную гражданскую службу;
• восстановлением на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность гражданской службы, по решению суда;
• избранием или назначением гражданского служащего на государственную должность, на муниципальную должность либо избранием гражданского служащего на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
• наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению отношений, связанных с гражданской службой, если данное обстоятельство признано чрезвычайным решением Президента РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ;
• исполнением гражданским служащим государственных обязанностей в случаях, установленных федеральным законом.
Служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в связи с:
• осуждением гражданского служащего к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;
• признанием гражданского служащего полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением;
• признанием гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
• достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе, за исключением случаев, когда срок гражданской службы гражданскому служащему продлен сверх установленного предельного возраста пребывания на гражданской службе;
• применением к гражданскому служащему административного наказания в виде дисквалификации.
На муниципальной службе предусмотрены аналогичные основания прекращения служебного контракта (договора).