Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1
Лекция 6.
Порядок подготовки процедуры закупки товара,
работы, услуги для государственных и муниципальных бюджетных
организаций.
Цель занятия:
1. Законодательство о закупках для нужд ГБУ, термины, определения.
2. Организация процесса подготовки проведения конкурсных
процедур.
3. Основные участники процедуры торгов.
4. Правила рассмотрения заявок.
Литература:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ
(ред. от 18.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019)
2. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической
культуре и спорте в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в
сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд».
4. Федеральный закон РФ от 18.07.2011 года №223-ФЗ «О закупках
товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Доцент кафедры ССиИ, ДС к.т.н., с.н.с. А.И. Лебедев
2
1. Законодательство
определения.
о
закупках
для
нужд
ГБУ,
термины,
Процесс выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) услуг на
закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд
нормируется следующим законодательством:
- гражданский кодекс РФ статьи №448 «Организация и порядок
проведения торгов» и №449 «Основания и последствия признания торгов
недействительными»;
- положениями федерального законодательства от 05.04.2013 №44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд» и положениями от
18.07.2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными
видами юридических лиц».
Статьи ГК РФ определяют основные понятия рассматриваемого
процесса, его организацию через систему торгов или тендера.
tender — предложение) — ко ку
т ая фо ма отбо а п
(англ.
лож ий на
поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ по заранее
объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах
состязательности, справедливости и эффективности.
Так, выигравшим то ги а аукцио
признается лицо, предложившее
наиболее высокую цену, а по ко ку су - лицо, которое по заключению
конкурсной
комиссии,
заранее
назначенной
организатором
торгов,
предложило лучшие условия (предложения). Форма торгов определяется
собственником
продаваемой
вещи
или
обладателем
реализуемого
имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
Ко т акт заключается с победителем тендера — участником,
подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в
котором предложены наилучшие условия.
Доцент кафедры ССиИ, ДС к.т.н., с.н.с. А.И. Лебедев
3
Термин «т
», используемый в повседневной речи, является
аналогом русских терминов ко ку с или аукцио , поэтому в практике
рассматриваемого процесса встречаются термины, как одни, так и другие.
о ги (изучение и анализ предложений) в Российской Федерации
подразделяются на открытые и закрытые, могут проводиться в один или два
этапа, в форме конкурса или аукциона. Организация подготовки и
проведения торгов определена новым Законом 44-ФЗ, который действует с
01.01.2014 года, предусматривает не только новшества в практической
стороне закупки, но и вводит новые законодательные термины и понятия.
Так,
если
раньше,
говоря
юридическим
осуществлялось « азм щ и госу а ств
языком,
заказчиками
ого (му иципаль ого) заказа»,
то новая редакция предполагает, что заказчик «оп
ля т поставщика,
по я чика или испол ит ля». Несмотря на разную формулировку, суть
процесса осталась неизменной и сводится к поиску исполнителя для
осуществления закупки.
Однако, процесс выбора поставщика услуг, товаров и работ может
иметь
два вида: оп
л и поставщика и закупка това а,
аботы,
услуги.
Оп
йствий,
л и поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокуп ость
кото ы
осущ ствляются
заказчиками
установленном настоящим Федеральным законом,
изв щ ия об осущ ствл ии закупки това а,
в
порядке,
ачи ая с азм щ ия
аботы, услуги для
обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта
Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных
настоящим Федеральным законом случаях с
п и ять участи в оп
ап авл ия п иглаш ия
л ии поставщика (подрядчика, исполнителя) и
зав шаются заключ и м ко т акта;
Закупка това а,
аботы, услуги для обеспечения государственных
или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокуп ость
Доцент кафедры ССиИ, ДС к.т.н., с.н.с. А.И. Лебедев
йствий,
4
осущ ствля мых в установленном настоящим Федеральным законом
порядке заказчиком и ап авл
му иципаль ых
ых а об сп ч и госу а ств
уж . Закупка начинается с оп
ых или
л ия поставщика
(подрядчика, исполнителя) и зав ша тся испол
и м обязат льств
сто о ами ко т акта. В случае, если в соответствии с настоящим
Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об
осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в
определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с
заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами
контракта.
Закон №44-ФЗ отличается от предшественника (№94-ФЗ) прежде всего
конкретным определением базовых положений, на которых строится
контрактная система. Именно они должны способствовать обновлению и
усовершенствованию всего рынка государственных закупок и исключить
несовершенство закона №94-ФЗ. Контрактная система в сфере закупок
основывается на принципах отк ытости, п оз ач ости и фо мации о
ко т акт ой сист м
в сф
закупок, об сп ч ия ко ку
п оф ссио ализма заказчиков, стимули ова ия и
ко т акт ой
сист мы
в
сф
закупок,
зультатив ость об сп ч ия госу а ств
оваций,
отв тств
ции,
и ства
ости
за
ых и му иципаль ых уж ,
эфф ктив ости осущ ствл ия закупок.
Доцент кафедры ССиИ, ДС к.т.н., с.н.с. А.И. Лебедев
5
2. Организация
процесса
подготовки
проведения
конкурсных
процедур.
Организация процесса подготовки и проведения процедур определения
поставщика (подрядчика, исполнителя) и закупки товаров, работ и услуг
определена
ст укту
ому
по аз л ию
заказчика
–
ко ку с ой
комиссии.
В соответствии со статьей 39 заказчик соз а т комиссию по
осущ ствл ию закупок (далее - комиссия). Решение о создании комиссии
принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом
определяются
состав
комиссии
председатель
комиссии.
и
порядок
Заказчиком
ее
могут
работы,
назначается
создаваться
конкурсные,
аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на
участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые
комиссии. Число членов ко ку с ой, аукцио
должно быть
м
ой или
ч м пять ч лов к, число членов коти овоч ой
комиссии, комиссии по рассмотрению заявок
п
и ой комиссии
лож ий и окончательных п
а участи
в зап ос
лож ий олж о быть
м
ч м
т и ч лов ка.
В
состав
комиссии
входят
преимущественно
лица, прошедшие
профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере
закупок, а также лица, обладающие специальными знаниями, относящимися
к объекту закупки. Решения комиссия принимает большинством голосов и
оформляет
протоколом.
Решение
комиссии,
принятое
в
нарушение
требований настоящего Федерального закона, может быть обжаловано
любым
участником
Федеральным
закупки
законом,
и
в
порядке,
признано
установленном
недействительным
настоящим
по
решению
контрольного органа в сфере закупок.
Заказчик вправе привлечь на основе контракта специализированную
организацию для выполнения отдельных функций по определению
Доцент кафедры ССиИ, ДС к.т.н., с.н.с. А.И. Лебедев
6
поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса или
аукциона, в том числе для
окум тации об аукцио ,
сист м
аз аботки ко ку с ой
азм щ ия в
изв щ ия о п ов
ог а ич
ым участи м,
аукцио а,
и ой и фо мацио
ап авл ия п иглаш ий п и ять участи
вухэтап ом ко ку с
фу кций, связа
(по я чика,
ых с об сп ч и м п ов
осущ ствл ию закупок, оп
ко т акта, п
с ог а ич
При
ым участи м, зак ытом
м та и сущ ств
п о кта ко т акта, ко ку с ой
ия оп
этом
л и
ого
в зак ытом
или в зак ытом аукцио , выпол
испол ит ля).
ой
ии отк ытого ко ку са, ко ку са с
вухэтап ого ко ку са или эл кт о
ко ку с , зак ытом ко ку с
аукцио
окум тации,
ия и ых
л ия поставщика
соз а и
комиссии
по
ачаль ой (максималь ой) ц ы
ых условий ко т акта, утв ж
окум тации,
и
окум тации об
и по писа и ко т акта осущ ствляются заказчиком!.
Специализированная организация не может быть участником закупки, в
рамках которой эта организация осуществляет функции.
Ко ку с ая комиссия выпол я т сл ующи фу кции:
- осуществляет разработку и включение в единую информационную
систему извещения о закупках и подготавливает конкурсную документацию;
- производит сбор заявок на участие в торгах и на предварительную
квалификацию;
- проводит предварительную квалификацию претендентов;
- организует рассмотрение тендерной документации и решает вопросы
изменения этой документации и процедур;
- проводит ознакомление претендентов с тендерной документацией и
дает необходимые разъяснения;
- обеспечивает сбор, хранение и оценку представленных оферт;
- осуществляет процедуру торгов и ее оформление;
Доцент кафедры ССиИ, ДС к.т.н., с.н.с. А.И. Лебедев
7
- определяет победителя или принимает иное решение по результатам
торгов и представляет их на утверждение;
- публикует
в
средствах
массовой
информации
отчеты
о
результатах торгов.
Решения конкурсной комиссии (тендерного комитета) принимаются на
закрытых заседаниях, и оформляется протоколом, который подписывается
всеми членами конкурсной комиссии, принявшими участие в голосовании.
Заказчики при осуществлении закупок используют ко ку
способы оп
т ы
л ия поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или
осущ ствляют закупки у
и ств
ого поставщика (подрядчика,
исполнителя).
2. Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс,
закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс),
аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый
аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
3. Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя),
при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия
исполнения контракта.
4. Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя),
при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену
контракта.
5. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в
соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия,
влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
6. При осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона могут
выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении открытого конкурса, конкурса
с ограниченным участием или двухэтапного конкурса либо приглашении принять участие в
закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном
конкурсе или закрытом аукционе, в конкурсной документации, документации об аукционе
отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее
обоснование в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, сроки и иные условия
поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Участник закупки подает заявку на
участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота
заключается отдельный контракт.
Так, анализируя нормы Закона 44-ФЗ «О контрактной системе»
оп
л и поставщика това ов, по я чика ля выпол
испол ит ля для оказания услуг мож т осущ ствляться
ия абот или
сколькими
способами, а именно путем проведения:
Доцент кафедры ССиИ, ДС к.т.н., с.н.с. А.И. Лебедев
8
открытого конкурса;
закрытого конкурса;
двухэтапного конкурса;
закрытого двухэтапного конкурса;
конкурса с ограниченным участием;
закрытого конкурса с ограниченным участием;
электронного (открытого) аукциона;
закрытого аукциона;
запроса предложений;
запроса котировок;
закупки у единственного поставщика.
Из представленного данного перечня абсолютно новыми способами
закупки
являются
вухэтап ый
отк ытий
отк ытый и зак ытый ко ку сы с ог а ич
закупка пут м зап оса п
и
зак ытый
способы,
ым участи м, а такж
лож ий.
Двухэтапный конкурс по 44-ФЗ — это закупочная процедура, которая
осуществляется в два этапа. Первый заключается в проведении так называемых
обсуждений, а второй — конкурс в его обычном понимании. По окончании торгов
победителем может быть признан претендент, который прошел оба этапа, при этом его
предложение оказалось наилучшим.
В такой закупке претенденты подают заявки дважды. Первый раз она состоит из
предложения по объекту закупки, во второй же раз подаются окончательные заявки с
обязательным указанием цены договора. Необходимо указать, что обеспечение заявки при
проведении двухэтапного конкурса на первом этапе не вносится. Его необходимо
предоставлять при участии во втором этапе.
Двухэтапный конкурс проводится в случае, если имеется необходимость в
уточнении характеристик объекта торгов, для чего обязательно провести обсуждение с
претендентами закупки. Также двухэтапный конкурс проводится для заключения
контракта: на проведение исследований, проектных работ, экспериментов, изысканий;
энергосервисного обеспечения; на создание результатов интеллектуальной деятельности
(произведения литературы и искусства).
Запрос предложений — это способ определения поставщика, при котором
информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС
извещения и документации.
Закон строго определяет ситуации, в которых разрешено искать исполнителя заказа
с помощью этого метода. Необходимость этой меры обусловлена спецификой процесса.
Только для заключения определенных видов контрактов разрешается использовать торги
в виде запроса предложения по 44-ФЗ (статья 83):
Доцент кафедры ССиИ, ДС к.т.н., с.н.с. А.И. Лебедев
9
1. Купля-продажа образцов народного творчества и художественных промыслов, у
которых есть соответствующий сертификат регистрации.
2. Поставка товаров, необходимых для Олимпийской и паралимпийской сборных
России, например, участие в тендере на поставку спортивного инвентаря, формы и т.д.
3. Купля-продажа лекарственных средств для конкретного человека. Согласно
правилам такого рода сделки, препараты должны быть назначены врачебной комиссией, а
решение - быть зафиксировано документально. Как правило, в первую очередь, закупка
происходит путем заключения контракта с единственным поставщиком на сумму до 200
тыс. руб., а затем — с помощью открытого запроса предложений. Если сумма разных
лекарственных препаратов в составе одного лота превышает максимальную сумму, часть
из них должна быть исключена.
4. Договоры, которые были расторгнуты в официальном порядке по той или иной
причине, при условии, что новый контракт будет учитывать долю выполненных
обязательств по старому соглашению. От этого напрямую зависит цена.
5. Защита интересов РФ в случае иска, поданного в суд иностранного государства
физическим лицом.
6. При условии, если повторный конкурс или электронный аукцион не состоялись,
можно провести запрос предложений.
Доцент кафедры ССиИ, ДС к.т.н., с.н.с. А.И. Лебедев
10
3. Участники процедуры торгов.
Участник закупки (оферент) - это лицо, от имени которого
представляется
оферта,
т.е.
комплект
документов,
письменно
подтверждающий намерение претендента участвовать в закупке и заключить
контракт в отношении конкретного предмета закупки на условиях
определенных заказчиком в конкурсной документации с учетом дополнений
претендентов (до момента регистрации оферты данное лицо считается
претендентом). Участником закупки может выступать любое юридическое
лицо
независимо
от
его
организационно-правовой
формы,
формы
собственности, места нахождения и места происхождения капитала или
любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве
индивидуального предпринимателя.
Участники
процедуры
выбора
поставщика
услуг
должны
соответствовать определенным требованиям, которые включают (статья 31):
1)
соответствие
требованиям,
установленным
в
соответствии
с
законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим
поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом
закупки;
2) правомочность участника закупки заключать контракт;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и
отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным
(банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке,
установленном Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам,
задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной
Доцент кафедры ССиИ, ДС к.т.н., с.н.с. А.И. Лебедев
11
системы Российской Федерации;
6) отсутствие у участника закупки судимости за преступления в сфере
экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или
снята);
7) обладание участником закупки исключительными правами на
результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением
контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением
случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или
искусства,
исполнения,
на
финансирование
проката
или
показа
национального фильма;
8) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта
интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель
заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель
контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с
физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями.
Доцент кафедры ССиИ, ДС к.т.н., с.н.с. А.И. Лебедев
12
4.
Правила рассмотрения заявок.
П авила
ассмот
ия заявок - сокращение общего срока и
объединение процессов рассмотрения и оценки. Так, если прошлая редакция
давала заказчику 20 дней на рассмотрение конкурсных заявок и 10 дней на их
оценку и формирование окончательного протокола, то частью 1 статьи 53
Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» уста овл
с ок со
и ый, 20-и
я вск ытия ко в тов с заявками и ля ассмот
оц ки по а
ых пот
циаль ыми участ иками п
в ый,
ия, и ля
лож ий.
Согласно частям 10 и 11 статьи 53 Закона 44-ФЗ «О контрактной
системе» по итогам рассмотрения и оценки конкурсных заявок заказчиком
составляется соответствующий протокол, в котором отражается все
касающиеся закупки сведения.
Правила заключения контракта в соответствии с №44-ФЗ более четкие
по сравнению с предыдущей редакцией. Контракт должен быть заключен
поз
20-ого
п отокола в
я, о и
а
и ой и фо мацио
10-ого
я с аты публикации итогового
ой сист м . Иными словами, заказчик и
победитель конкурса должны подписать контракт в период с десятого по
двадцатый день, исчисляемые с момента размещения протокола. Ранее был
установлен лишь минимальный период – не ранее чем через 10 дней, без
ограничения окончательного срока заключения контракта.
Также стоит отметить, что в отличие от правил Закона N 94-ФЗ
заказчик теперь не имеет права обратиться в суд с исковым заявлением о
понуждении заключения контракта в тех случаях, когда после объявления
победителей участник уклоняется от его подписания. В соответствии с часть
4 статьи 54 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» при отказе победителя
конкурса от подписания контракта заказчик вправе лишь возместить в
судебном порядке понесенные в связи с такими действиями участника
убытки.
Доцент кафедры ССиИ, ДС к.т.н., с.н.с. А.И. Лебедев
13
Вместе с тем новая редакция Закона устанавливает фиксированный
срок, в течение которого победитель должен подписать контракт. Согласно
части 3 статьи 54 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» он составляет 15
календарных дней со дня получения от заказчика проекта данного контракта.
Ранее конкретный срок определялся непосредственно заказчиком при
подготовке конкурсной документации. В то же время такой срок в
соответствии с частью 9 статьи 54 Закона может быть продлен до 30 дней
при возникновении форс-мажорных обстоятельств или при наличии
соответствующих судебных актов.
П из а и отк ытого ко ку са
состоявшимся. В определенных
случаях открытый конкурс признается заказчиком несостоявшимся. И в
соответствии с Законом 44-ФЗ «О контрактной системе» именно причины, по
которым конкурс признан несостоявшимся, являются основополагающими
при принятии заказчиком дальнейших действий. Дело в том, что Закон N 94ФЗ давал заказчику в данном случае право выбора варианта своего
дальнейшего поведения – он мог либо провести повторный конкурс, либо
провести
закупку
у
единственного
поставщика,
уполномоченным органом. Теперь же заказчик олж
исключит ль о в по я к , уста овл
ом в Зако
согласовав
бу т
ее
с
йствовать
.
Так, если конкурс не состоялся по причине подачи лишь одной заявки
на
участие,
или
признания
лишь
одной
заявки
соответствующей
установленным в документации требованиям, или прохождения только
одним участником этапа предквалификационного отбора, то в аль йш м
заказчик
олж
п ов сти закупку у
и ств
ого поставщика. При
этом заказчик в обязательном порядке согласовывает проведение закупки у
единственного
контрагента
с
соответствующим
уполномоченным
на
контроль органом. Детальная процедура такого согласования утверждена
Приказом Минэкономразвития РФ № 537 от 13 сентября 2013 года.
Доцент кафедры ССиИ, ДС к.т.н., с.н.с. А.И. Лебедев
14
П ов
и
ж
повто
ого ко ку са либо объявл и
ко ку са с соотв тствующим в с и м изм
ий в пла -г афик
закупок обязат ль о в ситуациях, ког а заявки а ко ку с
вообщ , или ж
ио
а из по а
ых заявок
ии
по авались
отв ча т уста овл
и о
ым
условиям, или ж
п и
п
ого отбо а. При этом в случае принятия решения о
квалификацио
п охож
ового
им из участ иков
проведении повторного конкурса необходимо продление срока исполнения
предыдущего контракта на период, достаточный для завершения повторной
закупки. Также заказчику в данном случае предоставлено право увеличить
цену контракта в пределах 10% от изначально предложенной.
Если же и повторный конкурс будет признан несостоявшимся, то после
внесения необходимых изменений в план закупок заказчик имеет право
провести закупку необходимых товаров, работ, услуг путем запроса
предложений и определить поставщика, подрядчика, исполнителя иным
способом.
В ряде случаев при оформлении договоров (контрактов) используются
примерные формы договоров.
Содержание любого договора (контракта) составляет совокуп ость
согласова
ых сто о ами условий. Чтобы договор (контракт) был
составлен грамотно и исключал неверное толкование обязанностей сторон,
желательно сформулировать в его тексте следующие разделы:
– преамбула, в которой приводится дата и место (город) заключения
договора; а также полное название сторон договора – Заказчика и
Подрядчика с указанием их реквизитов. Необходимо указать информацию,
подтверждающую право сторон на подписание договора. Последний момент
немаловажен, поскольку не каждое лицо в силу закона либо устава
организации вправе заключать договор и скреплять его своей подписью;
– предмет договора (контракта);
– сроки выполнения работ;
Доцент кафедры ССиИ, ДС к.т.н., с.н.с. А.И. Лебедев
15
– стоимость работ и порядок расчетов;
– порядок сдачи и приемки работ;
– ответственность сторон;
– основания и порядок расторжения договора (контракта);
– разрешение споров из договора (контракта);
– форс-мажор;
– гарантия качества работ;
– страхование рисков;
– конфиденциальность;
– прочие условия;
– адреса и реквизиты сторон;
– список приложений;
– подписи сторон.
Допол ит ль о соглаш и . Очень часто после заключения какоголибо договора, в момент его действия и исполнения возникают определенные
обстоятельства, в соответствии с которыми отдельные пункты такого
договора необходимо отменить, изменить или добавить новые условия
договора. Данные изменения оформляются дополнительным соглашением,
которое совершается в той же форме, что и основной договор (ст. 452 ГК
РФ).
Все новые, установленные дополнительными соглашениями условия,
отменяют
и
делают
недействительными
предыдущие
условия,
установленные в договоре. В связи с этим, дополнительное соглашение к
договору является неотъемлемой частью основного договора и должно
соответствовать всем требованиям, предъявляемым к основному договору. В
дополнительном соглашении к договору (контракту) должны быть указаны
следующие сведения: место и время заключения; стороны дополнительного
соглашения; частью какого договора оно является; а также все условия, по
которым должны быть достигнуты соглашения. Следует отметить, что
Доцент кафедры ССиИ, ДС к.т.н., с.н.с. А.И. Лебедев
16
условия дополнительного соглашения вступают в силу с момента его
заключения
(если иное не предусмотрено
законом или
договором
(контрактом)).
П отокол аз огласий. Это документ, в котором стороны фиксируют
свои разногласия по условиям заключаемого договора (контракта). Протокол
разногласий можно составить как после заключения договора (контракта)
(тогда его условия принимаются в том же порядке, как и условия самого
договора), так и на стадии разработки проекта договора (контракта).
Существование такого дополнения означает всего лишь существование
некоторых разногласий в отдельных вопросах. Именно эти спорные вопросы
и
фиксируются
протоколом
разногласий.
Обычно
такой
протокол
составляется в форме таблицы, содержащей несогласованные сторонами
пункты договора и редакции этих пунктов, предложенные как одной, так и
другой стороной. Протокол разногласий является полноценной частью
договора (контракта), а его условия имеют такую же силу, как и условия
самого договора (контракта).
Протокол разногласий должен быть подписан, скреплен печатями и
приложен к договору (контракту). В противном случае подписанный договор
(контракт)
не может считаться действительным. В самом договоре
(контракте)
о существовании протокола разногласий делается приписка:
«Подписан с протоколом разногласий № … от ... число…месяц…год».
Сторона, составившая протокол разногласий, предоставляет его вместе с
подготовленным и подписанным договором для подписания другой стороне.
Если другая сторона принимает протокол разногласий, то протокол
разногласий включается в договор как дополнительное условие. В случае
несогласий первой стороны с протоколом разногласий, она вправе отказаться от
подписания договора. Либо отказаться от протокола разногласий и принять
условия договора к подписанию, либо составить протокол согласования
разногласий.
Доцент кафедры ССиИ, ДС к.т.н., с.н.с. А.И. Лебедев
17
Наиболее типичными ошибками при заключении договора (контракта)
являются:
–
неправильное
определение
момента
заключения
договора
(контракта);
– отсутствие или неправильное определение в договоре (контракте)
его существенных условий, без которых договор (контракт)
не может
считаться заключенным;
– отсутствие или неполнота условий договора (контракта)
о цене,
качестве и порядке приемки результата работ, распределении рисков между
сторонами;
– отсутствие в договоре (контракте)
условий об обеспечении
исполнения договорных обязательств и об ответственности за их нарушение.
Расто ж и
огово а (ко т акта)
Принцип свободы договора (контракта) имеет важное значение не
только при возникновении, но и при прекращении договорных обязательств.
Современная практика договорной работы показывает, что прекращение
договорных обязательств не всегда осуществляется в точном соответствии с
законодательством.
Расторжение договора (контракта) может происходить по воле двух
сторон или по требованию одной из сторон (п. 1, 2 ст. 450 ГК РФ). Расторжение
договора (контракта) по соглашению сторон по своей правовой природе
является двухсторонней сделкой, т.е. действием, направленным на прекращение
возникших из договора (контракта) прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ, п. 3 ст.
154 ГК РФ, п. 2 ст. 453 ГК РФ).
Иск, по ава мый в су при расторжении договора (контракта), судом
будет
принят
к
рассмотрению
п и
аличии
сл ующих
условий,
действующих в один и тот же момент:
– в момент подписания договора (контракта), стороны не могли и не
имели никаких предпосылок к тому, чтобы можно было предугадать о
Доцент кафедры ССиИ, ДС к.т.н., с.н.с. А.И. Лебедев
18
наступлении
значительных
обстоятельств,
разрушающих
основу
подписываемого документа;
– изменение обстоятельств имело причины, которые сторона истца не
могла никоим образом преодолеть, при соблюдении осмотрительности,
которую требовали положения договора (контракта), и условий оборота;
– дальнейшее действие договорных положений без коренных изменений
в условиях так основательно нарушило бы для двух сторон договорного
процесса положительные моменты их договора (контракта), что сторона,
подавшая иск пот яла бы т выго ы, на которые она рассчитывала при
подписании договора (контракта).
Из договора (контракта) и деловых обычаев нельзя полагать, что риск,
в связи с изменениями обстоятельств, должна нести исковая сторона.
В договоре (контракте) должны быть предусмотрены условия, при
которых одна из сторон может приостановить его действие. Причинами
приостановления выполнения обязательств могут быть как невыполнение
одной из сторон обязательств по договору, так и причины, не зависящие от
исполнительности другой стороны.
В любом случае в договоре (контракте) стороны устанавливают
предельную продолжительность приостановления действий, по истечении
которых стороны либо пересматривают сроки окончания обязательств по
договору (контракту) и исполнения других обязательств, необходимость
выполнения которых продиктована договором (контрактом), либо договор
(контракт)
расторгается. На случай расторжения договора (контракта)
стороны должны предусмотреть:
– порядок расторжения договора (контракта), как правило, это
письменное уведомление стороной, решившей расторгнуть договор, другую
сторону с изложением обоснования и указанием срока, в течение которого
она хотела бы получить ответ от другой стороны;
Доцент кафедры ССиИ, ДС к.т.н., с.н.с. А.И. Лебедев
19
– порядок расчетов за выполненные действия по исполнению
обязательств, возмещения убытков виновной стороной, включая упущенную
выгоду;
– меры имущественной ответственности сторон за неисполнение
обязательств при расторжении договора (контракта) и др.
В
договора
(контракта)
в
обязательном
порядке
следует
предусматривать обязательства и ответственность сторон, порядок расчетов
и возмещения убытков при расторжении договора (контракта) по причине
обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор).
Таким образом, договор (контракт) является юридическим документом,
имеющим определенное содержание, к которому предъявляются юридически
значимые требования. Несоблюдение таких требований может повлечь
неблагоприятные последствия, в частности, признание договора (контракта)
недействительным или несостоявшимся. Поэтому содержание договора
(контракта), способы формирования и определения его условий составляют
важнейший
аспект
современного
договорного
права
в
осуществления деятельности работниками ФСО.
Доцент кафедры ССиИ, ДС к.т.н., с.н.с. А.И. Лебедев
процессе