Понятия «проект», «программа» и «портфель проектов»
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Сибирский государственный индустриальный
университет»
Проектная деятельность
Конспект лекции по теме 3:
«Что такое проект?»
Новокузнецк
2016
1
Содержание
1. Понятия «проект», «программа» и «портфель проектов» ................................ 3
2. Классификация проектов ...................................................................................... 7
3. Последовательность процессов управления проектами ................................... 9
2
1. Понятия «проект», «программа» и «портфель проектов»
Проекты, которые вызывают интерес, обычно касаются чего-то очень
важного, масштабного, дорогого, привлекают интерес общественности и
широко освещаются в средствах массовой информации, например, запуск
космического корабля, подготовка и проведение олимпиады. Однако постоянно
осуществляя проекты в повседневной жизни, каждый человек решает
различные обыденные задачи и бытовые проблемы, не придавая им глубокого
смысла и понятия не имея о том, что это самый настоящий проект. Проекты
стали частью повседневной жизни, они не только позволяют создавать что-то
новое, но и использовать имеющиеся ресурсы более эффективно.
В то же время можно столкнуться с ситуацией, когда кто-то свою
деятельность называет проектом, несмотря на то, что эта деятельность вовсе
таковым не является.
Что же такое проект? Вот простые примеры: подготовка к юбилею,
ремонт в квартире, проведение исследований, написание книги, строительство
Международной космической станции, возведение плотины, разработка новой
модели смартфона, разработка нового вида вооружения, организация и
проведение рекламной кампании, акции, направленной на пропаганду здорового
образа жизни и многое другое. Все эти виды деятельности имеют между собой
целый ряд общих признаков, делающих их проектами:
они направлены на достижение конкретных целей;
они
включают
в
себя
координированное
выполнение
взаимосвязанных действий;
они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным
началом и концом;
все они в определенной степени неповторимы и уникальны.
Традиционно в России термин «проект» использовался преимущественно
в технической сфере, и с ним связывалось представление о совокупности
документации по созданию какого-либо сооружения или здания. Слово проект
(от лат. projectus – брошенный вперед) имеет несколько значений и до
недавнего времени под проектом чаще всего понимали следующее:
Проект – 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и т.п.) для
создания какого-либо сооружения или изделия; 2) предварительный текст
какого-либо доклада; 3) замысел, план.
Проектирование – процесс создания проекта – прототипа, прообраза
предполагаемого или возможного объекта, состояния.
Сегодня понятие «проект» приобрело новый смысл, но, к сожалению,
пока единого общепринятого толкования этого понятия в литературе не
существует. Приведем несколько определений, принятых за рубежом и в
России.
Проект – это что-либо, что задумывается и планируется, большое
предприятие.
3
Проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий, направлен-ный на
создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных
ограничений (по ГОСТ Р 24872 ).
Проект – уникальный процесс, состоящий из совокупности
скоординированной и управляемой деятельности, с начальной и конечной
датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным
требованиям, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам (по
ГОСТ Р ИСО 9000 ).
Проект – временное предприятие, предназначенное для создания
уникальных продуктов, услуг или результатов.
Проект – ограниченное во времени специально организованное
целенаправленное изменение отдельной системы в рамках запланированных
ресурсов и установленных требований к качеству его результатов.
После того, как дано понятие «проект», необходимо разобраться, чем
отличается проект от производственной системы (операций), а в чѐм они
схожи.
Проекты и производственные системы (операции) имеют ряд схожих
признаков, которые состоят в том, что и те, и другие:
имеют определенные цели;
выполняются людьми;
требуют для выполнения ресурсы, количество которых, как правило,
ограничено;
подлежат управлению, то есть планируются, контролируются и
регулируются.
Основное отличие проекта заключается в том, что проект – однократная,
неповторяющаяся деятельность. Когда в организации начинается выпуск какойлибо продукцию, заранее нельзя определить, как долго это будет продолжаться.
Продукт будет выпускаться до тех пор, пока на него будет спрос. И как только
исчезнет спрос, производственный цикл заканчивается.
Производственные системы (операции, задачи) – это:
понятный цикличный алгоритм;
прописанный регламент выполнения;
известное или предсказуемое время выполнения;
понятные затраты на выполнение;
минимум риска при выполнении.
В чистом виде производственные циклы проектами не являются, но в
последнее время проектный подход все чаще применяется и к процессам,
ориентированным на непрерывное производство (например, ежемесячный
выпуск журнала является для редакции производственным циклом, но выпуск
каждого нового номера можно представить как проект).
Понятие «проект» объединяет разнообразные виды деятельности,
характеризуемые рядом признаков, наиболее общими из которых являются
следующие
наличие конкретной ограниченной во времени цели.
4
Примеры признака наличия цели: ввести в эксплуатацию в
установленные сроки спортивно-оздоровительный комплекс для сотрудников
организации, ввести в действие закон о налогообложении физических лиц,
высадить человека на Марс и обеспечить его безопасное возвращение на
Землю, провести избирательную кампанию, обеспечивающую победу
кандидата;
ограниченность во времени выполнения. Для любого проекта должны
быть указаны даты его начала и завершения, срок к которому должны быть
достигнуты цели проекта;
ограниченность ресурсов;
уникальность. Примеры признака новизны и неповторимости (этот
признак относится не к отдельным составляющим частям проекта, а к проекту в
целом): разработка новой модели компьютера, разработка новой модели
автомобиля, строительство жилого дома определенной серии;
изменение системы.
Пример признака наличия изменений представлен на рисунке 1;
Рисунок 1 – Признак наличия изменения
специфическая организация проекта. На время выполнения проекта
создается специфическая организационная структура, которая зависит от
особенностей проекта, его масштаба, сложности, продолжительности.
Иными словами, каждый проект – это что-то новое, интересное,
волнующее и… рискованное.
Проект – то, чего до этого времени не было.
Проект – всегда деятельность, ограниченная по времени.
5
Проект – всегда деятельность, ориентированная на уникальный
результат.
Проект – работа в команде единомышленников.
Проект – всегда ограниченные ресурсы и бюджет.
Проект – всегда напряженная работа и «приятный вкус» победы.
Использование проектной деятельности в различных сферах показало,
что этот подход позволяет в условиях ограниченных ресурсов, времени,
высокого уровня конкуренции эффективно достигать поставленных целей
развития организаций, различных сообществ, территорий, государств,
включить все ресурсы сотрудников, расширить их полномочия, сформировать
новые компетенции, развить ответственность и направить энергию на
достижение поставленных целей.
В организациях, в которых широко используются подходы проектного
управления, связанные друг с другом проекты объединяются в программы. Это
обеспечивает более эффективное использование ресурсов, лучшую
управляемость, недоступную при управлении каждым проектом по
отдельности.
Программа (program) – совокупность взаимосвязанных проек-тов и
различных мероприятий, объединенных общей целью и условиями их
выполнения.
Например, строительная компания выиграла тендер на за-стройку
нового микрорайона. Строительство каждого здания можно рассматривать
как отдельный проект. Объединение всех проектов в программу застройки
микрорайона упрощает отслеживание хода строительства всего
микрорайона, планирование закупки материалов, использование строительной
техники, привлечение подрядных организаций для выполнений отдельных
работ.
В отличие от проекта, программа требует специальных методов
координации и мультипроектного управления, обеспечивающих достижение
общей цели программы при соблюдении заданных ограничений и условий их
выполнения.
В настоящий момент зрелые, с точки зрения проектного управления
организации, уже давно не управляют отдельными проектами и программами.
Управление ведется на уровне портфеля проектов.
Портфель проектов – совокупность проектов и/или программ, которые
группируются с целью повышения эффективности управления и достижения
стратегических целей организации.
Портфель проектов как правило состоит из нескольких про-грамм и
отдельных проектов, сгруппированных по стратегическим бизнес-целям
(рисунок 2), например, программа проектов, направленная на увеличение
продаж; программа проектов, направленная на сокращение затрат;
программа проектов, направленная на разработку новых продуктов. В
крупных организациях может быть определено несколько портфелей для
различных стратегических целей.
6
Рисунок 2 – Портфели проектов организации
2. Классификация проектов
В реальной жизни многообразие проектов очень велико. Они могут
существенно отличаться по содержанию, масштабу, продолжительности,
сложности, по количеству и составу участников, месту и условиям реализации,
другим признакам. Классифицировать проекты можно по различным
признакам.
По составу и структуре можно выделить следующие классы проектов:
монопроект – отдельный проект какого-либо типа, вида, масштаба
(например, строительство загородного дома, внедрение системы
электронного документооборота в организации, подготовка и
проведение конференции);
мультипроект – комплексный проект или программа, состоящая из
нескольких монопроектов и требующих мультипроектного управления
(например, строительство и благоустройство микрорайона);
мегапроект – целевая программа развития отраслей, регионов и т.п.,
включающая в свой состав несколько моно- и мультипроектов (например,
подготовка и проведение олимпийских игр, строительство атомной
электростанции, строительство системы газопроводов). Мегапроекты
характеризуются высокой стоимостью, большой длительностью (5 и
более лет), большим количеством участников (часто носят
7
международный характер), большим влиянием на социальную среду
региона, страны или нескольких стран.
По основным сферам деятельности можно выделить следующие типы
проектов:
социальные (например, реформирование системы социального
обеспечения,
здравоохранения,
образования,
оказание
помощи
малообеспеченным семьям с детьми, ликвидация последствий стихийного
бедствия);
экономические (например, осуществление антикризисной программы,
введение новой системы налогообложения, приватизация);
организационные (например, реформирование организаций, создание
новых организаций, проведение конференций, конгрессов);
технические (например, разработка и начало производства нового
оборудования, изделия, разработка новых технологий, технических систем);
смешанные. Большинство проектов являются смешанными, но можно
выделить преобладающую составляющую, которая и будет определять его
основной тип.
По характеру предметной области можно выделить следующие виды
проектов:
учебно-образовательные (например, открытие в вузе нового
направления подготовки, разработка и введение новой образовательной
программы, подготовка и издание нового учебника);
исследования и развития (например, разработка нового пакета
программного обеспечения, исследование флоры и фауны региона, разработка
нового продукта);
инновационные (любые проекты, где главной целью является
разработка и применение новых технологий, развитие различных систем);
инвестиционные (любые проекты, где требуются вложения
инвестиций, например, строительство нового сооружения);
комбинированные.
По продолжительности осуществления проекта можно выделить
следующие проекты:
краткосрочные (до 3 лет);
среднесрочные (от 3 до 5 лет);
долгосрочные (более 5 лет).
По степени сложности – простые, сложные и очень сложные.
Например, проект по организации и проведению фестиваля стрит-арта
является монопроектом, по типу он является организационным и социальным
проектом, по виду его можно отнести к учебно-образовательному, по
продолжительности – краткосрочный, по сложности – простой.
Проект строительства Керченского моста – это мегапроект,
технического типа, комбинированного вида, т.к. содержит и инвестиционную
составляющую, и инновационную составляющую, и имеются элементы
8
присущие проектам исследования и развития, по продолжительности –
среднесрочный, по сложности – очень сложный.
Существуют и другие основания для классификации проектов, так все
проекты организации можно разделить на внутренние и внешние проекты.
Внутренние проекты – это проекты, которые выполняются и
направлены на удовлетворение потребностей внутренних клиентов (заказчиков)
самой организации.
Например, внедрение системы бухгалтерского учета по заказу
финансового отдела, внедрение системы документооборота по заказу
юридической службы, вывод на рынок нового продукта компании по заказу
коммерческого отдела, запуск нового корпоративного сайта по заказу отдела
маркетинга.
Внешние проекты – это проекты, которые выполняются организацией
для удовлетворения потребностей внешних клиентов (заказчиков).
Например, консалтинговый проект по аудиту финансовой отчетности,
внедрение информационной системы для сторонней компании, развертывание
коллцентра для заказчика.
3. Последовательность процессов управления проектами
Как и любой вид деятельности человека, проект подлежит управлению.
Управление проектом – использование знаний, навыков, методов,
средств и технологий при выполнении проекта с целью достижения или
превышения ожиданий участников проекта.
Проектное управление достигается в ходе итеративного применения
процессов управления функциональными областями: управление предметной
областью (содержанием) проекта; управление проектом по временным
параметрам; управление стоимостью в проекте; управление качеством в
проекте; управление рисками в проекте; управление персоналом в проекте;
управление коммуникациями в проекте; управление контрактами в проекте;
управление изменениями в проекте и прочее.
Несмотря на то, что при определении понятия «проект», отмечено, что
результатом проекта является уникальная разработка, к настоящему времени на
основе многолетнего опыта разработаны специальные стандарты, в
соответствии с которыми должны осуществляться и управляться проекты. Их
использование не гарантирует, но значительно повышает шансы на успех
проекта, способствуя тому, что проект будет выполнен в срок, в рамках
бюджета и в соответствии с требованиями качества. Наиболее популярными и
признанными являются стандарты, разработанные Американским институтом
управления проектами (PMI – Project Management Institute) PMI PMBOOK
(Project Management Bode of Knowledge) – свод знаний по управления
проектами, и Европейской международной ассоциацией управления проектами
(IPMA – International Project Management Association) ICB IPMI (International
Competence Baseline International Project Management Association) –
9
международные требованиях к компетентности специалистов по управлению
проектами.
С 01 сентября 2012 года на территории России официально начали
действовать национальные стандарты по управлению проектом, программой и
портфелем проектов:
ГОСТ Р 54869 – 2011 «Проектный менеджмент. Требования к
управлению проектом» [13];
ГОСТ Р 54870 – 2011 «Проектный менеджмент. Требования к
управлению портфелем проектов» [14];
ГОСТ Р 54871 – 2011 «Проектный менеджмент. Требования к
управлению программой» [15].
Согласно указанным стандартам, при разработке и выполнении проекта
следует продумать множество мелочей. Но для начала, чтобы не запутаться в
деталях, выделим основные элементы.
Познакомимся с двумя ключевыми понятиями, к которым относятся
понятия «жизненного цикла проекта» и «фазы жизненного цикла». Понятие
«жизненного цикла» широко используется не только в проектной деятельности,
например, всѐ живое на земле имеет свой жизненный цикл, человек
рождается, взрослеет, стареет и умирает. Любой выпускаемый продукт
имеет свой жизненный цикл от момента зарождения идеи продукта до снятия с
производства, когда его перестают покупать. Так же и проект имеет своѐ начало
и завершение.
Жизненный цикл проекта (project life cycle) – полный набор
последовательных фаз (этапов) проекта от его начала и до завершения. Их
название и число бывает различным, но чаще всего в жизненном цикле проекта
выделяют четыре фазы: начальная фаза (фаза инициации, концепции), фаза
разработки (планирования), фаза реализации (выполнения работ проекта) и
фаза завершения.
Фаза жизненного цикла проекта (project phase) – набор связанных
работ проекта, при завершении которых достигается значимый результат
проекта
Проект разбивается на фазы для улучшения управления им. Каждая из
фаз жизненного цикла ограничена во времени и включает в себя работы и
показатели, характеризующие достижение поставленных в ней целей. Фазы
проекта могут последовательно сменять друг друга (рисунок 3а), а могут
выполняться с совмещением работ во времени – по последовательнопараллельной схеме (рисунок 3б).
На протяжении жизненного цикла бывают периоды, когда проектные
работы активно ведутся, потребление финансов и других ресурсов
увеличивается. Они сменяются периодами относительной стабильности, а на
этапе завершения проектами, активность сокращается и сходит «на нет». На
рисунке 4 представлена типичная зависимость «количества усилий» от
времени. По мере разворачивания проекта усилия постепенно нарастают,
достигая пика, а затем сходят «на нет» при сдаче проекта заказчику.
10
Рисунок 3 – Типовой набор фаз жизненного цикла проекта
Рисунок 4 – Обобщенный жизненный цикл проекта и
типичная зависимость «количества усилий» от времени
Практически всегда проект возникает и начинается для того, чтобы
удовлетворить какую-либо потребность. Это могут быть требования рынка,
потребности бизнеса, потребительский спрос, технический прогресс,
требования законодательства, общественная и личная потребность (например,
потребность в комфортном жилье, потребность в новом лекарственном
препарате и т.п.). Именно потребность в чем-либо порождает идею,
помогающую удовлетворить еѐ. Идея – это сердце проекта. Идея может быть
простой, сложной, гениальной, но она всегда несет что-то новое, уникальное,
чего никогда не было ранее. На этом предпроектном этапе следует ответить на
вопрос: что уникального, интересного, важного и неповторимого собираемся
сделать? Ответ на этот вопрос станет основанием для определения параметров
проекта на фазе инициации.
Пример 1. Идея проекта организации и проведения фестиваля стритарта в г. Новокузнецке может выглядеть следующим образом. Наши города
часто очень серы и унылы, и без того неприглядный вид наших домов часто
еще больше уродуют всевозможные надписи и рисунки. Но среди них есть
очень интересные работы, которые могут украсить наш город.
11
Стрит-артом сегодня может заниматься каждый, не имея даже
художественных навыков. И чтобы познакомить широкую публику с одной из
самых актуальных форм художественного самовыражения в условиях
«живой» фактуры, привлечь молодежь к творчеству и отвлечь от алкоголя и
наркотиков, можно провести в помещении неиспользуемого заводского цеха
однодневный фестиваль стрит-арта, на который пригласить художников
граффити, уличных музыкантов и актеров.
В результате на стенах цеха появятся уникальные арт-объекты.
Основными темами фестивальных работ должны стать актуальные в
обществе вопросы, раскрывающие представление молодых людей о будущем, о
своих мечтах, целях, о представлении себя в городе, о взаимодействии
городской среды и искусства. Наиболее отличившимся художникам будет
предоставлено право расписать «бесхозные» мрачные стены и строительные
заборы, которых немало в нашем городе, и превратить их в галереи
современного искусства. Помещение цеха, в котором пройдет фестиваль, в
последствии может быть использовано для проведения всевозможных
выставок, фестивалей, концертов и других культурных мероприятий.
Пример 2. После воссоединения Крыма с Россией возникла острая
необходимость обеспечить надежную связь полуострова с остальной частью
России, минуя территорию Украины. Пока в Крым можно попасть либо
самолетом, либо с помощью паромной переправы. Строительство моста даст
импульс экономическому развитию не только Крыма и Краснодарского края,
но и всего юга России.
Пример 3. Компания разработала новый продукт и готова вывести его
на рынок. Будущих потребителей этого товара необходимо познакомить с
новинкой. Лучше всего это можно сделать, запустив на телевизионных
каналах
в
прайм-тайм
рекламный
ролик,
в
котором
будет
продемонстрирована новинка.
Пример 4. На основании анализа результатов деятельности компании за
прошедший год выявлено ухудшение еѐ финансового состояния и снижение
рентабельности. В связи с этим возникла необходимость в проведении
мероприятий по улучшению финансового состояния компании и повышению
рентабельности.
Начальная (концептуальная, инициализации) фаза проекта (concept
phase). Главным на этой фазе является разработка концепции проекта,
включающая назначение руководителя проекта и формирование команды
управления проектом, предварительное обследование и определение проекта.
Определение проекта предполагает:
анализ проблемы и потребности в проекте;
сбор исходных данных;
определение (уточнение) целей и результатов проекта;
определение основных характеристик проекта;
определение критериев оценки успехов и неудач проекта;
определение ограничений и предложений;
12
оценка проектных рисков;
анализ альтернатив для решения проблемы и выбора варианта проекта;
выбор стратегии осуществления проекта;
формирование Устава проекта;
рассмотрение и утверждение концепции проекта.
В ходе разработки концепции проекта должны быть найдены ответы на
множество вопросов. Для кого будет выполняться проект? Кому это нужно? Кто
будет готов за это платить деньги? Кто будет поддерживать проект? Чем будет
полезен проект? Какую пользу смогут извлечь из проекта те, для кого он
выполняется (заинтересованные стороны и участники проекта)? Что конкретно
будет получено, что изменится, что произойдет во время реализации проекта?
Как и по каким критериям будут оцениваться результаты проекта? Что из
задуманного реально будет делаться? Почему решено, что важно делать именно
это и именно так? Почему это реально сделать? Если проект коммерческий, то,
сколько денег нужно для реализации проекта и сколько можно заработать?
Откуда брать средства на выполнение проекта? Какие риски могут возникнуть в
ходе выполнения проекта?
Очень важно уже в самом начале проекта, а порой ещѐ на стадии
подготовки к началу проекта определить его главную цель, которую ещѐ
называю миссией.
Миссия проекта – главная цель проекта, которая отражает причину его
осуществления и выгоды для различных участников проекта, а также его
внешнего окружения.
Цель проекта – желаемый результат (эффект, выгода), достигаемый при
успешном осуществлении проекта в заданных условиях его осуществления.
Например, Миссия проекта по проведению фестиваля может быть
следующая: «С целью привлечь молодежь города к творчеству, обратить
внимание на проблемы общественных пространств и помочь горожанам
осознать свою роль в процессе развития города, провести однодневный
фестиваль стрит-арта в г. Новокузнецке «___» июня 20__ года.
Ориентировочный бюджет проекта 3 млн. руб.».
Миссия проекта строительства Керченского моста: «Для обеспечения
надежного транспортного сообщения между полуостровом Крым и
материковой частью России и повышения темпов роста экономического
развития региона построить мост к концу 2018 года. Ориентировочный
бюджет проекта 211,9 миллиардов руб.».
Миссия одного из проектов компании: «Для продвижения новой модели
товара на рынок и увеличения объема продаж снять рекламный видеоролик к
«__» __________ 20__ года. Бюджет проекта 1 млн. руб.».
Следует отметить, что у любого проекта в любой организации и любой
отрасли, в конечном счете, есть две бизнес-цели: увеличение прибыли
организации и сокращение затрат организации. Все остальные цели являются
производными от этих двух. Поэтому, по возможности, необходимо
13
формулировать бизнес-цели проекта максимально близко к двум базовым
целям.
К примеру, инфраструктурный проект по внедрению системы
электронного документооборота преследует цель сокращения времени
выполнения сотрудниками операций, связанных с созданием и движением
документов, что влечет за собой сокращение затрат компании на выполнение
этих задач.
Проект по открытию филиала или представительства компании
направлен на увеличение объема продаж в конкретном регионе.
После определения главной цели проекта, она разбивается на несколько
крупных подцелей, которые в свою очередь разбиваются на более мелкие
подцели и т.д. Таким образом, строится целое дерево целей, на самом
нижнем уровне которого находятся задачи (рисунок 5).
Рисунок 5 – Дерево целей проекта
Задача – это желаемый результат деятельности, достижимый за
намеченное время и характеризуемый набором количественных данных или
параметров этого результата.
Цель проекта достигается в результате решения ряда задач. Наряду с
определением целей проекта, важно выбрать стратегию еѐ достижения.
Стратегия проекта – общее видение пути и способов достижения цели
проекта, определяет направления и основные принципы осуществления
проекта.
В
проектной деятельности
широко
распространено понятие
«заинтересованные стороны проекта» или «участники проекта».
Заинтересованные
стороны
проекта,
участники
проекта,
стейкхолдеры (stakeholders) – физические лица или группы лиц, юридические
лица или компании, их объединения, а также органы власти всех уровней,
заинтересованные в осуществлении проекта, либо находящиеся под
воздействием проекта.
14
Заинтересованные стороны могут быть, как непосредственно вовлечены в
осуществление проекта, так и косвенно воздействовать на него, или наоборот,
осуществление проекта может затрагивать их интересы. Другими словами,
участники проекта – это отдельные люди, группы людей, организации, которые
напрямую или косвенно заинтересованы в результатах проекта или им есть что
получить или потерять в зависимости от успеха или неудачи проекта.
Часто под участниками проекта понимаются только получатели его
результатов или непосредственные его исполнители. Однако круг участников
значительно шире: это заказчики проекта, команда проекта, партнеры по
реализации, официальные структуры и органы государственной власти, к
которым потребуется обращаться за разрешением на какие-либо действия; это
не только сами приобретатели благ проекта, но, возможно, и их ближайшее
окружение. Список заинтересованных сторон проекта уникален для каждого
проекта, и он может меняться на протяжении жизненного цикла проекта. В
реальных проектах количество заинтересованных сторон может доходить до
нескольких сотен и даже тысяч, и каждая из сторон может предъявлять к
проекту свои требования.
Среди перечисленных участников проекта особо выделяются
управляющий проектом (главный менеджер) и команда проекта.
Управляющий проектом (главный менеджер) – физическое лицо,
которому делегируются полномочия по руководству всеми работами по
осуществлению проекта: планированию, контролю и координации всех
участников проекта.
Управляющий проектом (главный менеджер) является индивидуальным
ответственным за осуществление проекта и у него три основные цели:
– выполнить проект с минимальным отклонением от расписания;
– выполнить проект с минимальным отклонением от бюджета;
– выполнить проект в соответствии с требованиями заказчика.
Роль руководителя проекта подобна роли дирижера оркестра, без него
музыкантам оркестра было бы очень сложно играть вместе.
Команда проекта – совокупность физических и/или юридических лиц и
их групп, объединенных целевым образом для осуществления проекта.
Команда проекта создается на период его осуществления и распускается
при завершении проекта. Главная задача команды проекта – выполнение всех
работ, необходимых для достижения целей проекта.
Вот неполный перечень заинтересованных сторон проекта по
проведению фестиваля стрит-арта: мэрия города; отдел по культуре мэрии;
комитет по делам молодежи города; отдел по борьбе с наркотиками;
спонсоры; молодежь и люди среднего возраста; аудитория, интересующаяся
современным искусством; художники, артисты, музыканты и другие
участники фестиваля; учебные заведения города; средства массовой
информации; собственники помещения, в котором будет проходить
фестиваль.
Список заинтересованных сторон проекта строительства Керченского
моста ещѐ более внушителен и составляет нескольких сотен позиций – это,
15
без преувеличения, все жители России, так как мост позволит
беспрепятственно любому жителю России приехать отдыхать в Крым, а
жителям Крыма попасть на остальную территорию России; это
строительные компании, производители строительных материалов, экологи,
археологи и многие другие.
Заинтересованными сторонами проекта по съемки рекламного
видеоролика являются собственники и работники компании, для которой
снимается ролик; компания, которая занимается производством рекламы;
зрители, которые будут смотреть этот ролик и другие.
Какие требования могут выдвигать участники проекта?
Ещѐ на начальной стадии проекта необходимо определить
характеристики проекта, критерии, по которым будут оцениваться результаты
проекта, и ограничения.
Критерии успешности проекта (project success criteria) – совокупность
показателей, которые дают возможность судить о степени успешности
выполнения проекта.
Главным требованиям к критериям является их однозначное и ясное
определение. Для каждого проекта и каждого заказчика критерии успеха
должны быть определены, оценены и проанализированы.
Можно выделить три основных типа критериев:
традиционные для управления проектами критерии: «в срок, в рамках
выделенного бюджета, в соответствии с требованиями к качеству и к
результатам проекта» (рисунок 6);
специфические критерии ведущей в проекте организации, например,
заказчика или пользователя;
выгоды для участников проекта.
Рисунок 6 – Проектный треугольник,
показывающий основные параметры проекта
Ограничения – заданные (известные, точно определенные) факторы,
ограничивающие возможности реализации проекта. Основными ограничениями
являются содержание проекта, стоимость, время, а также факторы,
определяющие особенности проекта: требования к организации работ,
правовые, технические, технологические, требования к безопасности, экологии
и другие.
При осуществлении проекта строительства Керченского моста
должны быть учтены огромное количество ограничений, такие как
климатические особенности и сейсмическая активность региона, особенности
16
дна Черного моря, пропускная способность автомобильной трассы должна
быть 40 000 автомобилей в сутки, а железнодорожных путей – 47 пар поездов
в сутки, мост не должен препятствовать судоходству в Керченском проливе и
многое другое.
В проекте съемки рекламного ролика кроме финансовых и временных
ограничений могут быть ограничения: формат видео – mp4; в съемках должен
участвовать хорошо известный актер, продолжительность ролика 3 минуты.
Результатом определения проекта на фазе инициации является
формирование пакета документов, одним из основных является Устав проекта,
в котором прописываются все существенные параметры проекта,
перечисленные ранее. В завершении фазы инициации концепция проекта
подлежит утверждению.
Фаза разработки (планирования) проекта (project development phase).
Тщательное планирование – это ключевой фактор успеха проекта, и это должен
понимать каждый его участник. Главным на этой фазе является разработка
основных компонентов проекта и подготовка к его реализации, включая
разработку основного содержания проекта, структурное планирование,
организацию и проведение торгов, заключение контрактов с основными
исполнителями, организацию выполнения проектных работ, представление
проектной разработки, получение одобрения на продолжение работ.
Фаза планирования проекта, как правило, состоит из следующих
процессов:
планирование содержания проекта и его описание, определение
основных этапов его реализации;
определение работ проекта, их последовательности и оценка
продолжительности;
расчет расписания;
планирование ресурсов, определение того, какие ресурсы (люди,
оборудование, материалы) и в каких количествах потребуются для проекта;
оценка стоимости и формирование бюджета проекта;
оценка рисков проекта и разработка плана управления рисками;
оценка прочих составляющих;
создание (разработка) плана проекта – объединение результатов всех
процессов планирования в общий документ.
Для определения всех работ проекта используется иерархическая
структура работ (ИСР, Work breakdown structure – WBS), которая является
графическим или списочным представлением состава работ проекта и отражает
совокупность взаимосвязанных элементов проекта различных степеней
детализации (рисунок 7).
Слово «иерархическая» означает, что работы проекта представляются в
виде нескольких уровне детализации (на практике в зависимости от сложности
проекта их обычно от 8 до 14). То есть на самом верхнем уровне весь проект в
целом, на следующем уровне самые крупные части проекта, затем каждая часть
17
разбивается на более мелкие блоки и т.д. Процесс разбиения крупных работ на
более мелкие составляющие называется декомпозицией.
Рисунок 7 – Иерархическая структура работ проекта
При разработке ИСР крупные работы разбиваются на более мелкие, те в
сою очередь еще на более мелкие и т.д., до тех пор, пока уровень детализации
не будет признан достаточным.
Рассмотрим определение работ проекта и построение его ИСР на примере
проекта съемки рекламного видеоролика для некоторой компании. Для того
чтобы снять рекламный ролик необходимо провести подготовительные
работы, организовать и провести съемки, потом обработать отснятые
материалы и передать готовый ролик заказчику. Поэтому на первом шаге
построения ИСР разобьѐм весь проект на три крупных блока (рисунок 8).
Рисунок 8 – Первый шаг декомпозиции работ проекта съемки рекламного
ролика
Далее каждая из крупных работ декомпозируется на более мелкие части.
На рисунках 9, 10 и 11 представлены результаты декомпозиции каждого из
выделенных крупных блоков на более мелкие составляющие.
По мере разработки ИСР проекта и его детализации, направленной на
выявление всех работ проекта, производится оценка длительности их
выполнения и начинается процесс составления сетевого графика проекта.
18
Рисунок 9 – Декомпозиция работы «Подготовительный этап»
Рисунок 10 – Декомпозиция работы «Производство ролика»
Рисунок 11 – Декомпозиция работы «Завершающий этап»
Сетевой график отражает работы проекта, которые необходимо
выполнить, взаимосвязь между ними и последовательность выполнения,
например, нельзя начать возведение стен дома, до тех пор, пока не будет
готов фундамент. Он позволяет оценить время начала и выполнения
отдельных работ и их последовательностей, а также выявить самую
продолжительную цепочку работ, которая называется критическим путем
проекта, и которая определяет продолжительность всего проекта в целом.
Сетевой график проекта – это инструмент, используемый для
планирования, составления расписания и мониторинга хода выполнения работ
19
проекта. Сетевые графики могут строиться с разной степенью детализации в
соответствии с иерархической структурой работ проекта.
Для оценки продолжительности работ проекта и других их параметров
могут быть привлечены эксперты, люди, которые имеют необходимые знания и
опыт, использованы архивные материалы ранее выполненных подобных
проектов, а также имеющиеся нормативные документы, в которых указаны
нормы времени и затрат на выполнение подобных работ.
Например, компания, которая была выбрана для съемки рекламного
ролика нового продукта, имеет большой опыт выполнения таких проектов и
специалистами компании после построения иерархической структуры работ
была произведена оценка их продолжительности, результаты которой
приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Оценка длительности работ проекта съемки рекламного
ролика
Работы проекта
Длительность работы
Подготовительный этап
Разработка сценария
5 дней
Утверждение сценария
1 день
Планирование съемок
4 дня
Выбор натуры
2 дня
Подбор актеров
3 дня
Производство ролика
Репетиция
1 день
Съемки
3 дня
Завершающий этап
Монтаж отснятого материала
3 дня
Подбор аудио ряда
1 день
Озвучивание
2 дня
Представление ролика заказчику
6 часов
Учитывая логические и технологические зависимости, сначала должны
быть выполнены работы подготовительного этапа, затем работы, связанные
со съемкой ролика, и только потом работы завершающего этапа. Сетевой
график крупных частей проекта съемки рекламного ролика представлен на
рисунке 12.
Рисунок 12 – Сетевой график крупных частей проекта
Процесс составления сетевого графика похож на процесс построения
иерархической структуры работ. Крупные работы проекта разбиваются на
более мелкие и для них определяются взаимосвязи и порядок выполнения.
Крупная работа «Подготовительный этап» согласно построенной ИСР
20
(рисунок 9) включает в себя пять работ: разработка сценария, утверждение
сценария, планирование съемок, выбор натуры, подбор актеров. После
разработки сценария его необходимо согласовать с заказчиком и утвердить,
поэтому эти две работы должны следовать последовательно друг за другом.
Когда сценарий утвержден, могут быть начаты одновременно все три
оставшиеся работы, поэтому они в сетевом графике изображены как
выполняющиеся параллельно (рисунок 13).
Рисунок 13 – Детализированный сетевой график крупной работы
«Подготовительный этап»
Так как продолжительность каждой из работ, входящей в сетевой
график на рисунке 13 уже определена (таблица 1), можно рассчитать
продолжительность
«Подготовительного
этапа».
Длительность
последовательно выполняемых работ «Разработка сценария» (5 дней) и
«Утверждение сценария» (1 день) определяется как сумма длительностей
этих операций, т.е. 5 д. +1 д. = 6 дней. Работы «Планирование съемок» (4
дня), «Выбор натуры» (2 дня) и «Подбор актеров» (3 дня) начинаются
одновременно, а вот их продолжительность различная, поэтому
«Подготовительный этап» будет считаться полностью завершенным только
тогда, когда закончатся все работы, входящие в него, т.е. когда завершится
работа «Планирование съемок», продолжительностью 4 дня. Тогда цепочка из
работ «Разработка сценария» → «Утверждение сценария» → «Планирование
съемок» будет самой длинной – 10 дней, и именно она составляет критический
путь
этой
части
сетевого
графика
проекта
и
определяет
продолжительность «Подготовительного этапа» (рисунок 14).
Аналогичным образом строятся детализированные сетевые графики и
производится их расчет для крупных работ «Производство съемок» и
«Завершающий этап» (рисунок 15). Крупная работа «Производство ролика»
декомпозируется на две задачи «Репетиции» и «Съемка ролика», так как они
выполняются последовательно, то длительность этой работы определяется
как сумма составляющих еѐ задач и равна 4 дням.
Длительность крупной работы «Завершающий этап» определяется
продолжительностью цепочки «Монтаж материала» → «Озвучивание» →
21
«Сдача заказчику», которая образует критический путь этой части проекта,
и составляет 4 дня и 6 часов или 4,75 дня.
Рисунок 14 – Критический путь «Подготовительного этапа»
Рисунок 15 – Детализированные сетевые графики крупных работ
«Производство видеоролика» и «Завершающий этап»
Определив продолжительность крупных работ проекта и учитывая, что
они выполняются последовательно, можно оценить продолжительность всего
проекта, он определяется как сумма длительностей всех крупных работ 10
дней («Подготовительный этап») + 4 дня («Производство видеоролика») + 4
дня и 6 часов («Завершающий этап») = 18 дней и 6 часов (18,75 дней).
В настоящее время при работе над проектами широко используются
информационные технологии. На рынке представлено большое количество
22
программных продуктов для осуществления проектной деятельности. Чаще
всего, вместо сетевого графика используется диаграмма Ганта (рисунок 16). В
левой части рабочей области обычно размещается таблица со списком работ
проекта и их продолжительностью, а в правой части – диаграмма, состоящая из
отрезков, длина которых пропорциональна длительности работы проекта. Связи
между отрезками показывают порядок выполнения работ. Кроме того,
осуществляется привязка диаграммы к календарю, который расположен в
верхней части области диаграммы, с учетом продолжительности рабочего
времени, выходных и праздничных дней. Расчет дат начала и окончания
отдельных работ, крупных частей проекта и окончания проекта в целом
осуществляется автоматически.
Рисунок 16 – Диаграмма Ганта проекта съемки видеоролика
Чтобы сроки выполнения работ и всего проекта в целом оказались
реалистичными, требуется определить необходимые ресурсы для их
выполнения.
Ресурсы – всѐ то, что необходимо для реального выполнения работ:
исполнители (люди или механизмы), электроэнергия, различные расходные
материалы, деньги.
Деньги играют в планировании проекта особую роль, так как они
являются универсальным средством измерения одного из основных
показателей проекта – его стоимости.
В проектной деятельности определяют три вида ресурсов:
– трудовые ресурсы – это специалисты, которые непосредственно будут
выполнять работы проекта, их потребность измеряется в человеко-часах
(человеко-днях);
– материальные ресурсы – это сырье, материалы, оборудование и другое,
которое потребуется для выполнения работ;
23
– финансовые ресурсы – это денежные средства.
Оценки времени на выполнение отдельных работ и всего проекта
делаются с предположением о том, что все необходимые ресурсы в наличии. В
реальности возможны различные ситуации. Если при наличии необходимых
ресурсов потребность в них меняется с течением времени, то желательно
выровнять спрос на ресурсы и обеспечить более эффективное их
использование. Если недостаточно ресурсов, чтобы удовлетворить
максимальный спрос, то возможна задержка начала выполнения операций, что
может привести к задержке всего проекта. Ограничения проекта ускоряют или
замедляют начало операций. Результатом может оказаться возможное
сокращение количества параллельных операций и повышение вероятности
задержки проекта. Поэтому, чтобы планы проекта были выполнимыми,
необходимо произвести ресурсное планирование.
Ресурсное планирование позволяет:
оценить потребность в ресурсах конкретного типа;
спланировать рациональное распределение потребности в ресурсах во
времени;
определить участков проекта, являющихся критическими с точки зрения
потребностей в них;
оценить суммарную стоимость проекта;
контролировать расходование ресурсов при реализации проекта.
Планирование ресурсов начинается с определения состава ресурсов, т.е.
составляется список людей, оборудования и материалов, которые необходимы
для выполнения проектных работ, далее производится назначение ресурсов на
работы проекта. Например, для проекта съемки рекламного ролика могут
потребоваться следующие ресурсы (таблица 2).
Таблица 2 – Ресурсы, необходимые для выполнения работ проекта
Работы проекта
Ресурсы
Тип
Разработка сценария
сценарист, бумага
трудовой,
материальный
Утверждение
сценария
сценарист, режиссер
трудовой
Планирование съемок
Выбор натуры
Пробы актеров
Репетиция
Съемки
Монтаж отснятого
материала
сценарист, режиссер, помощник
режиссера
помощник режиссера, автомобиль
(бензин)
помощник режиссера
помощник режиссера
режиссер, актеры, оператор, камера,
оборудование, декорации
монтажер, режиссер, оборудование
для монтажа
24
трудовой
трудовой,
материальный
трудовой
трудовой
трудовой,
материальный
трудовой,
материальный
Работы проекта
Ресурсы
Подбор аудио ряда
звукооператор, студия звукозаписи
Озвучивание
звукооператор, актеры, режиссер,
студия звукозаписи
Тип
трудовой,
материальный
трудовой,
материальный
Представление
режиссер
трудовой
ролика заказчику
После того, как готов сетевой график проекта, определен состав и объем
требуемых ресурсов, произведено назначение ресурсов на выполнение работ
проекта, выявлены дефицитные ресурсы и, при необходимости, произведена
корректировка сетевого графика с учетом дефицита каких-либо ресурсов,
можно переходить к планированию бюджета.
Бюджет проекта определяется, прежде всего, исходя из стоимости
ресурсов, необходимых для выполнения операций проекта. Фрагмент таблицы
с оценкой стоимости ресурсов проекта съемки рекламного ролика приведен в
таблице 3.
Таблица 3 – Оценка стоимости ресурсов проекта
Ресурсы
Стоимость, руб.
Сценарист
20 000
Режиссер
50 000
Помощник режиссера
20 000
Актеры
200 000
Бумага
300
Оборудование
20 000
Декорации
20 000
Оборудование для монтажа
20 000
Студия звукозаписи (аренда)
20 000
Автомобиль (бензин)
5 000
…
ИТОГО
650 000
Несмотря на то, что имеются оценки сроков выполнения проекта и его
стоимости, показывать заказчику их ещѐ рано. Теперь необходимо оценить
риски проекта, подготовить план управления ими и заложить в план проекта
резервы по срокам и стоимости.
Риск – это степень опасности подвергнуться воздействию негативных
событий и их возможных последствий, которые могут повлиять на цели и
результаты проекта. На протяжении жизненного цикла проекта вероятность
возникновения риска изменяется от максимального уровня до нуля.
На этапе планирования проекта необходимо:
– выявить все угрозы, способные повлиять на цели проекта;
– оценить вероятность их наступления, степень опасности для проекта,
возможные сроки их наступления и размер ущерба, который может быть
нанесен проекту в случае наступления рискового события;
25
– спланировать действия, необходимые для предотвращения наступления
данных событий и\или минимизации воздействия данных событий на цели и
результаты проекта.
На этапе выполнения проекта основная задача при управлении рисками
заключается в отслеживании рисков и реагирование на них в случае
наступления или угрозы наступления рискового события согласно
разработанному плану.
Выявление источников риска начинается с составления списка всех
факторов, которые могут затормозить работу над проектом или помешать его
реализации, а также результатов их воздействия. Начинать следует с рисков,
относящихся к проекту в целом, далее переходить к проверке конкретных
участков, используя для этого иерархическую структуру работ.
Примерами рисков проекта съемки рекламного ролика могут быть:
увольнение ключевого сотрудника съемочной группы; трудности при
согласовании сценария с заказчиком; трудности при подборе актеров для
съемок в рекламном ролике; плохая погода во время съемок на улице; поломка
оборудования во время съемок, монтажа и озвучивание видеоролика; прочие.
Анализ рисков заключается в оценке:
степени серьезности влияния события;
вероятности возникновения события;
времени, когда вероятное событие произойдет;
взаимосвязи данного события с другими частями этого проекта;
стоимости ликвидации последствий наступления рискового события.
Для наиболее опасных и вероятных рисков составляется план
мероприятий, которые позволят либо полностью избежать наступление риска,
либо существенно снизить его влияние на проект. Чаще всего используются
следующие методы реагирования на риск:
избежание рисков: разрабатываются мероприятия по недопущению
наступления рисков;
уменьшение рисков: разрабатываются мероприятия, снижающие
вероятность наступления риска или его последствий;
принятие рисков: планируются дополнительные резервы на покрытие
издержек;
передача рисков: планируются договорные и контрактные работы по
передаче ответственности за наступление риска третьей стороне,
например, страховой компании.
Например, для выявленного риска, связанного с возможностью
увольнения ключевого сотрудника во время выполнения проекта, можно
запланировать мероприятия по формированию кадрового резерва. Для того
чтобы избежать длительных согласований сценария с заказчиком, еще на
стадии подписания договора о выполнении проекта, а также в Уставе
проекта, техническом задании на проект или других проектных документах
постараться отразить основные требования заказчика, ограничения и
предложения, определив основную сюжетную линии, состав героев ролика,
26
место съемок и т.д. Также можно подготовить несколько вариантов
сценария и представить заказчику их на выбор. При проведении кастинга
актеров следует на каждую роль отобрать не по одному актеру, чтобы в
случае необходимости не проводить дополнительные просмотры, а уже из
имеющейся базы выбрать нового исполнителя роли. Если из-за плохой погоды
проводить съемки на натуре станет невозможно, то следует предусмотреть
возможность проведения съемок в павильоне.
В результате следует в календарный план и бюджет заложить резервы,
которые предусматривают увеличение примерно на 10 – 15 % ранее
рассчитанных оценок стоимости проекта и его длительности.
Еще на стадии инициации проекта одной из задач является задача
выявления участников проекта (заинтересованных сторон, проекта) – это круг
лиц и/или организаций, с которыми придется взаимодействовать в ходе
выполнения проекта. Поэтому уже на ранних фазах проекта необходимо решать
задачи и определять процедуры, необходимые для обеспечения своевременного
и корректного формирования, сбора, распределения, хранения и
окончательного
закрытия
информации по проекту,
устанавливать
соответствующие связи между участниками проекта для обмена идеями и
информацией, необходимыми для успеха проекта.
Коммуникация (от лат. communicatio – сообщение, передача; от лат.
communico – делаю общим) в проектной деятельности – это связь и общение
членов проектной команды между собой и всеми участниками проекта.
Для выявления необходимой информации требуется идентифицировать
еѐ источники, способы и возможности передачи и провести анализ значимости
этой информации.
Все коммуникации в проекте можно разделить на два типа: внутренние –
это коммуникации членов проектной команды между собой, и внешние – это
коммуникации членов проектной команды с внешними по отношению к
проекту его участниками и заинтересованными сторонами.
Число каналов связи зависит от числа участников коммуникации и
определяется соотношением:
КК
N ( N 1)
,
2
где КК – число каналов связи;
N – количество участников коммуникации.
Так, если в проектной команде 6 человек, то между ними должно быть
установлено 15 каналов связи. Если сюда добавить еще и внешних участников
проекта, с которыми приходится взаимодействовать членам проектной
команды, то количество каналов связей может увеличиться до не скольких
десятков или даже до нескольких сотен.
Для того чтобы систематизировать и упорядочить все информационные
потоки разрабатывается специальный план управления коммуникациями,
который отвечает на вопросы:
кто передает информацию (источник)?
кому передается информация (приемник)?
27
как часто передаѐтся информация (ежедневно, еженедельно и прочее)?
какие
средства
используются
для
передачи
информации
(e-mail, телефон, Skype, телеконференция, различные мессенджеры и
прочее)?
в кой форме, в каком объеме и с какой степенью детализации передается
информация?
Требования к коммуникациям определяются информационными
потребностями участников проекта. При этом необходимо определить
качественные и количественные характеристики информации, необходимой и
достаточной для успешного осуществления проекта.
Однако процесс планирования не завершается разработкой и
утверждением первоначального плана проекта. В ходе осуществления проекта
могут происходить изменения как внутри проекта, так и во внешнем
окружении, которые требуют уточнения планов, а часто значительного
перепланирования. То, что изменениями проекта следует управлять и
тщательно их документировать, иллюстрирует анекдот. Решили американцы
украсть у русских секреты строительства ракет и заслали шпиона. Шпион
выполнил задание и украл чертежи. Стали по ним американцы собирать
ракету, а получился паровоз. Разобрали, снова собрали, опять получился
паровоз. Обратились к русским по дипломатическим каналам с просьбой
разъяснить, почему у них по чертежам вместо ракеты получается паровоз.
Дипломаты связались с военными, а те и отвечают: «Так это потому, что вы
комплект изменений украсть забыли».
При работе над мегапроетами фазы жизненного цикла, чаще всего
следуют по последовательно параллельной схеме. И, несмотря на то, что
выполнение работ по осуществлению проекта уже может быть начато,
разработка и планирование этого проекта ещѐ продолжается.
Проектная документация строительства Керченского моста состоит
более чем из 570 томов, которые содержат информацию о районе создания
моста и результатах инженерных изысканий, основные проектные и
технические решения, мероприятия по охране окружающей среды и другие
данные. Объем электронной версии превышает 30 гигабайт.
В пиковые периоды число проектировщиков, участвовавших в
разработке проектной документации, превышало 800 человек. И это без учета
изыскателей – археологов, геологов, экологов – и специалистов научных
центров и институтов. Для подготовки проекта было привлечено более 30
подрядных организаций со всей страны. Техническую часть документации
проверяли более 30 специалистов.
При разработке плана строительства Керченского моста на фазе
разработки детальных планов по сравнению с оценками длительности
проекта, сделанными на фазе инициации, удалось сократить сроки
строительства за счет следующих решений:
подготовительные работы начались параллельно с разработкой
проектно-сметной документации, что позволит сразу после окончания
28
проектных работ (по плану 30.06.2015) начать основные строительномонтажные работы;
подход к проектируемому мосту действующих автомобильных и
железнодорожных магистралей Краснодарского края и Крымского
полуострова осуществляется параллельно со строительством моста;
принято решение о строительстве временного технологического моста
между Таманью и островом Тузла, который позволит одновременно
производить работу по строительству основного моста на всѐм
участке, а не последовательно двигаться от одного пролета к другому.
Все эти решения позволяют свести до минимума срок строительства
моста и компенсировать дополнительные затраты на возведение
технологического моста, так как за счет сокращения сроков строительства,
уменьшаются накладные расходы.
После разработки плана проекта, в котором определены цели, стратегии,
объемы работ, временные параметры, необходимые ресурсы, бюджет проекта и
другие компоненты, план подписывается вышестоящим руководством и
другими заинтересованными сторонами. Теперь необходимо переходить к
следующей фазе – фазе реализации проекта (project execution or
implementation phase), т.е. к осуществлению всех намеченных планов. Главное
на этой фазе – выполнение работ, предусмотренных проектом, материальнотехническое обеспечение работ проекта, а также контроль выполнения хода
работ проекта с помощью соответствующих систем учѐта и отчетности.
В идеале выполнение проекта должно осуществляться строго по плану,
но на практике это не всегда так. На этапе реализации проекта исполнителями
выполняются работы проекта, а руководителем и командой управления
проектом собираются сведения о ходе работ, анализируется полученная
информацию от исполнителей и сравнивается с плановыми показателями,
формируется отчетность о ходе реализации проекта, прогнозируется, как будет
развиваться проект, и, при необходимости, вносятся изменения в план проекта.
В таблице 4 приведен пример сведения о сроках выполнения работ
проекта в сравнении с плановыми значениями, составленный на некоторую
дату отчета. Аналогично собираются сведения о том, во сколько обходится
выполнение работ проекта, анализируется эффективность расходования
средств, фактические данные сравниваются с базовыми значениями.
Таблица 4 – Сведения о фактических и плановых сроках выполнения
работ проекта на дату отчета.
Длительность работы
Фактическая
Работы проекта
по плану
длительность
Подготовительный этап
Разработка сценария
5 дней
5 дней
Утверждение сценария
1 день
2 дня
Планирование съемок
4 дня
4 дня
Выбор натуры
2 дня
2 дня
Пробы актеров
3 дня
4 дня
29
Производство ролика
Репетиция
1 день
1 день
Съемки
3 дня
2 дня
На рисунке 17 приведена диаграмма Ганта, содержащая базовый план и
фактические сведения о выполнении работ проекта. Из анализа графика и
таблицы 3.4 видно, что работа «Утверждение сценария» вместо 1 дня
продолжалась 2 дня, в результате чего, началось отставание от графика
выполнения работ, но работу «Съемка ролика» вместо 3 дней удалось
завершить за 2 дня, что позволило вернуться к плановым показателям. Если
путем корректирующих мероприятий по каким-либо показателям (время,
стоимость) не удаѐтся добиться выполнения работ в соответствии с планом,
то решается вопрос о внесении изменений в базовый план.
Рисунок 17 – Отслеживание хода выполнения работ проекта
Каждый проект в соответствии с разработанным базовым планом
подходит к завершению, т.е. переходит в завершающую фазу или фазу
окончания проекта (project closeout or finish phase). Хотя некоторые
изменения содержания проекта, стоимости и времени выполнения могут
произойти по ходу его выполнения, но большинство проектов завершаются
почти в запланированное время. На этой фазе достигаются конечные цели
проекта, осуществляется подведение итогов, разрешение конфликтов, закрытие
проекта, передача результатов проекта их владельцам. Обычно это важное
событие для всех участников проекта.
Как отмечалось ранее, многие организации, предприятия, компании
осуществляют свое развитие через выполнение проектов. Например, проекты
могут быть связаны с выпуском новой продукции, услуг и осуществлением
необходимых для этих целей изменений. Жизненный цикл организации может
продолжаться многие годы и десятилетия. Таким образом, жизненный цикл
проектов связан с жизненным циклом организации, а также с жизненным
30
циклом продукта или услуги. Соотношение жизненного цикла проекта и
организации представлено на рисунке 18.
Рисунок 18 – Соотношение жизненных циклов проекта и организации
31