Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Понятия «болезнь», «здоровье»

  • 👀 882 просмотра
  • 📌 817 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате rtf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Понятия «болезнь», «здоровье»» rtf
ЛЕКЦИЯ № 1 Понятия «болезнь», «здоровье» ВАЛЕОЛОГИЯ Понятия болезнь и здоровье тесно связаны между собой. Измерить здоровье и болезнь трудно, границу между ними провести практически невозможно. Вопросы болезней и их отсутствия приходится разбирать на разных уровнях: биохимических процессов в клетках, физиологических процессов в отдельных органах и организме в целом. Вот простая схема: клетка à органы à организм ßà среда Клетка представляет собой сложнейшую систему, в которой циркулируют жидкости, содержащие простые и сложные молекулы, и осуществляются энергетические и информационные связи. В чем выражается здоровье клетки, органа и организма в целом? Это выполнение программы жизни: питание, рост, специфические функции, размножение. Здоровье следует рассматривать как процесс адаптации к социальной и внешней среде. Это возможность адаптироваться в изменяющейся внешней среде, приспосабливаться к росту и старению, к лечению при нарушениях, к страданиям и мирному ожиданию смерти. Здоровье, по определению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Не следует путать понятия «здоровье индивидуума» «здоровье населения». Здоровье индивидуума (человека) - это динамический процесс приспособления к окружающей среде. Идеального абсолютного здоровья не бывает. Критериями оценки здоровья могут явиться: 1) уровень физической работоспособности и морфологического развития на данном этапе; 2) Наличие хронических заболеваний, физических дефектов, ограничивающих социальную дееспособность; 3) социальное благополучие, возможность приспосабливаться к меняющимся условиям жизни и сохранение определенной устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, реакции организма на воздействие внешней среды. Какую клетку (или орган) мы считаем больной? Клетка больна, если она не справляется со своими функциями — осуществлять движение, выделять гормоны, продуцировать нервные импульсы и т.д. Изменение внешней среды также меняет функцию клетки (органа, функциональной системы). Клетки многоклеточного организма составляют органы (функциональные системы) пищеварения, размножения, движения, восприятия раздражений, регулирования и пр. Условно можно выделить первую регулирующую систему (I РС) — кровеносную систему, кровь и лимфу; вторая регулирующая система (II РС) — эндокринные железы; третья (III РС) — вегетативная нервная система; четвертая (IV РС) носит название анимальной нервной системы и отвечает главным образом за связи организма с внешней средой. IV РС представлены также «датчики» — рецепторы кожи, мышц, суставов и, в меньшей степени, внутренних органов, доставляющих в сознание информацию о теле. Патология — это то, что происходит в органе (или организме), когда функция подсистемы серьезно нарушена. Важным фактором в возникновении болезней является психика (схема 4). Значение нервного фактора в возникновении болезней к концу ХХ в. резко возросло, особенно в больших городах и у людей, занимающихся умственным трудом Поэтому есть все основания рассматривать «систему напряжения» как важнейшую по своему влиянию на здоровье и болезни. Болезнь организма – это взаимодействие функций органов, которые сами меняются во времени, т. к. болезни свойственна динамика, нестабильность. Первая фаза болезни характеризуется углублением изменений в клетках и органах, снижением характеристик, так обычные нагрузки (физические и психические) становятся слишком большими, ведут к нарастанию болезни. В возникновении болезней виновата не сама по себе «система напряжения», а только ее «перетренировка» в результат интенсивной и чаще неприятной деятельности без должного отдыха. Мышцы и система газообмена объеаннены, так как они детренируются вместе из-за отсутствия достаточных нагрузок В системе «питание» вред приносят два фахтора: переедание и недоедание. В терморегуляции отсутствие закаливания. Система соединительной ткани и иммунитета не имеет прямой связи с психикой и поражается вторично: стрелки со знаком (.-) идут к ней от всех других четырех систем. В ряде болезней с левой стороны перечислены поражения почти всех внутренних органов, которые названы инфекцнонно-аллергическими. Это означает, что в основе их лежит не только внешняя инфекция, но главным образом — не соответствующая ей реакция иммунной системы и соединительной ткани. В качестве «дополнительного входа» для органов. - висящих от физической работы, служит детренированность (это касается сердца. легких, суставов, мышц), а для других (печени и в меньшей степени почек) — неправильное (нерациональное) питание. Инфекция присутствует во всех этих болезнях, и если у большинства людей они не развиваются, то лишь благодаря правильному функционированию защитной системы. Справа показаны болезни, которые объединены общим понятием «склероз сосудов». Факторами риска склероза являются повышение холестерина, связанное с избыточным и неправильным питанием, гипертония, которая, видимо, вызвана стрессами, курением и гиподинамией. Здоровье - это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены, отсутствуют болезненные проявления. Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам. Следует отметить, что границы между нормой и патологией нет. Между здоровьем и болезненным состоянием существуют различные переходные стадии. Болезнь обычно возникает в тех случаях, когда организм подвергается чрезмерным физическим и психоэмоциональным нагрузкам, либо когда снижены приспособительные функции. Тогда и возникают морфофуикциональные изменения, нередко переходящие в болезнь или приводящие к травме ОДА. Болезнь - это процесс превращения нормального состояния в патологическое, связанный с реактивно-детерминированными изменениями степени компенсаторно-приспособительной саморегуляции живых систем. Норма есть мера жизнедеятельности организма в данных конкретных условиях среды, в пределах которой изменения физиологических процессов удерживаются на оптимальном уровне функционирования гомеостатической саморегуляции. Болезнь связана с превращением нормального состояния живой системы в патологическое, то есть переходом в новое качественное состояние. Любая болезнь есть поражение всего организма. По характеру болезни делят на: острые, подострые и хронические. Острое заболевание начинается внезапно, сразу появляются ярко выраженные симптомы. Подострое заболевание протекает более вяло. Хроническое заболевание продолжается много месяцев или лет. Иногда острое заболевание переходит в хроническое. Понятие о болезни включает в себя представление о патологическом процессе и патологическом состоянии. Патологический процесс - это реакция организма на болезнетворное раздражение, в основе которой лежит нарушение функции органа или его структуры. При болезни могут возникать различные патологические процессы, например, повышение температуры и воспаление желез при ангине, повышение температуры и кашель при пневмонии и т.п. Патогенез это учение о механизмах возникновения, развития и течения болезни. Патологический процесс может развиваться на различных уровнях: молекулярном, тканевом, органном, наконец захватывать целую систему. Следует отметить, что в организме все клетки, ткани и органы неразрывно связаны. Поэтому нет местных болезней, всегда болеет весь организм. Отсюда вытекает основной принцип лечения: надо лечить не болезнь, а больного (М.Я. Мудров). В течении каждой болезни различают следующие периоды: 1 – скрытый, или латентный; 2 - продромальный, или период предвестников болезни; 3 - период развернутого течения болезни; 4 - период завершения болезни. Скрытый (латентный) период - это время от момента внедрения болезнетворного агента в организм до первых проявлений болезни. При инфекционных заболеваниях скрытый период называется инкубационным. Продромальный период проявляется в недомогании, головной боли, ознобе, повышении температуры и т.д. Период развернутого течения для каждой болезни имеет определенные проявления, характеризующиеся сочетанием некоторых симптомов. Совокупность симптомов называется симптомокомплексом или синдромом. Период завершения болезни бывает разным: выздоровление с восстановлением функций, переход в хроническую форму, осложнения или смерть. Общая патология — это учение о наиболее общих закономерностях патологических процессов, о главных их чертах, которые лежат в основе любой болезни независимо от вызвавшей ее причины, индивидуальных особенностей организма, специфических условий окружающей среды, методов исследования (клинических, морфологических, функциональных) и т.п. Общая патология на современном этапе развития состоит из трех основных разделов. Один из них включает сведения о таких вопросах, как периодизация болезни, причины ее возникновения (этиология), механизм развития (патогенез) и выздоровления, значение конституции, наследственности, реактивности и др. Изучение патологии в курсе спортивной медицины необходимо для студентов институтов и факультетов физической культуры университетов потому, что у спортсменов и школьников (особенно у юных спортсменов) нередко встречаются самые различные заболевания и изменения опорно-двигательного аппарата (ОДА). В одних случаях это связано с тем, что при недостаточном врачебном контроле начинают заниматься физкультурой и спортом лица, уже имеющие те или иные заболевания или отклонения в состоянии здоровья; в других — отклонения в состоянии здоровья возникают уже в процессе занятий спортом. Появлению травм и заболеваний у спортсменов (особенно у юных) способствуют тренировки без учета состояния их здоровья и функциональные состояния, возраста, пола и других факторов. Чтобы правильно решить вопрос, продолжать ли тренировки или немедленно их прекратить, обратиться ли за консультацией к врачу или какую первую помощь оказать спортсменки т. д., преподавателю (тренеру) важно знать основные проявления патологии, понимать причины и механизмы развития болезней. Не зная общих закономерностей возникновения патологических процессов (общей патологии), нельзя понять изменения, происходящие в организме спортсменов при тех или иных заболеваниях (частной патологии). Знакомство с частной патологией необходимо и при изучении применения средств физической культуры с лечебной целью в системе реабилитации при различных травмах и заболеваниях и пр. Знание того, что такое здоровье, что такое болезнь и при каких условиях она возникает, является существенным фактором профилактики заболеваний и травматизма при занятиях физкультурой и спортом.
«Понятия «болезнь», «здоровье»» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot