Понятие, сущность и задачи рекламы
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1
Понятие, сущность и задачи рекламы
Термин «реклама» происходит от латинского «reclamare» – «громко кричать» или
«извещать» – так на базарах и площадях Древней Греции и Древнего Рима более 2000 лет
тому назад громко выкрикивались и расхваливались различные товары. Реклама в
английском языке обозначается термином «advertising», что в переводе с английского
означает уведомление и истолковывается как привлечение внимания потребителя к
продукту (товару, услуге) и распространение советов, призывов, предложений,
рекомендаций приобрести данный товар или услугу.
Существует большое количество различных определений рекламы. Рассмотрим
некоторые из них.
Известный маркетолог Филипп Котлер дает следующее определение: «Реклама –
любая платная форма неличного представления и продвижения идей, товаров и услуг
конкретного заказчика».
Авторы вышедшей в 1968 г. книги «Реклама в торговле» Д.В. Беклешов и К.Г.
Воронов так определяют рекламу: «Реклама – это печатное, рукописное, устное или
графическое уведомление о лице, товаре, услугах или общественном движении, открыто
исходящее от рекламодателя и оплаченное им с целью увеличения сбыта, расширения
клиентуры, получения голосов или публичного одобрения».
В законе Российской Федерации от 18.07.95 г. № 108-ФЗ «О рекламе» реклама
трактуется как «распространяемая в любой форме, с помощью любых средств
информация о физическом и юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная
информация), которая предназначена для определенного круга лиц и призвана
формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу,
товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей, начинаний».
Суммируя вышеприведенные высказывания, можно дать следующее определение
рекламы:
Реклама – распространяемая в любой форме информация о лице, товарах, услугах
или общественном движении, оплаченная рекламодателем с целью привлечения внимания
к объекту рекламирования и увеличения сбыта.
Исходя из определений рекламы, можно выделить ее основные черты (признаки):
1. Платность.
2. Неперсонифицированность.
3. Односторонняя направленность рекламного обращения от продавца к покупателю.
4. Опосредованность, т. е. реклама передается через систему посредников (СМИ,
разнообразные рекламоносители).
5. Точно установлен заказчик (рекламодатель).
6. Увещевательность.
В качестве объекта рекламы выступает товар (услуги, фирма, лицо и т. д.).
Предметом изучения рекламы являются стоящие цели и задачи.
Цели рекламы постоянно эволюционизировались: непосредственно стимулировать
продажи (1920–1930); найти и донести до потребителя «уникальное торговое
предложение» товара (1940–1955); создать уникальный имидж бренда (1955–1960);
позиционировать бренд – создать для него сообщение, отличающее его от конкурентов в
выбранном сегменте рынка и максимально близкое для его целевой аудитории (с 1970 г.).
Важнейшие цели рекламы систематически упорядочены в концепции «ступенчатого
действия рекламы». Еще в 1898 г. Американский рекламист Элмер Левис в рамках модели
сформулировал AIDA-правило, которое устанавливает следующие задачи рекламы:
Attention – внимание, Interest – интерес, Desire – желание, Action – действие. За
прошедшее время модель претерпела многочисленные изменения, причем иногда интерес
понимался не как следствие внимания, а как его предпосылка (IADA), модификацией
формулы являются модели AIDCA, включающая пятую ступень – Confidence – доверие, и
AIDMA, содержащая мотивацию – Motive.