Понятие «социальное слышание» в слухоречевой реабилитации детей с нарушением слуха
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема: Понятие «социальное слышание» в слухо-речевой реабилитации детей с нарушением слуха
Смысл слова «слышу» неоднозначен при характеристике состояния физического слуха слабослышащих и глухих. Слабослышащие, пользующиеся слуховыми аппаратами (некоторые – и без аппаратов) в результате обучения действительно становятся почти слышащими или даже слышащими в пределах «пространства общения».
Глухие не воспринимают на слух речь в речевом потоке даже после многих лет обучения и при постоянном пользовании аппаратами. Употребление слова «слышу» по отношению к ним вполне правомерно. Суть дела состоит в том, что эти глухие дети (затем подростки, а затем молодые люди) «живут в слухе».
Постоянное наличие слуховых аппаратов и специальная работа по развитию слухового восприятия приводят к тому, что среда обитания оказывается для них озвученной – они постоянно слышат разнообразные звуки внешнего мира, привыкают к этому шумовому фону, как и слышащие, хорошо выделяют в этом шуме речь. Речь собеседников для них всегда звучит, хотя в процессе свободного общения (а не на занятиях) они воспринимают её не на слух, а слухо-зрительно. Для глухих становится небезразлична «акустическая окраска» речи людей, глухие имеют свои предпочтения и антипатии, вполне осознанно объясняя их причины: «Голос мягкий, приятный, говорит спокойно, произношение ясное», «Голос резкий, неприятный, говорит нечётко, речь очень громкая»; отмечается слитность речи или её скандированность, которая вызывает неприятные ощущения, и т.п. Глухие всегда слышат себя, свою речь, даже своё дыхание.
Они очень чутко и быстро реагируют на выключение звука, если портится слуховой аппарат. Отсутствие звука не нарушает контактов детей со слышащими, потому что дети хорошо понимают речь путём чтения с лица. (Это достигается без специального обучения данному умению, а воспитывается непроизвольно благодаря постоянному восприятию детьми неискажённой речи с помощью слухо-зрительного восприятия и благодаря большой практике речевого общения без использования дактилологии или языка жестов.)
Таким образом, восприятие нормально звучащей речи становится естественной потребностью не только слабослышащих, но и глухих детей (молодых людей). Выше речь шла о «физическом слышании» – это одно из значений слова «слышу». Но есть и другое, не менее важное значение – «слышание социальное». В это словосочетание Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Ганькина М.В. вкладываем следующий смысл:
- Слышать – значит понимать ситуацию общения, уметь участвовать в диалоге, в групповом и коллективном разговоре, распределяя своё внимание на многих, в том числе потенциальных, собеседников, подхватывать реплики, самостоятельно переключаться на новую тему, продолжать участвовать в общении при неожиданном изменении хода разговора.
- Слышать – значит свободно чувствовать себя в незнакомой ситуации и уметь вступать в разговор с незнакомыми людьми, обращаться к ним с вопросами или за помощью и быть уверенным в том, что всегда будешь понят, и в том, что всегда поймёшь ответ.
- Слышать – значит иметь облик слушающего человека, располагать окружающих к общению; быть готовым к вопросам незнакомых людей на улице, в транспорте и т.п. и быть готовым к ответам. Не все даже слышащие дети и взрослые обладают этими качествами, их надо специально воспитывать. Подавляющее большинство наших воспитанников – и глухих, и слабослышащих – достигают этого уровня речевого общения. Поэтому основной смысл слова «слышу», может быть охарактеризован как:
- понимаю собеседника;
- понимаю ситуацию общения;
- могу вести разговор в достаточно большой аудитории;
- могу самостоятельно откликаться на вопросы слушателей, сидящих в разных местах комнаты;
- могу находить человека, задающего вопрос;
- не боюсь незнакомых людей,
- готов к контактам с ними.
Процесс инклюзивного обучения на современном этапе неуклонно расширяется и ставит перед его участниками ряд проблем, требующих оперативного решения. Одним из важнейших вопросов является поиск и применение эффективных методов, приемов и средств обучения детей с нарушениями слуха в условиях общеобразовательного учреждения, поиск новых методов слухоречевой коррекции не только кохлеарноимплантированных детей, но и глухих, слабослышащих с индивидуальными слуховыми аппаратами.
Литература
Список литературы
1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, М.: ВЛАДОС, 2003.
2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. М., 2002.
3. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М: Советский спорт, 2004.
4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. / Под ред. А.Н.Леонтьева и А.Р.Лурия. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
5. Выготский Л.С. Основные проблемы современной дефектологии.//В сб.: Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития., С.-Пб. 2002.
6. Гаврилушкина О.П. Социальное взаимодействие современных дошкольников и проблема инклюзивного и интегрированого обучения//Материалы городской межвузовской научно-практической конференции “Равные возможности – новые перспективы”. М.: МГППУ, 2010. 7. Гилевич И.М., Зикеев А.Г., Коровин К.Г. Картинный словарь русского языка. 2-3 класс. В 2 частях. М. Просвещение, 2008.
8. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений - М.: Академия, 2000.
9. Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. – С.Пб.:Каро,2008
10. Кулакова Е.В., Любимов М.Л. и др. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе/Сб. методических материалов. М. 2010.
11. Кулакова Е.В., Любимова М.М. Организация психологопедагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе/Сб. Инклюзивное образование,выпуск 1. М.:Центр «Школьная книга»,2010.
12. Кулакова Е.В., Любимова М.М..Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие.-М.: Гуманитарный изд.центр Владос,2011.
13. Кулакова Е.В., Любимов М.Л. и др. Создание специальных условий для детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации. М. МППГУ,2012.
14. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А.Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. М.2011.
15. Любимов М.Л. Особенности восприятия и воспроизведения текста слабослышащими школьниками. Автореферат. М. 2003.
16. Красильникова О. А. Литературное развитие слабослышащих школьников в системе начального обучения. - Спб.,2006.
17. Рау Ф. Ф. Формирование устной речи у глухих детей. -М.: Педагогика, 1981.
Интернет-ресурсы 1. Интернет-портал Института коррекционной педагогики РАО [Электронный ресурс]. URL: www.ikprao.ru 2. Интернет-журнал Отоскоп [Электронный ресурс]. URL: http://www.otoskop.ru/rus/ 3. Сайт Страна глухих. [Электронный ресурс]. URL: http://www.deafworld.ru 4. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха (Республика Беларусь). [Электронный ресурс]
URL: http://defectus.ru/load/kabinet_defektologa/psikhologo_pedagogicheskoe_soprovo zhdenie/integrirovannoe_obuchenie_detej_s_narusheniem_slukha_respublika_bela rus/7-1-0-95