Понятие самообразования и саморегуляции
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1
Тема 1. Понятие самообразования и саморегуляции
1.1. Самообразование
1.2. Саморегуляция
1.3. Саморегуляция личности; Психическая саморегуляция
1.4. Естественные приемы саморегуляции
1.5. Приемы саморегуляции
1.6. Эмоциональная саморегуляция
Тема 2. Понятие самообучения и самоорганизации
2.1. Самоорганизация
2.2. Взгляды на развитие самоорганизации
2.3. Суть понятия «самоорганизация»
2.4. Соотношение развития и самоорганизации
2.5. Требования к самоорганизующейся системе
2.6. Самообучение
Аннотация
Данная лекция посвящена таким понятиям как самообразования и
саморегуляция, а также самообучения и самоорганизация. Даются подробные
определения этим понятиям. Также рассматривается вопрос психической
саморегуляции и саморегуляция личности, а также возникающие вследствие
саморегуляции
важные
эффекты.
Подробно
раскрывается
понятие
естественных приемов саморегуляции приводятся всевозможные примеры.
Помимо естественных приемов саморегуляции существует ряд других
приемах, о которых также изложено в лекции. Освещается аспект
эмоциональной саморегуляции, которая подразделяется на несколько
уровней. Также рассмотрены механизмы психологической защиты.
Подробно рассмотрен вопрос самоорганизации. Взгляды на развитие
самоорганизации. Суть понятия «самоорганизация». Соотношение развития и
самоорганизации. Требования к самоорганизующейся системе. И понятие
самообучения.
Тема 1. Понятие самообразования и саморегуляции
1.1. Самообразование
Самообразование — это процесс добровольной и осознанной
познавательной деятельности, которая проводится по индивидуальному
желанию и мотивируется личными побуждениями.
Самообразование
-
целенаправленный
процесс
формирования
человеком своей личности. Основным условием самообразования личности
считается наличие максимально точного уровня самооценки, самопознания,
явно выраженных осознанных целей, идеалов, личностных смыслов и
убеждений [2, с. 58].
Известный ученый Ю.В. Сенько заметил, что нет такого понятия, как
образованный человек, есть человек, образующийся в культуре. Такой
человек преломляет представляемые ему извне фрагменты и эпизоды
«ставшей» культуры сквозь призму своего собственного «я», совмещает и
генерирует продукты чужого опыта с собственными показаниями, осознает
их, присваивая им уникальный собственный смысл. «Самообразование»,
также как и «образование», является многоаспектным понятием. Среди
многих его определений можно отметить самые распространенные:
1)
это
процесс
деформации,
развития,
совершенствования
сформированной системы знаний и отношений на протяжении всей жизни;
абсолютная форма бесконечного, постоянного, непрерывного овладения
новыми, свежими знаниями, умениями, навыками. Их появление напрямую
связано
с
трансформировавшимися
условиями
жизни,
динамично
развивающимся техническим прогрессом;
2) формирование образа мыслей, действий человека в обществе;
создание человека в соответствии с его качеством, мерой, сущностью,
раскрываемой в каждый конкретный исторический отрезок до определённого
уровня (Н.П. Пищулин);
3) образование, в котором отсутствует прохождение систематического
курса обучения в каком-либо учебном заведении, получаемое в процессе
непосредственно самостоятельной работы.
Самообразование и самоорганизация имеют логичную значимость. В
некотором роде они являются средством развития системы личностных
смыслов, позволяют каждому индивиду выработать индивидуальный стиль
деятельности, который в свою очередь соответствует содержанию ее
потребностно - мотивационной сферы.
Самообразование - это не только освоение уже существующего
социального опыта, но и активное участие в сотворении мира и своего
собственного образа в этом самом мире, совершенствование и развитие
личности.
1.2. Саморегуляция
Саморегуляция
—
свойство
систем
в
результате
реакций,
компенсирующих влияние внешнего воздействия, сохранять внутреннюю
стабильность на определённом, относительно постоянном уровне. [2, с. 62].
1.3. Саморегуляция личности; Психическая саморегуляция
Говоря о происхождении самого слова «Саморегуляция», стоит
заметить, что дословно оно переводится - приводить в порядок. Из чего
можно
сделать
вывод,
что
саморегуляция
–
это
предварительно
организованное и осознанное влияние субъекта на свою собственную
психику с целью изменения ее характеристик в требующемся и ожидаемом
направлении.
Сама по себе саморегуляция базируется на комплексе определенных
закономерностей психического функционирования, а также на их следствиях,
которые
принято
называть
психологическим эффектам относят:
психологическими
эффектами.
К
активирующее
влияние
мотивационной
сферы,
порождающее
деятельность субъекта, направленную на деформацию характеристик;
взаимосвязанность
и
общность
областей
сознания
и
сфер
бессознательного в качестве объектов, с помощью которых субъектом
осуществляется регулирующее воздействие на самого себя;
функциональное единство и структурная целостность всевозможных
когнитивных процессов психики, обеспечивающих эффект влияния
субъекта на психику;
функциональную
связь
эмоционально-волевой
области
личности
индивида и ее телесного опыта, мыслительных процессов;
эффект от управления произвольно либо непроизвольно психическими
образами, возникающими в сознании любого индивида.
Чаще всего начальной точкой процесса саморегуляции является
наличие конкретного внутреннего противоречия, которое в первую очередь
связанно с мотивационной сферой. Собственно эти самые противоречия и
являются движущей силой, побудителями стимулирующими переустройство
тех или иных свойств и черт личности. Приемы такой саморегуляции могут
быть построены на следующих механизмах:
воображение;
нейролингвистическое программирование;
рефлексия;
и др.
Саморегуляция
личности
–
это
также
и
управление
своими
психоэмоциональными состояниями. Она может достигаться посредством
воздействия индивида на самого себя при помощи слов — аффирмаций,
мыслеобразов (визуализация), регулирования мышечного тонуса и дыхания
[1, с. 258].
Психическая саморегуляция – это своеобразный способ кодирования
своей
собственной
психики.
Такая
саморегуляция
аутотренингом или аутогенной тренировкой.
еще
называется
Вследствие саморегуляции возникает несколько важных эффектов,
таких как:
активизация, (повышение психофизиологической реактивности);
восстановление, (ослабление проявление утомления, изнеможенья);
успокоение, (устранение эмоциональной напряженности).
Принято выделять естественные способы саморегуляции, к ним
относятся сон, питание, контакты с живой природой, массажи, различные
танцы, бег и многое другое. Между тем, ввиду условия реальной жизни
использование таких методов не всегда является возможным. Существуют
определенные обстоятельства, которые ограничивают человека в его
действиях. К примеру, находясь на борту самолета сложно в момент
возникновения напряженной ситуации начать гладить кота; или, например,
находясь
на
представляется
деловой
встрече,
возможным
лечь
в
момент
переутомления
поспать.
А
между
тем
вряд
ли
как
раз
своевременность саморегуляции является основополагающим фактором в
психогигиене.
предотвратить
Именно
скапливание
своевременная
остаточных
саморегуляция
явлений
способна
перенапряженных
состояний, способствует восстановлению сил, помогает нормализации
эмоционального фона, оказывает содействие во взятии контроля над своими
эмоциями, усиливает мобилизационные ресурсы организма.
1.4. Естественные приемы саморегуляции
Естественные приемы саморегуляции – это одни из наиболее простых и
доступных методов регуляции. К таким приемам принято относить:
мечтание,
наблюдение за прекрасным (живописные виды, пейзажи и т.д.),
позитивное мышление,
улыбку и смех,
рассматривание фотографий, картин
контакты с животными,
наблюдение за цветами,
вдыхание чистого и свежего воздуха
и т.д.
Известно, что сон очень полезно влияет на снятие общей усталости, но
помимо этого, он также помогает свести к минимуму влияние негативных,
неблагоприятных аспектов. Именно поэтому, у некоторых людей в период
всевозможных переживаний и моменты стрессовых ситуаций наблюдается
повышенная сонливость [1, с. 274].
Также, доказано, что водные процедуры благоприятно сказываются на
снижении уровня усталости и способствуют расслаблению тела, снимают
стресс и раздражение. А, например, контрастный душ очень помогает в
ситуациях, когда необходимо взбодриться, побороть вялость, апатию и
усталость.
Для многих людей хобби является отличным средством для обретения
душевного равновесия, избавления от тревоги и напряжения, а также
способом для восстановления сил и баланса.
Бесспорно, спорт и физические нагрузки способствуют борьбе со
стрессами и усталостью, связанной с тяжелыми трудовыми буднями. Также,
неплохо помогает снять накопленный стресс и усталость смена обстановки.
Именно поэтому человеку так необходим продолжительный отпуск, при
котором он сможет позволить себе поехать отдыхать на море, курорт,
санаторий, дачу и др. Это прекрасное средство, восстанавливающее нужный
запас душевных и физических сил.
1.5. Приемы саморегуляции
Кроме вышеперечисленных естественных приемов регулирования
различают еще и другие, например, управление дыханием, тонусом мышц,
словесное воздействие, рисование, аутотренинг, самовнушение и множество
других.
Самовнушение заключается в процессе внушения, который направлен
на самого себя. Данный процесс позволяет вызвать у самого себя
определенные
нужные
ощущения,
контролировать
и
управлять
когнитивными процессами психики, соматическими и эмоциональными
реакциями. Все формулировки для самовнушения следует произносить
вполголоса некоторое количество раз, при этом нужно полностью
сосредоточиться на формулировках. Данный метод является базисом
всевозможных способов и приемов психического саморегулирования, как
аутогенная тренировка, йога, медитация, релаксация [1, с. 299].
С помощью аутотренинга любой человек в состоянии восстановить
работоспособность, повысить концентрацию внимания, поднять настроение,
улучшить настрой и снять хандру в течение нескольких минут, причем
самостоятельно, без чьей-либо помощи. Метод аутотренинга считается
универсальным средством, так как он подбирается индивидуально, с учетом
персональных физических и психологических особенностей, а также с
учетом особенностей распорядка дня.
Немецкий врач-психиатр Шульц в 1932 году предложил способ
саморегуляции, который получил название аутогенная тренировка. Основой
его разработки легли наблюдения за людьми, входящими в трансовые
состояния. Он полагал, что базисом всех трансовых состояний являются
такие факторы, как мышечное расслабление, психологический покой и
чувство
сонливости,
самовнушение
и
внушение,
высокоразвитое
воображение. Поэтому, объединив несколько методов, Шульц создал
авторскую методику.
Для индивидов, которые испытывают трудности с мышечным
расслаблением,
оптимально
подойдет
методика,
разработанная
Ж.
Джекобсоном.
1.6. Эмоциональная саморегуляция
Эмоциональная саморегуляция подразделяется на несколько уровней:
бессознательный, сознательный волевой и сознательный смысловой. Система
саморегуляции представлена данными уровнями, которые являют собой
этапы
становления
механизмов
регуляции
в
процессе
онтогенеза.
Превалирование одного уровня над другим рассматривается как параметр
генеза интегративно-эмоциональных функций сознания субъекта [2, с. 107].
Определенные механизмы психологической защиты обеспечивают
бессознательный уровень. Данные механизмы работают на подсознательном
уровне и имеют направленность на ограждение сознания от травмирующих
факторов, неприятных переживаний, которые взаимосвязаны с внутренними
или внешними конфликтными ситуациями, состояниями тревожности и
дискомфорта. Т.е. это определенная форма переработки травмирующих
факторов,
своеобразная
система
стабилизации
индивида,
которая
проявляется в ликвидации или минимизации негативных эмоций. К таким
механизмам можно отнести: отрицание и вытеснение, сублимацию и
рационализацию, обесценивание и др.
Сознательно-волевой
уровень
эмоциональный
саморегуляции
направлен на приобретение комфортного состояния психики при помощи
усилий воли. К этому уровню можно также отнести и волевой контроль
наружных проявлений эмоций. Большинство методик саморегуляции,
существующих сегодня, имеют отношение именно к данному уровню
(например, аутотренинг, мышечная релаксация по Джекобсону, дыхательные
упражнения, труд, катарсис и др.) [2, с. 109].
На уровне сознательной регуляции осознанная воля устремлена не на
решение конфликта потребностей и мотиваций, которые лежат в основе
дискомфорта, а на изменение его объективных и индивидуальных
проявлений. То есть в результате действий не будут устранены причины
такого эмоционального дискомфорта. Следовательно, механизмы данного
уровня по сути своей являются симптоматическими. Данная особенность
будет общей и для сознательной и для бессознательной регуляции. Отличие
между ними заключается лишь в уровне, на котором происходит процесс:
сознательном или подсознательном. Однако четкого жесткого рубежа между
ними не существует. Это связано с тем, что волевые действия по регуляции
вначале могут осуществляться с участием сознания, а затем, постепенно
становясь автоматическими, могут переходить и на подсознательный
уровень.
Сознательно-смысловой
(ценностный)
уровень
эмоциональной
саморегуляции является качественно новым способом разрешения проблем,
связанных с эмоциональным дискомфортом. Данный уровень регуляции
имеет
цель
устранить
глубинные
причины
возникновения
такого
дискомфорта, разрешить внутренние конфликты потребностей и мотиваций.
Эта
цель
достигается
посредством
понимания
и
переосмысления
индивидуальных ценностей и потребностей, приобретением новых смыслов
жизни.
Наивысшим
проявлением
смысловой
регуляции
является
саморегулирование на уровне смыслов и потребностей бытия [2, с. 112]
Для реализации эмоционального саморегулирования на сознательносмысловом
уровне следует
научиться
четко
мыслить,
различать
и
обрисовывать при помощи слов тончайшие оттенки индивидуальных
переживаний, постигать персональные потребности, которые лежат в основе
эмоций и чувств, отыскивать смысл в любых переживаниях, даже в
неприятных, и сложных жизненных обстоятельствах.
Тема 2. Понятие самообучения и самоорганизации
2.1. Самоорганизация
Самоорганизация — процесс упорядочения элементов одного уровня
в системе за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического
воздействия
(изменение
внешних
условий
может
также
быть
стимулирующим либо подавляющим воздействием) [3, с. 39]
Результат — появление единицы следующего качественного уровня. В
зависимости от подхода к описанию самоорганизации в определение
включают характеристики системы, тип внутреннего фактора, особенности
процесса.
Концепции синергетики и самоорганизации формируют общий
познавательный аппарат и позволяют выделить основные принципы
синергетического подхода к моделированию.
Наиболее существенное влияние синергетика сделала на понятие
развитие. Как правило, развитие представляется необратимой, направленной,
закономерной сменой материи и сознания, их универсальным свойством; в
результате развития возникает новое качественное состояние объекта — его
состава или структуры.
Если посмотреть на этот вопрос немного с другого угла, то можно
сделать следующие наблюдения:
1.
Необратимыми являются процессы изменения открытых систем,
и хотя таких большинство, все же существуют и закрытые системы, в
которых происходят обратимые изменения.
2.
В результате развития изменяется не только структура системы,
но и ее поведение, функционирование. В системных и даже некоторых
синергетических
определениях
развития
указанные
недостатки
присутствуют, а его преимущества нередко не реализуются.
2.2. Взгляды на развитие самоорганизации
Все многообразие взглядов на развитие можно представить в виде
четырех групп.
Первая группа исследователей связывает развитие с реализацией
новых целей, целенаправленностью изменений. Этот подход реализует
кибернетика, в которой развитию противопоставляется функционирования,
что происходит без изменения цели. В синергетике предполагается, что
целеустремленность не является необходимым условием, а тем более
атрибутом развития.
Вторая рассматривает его как процесс адаптации к окружающей
среде, что также является лишь его условием — необходимым, но отнюдь не
достаточным.
Третья
группа
подменяет
развитие
его
источником
—
противоречиями системы.
Четвертая — отождествляет развитие с одной из его линий —
прогрессом, или усложнением систем, либо одной из его форм — эволюцией.
Количественное изменение состава и взаимосвязей системы выражает
понятие роста и его темпы (следовательно, рост не следует отождествлять с
развитием, что характерно для многих экономистов).
Развитие может идти как по линии прогресса, так и регресса, и
выражаться в эволюционной или революционной форме.
Революция в теориях самоорганизации получила название скачка,
фазового перехода или катастрофы. Трудно согласиться с распространенной
точкой зрения насчет эволюции системы, отождествляемой то с развитием,
то с ростом системы, то с ее прогрессом и регрессом, иногда и со всем
перечисленным одновременно, либо с изменением, дифференциацией, а в
узком смысле — с количественным изменением [3, с. 86]
Поскольку эволюция является формой развития, а последнее является
качественным изменением, было бы нелогично понимать под эволюцией
количественное, постепенное изменение (тем более что количественное
изменение отражается понятием «рост»), под эволюцией мы будем
подразумевать поступательное, медленное, плавное, качественное изменение,
а под революцией, как это и принято, скачкообразное, быстрое качественное
изменение.
Возникает также вопрос о соотношении понятий «организация»,
«развитие» и базового для синергетики понятия «самоорганизация».
2.3. Суть понятия «самоорганизация»
Под самоорганизацией понимается процесс установления в системе
порядка, происходящий исключительно за счет кооперативного действия и
связей ее компонентов и в соответствии с ее предыдущей истории, что
приводит к изменению ее пространственной, временной или функциональной
структуры.
Фактически,
организованности,
самоорганизация
порядка
за
счет
является
согласованного
установлением
взаимодействия
компонентов внутри системы при отсутствии действий, упорядочивающих,
со стороны среды.
Это требует уточнения понятия «организация», вернее, разделения на
организацию как взаимодействие частей целого, обусловленное его
строением, которая может быть задана как самой системой, так и внешней
средой, а также организацию как действия среды, упорядочивающих; а также
организацию как объект такого воздействия. В концепциях самоорганизации
организация понимается в двух последних значениях.
2.4. Соотношение развития и самоорганизации
Что касается соотношения понятий развития и самоорганизации, то
первое следует признать шире, поскольку оно включает как организующие
воздействия среды, так и самоорганизацию; как прогрессивные процессы
(которые в основном исследуют концепции самоорганизации), так и
регрессивные.
2.5. Требования к самоорганизующейся системе
Чтобы система была самоорганизующийся и, следовательно, имела
возможность прогрессивно развиваться, она должна удовлетворять, по
крайней мере, следующим требованиям:
система должна быть открытой, т.е. обмениваться со средой
веществом, энергией или информацией;
происходящие
в
ней,
должны
быть
кооперативными
(корпоративными), т.е. действия ее компонентов должны быть
согласованными друг с другом;
система должна быть динамичной;
находиться поодаль состояния равновесия.
Главную роль здесь выполняет условие открытости и неравновесности,
поскольку, если они соблюдены, остальные требований выполняется почти
автоматически.
2.6. Самообучение
Самообучение (англ. self-instruction) – направленная индивидуумом
деятельность на самостоятельное получение знаний и (или) опыта.
Качество получаемых знаний при самообучении напрямую зависит от
качества и количества необходимого доступного материала, а также от
желания
(мотивации)
индивидуума
их
получить.
При
обучении
осуществляется целенаправленный процесс, взаимодействие ученика и
учителя для формирования знаний, умений и навыков, обычно по
определенной программе, в которой изложен порядок изучения и объём
изучаемого материала [4, с. 67].
Знания, полученные в процессе самообучения, крепче помнятся, но в
них возможны пробелы, в силу того, что при самообучении порядок и объём
изучаемого материала определяется зачастую самим самообучающимся.
Цель самообучения – получение новых знаний, навыков, умений. Оно
не ограничивается только получением теоретических знаний, а включает
также приобретение практических навыков. Как правило, к такому способу
обучения человек приходит уже в зрелом возрасте, когда процесс получения
общего образования позади, а большинство времени и сил уходит на
выполнение рабочих обязанностей на наемной работе или развитие
собственного бизнеса [4, с. 73].
И тут возникает проблема – новые знания и умения постоянно
необходимы не только для успешного продвижения по карьерной лестнице,
но и порой для простого поддержания своего рабочего статуса и сохранения
должности или уровня в рабочем коллективе. Но работодатель, требуя, с
одной стороны, постоянного роста уровня развития всех трудовых навыков,
не готов мириться с тем, чтобы работник отвлекался на самообразование в
течение
рабочего
времени,
когда
необходимо
выполнять
свои
функциональные обязанности. И платить, соответственно, работодатель
желает не за часы самообразования сотрудника, а за конкретный результат
деятельности.
Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте структуру коммуникации.
2. Перечислите психологические барьеры коммуникации и способы их
преодоления.
3. В чем специфика психологии эффективного взаимодействия в
условиях современного самообразования?
4. Какова особенность психологии самообразования в форматах
непосредственной
и
опосредованной
коммуникации
(дистанционного
образования).
5. Как современные компьютерные технологии могут помочь в
самоорганизации и самообразовании?
6. Каково значение коммуникации в психическом развитии человека?
Список использованных источников:
1. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для студ. вузов,
обучающихся по направлению и специальности «Психология» / Г. М.
Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2016. – 363 с.
2. Ерофеева, М.А. Общие основы педагогики: конспект лекций / М.А.
Ерофеева. – М., 2015.
3. Кричевский, Р. Л. Социальная психология малой группы : учеб. пособие для
вузов / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. – М., 2014. – 318 с.
4. Соснин, В. А. Социальная психология / В. А. Соснин, Е. А. Красникова. –
М.: ФОРУМ, 2014. – 336 с.