Понятие рынка. Элементы рынка и их взаимосвязи.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Понятие рынка. Элементы рынка и их взаимосвязи.
Построение развитой рыночной экономики открытого тип ставится целью проводимых в нашей стране реформ и является необходимой предпосылкой создания системы маркетинга. Рынок многогранен, и изучать его можно с разных сторон. Начнем с наиболее общих положений.
В некоторых языках существуют различные термины обозначающие рынок и отражающие разные его аспекты.
Русский термин «рынок», произошедший от польского «rynek», неоднозначен и может обозначать как минимум следующие три понятия:
• место для торговли;
• совокупность экономических отношений между действующими на рынке субъектами;
• сфера товарно-денежных отношений, в которой происходит обмен товаров, столкновение и согласование интересов производителей и потребителей, продавцов и покупателей.
Для возникновения в обществе рынка необходимо наличие двух главных условий: общественного разделения труда и товарного обращения. Примерно шесть тысяч лет назад произошло окончательное формирование рынка как социально-экономической категории, хотя названные выше условия имели место и раньше.
Развитой рынок и необходимые рыночные атрибуты в современном их понимании появились позднее, уже в эпоху феодализма.
Развитой рыночный механизм выполняет в обществе следующие важные функции:
• через рынок осуществляется регулирование общественного производства, т. е. решаются проблемы, что производить, как производить, для кого производить;
• через рынок устанавливается связь производителей и потребителей; каждый участник рынка является одновременно и покупателем, и продавцом;
• через рынок происходит учет затрат на производство продукции; на рынок поступает только та продукция, которая может быть раскуплена по ценам, покрывающим издержки;
• рынок дифференцирует производителей: в процессе конкуренции выживает только та фирма, у которой затраты на производство продукции меньше рыночной цены.
Рынок имеет свои достоинства и недостатки.
Положительным чертами рынка являются:
• гибкость и способность приспосабливаться к изменяющимся условиям;
• оперативное использование новых технологий;
• независимость производителей и потребителей в принятии решении, заключении сделок и т. д.
Негативные стороны рынка касаются главным образов социальной сферы:
• рынок не гарантирует права на труд и доход: более того, рыночная система воспроизводит существенное неравенство;
• рынок не создает стимулов для производства товаров
и услуг коллективного пользования (образование, здравоохранение и т. п.);
• рынок ориентирован на удовлетворение запросов только тех, у кого есть деньги.
Исходя из этого можно сделать вывод, что рынок является наиболее эффективной формой организации экономики, но он не всегда и не во всем способен обеспечить саморегулирование и равновесие экономической системы. Несовершенство рынка должно компенсироваться соответствующими функциями государства.
Элементами рынка являются товарное предложение, покупательский спрос и система цен.
Элементы рынка и их взаимосвязи
Товарное предложение – это масса продуктов, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него. Источниками товарного предложения являются промышленное и сельскохозяйственное производство, товарные запасы, государственные товарные резервы, импорт.
Самое простое определение покупательского спроса: «спрос – это платежеспособная потребность». Полнее его можно охарактеризовать так:
Спрос – часть конкретных общественных потребностей, которая обеспечена деньгами и представлена на рынке.
Покупательский спрос может быть следующих видов:
• реализованный,
• неудовлетворенный,
• действительный.
Если первые два вида в пояснениях не нуждаются, то действительный спрос можно определить как общий объем спроса, предъявленного населением за определенный промежуток времени в рамках конкретного рынка. Его также можно рассматривать как сумму реализованного и неудовлетворенного спроса.
Кроме того, в литературе и на практике можно встретить такие характеристики спроса, как формирующийся, отложенный, повышенный, комплексный, негативный, и многие другие. Хотя, строго говоря, эти термины не совсем
точны и корректны, тем не менее, они при необходимости вполне могут быть использованы.
Объем и структура покупательского спроса на конкретном потребительском рынке, как, впрочем, и параметры других элементов рынка, складываются под влиянием сложной системы факторов.
Классификация этих факторов может быть проведена по различным критериям. Так, на рисунке приведена классификация, в которой факторы объединены в группы в соответствия с их содержанием: экономические, социальные, демографические, природные, эстетические, психологические. Примечательно, что в самостоятельные группы выделены такие неоднозначные феномены, как реклама мода, которые по своей природе могут быть причислены одновременно к социальным, эстетическим, психологическим и экономическим факторам. Именно комплексный характер этих факторов позволяет им весьма существенно влиять на изменения спроса.
СПРОС
мода
реклама
натуральные (природные)
психологические
эстетические
экономические
экономический строй общества, система распределения, соотношение спроса и предложения, развитие системы торговли и услуг, денежные доходы населения, уровень розничных цен и т.д.
социальные
социальный строй общества, культура и образовательный уровень, профессиональный состав населения, национальные и религиозные обычаи и т.д.
демографические
численность населения, его половозрастной состав, количество и состав семей, миграция населения и т.д.
Кроме того, в литературе нередко используются классификации тех же факторов по других признакам. Так, по особенности влияния на спрос факторы разделяют на общие, непосредственно воздействующие на величину спроса по всем или большинству товарных групп, и частные, оказывающие; непосредственное влияние на спрос по отдельным видам или группам товаров.
По степени воздействия на спрос факторы подразделяют на три группы:
сильно воздействующие,
умеренно воздействующие,
незначительные.
Цена — это денежное выражение стоимости товара.
Стоимость — овеществленный в товарах общественный труд, необходимый для их производства.
Рынок существует и функционирует в соответствии с требованиями ряда объективных экономических законов, среди которых следует выделить закон спроса и предложения. Согласно этому закону для эффективного развития народного хозяйства необходимо достижение равновесия спроса и предложения как по объемам, так и по структурам. Однако добиться такого равновесия по многим объективным причинам можно лишь на очень короткий промежуток времени, а стремиться к нему необходимо постоянно. Основным механизмом регулирования дисбаланса спроса и предложения является цена.
Классификация рынков
Важную роль в маркетинговых исследованиях играет правильный выбор того или иного рынка в качестве объекта изучения и деятельности. Для этого, прежде всего, необходимо провести качественную классификацию рынков. В общем виде структуру рынка можно представить следующим образом.
По объекту товарного обмена:
♦ товарный:
А) рынок потребительских товаров;
Б) рынок товаров производственного назначения;
• сервисный;
• финансовый, в том числе фондовый (ценных бумаг), валютный;
• информационный;
• рынок труда;
• рынок технологий, лицензий и ноу-хау.
По территориальному масштабу:
• региональный;
• национальный;
• мировой;
• рынок экономического объединения государств;
• рынок крупного географического региона.
По отношению к государственным границам:
• внутренний;
• внешний.
По степени ограничения конкуренции:
• монополистический;
• олигополистический;
• свободный;
• смешанный.
По соотношению уровней спроса и предложения:
• рынок продавца (спрос превышает предложение);
• рынок покупателя (предложение превышает спрос).
Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т. е. вспомогательных отраслей и организаций.
Инфраструктура рынка – это совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений.
Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда.
Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами.
Инфраструктура финансового рынка включает фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.
Инфраструктура рынка труда включает биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы и т.д.