Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Понятие рынка. Элементы рынка и их взаимосвязи.

  • 👀 2156 просмотров
  • 📌 2091 загрузка
Выбери формат для чтения
Статья: Понятие рынка. Элементы рынка и их взаимосвязи.
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Понятие рынка. Элементы рынка и их взаимосвязи.» doc
Понятие рынка. Элементы рынка и их взаимосвязи. Построение развитой рыночной экономики открытого тип ставится целью проводимых в нашей стране реформ и явля­ется необходимой предпосылкой создания системы маркетинга. Рынок многогранен, и изучать его можно с разных сторон. Начнем с наиболее общих положений. В некоторых языках существуют различные термины обозначающие рынок и отражающие разные его аспекты. Русский термин «рынок», произошедший от польского «rynek», неоднозначен и может обозначать как минимум сле­дующие три понятия: • место для торговли; • совокупность экономических отношений между действу­ющими на рынке субъектами; • сфера товарно-денежных отношений, в которой про­исходит обмен товаров, столкновение и согласование инте­ресов производителей и потребителей, продавцов и покупа­телей. Для возникновения в обществе рынка необходимо нали­чие двух главных условий: общественного разделения труда и товарного обращения. Примерно шесть тысяч лет назад произошло окончательное формирование рынка как социаль­но-экономической категории, хотя названные выше условия имели место и раньше. Развитой рынок и необходимые рыночные атрибуты в современном их понимании появились позднее, уже в эпоху феодализма. Развитой рыночный механизм выполняет в обществе сле­дующие важные функции: • через рынок осуществляется регулирование обществен­ного производства, т. е. решаются проблемы, что произво­дить, как производить, для кого производить; • через рынок устанавливается связь производителей и потребителей; каждый участник рынка является одновременно и покупателем, и продавцом; • через рынок происходит учет затрат на производство продукции; на рынок поступает только та продукция, кото­рая может быть раскуплена по ценам, покрывающим издер­жки; • рынок дифференцирует производителей: в процессе конкуренции выживает только та фирма, у которой затраты на производство продукции меньше рыночной цены. Рынок имеет свои достоинства и недостатки. Положительным чертами рынка являются: • гибкость и способность приспосабливаться к изменяющимся условиям; • оперативное использование новых технологий; • независимость производителей и потребителей в при­нятии решении, заключении сделок и т. д. Негативные стороны рынка касаются главным образов социальной сферы: • рынок не гарантирует права на труд и доход: более того, рыночная система воспроизводит существенное нера­венство; • рынок не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (образование, здравоох­ранение и т. п.); • рынок ориентирован на удовлетворение запросов толь­ко тех, у кого есть деньги. Исходя из этого можно сделать вывод, что рынок явля­ется наиболее эффективной формой организации экономики, но он не всегда и не во всем способен обеспечить саморегу­лирование и равновесие экономической системы. Несовершен­ство рынка должно компенсироваться соответствующими функциями государства. Элементами рынка являются товарное предложение, по­купательский спрос и система цен. Элементы рынка и их взаимосвязи Товарное предложение – это масса продуктов, кото­рые находятся на рынке или могут быть доставлены на него. Источниками товарного предложения являются промышленное и сельскохозяйственное производство, товарные запасы, государственные товарные резервы, импорт. Самое простое определение покупательского спроса: «спрос – это платежеспособная потребность». Полнее его можно охарактеризовать так: Спрос – часть конкретных общественных потребностей, которая обеспечена деньгами и представлена на рынке. Покупательский спрос может быть следующих видов: • реализованный, • неудовлетворенный, • действительный. Если первые два вида в пояснениях не нуждаются, то действи­тельный спрос можно определить как общий объем спроса, предъявленного населением за определенный промежуток времени в рамках конкретного рынка. Его также можно рас­сматривать как сумму реализованного и неудовлетворенного спроса. Кроме того, в литературе и на практике можно встре­тить такие характеристики спроса, как формирующийся, отложенный, повышенный, комплексный, негативный, и многие другие. Хотя, строго говоря, эти термины не совсем точны и корректны, тем не менее, они при необходимости впол­не могут быть использованы. Объем и структура покупательского спроса на конкрет­ном потребительском рынке, как, впрочем, и параметры дру­гих элементов рынка, складываются под влиянием сложной системы факторов. Классификация этих факторов может быть проведена по различным критериям. Так, на рисунке приведена классифика­ция, в которой факторы объединены в группы в соответствия с их содержанием: экономические, социальные, демографи­ческие, природные, эстетические, психологические. Примечательно, что в самостоятельные группы выделены такие неоднозначные феномены, как реклама мода, которые по своей природе могут быть причислены одновременно к соци­альным, эстетическим, психологическим и экономическим факторам. Именно комплексный характер этих факторов по­зволяет им весьма существенно влиять на изменения спроса. СПРОС мода реклама натуральные (природные) психологические эстетические экономические экономический строй общества, система распределения, соотношение спроса и предложения, развитие системы торговли и услуг, денежные доходы населения, уровень розничных цен и т.д. социальные социальный строй общества, культура и образовательный уровень, профессиональный состав населения, национальные и религиозные обычаи и т.д. демографические численность населения, его половозрастной состав, количество и состав семей, миграция населения и т.д. Кроме того, в литературе нередко используются клас­сификации тех же факторов по других признакам. Так, по особенности влияния на спрос факторы разделяют на общие, непосредственно воздействующие на величину спроса по всем или большинству товарных групп, и частные, оказывающие; непосредственное влияние на спрос по отдельным видам или группам товаров. По степени воздействия на спрос факторы подразделяют на три группы: сильно воздействующие, умеренно воздействующие, незначительные. Цена — это денежное выражение стоимости товара. Стоимость — овеществленный в товарах обществен­ный труд, необходимый для их производства. Рынок существует и функционирует в соответствии с требованиями ряда объективных экономических законов, среди которых следует выделить закон спроса и предложения. Со­гласно этому закону для эффективного развития народного хозяйства необходимо достижение равновесия спроса и предложения как по объемам, так и по структурам. Однако до­биться такого равновесия по многим объективным причинам можно лишь на очень короткий промежуток времени, а стре­миться к нему необходимо постоянно. Основным механизмом регулирования дисбаланса спроса и предложения является цена. Классификация рынков Важную роль в маркетинговых исследованиях играет пра­вильный выбор того или иного рынка в качестве объекта изучения и деятельности. Для этого, прежде всего, необходи­мо провести качественную классификацию рынков. В общем виде структуру рынка можно представить следующим образом. По объекту товарного обмена: ♦ товарный: А) рынок потребительских товаров; Б) рынок товаров производственного назначения; • сервисный; • финансовый, в том числе фондовый (ценных бумаг), валютный; • информационный; • рынок труда; • рынок технологий, лицензий и ноу-хау. По территориальному масштабу: • региональный; • национальный; • мировой; • рынок экономического объединения государств; • рынок крупного географического региона. По отношению к государственным границам: • внутренний; • внешний. По степени ограничения конкуренции: • монополистический; • олигополистический; • свободный; • смешанный. По соотношению уровней спроса и предложения: • рынок продавца (спрос превышает предложение); • рынок покупателя (предложение превышает спрос). Современный рынок невозможен без развитой инфра­структуры, т. е. вспомогательных отраслей и организаций. Инфраструктура рынка – это совокупность учреж­дений, государственных и коммерческих фирм, обес­печивающих успешное функционирование рыночных отношений. Принято различать инфраструктуру трех рынков: товар­ного, финансового и рынка труда. Инфраструктура товарного рынка представлена то­варными биржами, предприятиями оптовой и рознич­ной торговли, аукционами, ярмарками, посредничес­кими фирмами. Инфраструктура финансового рынка включает фон­довые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды. Инфраструктура рынка труда включает биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулиро­вание миграции рабочей силы и т.д.
«Понятие рынка. Элементы рынка и их взаимосвязи.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 521 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot