Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Понятие ресурсов и ресурсного обеспечения, их сущность и функции в стратегическом управлении

  • 👀 1339 просмотров
  • 📌 1299 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Понятие ресурсов и ресурсного обеспечения, их сущность и функции в стратегическом управлении» docx
1. Понятие ресурсов и ресурсного обеспечения, их сущность и функции в стратегическом управлении Под ресурсами, как правило, понимаются средства, запасы, возможности, источники чего-либо. Ресурс (от фр. resource) – источник покрытия нужд потребностей. Понятие «ресурс» применяется также как характеристика созданной людьми продукции. Ресурс – количественно измеряемая возможность выполнения какой-либо деятельности человека или людей; условия, позволяющие с помощью определенных преобразований получить желаемый результат. В обобщенном виде в производстве ресурсы называются факторами. Ресурсы государственного управления - ведущий фактор эффективного государственного управления. Это реальные и потенциальные средства, резервы, ценности и блага, а также возможности материального, интеллектуального, организационного и духовно-нравственного характера, которыми располагает и может воспользоваться ими как в настоящее время, так и в будущем. Если объективные условия и субъективный фактор определяют характер государственного управления, то ресурсы обеспечивают успех и эффективность этого управления. Ресурсы – это и социальная среда управления, и необходимое условие, и своего рода гарант успеха этого управления. В источниках можно встретить следующую классификацию ресурсов государственного управления: 1) социальные ресурсы: - власть, которая является ведущим субъективным условием и фундаментальным источником эффективного управляющего воздействия, представляет собой совокупность отношений руководства, господства и подчинения; 2) экономические ресурсы: - материально-финансовые ресурсы - федеральный и региональные бюджеты, золотовалютные запасы, ценные государственные бумаги, стабилизационные и другие фонды, налоговые, страховые, таможенные, лицензионные и другие механизмы; - хозяйственные фонды (основные фонды, оборотные средства, резервные и страховые фонды государственных унитарных и смешанных предприятий, акционерных обществ и других хозяйствующих субъектов); - природные ресурсы как предмет и средство производства - соответствующие земельные ресурсы, полезные ископаемые, леса, водные богатства, воздушное пространство; - государственные резервы - стратегические запасы сырья, топлива, продуктов питания, медикаментов и других материалов, необходимых для бесперебойного функционирования всех жизненно важных ее структур на случай чрезвычайных ситуаций, агрессии, стихийного бедствия и т.п. 3) ресурсы принудительно-силового характера; 4) социально-демографические ресурсы; 5) интеллектуально-трудовые ресурсы; 6) информационно-коммуникационные ресурсы; 7) правовые ресурсы (правовое обеспечение государственного управления); 8) кадровые ресурсы (кадровое обеспечение государственного управления); 9) информационные ресурсы (информационно-коммуникационные технологии в системе государственного управления). Применительно к ресурсному обеспечению стратегического планирования речь идет прежде всего о стратегических ресурсах. Стратегические ресурсы организации – это постоянные и (или) долговременные источники доходов бизнеса, ориентированные на удовлетворение запросов потребителей или формирующие спрос в выбранной сфере деятельности. Стратегические ресурсы – главные производительные силы, которые формируют финансовые, рыночные, социальные результаты деятельности. Конкурентные преимущества в ресурсах для первенства на рынках заключаются: - в привлечении лучших, более производительных ресурсов по сравнению с конкурентами; - во владении исключительными, ограниченными ресурсами; - в создании уникальных ресурсов, недоступных другим участникам рынков; - в формировании системы ресурсов, обеспечивающей высокую результативность и эффективность; - в наличии предпринимательских способностей. Применительно к стратегическому управлению часть исследователей предлагают следующую классификацию ресурсов: 1) природные - ресурсы земли, вод, атмосферы, космоса; 2) средства производства - производственные мощности, предметы труда и др.; 3) трудовые (человеческие, кадровые) ресурсы; 4) ресурсы конечных «потребительских» благ - непроизводственные «мощности», продукты для личного и общественного потребления; 5) информационные – сведения о научном потенциале, культуре, образовании, обществе и т.д.; 6) финансовые – капитальные вложения, кредиты и др.; 7) внешние – валютные, внешнеторговые связи и т.д. Другие исследователи включают в число ресурсов стратегического управления правовое, экологическое, технологическое, энергетическое, транспортное, социальное, научное, образовательное и иные виды обеспечения. Ресурсное обеспечение - вмешательство государства в функционирование рынка, реализуемое через социально-экономическую, валютно-финансовую, структурно-инвестиционную и научно-техническую политику, с целью воздействия на развитие общественного производства и решения социальных проблем посредством различных рычагов (целевых программ с ресурсным обеспечением, налогов и таможенных тарифов, госзаказов, субсидий, кредитов, гарантий, информационно-маркетингового обеспечения). В организации процесс потребления (движения) ресурсов содержит следующие операции: формирование, использование, восстановление, утилизация и списание. Применительно к стратегическому управлению технология ресурсного обеспечения имеет свои особенности и является более сложной. Так, любая стратегия, включающая в себя систему крупномасштабных мероприятий по достижению конкретных (обычно долгосрочных) целей, подразумевает: - выделение ресурсов под стратегические цели; - организацию центров обеспечения стратегий; - стимулирование исполнителей (органы и организации) на достижение стратегических целей. То есть ресурсное обеспечение в технологии стратегического управления представляет собой не только обоснование этапов (количественно и качественно), но и способов (ресурсов, форм) достижения стратегических целей. Основные формы обеспечения ресурсами процесса стратегического управления: - бюджетное финансирование (в т.ч. из разных уровней бюджетной системы Российской Федерации – федерального, субъекта Российской Федерации (регионального), местного, включая систему субсидирования Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, представляемые бюджетам субъектов российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (ст. 132 БК РФ). - инвестиции, в т.ч. частных компаний (бизнеса). Анализ различных источников показывает, что сущность и функции (содержание) ресурсов и ресурсного обеспечения во многом определяются сферой, уровнем и масштабом стратегического планирования и управления. Большое значение в национальной экономике имеют экономические ресурсы, которые определяют характер ее функционирования, темпы, структуру и масштабы развития. Экономические ресурсы – это вид ресурсов, необходимых для производства благ – товаров и услуг. Краткий исторический экскурс позволяет определить основные события и периоды происхождения и развития теории экономических ресурсов. В Средневековье большое значение придавалось человеческим ресурсам, труду, который рассматривался как единственный экономический ресурс. В экономической теории физиократизма единственным экономическим ресурсом признавалась земля (физиократизм – направление экономической мысли во второй половине XVIII в., основатель которого Ф. Кенэ считал непосредственным источником богатства сельскохозяйственный труд, связанный с природой, а все остальные виды человеческих занятий, в т.ч. ремесло и промышленность относил к непроизводительным). А. Смит определил в качестве экономических ресурсов капитал, землю и труд. На основании этого положения Ж.Б. Сеем была сформулирована теория трех факторов - экономических ресурсов. Этот перечень А. Маршалл дополнил предпринимательским потенциалом – четвертым фактором, ресурсом. Заслуга введения знаний как одного из экономических ресурсов принадлежит Э. Тофлеру. Этот ресурс интерпретируется им как конкретные научные и технические разработки, исследования, научно-технический прогресс, информация и наука. В современной экономической теории выделяют следующие виды экономических ресурсов: 1) Природные ресурсы - совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты природной среды, окружающие человека и используемые им в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей. Природные ресурсы по своему составу достаточно многообразны и включают земельные, энергетические, водные, биологические, лесные, минеральные, рекреационные, климатические ресурсы. Их использование взаимосвязано между собой (например, для использования земельных ресурсов необходима техника, а для ее работы нужны минеральные ресурсы – топливо). Важным видом природных ресурсов является минеральное сырье – уголь, природный газ, нефть, металлические руды, фосфаты, калийные соли. Распределение этого ресурса неравномерно как внутри страны, так и на мировом уровне. Природные ресурсы разделяют на: - возобновляемые ресурсы (природные ресурсы, запасы которых или восстанавливаются быстрее, чем используются, или не зависят от того, используются они или нет) и не возобновляемые (запасы которых могут быть исчерпаны уже в ближайшее время при существующих темпах использования); - разведанные (ведется добыча), достоверные (о существовании их достоверно известно, но по различным причинам их добыча не ведется),  прогнозные (полезные ископаемые, которые гипотетически должны существовать, но это достоверно не известно). По оценкам специалистов при существующих темпах добычи полезных ископаемых их запасы будут исчерпаны примерно через 500 лет. Одновременно потребность в них экономик постоянно увеличивается в среднем на 10% ежегодно. Для повышения эффективности использования этого ресурса постоянно ведется разработка и внедрение ресурсосберегающих технологий. 2) Предпринимательский потенциал – это способность населения к организации производства благ в различных формах. 3) Знания – это конкретные научные и технические разработки, которые позволяют организовать производство и потребление благ на более высоком, чем предшествующий уровне. В современной интерпретации предпринимательский потенциал также как и знания обычно относят к человеческим (трудовым) ресурсам. 4) Человеческие (трудовые) ресурсы – это конкретное количество населения страны, обладающее физическим развитием и отличающееся определенными качественными показателями - образованием, культурой, профессионализмом, необходимыми для трудовой деятельности. В трудовые ресурсы входят как занятые, так и потенциальные работники. В совокупности человеческие ресурсы являются наиболее важным экономическим ресурсом, так как без него невозможно представить нормальное функционирование национальной экономики. Понятие «человеческие ресурсы» впервые стало использоваться в 70-е годы в науке и практике управления США взамен «персонала». Такое изменение связано с переосмыслением роли и места человека в производственной деятельности в эпоху НТР и отношением к нему не только как к «одушевленному» фактору производства, но и как к личности с присущими ей интересами, мотивацией, психологией, ценностями, предприимчивостью и т.п. Человеческие ресурсы – понятие, отражающее главное богатство любого общества, процветание которого возможно при создании условий для воспроизводства, развития, использования этого ресурса с учетом интересов каждого человека. Понятие «человеческие ресурсы» более емкое, чем «трудовые ресурсы» и «персонал», так как содержит в себе совокупность социокультурных характеристик и личностно-психологических свойств людей. Специфика человеческих ресурсов в отличие от всех других состоит в следующем: - люди наделены интеллектом, следовательно, их реакция на внешнее воздействие (управление) – эмоционально-осмысленная, а не механическая; процессы взаимодействия между субъектами управления и людьми являются двусторонними; - вследствие обладания интеллектом люди способны к постоянному совершенствованию и развитии, что является наиболее важным и долговременным источником повышения эффективности любого общества или отдельной организации; - люди выбирают определенный вид деятельности, осознанно ставя перед собой определенные цели. В век быстрого развития технологий, значение людских ресурсов по-прежнему имеет ключевое значение для развития и прогресса общества. Функции управления человеческими ресурсами – это содержание управленческой деятельности, позволяющее осуществлять управленческое воздействие на объект (функции прогнозирования, планирования, организация, контроля, мотивации). 5) Финансовые ресурсы - это совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счет доходов, накоплений и капитала, так и за счет различных поступлений. Важной составной частью финансовых ресурсов являются банковские ресурсы. Финансовые ресурсы предназначены для: - выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, банками. страховыми организациями, поставщиками материалов и товаров; - осуществления затрат по расширению, реконструкции и модернизации производства, приобретения новых основных средств; - оплаты труда и материального стимулирования работников предприятий; - финансирования других затрат. Финансовые ресурсы подразделяются на: централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды); - децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий). Функции финансовых ресурсов: - производственная функция – является приоритетной, поскольку от эффективности и непрерывности производственной деятельности во многом зависит поступление финансовых ресурсов, являющихся основой для деятельности, экономического развития и социального благополучия; - непроизводительная функция – резервный капитал, фонд накопления, потребления и т.д., ее возникновение обусловлено расходными обязательствами, необходимостью поддержания устойчивого развития; - инвестиционная функция – реализуется посредством прибыльных краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений. В современных источниках к экономическим ресурсам также относят: - капитал – стоимость, используемая для получения прибавочной стоимости посредством производственной и экономической деятельности, основанная на добровольном обмене; - собственность – эконмическая категория – исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежность субъекту, у которого имеются полномочия на распоряжение, владение и пользование объектом собственности; - организационные ресурсы – рассматриваются как источники и средства обеспечения организационной деятельности и достижения ею эффективных результатов. Обычно в их состав включают человеческие ресурсы, финансовые ресурсы (денежный капитал), материальные ресурсы (сырье, материалы, физический капитал), информационные ресурсы. Иногда в этот перечень включают технологические ресурсы. Основным свойством экономических ресурсов является их ограниченность при безграничности потребности в них для производства благ – товаров и услуг. Из этого свойства вытекает закономерная необходимость эффективного использования экономических ресурсов для максимально полного удовлетворения потребностей населения. В этом случае необходимо постоянно принимать решения о целесообразном распределении ресурсов, т.е. об их применении таким образом, чтобы получить от этого максимальный результат. Другим свойством экономических ресурсов является их взаимодополняемость. Например, для рационализации использования природных ресурсов используются знания – экономический ресурс, который на основании научно-технических разработок позволяет сделать взаимодополняемость более эффективным и оптимальным образом. В свою очередь, знания составляют основу человеческих ресурсов и заключаются в конкретных знаниях, умениях, профессиональных навыках сотрудников. Мобильность экономических ресурсов состоит в их способности перемещаться между отраслями, регионами, странами. Применительно к каждому экономическому ресурсу степень мобильности будет различна и будет зависеть от множества как объективных, так и субъективных факторов. Например, минимальная мобильность будет у экономического ресурса – земли, так как невозможно изменить ее географическое положение. Наибольшей мобильностью отличаются человеческие ресурсы, которые способны перемещаться между национальными экономиками. Важным свойством экономических ресурсов является их взаимозаменяемость, которая состоит в способности заменить один экономический ресурс на другой. Например, для того чтобы увеличить эффективность производства, можно использовать как предпринимательский потенциал – изменить технологию производства, так и знания – обучить сотрудников, чтобы те более эффективно выполняли свои должностные обязанности. Способность к замене у экономических ресурсов ограничена и не может быть произведена полностью и тотально. Например, капитал не может полностью заменить человеческие ресурсы. Первоначальная замена ресурсов может принести положительный результат, но в дальнейшем хозяйственная деятельность существенным образом усложняется, и может быть снижена ее эффективность. Главная задача хозяйствующего субъекта заключается в постоянном повышении степени эффективности и рациональности использования экономических ресурсов, для чего привлекаются их свойства – взаимозаменяемость, взаимодополняемость, мобильность. В рамках национальной экономики обращение экономических ресурсов происходит на соответствующих им рынках (например, рынок каптала, рынок труда). Внутри этих рынков также существует определенная сегментация (например, рынок труда состоит из сегмента менеджеров, экономистов, инженеров).  2. Современные подходы к ресурсному обеспечению стратегического планирования и управления В числе основных управленческих подходов, на которых    сформировалось стратегическое управление, два связаны с сущностью стратегических ресурсов и их местом и ролью в управлении: 1) ресурсный подход – в его основе находится вопрос о ресурсах как источниках и одновременно ограничении на какую-либо деятельность. Проблематика стратегического в ресурсном подходе появляется на различении ресурсов на тактические и стратегические. Современная ресурсная теория основана на понятии уникальных ресурсов, позволяющих создать конкурентные преимущества по отношению к другим субъектам; 2) концепция устойчивого управляемого развития. В рамках этой концепции к стратегическим ресурсам были отнесены ресурсы, от которых зависит воспроизводство человеческой жизни и деятельности, была обоснована необходимость перехода от экстенсивного к интенсивному развитию, от использования экзогенных к эндогенным, т.е. более стратегичным и в то же время наиболее трудным в использовании ресурсам. Суть данного подхода в современной интерпретации состоит в том, что и на макро, и на микроуровне должны выбираться точки роста, в которых должно происходить сосредоточение ресурсов государства, позволяющее обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие страны и каждого региона. Основной чертой современного стратегического управления является акцент на социальные параметры развития – социально-ориентированный подход. Такой подход соответствует мировой тенденции. Сегодня не экономика определяет цель развития общества, а социальные параметры, улучшение которых - главный источник повышения качества таких экономических показателей, как эффективность, надежность, конкурентоспособность. При этом меняется система выдвижения и построения стратегических целей в государственном управлении. Главной целью стратегического управления является постоянное повышение уровня и улучшение качества жизни всех граждан. Эта цель обычно конкретизируется, что предполагает указание на основные пути ее достижения (модернизация экономики, создание новых рабочих мест, оплата труда на уровне современных стандартов, развитие потребительского рынка и т.д.). Понятие «качество жизни» уточняется через систему показателей (работа, зарплата, экология, жилье, образование, здравоохранение, безопасность, духовно-нравственная атмосфера и т.п.). Основными ресурсами в социально-ориентированном подходе являются различные социальные институты (экономические, политические, социокультурные, семейные и др.). В рамках концепция развития публичной сферы в качестве институциональных ресурсов рассматриваются институты гражданского общества, общественного мнения, местного самоуправления, позволяющие использовать механизмы самоорганизации, самоуправления, общественного контроля, социального партнерства, от развития которых зависит эффективность государственного управления. Таким образом, в современных условиях создание конкурентных преимуществ государственного стратегического управления при прочих равных возможностях, включая природные условия, определяется выбором стратегии его ресурсного обеспечения. Важная роль в современных взглядах на сущность ресурсов и ресурсного обеспечения стратегического планирования и управления помимо экономических отводится управленческим, административным, информационным, кадровым, институциональным ресурсам (в социальной и публичной сферах). 1) Управленческие ресурсы. В теории современного стратегического управления применяется категория управленческие ресурсы, включающая стратегию, систему управления реализацией стратегии, организационную структуру, организационные процедуры, управленческую информацию, управленческие технологии, систему снабжения, планирования, распределения ресурсов, контроля, систему измерения и оценки (показателей), систему мотивации. Под управленческими ресурсами организации понимают также денежные средства, запасы, имущество, кадры, компетенции и другие возможности осуществления управленческой деятельности. Следовательно, ресурсами управления является совокупность средств, которые необходимы и могут быть использованы в процессе управления, тем самым являясь источниками и предпосылками достижения целей организации, составными элементами, которые превращают возможности в реальные результаты. Учитывая особенности и свойства ресурсов, можно сделать вывод, что каждый бизнес – это уникальный набор ресурсов, способов управления ими, привлечения, развития и использования их в деятельности. Поэтому каждая организация должна создавать собственную систему ресурсов под цели, стратегию развития, виды деятельности. Стратегическое управление на государственном уровне – это деятельность органов власти по эффективному и рациональному достижению целей государства посредством планирования, организации, руководства и контроля государственных ресурсов. Система управления ресурсами является составной и неотъемлемой частью общей стратегии стратегического управления и включает в себя: - ресурсную стратегию, - систему реализации ресурсной стратегии. Система должна содержать комплекс и комбинацию необходимых ресурсов, исходя из целей, видов деятельности, стратегии, процессов. Согласно Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» принцип ресурсной обеспеченности означает, что при разработке и утверждении документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках планирования и программирования, должны быть определены источники финансового и иного ресурсного обеспечения мероприятий, предусмотренных этими документами, в пределах ограничений, определяемых документами стратегического планирования, разрабатываемыми в рамках прогнозирования. Ресурсные ограничения – это ограничения в возможности привлечения ресурсов и в возможности повышения эффективности их использования, поскольку имеет место ограниченность любого вида ресурсов, а также неизбежны непроизводительные потери ресурсов при их использовании. Для целенаправленной работы с ресурсами необходимо управление ресурсами, которое включает: -  мониторинг внешней среды, которая влияет на ресурсы; - маркетинг внешних ресурсов; - планирование ресурсов; - формирование информации по ресурсам (активы – пассивы, доходы – расходы, МСФО, управленческий учет и др.); - способы и методы изменения и оценки ресурсов; - контроль и анализ результативности и эффективности привлечения, использования и развития ресурсов; - мотивация за результативное и эффективное формирование и использование ресурсов. Система управления ресурсами позволяет направить ресурсы на достижение результативности (целей), координировать действия и использование ресурсов между функциями системы управления, центрами ответственности, обеспечить ресурсами согласно планам и графикам, измерять и оценивать результативность и эффективность использования ресурсов, оперативно принимать решения, стимулировать достижения. 2) Административные ресурсы. В узком смысле под административным ресурсом в современной политологии принято понимать «вмешательство действующих чиновников и их аппарата в ход предвыборной борьбы. При этом преследуется цель – избрание на ту или иную должность человека, удобного или выгодного власти». В широком смысле административный ресурс представляется как управленческий метод воздействия на те или иные подсистемы общества с целью решения каких-либо проблем и достижения интересов определенных социальных групп. Анализ существующих подходов к определению сущности административного ресурса позволяет сделать вывод, что в политической науке сложилось два основных направления (подхода) анализа этого явления. Представители первого направления выступают против признания административного ресурса в качестве закономерного управленческого средства и трактуют его исключительно как деструктивное явление системы государственного управления, которое разрушает саму идею демократии как политического режима, основанного на самоопределении и самоуправлении. Их позиция заключается в признании административного ресурса коррупционным политическим явлением даже в том случае, если оно явно не противоречит материальным нормам уголовного и административного права. Второе направление базируется на признании административного ресурса управленческим методом до тех пор, пока использование данного ресурса не выходит за рамки, определенные законодательством. Таким образом, административный ресурс как фактор повышения эффективности государственного управления – это система организационных, распорядительных, кадровых методов и средств, реализуемых должностными лицами и государственными органами при осуществлении государственного управления в целях решения различных текущих или стратегических задач. 3) Информационные ресурсы. В информационном обществе одним из главных ресурсов развития становятся информационные ресурсы. Наиболее известен вероятностный подход к определению понятия информации, предложенный американским ученым К. Шенноном, в соответствии с которым информация – это мера устранения неопределенности в отношении исхода того или другого события. Информация является противоположностью неопределенности или энтропии. Информационная энтропия (энтропия Шеннона) – информационная мера в теории информации, мера хаотичности или неопределенности системы. Чем меньше энтропия, тем больше информации, и наоборот. Информацию содержат только такие данные, которые уменьшают неопределенность. Обычно информацией называют разнообразные сведения об объективно существующих процессах и явлениях. В Федеральном законе от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация определена как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Информационное обеспечение управления – это совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных. Информационное обеспечение всегда переплетается с организационно-управленческой и производственно-технологической сферой, поэтому его можно также определить как совокупность процессов сбора, обработки, хранения, анализа и выдачи информации, необходимой для обеспечения управленческой деятельности и технологических процессов. Разные виды управленческой деятельности имеют различную информационную потребность. Стратегическое управление (планирование) предусматривает будущее взаимодействие организации и окружающей среды. Здесь требуется информация из внешних источников, имеющая достаточно широкие границы, ясность тенденций. Значение информации в развитии общества нашло свое отражение в появлении термина «информационные ресурсы». К информационным ресурсам относится накопленная информация, зафиксированная на материальных носителях, которую можно хранить, передавать, использовать. Это продукты интеллектуального труда, патенты, технологии, программное обеспечение, базы данных, базы знаний и др. В условиях глобализации возрастает взаимозависимость государств в целом, отдельных отраслей, организаций от множества факторов экономического, юридического, природного и иного характера. Своевременное получение информации, важной для принятия решений на любом уровне, дает существенное преимущество. Владение нужной информацией, ее эффективное использование позволяет получить выигрыш в сокращении времени, материалов, труда, энергетических, финансовых и других ресурсов. Таким образом, наличие нужных информационных ресурсов приводит к экономии различных видов других ресурсов. Развитие информационных технологий, необходимое для накопления и эффективного использования информационных ресурсов, становится стратегическим фактором обеспечения национальной безопасности. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 г. № 537, зафиксировано, что силы обеспечения национальной безопасности вместе с институтами гражданского общества для противодействия угрозам экономической безопасности должны быть нацелены на «развитие индустрии информационных и телекоммуникационных технологий, средств вычислительной техники, радиоэлектроники, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения». Информационные технологии в стратегии управления в публичной сфере реализуются в проектах так называемого электронного правительства. Электронное правительство – система электронного документооборота государственного управления, созданная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределительной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки. Система управления реализацией электронного правительства представлена следующими компонентами: организационной структурой управления с определением функций и полномочий ее основных звеньев; системой управления непрерывным развитием архитектуры электронного правительства. Организационная структура управления развитием электронного правительства должна объединять в единое целое организационные звенья, имеющие похожее строение на всех уровнях государственного и муниципального управления. В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в целях информационного обеспечения стратегического планирования создается обеспечивающая формирование и обработку данных федеральная информационная система стратегического планирования на основе распределенной информации, содержащейся в федеральных, региональных и муниципальных информационных ресурсах и системах, данных официальной государственной статистики, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления. Федеральная информационная система стратегического планирования используется в целях: государственной регистрации документов стратегического планирования; ведения федерального государственного реестра стратегического планирования; мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования; мониторинга и контроля показателей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; мониторинга эффективности деятельности участников стратегического планирования; доступа участников стратегического планирования, юридических и физических лиц к документам стратегического планирования, осуществляемого с использованием единой системы идентификации и аутентификации; разработки, общественного обсуждения и согласования проектов документов стратегического планирования; информационно-аналитического обеспечения участников стратегического планирования. 4) Кадровые ресурсы. Кадры государственных органов – государственные служащие – это корпус профессионально подготовленных специалистов разносторонней квалификации, способных по своим личным, деловым качествам и образованию компетентно выполнять функции административно-государственного управления. Кадровое обеспечение органов государственного управления включает в себя реализацию мер организационного, образовательного, экономического, управленческого характера, направленных на удовлетворение потребности государственных органов в кадрах определенной специализации и квалификации. Это система целенаправленных кадровых процессов по планированию подготовки кадров, по обновлению и сохранению преемственности государственных служащих, их профессиональному развитию, стимулированию качества труда и служебному продвижению. Кадровое обеспечение органов государственного управления реализуется через государственную кадровую политику, цель которой – создание целостной системы формирования и эффективного использования трудовых ресурсов, развития кадрового потенциала органов государственного управления и самоуправления, различных отраслей экономики и сфер деятельности. Стратегическое планирование человеческих ресурсов необходимо для управления потребностями, карьерных стремлений и целей сотрудника в соответствие с целями организации. В области стратегического планирования сотрудники рассматриваются как ресурсы, которые могут быть структурированными для максимальной производительности.  Технология планирования человеческих ресурсов в стратегическом управлении может выглядеть следующим образом: - проводится мониторинг состояния системы человеческих ресурсов; - анализируется административная реформа, место и роль человеческих ресурсов в контексте названной реформы; - определяются проблемы, связанные с совершенствованием системы человеческих ресурсов, в соответствии с уровнями управления;  - определяются цели и приоритеты стратегии развития системы человеческих ресурсов;  - предлагается развивающаяся модель стратегии системы человеческих ресурсов (создание образа, системы целей и миссии);  - представляется способ осуществления системы человеческих ресурсов (он должен быть фактором успеха административной реформы);  - постановка главной задачи государственным институтам и их службе управления персоналом;  - обучение специалистов государственных институтов и проведение оценки специалистов с точки зрения их профессиональной квалификации и качества их работы;  - развитие организационных форм и структур и их применение; - развитие системы непрерывного образования госслужащих. Важной стратегической характеристикой кадровых ресурсов является кадровый потенциал организации, включающий: - интеллектуальный потенциал (аналитические способности и системность мышления; оперативность внимания и динамичность мышления; навыки формирования проблем; нестандартность и вариантность мышления); - организационный потенциал (навыки прогнозирования, проектирования и планирования; ответственность в принятии решений; ориентация на достижение результата; умение поставить задачу подчиненным и проконтролировать ее выполнение; - коммуникативный потенциал (эффективность взаимодействия с людьми; гибкость в общении и навыки ведения переговоров). Параметры комплексной оценки персонала организации: - внешняя среда (анализ соотношения цены и качества персонала на рынке труда; оценка перспектив развития персонала); - организационная структура (количественная потребность); - технология деятельности (требования к образованию; оценка этапа и уровня профессионального развития). Интегральная характеристика кадрового потенциала: - конкурентоспособность; - укомплектованность; - подготовленность. Кадровый аудит – это оценка соответствия кадрового потенциала стратегии, целям и задачам развития организации. Основные элементы процедуры организационно-кадрового аудита: - аудит организационных структур - состав и связи между отдельными элементами предприятия; - аудит кадрового состава – профессиональные характеристики персонала и оценка их соответствия требованиям, задаваемым содержанием технологии деятельности, внутренних и внешних условий работы персонала; - аудит кадровых процессов – тенденции в развитии персонала, которые могут существенным образом отразиться на условиях и эффективности работы. Маркетинг персонала – вид управленческой деятельности, направленный на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами. Эти ресурсы образуют стратегический потенциал, с помощью которого возможно решение конкретных целевых задач. Планирование потребностей в персонале (кадровое планирование) можно представить как последовательность действий: анализ имеющихся ресурсов, прогноз будущих потребностей, планирование мер для их удовлетворения. Уровни кадрового планирования: стратегическое планирование (от 3 до 10 лет), тактическое (от 1 до 3 лет), оперативное (до одного года). Стратегический план (стратегия) обеспечения человеческими ресурсами (развития кадрового потенциала) реализуется посредством осуществления комплекса взаимосвязанных мероприятий, объединенных в оперативном плане работы с персоналом. 5) Институциональные ресурсы в социальной сфере. В теориях публичного и общественного управления выделяют институциональные ресурсы, отражающие роль, значение и функции того или иного института в общественной жизни. Важнейшая роль в ресурсном обеспечении стратегического управления принадлежит социальным институтам. Социальный институт – это относительно устойчивая модель поведения индивидов и организаций в определенной сфере деятельности. Виды социальных институтов в зависимости от реализуемых потребностей: - экономические – занимаются производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда и т.д., то есть реализуют потребности добывания средств существования. К ним относят собственность, денежное обращение, трудовую деятельность и др.; - политические – институты, связанные с поддержанием законов, правил и стандартов. Они реализуют потребность в безопасности и социальном порядке. Это – государство, политические партии, выборы, полиция и т.д.; - социокультурные – институты, нацеленные на открытие, освоение и последующее воспроизводство знаний, культурных и социальных ценностей, социализацию индивидов, защиту определенных ценностей и норм (образование, мораль, общественное мнение, средства массовой информации, религия, наука и т.д.); - семейные – потребности воспроизводства населения (брак, семья); - религиозные – потребности в решении духовных проблем, поиска смысла жизни (церковь, культ). Каждый социальный институт выполняет свои специфические функции в обществе, вместе с тем имеется ряд функций, которые присущи социальному институту как таковому, к ним относятся: - функция закрепления и воспроизводства общественных отношений в определенной области. Социальные институты транслируют опыт, ценности, нормы культуры из поколения в поколение; - функция интеграции и сплочения общества – состоит в объединении стремлений, действий, отношений индивидов, что в целом обеспечивает социальную стабильность общества; - функция регулирования и социального контроля – состоит в регулировании действий индивидов на основе норм, правил поведения, обеспечивает выполнение желательных действий и запрет нежелательного поведения; - коммуникативная функция или вовлечение людей в деятельность – нацелена на обеспечение связей, общения, взаимодействия людей на основе определенной организации их совместной жизнедеятельности. Осуществляя свои функции, социальные институты поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют отклонения в поведении от требований этих стандартов, т.е. контролируют, упорядочивают поведение индивидов. С другой стороны, социальные институты удовлетворяют те или иные потребности общества и регулируют использование ресурсов, которыми располагает общество. Особое место среди социальных институтов принадлежит институту семьи. Важнейшим системно-ценностным ресурсом семьи является семейная политика, включающая в себя целый ряд важнейших, с точки зрения ресурсности, составляющих элементов, таких как структура семейной политики, приоритеты, стратегия, бюджет. Стратегия и приоритеты государственной семейной политики, а также их административно-финансовое обеспечение во многом определяют объем и качество институциональных ресурсов для современной семьи. На государственном уровне важно определить современные стратегические приоритеты в области семейной политики, такие как профилактика семейного неблагополучия, стимулирование рождаемости, ориентация на семейное жизнеустройство детей-сирот, которые во многом определяют систему социальной работы с семьей и детьми. Развитость и качество работы данной системы являются серьезным ресурсом для семей, в первую очередь, находящихся в трудной жизненной ситуации. Система поддержки семей ориентирована как на обеспечение нормального (естественного) процесса жизнедеятельности семьи и ее членов (например, система дошкольного, школьного и дополнительного образования), так и на поддержку дисфункциональных, неблагополучных семей, т.е. семей, нуждающихся в социальной, правовой и психологической помощи. 6) Институциональные ресурсы в публичной сфере. Стратегическое планирование в публичной сфере – условие обеспечения устойчивости общества. Это определение потребностей общества и регламентирование деятельности имеющихся сил, средств для их удовлетворения. В соответствии с концепцией развития публичной сферы к основным ее ресурсам относятся институт гражданского общества и институт общественного мнения. Условиями существования развитого института гражданского общества являются: - обеспечение прав и свобод человека и гражданина как государственными, так и негосударственными способами; самозащита политическими средствами, моральными установками, религиозными нормами, создавая социальные условия и т.д.; - экономическая свобода, многообразие форм собственности как реализация экономической свободы и независимости человека вообще; - демократический характер власти; - реально существующее правовое государство; - политическая демократия; - свобода слова и независимость средств массовой информации; - взаимная ответственность государства и граждан при приоритете в их взаимоотношениях прав и свобод человека и гражданина; - эффективная социальная политика; - определенный тип культуры, называемый еще демократической культурой, основанной на уважении частных прав и интересов, причем не только собственных, но и других людей; - обеспечение безопасности граждан, государства и общества в целом, как основа реализации всех остальных условий; - независимое правосудие. Другим неотъемлемым элементом ресурсного обеспечения стратегического управления в публичной сфере является институт «общественного мнения». Общественное мнение – оценочно-познавательная деятельность социальных общностей, которая выражается в коллективно выработанных, широко распространенных суждениях, эмоциях, поведенческих установках, по поводу актуальных общественно значимых проблем и явлений. Это мнение значительной части населения по каким-либо важным общественным проблемам. В современной социологии под общественным мнением понимают два общественных феномена: - во-первых, социально-политический институт, который участвует в осуществлении власти, является узаконенным механизмом принятия решений в условиях демократии (в т. ч. выборы, референдумы); - во-вторых, состояние массового сознания, совокупные оценочные суждения групп людей, разделяемое различными социальными общностями по поводу тех или иных событий действительности. При рассмотрении общественного мнения как социального института, прежде всего, анализируются характеристики субъектов общественного мнения и субъектов власти, отношения между ними. При рассмотрении общественного мнения как состояния массового сознания на первый план выдвигаются проблемы его зрелости, включая субъекты, объекты и каналы выражения. Система отношений властных структур и органов управления с общественным мнением оказывает огромное влияние на свойства общественного мнения и одновременно является показателем социального развития. Взаимодействие общественного мнения с различными видами власти и управления можно описать, выделив два типа таких отношений: - патерналистский – игнорирование властями общественного мнения и принятие управленческих решений без его участия или имитация учета общественного мнения. Такой тип отношений характерен для тоталитарных и авторитарных режимов, где органы власти почти полностью подавляют и подчиняют себе общественное мнение; - партнерский – за разными субъектами общественного мнения сохраняется автономия и возможность выражать себя в различных формах. Этот тип отношений характерен для демократических режимов и основан на идеологии социального партнерства, когда субъекты власти полностью (естественно, взвешенно, с учетом имеющихся возможностей) учитывают предложенные общественным мнением пути решения проблем. Для этого демократические режимы создают систему политических, правовых, экономических и других гарантий свободного и эффективного функционирования общественного мнения. Общественное мнение в таких условиях становится плюралистическим, не только общество в целом, но и все составляющие его слои и группы получают возможность свободно выражать свое отношение к событиям, происходящим в мире, стране или ее отдельных регионах. Нормой взаимодействия между властными структурами и общественным мнением становится его включенность в процессы управления на всех стадиях. Еще одним важным элементом ресурсного обеспечения стратегического управления в публичной сфере является институт местного самоуправления. Стратегическое муниципальное управление обладает значительными управленческими ресурсами: - право принимать решения в контексте территориального управления; - наличие права юридического лица территориального сообщества (коллектива); - обязательность решений для всех субъектов территории; - наличие собственного имущества и финансовых средств для их реализации; - хозяйственная самостоятельность в решении местных проблем; - формирование органов самоуправления людьми, совместно проживающими на территории; - стабильность границ муниципальной территории, что является условием решения комплекса проблем по благоустройству места проживания людей; - наличие функций, набор которых не зависит от желания отдельных членов сообщества; - реализация публичных потребностей, интересов граждан, проживающих на конкретной территории. Потенциальными управленческими ресурсами стратегического управления в муниципальной публичной сфере могут быть: особые полномочия, гарантированные законодательством; собственное имущество и финансовые средства, хозяйственная самостоятельность и многое другое. Муниципальная власть, разрабатывающая и реализующая стратегическое управление в публичной сфере, имеет три фундаментальных ресурса: юридический, экономический, политический. Система стратегических управленческих функций муниципалитета включает традиционные, объективные элементы деятельности. 3. Ресурсное обеспечение в технологии стратегического управления в правоохранительной сфере Правоохранительная сфера выступает одной из важнейших подсистем жизнедеятельности общества, где посредством специфических правовых институтов, форм и методов обеспечивается общественная безопасность и правопорядок. Ресурсное обеспечение в технологии стратегического управления в правоохранительной сфере представляет собой проработку источников формирования сил и средств на достижение намеченных целей по ее развитию, главной из которых на современном этапе общественного развития является формирование уважения к правам и свободам личности, создание необходимых условий для их реализации, предупреждение нарушений прав и свобод, их охрана, восстановление и возмещение ущерба.  Ресурсное обеспечение рассматривается в качестве элемента технологии стратегического управления в правоохранительной сфере, представляющей собой систему процедур, обеспечивающих пространственную, количественную, ресурсную и временную увязку следующих вопросов: 1) Что потребляется субъектами правоохранительной деятельности и в каких объемах? 2) Где взять потребляемые субъектами правоохранительной деятельности ресурсы (произвести, закупить и т. п.)? 3) Каким образом и в каких пропорциях организовать производство и потребление? 4) Как это отразится на состоянии правоохранительной сферы? Кроме того, необходимо видеть место ресурсного обеспечения в системе общих операций стратегического управления в правоохранительной сфере, которые выстраиваются следующим образом: 1) подготовка к работе (выявление проблем в правоохранительной сфере, формулировка задач и подбор разработчиков); 2) определение главной (основной) проблемы и формирование целей (анализ среды, выявление факторов, расчет ресурсов, выяснение ключевой проблемы и установление в соответствии с ней группы целей); 3) сбор информации (определение источников, каналов, получателей); 4) обработка информации (проверка, группировка, анализ, селекция и фильтрация); 5) анализ возможностей правоохранительной сферы в достижении различных целей; 6) ранжирование целей (построение «дерева» конечных целей), установление приоритетов и очередности реализации целей, разработка проекта организационного обеспечения «дерева целей»); 7) формулирование плановых заданий (установление объемов и сроков выполнения, состава исполнителей); 8) оформление плановых документов (определение формы стратегического плана, оформление, согласование и распространение среди исполнителей); 9) реализация сформулированных в стратегическом плане решений (подготовка и издание нормативных правовых актов и т. п., организаторская деятельность административно-управленческого аппарата). В условиях проведения в стране социально-экономической, административной и правоохранительной реформ осуществляется корректировка подходов и смещение акцентов в распределении и использовании ресурсов с решения текущих задач в правоохранительной сфере к политике, направленной на интенсификацию структурных изменений. Такие изменения означают удлинение горизонта планирования, повышение приоритета среднесрочных и долгосрочных целей развития правоохранительной системы, разработки соответствующих средств их достижения, включая ресурсы. Ресурсное обеспечение в технологии стратегического управления в правоохранительной сфере включает: 1) Материально-техническое и финансовое обеспечение. К основным формам обеспечения ресурсами в правоохранительной сфере относятся: - собственная разработка и подготовка ресурсной базы (технологической, информационной, кадровой); - поступления в правоохранительную сферу по линии производственных связей; - договоры с государственными и коммерческими организациями-поставщиками; - финансовые поступления из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Одним из необходимых условий оптимизации ресурсного обеспечения стратегического управления в правоохранительной сфере является совершенствование методов бюджетирования, переход от «планирования ресурсов» к «планированию результатов». Направленность государственного управления на достижение конкретных целей (результатов) безотносительно к конкретной структуре органов власти и распределения функций предопределяет повышение роли и места программно-целевого метода управления. Основными особенностями и достоинствами этого метода являются: - направленность на решение комплексных задач в правоохранительной сфере; - более длительный горизонт планирования, сопоставимый со сроками отдачи инвестиций и позволяющий оценивать среднесрочные и долгосрочные социально-экономические эффекты в правоохранительной сфере; - системный подход к формированию комплекса взаимосогласованных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей в правоохранительной сфере; - более открытый и гласный по сравнению с другими методами государственного финансирования порядок формирования программ и их реализации; - высокая степень прозрачности государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий, обеспечение контроля за эффективностью расходования средств государственного бюджета на правоохранительные нужды; - наличие возможности оперативной и эффективной корректировки программных мероприятий, обеспечивающих гибкость проводимой правоохранительной политики, и быстрого реагирования на изменение условий реализации программ; - возможность в рамках программ комбинировать и объединять усилия органов власти различных уровней в правоохранительной сфере. Федеральные целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач в правоохранительной сфере. Федеральные целевые программы - гибкий инструмент реализации долгосрочной правоохранительной политики государства, активного воздействия на правоохранительные процессы. Они включают в себя конкретные цели и результаты, которые необходимо достигнуть исходя из сформированных приоритетов социально-экономического развития страны, меры, обеспечивающие достижение этих целей, а также обоснованное ресурсное обеспечение, в т. ч. за счет федерального бюджета. В правоохранительной сфере реализуются: - Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 345, внесены изменения Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 г. № 385, период действия до 2026 г.) - Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 3.10.2013 г. № 864). К основным проблемам в области разработки и реализации федеральных целевых программ относятся следующие: - расходы федерального бюджета на реализацию ряда федеральных целевых программ зачастую не увязываются с возможностями бюджета в течение всего срока реализации программ; - в ряде программ отсутствуют важнейшие показатели эффективности, определенные в количественном выражении, и необходимые программные показатели по годам реализации; - недостаточно формализован механизм и процедуры принятия решений о разработке федеральных целевых программ. В этом смысле следует повысить значимость выбора целей, для достижения которых требуется применение программно-целевых методов на федеральном уровне; Необходимо отладить статистический мониторинг и стратегический аудит выполнения государственных программ и эффективного использования выделяемых на них бюджетных средств. 2) Информационное обеспечение. Важнейшим ресурсом, необходимым для реализации стратегического управления в правоохранительной сфере, является информация. Возрастающая сложность и масштабность стоящих перед правоохранительными органами задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности объективно требуют использования все больших массивов информации для выработки, принятия и организации исполнения оптимальных управленческих решений. Основная проблема в том, чтобы определить, какая информация нужна для определенного класса управленческих решений. Например, очевидно, что для принятия решений стратегического характера детальная информация не нужна. То есть сама степень детальности информации, на основе которой принимаются решения, зависит от размерности пространства, в котором строится модель принятия решения (модель системы). В этом смысле можно подчеркнуть, что существует объективная потребность в агрегировании (объединении, обобщении, суммировании) информации.  Анализ принятия решений в реальных системах убеждает, что агрегирование информации при переходе на более высокий уровень управления не сводится к простому укрупнению показателей, а возникает как итог различного рода обобщений, как результат теоретического видения макросистемных зависимостей, порождаемый объективной целостностью правоохранительных проблем. Таким образом, существует определенная корреляция между уровнями управления и степенью обобщения характеристик для решения соответствующих правоохранительных задач. Например, для управления какой-либо частью (подсистемой) правоохранительной отрасли, нет необходимости изучать движения и особенные характеристики каждого отдельного низового подразделения. Более правильно изучать поведение отрасли и ее крупных подсистем в целом на уровне ее макросистемных характеристик, что, собственно, и составляет предметную область стратегического управления. Степень и способ агрегирования информации определяются характером задач управления, решаемых на различных уровнях. С этой точки зрения представляется необходимым определить качественные характеристики информации, необходимой для целей стратегического управления в правоохранительной сфере. По всей видимости, она должна представлять собой совокупность сведений о таких проблемах в правоохранительной сфере, которые подлежат решению в долгосрочной перспективе, а следовательно, служат выработке долгосрочных, наиболее крупных, базовых (определяющих) целей. Информация должна содержать в себе сведения об устойчивых тенденциях развития правоохранительной сферы, а следовательно, указывать на будущее состояние решений, принимаемых в настоящее время, составление искомой картины состояния объектов правоохранительной сферы в отдаленной перспективе и проработке путей и средств достижения этого состояния. В стратегическом управлении главное уже не систематизированное и тщательное обнаружение фактов и собственно аналитическая работа, а новаторский и творческий подход. Целью здесь является не нахождение дополнительных данных и объяснение наличия той или иной проблемы в правоохранительной сфере, а выработка чего-то нового. Стратегическое управление в правоохранительной сфере предстает как форма и способ логического преобразования фактических данных, определенных намерений, предположений в пригодную для практических действий политику. То есть стратегическое управление — это способ принятия долгосрочных решений, выходящий за рамки простого анализа и предвидения событий. Оно предполагает активное участие субъектов управления в предвидении событий, такое участие, без которого событие вообще не могло бы произойти. Информационное обеспечение стратегических задач правоохранительных органов заключается в сборе значимой информации в масштабах страны (региона), на этой основе — в стратегическом анализе и прогнозировании развития криминогенной обстановки, составлении перечня угроз безопасности страны (региона), выработке общих рекомендаций для руководства территориальных правоохранительных органов. Субъектами информационной деятельности выступают: руководители центральных аппаратов правоохранительных органов, руководство правоохранительных органов по субъектам Российской Федерации. Формами информационной деятельности являются: концепции развития правоохранительных органов, концепции развития отдельных видов оперативно-служебной деятельности, справки о криминогенной обстановке и результатах деятельности территориальных органов, иные аналитические документы, затрагивающие вопросы организации оперативно-розыскной, документально-проверочной, уголовно-процессуальной деятельности центральных и региональных правоохранительных органов. Далее следует подчеркнуть, что информационное обеспечение в процессе стратегического управления должно осуществляться на всех без исключения стадиях выработки и реализации стратегии. Стратегическое управление в реальном масштабе времени опирается преимущественно на сугубо специальную информацию, которая необходима только в конкретный момент возникновения тех или иных угроз со стороны внешней среды. В отличие от него стратегическое планирование является периодическим инструментов в руках многих руководителей. Поэтому оно требует периодических наблюдений за одним и тем же набором основных параметров, характеризующих ту или иную ситуацию в правоохранительной сфере с целью составления рекомендаций для выбора стратегий, оценки и контроля выбранной стратегии. Согласно системе стратегического планирования руководители при использовании данного вида управления в правоохранительных организациях в процессе принятия решений опираются на периодическую информацию, которая главным образом представляется им в виде рекомендаций матриц стратегического анализа, анализа возможностей и угроз, сильных и слабых сторон организации, а также на информацию о внутреннем состоянии правоохранительных органов, наличии стратегических резервов, данные об эффективности работы, кадрах и т.д. Учитывая специфику стратегического управления и планирования и опираясь на вышеизложенные данные, всю информацию об окружающей среде правоохранительных органов, которую руководители используют для принятия решений, целесообразно разделить, как уже подчеркивалось выше, на внешнюю и внутреннюю. К внешней информации относится как информация обо всех участниках правоохранительной сферы, так и о непосредственном окружении правоохранительного органа. При этом матрицы стратегического анализа строятся в основном по данным о внешней среде (или непосредственном окружении), в то время как анализ возможностей и угроз, сильных и слабых сторон правоохранительных органов предполагает исследование как внешних, так и внутренних факторов. Таким образом, информационное обеспечение стратегического управления в правоохранительной сфере в общем виде строится с использованием вышеизложенных показателей, которые называются стратегической информацией. Анализ окружающей среды и внутренней среды должен проводиться постоянно, так как его результатом является получение информации, на основе которой делаются оценки относительно текущего положения правоохранительных органов. 3) Кадровое обеспечение. Важной задачей стратегического управления в правоохранительной сфере является создание гибкой системы профессиональной социализации, ориентированной на формирование у руководящих кадров правоохранительных органов необходимых качеств, свойств, навыков, умений в управлении, которые должны быть востребованы в конкретной обстановке и позволяют им адекватно и оперативно реагировать на релевантные внутренние и внешние импульсы, возникающие в сфере их профессиональной деятельности. Такая система должна быть направлена на постоянное развитие сотрудников аппаратов правоохранительных органов, отличаться продуманностью, выверенностью стратегических установок по всем направлениям - от комплектования и найма до обучения и профессиональной подготовки. Действенность системы развития кадрового потенциала во многом определяется тем, насколько в стратегическом управлении правоохранительными органами удается преодолевать инерционность (запаздывание) в процессах воспроизводства руководящих кадров, оказывать сотрудникам действенную помощь по адаптации к изменяющимся условиям, новым требованиям, достигать соответствующего уровня эффективности служебной деятельности. Этот аспект важен, поскольку современным правоохранительным организациям приходится работать в динамично изменяющихся условиях, связанных с постоянным выдвижением новых задач и целей правоохранительной деятельности, внедрением новой техники и технологий, информатизации процессов, совершенствования методологии и методов противодействия преступности, изменения административного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Это, в свою очередь, требует принципиально новых подходов к управлению человеческими ресурсами в правоохранительных органах. Речь в первую очередь идет о формировании особого типа специалиста (менеджера), обладающего такими чертами, как: - быстрая адаптация к изменяющейся ситуации (экономической, политической, социальной, культурной, криминогенной); - способность к независимому суждению, оправданному риску в правоохранительной сфере; - способность к широким обобщениям (в противовес узкоспециализированным знаниям), понимание политического и культурного контекста управленческой деятельности; - наличие коммуникативных навыков и умений межличностного общения; - развитость «инновационной чувствительности», т.е. способности к выявлению, поддержке и внедрению передовых форм и методов работы. Управление формированием и развитием человеческого потенциала в правоохранительных органах должно опираться на систему эффективных кадровых технологий, направленных на: - оптимизацию процессов стратегического планирования человеческих ресурсов; - совершенствование комплектования кадров (методов и процедур поиска, тестирования и отбора на правоохранительную службу); - обучения, подготовки и переподготовки руководящих кадров. В целом система управления человеческими ресурсами в правоохранительных органах тем эффективнее, чем в большей степени она способна к прогнозируемым изменениям в характере служебной деятельности и сотрудников. Отсюда актуальность технологий планирования человеческих ресурсов (кадров), ориентированных на выработку содержательных и действенных планов, основанных на системном подходе к комплектованию (отбор, наем, продвижение по службе, расстановка кадров), обучению и переобучению, методам и особенностям кадровой политики. Подобного рода планы включаются в процессы стратегического и бюджетного планирования правоохранительных органов на основе согласования с их основными целями и ресурсами, т.е. являются составной частью стратегического планирования. Основная задача планирования человеческих ресурсов заключается в том, чтобы избежать или минимизировать возможные диспропорции, связанные либо с нехваткой в нужное время компетентных сотрудников и руководителей, либо с их избытком, когда количество сотрудников превышает реальные потребности и влечет сокращение штатов. Целью планирования сотрудников является предсказание будущих потребностей в кадрах и создание основы для выработки адекватной стратегии управления человеческими ресурсами в правоохранительных органах (разработка новых методов отбора и тестирования, изменение перечня специальностей, создание долгосрочных программ переподготовки и обучения и т.п.). Роль и значение планирования человеческих ресурсов в  правоохранительных органах определяется высокой степенью жесткости кадровой структуры, а следовательно, ее меньшей гибкостью, неспособностью к быстрой адаптации к изменяющимся условиям, оперативному реагированию на возникающие потребности в кадрах нового уровня и качества. Технологии планирования человеческих ресурсов в правоохранительной сфере позволяют: - исследовать реальные социальные тенденции, связанные с изменением характера служебной деятельности на правоохранительной службе в национальном, региональном или местном масштабах (экономические, технические, демографические), разрабатывать на этой основе более совершенную и гибкую кадровую стратегию и тактику, ориентированные на повышение эффективности служебной деятельности сотрудников; - разрабатывать перечень новых должностей или определять квалификационные требования к специалистам с описанием приемлемого уровня образования и опыта на базе полученной информации о характере предстоящей деятельности; - определять необходимый уровень количественного состава и характер профиля персонала, позволяющие повышать эффективность работы с меньшими затратами сил и средств на основе анализа методов работы различных правоохранительных организаций (отечественных и зарубежных); - алгоритмизировать процедуры планирования предложения рабочих мест в правоохранительных органах на основе использования статистических моделей (будущие показатели проектируются на основе прошлых тенденций с учетом таких факторов, как текучесть кадров, уход на пенсию, продвижение по службе), что позволяет осуществлять мониторинг рынка рабочей силы по требуемым специальностям; - определять основополагающие параметры спроса на кадры в будущем с помощью оценки перспектив развития правоохранительных органов или возможного сокращения объемов предоставляемых правоохранительных услуг (например, в связи с процессами административной реформы), изменения целей организаций, внедрения технических новшеств. Начало формы Конец формы Материалы для самостоятельного изучения Нормативные правовые акты и литература Нормативные правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации. М., 2020. 2. Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». 3. Федеральный закон от 7.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». 4. Указ Президента Российской Федерации от 31.12. 2015 г. № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации». 5. Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». 6. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». 7. Постановление Правительства Российской Федерации от 2.08.2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации». Как должна разрабатываться программа 8. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2005 г. № 239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ». 9. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности». 10. Постановление Правительства Российской Федерации от 3.10.2013 г. № 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах». 11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 г. № 1950-р «Об утверждении Перечня государственных программ Российской Федерации». 12. Расположением Правительств Российской Федерации от 13.02.2019 г. № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». 13. Приказ Минэкономразвития России от 16.09.2016 г. № 582 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации». 14. Приказ МВД России от 26.09.2012 г. № 890 «Об организации планирования в органах внутренних дел Российской Федерации». Основная литература: 1. Агафонов В.А. Стратегическое планирование на региональном уровне: системный подход: Препринт / Агафонов В.А. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/780647 2. Баринов В.А. Организационное проектирование: учебник / Баринов В.А. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/492911 3. Ларионов И. К. Стратегическое управление / под ред. Ларионова И.К., – 2-е изд. – М.: Дашков и К, 2017. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/450821 4. Петросов А.А. Стратегическое планирование и прогнозирование / Петросов А.А. – М.: МГГУ, 2001. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1000551 Дополнительная литература: 1. Лапин Н.И., Коржева Э.М., Наумова Н.Ф. Теория и практика социального планирования. М.: Политиздат, 1975. 2. Мухаев Р.Т. Система стратегического государственного и муниципального управления: учебник / Р.Т. Мухаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 3. Стратегическое управление организацией: учеб. пособие / Г.Д. Антонов, В.М. Тумин, О.П. Иванова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/452653 4. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник для вузов / пер. с англ., под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2017. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1028918 Вопросы для самоконтроля обучающихся 1. Какие виды ресурсов относятся к стратегическим и в чем проявляется их взаимообусловленность и взаимозаменяемость? 2. В каких целях в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» используется Федеральная информационная система стратегического планирования? 3. Что такое административный ресурс и какие существуют направления (подходы, концепции) анализа этого явления? 4. В чем состоит современная концепция человеческих ресурсов в стратегическом управлении? 5. Какие институты относятся к социальным и какова их роль в ресурсном обеспечении стратегического управления в публичной сфере? 6. Какова роль институтов гражданского общества и общественного мнения как основных ресурсов развития публичной сферы? 7. В чем заключается определение понятия ресурсного обеспечения стратегического управления в правоохранительной сфере? 8. Что такое комплексные целевые программы (государственные программы) и какова их роль в стратегическом управлении? 9. Какие элементы включает в себя система информационного обеспечения стратегического управления? 10. Каково содержание кадрового обеспечения в ресурсном обеспечении правоохранительной стратегии.
«Понятие ресурсов и ресурсного обеспечения, их сущность и функции в стратегическом управлении» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 251 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot