Понятие «психосоматика», «здоровье», «здоровый образ жизни», «вторичная выгода»
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция № 1
Понятие «психосоматика», «здоровье», «здоровый образ жизни», «вторичная выгода»
Медицинская психология рассматривает применение знаний и методов психологии для решения медицинских проблем; предметом медицинской психологии являются эмоции и поведение в состоянии болезни и все формы предупреждения болезни. На первом месте в медицинской психологии стоят нарушения взаимоотношений медицинского работника и пациента.
Объектом исследования и воздействия в медицинской психологии является человек с каким-либо расстройством или заболеванием. Человек в ситуации заболевания формирует свое отношение к этой ситуации, отражает свое заболевание на чувственном, эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях, принимает на себя роль больного. Все это приводит к изменению социальной ситуации больного, а также оказывает влияние не только на характер переживаний больного, но и на его отношение к лечению, что, в свою очередь, обусловливает эффективность лечения и совладания с заболеванием.
Человек не только формирует свое отношение к заболеванию, он может также позитивно или негативно повлиять на течение своей болезни, и на ее исход.
В греческой философии была довольно распространённой мысль о влиянии души и духа на тело. Идея целостности человека и в состоянии болезни была руководящей для врачей в их практике. Так, одержимость злыми духами устранялась посредством катарсиса, однако её лечили и с помощью определённых форм собеседования.
В диалоге «Хармид» Платон рассказывал Сократу об одном юноше, который страдал головной болью: «Если будет хорошо с глазами, то хорошо пойдёт и с головой, а если будет хорошо с головой, то будет хорошо и всему телу, а тело нельзя лечить без души. Ибо от души идет всё – как доброе, так и злое, как на тело, так и на всего человека... А душа должна лечиться особыми целебными разговорами...». Однако эти целебные разговоры должны быть и красивыми речами. Благодаря речам такого рода в душе преобладает благоразумие. Платон говорит в этом диалоге о том, что, по современным представлениям, определяет возможности психосоматического мышления и реагирования: «Можно сказать, что молодому человеку повезло с его головной болью, так как благодаря излечению головы он сможет улучшить всю свою душевную жизнь!».
Проблема психосоматических соотношений - одна из наиболее сложных проблем современной медицины, несмотря на то что тесная взаимосвязь психического и соматического замечена и изучается в течение нескольких веков, со времен Гиппократа и Аристотеля.
В 1818 г. немецкий врач из Лейпцига Хайнрот ввел термин "психосоматический". Ему принадлежали слова: "Причины бессонницы обычно психически-соматические, однако каждая жизненная сфера может сама по себе быть достаточным ей основанием".
В 1822 г. немецкий психиатр М. Якоби ввел понятие "соматопсихическое" как противоположное и в то же время дополняющее по отношению к "психосоматическому". В общепринятый врачебный лексикон термин "психосоматика" вошел лишь столетие спустя.
Термин "психосоматический" окончательно прижился в медицине благодаря венским психоаналитикам (Deutsch, 1953), и с этого времени психосоматическая медицина обозначилась как "прикладной психоанализ в медицине". Дойч, эмигрировав в сороковые годы в США, вместе с коллегами Фландерс Данбар, Францем Александером и др. вызвал интерес к психосоматическим проблемам, и уже к концу 50-х годов в американской научной литературе было опубликовано около 5000 статей о соматической медицине глазами психологов.
Среди тех, кто развивал это направление, следует назвать таких известных аналитиков, как Адлер, Сонди. В России наиболее близко к этому направлению подошли ученые школы И. П. Павлова при разработке метода экспериментального невроза.
По данным ВОЗ, от 38 до 42% всех пациентов, посещающих кабинеты соматических врачей, относятся к группе психосоматических больных. Строго говоря, психосоматическое направление не является самостоятельной медицинской дисциплиной - это подход, учитывающий многообразие причин, приведших к болезни. Отсюда многообразие методов и техник, позволяющих работать с человеком целостно.
Соматическое заболевание (от др.-греч. σῶμα — тело) — телесное заболевание, в противоположность психическому заболеванию.
В данную группу заболеваний объединяют болезни, вызываемые внешними воздействиями или же внутренними нарушением работы органов и систем, не связанные с психической деятельностью человека. В целом значительная часть болезней является именно соматическими, так, например, все травмы и генетические наследственные болезни являются соматическими.
К соматическим заболеваниям относятся:
• Заболевания сердца и сосудов
• Заболевания дыхательной системы
• Поражения печени и почек, ряд поражений желудочно-кишечного тракта
• Травмы, ожоги и ранения
• Наследственные генетические заболевания
• Органические поражения нервной системы
• Инфекции и спровоцированные ими поражения внутренних органов
• Паразитарные инвазии
• Эндокринные заболевания
Психосоматика (греч. psyche — душа, soma — тело) — направление в медицине и психологии, занимающееся изучением влияния психологических (преимущественно психогенных) факторов на возникновение и последующую динамику соматических заболеваний. Согласно основному постулату этой науки, в основе психосоматического заболевания лежит реакция на эмоциональное переживание, сопровождающаяся функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор поражаемого органа или системы.
Психосомати́ческие заболева́ния (от греч. ψυχή — душа и греч. σομα — тело) — группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. Представляют собой психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом уровне, физиологические расстройства, проявляющиеся на психическом уровне, или физиологические патологии, развивающиеся под влиянием психогенных факторов.
Основателем современной психосоматики считается Франц Александер. Упомянутые выше психосоматические теории исходили из дифференцированных психологических конструкций, причем соматическое лечилось исключительно на психологическом уровне (конверсия, регрессия, ресоматизация и т. д.). Александер впервые в 1950 г. предложил теорию, согласно которой симптомы вегетативного невроза являются не попыткой выражения подавленного чувства, а физиологическим сопровождением определенных эмоциональных состояний. Александер говорит о вегетативном неврозе в случае постоянного физиологического сопровождения эмоциональных состояний напряжения при отсутствии действия, направленного вовне и сбрасывающего напряжение. На втором этапе обратимые функциональные симптомы ведут к необратимым изменениям в органах.
Изучение механизмов развития психосоматических заболеваний закономерно приводит к вопросу о личностной предрасположенности не только к формированию подобных расстройств в целом, но и об их органной направленности. В данном контексте возникло представление о факторе психосоматической специфичности, определяющем, почему у одного пациента возникает расстройство, к примеру, сердечно-сосудистой системы, а у другого — пищеварительного тракта и т. д.
В 40-е-60-е гг. в работах Ф. М. Александера была показана та роль, которую играют в развитии психосоматических заболеваний не однократные переживания психотравмирующей ситуации, а затяжные, повторяющиеся негативные эмоции. При этом к развитию специфических телесных расстройств приводят как негативные эмоции сами по себе, так и особенно процесс их подавления.
В результате Возникновение психосоматических расстройств По Александеру объясняется взаимодействием трех факторов — Психологических, физиологических и социальных. В качестве психологических факторов выступают специфические личностные, «психодинамических» особенности, неразрешенные внутренние конфликты, определяющих тот набор привычных негативных эмоций, которые человек испытывает в эмоциогенных ситуациях. Физиологический фактор, опреде ляющий то слабое звено в организме, на которое приходится основной удар негативных эмоций — это конституциональная неполноценность (повышенная уязвимость) тех или иных органов. И наконец, социальный фактор, играющий роль пускового момента — неблагоприятные воздействия жизненной среды. Как указывал сам Александер, «специфичность следует искать в конфликтной ситуации» (имея в виду совпадение конфликта внешнего и внутреннего, подходящих друг к другу, как ключ к замку). В настоящее время подобную точку зрения можно считать общепринятой; в качестве примера сошлемся на высказывание H. Eysenck (1978) о том, что невроз всегда проистекает из двух источников, представляя собой результат сочетания стрессового воздействия и индивидуальной предрасположенности.
В России связь психического фактора с внутренними заболеваниями одним из первых подметил И. М. Сеченов, который писал, что «всякая болезнь тела сопровождается психическим расстройством в разнообразнейших формах».
Важно отметить, что представление о тесной взаимосвязи самочувствия человека с его психическим, прежде всего эмоциональным, состоянием является одним из важнейших в современной медицине и медицинской психологии. Влияние соматических факторов на психику еще недостаточно изучено.
Появление термина «психосоматический» связано с работами Хайнрота (1818 г.), а термина «соматопсихический» – с исследованиями Якоби (1822 г.), но сами вопросы соотношения соматического (телесного) и психического (духовного) являются одними из древнейших в философии, психологии, медицине. Еще в древнемедицинских трактатах можно найти представления о тесной связи между психическими процессами и соматическими нарушениями. Например, считалось, что неудовлетворенное желание женщины иметь ребенка приводит к движениям матки, и женщина ощущает боли внизу живота. Это состояние было названо истерией. В Новое время учение о связи соматических заболеваний и психических процессов назвали психосоматикой. В середине ХХ века появилась даже новая отрасль медицинской науки и практики, которая была названа психосоматической медициной.
Зарождение психосоматической медицины связывают с работами Фрейда: это направление (точнее, доминирующие в нем концепции) начинается с истории болезни Анны О., в которой впервые было представлено возникновение физического симптома по механизму конверсии. Хотя сам Фрейд никогда ни в одной из своих работ не использовал термина «психосоматическая медицина», в дальнейшем, по результатам работы группы учеников и последователей Фрейда в Америке в 30–40-е гг. и европейских исследователей в послевоенные годы, понятие психосоматической медицины получило широкое распространение, в частности, благодаря открытию центров психосоматической медицины и изданию специальных журналов.
Любое психосоматическое заболевание является свойством человеческого организма как системы. Оно не выводится по отдельности ни из психических, ни из физиологических (включая наследственные) свойств индивида, его невозможно объяснить путем исследования свойств какой-то одной подсистемы — психической или соматической. Только взаимодействие между этими подсистемами и окружающей средой может привести к новому состоянию организма, определяемому как психосоматическое заболевание. И только понимание этих связей может дать возможность эффективно воздействовать на возникшее заболевание, в том числе и методами психотерапии.
Внутренние конфликты, невротические типы реакций или психореактивные связи обусловливают картину органического страдания, его длительность, течение и, возможно, резистентность к терапии.
По мере развития человеческой истории менялись нагрузки, от которых нет программ генетической защиты, и теперь приспособление к среде зависит от психических возможностей человека во много раз больше, чем от силы его мышц, крепости костей и сухожилий и скорости бега. Опасным стало не оружие врага, а слово. Эмоции человека, изначально призванные мобилизовать организм на защиту, теперь чаще подавляются, встраиваются в социальный контекст, а со временем извращаются, перестают признаваться их хозяином и могут стать причиной разрушительных процессов в организме
С древних времен известно, что чувства и переживания отражаются не только на душевном, но и на физическом состоянии человека. Мысль о неразрывном единстве психического и соматического была высказана еще Гиппократом. Литература античного мира, как и более поздних веков, полна примерами героев, умиравших от неразделенной любви, страха, тоски или угрызений совести.
Здоровье – это отсутствие болезни, то есть отсутствие отклонений в биологических структурах или физиологических процессах организма. По определению ВОЗ, здоровье – это состояние полного благополучия (физического, душевного или социального). Под нездоровьем понимаются медицинский, психологический и социальный аспекты протекания болезни во всей их совокупной многомерности. Нездоровье характеризует состояние, которое побуждает (или может побудить) отдельного человека обратить внимание на симптомы болезни и искать помощи. Это состояние в результате вызывает множество социальных реакций, обусловливающих кратко- или долгосрочное отклонение от социального статуса человека.
В соответствии с определением здоровья, которое имеет отношение к телу или душе человека, выделяются разные виды здоровья.
Телесное здоровье обозначает благополучное функционирование тела человека, его отдельных систем и органов.
Психическое здоровье – состояние полного духовного благополучия человека, характеризующееся его способностью адекватно осознавать окружающую действительность, свое психическое состояние и поведение, а не только отсутствие психических расстройств (заболеваний). Психическое расстройство (заболевание) – расстройство психического здоровья пациента, в том числе поведенческое расстройство, обусловленное нарушением работы головного мозга и подтвержденное диагнозом врача-специалиста или врачебно-консультационной комиссией.
К определению психического здоровья применим так называемый негативный критерий нормы, когда нормой считается отсутствие того, что противоположно содержанию нормы, в данном случае – отсутствие психического заболевания (расстройства). Понятие «психическое заболевание (болезнь, патология)» используется для определения качественно иных состояний, измененных настолько, что они лишают человека возможности нормального социального функционирования, адекватной адаптации к обычным (нормальным) природным и социальным условиям.
В медицинской психологии выделяется 4 группы людей с разными показателями психического здоровья:
1-я группа – совершенно здоровые люди, жалоб у них нет.
2-я группа – легкие функциональные (то есть не имеющие органической природы, обратимые) нарушения, о которых говорят жалобы астено-невротического порядка, обусловленные конкретной психотравмирующей ситуацией.
3-я группа – лица с доклиническими состояниями и клиническими формами в стадии компенсации, стойкое проявление жалоб астено-невротического характера вне рамок психотравмирующей и трудной ситуации, перенапряжение механизмов адаптации.
4-я группа – клинические формы психического заболевания.
Психологическое здоровье рассматривается как благополучие функционирования личности человека, которое характеризуется высоким уровнем личностного развития, личностной зрелости человека. Психологически здоровый человек живет в гармонии с самим собой и с другими людьми, полноценно реализуя свою сущность. Признаки (критерии) психологического здоровья:
• позитивная установка по отношению к собственной личности;
• духовный рост и самореализация;
• интегрированность, цельность личности;
• автономия, самодостаточность личности;
• адекватность восприятия реальности;
• компетентность в преодолении требований окружающего мира.
Понятие «болезнь» используется для характеристики таких состояний человека, которые уже не выглядят как нормальные и поэтому нуждаются в специальном объяснении. Используя понятие «болезнь», мы объясняем изменения состояния человека. Они являются результатом изменений в самом человеке, как правило, в его организме. Изменившееся субъективное состояние обозначается как «плохое самочувствие». Таким образом, болезнь описывается в трех измерениях:
• Телесно-биологическое измерение → болезнь.
• Психологическое измерение → плохое самочувствие.
• Социальный аспект → изменившееся поведение, роль больного.
Здоровый образ жизни (health behaviors) выражается в действиях, которые предпринимают люди с целью сохранить или улучшить свое здоровье. К ним относится употребление полезных для здоровья продуктов; регулярные физические упражнения; отказ от использования таких опасных для здоровья веществ, как табак, алкоголь и наркотики; поддержание нормальной продолжительности сна; использование автомобильных ремней безопасности; использование крема от загара; использование презервативов; контролирование своего веса; и регулярное участие в программах медицинского обследования и профилактики здоровья, таких как прививки против инфекционных заболеваний и проверки на наличие таких высокораспространенных заболеваний, как рак легких и коронарная сердечная недостаточность.
Важность соблюдения элементарных принципов здорового образа жизни была проиллюстрирована в классическом исследовании Беллока и Бреслоу. Ученые выделили семь важных привычек, характеризующих здоровое поведение: спать не менее 7-8 часов, не курить, ежедневно завтракать, употреблять не более 1-2 рюмок алкогольных напитков за день, регулярно делать физическую зарядку, избегать дополнительного питания между обычными приемами пищи и не допускать превышения своего нормального веса более чем на 10%. Затем они проинтервьюировали свыше 6000 жителей округа Аламеда, штат Калифорния, с просьбой указать, каких из этих принципов они регулярно придерживаются. Респондентов также просили назвать свои заболевания, оценить уровень своей энергии и указать, как часто они болели (в частности, сколько рабочих дней они пропустили по причине болезни) за последние 6-12 месяцев. Чем большего числа принципов здорового поведения придерживались люди, тем меньшее количество различных видов болезней они называли и тем выше оценивали уровень своей энергии.
Поскольку здоровый образ жизни играет столь важную роль в сохранении хорошего здоровья, следует понять установки, побуждающие людей следовать или пренебрегать принципами здорового поведения. Желание следовать принципам здорового образа жизни стимулируется следующими пятью убеждениями.
1. Общие ценности, связанные со здоровьем, включающие в себя заинтересованность в здоровье и заботу о здоровье.
2. Восприятие серьезности угрозы, которую представляют для здоровья различные заболевания.
3. Осознание своей личной уязвимости в отношении заболеваний.
4. Убеждение в собственной способности предпринимать необходимые действия, позволяющие снизить такую угрозу (самоэффективность).
5. Убеждение, что эти действия окажутся эффективными в предотвращении такой угрозы(эффективность поведения).
Вторичная выгода - то, что человека удерживает в том проблемном состоянии, которое он получил. В обычном словоупотреблении это то же самое, что внутренняя выгода, хотя в психоанализе "первичная" и "вторичная выгода" - различаются. В психоанализе вторичная выгода понимается как преимущество, которое пациент получает от уже сформированных симптомов, то есть преимущество, которое он не предполагал или не намеревался (бессознательно) получить в начальный период симптомообразования. Это выгода не приводит к симптомообразованию, но способствует закреплению болезни и сопротивлению лечению.
В психологии существует понятие вторичной выгоды. Внешне человек может чего-то очень хотеть, постоянно об этом говорить, но ничего не предпринимать. Например, человек может говорить, что желает поменять работу, что настоящая работа его не устраивает, но при этом он даже не попытается найти что-то другое, не предпримет ни каких действий. Или он может страдать от каких-то неудовлетворяющих его отношений, от какой-то досаждающей его болезни и т.п., но дальше слов дело не пойдет.
Почему? Потому что в действительности из этого страдания, не принятого решения, он извлекает выгоду, зачастую не сознавая этого. Причем, если ему об этом сказать, то это чаще вызывает раздражение, а не желание понять. Получается, что у каждого решения есть дивиденды, осознаваемые и бессознательные. И какие из дивидендов наиболее важны, наиболее выгодны, на том этапе и будет решение — оставить все, как есть, или изменить что-то.
Я хочу поменять работу, но у меня нет времени разносить свои резюме, нет подходящей работы, ребенок заболел, отдел кадров в свободный для меня день оказался закрытым, номер телефона по которому собирался звонить - потерял... И при этом человек раздражается, что никак не удается осуществить задуманное.
Очень трудно увидеть в себе и осознать, что вы хотите одно и при этом хотите противоположное — хотите и новую работу, и одновременно хотите ничего не менять. Однако решение сменить работу никогда не приживется, если мы не откажемся от дивидендов противоположной стороны. Значит, наша задача - понять свои внутренние выгоды саботировать свое же собственное решение и противопоставить этим выгодам что-то другое, еще более выгодное.
Как это выглядит на практике?
Рассмотрим пример может стать выбор между «быть здоровым» и «оставаться больным». Когда ты болен, ты в полной мере получаешь заботу родных и друзей, причем заслуженно, они-то здоровы, а ты болен. У тебя появляется право часами говорить с ними о своих проблемах, о себе, о своей болезни, и все твои требования вроде как законные. Разве такое право остается за здоровым человеком? Здоровый человек должен заботиться о больном и желания здорового человека в расчет не принимаются. Болезнь является мощным средством получения любви, расположения, помощи, способом избежать требований, которые предъявляются к здоровому человеку. Я болен, с меня и взятки гладки. Добровольно для здорового человека никто ничего делать не будет, поэтому на помощь приходит болезнь.
Вспомните, когда вы болеете, сколько внимания и заботы вы получаете? Получаете ли столько, когда вы здоровы? Это же так классно – лежать, когда все вокруг тебя бегают, и накормят, и напоят, и любое твое желание выполнят! А главное, что ты сейчас имеешь на это полное право. Когда же ты здоров, все приходится делать самому. Тогда какой смысл становиться здоровым?
Даже дети любят болеть, потому что именно во время болезни родители проводят наибольшее количество времени рядом, выполняют все пожелания и требования больного ребенка. Игрушку, которую он когда-то просил, и вы не купили по какой-то причине – пожалуйста, ведь ребенок болен и хоть как-то можно скрасить его состояние. Больным быть выгодно. Когда ты здоров, с тобой так уже не носятся, мама уходит на работу, приходит вечером уставшая, у нее всегда нет времени…
А вы попробуйте уделять внимание ребенку больше, когда он здоров, так он сразу и болеть перестанет, ему это будет уже не выгодно. Что он выберет – таблетки и постельный режим или прогулку с папой, поход в лес? Не верьте мне на слово, начните уделять ребенку больше времени, когда он здоров и меньше когда он болен, и вы увидите, что ваш ребенок будет намного меньше болеть. Для вашего сознания это может показаться чудовищным, как это – меньше времени уделять ребенку, когда он болен! Но именно таким поведением мы и показываем, что выгоднее не болеть.
д/з стр. 112-115