Понятие продуктивной деятельности детей дошкольного возраста
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. В чем состоит сущность детской продуктивной деятельности?
Дайте определение этому понятию.
2. В чем заключается существенное отличие детской продуктивной
деятельности от продуктивного творчества?
3. Какие структурные компоненты объясняют суть продуктивной
деятельности?
4. Из каких структурных компонентов состоит детское продуктивное
творчество?
5. Какие характеристики присущи детскому продуктивному творчеству
Понятие продуктивной деятельности детей дошкольного возраста
Детская продуктивная деятельность предполагает создание ребенком определенного продукта (изделия). В дошкольный период такими продуктами являются рисунки, аппликации, поделки из бумаги, картона, природного, бросового и пластического
материалов и т. д. В ходе продуктивной деятельности дети активно осваивают способы обработки художественных материалов и овладевают изобразительными, пластическими и конструктивными умениями. При этом создание принципиально нового от дошкольников не требуется. Такая ситуация обусловлена сущностью деятельности.
Рассмотрим понятие детской продуктивной деятельности в трактовках различных исследователей.
В психолого-педагогической литературе упоминаются следующие понятия:
■ ≪продуктивная деятельность≫ — деятельность ребенка, организуемая с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т.п.), обладающего определенными заданными качествами;
■ ≪продуктивность≫ — качество деятельности, оно характеризуется производительностью, эффективностью совершаемых действий, коэффициент полезности которых имеет высокие показатели;
■ ≪продукт деятельности≫ —результат деятельности, который является следствием решения конкретной задачи;
■ ≪продуктивное мышление≫ —тип мышления, дающий новый конечный продукт, который является следствием быстрого и глубокого усвоения знаний и умения их в новых
условиях;
■ ≪продуктивное воображение≫ — процесс создания принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется, а непросто механически копируется или воссоздается;
■ ≪продуктивное восприятие≫ — это отражение ребенком предмета или явления в целом при непосредственном их воздействии на органы чувств;
■ ≪продуктивный подход≫ — способ деятельности, позволяющий формировать умение у детей решать важные для них проблемы, находить выход из нестандартных ситуаций.
Анализ данных определений позволяет рассматривать продуктивную
деятельность: 1) как процесс; 2) как результат.
Понятие ≪продуктивное воображение≫ было впервые сформулировано И. Кантом, который абсолютизирует то положение, что при помощи идей ничего познать нельзя.
Продолжил изучение продуктивной деятельности И. Г. Фихте, который описывал продуктивный процесс как перевод некоторой неопределенности в определенность, в результате чего получается продукт.
Наиболее активно продуктивная деятельность исследовалась во 2-й половине XX в. и в начале XXI в., например, такими учеными, как В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, В. Т. Кудрявцев, В.В.Краевский,И. Я. Лернер, Г. П. Щедровицкий и др.
В современной литературе продуктивная деятельность часто приравнивается к творческой. Однако творческая деятельность —это более широкое понятие, это деятельность человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей.
Стимулом для нее служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации. Продуктивная же деятельность ограничивается только получением продукта в результате осуществления конкретных действий, обозначенных в задаче.
Исследователь Б. Г. Мещеряков определил понятие детской продуктивной деятельности как ≪процесс получения продукта, обладающего определенными заданными качествами. Основными ее видами являются конструктивная и изобразительная деятельность.
Продуктивная деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, так как необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его когнитивных
процессов, эмоционально-волевой сферы, умений и навыков
1.Развитие продуктивной деятельности характеризуется умением детей добиваться нужного результата либо по заданному образцу, либо в процессе реализации собственного замысла.
Продуктивная деятельность напрямую связана с развитием познавательных процессов, поскольку созданный детьми продукт в большей степени отражает их представления о предметах, объектах и явлениях окружающего мира и эмоциональное отношение к ним. Продуктивная деятельность подкрепляется репродуктивной. Репродуктивность деятельности предполагает только воспроизведение уже существующего продукта с повторением всех этапов его выполнения. Репродуктивная деятельность дошкольников строится на четком алгоритме, который продуман педагогом. Отступление от алгоритма может нарушить общий ход деятельности и помешать получению задуманного результата. С одной стороны, такая особенность репродукции позволяет формировать у детей устойчивые знания и умения, с другой стороны, чрезмерное увлечение репродуктивной деятельностью будет тормозить проявление творческой активности, что осложнит творческое становление детей в целом.
Продуктивность может проявляться как взаимодействие способов создания уже имеющихся продуктов. В продуктивной деятельности ребенку предоставляются несколько вариантов выполнения продукта, каждый из которых представлен одним или несколькими алгоритмами. Ребенок в этом случае либо выбирает способ решения задачи, либо комбинирует части выполненных педагогом работ (педагогических эскизов). Поэтому считать такую деятельность творческой было бы неверно. Творческой она становится тогда, когда ребенок на основе имеющегося опыта продуктивной деятельности придумывает новый продукт, ранее им не созданный, в котором реализуется его собственный замысел.
Таким образом, репродуктивная и продуктивная деятельность представляют собой разные стороны одного процесса, который является преддверием творчества.
В развитии детской продуктивной деятельности можно выделить ряд важных подходов.
Интегративный подход нацеливает педагога на всестороннее гармоничное развитие детей. Он позволяет дошкольникам комбинировать знания и умения для получения продукта.
Интегративный подход предполагает следующие основные виды интеграции:
■ деятельностная — предполагает корреляцию основных видов продуктивной деятельности детей дошкольного возраста: рисования, аппликации, лепки, конструирования;
■ качественная — направлена на формирование интегративных качеств личности, которые предусмотрены ФГТ и ФГОС как конечный результат образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций;
■ содержательная — характеризуется использованием комплексно-тематического планирования, в котором осуществляется многоуровневая корреляция информационного поля различных образовательных областей и видов продуктивной деятельности;
■ функциональная — предполагает сочетание различных форм организации педагогического процесса в условиях основного и дополнительного дошкольного образования;
■ возрастная — нацеливает педагога на организацию совместной изобразительной деятельности, в которой участвуют дети разновозрастных групп и родители.
Системный подход связан с комбинацией различных методов и приемов в организации продуктивной деятельности. Чем шире диапазон используемого педагогического инструментария, тем лучше результат.
Функциональный подход отражает особенности овладения детьми каждым видом продуктивной деятельности с учетом их специфики.
Потенциальный подход — это возможность активизации детьми в ходе продуктивной деятельности своего художественного потенциала и имеющегося изобразительного, конструктивного и пластического опыта.
К видам продуктивной деятельности относятся те, которые направлены на получение продукта познания, создания, преобразования, использования в новом качестве предметов, объектов, ситуаций, явлений, ресурсов личности с опорой на имеющиеся
эскизы.
В тот момент, когда результат продуктивной деятельности становится отличным от начальных установок, этот продукт мо структурных компонентов
Мотив — эмоционально-волевые побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей ребенка, совокупность которых определяет характер активности. Мотив может иметь личную направленность и общественную. Приведем примеры мотивации. Личный мотив: Мне нравится эта открытка, я хочу сделать такую же≫; общественный мотив: ≪Скоро праздник, нам нужно сделать подарки для мам и пап≫. Мотив имеет огромное значение для получения результата.
При отсутствии мотива результата либо не будет, либо он не доставит полного удовлетворения.
Цель — осознанное представление ребенка о том результате, который должен быть достигнут с помощью определенных усилий, имеющих некую последовательность.
Цель может быть близкой и дальней. Близкая цель характеризуется тем, что ее реализация должна состояться в ближайшее время, поэтому не может быть очень масштабной. Например, после посещения выставки ребенок утверждает: ≪Я приду домой
и нарисую такие же цветочки≫ или: ≪Я завтра сделаю маме подарок
≫. Дальняя цель связана с определенной временной отсрочкой.
Поставив дальнюю цель, ребенок должен определить алгоритм достижения и его этапы. В зависимости от возраста дети могут вычленить дальнюю цель самостоятельно или с помощью взрослого, который является неким ориентиром в продуктивной деятельности. Например: ≪ Ребята, весной мы с вами отправим наши работы на конкурс. Нам нужно к нему подготовиться или:__ А можно летом, когда я поеду отдыхать на море, я слеплю из песка дельфина?≫
Продуктивная деятельность позволяет формировать важные качества, связанные с постановкой цели: целеустремленность, настойчивость, упорство.
Безусловно, детям самостоятельно сформулировать цель и определить пути ее реализации крайне сложно. В этом случае ведущая роль принадлежит педагогу, особенно если речь идет о работе с детьми раннего и младшего возраста. И, несмотря на возраст,
учить детей ставить цель, определять задачи, выделять механизмы их решения нужно начинать именно в этот период, чтобы к старшему дошкольному возрасту у детей формировалось целеполагание, без которого сложно говорить о развитии какой-либо
деятельности.
Действие по своему характеру близко понятию поведение .принадлежит педагогу, особенно если речь идет о работе с детьми раннего и младшего возраста. И, несмотря на возраст,учить детей ставить цель, определять задачи, выделять механизмы их решения нужно начинать именно в этот период, чтобы к старшему дошкольному возрасту у детей формировалось целеполагание, без которого сложно говорить о развитии какой-либо
деятельности.
Действие по своему характеру близко понятию ≪поведение≫.И если поведение — это ответная реакция организма на внутренние или внешние раздражители (оно может быть рефлекторным,неосознанным или намеренным, осознанным), то действия — это только некоторые виды поведения1.
Само понятие ≪действие≫ всегда сосуществует с определенной областью. Здесь мы постараемся рассмотреть социальный характер действия, который наиболее тесно связан с продуктивной деятельностью дошкольников. Термин ≪социальное действие≫ ввел
в научный оборот немецкий социолог М. Вебер. Им была разработана первая классификация типов социального действия, основанная на степени рациональности поведения ребенка. Применив выделенные М. Вебером типы социального действия к детям дошкольного возраста, можно назвать следующие типы поведения ребенка:
■ целерациональное, когда цель продуктивной деятельности хорошо ясна ребенку;
■ ценностно-рациональное, когда ребенок понимает ценность продукта, созданного в результате продуктивной деятельности, и верит в то, что он значим для окружающих;
■ традиционное, когда продуктивная деятельность осуществляется в привычных для ребенка условиях;
■ аффективное, когда ребенок находится в предвкушении процесса и результата продуктивной деятельности, когда он очень эмоционально реагирует на все происходящее.
1Любые действия, имеющие практическую направленность, являются неким комплексом поступков и связаны с выбором материалов, инструментов и средств выразительности для достижения определенной цели. При этом успешность конечного результата во многом
зависит от правильности выбора ребенком способов действия.
У любого продуктивного действия есть свои элементы
Продуктивные действия — это определенная система поступков, средств и методов, используя которые, ребенок или группа детей получает конкретный продукт (материальный или духовный),представление о них, делает выводы. Основой продуктивного действия выступает совместная работа ребенка с педагогом или другими
детьми.
Продуктивные действия невозможны без частных операций. Частные операции — точно направленные действия, чьи функции имеют конкретный ограничивающий их характер. Частные операции по содержанию напоминают приемы работы с отдельным видом материалов. Для развития продуктивной деятельности необходимо начинать с обучения детей именно частным операциям, постепенно преобразуемым в действия. Параллельно с этим процессом необходимо создавать условия для становления мотивации, которая в значительной степени влияет на постановку ребенком цели.
Наиболее характерными чертами современной жизни являются интенсивность и интегративность.
Интенсивность заключается в том, что сегодня ребенку приходится справляться с огромным информационным потоком, который с каждым годом меняется как в содержательном плане, так и в способах его получения.
Современные дети вольно и невольно оказываются в окружении большого количества технических средств, работой с которыми они с легкостью овладевают. Одновременно с этим такие виды деятельности как рисование, лепка, аппликация начинают меньше привлекать детей. Связано это с тем, что в игре с гаджетами ребенок, управляя различными функциями, получает результат, не совершая конкретных продуктивных действий. С одной стороны, в этом случае у детей развиваются организаторские способности, обусловленные умением определять стратегию достижения результата, что сказывается на формировании таких качеств как целеустремленность и настойчивость. С другой стороны, привычка создавать продукт благодаря техническим средствам, а не собственному практическому опыту приводит к тому, что дети в большинстве своем оказываются не готовыми самостоятельно придумывать, преобразовывать, созидать. Это
заметно сказывается на качестве детских работ и их выразительности, появляется множество стереотипов, которые лежат в основе любой компьютерной игры. Постепенно стереотипы, имеющиеся в играх, превращаются в изобразительные стереотипы.
Те образы, которые встречаются в виртуальном пространстве, становятся для детей реальными героями, которых они не только стремятся изобразить, но и во многом походить на них.
А это не всегда оказывает благоприятное воздействие на их личностное развитие.
Поэтому важно с раннего возраста создавать условия, при которых информационное поле будет расширяться не за счет виртуального пространства, а на основе общения с природой, искусством.
Именно они являются первыми и объективными факторами интеграции познавательного и творческого развития.
Интегративность детского творчества напрямую связана с возможностью ребенка экспериментировать с различными материалами и инструментами. Творчество в этом случае представляется важным явлением в жизни ребенка, благодаря которому
он становится активным пользователем достижений, имеющихся в социокультурном пространстве общества. Также творчество становится естественной потребностью детей, связанной с возможностью интегрировать знания, умения, приобретенные в различных областях, для достижения конкретного результата.
Задача педагогики — найти средства для того, чтобы интенсивный путь творческого развития детей не являлся самоцелью, а интеграция при этом была органичной, а не искусственно организуемой.
Особая роль в творческом становлении ребенка дошкольного возраста отводится природе и искусству, посредством которых воспитывается эмоциональная, эстетическая отзывчивость ко всему, что окружает его. В этом случае основа творчества — интеграция
эстетического опыта дошкольника с общекультурным, передаваемым с помощью предметов материальной культуры, знакомясь с которыми, ребенок расширяет кругозор, активизирует художественный потенциал и овладевает продуктивными видами
деятельности. Именно продуктивные виды деятельности лежат в основе творчества. Овладевая различными умениями, способами обработки материалов, ребенок получает возможность трансформировать свой опыт в зависимости от ситуации и изобразительной
задачи. Постепенно преобразовательная деятельность способствует формированию творческой активности и, соответственно,— развитию детского творчества. А так как основанием для творчества являются конкретные виды деятельности, то само
творчество можно обозначить как продуктивное, осознанное и целенаправленное.
Детское продуктивное творчество — это сознательный процесс корреляции ребенком своих представлений, впечатлений, умений,составляющих личный опыт, художественный потенциал с доступными средствами выразительности, выработанными в ходе социокультурного развития общества.
Процесс детского продуктивного творчества связан с художественной обработкой материала, результатом которого становится оригинальный продукт, не похожий на те, которые были созданы ребенком ранее.
В детском продуктивном творчестве можно выделить несколько компонентов
Личный опыт дошкольника представлен несколькими направлениями__
■ познавательное;
■ эстетическое;
■ эмоциональное;
■ коммуникативное.
В дошкольном периоде личный опыт складывается постепенно: от простого экспериментирования с изобразительными материалами к свободному владению изобразительными, конструктивными и пластическими умениями.
В творческом становлении дошкольников важная роль принадлежит художественному потенциалу. В большей степени он проявляется в раннем возрасте, поскольку малыши еще не испытывают сильного влияния среды и обучения и потому свободнее в своих эстетических проявлениях. Для них не существует изобразительных, эмоциональных, интеллектуальных рамок в процессе изобразительной деятельности. Однако несмотря на наличие у малыша интуитивного подхода, который позволяет ему спонтанно получать интересные и необычные образы, говорить о том, что ребенку нечему учиться, не приходится. Доказательством служит тот факт, что художественно-изобразительный потенциал без освоения ребенком элементарных правил, законов изобразительного искусства не реализуется. Без целенаправленного наблюдения за предметами, явлениями окружающей действительности, без освоения способов отображения полученных впечатлений, творчество приобретает спонтанный, а не сознательный характер.
Детское продуктивное творчество возможно при условии владения детьми доступными выразительными средствами, под которыми понимается система исторически сложившихся способов и приемов создания художественного цвет, форма, композиция, классические и неклассические художественные техники. Взаимодействие выразительных средств позволит детям свободно отображать свои впечатления, представления о предметах, объектах и явлениях окружающей действительности.
Результаты детской деятельности в области изобразительного искусства неправомерно ставить в зависимость от настроения, эмоционального состояния дошкольника. Ведь в процессе взросления ребенок постепенно учится управлять своими эмоциями, что способствует формированию у него волевых качеств. Если же взрослые будут ориентироваться на одномоментность про подхода, который позволяет ему спонтанно получать интересные и необычные образы, говорить о том, что ребенку нечему учиться, не приходится. Доказательством служит тот факт, что художественно-изобразительный потенциал без освоения ребенком элементарных правил, законов изобразительного искусства не реализуется. Без целенаправленного наблюдения за предметами, явлениями окружающей действительности, без освоения способов отображения полученных впечатлений, творчество приобретает спонтанный, а не сознательный характер.
. Взаимодействие выразительных средств позволит детям свободно отображать свои впечатления, представления о предметах, объектах и явлениях окружающей действительности.
Результаты детской деятельности в области изобразительного искусства неправомерно ставить в зависимость от настроения, эмоционального состояния дошкольника. Ведь в процессе взросления ребенок постепенно учится управлять своими эмоциями,
что способствует формированию у него волевых качеств. Если же взрослые будут ориентироваться на одномоментность проявления внутренних сил ребенка и не будут создавать условия для стимулирования творческого начала, то в итоге это приведет
к тому, что высокого уровня развития творчества смогут достигнуть только одаренные дети. Остальные, реализуя самостоятельно свой изобразительный потенциал, в определенный момент могут остановиться в творческом развитии. Ведь продуктивное
творчество — это динамичный процесс, требующий подкрепления и расширения изобразительного, конструктивного, пластического опыта ребенка на всех возрастных этапах.
Говоря о значимости детского продуктивного творчества в становлении личности, важно отметить, что оно является не только одним из первых способов познания ребенком окружающего мира, его свойств, законов, отношений, но и наиболее доступным
средством отражения им собственного отношения к этому миру, отображения своих впечатлений, эмоциональных состояния
Развитие детского продуктивного творчества целесообразно вести в двух направлениях. Первое — создание условий для проявления художественно-изобразительного потенциала детей.
Второе — целенаправленное обучение дошкольников различным видам продуктивной деятельности и разным способам обработки художественных материалов. Овладение дошкольниками разными способами обработки материалов не только не противоречит
основным задачам дошкольного образования, но и помогает содержательно обогатить выразительные образы, создаваемые детьмив процессе различных видов продуктивной деятельности.
Детское продуктивное творчество постоянно меняется, так как меняется опыт ребенка, его отношение к окружающему миру и искусству.
Каждая ступень в развитии творчества сопряжена с тем, что в предыдущих достижениях вычленяется самое ценное, и на его основе возникают новообразования, способствующие дальнейшему творческому росту. Именно поэтому детское продуктивное творчество
одновременно и процесс, и деятельность, и результат, и качество, и потенциал. В этом заключается его многообразие.
Каждая из обозначенных трактовок проявляется у детей на разных возрастных этапах. В раннем возрасте ребенка занимает процесс экспериментирования с материалами и инструментами, в младшем дошкольном возрасте ярко проявляется художественный
потенциал, в возрасте 4 — 5 лет — творчество как качество, в старшем дошкольном возрасте детей занимает результат творческой деятельности. Разные исследователи на разных исторических этапах становления науки выделяли в качестве ведущей одну из сторон детского творчества
Детское продуктивное творчество — это результат взаимодействия различных его характеристик не только с возрастом детей, но и связь с этапом овладения ими разными способами обработки художественных материалов. Так, работая над созданием аппликационного образа, дети последовательно демонстрируют все стороны творчества. Сначала дети экспериментируют с материалами, пытаясь понять их специфику, затем они сознательно и бессознательно пытаются реализовать свою идею. И наконец, появляется
результат, который вызывает чувства и оценки у детей.
Таким образом, можно утверждать, что продуктивное творчество как многогранное явление в жизни ребенка необходимо и важно для личностного развития в целом.
Детское продуктивное творчество имеет несколько компонентов:
■ ценностный;
■ системный;
■ процессуальный;
■ результативный.
Ценностный компонент заключается в том, что дети не только расширяют свою познавательную сферу, приобретая новые знания и умения, что оказывает влияние на их развитие, но и раскрывают свой внутренний культурный, эстетический и художественно изобразительный потенциал. А это очень важно для самореализации дошкольника в других видах деятельности.
Системный компонент заключается в том, что при организации детского продуктивного творчества необходимо применять различные педагогические технологии, чтобы выстроить образовательную модель. Именно при этом подходе творчество приобретает
интегративные показатели, обусловленные вертикальным и горизонтальным векторами творческого развития ребенка.
Горизонтальный вектор отражает содержание ≪образовательной модели≫1, обусловленное взаимодействием блоков, модулей и тем, видов продуктивного творчества (живописно графическое, конструктивное, пластическое и декоративное творчество). Горизонтальный вектор отражает характер смены одних новообразований другими. Так, например, опыты с материалами, инструментами и обследование предметов, объектов
приводят к накоплению изобразительного опыта, обобщению получаемой информации, подражанию взрослым в ходе изобразительной деятельности, что в итоге способствует появлению у дошкольников творческой активности.
Вертикальный вектор (схема 6) отражает поэтапное освоение детьми содержания образовательной модели и овладение различными видами продуктивной деятельности. Вертикальный вектор характеризуется, во-первых, возрастными изменениями в творческом развитии дошкольников, во-вторых, усложнением в содержании изучаемого материала. Новый поток информации выдвигает перед ребенком новые задачи, являющиеся составной частью общих задач образования, требует от него выработки новых способов использования приобретенного опыта в различных жизненных ситуациях.
Начальный уровень — репродуктивно-подражательная активность— подразумевает, что опыт продуктивной деятельности накапливается через опыт взрослого или ровесника. Второй уровень —поисково-деятельностная активность — означает принять изобразительную задачу и самому отыскать пути ее решения. Завершающий уровень — творческая активность — характеризуется свободной манипуляцией приобретенных умений в различных видах продуктивной деятельности и творчества. Она способствует также успешному развитию познавательных способностей в овладении специальными
знаниями, воспитывает постоянное стремление к художественному самообразованию, настойчивость в достижении цели.
Процессуальный компонент обусловлен тем, что творчество —явление динамическое, это движение ребенка от цели к результату.
Динамика детского продуктивного творчества заключается в общем и индивидуальном росте эстетической культуры дошкольников и их художественной образованности. Процесс от целей (обогащение личного познавательного и художественно изобразительного опыта развивающейся личности ребенка) к результату (создание дошкольником индивидуальных образов, отличающихся неповторимостью и оригинальностью) является одним из компонентов образовательной модели, раскрывающим творчество
как процесс
Результативный компонент детского продуктивного творчества характеризуется не только получением детьми конкретных результатов, но и тем многогранным художественно-изобразительным опытом, который они приобретают в ходе освоения содержания образовательной модели, реализуемой посредством традиционных и инновационных педагогических технологий.
Но весь педагогический процесс очень уязвим. Одно неверное
слово, действие педагога могут привести к необратимым последствиям.
Поэтому важно ценить каждый возрастной период, особенно осознавать значимость раннего детства в творческом становлении ребенка. Ведь именно в этот период закладываются многие умения и качества, позволяющие дошкольнику свободно самовыражаться в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.
Однако нужно помнить о том, что форсирование процесса обучения детей различным способам обработки материалов может привести к потере интереса со стороны ребенка к любому из видов изобразительной деятельности. И связано это с тем, что взрослый в погоне за быстрым получением эффектной работы может способствовать развитию таких качеств, которые будут затормаживать личностный рост малыша (например, неусидчивость и поверхностность). Ведь ребенок, привыкший с раннего детства не
прикладывая особых усилий, а используя внешнюю эффектность ряда художественных техник, получать интересные композиции, которыми восторгаются взрослые, в дальнейшем все время будет прибегать к спонтанному созданию работы, не отличающейся выразительностью
.Интуитивное начало, которое лежит в основе продуктивной деятельности детей раннего возраста, — это превосходно. Но для создания образов нужны еще знания, умения и навыки. А они приобретаются только в результате целенаправленного обучения.__
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. В чем состоит сущность детской продуктивной деятельности?
Дайте определение этому понятию.
2. В чем заключается существенное отличие детской продуктивной
деятельности от продуктивного творчества?
3. Какие структурные компоненты объясняют суть продуктивной
деятельности?
4. Из каких структурных компонентов состоит детское продуктивное
творчество?
5. Какие характеристики присущи детскому продуктивному творчеству