Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Понятие предпринимательства и предпринимательской
деятельности
Цель – изучение основных положений теории предпринимательства
План лекции
1. Особенности становления предпринимательства в России
2. Понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности
3. Государство как ускоритель предпринимательского процесса
4. Субъекты предпринимательской деятельности
1. Особенности становления предпринимательства в России
Проблемы перехода от плановой экономики к рыночной:
1 . Отсутствие знаний и умений по поводу того, что и как делать
2. Психологическая неготовность к переменам
3. Отсутствие правовой базы
4. Безработица
5. Системный кризис в экономике
6. Отсутствие предпринимательской инфраструктуры
Этапы становления предпринимательства:
1. Концепция (XVIII в.), в которой предпринимательство рассматривается через
функцию, связанную с несением бремени риска или неопределенности. Это
исследования А. Смита, Р. Кантильона, И. Тюнена, Ф. Найта.
2. Концепция(XVIII – XIX вв.), рассматривающая предпринимательство как один из
четырех базовых экономических ресурсов, наряду с трудом, землей и капиталом.
Эту концепцию представляют исследования Ж.-Б. Сэя, который главной функцией
предпринимательства считает функцию координации факторов производства.
3. Инновационная (модернизационная) концепция связана с именем Й. Шумпетера. В
рамках данной концепции предпринимательская деятельность представляется как
функция новаторства, функция по осуществлению новых комбинаций ресурсов,
реализуемых в системе экономических отношений по поводу создания нового
материального блага, введения нового способа производства, новой организации
дела, а также создания новых рыночных возможностей для целей хозяйственной
практики.
4. Концепция неоавстрийской школы (И. Кирцнер, Ф. Хайек, Л. Мизес, М. Ротбард и
др.), которую называют вторым по значимости вкладом австрийской школы в
экономическую науку. В соответствии с этой концепцией предпринимательская
деятельность является не только атрибутом рыночной экономики, но и
необходимым условием ее эффективного функционирования. Делается акцент на
управление.
2. Понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности
Под предпринимательством понимается особый вид экономической активности,
которая в свою очередь основана на самостоятельной инициативе, ответственности и
инновационной предпринимательской идее.
Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента.
Экономическая активность – форма участия индивида в общественном производстве.
Такими формами являются одна или комбинация нескольких
функциональных обязанностей, при которых он выступает в качестве:
общественно-
Собственника каких-либо
гарантированный доход ;
Наемного работника;
Индивидуального предпринимателя;
Государственного или муниципального служащего(менеджера) ,осуществляющих
управление чужим предприятия ;
Пенсионера (пассивная форма участия в производстве как степень прошлой
активности);
Учащегося (подготовительный этап);
Безработного (вынужденное неучастие в производстве);
Занятого оборонно-охранной деятельностью;
Вовлеченного в экономически-преступную деятельность (теневая экономика).
объектов,
приносящих
ему
постоянный
и
Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, так
как его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей, результатом мыслительной
деятельности , впоследствии принимающей материализованную форму.
Предпринимательский доход – дополнительный доход (от инноваций, внедряемых
предпринимателем), излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным
качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы
производства в зависимости от внешних условий. Для развития предпринимательства
необходимо наличие предпринимательской среды.
Предпринимательская среда – общественная экономическая ситуация, включающая в
себя степень экономической свободы, наличие или возможность появления
предпринимательского корпуса, делегирование рыночного типа экономических связей,
возможность формирования предпринимательского капитала и использование
необходимых ресурсов.
Показателем степени экономической свободы служит число вновь появляющихся
самостоятельных предпринимателей. За весь процесс отвечает государство.
-Формирование предпринимательской среды – управляемый процесс.
-Происходит принятие национальных программ
-Стимулирование предпринимательства (Чем больше развито предпринимательство, тем
выше экономические показатели)
-Появляется тенденция к импортозамещению.
3. Государство как ускоритель предпринимательского процесса
Функции:
1. Образовательная (по профессиональной подготовке кадров, по созданию бизнесинкубаторов, всесторонняя поддержка)
2. Разработка и создание программ по поддержке малого бизнеса
3. Создание требований предпринимательской инфраструктуры (институты, без
которых невозможно функционирование предпринимательства)
4. Субъекты предпринимательской деятельности
Предприниматель
Государство
Партнер
Потребитель
Наемный работник
Выводы. Становление предпринимательства в Росси в имело ряд серьезных проблем.
Понятия предпринимательства и бизнеса различны. В настоящее время государство
играет роль ускорителя предпринимательского процесса.
Вопросы для самоконтроля:
1.
2.
3.
4.
5.
Назовите особенности становления предпринимательства в России
Чем отличаются понятия «бизнес» и «предпринимательство»?
Что такое «предпринимательский доход»?
Как государство способствует формированию предпринимательской среды?
Перечислите и охарактеризуйте субъекты предпринимательской деятельности
Рекомендуемая литература:
1. Организация предпринимательской деятельности : учебник / А.Н. Асаул,
М.П. Войнаренко, И.В. Крюкова, П.Б. Люлин ; под ред. А.Н. Асаула. - 5-е изд., перераб. и
доп. - Москва : Проспект, 2016. - 400 с. : табл., схем. . - ISBN 978-5-392-19550-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443691 (26.09.2018).
2. Организация предпринимательской деятельности : учебное пособие / А.И. Нестеренко,
Т.М. Кривошеева, М.В. Гаврилюк и др. ; ред. О.В. Шеменевой, Т.В. Харитоновой. Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 294 с. : табл., схем. Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-01147-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452586 (26.09.2018).
3. Рубин, Ю.Б. Управление собственным бизнесом : учебник / Ю.Б. Рубин. - 14-е изд.,
перераб. и доп. - Москва : Университет «Синергия», 2016. - 977 с. : ил., табл. (Университетская серия). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4257-0220-3 ; То же
[Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455433
(26.09.2018).