Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Понятие, предмет, источники исполнительного производства

  • 👀 1169 просмотров
  • 📌 1146 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Понятие, предмет, источники исполнительного производства» docx
Лекция 1 Понятие, предмет, источники исполнительного производства Исполнительное производство — это последняя, завершающая стадия гражданского процесса, которой приводится в исполнение решение суда по делу. Процесс по защите права не оканчивается вынесением решения и вступления его в законную силу, а продолжается в форме исполнительного производства, образующего самостоятельную стадию процесса. Исполнительное производство представляет собой установ­ленный законом порядок принудительной реализации судебных актов и актов иных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов посредством использо­вания механизмов государственного принуждения. Исполнение судебных актов состоит в принуждении ответчика (должника) к совершению действий, предусмотренных судебным актом (передача имущества, уплата денег и т.д.). Принудительному исполнению по правилам, установленным за­конодательством об исполнительном производстве, и в соответствии с исполнительными документами, подлежат лишь решения о присуждении (исполнительные решения), выносимые по искам о присуждении (о взыскании с ответчика определенных денежных сумм, о выселении, о присуждении ответчика к со­вершению определенных действий и т.п.). По таким решениям истцу выдается исполнительный лист, который он предъявляет к исполнению судебному приставу-исполнителю. Правила, регулирующие исполнительное производство, носят универсальный характер, обеспечивая принудительную реали­зацию субъективного материального права или интереса и в тех случаях, когда вопрос об их защите являлся предметом несудебных юрисдикционных органов. Таким образом, исполнительное про­изводство обслуживает не только гражданское судопроизводство, но и другие ветви судебной системы Российской Федерации, на­пример, арбитражные суды, а также деятельность иных органов (нотариата, третейского суда и т.д.). Федеральный закон «Об исполнительном производстве» Цели и задачи исполнительного производства указаны в ст. 2 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Цели исполнительного производства: • защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций; • обеспечение исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации. Задача исполнительного производства: • правильное и своевременное исполнение судебных акты, актов других органов и должностных лиц и иных исполнительных документов в случаях, предусмотренных законом. Принципы исполнительного производства (ст. 4 ФЗ): 1. законности; 2. своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3. уважения чести и достоинства гражданина; 4. неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5. соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения. Не подлежат принудительному исполнению: 1. Решения, выносимые по искам о признании (установительные решения), они констатируют наличие или отсутствие правоотношения и реали­зуются в зависимости от волеизъявления заинтересованных лиц государственными и иными органами и должностными лицами; копия установительного решения служит основанием для регистрации или оформления соответ­ствующих фактов, правоотношений. 2. Решения по делам особого производства, а также ре­шения по ряду категорий дел, возникающих из административно-правовых (публично-правовых) отношений (например, решения суда об оспаривании гражданином решения, действия (бездей­ствия) органа государственной власти, органа местного самоуправ­ления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы). Не­которые определения судов общей юрисдикции также подлежат ис­полнению по правилам, установленным законодательством об исполнительном производстве (например, определение суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения решений суда). Участники исполнительного производства (субъектный состав): 1. органы принудительного исполнения (Федеральная служ­ба судебных приставов и ее территориальные органы) - см. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах"; 2. суд (судья); 3. стороны (взыскатель и должник); 4. другие участники исполнительного про­изводства (представители, переводчики, понятые, специалисты). Возбуждение исполнительного производства Ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" устанавливает порядок возбуждения исполнительного производства. Основания для возбуждения исполнительного производства: 1. наличие исполнительного документа и заявления взыскателя; 2. без заявления взыскателя, когда суд, другой орган или должностное лицо направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю; 3. без заявления взыскателя при вынесении в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении могут содержаться • ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также • ходатайство об установлении для должника ограничений, предусмотренных Федеральным законом; • известные взыскателю сведения о должнике. К заявлению могут прилагаться, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа. Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 Федерального закона. Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в 3-дн. срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов. Судебный пристав-исполнитель в 3-дн. срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление • о возбуждении исполнительного производства либо • об отказе в возбуждении исполнительного производства. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. О добровольном исполнении После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Понятие источника. Под источниками понимается форма выражения норм соответствующей отрасли права, в данном случае - гражданского исполнительного права. Рассмотрим источники сообразно их месту в системе российского законодательства и их иерархии. Источники гражданского исполнительного права включают в себя международные и национальные правовые акты, а также судебную практику. Кроме того, следует выделить большую группу международных источников soft law, которые устанавливают общие принципы и стандарты для деятельности органов принудительного исполнения различных государств. Международно-правовые источники. В ч. 4 ст. 3 ФЗИП закреплено правило о приоритете норм международных договоров РФ по сравнению с национальным российским законодательством. К числу международно-правовых документов, содержащих правила исполнительного производства, можно отнести, в частности, следующие: Всеобщую декларацию прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.), согласно ст. 8 которой "каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом"; Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.), согласно ст. 6 которой "каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона"; Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН), согласно ст. 11 которого "никто не может быть лишен свободы на том только основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство"; Нью-Йоркскую (1958 г.) конвенцию о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений; Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности между странами СНГ, подписанное 20 марта 1992 г. (Киев); Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между странами СНГ, подписанную 22 января 1993 г. (Минск) и ратифицированную Федеральным Собранием России (Конвенция вступила в силу для РФ 10 декабря 1994 г.); Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь от 17 января 2001 г.; Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов (вместе с "Запросом о правовой помощи") от 3 марта 2015 г. и др. Российская Федерация имеет также большое число договоров с другими государствами о правовой помощи по гражданским делам, в которых среди прочих регламентируются и вопросы взаимного исполнения. Другой важной группой международно-правовых источников является судебная практика международных органов правосудия, юрисдикция которых распространяется и на нашу страну, например Европейского суда по правам человека, Суда Евразийского экономического союза. Например, важно как источник Постановление Европейского суда по правам человека по делу "Бурдов против России" от 7 мая 2002 г. Мягкое право (soft law) как источник исполнительного права имеет существенное значение, поскольку его положения определяют собой основные направления гармонизации национального и международного исполнительного законодательства, приводят в результате к выработке общих стандартов организации профессии судебного исполнителя и принудительного исполнения. Основную роль в разработке мягкого права выполняет Международный союз судебных исполнителей, а также другие международные организации (в основном - Совет Европы). Среди таких источников следует особо обратить внимание на следующие: Рекомендацию N Rec (2003) 17 Комитета министров Совета Европы "О принудительном исполнении" вместе с Руководящими принципами принудительного исполнения; Рекомендации Совета Европы по принудительному исполнению: руководство по применению (Guide Lines on Enforcement CEPEJ 2009) <1>; -------------------------------- Все указанные документы носят обобщающий характер, поскольку в них (исходя из универсального статуса судебного исполнителя как лица, несущего публичную службу) определяются основные положения статуса судебного исполнителя с целью гармонизации национальных законодательств, упорядочения правоприменительной деятельности в сфере исполнительного производства для обеспечения юридической безопасности в обществе и экономике. Российские источники. В соответствии со ст. 3 ФЗИП законодательство РФ об исполнительном производстве основано на Конституции РФ и состоит из ФЗИП, ФЗСП и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. При этом закреплен приоритет ФЗИП перед другими федеральными законами, которые могут содержать правила исполнительного производства. Поэтому нормы федеральных законов, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, должны соответствовать ФЗИП. Основным источником права в нашей стране, как известно, является Конституция РФ, в которой есть целый ряд положений, относящихся в том числе и к сфере исполнительного производства. Например, согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ "никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда". Данная норма гарантирует права собственности как сторон исполнительного производства, так и иных лиц, которые находятся в сфере полномочий судебного пристава-исполнителя. Таким же образом гарантирует права участников исполнительного производства ст. 46 Конституции РФ, гарантирующая каждому судебную защиту прав и свобод человека и гражданина. Федеральный закон "Об исполнительном производстве" определяет порядок совершения исполнительных действий и деятельность всех участников данной сферы правовых отношений. Федеральный закон "О судебных приставах" определяет правовое положение, статус и полномочия судебных приставов и в целом полномочия и статус ФССП. К числу правовых актов, регулирующих порядок и условия осуществления исполнительного производства и совершения исполнительных действий, помимо ФЗИП и ФЗСП можно отнести следующие федеральные законы: 1. В ГПК отражен правовой регламент решения целого ряда вопросов, которые отнесены к ведению судов общей юрисдикции в исполнительном производстве. Так, в ГПК установлены случаи немедленного исполнения решения суда (ст. ст. 211, 212), раскрыты меры по обеспечению исполнения решения суда (ст. 213), специальный разд. VII "Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов" раскрывает основные правовые пути взаимодействия гражданского судопроизводства и исполнительного производства, например порядок выдачи исполнительного листа, его дубликата, поворот исполнения, процессуальный порядок рассмотрения жалоб на действия судебного пристава-исполнителя; определяет круг имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, и т.д. В гл. 45 и 47 ГПК раскрыт порядок производства по делам о признании и исполнении решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей) и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов. 2. В АПК урегулирован целый ряд вопросов, например общие правила исполнения решения арбитражного суда (ст. 182), индексация присужденных денежных сумм (ст. 183), исполнение определений арбитражного суда (ст. 187). В разд. VII АПК "Производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов" урегулированы основные вопросы исполнительного производства по судебным актам арбитражных судов. В § 2 гл. 30 регулируется приведение в исполнение решений третейских судов, а в гл. 31 - приведение в исполнение решений иностранных судов и арбитражей. 3. В БК урегулирован порядок исполнения судебных актов по передаче взыскателям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы России, поскольку исполнение судебных актов в отношении средств бюджетной системы Российской Федерации осуществляется с 1 января 2006 г. Министерством финансов РФ. 4. В ГК урегулированы порядок обращения взыскания на заложенное имущество и его реализации (ст. ст. 349 - 353), порядок проведения торгов (ст. ст. 447 - 449.1). Имеют непосредственное значение в исполнительном производстве нормы ГК о собственности, обязательствах (например, хранения, поручения, комиссии) и другие положения ГК, так или иначе связанные с совершением конкретных исполнительных действий, оценкой фактических обстоятельств в стадии исполнительного производства. В ходе реформы гражданского законодательства в ГК появились интересные положения процессуально-процедурного характера. В частности, согласно ст. 308.3 ГК "Защита прав кредитора по обязательству" суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (п. 1 ст. 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения. В цивилистической доктрине данную санкцию назвали судебной неустойкой <1>. Однако, хотя данная норма помещена в ГК, тем не менее по сфере своего применения относится к сфере процессуального и исполнительного производства, являясь аналогом известного института французского права l'astreinte <2>. Главным при характеристике отраслевой принадлежности правовой нормы является исследование вопроса, на регулирование каких отношений она направлена, и ответ здесь очевиден: ст. 308.3 ГК направлена на стимулирование должника в сфере исполнительного производства к скорейшему исполнению судебного акта. Важный блок ГК, который применяется в исполнительном производстве в сочетании с отдельными положениями Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в ред. от 15 апреля 2019 г.), Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. от 23 апреля 2018 г.) и других, - это нормы так называемого корпоративного права, используемые при исполнении исполнительных документов в отношении хозяйственных обществ и товариществ. 5. В СК урегулированы порядок исполнения решений судов по делам, связанным с воспитанием детей (ст. 79), о взыскании алиментов (разд. V) и другие нормы СК, так или иначе связанные с осуществлением исполнительных действий. 6. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" регулирует вопросы обращения взыскания на заложенное имущество в судебном и внесудебном порядке. 7. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11 февраля 1993 г. N 4462-1) в гл. XVI и XVI.1 содержат правовое регулирование совершения нотариусом исполнительной надписи как исполнительного документа. 8. В ТК отражены вопросы обращения к исполнению решений по трудовым спорам (ст. ст. 389, 396). 9. Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" регулирует вопросы порядка приведения в исполнение арбитражных решений (гл. 8), а Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" - приведение в исполнение решений международных коммерческих арбитражей (разд. VIII). При этом следует иметь в виду, что данные Законы применяются в этой части одновременно с § 2 гл. 30, гл. 31 АПК и гл. 45, 47 ГПК. Данный перечень круга источников исполнительного законодательства не носит исчерпывающего характера, иные федеральные законы также могут содержать нормы исполнительного законодательства (например, УК в части уголовной ответственности должностных лиц и граждан за уголовные преступления в данной сфере). Подзаконные акты. В соответствии с ч. 3 ст. 3 ФЗИП на основании и во исполнение ФЗИП Президент РФ и Правительство РФ принимают нормативные правовые акты по вопросам обеспечения исполнительного производства. Например, Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" и Постановление Правительства РФ от 31 июля 2008 г. N 579 "О бланках исполнительных листов". В качестве источников исполнительного законодательства Закон не называет акты федеральных органов исполнительной власти. Однако для решения целого ряда процедурных вопросов исполнительного производства и порядка применения ФЗИП такого рода акты полезны, и они издаются в основном ФССП, например Методические рекомендации по порядку взыскания исполнительского сбора, утвержденные ФССП 23 декабря 2010 г. N 01-8. Судебная практика. Из судебной практики определяющее значение имеют судебные акты Конституционного Суда РФ, например: от 30 июля 2001 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 ФЗ "Об исполнительном производстве", которое разрешило ряд спорных вопросов взимания исполнительского сбора; от 14 мая 2003 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности п. 2 ст. 14 Федерального закона "О судебных приставах" в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа"; от 14 июля 2005 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов о федеральном бюджете на 2003, 2004 и 2005 гг. и постановления Правительства РФ "О порядке исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти" в связи с жалобами граждан Э.Д. Жуховицкого, И.Г. Пойма, А.В. Понятовского, А.Е. Чеславского и ОАО "Хабаровскэнерго"; от 12 июля 2007 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности положения абзаца третьего части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.В. Безменова и Н.В. Калабуна"; от 10 марта 2016 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 21, части 2 статьи 22 и части 4 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с жалобой гражданина М.Л. Ростовцева". Задание: прочитайте внимательно лекционный материал, составьте схему «Источники исполнительного производства в Российской Федерации»
«Понятие, предмет, источники исполнительного производства» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot