Понятие политического режима; типология политических режимов
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ПРИЛОЖЕНИЕ
к методическим материалам
по теме 5 «Политический режим»
Учебные вопросы, подлежащие рассмотрению:
1. Понятие политического режима.
2. Типология политических режимов.
3. Пути установления различных политических режимов в России.
4. Социально-экономические, политические и культурные предпосылки формирования тоталитарных режимов.
Введение
Политический режим представляет собой такое понятие, которое следует изучать в двух аспектах. Во-первых, политический режим представляет собой феномен, который оказывает влияние на все области жизни общества и государства. Во-вторых, политический режим является феноменом, который обязан своими особенностями воздействию различных факторов, соединивший в себе специфику разнообразных сфер жизни общества и государства. Необходимо отметить, что российский политический режим не является исключением из правила. Рассмотрим, какие же именно факторы оказывают воздействие на формирование политического режима. Отметим, что среди таких факторов имеет место психологический, идеологический, исторический и другие. Изучение факторов оказывающих влияние на формирование политического режима начнем с психологической основы отношений его субъектов. Исследователь Э. Фромм в качестве психологического базиса политического режима выделяет стремления человека, составляющие двустороннюю основу авторитарного режима. Одни из таких стремлений заключается в подчинении, желание быть управляемыми, избавлении от бремени свободы и ответственности за принятие решений, в желании стать частью единого целого. Тогда как в другие стремления заключаются в желании управлять. И, несмотря на то, что при поверхностном рассмотрении данные стремления представляются противоположными, однако обе эти тенденции проистекают от одной причины - неспособности выносить изоляцию и слабость собственной личности. Относительно демократического режима данный исследователь утверждает, что в условиях демократии человек добился признания своих прав и свобод таких как: свобода вероисповедания, совести, слова и других. Вместе с тем непосредственно сама свобода человека отсутствует. Относительно формирования политического режима в России можно отметить, что в данном процессе не сформировалась каких-либо новых психологических факторов, лежащих в основе политического режима существенно отличающихся от изученных нами ранее. Следовательно, можно сделать вывод о том, что психологический диалог между гражданином и государством является единообразным. Это означает, что от того насколько государство позволяет быть своим гражданам свободными зависит степень пользования этой свободой гражданами, равно как и наоборот - сколько граждане смогут взять свободы в ходе общения с государством, настолько государство будет вынуждено давать эту свободу. В настоящее время в данном аспекте в нашей стране можно отметить существование некоего вакуума между управляемыми и управляющими. По мнению исследователя С.Н. Пшизовой такой вакуум заполнен поведенческими стереотипами и историческими традициями и мифами, складывающимися в определенную политическую символику.
1. Понятие политического режима.
• Системный подход (Дэвид Истон)
• Политическая система – это механизм функционирования власти, погруженный в среду общественных отношений и подверженной воздействию со стороны.
• Чтобы выжить система должна иметь способность реагировать на требования (вход).
• Принимая решения относительно распределения ресурсов, система обеспечивает определенные политические действия (выход).
• Структурно-функциональный подход (Габриэль Алмонд)
• Политическая система – это совокупностью элементов, выполняющих определенный функции.
• Три основные функции: взаимодействие с внешней средой, сохранение и адаптация системы, функция взаимосвязи внутри самой системы.
• Недостаточное выполнение третьей функции приводит к неспособности политических институтов эффективно выполнять первую и вторую функции.
• Коммуникативный подход (Карл Дойч)
- Система – это совокупность усилий людей, направленных на достижение поставленной цели.
- Формулировка целей и их корректировка осуществляются системой на основе информации о положении общества, его отношении к данным целям, о результатах, полученных к этому моменту.
- Эффективность действия системы зависит от передачи информации и механизма подачи команд.
1. Структура политической системы.
Политическая система — это универсальная управляющая и регулирующая система, обеспечивающая единство функционирования всех других подсистем общества на основе использования государственной власти.
2. Типология политических режимов.
Признаки политических режимов.
Демократический режим:
Тоталитарный режим:
Авторитарный режим:
3. Пути установления различных политических режимов в России.
Необходимо подчеркнуть, что демократия может быть построена только в условиях соответствующего правового поля. Конституция РФ, принятая всеобщим голосованием 12 декабря 1993 года, провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Также Основным законом гарантированы политические свободы, в том числе свобода слова, совести, собраний, организаций и т.д. Никакая идеология, никакая религия не могут быть признаны в качестве государственных. Таким образом, Конституция РФ по своему содержанию ничуть не уступает конституциям стран развитой демократии и уже хотя бы в этом смысле, как показывает практика, создает благоприятную среду для построения гражданского общества и развития демократических институтов.
Тем не менее, на протяжении существования СССР строго противопоставлялись коммунистическая и капиталистическая модели развития. Западная демократия подвергалась острой критике, но в 1990-е именно ее, по сути, одномоментно попытались внедрить в политическую практику и общественное сознание. Следовательно, современная Россия пришла к демократии не эволюционным путем, который предполагает плавное и безболезненное внесение изменений в систему, а скорее резким, в некоторой степени революционным. Однако ни политическая сфера, ни общественность не были в состоянии среагировать в полной мере на кардинальные изменения. Именно поэтому в российских условиях сложился уникальный симбиоз советской модели и новой демократической реальности. Реформы в 1990-ые гг. совпали с резким ухудшением уровня жизни граждан, что породило в широких общественных кругах точку зрения о невозможности реализации на российской почве демократических идей. 2000-ые гг. стали временем экономической и политической стабильности. Демократическая политическая культура в нашей стране окрепла. При этом в ней закрепился ряд специфических черт. Согласно социологическим опросам, в 2008 году в России сильное государство и авторитетный глава страны ценились выше, чем соблюдение гражданских прав и свобод.
По состоянию на 2020 год, свыше 70% россиян по-прежнему готовы пожертвовать своими правами, ради наведения порядка в стране, сильным лидерам. Подобное мнение, отличное от западного, на наш взгляд, объясняется особенностями исторического развития государства и менталитетом российского общества. До сих пор не решены проблемы, которые объективно назрели еще в последние годы существования Советского Союза. Например, разрыв между политической элитой и обществом в целом. Также в условиях капитализма и демократии должен снизиться уровень участия государства в общественной жизни. Однако в массовом сознании россиян до сих пор велики иждивенческие настроения - мы рассчитываем, что государство обеспечит нас бесплатным качественным образованием, предоставит рабочие места исходя из наших предпочтений, даст бесплатную медицинскую страховку, жильё и т.п., но при этом, такие блага, исходящие от государства, трудно себе представить в странах развитой демократии (Западная Европа, США). Серьезно тормозит процесс трансформации политического режима РФ тот факт, что после распада Советского Союза и создания Российской Федерации не произошло существенного обновления состава политической элиты. Основу политической элиты России по-прежнему составляет финансовая олигархия, «сырьевики» и представители силовых структур. В то же время можно отметить и позитивные черты российской демократии - ее адекватность и реальное соответствие интересам большинства. Уже сегодня существует ряд общественно-политических организаций, активно и конструктивно сотрудничающих с государством по общественно значимым вопросам. К таким гражданским организациям, активно оказывающим влияние на политическую сферу, можно причислить, например, Общероссийский народный фронт. При этом стоит обратить внимание на то, что согласно данным Левада-центра в 2015 году, о деятельности ОНФ 45% респондентов услышало впервые в ходе самого опроса. Данная статистика свидетельствует о том, что для России актуальной остается проблема политической пассивности населения. На наш взгляд, в преодолении пассивности населения весомая роль должна принадлежать политическим партиям и парламенту.
Безграничное политическое превосходство «Единой России» в нескольких последних избирательных кампаниях, вполне возможно, оттолкнуло часть электората от участия в выборах. Вероятно, эту ситуацию может изменить упрощение требований к образованию политических партий, что дает большую возможность политической инициативы для граждан, придерживающихся оппозиционных взглядов. Современный российский политический режим различные исследователи рассматривают с точки зрения двух противоположных позиций, которые сходятся друг с другом в признании гибридных форм существующей российской политической системы. Первая позиция отталкивается от демократической традиции и указывает на существующие дефекты российского режима, которые отличают его от либеральной демократии. Данная позиция заложила основу для влиятельной традиции оценки российского режима в терминах «демократии с прилагательными». Вторая точка зрения исходит от противоположного тезиса, признавая современный российский политический режим в качестве авторитарного, но включающего в себя некоторые демократические институты, что отличает его от классических форм авторитаризма.
Не трудно заметить, что в рамках обеих позиций российский режим рассматривается как «смешанный», интегрирующий в себя как демократические, так и авторитарные характеристики. В российской политической науке одним из первых, кто попытался систематизировать специфические черты посткоммунистического режима на примере России, был профессор И. М. Клямкин. По его мнению, главная особенность режима, который автор обозначает как «посткоммунистическая демократия», заключается в том, «что представительные парламентские органы возникают и начинают действовать при отсутствии современной рыночной экономики и гражданского общества. В этих условиях в обществе господствуют потребительские интересы и крайне слабо выражены интересы производственные. Своеобразие политического режима в России заставили политологов вернуться к осмыслению самого понятия «демократия» и из всего многообразия определений этому явлению выбрать адекватную постсоветским реалиям дефиницию.
Наиболее четко эта проблема была поставлена американским политологом Л. Даймондом. Л. Даймонд отмечает, что спецификой постсоветских режимов является их промежуточное положение. Л. Даймонд при анализе постсоветских режимов предлагает использовать типологию, включающую в себя три разновидности демократии. «Псевдодемократия» - это режим, минимально продвинувшийся от авторитаризма. Более зрелая стадия - «электоральная демократия». Наконец, консолидация демократии, означающая расширение массовых гражданских свобод и усвоение демократических ценностей на уровне политической культуры населения, позволяет отнести режим к типу «либеральной демократии». В российской политической науке одной из самых развернутых и обоснованных концепций сущности переходного режима в России можно признать теорию «режима-гибрида», выдвинутую Л. Ф. Шевцовой. Ее концепция исходит из того, что в России произошла трансформация в результате внутренней эволюции коммунизма, адаптировавшегося к новым условиям, и потому посткоммунистический режим соединяет противоположные тенденции в их переплетении: авторитаризм, демократизм, олигархические элементы. Гибридность системы оставляет некоторую возможность внутрисистемного реформирования и даже смены режимов по мере исчерпания одного из них, что, конечно, продляет ей жизнь.
Затрагивая проблематику типологии переходных режимов, Л. Ф. Шевцова обращает внимание на то, что российский опыт, как и опыт некоторых других стран постсоветского пространства, не позволяет в полной мере отнести их к уже разработанным классификациям. Среди них как наиболее похожие на постсоветские режимы она выделяет типы «делегативной демократии» и «бюрократически-авторитарного государства», разработанные Г. О`Доннеллом на примере стран Латинской Америки. К похожим выводам пришел и американский политолог Р. Саква, который утверждает, что современный российский режим имеет гибридные формы. Он отмечает, что этот режим нельзя назвать полномасштабным авторитаризмом, скорее, это синкретическая помесь авторитарных, корпоративистских, либеральных и демократических элементов, которую можно определить как авторитарную демократию. Определение Р. Саквы российского режима как «авторитарной демократии» стремится отразить гибридность и противоречивость возникающей системы власти. Как замечает американский политолог, ответом на некомпетентность правительства и слабость социальной базы демократии в России стало усиление авторитаризма, выступавшего не в качестве прямого противовеса демократии, а в качестве ее дополнения.
Таким образом, возникла своеобразная гибридная форма политического режима, авторитарная по своим врожденным склонностям и практическим действиям, но, тем не менее, открывающая простор для развития демократических норм и обычаев. Между тем в политологическом сообществе все больше ученых стали указывать на настоятельную необходимость разработки новой типологии политических режимов, адекватной современной политической реальности постсоветского мира. Если суммировать все вышеприведенные концепты, то основные современные политические режимы можно свести к двум чистым типам (либеральная демократия и закрытый авторитаризм) и двум гибридным (дефектная демократия и конкурентный авторитаризм). Очевидно, что для градации и более четкого различия одного типа от другого необходим более рельефный набор критериев.
4. Социально-экономические, политические и культурные предпосылки формирования тоталитарных режимов.
Тоталитарный режим - крайнее проявление авторитарного режима, при котором государство стремится к установлению абсолютного контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества, используя при этом принудительные средства воздействия.
Тоталитаризм возник в XX веке и был исследован в трудах Ханны Арендт «Истоки тоталитаризма» (1951), Карла Фридриха и Збигнева Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956). Фридрих и Бжезинский выделили 6 признаков тоталитаризма:
1) одна единственно верная идеология (в случае СССР - коммунизм);
2) одна партия во главе с харизматическим лидером;
3) партийный контроль над СМИ;
4) партийный контроль над вооруженными силами;
5) массовый террор;
6) централизованное бюрократическое управление экономикой.
Предпосылки формирования тоталитарного политического режима в СССР.
В качестве основных факторов, способствовавших формированию тоталитарного режима в нашей стране, можно выделить экономические, политические и социокультурные. Экономические:
1) исторически сложилось так, что значительная часть экономики принадлежит государству, велика доля государственного капитализма. Из этого вытекает широкое вмешательство государства в экономику и жесткий контроль сверху. Отсутствовало фритредерство;
2) форсированное экономическое развитие вело к ужесточению политического режима в стране. Выбор форсированной стратегии предполагал резкое ослабление товарно-денежных механизмов регулирования экономики при абсолютном преобладании административно-хозяйственной системы.
Политические:
1) отсутствие демократических традиций. Становлению тоталитарного режима благоприятствовал особый тип политической культуры – подданнический тип. Пренебрежительное отношение к закону сочетается с покорностью населения власти, насильственным характером власти, отсутствием легальной оппозиции, идеализацией населения главы власти;
2) изменения в составе партии (наплыв в нее мелкобуржуазных элементов и низкий образовательный уровень коммунистов);
3) усиление органов исполнительной власти и укрепление силовых структур государства.
Социокультурные:
1) революция произошла в среднеразвитой стране, где большинство населения составляло крестьянство. Пополнение рабочего класса шло за счет выходцев из крестьян. Таким рабочим была свойственна мелкобуржуазная идеология, «тоска» по сильной личности;
2) низкий уровень общеобразовательной и политической культуры населения, а также материального благосостояния общества;
3) СССР долгое время развивался в экстремальных условиях капиталистического окружения. В общественном сознании стал утверждаться «образ врага». В этой обстановке требовалась крайняя мобилизация, что исключало какие-либо демократические начала;
4) Развитие коммуникаций, а именно связи – усовершенствование телефонной связи, радио, появление телевидения - способствовали «насаждению» идеологии;
5) личные качества И.Сталина.
Этапы:
1) Октябрь 1917-1929 - предтоталитарный режим, складывается тоталитарная система, накопление опыта террора.
2) 1929-1953. апогей - 2 пол. 30-х, потом перерыв на войну и пик; январь 1934 г. – XVII съезд ВКП (б) – «съезд победителей», 1929 г. – формирование культа личности, связано с юбилеем Сталина, мощный репрессивный аппарат – показатель зрелости тоталитаризма.
3) 1953-1991 - стагнация и крушение.
Периодизация и этапы становления (кто-то 3, кто-то 4) – 4:
1. 17/21 – накопление элементов тоталитарного режима, его становление;
2. 1-ая пол. 30-х гг. – утверждение тоталитарного режима;
3. 2-ая пол. 30-х гг. – апогей
4. с 1945 – развитие по нисходящей – кризисы.
К нач. 20-х гг. – 1 партийная система. («из партии сделать орден Меченосцев» - Сталин). Передача властных функций от советов к партийным органам. В марте 1921 на Х съезде – резолюция о единстве партии. С 1923 – платформа 46, 1925/26 новая оппозиция – Каменев, Зиновьев, Крупская, Сокольников (нарком финансов) – вопрос о снятии Сталина с поста генсека. Затем августовский блок, кот-ый объединил все оппозиционные силы (Троцкий + Зиновьев) – проект платформы большевиков-ленинцев: Положение в партии: нарушение партийной демократии, коллективного рук-ва и демократического централизма: Полбюро ЦК отправляет свои доклады и решения нижестоящим органам + отсутствие в партии дискуссий(раньше журнал «Известия ЦК») + верхушка захватывает власть – Сталин – система централизма. + Троцкий в работе «Новый курс» - назвал его термидором с бюрократическим центризмом и выступил против НЭПа, развития кооперации, за усление позиции рабочего класса и приоритет тяжелой промышленности.
В окт. 1927 Троцкого с Зиновьевым исключили из ЦК, затем из партии. ХV съезд партии (нояб. 1927.) – оппозиция – отдельным вопросом, как меньшевистская. Из партии 100 человек, Троцкий в Алма-Ату, оппозиционеры каялись, но были и упорные (Христиан Раковский) – считались левыми за определенный максимализм. В их разгроме прняли деятельное участие Бухарин, Рыков (глава СНК), Томский (глава профсоюзов), НО Сталин не хотел иметь рядом с собой сильные фигуры и встав на левые позиции обозвал их всех «правой оппозицией». В 1929 году из политбюро исключен Бухарин + не редактор Правды, в 30-ые гг. правые каялись и просились обратно на ответственные посты, в партию их вернули но по мелочи, затем станут жертвами репрессий
С осени 1929 года партия стала единой, оставались лишь подпольные группы.
Формирование идеологии чрез монополию в печати – Труды Ленина (3 собрания сочинений) + Сталин, спецучреждения для создания идеологии - Истпарт, Красная профессура (Бухарин), Политпросвет (Крупская) – пропаганда + институт Марксизма-Ленинизма, НО только в армии и в городе. Нет тотального господства марксизма.
Партия едина – нужен вождь – в 1926 году Дзержинский в письме к Куйбышеву – Сталин «похорнщик революции», но во второй половине 20-х не обладает всей полнотой власти. Впервые назван вождем на свое 50-летие 21 декабря 1929 года. В 20-ые гг. большое кол-во общественных организаций (во второй половине 20-х около 5 тыс.) комсомол, профсоюзы + общества долой неграмотность, борьбы с алкоголизмом и др.
В плане террора – в годы ГВ формирование институтов тоталитаризма: диктатуры пролетариата + репрессивные органы, однако в годы НЭПа некое смягчение и упорядочивание, создание ОГПУ, к ним относятся ряд лагерей (СЛОН – у нас на Вишере - филиал). Репрессии с 27 года на хлебозаготовках, против белогвардейцев – после убийства полпреда Волкова (или Войкова?) и Шахтинское дело (Донбасс) – 53 человека, 5 приговорены к расстрелу. Постепенно – складывание социалистической экономики, НО деревня единоличная и сохранение частного сектора.
В ЦЕЛОМ – к концу 20-х гг. складывается только ряд элементов тоталитаризма, других еще нет или в зачаточном состоянии.
1930 - фактически идёт негласная реорганизация органов власти:
• усиление исполнительных веток власти. Создаётся комиссия по исполнению при СНК: глава партии - Сталин, глава правительства – Молотов. Все органы подчиняются Сталину. Сталин - в составе Совета труда и обороны => слияние партийной и государственной верхушки.
• Кадровые перемены - потенциально неблагонадежные убраны, пришли преданные Сталину.
• В составлении номенклатурных списков участвуют партийные инстанции, формируя органы власти.
• Фактическая роль Советов - «приводные ремни» правящей партии. Лозунг «Советы - проводники генеральной линии партии», сформулирован на объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) в декабре 1930.
Совершается крутой поворот - слияние партии и советов с приоритетом партии. Госплан переходит к жёсткому директивному планированию. 1929 – превращение синдикатов в главки и передача им управления промышленностью, 1931 – 1932 – разукрупление главков и выделение промышленных наркоматов. 1932, январь - постановление ЦИК о перестройке управления промышленностью. Вместо ВСНХ - 3 наркомата тяжелой, лёгкой и лесной промышленности. К 1940 2 наркомата, для координации деятельности которых в 1937 создается Экономический Совет. После XVII съезда партии (1934) партии, органы берут на себя задачи организации и управления производством.
Профсоюзы лишаются права регулирования трудовых отношений и оплаты труда.
1930-1934 - массовые закрытия общественных организаций (кроме идеологических) - напр. Общество бывших политкаторжан, старых большевиков. Партия берёт под контроль худ. творчество. Резолюция 1925 "О политике партии в области худ. лит-ры" - разделение на враждебных, попутчиков (этих перевоспитать) и пролетарских. Создаются контролируемые партией Союзы художников, писателей и др. Агитпроп ЦК - отвечал за культуру как идеологич. средство. Церковь полностью под контролем государства. С постановления ВЦИК 1929 без ведома власти нельзя предпринимать никаких действий. Массовое закрытие церквей. С 1930 - полный контроль над печатью.
1933, январь - Пленум ЦК: решение о создании политотделов МТС - партконтроль над деревней.
На XVII съезде фев.1934 - вопросы партийного, и советского строительства. Сталин: "Смысл - перестройка рычагов пролетарской диктатуры".
Новое название партячеек - парторганизации - перестраивались по производственному принципу - идея контроля за коллективами. Еще ранее были внедрены сексоты => двойной контроль: по линии коллектива и государственных организаций.
Контрольные органы. Рабкрин (рабоче-крест. инспекция) переходит в Комиссию советского контроля при Совнаркоме, теряя самостоятельность. ЦКК (цетр. контр. комиссия) ликвидируется => Создается комиссия партийного контроля при ЦК. Контрольные органы поглощаются теми органами, которые они должны контролировать. Профсоюзам передаются функции Рабкрина.
1934, лето - реорганизация органов госбезопасности. ОГПУ => НКВД. Структура НКВД: 1)ГУГБ (бывш. ОГПУ, гл. управление гос. безоп.) - пограничное и внутр. охранное ведомство; 2)ГУЛАГ (ГУЛ и ТП - гос. упр. лагерей и трудовых поселений), его главн. функция - гос. безопасность и револ. правопорядок, охрана социал. собственности. НКВД - статус союзного республиканского наркомата. 10 июля 1934 образовано ОСО (особое совещание) - решение вопросов по репрессивным делам во внесудебном порядке.
1 декабря выходит особое постановление Президиума ЦК о действиях в случае совершения терактов: 1) следствие ведётся ускоренно - 10 дней, 2) исполнение приговоров не задерживается, апелляции не принимаются, 3) приговоры приводятся в исполнение немедленно.
Контроль партии над обществом осуществляется через парторганизации (по произв. признаку) и политотделы (по терр. признаку), профсоюзные организации - через Рабкрин. Комсомол восстанавливает «Летучие отряды», занимающиеся выявлением кулаков. Политотделы МТС - партийный контроль над деревней. Репрессивная система складывается окончательно.
Политические репрессии.
В начале 1930-х за критические высказывания в адрес Сталина были исключены из партии (впоследствии репрессированы) группы Сырцова-Ломинадзе, Смирнова-Толмачева-Эйсмонта.
1932 «Союз марксистов-ленинцев» во главе с Рютиным подготовил обращение «Ко всем членам ВКП(б)!», обвинявшее Сталина в создании режима личной диктатуры и дискредитации ленинизма. Разгромлена осенью 1932, Рютин был казнен в тюрьме в 1937. За хранение рютинского обращения были вторично исключены из партии Зиновьев и Каменев.
В 1933 г. в партии прошла массовая чистка, цель: изгнание всех недовольных и критически настроенных. Исключение из партии означало скорый арест. По мнению ряда современных историков, репрессивная политика на данном периоде преследовала три главные цели:
1) подавление в зародыше ведомственных, местнических, сепаратистских, клановых, оппозиционных настроений, обеспечение безусловной власти центра над периферией;
2) снятие социальной напряженности путем выявления и наказания врагов;
3) усиление личности самого Сталина.
Выделяют две волны репрессий:
1. Конец 20-х – начало 30-х.;
2. После убийства Кирова 1 декабря 1934
Первая волна. Жертвы: кулаки, старая интеллигенция, оппозиция. Приговоры были менее жестокими.
1928 - Шахтинское дело: процесс над группой инженеров и техников, обвиненных во вредительстве, 11 обвиняемых, 5 приговорены к расстрелу, 6 – к длительным срокам лишения свободы.
1930 - процесс «Промпартии» (уральского инженерного центра), обвиняли не только во вредительстве, но и в шпионаже. Дело трудовой крестьянской партии (Кондратьев).
1931 - дело «Союзного бюро меньшевиков».
Вторая волна. Общая черта – подробнейшие признания подсудимых с целью сохранить себе жизнь
1934, середина декабря – Ленинградское дело, обвинён Николаев (убийца Кирова) и его окружение. Сталин: указ искать убийцу среди зиновьевцев (удар по оппозиции). По делу проходило 77 человек.
1935, январь - процесс Московского центра. Зиновьев (10 лет) и Каменев (5 лет) - за убийство Кирова и попытку теракта в Москве. Кремлёвское дело - по обвинению ряда лиц в создании контрреволюционных террористических групп и подготовке покушения на И.В. Сталина. По делу привлечено 29 человек — служащие правительственной библиотеки и комендатуры Кремля. Все обвиняемые приговорены к различным срокам тюремного заключения.
1936, август - процесс "Антисоветского объединённого троцкистско-зиновьевского террорист. центра". 16 чел: Зиновьев, Каменев, Смирнов, Мрачковский, Троцкий и др. Обвинения: заговор с целью убийства Сталина и захвата власти. По постановлению 1 дек. все 16 расстреляны.
После Ленинградского дела разосланы письма на места: посмотреть окружение, ряды партии на предмет троцкистов и зиновьинцев. На местах началось соревнование: кто больше арестует «врагов». Пошла волна =>Большой террор 1937-1938.
1937, январь – процесс над «Параллельным антисоветским троцкистским центром», судили 17 человек, среди них Пятаков, Радек, Сокольников. Обвинения: в терроризме, вредительстве, шпионаже.
1938, март – дело правотроцкистского антисоветского блока. Судили 21 человек, среди них Бухарин, Рыков, Раковский, Ягода (нарком внутренних дел), Крестинский (отказался признать себя виновным) и кремлевские врачи. Обвинения: в убийстве Кирова, Куйбышева, Горького, подготовка убийства Сталина. Бухарина обвинили в причастности к покушению Ф. Каплан на Ленина. Обвиняемые были расстреляны.
1937-1939 – репрессии против Красной Армии. 1937 - в результате провокации сфабриковано дело о заговоре ведущих советских военачальников против Сталина. Арестовали Тухачевского, Уборевич, Якира; приговорены к смерти. 1938-1939 – Буденный, Блюхер, Егоров. 1937-1938 были репрессированы все командующие войсками, члены военных советов и начальники политуправлений военных округов, все командиры корпусов, большинство командиров и политработников бригад и дивизий, примерно половина командиров и треть комиссаров полков.
Массовые репрессии закончились к середине ноября 1938, по данным НКВД за 1,5 года массовых репрессий 1,7 млн. человек арестовано, 700 тыс. приговорено к расстрелу. К сер. 30-х. в СССР сложилась система тоталитаризма. У власти находилась единственная партия - ВКП(б), была уничтожена оппозиция, произошло полное сращивание партийного и государственного аппарата, созданы массовые общественные организации, с помощью которых партия обеспечивала контроль над обществом.
Литература
1. Горелов А. А.. Политология в вопросах и ответах : учебное пособие. М.: Эксмо. 256 с.
2. Гаджиев К.С. Политология.М.: Логос, 2001. 488 с.
3. Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М.: Высшая школа, 1995. 271 с.
4. Мухаев Р.Т. Политология. М.: «ПРИОР», 2000. 400 с.