Понятие о содержании образования. Содержание учебных предметов. Основные формы научных знаний
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 4.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
План: 1. Понятие о содержании образования.
2. Содержание учебных предметов.
3. Основные формы научных знаний.
4. Стандарт начального образования.
1. Понятие о содержании образования.
И.Я.Лернер и М.Н. Скаткин раскрыли понятие содержания образования с
культурологических позиций, то есть с передачей элементов культуры от
одного поколения к другому. Культура, с педагогической точки зрения, - это
совокупность процессов материальной и духовной деятельности людей,
обусловленных историческими и социальными факторами в развитии.
Усвоение культуры общества представляет собой специально
организованный целенаправленный процесс, обеспечивающий
подрастающему поколению возможность овладения отдельными сторонами
человеческого бытия: науки, искусства, труда, морали и т.д. Смысл обучения
состоит в том, чтобы подготовить человека к жизни в данном обществе и
обеспечить сохранение и дальнейшее развитие культуры. Но так как
материальная культура, чтобы быть усвоенной, должна быть выражена: а) в
знаниях о ней, б) в способах деятельности, в) должна предполагать систему
отношений и г) иметь направленность к ее развитию, то в этом случае
культура представляет собой социальный опыт, накопленный обществом,
который подлежит воспроизведению его в опыте новых поколений.
Каждый из отмеченных видов социального опыта представляет собой
специфический вид содержания образования:
1. Система знаний о природе, обществе, технике, мышлении, способах
деятельности.
2. Система общих интеллектуальных и практических навыков и умений.
3. Опыт творческой поисковой деятельности.
4. Опыт эмоционально-волевого, ценностного отношения к миру.
Каждый вид содержания выполняет свою специфическую, не
подменяемую другими функцию в формировании личности.
Предшествующие виды могут существовать отдельно от последующих, хотя
каждый последующий невозможен без предшествующих: можно знать, но не
уметь; можно знать, уметь выполнять известные способы деятельности, но не
быть подготовленным к творчеству; можно знать, уметь творить при разном
отношении к этой деятельности. Все виды содержания образования
взаимообусловлены. Их взаимосвязь выражается еще и в том, что усвоение
каждого влияет на уровень и качество усвоения других.
28
Таким образом, образование - это сторона воспитания, которая состоит в
овладении системы научных и культурных ценностей, накопленных
человечеством; это процесс и результат усвоения систематизированных
элементов культуры. Содержание образования является педагогической
моделью социального заказа и выступает как содержательная сторона
обучения в единстве с его процессуальной стороной. Обучение - есть процесс
образования, направленный на усвоение определенных сторон социального
опыта, накопленного человечеством; осуществляется через специально
организованную познавательную деятельность (преподавание и учение);
формирует у обучаемых уровень образования и воспитания.
Основанием для отбора содержания школьного образования служат
принципы, определяющие подход к его конструированию, и критерии,
выступающие в качестве определения конкретного содержания учебного
материала в учебных предметах.
В.В.Краевский обосновал следующие принципы конструирования
содержания образования:
1. Принцип соответствия содержания образования требованиям
современного общества.
2. Принцип учета содержательной и процессуальной сторон обучения.
3. Принцип структурного единства содержания образования на разных
уровнях его формирования.
Ю.К.Бабанский разработал общедидактическую систему критериев
отбора содержания школьного образования:
1. Критерий целостного отражения в содержании образования задач
формирования всесторонне развитой личности.
2. Критерий высокой научной и практической значимости содержания,
включаемого в основы наук.
3. Критерий соответствия сложности содержания реальным
возможностям школьников данного возраста.
4. Критерий соответствия объема содержания имеющемуся времени на
изучение данного предмета.
5. Критерий учета международного опыта построения содержания
среднего образования.
6. Критерий соответствия содержания имеющейся учебно-методической
и материальной базе современной школы.
Содержание образования - один из основных элементов в структуре
процесса обучения. Чтобы этот процесс осуществлялся успешно, каждый
учитель должен четко представлять, чему учить, какими знаниями,
навыками, умениями должны овладеть учащиеся по каждому предмету в
каждом классе. Содержание образования отражается в учебных планах,
программах, учебниках, дидактических материалах для самостоятельной
работы учащихся, наглядных пособиях. Учебные планы определяют, какие
предметы и в какой последовательности изучаются, сколько времени
выделяется на каждый из них в том или ином классе. Программы раскрывают
29
содержание учебного материала по каждому предмету и устанавливают
последовательность его изучения.
В школьном обучении учебные предметы представлены по циклам: а)
гуманитарный, б) естественно-математический, в) художественно-
эстетический, г) производственно-трудовой, д) физкультурно-
оздоровительный.
2. Содержание учебных предметов.
Что такое знания? Каковы взаимосвязи между науками и
соответствующими учебными предметами? Каковы различия между ними?
Слово "наука" буквально означает "знания". Наука не простая
совокупность знаний о фактах и законах, а совокупность знаний,
приведенных в систему, где эти факты и законы связаны между собой
определенными отношениями и взаимно обусловливают друг друга. Наука
включает в себя фактические знания, полученные в результате наблюдения,
эксперимента; теоретические знания, являющиеся результатом обобщения
фактического материала (понятия, законы, принципы, гипотезы, идеи,
теории).
Учебные предметы представляют собой педагогически обоснованную
систему научных знаний и практических навыков и умений, воплощающих
основное содержание и методы определенной науки. Структура учебного
предмета имеет много общего со структурой соответствующей отрасли
знаний. Отличие учебного предмета от науки заключается в том, что в него
входят только основные положения той или иной отрасли знаний, доступные
для усвоения учащимися на определенной ступени обучения.
Кроме того, учебный предмет включает дидактические материалы,
помогающие учащимся овладевать комплексом навыков и умений,
необходимых для дальнейшего обучения. В этом плане обязательными для
каждого человека являются следующие категории навыков и умений:
практические, или трудовые, связанные с применением различных
инструментов, приборов, орудий труда; учебные (письмо, чтение,
вычислительные навыки и умения); мыслительные приемы или операции
(анализ и синтез, сравнение и обобщение, конкретизация и абстрагирование,
доказательство и опровержение); перцептивные действия (поиск, выявление
свойств или выделение признаков предметов и явлений). В целях
формирования у учащихся необходимого комплекса навыков и умений в
состав учебного предмета включает научно разработанные системы
упражнений, познавательных и практических заданий.
3. Основные формы научных знаний.
Содержание образования охватывает различные области знаний,
представленных в виде научных фактов, понятий, правил, теорий, законов,
терминов и т.д.
Научные факты, представления и понятия
30
Научные факты усваиваются на основе как непосредственного, так и
опосредованного восприятия предметов и явлений (во время чтения
учебника, устного изложения учителя, слушания музыки и т.п.).
Представления (конкретные) как чувственные образы предметов и
явлений формируются на основе непосредственного их восприятия.
Представления (общие) возникают в результате анализа эмпирических
материалов. Как конкретные, так и общие представления играют важную
роль в процессе обучения в начальных классах. Они служат важной опорой
для мыслительной деятельности - сравнения и обобщения, выделения общего
и существенного в предметах и явлениях окружающего мира.
Человек мыслит понятиями. Понятия - основная форма знаний. Понятия
отражают существенные, необходимые признаки и отношения предметов и
явлений. Если ощущение, восприятие, представление возникают в сознании
как чувственно-наглядные образы, то понятия отражают внутренние,
недоступные для органов чувств объективные свойства и признаки,
закономерные отношения между предметами и явлениями, благодаря чему
понятия характеризуют не отдельный предмет, а целый класс предметов,
объединяемых тем или иным признаком.
Логическую характеристику понятия составляют его содержание и
объем. Содержание понятия - это совокупность существенных признаков,
свойств и отношений предмета мысли, отраженных в понятии. Объем
понятия - это множество предметов, каждому из которых принадлежат
признаки, отраженные в содержании понятия.
Законы, закономерности и принципы
Закон определяется как необходимое, существенное, устойчивое,
повторяющееся отношение между явлениями объективной действительности.
Закон выражает существенную связь между предметами, составными
элементами данного предмета, между свойствами предметов и свойствами
внутри предмета. Различают законы функционирования, выражающие
существенную, необходимую связь между сосуществующими в пространстве
предметами и явлениями (закон всемирного тяготения, закон естественного
отбора), и законы развития, по которым общество закономерно развивается.
Но если в природе законы реализуются как стихийная сила в результате
объективного взаимодействия материальных тел, то в обществе социальные
законы проявляются как объективная тенденция сознательных человеческих
действий. При этом люди не создают сами социальные законы, а только
ограничивают или расширяют сферу их действия в соответствии со своими
потребностями и интересами. Сами же законы существую объективно,
независимо от сознания, как проявление необходимых, существенных
внутренних отношений между свойствами вещей или различными
тенденциями развития.
Закономерность означает, прежде всего, упорядоченность событий,
относительное постоянство основных детерминирующих факторов,
регулярность связей между определенными вещами. Закономерность
представляет совокупность проявления многих законов, выражает систему
31
существенных, необходимых всеобщих отношений, каждое из которых
представляет собой отдельный закон. Поскольку программы естественных и
гуманитарных предметов предусматривают изучение законов и
закономерностей, проявляющихся как в природе, так и в обществе, уяснение
сущности и специфики данных понятий приобретает особую значимость.
Теория и идея
Одной из важнейших форм знаний, усваиваемых в школе, является
теория. Теория - это система знаний, которая описывает и объясняет
совокупность явлений и сводит открытые в ней законы к обобщению. Теория
опирается на результаты, полученные в результате исследований. Результаты
упорядочиваются, сводятся в стройную систему, объединенную общей
идеей, уточняются на основе введенных в теорию абстракций, идеализаций,
принципов.
Познавать тот или иной объект учащиеся начинают с внешнего его
описания, фиксации его отдельных свойств, сторон. Затем, углубляясь в
объект, раскрывая законы, которым он подчиняется, учащиеся могут перейти
к объяснению его свойств, связать знания об отдельных его сторонах в
единую, целостную систему, т.е. использовать знания не только внутри
одного предмета, но свести знания в межпредметную систему.
Изучая какую-нибудь теорию как целостную систему знаний, учащиеся
должны четко различать элементы изучаемой системы и знать, что такое
научные факты, основные понятия, гипотезы, постулаты, следствия и
структурные связи между ними.
Переходить в практике от одних предметов к другим, создавая
мысленные формы будущих предметов, помогает идея. Идея - это высшая
форма познания внешнего мира, не только отражающая объект, но и
направленная на его преобразование. Этим идея отличается от других форм
мышления: понятия, теории, в которых отражен объект, но еще не выражен
способом практической реализации знания о нем. В содержание идеи входит
определение цели и способов практической деятельности человека.
Осуществляя идею, человек на основе теоретического отражения мира
создает то, чего раньше в готовом виде не было (машины, новые материалы,
произведения искусства), изменяет мир практическими действиями
(моделирование, конструирование). В идее предмет отражается идеальным,
т.е. не только таким, каким он является, но и каким должен стать.
Методы и правила
Метод (с греч. "методос" означает путь, способ познания) направлен на
достижение поставленной цели, способ практического или теоретического
действия человека, решение определенной задачи.
Особое место в учебном процессе занимают правила. Они широко
представлены в программах и учебниках по всем учебным предметам.
Правило понимают как положение, выражающее закономерность для той или
иной системы действий определенного процесса. Правило - руководство к
мнемоническим, перцептивным, мыслительным, физическим и учебным
действиям. Например, в математике - это правило нахождения наибольшего
32
общего делителя или наименьшего кратного нескольких чисел, правило
умножения чисел в столбик, в языке - правила орфографии и пунктуации и т.
Все эти правила называют дидактическими, т.е. такими, которые учащиеся
должны усвоить процессе обучения. Этические правила устанавливают
нормы поведения в обществе (например, правила для учащихся).
Определенный порядок устанавливают правила пользования
нагревательными приборами, инструментами и измерительными приборами
на уроках трудового обучения. В структуре учебного предмета правила
являются компонентами системы способов выполнения действий,
обогащающими и теорию и метод.
4. Стандарт начального образования.
Система образования в Российской Федерации представляет собой
совокупность взаимодействующих:
- преемственных образовательных программ и государственных
образовательных стандартов различного уровня и направленности;
- сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их
организационно-правовых форм, типов и видов;
- органов управления образованием и подведомственных им учреждений
и организаций.
Образовательная программа определяет содержание образования
определенных уровней и направленности. Образовательные программы
подразделяются на:
1) общеобразовательные (основные и дополнительные);
2) профессиональные (основные и дополнительные).
Общеобразовательные программы направлены на решение задач
формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в
обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения
профессиональных образовательных программ.
К общеобразовательным относятся программы:
1) дошкольного образования;
2) начального общего образования;
3) основного общего образования;
4) среднего (полного) образования.
Обязательный минимум содержания каждой основной
общеобразовательной программы устанавливается соответствующим
образовательным стандартом. В Российской Федерации установлены
государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и
национально-региональный компонент. В Государственном образовательном
стандарте определяется в обязательном порядке обязательный минимум
содержания основных образовательных программ, максимальный объем
учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки
выпускников.
Базисный учебный план средней общеобразовательной школы носит
рекомендательный характер для разработки региональных примерных и
33
рабочих учебных планов, является составной частью Государственного
стандарта в области школьного образования. В нем содержание образования
имеет деление на фундаментальное и технологическое. Фундаментальное
образование проявляется в большей степени в начальной и основной
общеобразовательной школе. В старших классах усиливается объем
технологической подготовки. Ее особенность состоит в том, что она
реализуется в своей допрофессиональной (общетрудовой) части.
В структуре учебного плана выделяются инвариантная (основная) часть,
обеспечивающая приобщение учащихся к общекультурным значимым
ценностям, и вариативная (дополнительная) часть, связанная с развитием
индивидуальных способностей учащихся.
Компоненты содержания образования.
В результате этого в учебном плане любой школы выделяются три
основных вида занятий:
- обязательные занятия, составляющие базовую часть общего среднего
образования;
- обязательные занятия по выбору;
- факультативные занятия.
На основе Базисного учебного плана создаются образцы учебных планов
начального, основного и среднего общего образования.
Для начального общего образования введен Государственный
образовательный стандарт "Начальное образование". Начальная школа
призвана обеспечить начальный этап становления личности, выявление и
целостное развитие способностей, формирование у школьников умения и
желания учиться. В начальной школе учащиеся приобретают необходимые
умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету,
овладевают элементами теоретического мышления, культурной речи и
поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Для
реализации этих задач в образовательной стандарте поставлены цели
воспитания личности ребенка на основе формирования учебной
деятельности, что существенным образом влияет на содержание обучения,
воспитания и развития младших школьников. Смена приоритетов в целях
начального образования меняет отношение между так называемыми
"основными" и "второстепенными" (изобразительная деятельность, музыка,
физическая культура и т.д.) предметами; создает основу для разработки
новых учебных предметов, более широко и полноценно реализующих задачи
развития личности, открывает широкие возможности для введения
обязательных занятий по выбору и факультативных занятий, занимающих
34
значительную долю учебного времени уже в начальных классах
общеобразовательной школы.
Стандарт начального образования призван обеспечить учащимся равные
возможности для получения образования, стимулировать достижения
каждым из них более высокого результата и на этой основе
индивидуализировать обучение. Являясь государственной нормой
образованности, стандарт отражает общественные цели воспитания и
учитывает индивидуальные возможности младших школьников.
Усилие внимания к воспитанию и развитию школьников определяют
ориентацию планируемых результатов не только на предметные знания и
умения, но и на такие важные для характеристики выпускника начальной
школы параметры, как учебная и речевая деятельность, культура поведения,
усвоение этических норм и др., в формировании которых каждый предмет
играет определенную роль.
Ориентация содержания образования на общечеловеческие ценности
обеспечивает реализацию задач гуманизации и гуманитаризации начального
образования. В связи с этим в стандарты введены требования, показывающие
уровень воспитанности и выпускника начальной школы.
Выполнение школьниками требований стандартов свидетельствует о
достижении ими необходимых знаний, умений и навыков и
сформированности ценностных отношений, обеспечивающих:
- адаптацию к окружающей природной и социальной среде,
формирование нового социального статуса - ученика, школьника;
- овладение разными видами деятельности (игровой, учебной, трудовой;
общение);
- формирование личностного отношения к окружающему, этических и
нравственных норм;
- определенный уровень общей эрудиции, характеризующий готовность к
дальнейшему обучению.
Таким образом, достигается формирование не только предметных знаний
и умений, но и качеств, соответствующих инвариантным базисным
компонентам деятельностной структуры личности: познавательной,
коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической и физической.
Для изучения в начальной школе выделяют следующие
общеобразовательные области: язык, математика, природа, человек,
общество. Построение стандартов по образовательным областям, а не по
конкретным учебным предметам открывает возможности для создания
разнообразных учебных планов с альтернативным набором предметов, а
также обеспечивает внутрипредметные и межпредметные связи.
Образовательный стандарт начальной школы разработан на двух
уровнях:
1. Базовый (инвариантный) уровень предъявления школой учебного
материала;
2. Требования к минимально необходимому уровню подготовки
учащихся.
35
Базовый (инвариантный) уровень предъявления учебного материала
раскрывает основное полное содержание образования, которое обязано
обеспечить любое учебное заведение для каждого ученика. Определить
минимально достаточных требований к подготовке выпускника начальной
школы открывает возможности для дифференциации обучения и устранения
противоречий между темпом предъявления учебного материала и
возможностями его усвоения каждым школьником. Первый уровень,
естественно, шире и глубже по сравнению со вторым, который, однако,
подтверждает готовность школьника к дальнейшему обучению.
++++
Первый подход обозначен в работе П.И Пидкасистого.: "Содержание образования - это опыт познавательной деятельности (знания); опыт репродуктивной деятельности (умения и навыки); опыт творческой деятельности (проблемные ситуации); опыт эмоционально-ценностных отношений "[117, с.217].
Более расширенное и уточненное толкование рассматриваемого понятия в рамках этого подхода дает В.С Леднев.: "Содержание образования это содержание триединого целостного процесса образования (становления) личности - усвоения опыта, воспитания и развития" [87, с.27]. При этом автор выделяет в опыте личности четыре пересекающиеся между собой группы компонентов:
1) "качества личности, инвариантные предметной специфике деятельности, т.е. соответствующие наиболее общей структуре деятельности (познавательная культура, направленность личности, трудовые качества, коммуникативная, эстетическая и физическая культура)"; 2) "опыт предметной деятельности, дифференцируемый по степени общности ее видов (общее и специальное образование, а также их "пересечение" - политехническое образование)";
3) "опыт личности, дифференцируемый по принципу теория - практика (знания и умения)";
4) "опыт личности, дифференцируемый по творческому признаку (репродуктивная и творческая деятельность)".[87, с.27]
Как аналог социального опыта рассматривает содержание образования И.Я. Лернер. При этом помимо знаний и навыков он включает опыт творческой деятельности и опыт эмоциональной жизни [88, с. 10].
Второй подход заключается в описании содержания образования через процесс обучения. Так, например, его представляет И.П. Подласый: "Содержание образования - это система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения"[122, с.295].
По сути эти два подхода не являются противоречивыми или взаимоисключающими. Рассмотрение содержания образования через структуру опыта личности является новым этапом в его изучении, теоретическим оформлением идеи о необходимости описания содержания образования в терминах изменения субъекта учения [2]. Оно отражает изменение ориентации системы образования, развитие личностно-ориентированного обучения.