Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2
Понятие о фонетической позиции. Основные
фонетические процессы
• Понятие о фонетической позиции (ФП). ФП гласных в современном русском языке по отношению к ударению, к месту в слове, к соседним согласным. Сильные и слабые ФП гласных в потоке речи. ФП согласных в современном русском языке по отношению к последующему согласному или гласному, по месту в слове. Сильные и слабые ФП согласных по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости, месту и способу образования, их обусловленность фонетическими закономерностями в области согласных.
• Позиционные чередования звуков.
• Понятие о фонетическом законе языка. Современные (синхронические) и исторические (диахронические) фонетические законы. Позиционные и комбинаторные фонетические законы в современном русском языке.
• Основные фонетические процессы в области гласных звуков современного русского языка: редукция количественная и качественная; аккомодация.
• Основные фонетические процессы в области согласных звуков современного русского языка: оглушение звонких шумных согласных в конце слова; ассимиляция, её типы и виды; диссимиляция; смягчение согласных перед гласными переднего ряда; диэреза и другие процессы.
Понятие о фонетической позиции (ФП). ФП гласных в современном русском языке по отношению к ударению, к месту в слове, к соседним согласным. Сильные и слабые ФП гласных в потоке речи. ФП согласных в современном русском языке по отношению к последующему согласному или гласному, по месту в слове. Сильные и слабые ФП согласных по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости, месту и способу образования, их обусловленность фонетическими закономерностями в области согласных. В речи звуки соседствуют друг с другом, находятся в определённом фонетическом окружении, т. е. занимают определённую фонетическую позицию.
Фонетическая позиция – это совокупность факторов, влияющих на реализацию звука в потоке речи; иначе: условия употребления звука в речи.
Позиция наименьшей фонетической обусловленности реализации звука в потоке речи называется сильной, в отличие от других позиций, которые являются слабыми.
Рассмотрим фонетические позиции для гласных звуков: 1) по отношению к ударению; 2) по отношению к месту в слове; 3) по отношению к соседним согласным.
Позиция под ударением называется сильной позицией для гласного звука, так как способствует выполнению им функции различения звуковых оболочек слов и их форм; позиция не под ударением является слабой для гласного звука, так как в ней он не может выступать в своём основном виде и его различительные функции нейтрализуются (ослабляются и сокращаются). В слабой позиции гласные изменяются (редуцируются) количественно ([и], [ы], [у]) или количественно и качественно ([э], [о], [а]) (таблица 1).
По месту в слове для гласных звуков выделяются две значимые безударные фонетические позиции:
а) первый предударный слог (обозначается цифрой I);
б) все остальные случаи – второй, третий предударный слог, заударный слог (обозначаются цифрой II).
Например:
II I
носорóг – [нъсαр°óк].
Таблица 1
Фонетические позиции гласных звуков
Звуки (основной вид)
Сильная позиция
Слабая позиция
↓
↓
под ударением
(способствует выполнению функции различения звуковых оболочек слов и их форм; звуки сохраняют свой основной вид)
не под ударением
(различительные функции нейтрализуются; звуки изменяются либо количественно – [у], [и], [ы], либо количественно и качественно – [а], [о], [э])
[ы]
мыло ([ы])
пылúнка ([ы])
[и]
имя ([и])
именнóй ([и])
[у]
улей ([у])
укáз ([у])
[э]
вера ([э])
веснá ([иэ])
[о]
око ([о])
окнó ([α])
[а]
армия ([а])
артúст ([α])
Рассмотрим фонетические позиции для согласных звуков: 1) по отношению к последующему согласному или гласному; 2) по отношению к месту в слове.
Согласные звуки могут находиться в разном положении: как перед гласными, так и перед согласными; в абсолютном начале слова или в конце слова. При этом в одних фонетических условиях определённые согласные звуки в любых своих разновидностях не встречаются – заменяются другими звуками или выпадают. Такие позиции называются слабыми. Им противостоят сильные позиции, в которых возможны все согласные определённой корреляции: и звуки – заменители для звуков, невозможных в слабой позиции, и эти последние.
Для согласных звуков наблюдаются сильные и слабые фонетические позиции: а) по звонкости/глухости (таблица 2); б) по твёрдости/мягкости (таблица 3); в) по месту и способу образования (таблица 4).
Таблица 2
Фонетические позиции согласных звуков
по звонкости/глухости
Сильная позиция
Слабая позиция
1. Позиция перед гласными звуками. Например: дом – том, день – тень, гора – кора, убор – упор, бар – пар, Зойка – сойка, жить – шить, фон – вон.
2. Позиция перед сонорными согласными. Например: группа – крупный, змея – смеяться, назло – на слом, оскорбление – отопление, гнут – кнут, пью – бью ([п’jу] – [б’jу]), ладья – статья ([лαд’jа] – [стαт’jа]).
3. Позиция перед губно-зубными звонкими [в], [в’]. Например: звон – свой, двое – твои, гвоздь – квартира, звенеть – светить.
1. Позиция в конце слова, в которой не употребляются звонкие шумные согласные, а употребляются глухие. Например: молот – молод.
2. Для звонких – позиция перед глухими согласными, в которой могут находиться глухие, но не звонкие шумные согласные. Например: киска – низко.
3. Для глухих – позиция перед звонкими согласными (кроме [в], [в’]), в которой могут находиться звонкие, но не глухие согласные. Например: здание – сдал.
Важное примечание. Непарные согласные звуки по звонкости/глухости всегда находятся в сильной позиции, так как они могут иметь только одно звучание – или глухой, или звонкий.
Обычно согласный звук, находящийся в слабой позиции по звонкости/глухости, находится в сильной позиции по твёрдости/мягкости. Например, позиция конца слова является слабой по звонкости/глухости, но сильной по твёрдости/мягкости.
Рассмотрим сильные и слабые фонетические позиции для согласных звуков по твёрдости/мягкости (таблица 3).
Таблица 3
Фонетические позиции согласных звуков
по твёрдости/мягкости
Сильная позиция
Слабая позиция
1. Позиция перед гласными звуками. Например: рука – рюмка, ток – тёк, матч – мяч, пыл – пил. Чаще всего учёные отмечают, что перед гласными среднего и заднего ряда – сильная позиция, а перед гласным переднего ряда [э] – слабая позиция, так как в последнем случае (за некоторыми исключениями) употребляются только мягкие согласные.
2. Позиция на конце слова. Например: стан – стань, двор – дверь, плот – плоть, час – гусь.
3. Для переднеязычных [д], [д’], [т], [т’], [з], [з’], [с], [с’], [н], [н’], [р], [р’] – позиция перед губно-губными [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’]. Например: резьба – изба, корма – тюрьма, корме – тюрьме.
4. Для переднеязычных [д], [д’], [т], [т’], [з], [з’], [с], [с’], [н], [н’], [р], [р’] – позиция перед заднеязычными. Например: редька – редко, Саньки (Род. п., ед. ч.) – санки.
5. Все позиции для звуков [л], [л’]. Например: лук – люк, лба – пальба, булка – булькать.
Важный совет. Нужно выучить сильные позиции по твёрдости/мягкости. Остальные позиции – слабые.
1. Для твёрдых зубных [з], [с] – позиция перед мягкими зубными [д’], [т’]. Например: листик, здесь.
2. Для сонорного [н] – позиция перед [ч’] и [ш’:]. Например: пончик, банщик.
В современном русском языке в ряде позиций смягчение согласного перед мягким колеблется:
1) для переднеязычных [з], [с] – позиция перед мягкими переднеязычными [н’], [л’]. Например: злить – [з’л’ит’] и [зл’ит’], снег – [с’н’эк] и [сн’эк];
2) для переднеязычных [д], [т] – позиция перед мягкими переднеязычными [н’], [л’]. Например: поднять – [пαд’н’ат’] и [пαдн’ат’], отнять – [αт’н’ат’] и [αтн’ат’];
3) для переднеязычного [н] – позиция перед мягким переднеязычными [д’], [т’], [з’], [с’]. Например: винтик – [в’ин’т’ик] и [в’инт’ик], пенсия – [п’эн’с’иjь] и [п’энс’иjьс’].
Примечание. Слабые позиции для согласных по твёрдости/мягкости проявляются не так отчётливо, как по звонкости/глухости.
Примечание.
1. Непарные согласные звуки по твёрдости/мягкости всегда находятся в сильной позиции, так как они могут иметь только одно звучание – или твёрдый, или мягкий.
2. В отличие от остальных непарных звуков, непарный [ч’] может реализоваться и в твёрдом варианте [ч] в позиции перед [ш]: лýчшая – [лýчшъjь].
В слабых позициях с согласными звуками могут происходить фонетические изменения по признаку места и способа образования.
Таблица 4
Фонетические изменения (уподобление) согласных
по признаку места и способа образования
Фонетические изменения
по признаку
места образования
Фонетические изменения
по признаку
способа образования
1) [с] и [ш] → [шш]: сшить;
2) [з] и [ж] → [жж]: сжать;
3) [с] и [ч’] → в корне [ш’:]: счастье, счёт;
4) [с] и [ч’] → на стыке морфем и слов [ш’:ч’]: расчесать, бесчестный, с чем (одно фонетическое слово);
5) [з] и [ч’] → на стыке морфем и слов [ш’:]: грузчик;
6) [с] и [ш’] → [ш’:]: расщепить;
7) [т] + [с] и [ч’] → [т] и [ш’:]: отсчёт;
8) [д] + [с] и [ч’] → [т] и [ш’:]: подсчёт.
1) [т] и [ч’] → [ч’ч’]: лётчик, отчёт;
2) [т] и [ц] → [цц]: отцепить, отцов;
3) [т] и [с] → в глагольных формах [цц]: улыбается;
4) [т] и [с] → на стыке приставки и корня [цс]: отсыпать.
Примечание. Уподобление звуков бывает и сразу по нескольким признакам. Например, [д] и [ш’:] → [ч’ш’:]: под щекой (уподобление по глухости, мягкости, месту и способу образования).
Примечание. Помимо уподобления (ассимиляции) согласных, бывает противоположный процесс – расподобление (диссимиляция). Например, [г] и [к’] → [х’к’]: лёгкий, мягкий; [ч’] и [н] → [шн]: скучно; [ч’] и [т] → [шт]: что. В данных примерах наблюдается расподобление по способу образования.
В некоторых словах расподобление совмещается с уподоблением по глухости и мягкости. Например, в слове лёгкий наблюдаются следующие процессы: [г] и [к’] → [к’к’] (происходит уподобление по глухости и мягкости) → [х’к’] (происходит расподобление по способу образования).
При сочетании трёх и более согласных в современном русском языке происходит упрощение групп согласных (на основе закона диэрезы): один из них выпадает из потока речи, т. е. становится непроизносимым согласным (таблица 5).
Таблица 5
Упрощение групп согласных
Запомни:
вств – [ств]: здравствуй, чувствовать
здн – [зн] или [з’н’]: поздно, звёздный, праздник
здц, стц – [сц]: под уздцы, истца
лнц – [нц]: солнце
ндц – [нц]: голландцы, ирландцы
нтц – [нц]: талантца
ндш – [нш] или [ншш]: ландшафт
нтг – [нг’]: рентген
рдц – [рц]: сердце
рдч – [рч’]: сердчишко
стл – [сл’]: счастливый (но: костлявый [стл’])
стн – [сн]: честный, местный, радостный
здк – [ск]: поездка, бороздка, загвоздка
стк – [ск]: отместка (но: реалистка [стк])
нтск – [нск’] и [нцк]: гигантский, дилетантский
ндск – [нск’] и [нцк]: голландский, финляндский
стск – [сск’]: расистский (но: карьеристский [сцк’])
Примечание. В современном произношении в данных сочетаниях постепенно восстанавливаются утраченные согласные, например: крепостничество.
Понятие о фонетическом законе языка. Современные (синхронические) и исторические (диахронические) фонетические законы. Позиционные и комбинаторные фонетические законы в современном русском языке. Как и всё в языке, фонетика подчинена действию особых законов, которые отличаются от законов природы тем, что они действуют не повсеместно, а в пределах данного диалекта, определённого языка или группы родственных языков и действуют в пределах определённого времени.
Фонетический, или звуковой, закон – это правило, определяющее условия, время и распространённость того или другого фонетического изменения или группы однородных фонетических изменений в каком-либо языке.
Фонетические законы подразделяются на современные, или синхронические, и исторические, или диахронические, законы (таблица 6).
Таблица 6
Фонетические законы
Современные
(синхронические)
законы
(законы функционирования языка в данный период времени: это живые фонетические процессы, определяющиеся позициями, когда изменение сосуществует с тем, что изменилось, вступая в фонетическое чередование;
это ось синхронии)
Исторические
(диахронические)
законы
(законы развития, которые формируют последовательные
этапы звуковых изменений и обусловливающих их причин (когда это возможно объяснить), при этом последующий этап приходит на смену предыдущему и его отменяет, так что сосуществование бывшего и ставшего быть не может;
это ось диахронии)
Позиционные законы (процессы):
1) редукция гласных звуков;
2) оглушение звонких согласных звуков на конце слова.
Комбинаторные законы (процессы):
1) аккомодация;
2) ассимиляция (уподобление звуков): лúстик – [л’úс’т’ик] (ассимиляция по мягкости);
3) диссимиляция (расподобление звуков): лёгкий – [л’óх’к’ий] (диссимиляция по способу образования); в просторечии: колидор (коридор), секлетарь (секретарь), транвай (трамвай), лаболатория (лаборатория); в истории языка: февраль – от лат. februarius;
4) гаплология (выпадение одинаковых или близких по звучанию слогов; на диссимилятивной основе): знаменосец – от «знаменоносец», минералогия – от «минералология», морфонология – от «морфофонология», стипендия – от «стипепендия» (лат. stipendium, от stips, ipis – денежное пособие, и pendere – платить);
5) диэреза (выпадение звуков в сложном сочетании звуков; на ассимилятивной и реже – диссимилятивной основе): солнце – [сóнцъ]; поздно – [пóзнъ]; в северных говорах происходит утрата [j’] между гласными: бывáет – [бывáт] вместо [бывáj’ьт];
6) эпентеза (вставка дополнительных неэтимологических звуков [в], [j’], [д], [т]; на диссимилятивной основе): Италия – от Italia; в просторечии: Ларивон (Ларион), радиво (радио), какаво (какао), фиялка (фиалка), шпиён (шпион), ндрав (нрав), страм (срам);
7) протеза (приставление звука к началу слова; на диссимилятивной основе): гусеница – от «усеница», восемь – от «осемь» (ср.: «осьминог»);
8) метатеза (взаимная перестановка звуков или слогов в пределах слова; на ассимилятивной или диссимилятивной основе): мрамор – лат. marmor (контактная метатеза); футляр – нем. Futteral, тарелка – нем. Teller (дистантная метатеза); в детских окказионализмах: капетик (пакетик).
Укажем только некоторые исторические законы.
1. Закон слогового сингармонизма (от греч. syn – вместе и garmonia – созвучие, связь). Сущность этого закона заключалась в тенденции к однородности звуков в слогах, однородности с точки зрения особенностей звуковой артикуляции. Это выражалось в сочетаемости, например, в одном слоге согласных мягких с гласными переднего ряда, или, наоборот, согласных твёрдых с гласными непереднего ряда. Если в слоге оказывались звуки различной артикуляции, происходили фонетические изменения (см. первая, вторая, третья палатализации).
2. Первая палатализация (смягчение) заднеязычных согласных звуков. Сущность этой палатализации заключается в том, что только твёрдые заднеязычные согласные [г], [к], [х], оказавшись в позиции перед гласными переднего ряда [и], [е], [h], [ь] (звуки [и] и [h] недифтонгического происхождения), переходили в мягкие шипящие [ж’], [ч’], [ш’]; подобное явление наблюдалось также перед юсом малым и [j]. Отсюда чередования: бог – боже, крик – кричите, сухой – сушить.
3. Вторая палатализация (смягчение) заднеязычных согласных заключается в том, что только твёрдые звуки [г], [к], [х], оказавшись в положении перед звуками [и], [h] дифтонгического происхождения, переходили в мягкие свистящие согласные [з’], [ц’], [с’]:
[г] → [з’]: ДРОУГЪ – ДРОУЗИ
[к] → [ц’]: РЕКОУ – РЬЦИ
[х] → [с’]: ГРХЪ – ГРСХЪ
Подобных чередований в русском языке уже не существует. Но, например, в украинском, белорусском и церковнославянском они сохраняются (например: темна вода во облацех).
4. Третья палатализация (смягчение) заднеязычных согласных. Сущность этого смягчения заключается в переходе только твёрдых заднеязычных [г], [к], [х] в свистящие после гласных переднего ряда. Например: льгота – нельзя, княгиня – князь, лик – лицо, пророк – прорицатель. Третья палатализация прошла непоследовательно и не всех славянских диалектах. Некоторые лингвисты называют третье переходное смягчение бодуэновской палатализацией – по имени И. А. Бодуэна де Куртенэ, впервые отметившего и попытавшегося объяснить этот процесс.
5. Падение редуцированных гласных «ъ» («ер») и «ь» («ерь») в XI веке. Было: СЪНЪ – СЪНА, ДЬНЬ – ДЬНЯ; стало: сон – сна, день – дня. Ещё в рамках праславянского языка в сильной позиции редуцированные гласные «ъ» и «ь» преобразовались соответственно в «о» и «е», а в слабой позиции исчезли совсем (отсюда – «беглые гласные» в русском языке).
Основные фонетические процессы в области гласных звуков современного русского языка: редукция количественная и качественная; аккомодация. Рассмотрим основные фонетические процессы в области гласных звуков современного русского языка: 1) позиционные (позиционная мена): редукция гласных звуков: а) количественная; б) качественная; 2) комбинаторные (позиционные изменения): аккомодация: а) прогрессивная; б) регрессивная.
Как было отмечено выше, позиция под ударением называется сильной позицией для гласного звука, так как способствует выполнению им функции различения звуковых оболочек слов и их форм; позиция не под ударением является слабой для гласного звука, так как в ней он не может выступать в своём основном виде и его различительные функции нейтрализуются (ослабляются и сокращаются).
В слабой позиции гласные изменяются (подвергаются редукции) количественно ([и], [ы], [у]) или количественно и качественно ([э], [о], [а]) (таблица 7).
Редукция (от лат. reduсire – сокращать) – это ослабление артикуляции гласного звука и изменение его звучания в безударном положении.
Количественная редукция – это сокращение длительности звучания гласного и его менее напряжённая артикуляция, чем при произнесении ударного гласного; основное же качество (тембр) звука, улавливаемое на слух, при этом сохраняется. Только количественной редукции подвергаются гласные верхнего подъёма [и], [ы], [у].
Качественная редукция – это ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге, сопровождаемое потерей тех или иных признаков.
После твёрдых согласных безударные гласные изменяются следующим образом:
1) в 1-ом предударном слоге звуки [о] и [а] изменяются в звук среднего подъёма, язык при этом более смещается вперёд, чем при артикуляции [о] и [а]. Например: вóды – [в°óды], но: водá – [вαдá]; сáд – [сáт], но: сады – [сαды];
2) в других предударных и в заударном слоге звуки [о] и [а] изменяются в звук, ещё более высокий по подъёму, чем звук [α]; он по звучанию очень похож на [а] и на безударный краткий звук [ы]. Например: рóс – [р°óс], но: вырос – [выръс]; сáд – [сáт], но: садовóд – [съдαвóт].
После мягких согласных с безударными гласными происходят следующие изменения:
1) в первом предударном слоге звуки [а], [э] изменяются в звук [иэ], то есть в [и] с э-образным призвуком; это тоже смещение вперёд (по ряду) и/или вверх (по подъёму языка). Например: ряд – [р’áт], но: ряды – [р’иэды]; лёд – [л’°óт], но: ледóк – [л’иэд°óк];
2) в других предударных слогах и в заударном слоге звуки [а], [э] видоизменяются в звук, очень похожий на [иэ], но ещё более редуцированный, сокращённый. Например: ряд – [р’áт], но: рядовой – [р’ьдαв°óй]; рéчь – [р’эч’], но: речевóй – [р’ьч’ иэв°óй].
Результаты позиционной мены гласных отражены в таблице 7.
Таблица 7
Позиционная мена гласных звуков
Основной вид звуков
В начале слова
В первом предударном слоге
В остальных безударных слогах
После парных твёрдых согласных и [ц]
После [ж] и [ш]
После мягких согласных
После твёрдых согласных
После мягких согласных
[э]
[ыэ]
[ыэ]
[ыэ]
[иэ]
[ъ]
[ь]
[о]
[α]
[α]
[ыэ]
–
[ъ]
–
[а]
[α]
[α]
[α]
[иэ]
[ъ]
[ь] или [ъ]
Известная вам классификация гласных звуков (см. таблицу 14 «Классификация гласных звуков («треугольник» Л. В. Щербы)» в лекции 1) с их позиционными разновидностями выглядит следующим образом (таблица 8).
Таблица 8
Классификация гласных звуков с их
позиционными разновидностями
Подъём
Ряд
Передний
Передне-средний
Средний
Средне-задний
Задний
Верхний
и
ы
у
Верхне-средний
иэ, ь
ыэ
Средний
э
ъ
о
Средне-нижний
α
Нижний
а
Нелабиализованные
Лабиализованные
Например, по данной классификации гласные звуки в словах дóм и домá имеют следующую артикуляционную характеристику:
[о] – гласный, среднего подъёма, заднего ряда, лабиализованный;
[α] – гласный, средне-нижнего подъёма, средне-заднего ряда, нелабиализованный;
[а] – гласный, нижнего подъёма, среднего ряда, нелабиализованный.
Далее обратимся к такому фонетическому комбинаторному процессу (позиционному изменению), в области гласных звуков, как аккомодация.
Аккомодация (от лат. accomodatio – приспособление) – это частичное приспособление артикуляции гласных звуков под влиянием согласных. Гласный приспосабливается к артикуляции согласного только на участке, примыкающем к согласному. (В отличие от согласного, например, который приспосабливается к артикуляции гласного на всём протяжении своего звучания.)
1. Гласные [и], [э], [а] после мягких согласных или в их окружении становятся более передними по ряду и более высокими по подъёму (т. е. аккомодируют), приспосабливаясь к соответствующей артикуляции этих согласных. Например: мúл – [м’úл], мúля – [м’úл’ь], дéтки – [д’этк’и], дéти – [д’эт’и], сядут – [с’áдут], сядь – [с’áт’].
В этой же позиции звуки [о], [у] перестают быть заднерядными и становятся звуками почти переднего ряда. Например: люстра – [л’ýстръ], люди – [л’ýд’и], рёв – [р’óф], брёвен – [бр’óв’ьн].
Менее заметные изменения гласных звуков происходят, если мягкий согласный стоит за ними, но при этом не имеется предшествующего мягкого согласного. Например: рáнь – [рáн’], лýч – [лýч’].
Звук [ы] не употребляется после мягких согласных, но перед мягким согласным он также несколько меняет своё качество, приобретая в конце, в своей рекурсии (конечной фазе), и-образный оттенок. Сравни: пыл – [пыл] и пыль – [пыл’].
2. Звук [и], попадая в положение после твёрдого согласного, изменяется в [ы], например: игра – сыграть. Звук [ы] практически никогда не встречается в начале русских слов и перед гласными, а встречается только после твёрдых согласных, поэтому многие учёные считают его позиционной разновидностью звука [и].
3. Нелабиализованные гласные после губных согласных или в их окружении приобретают оттенок лабиализации (в транскрипции он обозначается кружочком над знаком для гласного). Например: пáпка – [пáпкъ], пéпел – [п’эп’ьл], мúмо – [м’úмъ].
4. Гласные звуки в контакте с носовыми согласными приобретают оттенок назальности (носовой призвук). Например: Нúна – [н’úнъ], мáма – [мáмъ].
Аккомодация бывает:
а) прогрессивная, когда рекурсия предыдущего звука влияет на экскурсию последующего, например: мúл – [м’úл], дéтки – [д’этк’и], сядут – [с’áдут], люстра – [л’ýстръ], рёв – [р’óф];
б) регрессивная, когда на рекурсию предыдущего звука влияет экскурсия последующего, например: рáнь – [рáн’], лýч – [лýч’];
в) в обоих направлениях, например: мúля – [м’úл’ь], дéти – [д’эт’и], сядь – [с’áт’].
Задание. Затранскрибируйте текст в соответствии с правилами транскрипции. С правилами транскрипции можно ознакомиться по пособию:
Введение в филологию: Основы науки о языке [Текст] : учебно-методический комплекс по дисциплине : практикум / А. М. Гончаров, В. П. Антонов. – 2-е изд., испр., доп. и перераб. – Абакан : Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2012. – 108 с. – С. 57–63.
Две жизни
Две жизни в мире есть.
Одна светла, горит она, как солнце;
В её очах небесный тихий день;
В сиянии – святая мысль и чувство;
Её живая сила так роскошно
Звучит свободной и разумной речью.
И это – жизнь земного духа;
Долга она, как Божья вечность…
Другая жизнь темна;
В её очах – земная грусть и ночь;
И спит она сном крепким и мятежным,
Таится мысль в её цветистых формах,
Но не звучит свободной речью;
Наклоннее во тьме она к молчанью.
И это – жизнь земного праха;
Кратка она, как блеск звезды падучей.
А. В. Кольцов