Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Разработка лекционного занятия по дисциплине «Гос. и муниципальный фин. контроль» по теме "Налоговый контроль"
Введение
Необходимость совершенствования механизма правового регулирования налоговых отношений обуславливает значимость проведения научного анализа правовых преобразований в налоговой сфере, осмысления тех правовых инструментов, которые используются государством для реализации своих фискальных интересов. И в этом аспекте наиболее значимыми являются вопросы организации и функционирования налогового контроля, учитывая, так же тот факт, что контроль за полным и своевременным поступлением всех видов государственных доходов официально признается приоритетным направлением деятельности субъектов государственного финансового контроля
Актуальность исследования обусловлена усиливающимся экономическим кризисом и падением доходности бизнеса в современных условиях. Статистика правонарушений и преступлений свидетельствует об учащении случаев уклонения от исполнения налоговых обязательств. Сказанное свидетельствует о необходимости повышения эффективности налогового администрирования путем совершенствования как форм, так и методов налогового контроля.
Исследование понятия «налоговый контроль»
В юридической науке нет единого подхода к пониманию налогового контроля. А. В. Демин рассматривает налоговый контроль как один их важнейших этапов налогообложения, значимость которого обусловлена ролью налогов как основного источника пополнения доходной части государственного бюджета [1].
В научной литературе налоговый контроль рассматривается в аспекте ключевой функции управленческой деятельности.
Так, согласно исследованию К. В. Новоселова, налоговый контроль выступает как составной элемент создаваемого государством организационно-правовой системы управления [9].
Автор подчеркивает, что налоговый контроль является особым видом деятельности специально уполномоченных органов власти, посредством которой обеспечивается исполнение регламентированных нормами налогового законодательства обязанностей лиц в сфере налогообложения, анализ и определение оснований для применения к ним принудительных налоговых санкций, а также определение оснований для применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений [9].
Заслуживает внимания позиция С. В. Мирошник, О. Е. Немыкиной, Н. В. Девятых, исследующих налоговый контроль как деятельность уполномоченных государственных органов, выражающуюся в даче правовой оценки реализации всеми обязанными субъектами налогово-правовых предписаний, пресечении правонарушений, привлечении к ответственности лиц, посягающих на фискальные интересы государства [5].
Конституционный Суд Российской Федерации анализирует налоговый контроль как составную часть правового механизма, гарантирующего надлежащее исполнение конституционно закрепленной обязанности каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы [8].
Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля.
Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в установленном порядке [8].
В результате исследования основных определений и трактовок налогового контроля можно сформулировать вывод, что налоговый контроль рассматривается авторами в трех направлениях, а именно как [9]:
- особый вид деятельности уполномоченных государственных органов власти по обеспечению соблюдения предписаний правовых актов по налогам и сборам;
- механизм действий, приемов, операций и способов проверки соблюдения правовых актов по налогам и сборам;
- система организационных, методических, технических аспектов.
Функции налогового контроля
Функции налогового контроля наиболее полно определяют его сущность.
Среди ключевых функций можно обозначить следующие:
- фискальная функция;
- конституционная функция;
- координирующая функция;
- правовая функция;
- межотраслевая функция;
- внешнеэкономическая функция [8].
Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.
Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач [6]:
• обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;
• обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;
• улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;
• проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;
• проверки целевого использования налоговых льгот;
• пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.
Объекты и предметом налогового контроля
Отметим, что исследуемая категория может рассматриваться только как совокупность составляющих ее элементов, т.е. как система, включающая в себя субъекты, предмет, объект, методы и формы налогового контроля [9]:
• субъектами налогового контроля являются контролирующий уполномоченный налоговый орган, а также подконтрольные лица;
• предметом налогового контроля является определенный вид налоговых правоотношений (например, налоговый контроль при применении упрощённой системы налогообложения);
• объектом налогового контроля являются действия (бездействие) налогоплательщиков;
• методы налогового контроля включают в себя совокупность приемов и способов, применяемых управомоченными субъектами для установления объективных данных по выполнению налоговых обязательств субъектами налоговой проверки;
• формы налогового контроля установлены ст. 82 НК РФ и представляют собой установленную законодательством совокупность способов осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля.
Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.
Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.
Формы налогового контроля
Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.
Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
При этом, при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового Кодекса РФ, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну [6].
Налоговые проверки как комплекс мероприятий
Налоговый кодекс РФ различает два вида налоговых проверок [6]:
• Камеральная налоговая проверка;
• Выездная налоговая проверка.
К общим правилам проведения налоговых проверок относятся:
‒ проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности проверяемых, непосредственно предшествующих году проверки;
‒ запрещается проведение повторных выездных проверок (в течение календарного года) по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период; в том случае, если организация-налогоплательщик реорганизуется или ликвидируется, правило об ограничении проверок не применяется.
Повторная проверка может быть проведена также и в порядке контроля за деятельностью налогового органа его вышестоящим налоговым органом по мотивированному постановлению последнего и с соблюдением требований, предъявляемых к проведению проверки.
К общим правилам проведения налоговых проверок относятся:
‒ проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности проверяемых, непосредственно предшествующих году проверки;
‒ запрещается проведение повторных выездных проверок (в течение календарного года) по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период.
В том случае, если организация-налогоплательщик реорганизуется или ликвидируется, правило об ограничении проверок не применяется. Повторная проверка может быть проведена также и в порядке контроля за деятельностью налогового органа его вышестоящим налоговым органом по мотивированному постановлению последнего и с соблюдением требований, предъявляемых к проведению проверки [10].
В отличие от камеральной, выездная проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика, а налоговый орган проверяет уже не только соответствие документов, но и правильность исчисления налогов, а также фактические условия наличия тех или иных нарушений. При этом, в случае обнаружения правонарушения в сфере налогообложения, налогоплательщик получает уже не предупреждение, а справку о проведении проверки, на основании которой составляется акт о выявленном правонарушении, который, в свою очередь, является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности.
Таким образом, у налогоплательщика уже нет времени на устранение нарушений и второго шанса на реабилитацию, которые ему предоставляется при камеральной проверке. А учитывая, что выездные проверки могут проводиться сразу по нескольким налогам, а не только по какому-то конкретному, то становятся понятными и причины, по которым результативность выездных налоговых проверок в разы превышает результативность камеральных [7].
Целью названных налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах [2].
При рассмотрении материалов налоговых проверок могут проводиться в качестве дополнительных следующие мероприятия налогового контроля [3]:
‒ допрос свидетеля;
‒ истребование документов у проверяемого лица;
‒ истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках;
‒ назначение экспертизы.
Регламентом рассмотрения дел о налоговых правонарушениях, утверждаемым ФНС России, могут быть предусмотрены особенности проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. Вне рамок налоговых проверок могут проводиться следующие мероприятия налогового контроля:
‒ вызов на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
‒ истребование от банка копии поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, оформленного налогоплательщиком на бумажном носителе; ‒ допрос свидетеля; ‒ истребование информации относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке; ‒ осмотр документов и предметов, полученных должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра [4].
Перспективы совершенствования налогового контроля
В целях совершенствования налогового администрирования разработан и применяется новый порядок планирования выездных налоговых проверок. Теперь, планируя проверку, налоговые органы одновременно готовят контрольные мероприятия не только по структурным подразделениям, но и по всем зависимым организациям и контрагентам проверяемого налогоплательщика независимо от места регистрации и учета [4].
Контрольные мероприятия также скоординированы по срокам и условиям проведения. Управление процессом организации и проведения проверок осуществляется централизованно. При таком подходе практически исключены неэффективные налоговые проверки, а также необоснованные претензии к налогоплательщикам.
В качестве основных направлений совершенствования организации налогового контроля в РФ в целях повышения его эффективности можно предложить [4]:
‒ дальнейшее совершенствование законодательной и нормативной основы налогового администрирования;
‒ совершенствование форм и методов организации налогового контроля, в первую очередь налоговых проверок (камеральных и выездных);
‒ уточнение показателей оценки деятельности налоговых органов, использование их для объективного учета результатов деятельности налоговых органов и эффективного распределения нагрузки в процессе планирования контрольной работы;
‒ внедрение комплекса мероприятий по снижению задолженности, предполагающих усилия не только налоговых, но и федеральных, и региональных органов законодательной власти;
‒ усиление взаимодействия налоговых органов с другими организационными структурами на основе разработки совместных методических указаний по осуществлению контрольных мероприятий;
‒ улучшение материально-технического и кадрового обеспечения налоговых органов, усиление информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками и повышение налоговой культуры населения.
Повышение качества налогового контроля и эффективности работы налоговых органов способствует увеличению налоговых доходов и стимулированию производства с целью компенсации издержек, возникающих при реформировании налогообложения, направленном на снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков [11].
Судебная практика свидетельствует, что привлечь налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства крайне затруднительно, а зачастую просто невозможно. Приговоры, выносимые судами по уголовным делам, как правило, предусматривают условную меру наказания.
Вместе с текущими и последующими видами налогового контроля (камеральные и выездные проверки) целесообразно развивать предварительный контроль - выдачу уполномоченным государственным органом заключений о налоговой квалификации определенных сделок или операций. Это так называемые акты проверки наоборот, которые выдаются именно до совершения операций, а не спустя годы. В результате налоговое администрирование станет более эффективным и комфортным для бизнеса, а количество споров между налоговыми органами и налогоплательщиками может значительно снизиться [11].
Заключение
Выводы: налоговый контроль представляет собой разновидность государственного финансового контроля. Характеризуется тем, что имеет государственно-властный характер, обусловленный публично-правовой природой налогового права; отличается всеобщностью и общеобязательностью; процессуально урегулирован нормами Налогового кодекса; осуществляется исключительно ФНС России и ее территориальными органами.
Отличается от других видов государственного финансового контроля по целям и задачам, объектам и субъектам контроля, регламентирующим правовым предписаниям.
Литература
1. Демин А. В. Налоговое право России. Учебное пособие. Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006. 329 с.
2. Егорченков, К. А. Эффективность налогового контроля / К. А. Егорченков, В. А. Шумилин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 225-227. — URL: https://moluch.ru/archive/208/50952/ (дата обращения: 24.01.2021).
3. Кобелева А.А. Формы и методы налогового контроля и их использование в практике организации // Вестник МФЮА. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-metody-nalogovogo-kontrolya-i-ih-ispolzovanie-v-praktike-organizatsii (дата обращения: 24.01.2021).
4. Куклик Дарья Сергеевна Проблемы и перспективы совершенствования организации и проведения выездных налоговых проверок в налоговых органах РФ // Вестник науки и образования. 2019. №9-3 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-sovershenstvovaniya-organizatsii-i-provedeniya-vyezdnyh-nalogovyh-proverok-v-nalogovyh-organah-rf (дата обращения: 24.01.2021).
5. Мирошник С. В., Немыкина О. Е., Девятых Н. В. Актуальные вопросы правового обеспечения налогового контроля // Теория и практика общественного развития. 2015. №19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-pravovogo-obespecheniya-nalogovogo-kontrolya (дата обращения: 24.01.2021).
6. Налоговый контроль [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.audit-it.ru/terms/taxation/nalogovyy_kontrol.html (дата обращения: 22.01.2021).
7. Пешкова Е. П., Королева Г. А. Оценка эффективности и направления развития налогового контроля // Вестник ТИУиЭ. 2018. №2 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-i-napravleniya-razvitiya-nalogovogo-kontrolya (дата обращения: 24.01.2021).
8. Решетняк, А. В. Налоговый контроль как правовая категория / А. В. Решетняк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1338-1341. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30657/ (дата обращения: 22.01.2021).
9. Седунова Д. Б., Бойко Н.Н. Сущность и значение налогового контроля // E-Scio. 2019. №10 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-znachenie-nalogovogo-kontrolya (дата обращения: 24.01.2021).
10. Скопинцева, А. В. Налоговый контроль как элемент управления налогообложением / А. В. Скопинцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 471-475. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33385/ (дата обращения: 24.01.2021).
11. Шантрукова Н.М. Налоговый контроль в системе финансового контроля: сущность, элементы // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/67349 (дата обращения: 11.01.2021).