Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1.
Тема 1.Менеджмент: основные теоретические понятия
Понятие менеджмента. Менеджмент и управление. Виды управления. Сферы управленческой деятельности. Функции управления. Менеджеры как субъекты управления. Понятие «организация». Организация как большая открытая система. Свойства организации как открытой системы. Внутренняя и внешняя среда организации. Ресурсы организации. Стратегическое управление организациями
1. Термин «менеджмент». Основные понятия
Управление как особый вид деятельности появилось много тысяч лет назад с появлением общественного разделения труда. Но только в XVIII в. управление выделилось в отдельную функцию, которая по своему назначению и содержанию отличается от производственной.
Это было связано с появлением крупного машинного производства и зарождением капитализма.
Термин «менеджмент» пришел в Россию вместе с изменением социально-экономической системы, отразив необходимость создания новой системы управления хозяйствующими субъектами в условиях рыночной экономики. Управление в условиях рынка получило название менеджмента.
Слово «менеджмент» (англ. management) означает управление, т.е. вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Однако между терминами существуют определенные различия в содержании.
Управление является более широким, обобщающим понятием по отношению к понятию менеджмент. Управление как целенаправленная деятельность человека включает в себя упорядочение, регулирование взаимодействия и создание условий для функционирования и развития различных объектов и процессов в природе, обществе и технике.
Например, если речь идет о государственных органах любого уровня, то более правильно использовать термин «государственное управление».
В технических системах употребляется термин «управление», например: управление автомобилем или управление турбиной на электростанции. Таким образом, можно выделить виды управления:
• техническое (управление естественными и технологическими процессами);
• государственное (управление жизнью общества через различные государственные институты - правовую систему, различные органы власти);
• идеологическое (внедрение в сознание членов общества различных концепций и идеологий);
• негосударственное и неполитическое (например, движение в защиту окружающей среды);
• хозяйственное управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций.
Менеджмент предполагает управление именно рыночной организацией, которая нацелена на получение прибыли.
Менеджмент - особый вид деятельности человека, т.е. функция, которая реализуется через выполнение управленческих действий - функций управления. Наряду с этими часто используются подходы к определению менеджмента как искусства управления; как науки, т.е. совокупности научных знаний и практического опыта; как аппарата управления и группы людей, управляющих организацией.
Итак, управление - это более широкое понятие, используемое как в социальных, мультипликативность, ак и в технических системах.
В социальных системах управление возникает как обособленная функция некоторых членов организации, как особый, специфический вид профессиональной деятельности воздействия на людей с целью достижения целей организации.
Менеджмент можно определить как вид управления социально- экономическими хозяйствующими системами (организациями, предприятиями, фирмами, компаниями и т.п.) в условиях рыночной системы.
Процесс управления – это выполнение основных функций управления (менеджмента). Таким образом, менеджмент и управление в современной управленческой литературе рассматриваются как взаимозаменяемые понятия.
Наиболее часто используемые подходы к определению менеджмента: вид практической деятельности, процесс управления, категория людей, занимающихся управлением, аппарат управления, искусство управления.
Любая деятельность требует управления.
Менеджмент - это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий - функций управления.
Управление - это процесс. Выполнение функций менеджмента предполагает затраты времени и ресурсов.
Ограниченность ресурсов требует эффективного их распределения и использования с учетом взаимозависимости и взаимосвязанности функций управления, поэтому все проблемы управления рассматриваются через призму управленческих процессов, т.е. последовательности действий по преобразованию ресурсов в результаты.
Управление - это менеджеры. Менеджмент нередко отождествляют с людьми (менеджерами), профессионально выполняющими управленческие функции. Как субъекты управления менеджеры играют в организации ряд ролей:
• роль принимающего решения: менеджеры несут ответственность за такие области принятия решений, как выбор стратегии развития, распределения ресурсов, осуществление оперативной деятельности и т. п.;
• информационная роль: деятельность менеджера неразрывно связана со сбором и анализом информации для принятия управленческих решений; современная ситуация характеризуется недостатком информации в условиях ее избытка, поэтому способность менеджера использовать современные информационные технологии, средства коммуникации, а также четко формулировать и доводить информацию до исполнителей являются необходимым условием успеха;
• межличностные роли: менеджер формирует отношения внутри и вне организации; он должен быть лидером, за идеями которого люди захотят идти.
В зависимости от позиции менеджера в организации, характер реализуемых функций может быть различным, но каждый менеджер при этом принимает решения на основе собранной информации и руководит организацией выполнения принятого решения, взаимодействуя с персоналом.
Управление - это аппарат управления. Аппаратный подход к менеджменту фокусирует внимание на структуре и связях между звеньями и уровнями управления, на полномочиях и ответственности работников, занимающих различные позиции (должности) в аппарате.
Менеджмент - это наука управления. Научная дисциплина «Менеджмент» представляет собой совокупность знаний, аккумулирующих разнообразный управленческий опыт и знания, накопленные за сотни и тысячи лет практики и обобщения в виде подходов, принципов и методов, раскрывающих и моделирующих различные аспекты управленческой деятельности.
Менеджмент - наука, которая в современных условиях необходима всем, кто соприкасается с производством, распределением и перемещением товаров и услуг, руководителям разного уровня и специалистам. Менеджмент имеет аспекты: экономический, политический, социальный, финансовый, философский, психологический, технический, организационный.
Понятия «управление» и «менеджмент»
Управление — это процесс распределения и движения ресурсов в организации с заранее заданной целью, по заранее разработанному плану и с непрерывным контролем результатов деятельности.
Менеджмент — совокупность методов, принципов, средств и форм управления (менеджмента) организациями с целью повышения эффективности их деятельности. Менеджмент предполагает управление не только формальными, но и неформальными организациями, образующимися и действующими спонтанно на основе личных связей, контактов, приятельских и семейных и других видов отношений.
2. Понятие «организация» Организация (от позднелат. organize» — сообщаю стройный вид, устраиваю) — объединение индивидов в единое целое для совместного труда. Данный термин часто употребляют для обозначения:
• совокупности процессов и действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
• внутренней упорядоченности автономных частей целого.
Понятие организации применяется и в отношении биологических, социальных и технических объектов:
• промышленных или малых предприятий;
• фирм, компаний, корпораций, конгломератов;
• заводов;
• автоматизированных или автоматичеϲкᴎх производств;
• подразделений предприятий (цехов, отделов, секций и др.);
• групп исполнителей каких-либо работ;
• систем менеджмента и др.
Хозяйственные организации руководствуются в своей деятельности заявлением о миссии, в котором раскрывается предназначение и смысл существования организации. Она должна быть сформулирована предельно четко, ясно и содержаться в учредительных документах.
2.1. Организация как большая открытая система. Система — объединение частей в целое, свойства которого могут отличаться от свойств входящих в нее частей. Любую организацию можно назвать системой.
Системы бывают открытыми и закрытыми.
Открытая система — это система, питающаяся извне какой-либо энергией или ресурсами.
Закрытая система имеет источник энергии (ресурсов) внутри себя. Примеры закрытых систем: работающие часы с внутренним источником энергии, работающая автомашина, самолет, автоматическое производство со своим собственным источником энергии и т.д.
Примеры открытых систем: калькулятор радиоприемник с солнечной батареей (энергия поступает извне), промышленное предприятие, завод, фирма, компания и др. Очевидно, что хозяйствующие организации не могут существовать автономно, для осуществления их деятельности необходимы снабжение, сбыт, работа с потенциальными покупателями и т.д. Именно поэтому их правомерно отнести к большим открытым системам.
Свойства больших систем
СИНЕРГИЧНОСТЬ. Под синергичностью (от греч. synerqeila — сотрудничество, содружество) понимается однонаправленность действий, интеграция усилий в системе, которые приводят к возрастанию (умножению) конечного результата. Например, опытный спортсмен, преодолевая планку на большой высоте, толкая штангу, выполняя сложные фигуры на коньках, стремится к оптимальному согласованию движений всех своих мышц и получает лучший результат. В управлении организацией синергичность представляет собой сознательную однонаправленную деятельность всех членов коллектива (подразделений) в стремлении к общей цели. Многие фирмы тратят огромные средства на поиск источников увеличения синергии. В более общем плане говорят о науке синергетике, изучающей законы упорядоченности и самоорганизации частей системы из состояния хаоса. Повышение синергии в организации осуществляется прежде всего посредством грамотной работы с персоналом. Менеджменту необходимо иметь информацию о психологии и социальной структуре работающих (образование, возраст, пол, национальность, семейное положение и т.д.), их этике, взглядах, нравах и обычаях, традициях и культуре, на основании которой и строится эффективная система менеджмента организацией.
МУЛЬТИПЛИКАТИВНОСТЬ. Говоря о мультипликативности, имеют в виду управляющие действия или стихийные процессы, направленные на умножение эффективности системы.
Например, реконструкция производства позволила фирме добиться резкого увеличения прибыли, дала возможность увеличить долю средств, направляемых на инвестиции, увеличила объемы и номенклатуру выпускаемой продукции.
В дальнейшем по мере усложнения организационной структуры в компании растет бюрократический аппарат, замедляется реакция на новые требования рынка и условия внешней среды и ее рыночные позиции быстро (мультипликативно) ухудшаются. Таким образом, мультипликативность может быть как положительной, так и отрицательной.
Отрицательная мультипликативность представляет собой быстрое развитие деструктивных организационных процессов, система стремится к состоянию хаоса и постепенно саморазрушается.
Положительной мультипликативности системы способствуют следующие факторы:
• относительная простота организации (и ее систем управления);
• соответствие коммуникативной структуры организации целям и задачам;
• качество персонала.
Когда деструктивные процессы в организации начинают нарастать, очень важно не суетиться, избегать быстрых и часто опрометчивых решений, а попытаться подстроиться под ход деструктивного процесса, понять его драматургию и смысл. Очень важно четко осознавать время, когда необходимо принимать ответственные решения. Опытные руководители обладают этим качеством.
УСТОЙЧИВОСТЬ. Устойчивость работы системы может быть нарушена при необоснованном усложнении или упрощении организационной структуры. Опыт менеджмента показывает, что для повышения устойчивости работы, как правило, приходится устранять излишние звенья или подсистемы менеджмента и значительно реже — добавлять новые. На устойчивость работы организации влияют внешние факторы (например, инфля(ция, спрос, взаимоотношения с партнерами и государством). Для повышения устойчивости работы необходимо быстро перестраивать коммуникации организации в соответствии с новыми целями и задачами.
АДАПТИВНОСТЬ. Под адаптивностью понимается способность организации приспосабливаться к новым внешним условиям, возможности саморегулирования и восстановления устойчивой деятельности. Адаптивные организации часто имеют органическую структуру, когда каждый субъект менеджмента (подразделение, рабочая группа, работник) имеет возможность взаимодействовать с каждым.
ЦЕНТРАЛИЗОВАННОСТЬ. Речь идет о свойстве системы быть руководимой из какого-то единого центра, когда все части организации руководствуются командами из центра и пользуются заранее определенными правами. Живые организмы, например, функционируют под руководством центральной нервной системы. В коллективе централизованность осуществляет руководитель, лидер, менеджер; на предприятиях — администрация, аппарат управления; в стране — государственный аппарат. При высокой сложности системы или невозможности единого руководства из центра, центр передает часть властных полномочий автономиям, происходит децентрализация управления.
ОБОСОБЛЕННОСТЬ. Обособленность представляет собой стремление системы к автономности, изолированности и проявляется при решении вопросов распределения ресурсов и властных полномочий частей большой организации, конгломератных объединений, централизации и децентрализации управления. Способствуют обособлению и противоречия целей и интересов, процесс распределения прибылей между частями целого. Часто наблюдаются процессы обособления персонала в неформальные группы на основе личных связей, симпатий, общих взглядов и черт характера, близкого уровня образования, этнической принадлежности, возраста, должностного положения и т.д. Процессы обособления частей системы являются малоизученными и представляют интерес для исследователей.
СОВМЕСТИМОСТЬ. Под совместимостью понимается взаимоприспособляемость и взаимоадаптивность частей системы. На уровне государства как крупной системы возникают проблемы совместимости национальной экономики с экономиками регионов, отраслей. В России, например регионы-доноры, имеющие в своем распоряжении больший объем природных ресурсов или высокоэффективные производства, вынуждены отдавать в центр большую часть прибылей (в форме налоговых отчислений), которые впоследствии направляются на нужды дотационных регионов Севера, Сибири, Дальнего Востока, что приводит к возникновению центробежных тенденций, дезинтеграции, различным противоречиям и конфликтам. На уровне предприятий нередко возникают противоречия интересов организации и потребностей ее подразделений. К примеру, руководство компании может принять решение о направлении большей части прибыли, зарабатываемой одним подразделением, на развитие другого, в данный момент убыточного. Если в долгосрочной перспективе конфликтов не возникает, можно говорить о хорошей совместимости работы. В противном случае необходимо перестраивать организацию, изменять «правила игры», систему ресурсного распределения. Проблемы совместимости в больших системах должны решаться с помощью централизованных механизмов, преодолевающих силы отталкивания, или механизмов адаптации, превращающих центробежные силы в центростремительные. Проблемам психологической совместимости членов коллектива и рабочих групп также посвящено большое число научных работ.
СВОЙСТВО «ОБРАТНЫХ СВЯЗЕЙ».
Фундаментальное свойство больших систем — установление обратных связей, сущность которых заключается в том, что информация (ресурсы, энергия) с выхода системы (или входящих в нее подсистем) поступает на вход этой системы или подсистем, в нее входящих. Для производственной системы принцип обратных связей работает следующим образом. Выходная информация, например показатели хозяйственной деятельности, под действием различных обстоятельств постоянно варьируются во времени, менеджмент постоянно проводит их анализ и сравнение с поставленными целями (вход системы). По результатам сравнения принимаются управленческие решения, корректирующие работу системы (в случае необходимости), что обеспечивает адаптивность системы (приспособление ее к новым условиям работы) и оперативность (гибкость) ее управления. Обратные связи нередко играют и негативные системные роли. Например, в подсистеме «персонал» размер вознаграждения влияет на трудовые усилия и полученные работниками результаты. Если вознаграждение за труд несоизмеримо с усилиями, система начинает саморазрушаться, снижаются стимулы к выполнению рабочих заданий и результаты труда (объем продукции, ее качество) также снижаются.
1.3. Внутренняя и внешняя среда организации
Любая организация (фирма, промышленное производство, компания и т.д.) имеет свою внутреннюю среду и среду внешнюю, в которой осуществляются ее операции. Внутренняя среда организации формируется:
• в соответствии с целями и задачами организации;
• в соответствии с возможностями организации (финансовыми, материальными).
Внутренняя среда определяется:
• структурой организации (например, «снабжение—производство—финансы—отдел кадров—сбыт продукции»);
• системой ее управления;
• производственными технологическими процессами;
• уровнем автоматизации, разделением труда, коммуникациями.
К внешней среде организации относятся:
• поставщики; • конкуренты; • покупатели (клиенты); • партнеры по бизнесу; • государство и его структуры; • культура, мораль, традиции; • профсоюзы; • экономические факторы; • политические факторы; • международное окружение.
Первые пять факторов относят к внешней среде прямого воздействия, последние пять — к внешней среде косвенного воздействия.
Необходимые для менеджмента организациями ресурсы
К ресурсам, необходимым для менеджмента организациями, относятся:
• материальные ресурсы (земля, здания, помещения, оборудование, оргтехника, транспорт, коммуникации) и т.д.;
• финансовые ресурсы (счета в банках, наличность, ценные бумаги, кредиты и т.д.);
• людские ресурсы (персонал);
• информационные ресурсы;
• временные ресурсы.
1.4. Стратегическое управление организациями
Стратегическое управление — управление, предполагающее, что в центре внимания руководства организации находятся факторы внутренней и внешней среды организации, ее окружения (поставщики, клиенты, конкуренты, государственные структуры, партнеры и т.д.).
Стратегическое управление предусматривает планирование текущей деятельности организации для достижения желаемых результатов в будущем с учетом тенденции развития внешней среды.
Стратегическое планирование включает в себя три основных этапа:
• анализ внешней и внутренней среды;
• формулировка миссии (смысла существования) и целей организации;
• разработка стратегии(й)
Стратегическое планирование охватывает период длительностью более одного года. При определении стратегии руководство должно ответить на следующие основные вопросы:
• какой бизнес следует прекратить; • какой бизнес целесообразно продолжить; • в какой надлежит перейти; • с каким бизнесом должно объединиться.
Области разработки стратегий (по М. Портеру):
• лидерство в минимизации издержек производства (снижение цен и расширение доли рынка);
• лидерство в новизне продукта и специализации производства (выход на новые сегменты рынка);
• концентрация усилий фирмы на одном рыночном сегменте.
При концентрации усилий организации на избранных сегментах рынка очень важно выработать правильную стратегию в соответствии с показателям «цена—качество» (прежде всего на новую продукцию.
В зависимости от выбранного соотношения «цена—качество» фирма может развиваться в двух направлениях:
• стремиться быстро выручить большие деньги и переключиться на другой бизнес (например, за счет высокой цены и среднего качества или низкого качества и высокой цены), так называемая стратегия снятия «сливок»;
• прочно закрепиться на одном из сегментов рынка (например, за счет низкой или средней цены и высокого качества), так называемая стратегия закрепления на рынке.