Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Понятие корпорации и сущность корпоративных финансов

  • 👀 3020 просмотров
  • 📌 2968 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Понятие корпорации и сущность корпоративных финансов
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Понятие корпорации и сущность корпоративных финансов» docx
ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ КОРПОРАЦИИ И СУЩНОСТЬ КОРПОРАТИВНЫХ ФИНАНСОВ 1. Понятие корпорации В соответствии с современными нормами российского законодательства все юридические лица теперь делятся не только на коммерческие и некоммерческие, но и еще на два вида – корпоративные и унитарные. При этом как коммерческие, так и некоммерческие корпоративные и унитарные юридические лица, могут быть учреждены только в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Таблица 1 – Современная классификация корпоративных и унитарных юридических лиц КОММЕРЧЕСКИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ КОРПОРАТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ Хозяйственные общества • акционерные общества (АО публичные и непубличные) • общества с ограниченной ответственностью (ООО) Хозяйственные товарищества • полные товарищества - товарищества на вере Хозяйственные партнерства Производственные кооперативы Крестьянские (фермерские) хозяйства Потребительские кооперативы Ассоциации (союзы) Общественные организации (партии, профсоюзы, общественные движения и др.) Товарищества собственников недвижимости Нотариальные палаты Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ РФ Общины коренных малочисленных народов РФ УНИТАРНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ Государственные и муниципальные унитарные предприятия Фонды Учреждения (частные, государственные и муниципальные) Автономные некоммерческие организации Религиозные организации Публично-правовые компании Государственные корпорации С юридической точки зрения главным признаком отнесения юридического лица к корпорации является наличие у учредителя юридического лица права участия (членства) в нем, а также формирования высшего органа корпорации – общего собрания участников. Соответственно юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. Однако следует отметить, что на практике в унитарной организации учредитель, законодательно не имея членства, все же обладает безусловным правом на управление. Термин «корпорация» в настоящее время используется достаточно часто и в различных смыслах, что обусловлено сложной природой, постоянным развитием и транснациональностью финансовых отношений. Но на практике не каждую компанию, соответствующую критерию, указанному выше, называют корпорацией. Отметим еще несколько признаков, присущих корпорации в реальной экономике: • принцип бессрочности существования, т.е. неограниченный срок жизни – корпорация может продолжать свою деятельность и после кончины ее основателей и управляющих; • свободная передача акций, высокая ликвидность собственности владельцев – уставный капитал корпораций разделяется на акции, которые, в свою очередь, продать гораздо легче, чем единоличное владение или долю в компании, являющейся товариществом; • принцип ограниченности ответственности – убытки акционеров ограничиваются исключительно фактическими объемами инвестированных ими средств, максимум, чего акционеры могут лишиться при банкротстве корпорации, в акции которой они вложили средства, – это сами акции; • централизованное управление, которое подразумевает обязательность возложения управленческих функций на специализированное управление - единоличный исполнительный орган (один или несколько, действующих независимо друг от друга), в качестве которого может выступать как физическое, так и юридическое лицо; • наличие в структуре органов корпоративного управления наблюдательного или иного совета (например, в АО наблюдательным советом является совет директоров, который совместно с ревизионной комиссией, также являющейся коллегиальным органом управления и осуществляющей контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества, контролирует деятельность исполнительных органов и выполняет иные функции, возложенные на него законом и уставом акционерного общества); • информационная прозрачность (транспарентность) – доступность информации, отсутствие секретности. На сегодня существует несколько разновидностей корпоративных объединений, которые приняты в большинстве стран мира: акционерное общество; общество с ограниченной ответственностью; синдикат; картель; трест; пул; концерн; холдинг; конгломерат; финансово-промышленные группы; транснациональные корпорации. На уровне корпорации не существует какой-либо установленной структуры управления финансами: каждая компания сама определяет структуру управления и место в ней финансовой службы в зависимости от своих размеров, отраслевой специфики, правовой формы организации бизнеса, национальных традиций и пр. Ниже приведен пример структуры организации управления финансами крупной компании в общей системе управления. Рисунок 1 – Пример структуры управления корпорацией Систематизация управления финансами корпорации происходит по центрам финансовой ответственности (ЦФО), которые объединяют в себе структурные подразделения или группу подразделений, осуществляющих определенный набор хозяйственных операций и способных оказывать непосредственное воздействие на финансовый результат компании. Существует следующие типы центров ответственности: Таблица 2 – Виды ЦФО корпорации ЦФО Сфера ответственности структурного подразделения Центр затрат уровень затрат/расходов Центр доходов формирование выручки Центр прибыли формирование прибыли Центр инвестиций инвестиции по направлениям Принадлежность подразделений к различным типам ЦФО определяет соответствующие принципы финансирования, управления и мотивации этих структур. Например, для центров прибыли мотивация сотрудников должна быть от прибыли, для центров затрат – от выполнения бюджета, плана и качества выполняемых работ. 2. Финансы корпораций Финансы – экономические (денежные) отношения, связанных с формированием и использованием капитала, денежных фондов. Это отношения с: • персоналом (выплата з/п), • поставщиками (ресурсы-деньги), • покупателями (товар-деньги), • собственниками (выплата дивидендов), • инвесторами (выплата дохода), • с кредитными организациями (получение кредитных средств и выплата основного долга и процентов), -с государством (уплата налогов, страховых взносов, получение трансфертов). Отличительные признаки финансов: • экономическим содержанием и материальной формой финансов являются деньги (нет денег – нет финансов); • финансы – основной инструмент распределения созданной стоимости; • в процессе распределения стоимости формируются фонды денежных средств; • отношения между разными экономическими субъектами чаще всего имеют неравный характер. Финансовые отношения в корпорациях строятся на основе ряда базовых принципов: • принцип экономической эффективности означает, что расходы по созданию и поддержанию системы управления финансами, а также ее модернизации должны быть экономически оправданными; • принцип хозяйственной самостоятельности означает, что субъект хозяйственной деятельности самостоятельно определяет свои расходы, источники финансирования и направления вложения финансовых средств; • принцип самоокупаемости (самофинансирования) означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции за счѐт прибыли и других собственных источников, инвестирование в развитие производства за счѐт собственных и (или) заѐмных средств; • принцип материальной ответственности означает наличие определѐнной системы и форм ответственности за ведение и результаты хозяйственной деятельности; • принцип обеспечения финансовых резервов означает необходимость формирования резервов и специальных денежных фондов с целью минимизации рисков; • принцип контроля за финансово-хозяйственной деятельностью. Эффективная организация корпоративных финансов возможны только при надлежащей постановке действенного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью. 3. Управление финансами и его информационное обеспечение Управление финансами корпорации – это раздел менеджмента, охватывающий систему принципов, методов и приѐмов регулирования финансовых ресурсов, обеспечивающих достижения тактических и стратегических целей фирмы. Из целого набора возможных целей финансового управления, можно выделить: • максимизацию объемов продаж; • максимизацию прибыли; • максимизацию рыночной стоимости собственного капитала фирмы; • выживание фирмы в условиях конкуренции; - достижение целевой доли на рынке; • достижение стабильности доходов и др. Принципы эффективного управления финансами: 1) плановость – обеспечение соответствия объемов продаж, издержек и инвестиций потребностям рынка, его конъюнктуре, платежеспособному спросу; 2) финансовое соотношение сроков – создание минимального разрыва во времени между получением и использованием финансовых средств; 3) оперативный учет изменений в действующем законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельность, налогообложение, учетный процесс и бухгалтерскую отчетность, влияющих на формирование финансовых показателей; 4) гибкость (маневрирование) – возможность маневра в случае недостижения плановых объемов продаж, превышения плановых затрат по текущей и инвестиционной деятельности; 5) минимизация финансовых издержек – финансирование любых инвестиций и других затрат должно осуществляться самым «дешевым» способом; 6) рациональность – вложение капитала в инвестиции должно иметь более высокую эффективность по сравнению с достигнутым ее уровнем и обеспечить минимальные риски; 7) финансовая устойчивость – обеспечение финансовой независимости (доля собственного капитала не менее 50 %) и способности к своевременному погашению краткосрочных обязательств. Основой информационного обеспечения системы управления финансами являются данные бухгалтерского учета (как финансового, так и управленческого). Стандартизированная и подтвержденная независимыми аудиторами финансовая отчетность остается единственным доступным стороннему инвестору (не инсайдеру) источником информации о финансовом и имущественном положении и результативности финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования. Состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческой организации: а) бухгалтерский баланс; б) отчет о финансовых результатах; в) приложения к ним: 1) отчет об изменениях капитала; 2) отчет о движении денежных средств; 3) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах; 4) отчет о целевом использовании средств; 5) пояснительная записка. ТЕМА 2. УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫМИ ФИНАНСАМИ И ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ 1. Источники и методы финансирования деятельности компании Финансовые ресурсы представляют собой все возможные источники денежных средств (внешние и внутренние), аккумулируемые предприятием для формирования активов в целях осуществления всех видов деятельности. Источники финансирования можно классифицировать по-разному. Таблица 3 – Классификация источников финансирования компании Признак классификации Вид источника Состав источника По принадлежности Собственный • уставный капитал • добавочный капитал • резервный капитал • нераспределенная прибыль • другие фонды собственных средств (амортизационный, ремонтный, фонд развития производства и др.) Заемный • долгосрочные кредиты и займы • краткосрочные кредиты и займы Привлеченный  кредиторская задолженность По срокам Краткосрочный • краткосрочные кредиты и займы • краткосрочная кредиторская задолженность Долгосрочный (перманентный) • собственный (обыкновенные и привилегированные акции, нераспределенная прибыль и прочие фонды собственных средств) • заемный (долгосрочные банковские кредиты, облигационные займы, прочие займы) Методы финансирования предполагают способ мобилизации долгосрочного капитала компании. Возможны следующие методы финансирования: • бюджетное; • банковское; • прямое через механизм финансовых рынков (привлечение средств инвесторов на рыночных условиях: долевое и долговое финансирование); • самофинансирование. 2. Корпоративные финансовые инструменты В наиболее общем виде под финансовым инструментом понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого. Финансовые инструменты подразделяются на первичные (денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям) и вторичные, или производные (финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы). Главным инструментом формирования капитала корпорации (именно АО) выступают долевые ценные бумаги (акции). Размещаться акции могут путем открытой либо закрытой подписки, а также путем предложения действующим акционерам преимущественных прав на приобретение акций. Помимо размещения акций, существует еще ряд корпоративных действий, посредством которых компания меняет состав и/или структуру собственного капитала: дробление, консолидация и выкуп акций. Наиболее распространенной формой привлечения долгосрочных заемных средств является выпуск долговых ценных бумаг – облигаций. Доход по облигациям делится на два вида: • купонный – с заранее известной периодичностью (чаще всего раз в полгода) платится купонная прибыль, таких выпусков большинство на российском рынке (например, все ОФЗ-облигации федерального займа и выпуски крупных компаний); • дисконтный – облигации выпускаются дешевле номинала и тогда прибыль инвестора формируется только за счѐт роста цены облигации по мере приближения к дате погашения. Принципиальное различие между долевыми и долговыми финансовыми инструментами имеет правовую природу: • владельцы акций (акционеры) по сути являются владельцами предприятия и в установленных законом пределах несут ответственность за все риски с ним связанные; • владельцы облигаций (поставщики заемного капитала) являются кредиторами, предоставившими свои средства предприятию во временное и, как правило, возмездное пользование. Кроме того облигации имеют преимущество при реализации имущественных прав их владельцев: • проценты по облигациям выплачиваются независимо от результатов хозяйственной деятельности предприятия; • при делении имущества компании-эмитента в случае ее ликвидации, акционеры могут рассчитывать лишь на ту его часть, которая останется после выплаты долгов. Ценные бумаги могут быть конвертируемыми. Конвертируемая ценная бумага предоставляет ее владельцу на определенных условиях право обмена: • облигации на акции того же эмитента (обыкновенные или привилегированные), • привилегированной акции на обыкновенные акции или облигации того же эмитента. Следует иметь в виду, что сама процедура конвертации не обеспечивает компании дополнительного финансирования, а лишь изменяет структуру долгосрочного капитала. Конвертируемость ценной бумаги дает возможность: • инвестору получить дополнительную выгоду при благоприятной курсовой динамике; • эмитенту позволить себе несколько понизить ставку дохода по конвертируемой облигации либо привилегированной акции вследствие более высокой привлекательности ценной бумаги и, тем самым, «сэкономить» на стоимости привлекаемых ресурсов. 3. Концепции временной стоимости денег в управлении корпоративными финансами В процессе функционирования компании осуществляют разнообразные финансовые операции, приводящие к приращению денег в виде процентных сумм либо к получению дисконтной выгоды. Основные виды финансовых операций: • предоставление кредита клиенту коммерческого банка; • предоставление коммерческого кредита; • предоставление имущества в аренду; • размещение денежных средств на депозитах; • учет векселей в банке; • инвестиции денежных средств в ценные бумаги. Финансовые операции могут характеризироваться различной продолжительностью, поэтому при оценке финансовых операций особая роль отводится фактору времени. В финансовых вычислениях используют понятие временной ценности денег, которая утверждает, что одинаковые по величине суммы, поступающие в различные моменты времени, различаются по своей ценности. Тысяча рублей сегодня ценнее, чем через год. И наоборот, тысяча рублей через год может быть ценнее, чем сегодня при удачном вложении средств. Таким образом, временную ценность денег можно рассматривать в двух аспектах. Первый связан с обесценением денежной наличности с течением времени. Второй аспект связан с обращением денежных средств. Т.е. существуют различные варианты вложения капитала и получения дохода, среди которых выбирается наиболее выгодный. Логику финансовых операций схематично можно изобразить следующим образом: Настоящее Будущее Исходная сумма денег Накопленная сумма денег Ставка процента Приведенная сумма денег Ожидаемая сумма денег Ставка дисконта (учетная ставка) Простейшим видом финансовой сделки является однократное предоставление в долг некоторой суммы с условием, что через какое-то время t будет возвращена большая сумма. Процесс, в котором заданы исходная сумма (PV) и процентная ставка (r), в финансовых вычислениях называется процессом наращения. Наращенная сумма (FV) рассчитывается по формуле: FV = PV+ PVr = PV (1+ r) (1) Экономический смысл данной финансовой операции – величина FV показывает будущую стоимость сегодняшней величины PV при заданном уровне доходности r. Процесс, обратный наращению, в котором заданы ожидаемая в будущем к получению (возвращаемая) сумма (FV) и учетная ставка (d), называется процессом дисконтирования. Дисконтированная сумма рассчитывается по формуле: PV = FV- FVd = FV (1- d) (2) А если известна процентная ставка (r), то дисконтированная сумма рассчитывается по формуле: PV = FV / (1+ r) (3) Экономический смысл дисконтирования – величина PV показывает сегодняшнюю стоимость будущей величины FV. Ставки r и d взаимосвязаны, зная один показатель, можно рассчитать второй: r или d (4) Предоставляя свои денежные средства в долг, их владелец получает определенный доход в виде процентов, начисляемых по некоторому алгоритму в течение определенного промежутка времени. Стандартным временным интервалом в финансовых операциях является 1 год. Существуют две основные схемы начисления процентов – простая и сложная. Схема простых процентов предполагает неизменность базы, с которой происходит начисление: Rп= P (1 + r  t), (5) где Rп – наращенная сумма по схеме простых процентов, P – исходная сумма, r – доходность в долях, t – период финансовой операции (количество лет). Обычно метод наращения по простым процентам используют при краткосрочных финансовых операциях, срок которых менее года. Тогда период начисления процентов t является дробным числом и выражается в виде отношения продолжительности финансовой операции: • в месяцах (m) к числу месяцев в году, т.е. t : Rп = P ) (6) • в днях (n) к числу дней в году (k), т.е. t : Rп = P ) (7) В схеме сложных процентов очередной годовой доход исчисляется с общей суммы, включающей ранее начисленные проценты, т.е. база, с которой начисляются проценты, все время возрастает. Присоединение накопленных процентов к базе начисления называется капитализацией. Схема сложных процентов: Rс = P (1+ r)t (8) где Rс – наращенная сумма по схеме сложных процентов. Чаще всего начисления по сложным процентам в рамках года происходят более чем 1 раз в год (например, по полугодиям, поквартально, помесячно), т.е. с капитализацией. Тогда формула (8) примет вид: Rс = P (1+ r/s)t×s (9) где s – количество начислений за год. Использование в расчетах сложного процента в случае многократного его начисления более выгодно, чем использование простого процента, поскольку в этом случае капитал, генерирующий доходы, постоянно возрастает. Условия кредитных сделок могут включать как годовую номинальную ставку с уточнением периода начисления (по дням, месяцам, кварталам, полугодиям), так и эффективную процентную ставку. Номинальной называется процентная ставка, используемая для расчетов и фиксируемая в контракте или договоре. Эффективная процентная ставка измеряет тот реальный относительный доход, который в целом извлекают за год от начисленных процентов. То есть она учитывает внутригодовую капитализацию и показывает, какую в итоге годовую выгоду в процентах получил кредитор. Формула расчета эффективной процентной ставки: rэф 1 (10) При начислениях процентов чаще, чем 1 раз в год, эффективная ставка всегда выше номинальной. И чем больше начислений за период, тем выше эффективная ставка. Часто финансовые потоки представляют собой последовательные фиксированные платежи, производимые через равные промежутки времени. Такие потоки называются финансовой рентой или аннуитетом. Так, большинство банков предлагает для своих клиентов выплату кредита при использовании равнозначных (аннуитетных) платежей. Они предполагают, что каждый месяц клиентом производится оплата одной и той же суммы в течение всего кредитного периода в счет погашения долгового обязательства, по которому регулярно выплачивается не только проценты, но и некоторая часть основной суммы задолженности («тела» кредита). Различают ренты: - постнумерандо (обычные) – ренты, платежи по которым производятся в конце соответствующих периодов (года, полугодия и т.д.); – пренумерандо – ренты, платежи по которым осуществляются в начале этих периодов. Формула определения размера аннуитетного платежа имеет вид: R = K×If (11) где R – размер платежей в счет погашения долга; К – размер долга (кредита); If – коэффициент текущей стоимости аннуитета. Если аннуитет имеет форму ежемесячных платежей, то аннуитетный коэффициент рассчитывается по формуле: If , где (12) 3. Прибыль корпорации Категория прибыли относится к общеэкономическим категориям и в самом общем виде может быть определена как разница между совокупными доходами компании и ее совокупными расходами. Различают несколько видов прибыли. Таблица 4 – Классификация показателей прибыли Признак классификации Вид прибыли Характеристика 1. по видам хозяйственной деятельности • прибыль от основной (текущей) деятельности; • прибыль от инвестиционной деятельности; • прибыль от финансовой деятельности 2. по порядку формирования • валовая (маржинальная) прибыль; • прибыль от продаж; • прибыль до налогообложения; • чистая прибыль 3. по источникам формирования • прибыль от обычных видов деятельности; • сальдо прочих доходов и расходов прибыль от продаж; прибыль от прочих деятельности видов 4. по характеру налогообложения • налогооблагаемая; • не облагаемая налогом (льготируемая прибыль) 5. по степени учета инфляционного фактора • номинальная; • реальная без учета инфляции; скорректированная на инфляции в отчетном периоде темп 6. по экономическому содержанию • бухгалтерская; • экономическая определяется как разность между доходами и текущими явными затратами, отраженными в системе бухгалтерского учета; при ее расчете учитываются не только явные затраты, но и неявные, не отражаемые в бухгалтерском учете 7. по характеру использования • потребляемая; • капитализированная (нераспределенная) часть чистой прибыли, расходуемая на выплату дивидендов акционерам и учредителям; часть чистой прибыли, направляемая на финансирование прироста активов предприятия Рисунок 2 – Модель формирования финансовых результатов Конечным финансовым результатом, представляющим наибольший интерес для собственников организации, является чистая прибыль, остающаяся в их распоряжении после расчетов с бюджетом по налогам и обязательным платежам. Чистая прибыль корпорации представляет собой основной финансовый результат, на который ориентируются потенциальные инвесторы. Право распоряжаться чистой прибылью имеют собственники хозяйствующего субъекта. Выделяют 3 основных направления распределения прибыли, сгенерированной корпорацией: • реинвестирование в деятельность корпорации, • распределение между собственниками, • на социальные нужды и материальное поощрение. ТЕМА 3. ОБОРОТНЫЙ И ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ КОРПОРАЦИИ И КРАТКОСРОЧНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ 1. Экономическое содержание, структура и источники финансирования оборотных активов организации С управленческой точки зрения оборотные активы представляют собой ту часть активов предприятия, в отношении которой существуют административные намерения обратить ее в денежные средства, либо полностью использовать в процессе производства и реализации продукции в течение 1 года, либо одного производственного цикла, если последний дольше года. В российской практике принято подразделять оборотный капитал на оборотные производственные фонды и фонды обращения. Оборотные производственные фонды включают в себя вещественные элементы (сырье, материалы и пр.) и расходы будущих периодов. Фонды обращения состоят из готовой продукции, дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений и денежных средств предприятия. По степени ликвидности оборотные активы могут существенно отличаться друг от друга. По мере убывания ликвидности их можно сгруппировать следующим образом: • денежные средства; • высоколиквидные финансовые вложения; • дебиторская задолженность; • готовая продукция; • запасы; • расходы будущих периодов; - прочие. Состав оборотных активов показывает, из каких частей и отдельных элементов они состоят. Структура оборотных активов отражает соотношения (в виде долей, процентов), которые складываются между составными частями оборотных активов предприятия или отдельными их элементами. Состав и структура оборотных средств зависят от отраслевой принадлежности организации, вида деятельности, политики предприятия в области управления оборотными активами, общеэкономической ситуации и др. факторов. Теоретически источниками финансирования инвестиций в оборотный капитал могут служить любые источники финансовых ресурсов предприятия, как краткосрочные, так и долгосрочные. Однако вид конкретного источника накладывает ограничения на его использование при финансировании оборотного капитала. Так, уставный капитал и добавочный капитал в денежной части используются для финансирования оборотных средств, как правило, лишь на начальном этапе деятельности предприятия, когда иных источников для авансирования средств в основной и оборотный капитал у предприятия просто не существует. Нераспределенная прибыль предприятия представляет собой основной собственный источник формирования оборотного капитала в силу своей гибкости: при снижении потребности в оборотном капитале высвободившиеся средства могут легко быть направлены на другие инвестиционные нужды либо на потребление. Присутствие в составе источников формирования оборотных средств прибыли компании свидетельствует о дополнительной финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе и снижении риска потери ликвидности в краткосрочной. Однако финансирование инвестиций в оборотный капитал только за счет собственных источников только на первый взгляд является выгодным. Использование заемных источников средств повышает рентабельность собственного капитала компании. Поэтому нахождение оптимального соотношения между различными источниками финансирования представляет собой важную задачу управления финансами компании. Таблица 5 – Различия между собственным и заемным капиталом компании Признак Источник финансирования Собственный Заемный Непосредственное право на участие в управлении предприятием Дает такое право Не дает такого права Отношение к финансовому риску Увеличение доли собственного капитала снижает финансовый риск Увеличение доли заемного капитала увеличивает финансовый риск Право на получение прибыли По остаточному принципу Первоочередные Очередность удовлетворения требований при банкротстве По остаточному принципу Первоочередные Срок и условия оплаты и возврата капитала Однозначно не установлены Четко определены кредитным соглашением Основное направление финансирования Долгосрочные активы Краткосрочные активы Снижение налога на прибыль за счет отнесения финансовых издержек на затраты Такая возможность отсутствует Такая возможность присутствует Источники финансирования Внутренние и внешние источники Внешние источники финансирования (за исключением кредиторской задолженности) Связь дохода владельца капитала с прибыльностью предприятия Доход владельца капитала непосредственно связан с финансовым результатом Доход владельца капитала не связан с финансовым результатом 2. Стратегии (модели) краткосрочного финансирования Определение оптимального соотношения между источниками финансирования деятельности компании невозможно без классификации краткосрочных источников в зависимости от их стоимости. По этому признаку источники финансирования оборотных средств можно условно поделить на три основные группы: • устойчивые пассивы могут рассматриваться, как безвозмездные при условии соблюдения сроков оплаты; • задолженность по счетам поставщиков является безвозмездной лишь внешне, так как поставщики продукции в кредит объективно должны закладывать в цену продукции стоимость финансирования средств, отвлеченных в дебиторскую задолженность; • краткосрочные банковские кредиты и иные заимствования финансового характера являются по определению возмездными, так как их стоимость выражена в явном виде. В соответствии с периодом функционирования оборотных активов выделяют постоянную (системную) и переменную (варьирующую) их части. Постоянную часть оборотных активов можно рассматривать как минимально необходимую величину оборотных активов, требующуюся компании для поддержания непрерывной хозяйственной деятельности, ее величина определяется особенностями хозяйственной деятельности компании и не изменяется на протяжении достаточно длительного периода времени. Переменная часть возникает по мере необходимости и отражает изменение текущей (сезонной) потребности в оборотных активах, определяемой рыночной конъюнктурой, периодическими колебаниями, текущей хозяйственной ситуацией в компании и т.п. С точки зрения финансирования оборотных активов, т.е. с позиций оборотного капитала, постоянная часть оборотных активов теоретически может финансироваться за счет любых источников – долгосрочных либо краткосрочных. Решающими доводами в пользу выбора источника финансирования должны быть соображения риска и стоимости. Поскольку и риск, и стоимость долгосрочных источников ниже, чем краткосрочных, наиболее приемлемым вариантом финансирования постоянной части оборотных активов является финансирование за счет долгосрочных источников. Краткосрочная (сезонная) потребность в оборотных средствах должна покрываться за счет краткосрочных источников. Тем не менее, этот подход трудно осуществить на практике в силу наличия фактора делового риска. Как следствие на практике реализуются две другие стратегии финансирования оборотных активов: • консервативная, используемая при недостаточной обеспеченности внешним краткосрочным финансированием. В этом случае не только постоянная потребность в оборотных активах, но и часть переменной потребности финансируются за счет долгосрочных источников. С одной стороны, в периоды сезонных спадов компания будет оплачивать долгосрочные платные источники, которые она не использует. С другой стороны консервативный подход обеспечивает большую финансовую устойчивость; • агрессивная, при которой не только сезонная потребность в оборотных активах, но и часть постоянной финансируются за счет краткосрочных заемных источников. Это позволяет фирме «сэкономить» на стоимости привлекаемых ресурсов. Однако происходит это за счет повышения риска: по истечении срока краткосрочного кредита его придется рефинансировать. Это может оказаться весьма дорогостоящим, либо просто невозможным при резком ухудшении финансового положения фирмы. 3. Производственный и финансовый циклы организации Период полного оборота всей суммы оборотных активов, в процессе которого происходит смена отдельных их видов, представляет собой операционный цикл, включающий в себя период от вложений денежных средств в запасы сырья и материалов до поступления денежных средств от дебиторов в качестве выручки за реализованную продукцию. То есть операционный цикл характеризует общее время, в течение которого финансовые ресурсы «омертвлены» в запасах и дебиторской задолженности. В рамках операционного цикла выделяют производственный и финансовый цикл предприятия (цикл денежного оборота). Производственный цикл характеризует период полного оборота материальных элементов оборотных активов, используемых для обслуживания производственного процесса, начиная с момента поступления сырья и материалов на предприятие и заканчивая моментом отгрузки готовой продукции покупателям. Продолжительность производственного цикла складывается из продолжительности оборота сырья и материалов, продолжительности оборота незавершенного производства и готовой продукции. Финансовый цикл (цикл денежного оборота) представляет собой период полного оборота денежных средств, инвестированных в оборотные активы, начиная с момента погашения кредиторской задолженности за полученные сырье и материалы и заканчивая поступлением дебиторской задолженности за поставленную готовую продукцию. То есть это период времени, в течение которого денежные средства организации отвлечены из ее оборота. Поскольку предприятие оплачивает счета поставщиков с временным лагом, финансовый цикл меньше на среднее время обращения кредиторской задолженности. Минимизация продолжительности финансового цикла возможна за счет: 1) сокращения периода обращения дебиторской задолженности; 2) увеличения периода обращения кредиторской задолженности. Однако организация не может позволить себе бесконтрольно снижать период обращения дебиторской задолженности и увеличивать период обращения кредиторской задолженности. Первое приведет к тому, что организация начнет терять клиентов, у которых окажется недостаточно собственных оборотных средств, чтобы компенсировать сокращение периода оборачиваемости их кредиторской задолженности. Растягивание же счетов к получению (кредиторской задолженности) приведет к тому, что поставщики окажутся вынуждены финансировать из собственных средств увеличившуюся продолжительность собственного финансового цикла, в конечном счете, это приведет к увеличению отпускных цен. 4. Основной капитал корпорации и источники его финансирования Категория основного капитала по своему содержанию является общеэкономической и объединяет долгосрочные по своему характеру активы предприятия, в процессе производственной или иной деятельности, переносящие свою стоимость на стоимость произведенной продукции постепенно, путем начисления амортизации. В соответствии с ПБУ 6/01 к основным средствам относятся активы единовременно удовлетворяющие следующим условиям: а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации; б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов; г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. В большинстве компаний к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты. Одним из наиболее важных в финансовом отношении решений является определение срока экономической жизни объекта основных средств. В самом общем плане под сроком экономической жизни понимается период времени, в течение которого амортизируемый актив используется в бизнесе. Недооценка, равно, как и переоценка срока экономической жизни объекта может существенно отражаться на финансовых результатах компании: • занижение срока экономической жизни объекта основных средств имеет следствием завышение амортизационных отчислений и, соответственно, занижение прибыли; • завышение срока имеет следствием завышенную прибыль, что, при условии направления последней на потребление либо инвестиции в непрофильные активы, может иметь следствием недостаточность финансовых ресурсов даже для простого воспроизводства. Правильно выбранный метод начисления амортизации играет важную роль в управлении финансами: помимо обеспечения стабильности и предсказуемости финансового результата, что уже отмечалось выше, он позволяет по возможности избежать "проедания" инвестиционных ресурсов, выполняя, таким образом, контрольную функцию. В рамках современных подходов к организации финансов корпораций амортизационные отчисления представляет собой часть денежного поток предприятия, который равен сумме амортизации и прибыли. Именно денежный поток и служит источником инвестиций; амортизационная политика предприятия лишь определяет, какую часть денежного потока составляет прибыль, а какую – амортизация, т.е. возмещение ранее сделанных капитальных инвестиций. Более того, амортизационные отчисления не обособляются, а остаются в обороте предприятий, что не гарантирует их использования на цели реинвестирования в основной капитал. «Золотое правило финансов» звучит следующим образом: источники финансирования должны иметь срочность, соизмеримую со срочностью активов, для финансирования которых они привлекаются. Применительно к инвестициям в основные средства это означает, что источниками финансирования должны быть долгосрочные пассивы; причем сочетание собственных и заемных средств должно определяться на основе компромисса между финансовым риском и финансовой эффективностью. Преобладание собственных источников финансирования снижает финансовые риски, однако удорожает финансирование. Привлечение заемных средств увеличивает риск, связанный с необходимостью выплачивать проценты кредиторам вне зависимости от результатов хозяйственной деятельности. ТЕМА 4. ФИНАНСОВАЯ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КОРПОРАЦИИ 1. Инструменты долгового финансирования Различия в экономической природе использования средств долевого и долгового финансирования заключаются в том, что, если акционеры являются владельцами предприятия и в установленных законом пределах несут ответственность за все риски с ним связанные, то поставщики заемного капитала являются кредиторами, предоставившими свои средства предприятию во временное и, как правило, возмездное пользование. К основным видам (инструментам) долгового финансирования относятся: • облигационное финансирование; - ссудное финансирование; - арендное финансирование. Наиболее распространенной формой привлечения долгосрочных заемных средств является выпуск долговых ценных бумаг – облигаций. Основные преимущества выпуска облигаций для компании-эмитента: • фиксированная процентная ставка; • дешевизна этого способа финансирования по сравнению с другими (выпуском акций, банковскими ссудами), более низкая стоимость заемного финансирования в целом обусловлена более низкими рисками, которые несет кредитор по сравнению с поставщиками собственного капитала; • отсутствие угрозы вмешательства держателей-кредиторов в управление финансово-хозяйственной деятельностью заемщика; • характер издержек, связанных с привлечением средств: если при банковском кредитовании основная часть подобных издержек носит переменный характер, то при размещении облигационного займа значительная часть издержек постоянна, то есть не зависит от объема привлекаемых средств. Это делает облигационные займы особенно привлекательными при значительных объемах заимствования. Что касается ссудного финансирования, то по сравнению с долговыми ценными бумагами, срочные ссуды имеют ряд преимуществ, в некоторых случаях компенсирующих их основные недостатки. Это, в первую очередь, большая оперативность в привлечении средств, большая гибкость и существенно более низкие фиксированные издержки. Гибкость такого инструмента финансирования, как срочные ссуды, связана прежде всего с тем, что при необходимости изменения, скажем, условий кредитования, необходимо договариваться с одним кредитором, а не с множеством держателей облигаций, что намного сложнее. Наконец, для многих мелких фирм облигационные кредиты являются просто недоступными. Альтернативой приобретения предприятием капитальных активов в собственность является долгосрочная (финансовая) аренда или лизинг. В отличие от обычной аренды (например, офисного помещения), финансовая аренда (лизинг) представляет собой форму заемного финансирования, при которой кредитование осуществляется не денежными средствами, а имуществом. Классический лизинг предусматривает участие в нем трех сторон: лизингодателя; лизингополучателя; продавца (поставщика) имущества. Суть лизинговой операции заключается в следующем: лизингополучатель выбирает продавца, располагающего необходимым ему имуществом и обращается в лизинговую компанию (лизингодатель), которая приобретает это имущество в собственность и передает его лизингополучателю во временное владение и пользование за оговоренную в договоре лизинга плату. По окончании срока действия договора в зависимости от его условий имущество возвращается лизингодателю или переходит в пользование лизингополучателя. В случае реализации дорогостоящих проектов число участников сделки может увеличиваться за счет привлечения лизингодателем к сделке дополнительных источников финансовых средств (банков, страховых компаний, инвестиционных фондов и пр.). Основное отличие лизинговой операции от обычной аренды с финансовой точки зрения следующее: если арендная плата определяется прежде всего уровнем спроса и предложения, то лизинговые платежи рассчитываются с учетом необходимости возмещения лизингодателю как стоимости лизингового имущества, так и процентов по кредиту, то есть непосредственно зависят от уровня процентных ставок. 2. Концепция стоимости капитала Концепция стоимости капитала утверждает, что каждый источник долгосрочного финансирования имеет свою стоимость, которые надо перечислить владельцам, предоставившим финансовые ресурсы. Стоимость капитала предприятия представляет собой средневзвешенную стоимость отдельных источников финансирования: Цена капитала (СС) - показатель, характеризующий относительный уровень общей суммы расходов по обслуживанию всех источников капитала, рассчитывается по формуле: СС =  Цi di/100, (13) где Цi – цена i-го источника средств, di - удельный вес i–го источника средств в общей их сумме. Концепция стоимости капитала не сводится только к исчислению относительной величины стоимости всех источников средств компании, но также характеризует тот уровень рентабельности (доходности) инвестированного капитала, который должно обеспечивать предприятие, чтобы не уменьшить свою рыночную стоимость. Экономический смысл данного показателя: предприятие может принимать любые решения инвестиционного характера, уровень рентабельности которых не ниже СС. 3.Инвестиционная деятельность корпорации Инвестирование представляет собой один из наиболее важных аспектов деятельности любой динамично развивающейся коммерческой организации, руководство которой отдает приоритет рентабельности с позиции долгосрочной, а не краткосрочной перспективы. Долгосрочные инвестиции предприятия могут включать инвестиции: • в различные ценные бумаги, как долевые, так и долговые; • в материальные и нематериальные внеоборотные активы; - в дочерние структуры; - другие направления. Инвестиционная деятельность корпорации носит объективный характер и продиктована необходимостью увеличения стоимости бизнеса в долгосрочной перспективе, которое невозможно без эффективного вложения финансовых ресурсов корпорации. Под инвестициями понимают любое вложение капитала корпорации с целью получения прибыли и прироста ее рыночной стоимости. Соответственно, инвестиционная деятельность корпорации – это поиск направлений инвестирования, оценка экономической эффективности проектов, принятие решений о вложении, а также мониторинг и контроль проектов после их принятия. Реальные инвестиции корпорации, чаще всего, осуществляются на: 1. Техническое перевооружение и модернизацию. 2. Открытие нового производства или дополнительной производственной линии. 3. Замену старого оборудования на новое, более производительное. 4. Покупку производственного комплекса. 5. Строительство нового объекта. 6. Вложение в покупку лицензий, патентов, авторских прав и др. нематериальных активов путем разработки новой научно-технической продукции в рамках самого предприятия или же покупки патентов, авторских прав у других. Подавляющая часть компаний обычно имеет дело не с отдельными проектами, а с портфелем возможных в принципе инвестиций. Отбор и реализация проектов из этого портфеля осуществляются в рамках составления бюджета капиталовложений. При разработке бюджета необходимо учитывать ряд исходных предпосылок, в том числе следующего характера: • проекты могут быть как независимыми, так и альтернативными; • включение очередного проекта в бюджет капиталовложений предполагает нахождение источника его финансирования; • стоимость капитала, используемая для оценки проектов на предмет их включения в бюджет, не обязательно одинакова для всех проектов, в частности, она может меняться в зависимости от степени риска, ассоциируемого с тем или иным проектом; • с ростом объема предполагаемых капиталовложений стоимость капитала меняется в сторону увеличения, поэтому число проектов, принимаемых к финансированию, не может быть бесконечно большим; Любое инвестиционное предложение должно рассматриваться с точки зрения величины будущих доходов и риска (неопределенности), ассоциируемых с их извлечением. Соответственно, оценка будущих доходов от инвестиций производится на основе концепции временной стоимости денег и процедуры дисконтирования.
«Понятие корпорации и сущность корпоративных финансов» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 400 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot