Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Понятие капитала и инвестиций фирмы

  • 👀 2069 просмотров
  • 📌 2008 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Понятие капитала и инвестиций фирмы
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Понятие капитала и инвестиций фирмы» doc
1. Понятие капитала и инвестиций фирмы Капитал – это один из основных экономических ресурсов (факторов производства) наряду с трудом, природными ресурсами и предпринимательскими способностями. Капитал находится в кругообороте, принимая три функциональные формы: денежную, производственную и товарную. Конечный результат функционирования капитала – производство прибавочной стоимости (дохода, прибыли). Капитал фирмы (предприятия) во всех его формах представлен ее имуществом, а стоимость капитала – стоимостью имущества предприятия. Состав капитала, как и состав имущества включает в себя: 1) основной капитал: ◦ основные средства всех видов и форм (здания, сооружения, оборудование, земельные участки и т. д.); ◦ нематериальные активы, отраженные в балансе (различные права пользования, имущественные права, права на интеллектуальную собственность (патенты, лицензии) и т. п.); 2) оборотный капитал: ◦ запасы и затраты (все производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов, готовая продукция на складе и т. д.); ◦ денежные средства (касса, счета в банках); ◦ прочие финансовые активы (краткосрочные (срок менее 1 года) финансовые вложения фирмы в доходные активы (акции, облигации и др. ценные бумаги) других предприятий и организаций, банковские краткосрочные депозиты, стоимость отгруженных товаров, дебиторская задолженность и др.); 3) инвестиционный капитал: ◦ капитальные вложения и авансы, включая стоимость незавершенного капитального строительства и неустановленного оборудования; ◦ долгосрочные (срок более 1 года) финансовые вложения фирмы в доходные активы (акции, облигации и др. ценные бумаги) других предприятий и организаций, банковские долгосрочные депозиты, вклады в уставные фонды других предприятий и т. д.; ◦ износ основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности или долгосрочной аренды с правом выкупа – амортизационные отчисления. С точки зрения учета капитал представляется натуральными и финансовыми активами предприятия. С позиции отношений собственности весь капитал делится на собственный и заемный, т. е. привлеченный со стороны в виде займов (задолженности), кредитов или на правах траста (управление имуществом других предприятий, организаций и физических лиц по договору в интересах собственника). Наличие капитала – это необходимое условие начала производственно-хозяйственной деятельности предприятия. На момент создания фирмы формируется ее уставный капитал в виде любых форм взносов собственников предприятия. В случае акционерной формы собственности, на величину уставного капитала выпускаются акции или временный сертификаты, которые продаются собственникам-акционерам (первичная эмиссия). В процессе развития фирмы уставный капитал может быть расширен, как за счет своих средств (чистой прибыли и амортизации) и роста стоимости своих акций, так и за счет привлечения дополнительного капитала путем продажи своих акций на рынке ценных бумаг (вторичная эмиссия). Инвестиционным капиталом предприятия называются дополнительные денежные средства, направляемые на его воспроизводство (простое или расширенное). Инвестиционный капитал расходуется на покупку (создание) элементов производства (рабочей силы, основных фондов, производственных запасов и пр.). Превращение сбережений в инвестиции может быть прямым и косвенным. Прямо превращаются в инвестиции могут собственные сбережения предприятия (нераспределенная прибыль и амортизация). Косвенный путь превращения чужих сбережений в инвестиции возможен через рынок капиталов. Соответственно объектами инвестиций могут быть: 1) капитальные товары (объекты основных и оборотных фондов), в этом случае инвестиции называются капитальными вложениями; 2) ценные бумаги различных видов и другие долгосрочные или краткосрочные вложения, в этом случае инвестиции называются финансовыми вкладами. Различают два вида структуры капитальных вложений: воспроизводственную и технологическую, которые имеют свою специфику в горной промышленности. Воспроизводственная структура – удельный вес капитальных вложений по направлениям (формам) воспроизводства основных фондов: ◦ новое строительство (строительство новой шахты или карьера); ◦ расширение мощностей (комплекс капитальных работ, в результате которых увеличивается производственная мощность шахты без изменения прежнего общего технического уровня – это, как правило, прирезка дополнительных запасов и ввод новых очистных участков); ◦ реконструкция (комплекс капитальных работ, в результате которых существенно улучшаются основные технико-экономических показатели шахты); ◦ техническое перевооружение (комплекс капитальных работ по обновлению активной части основных производственных фондов); ◦ поддержание производственных мощностей (комплекс капитальных работ по подготовке новых горизонтов, участков, лав, вводящихся взамен действующих, отработавших свои запасы; часть работ по поддержанию мощностей содержит в себе элементы реконструкции и технического перевооружения). Особенностью воспроизводственной структуры капитальных вложений на горных предприятиях является большой удельный вес вложений в поддержание мощностей. Технологическая структура – удельный вес капитальных вложений по направлениям затрат в общей их стоимости: ◦ строительно-монтажные работы (СМР); ◦ оборудования, рабочий инструмент, инвентарь; ◦ прочие работы и затраты. Технологическая структура капвложений на горных предприятиях также имеет свои особенности. Затраты на СМР связаны с сооружением объектов на поверхности шахты и проведением горных выработок. К ним же относят работы по монтажу оборудования. Большая часть стоимости СМР направляется на формирование пассивной части основных производственных фондов горного предприятия. Доля СМР в инвестиционных затратах горных предприятий может достигать 60% и более. 2. Основные понятия и определения инвестиционной деятельности Инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Инвестиционная деятельность – это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Объекты инвестиционной деятельности – это вновь создаваемые или модернизируемые основные фонды и оборотные средства, а также ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, имущественные права и права на интеллектуальную собственность и другие объекты. Субъекты инвестиционной деятельности. Инвесторы – осуществляют вложения с использованием собственных и заемных средств. Инвесторами могут быть физические, юридические лица, государственные органы, иностранные субъекты и т. д. Заказчики – уполномоченные инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют практические действия в ходе инвестиционной деятельности. Подрядчики – физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору или государственному контракту. Пользователи – физические и юридические лица, государственные органы, зарубежные государства, для которых создаются объекты инвестирования. Классификация инвестиций. По объектам вложения инвестированного капитала. 1. Реальные инвестиции – это вложения средств в активы предприятия. Это запуск нового предприятия, строительство, оснащение новым оборудованием, модернизация производства, вложения в социальную сферу, вложения в оборотные средства, в нематериальные активы. Вложения в нематериальные активы опережает вложения в основные средства (сейчас). Венчурные инвестиции (рисковые) – несколько инвесторов совместно финансируют интересные проекты (покупая акции). 2. Финансовые инвестиции (портфельные) – это приобретения активов в виде ценных бумаг (акции, облигации и т.п.), банковские депозиты. По периоду инвестирования: 1. Краткосрочные – до 1 года – вложения в оборотные средства, вложения в банк, покупка ценных бумаг, короткий кредит. 2. Долгосрочные – более года – вложения в основные средства и нематериальные активы, покупка акций. По характеру участия в инвестиционном процессе: 1. Прямые – это инвестиции непосредственно в материальный объект в виде ценных бумаг. 2. Непрямые – вложения через посредника. По форме собственности инвестируемого капитала: 1. Частные инвестиции – вложения физических и юридических лиц. 2. Государственные – вложения бюджетов всех уровней и государственных предприятий. 3. Иностранные. 4. Совместные – любые сочетания вышеперечисленных инвестиций. Все инвесторы стремятся достичь следующих целей: эффективности (доходности), безопасности, оптимальности роста, ликвидности. Методы достижения этих целей для реальных и финансовых инвестиций различны. Однако, следует знать, что инвестиционная стратегия фирмы взаимосвязывает политику капитальных и финансовых вложений, так как последние являются источником первых. Кроме того, политика капитальных вложений, как части инвестиций, связана с движением всего капитала фирмы (собственного и заемного), а также с ее финансовым состоянием (платежеспособностью, деловой активностью, финансовой устойчивостью, ликвидностью активов, прибыльностью, эффективностью). Управление инвестициями и капиталом фирмы требует разработки плана капитальных вложений и плана привлечения дополнительного капитала со стороны (кредиты и доходы по финансовым вложениям, эмиссия). Этим занимаются специалисты по инвестиционному и финансовому менеджменту. Выбор и оценка инвестиций на всех этапах реализации капитальных вложений требует осуществления экономико-инженерных расчетов их эффективности и оценки капитала фирмы с учетом его будущей доходности. Эти расчеты необходимы для работы с банками, фондовыми конторами (биржами), венчурными фирмами и другими рыночными структурами на рынке инвестиционного капитала. 3. Цена капитала. Элементы теории САРМ Ряд специалистов по управлению финансами с начала 60-х гг. изучали вопрос связи риска и доходности инвестиций (в первую очередь в ценные бумаги). В результате было разработано несколько теорий, характеризующих эту взаимосвязь. Одной из них является модель оценки доходности финансовых активов САРМ (Capital Asset Pricing Model). К ней независимо друг от друга пришли несколько авторов, в том числе Уильям Шарп (Нобелевская премия 1990 г.). Основная идея теории (с учетом ряда допущений) состоит в следующем: требуемая доходность для любого вида рисковых активов представляет собой функцию трех переменных – безрисковой доходности, средней доходности на рынке ценных бумаг и индекса колеблемости доходности данного финансового актива по отношению к доходности на рынке в среднем. CAPM имеет важное значение как для определения общей цены капитала фирмы, так и требуемой доходности для отдельных проектов, осуществляемых в рамках фирмы. Стоимость капитала (СС, Cost of Capital) – сумма средств, которую нужно уплатить за использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженная в процентах к этому объему. Средневзвешенная стоимость капитала предприятия (WACC) – уровень затрат для поддержания экономического потенциала предприятия при сложившейся структуре капитала. Значение WACC часто рассматривается как ставка отдачи от инвестиций, которая необходима, чтобы удовлетворить ожидания инвесторов и кредиторов. Этот показатель характеризует норму рентабельности инвестиционного капитала, которую должна обеспечить фирма, чтобы не уменьшить свою рыночную стоимость. Стоимость капитала определяется по каждому источнику финансирования (заемный капитал, акционерный капитал, отложенная прибыль). Цена акционерного капитала. Цена источника «привилегированные акции». где: D – годовой размер дивидендов на акцию; P – стоимость акции за вычетом затрат на размещение. Цена источника «обыкновенные акции» (по теории CAPM, есть и другие способы оценки). Cs = CRF + ∙(Cм – CRF) где: CRF – доходность безрисковых ценных бумаг (вложений); Cм – доходность в среднем на рынке ценных бумаг в текущем периоде;  – -коэффициент, мера рыночного риска оцениваемых акции. -коэффициент – важный элемент теории САРМ, измеряет изменчивость доходности акций по отношению к доходности среднерыночного портфеля. В теории САРМ поясняется, что по этой же формуле может быть рассчитана цена нераспределенной прибыли. Цена источника «обыкновенные акции нового выпуска». где: D1 – ожидаемые дивиденды; P0 – цена акции (по условиям первичной эмиссии); F – уровень затрат на размещение акций (в долях единицы); g – ожидаемые темпы прироста дивидендов, %. Покупатель акций нового выпуска ожидает тот же поток дивидендов, что и держатель акций предыдущих выпусков. Однако компания от продажи акций нового выпуска получит (из-за затрат на размещение) меньшее количество денег. Поэтому средства, полученные от продажи новых акций должны «работать сильнее», чтобы «произвести» требуемый уровень доходов. Цена заемного капитала. Цена кредиторской задолженности обычно определяется умножением процентной ставки по кредиту или займу на величину 1 – ETR, где ETR – ставка налогообложения. Средневзвешенная стоимость капитала фирмы рассчитывается по формуле: WACC = we · Ce + wP · CP + wD · CD · (1 – ETR) где: wE – вес собственного капитала; Ce – стоимость собственного капитала; wP – вес привилегированных акций; CP – стоимость привилегированных акций; wD – вес заемного капитала; CD – стоимость обслуживания долга; ETR – ставка налогообложения (налог на прибыль). Если фирма использует различные типы заемного капитала в качестве источников финансирования, цена этого источника в WACC сама может быть средней из некоторых компонент. Собственный капитал, используемый в вычислениях, представлен либо ценой нераспределенной прибыли, либо ценой обыкновенных акций нового выпуска. Следует подчеркнуть: WACC есть средневзвешенная цена каждой новой дополнительной денежной единицы прироста капитала. Иными словами WACC – это не средняя цена всех источников, привлеченных фирмой в прошлом, и не средняя цена источников, которые фирма намерена привлечь. Цель расчета – получить цену капитала в первую очередь для формирования инвестиционного бюджета, а для этого требуется значение предельных затрат. 4. Оценка капитала, инвестиций и доходов с учетом фактора времени В общем виде, временная стоимость денег выражена фразой: «рубль сегодня и рубль ожидаемый к получению в будущем не равны». Будущая стоимость денег – это сумма инвестированных в настоящий момент денежных средств, в которые они превратятся через определенный период времени с учетом определенной ставки процента. Определение будущей стоимости непрерывно связано с процессом наращения этой стоимости. То есть это поэтапное увеличение суммы инвестиций путем присоединения к первоначальному их размеру суммы процента платежей. Настоящая стоимость денег – это сумма будущих доходов и инвестиций, приведенная с учетом определенной ставки процента (ставка дисконтирования) к настоящему периоду. Определение настоящей стоимости, связанное с процессом дисконтирования этой стоимости (операция, обратная наращению). Существует два метода вычисления будущей стоимости – простых процентов, (неизменная база) и сложных процентов (начисление происходит с общей суммы, включающей начисленные и невостребованные проценты, т. е. база растет). Использование сложного процента в инвестиционных расчетах более логично. Для случая простых процентов. Определение будущей стоимости (наращивание суммы): S = P + I S – будущая стоимость P – первоначальная стоимость I – начисленная сумма процентов I = P · i · n I – процентная ставка n – период начисления S = P + P · i · n = P(1 + i · n) (1 + i · n) – коэффициент наращения. Определение настоящей стоимости: P = S – D D – сумма дисконта D = S – S(1/(1+n · i)) P = S(1/(1 + n · i)) 1/(1+n · i) – коэффициент дисконтирования Для случая сложных процентов. Сложным процентом называется сумма дохода, которая образуется в результате инвестирования при условии, что сумма начисленного простого процента не выплачивается после каждого периода, а присоединяется к основной сумме инвестиций и в последующем платежном периоде сама приносит доход. Определение будущей стоимости (наращивание суммы): S = P(1 + i)N N – количество периодов, за которые начисляется доход. Нумерация периодов начинается с 0. (1 + i)n – коэффициент наращения сложных процентов Определение настоящей стоимости: – коэффициент дисконтирования α Наиболее важные проявления фактора времени: ◦ динамичность технико-экономических показателей предприятия – изменения во времени объемов и структуры производимой продукции, норм расхода сырья, численности персонала, норм запасов и т. д.; ◦ сезонность производства и (или) реализации продукции, поставок сырья; ◦ физический износ основных средств, обусловливающий общие тенденции к снижению их производительности и росту затрат на эксплуатацию, ремонт и т. п.; ◦ изменение во времени цен на производимую продукцию и потребляемые ресурсы; ◦ изменение во времени параметров внешней среды (налоги, пошлины, размеры МРОТ и т. д.); ◦ разрывы во времени (лаги) между производством и реализацией продукции, между оплатой и потреблением ресурсов; ◦ разновременность затрат, результатов и эффектов (именно этот аспект учитывается в расчетах путем дисконтирования). Дисконтирование – процедура (расчетная формула) приведения разновременных затрат и результатов к сопоставимому виду с учетом их различной предпочтительности, неравноценности. Пример 1: Расчетный период 3 года, суммарный доход на конец 3 года 1000000 р., банковская процентная ставка 20%. Определить первоначальный вклад. S = P(1 + 0,2)3 = 1000000 отсюда Различные варианты определения будущей и настоящей стоимости: Год 1 2 3 № периода 1 2 Коэффициент наращения (1 + 0,2)0 = 1,00 (1 + 0,2)1 = 1,20 (1 + 0,2)2 = 1,44 Сумма 578704 · 1,00 = 578704 578704 · 1,20 = 694444 694444 · 1,44 = 1000000 Коэффициент дисконтирования 1/(1 + 0,2)0 = 1,00 1/(1 + 0,2)1 = 0,83 1/(1 + 0,2)2 = 0,69 Сумма 1000000 · 1,00 = 1000000 1000000 · 0,83 = 833333 833333 · 0,69 = 587704 Пример 2: В течении 5 лет (начиная с текущего) предприниматель ожидает получить доход 230, 250, 210, 240 и 260 тыс. руб. Рассчитать текущую стоимость всей суммы при значении нормы дисконта 25% Год 1 2 3 4 5 № периода 1 2 3 4 Коэффициент дисконтирования 1,0000 0,8000 0,6400 0,5120 0,4096 Доход по годам 230000 250000 210000 240000 260000 Доход по годам с учетом дисконтирования 230000 200000 134400 122880 106496 Общая сумма дохода без учета дисконтирования 1190000 руб., после дисконтирования 793776 руб. 5. Бизнес-план инвестиционного проекта 5.1. Основные положения и термины Бизнес-план – план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности. Этапы разработки и реализации инвестиционного проекта: 1) Сбор и первичный анализ информации 2) Планирование (составление бизнес-плана) 3) Реализация 4) Мониторинг за исполнением проекта Инвестирование – акт вложения денежных средств (инвестиций) с целью получения дохода в будущем. Реальные (капиталообразующие) инвестиции – средства, направляемые на увеличение основных средств и/или оборотного капитала с целью последующего возможного получения каких-либо результатов (чаще всего – дохода). Проект – комплекс законных действий (работ, услуг, управленческих операций и решений), обеспечивающих достижение целей (получение определенных результатов). Инвестиционный проект – проект, предусматривающий (в числе других действий) осуществление инвестиций. Временные рамки проекта характеризуются периодом реализации проекта и его разбивкой на отдельные интервалы времени (шаги). Период реализации проекта (расчетный период) – отрезок времени, в течение которого осуществляются предусмотренные проектом действия и обеспечивается получение предусмотренных проектом результатов. Шаг расчетного периода (step of calculation) – отрезок времени в расчетном периоде, для которого определяются технические, экономические и финансовые показатели проекта. За начало расчетного периода принимают момент начала инвестиций или момент завершения расчетов эффективности. Условия прекращения проекта (нормальные): 1. прекращение спроса на производимую продукцию или возникновение запрета на производство; 2. износ основных зданий, сооружений и технологического оборудования, делающий невыгодным их ремонт, модернизацию или реконструкцию; 3. исчерпание месторождения полезного ископаемого, разработка которого была целью проекта; 4. предусмотренная проектом реализация на сторону имущества, созданного в ходе проекта (продажа построенного здания) Условия прекращения проекта (катастрофические): 1. стихийные бедствия, аварии; 2. разрушения, вызванные нарушениями технологической дисциплины; 3. существенные изменения экономической политики и законодательства; 4. негативные изменения рыночной конъюнктуры; 5. выход финансовых показателей за допустимые пределы; 6. возникновение недопустимых социальных последствий. Классификации инвестиционных проектов. 1. По величине требуемых инвестиций: 1.1. Крупные 1.2. Традиционные 1.3. Мелкие 2. По типу предполагаемых доходов: 2.1. Сокращение затрат 2.2. Доход от расширения 2.3. Выход на новые рынки сбыта 2.4. Вложения в новые сферы бизнеса 2.5. Снижения рисков производства и сбыта 2.6. Социальный эффект и т.д. 3. По типу отношений: 3.1. Независимость 3.2. Альтернативность 3.3. Комплиментарность 3.4. Замещение Два анализируемых проекта называются независимыми, если принятие одного проекта не влияет на решение о принятии другого проекта. Если два и более анализируемых проекта не могут быть реализованы одновременно, то принятие одного из них автоматически означает, что оставшиеся проекты должны быть отвергнуты и они называются альтернативными или взаимоисключающими. Альтернативные проекты могут быть взаимозависимыми, если инвестиции преследуют одну и ту же цель. Проекты связаны между собой отношениями комплиментарности, если принятие нового проекта способствует росту доходов по одному или нескольким другим инвестиционным проектам. Проекты связаны между собой отношениями замещения, если принятие нового проекта ведет к некоторому снижению доходов по одному или нескольким действующим проектам. 4. По типу денежного потока: 4.1. Ординарный 4.2. Неординарный 5. По отношению к риску: 5.1. Рисковый 5.2. Безрисковый (государственные ценные бумаги) 5.2. Разделы бизнес-плана В зависимости от отраслевой принадлежности, масштабов проекта и ряда других факторов некоторые разделы бизнес-плана могут быть изложены более подробно, или, наоборот, сжаты или вовсе отсутствовать. Например, в эталоне бизнес-плана для угольной промышленности, приведенном в «Порядке разработки, согласования, утверждения и состава обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений (СП 11-101-95)» предлагается следующий состав бизнес плана (ТЭО). Раздел 1. Исходные данные и основные характеристики объекта инвестирования Раздел 2. Место размещения предприятия Раздел 3. Геологическое строение шахтного (карьерного) поля Раздел 4. Мощность предприятия, номенклатура продукции Раздел 5. Основные технологические решения Раздел 6. Обеспечение предприятия ресурсами Раздел 7. Основные строительные решения Раздел 8. Оценка воздействия на окружающую среду Раздел 9. Кадры и социальное развитие Раздел 10. Порядок определения стоимости строительства Раздел 11. Экономическая оценка эффективности инвестиций Раздел 12. Выводы и предложения В самом общем случае, бизнес-план содержит три следующих раздела: «Рыночные исследования и анализ сбыта», «Производственный план», «Финансовый план». 5.2.1. Рыночные исследования и анализ сбыта Цель раздела – представить достаточные фактические материалы, чтобы убедиться в конкурентоспособности рассматриваемого проекта, а также определить, кто будет покупать товар фирмы и где ее ниша на рынке. Раздел построен на рыночных оценках, которые оказывают непосредственное влияние на финансовый и производственный планы компании. В данном разделе следует осветить следующие вопросы: 1. Типы рынков, на которых действует фирма. 2. Основные сегменты рынков по каждому виду товаров или услуг. 3. Факторы, влияющие на спрос на каждом из сегментов рынка. 4. Перспективы изменения потребностей покупателей и возможная реакция компании на эти изменения. 5. Реальное состояние и прогнозы развития используемых сегментов рынка на ближайшее время и на более отдаленную перспективу. 6. Реакция рынка на новые товары. Иногда в отдельный раздел бизнес-плана выделяется оценка конкуренции на рынках сбыта. Этот раздел посвящен анализу рыночной конъюнктуры, характеристике конкурентов, их стратегии и тактике. Оценивая деятельность конкурентов, необходимо дать ответ на следующие вопросы: 1. Насколько область деятельности фирмы подвержена изменениям? 2. Велико ли число фирм, предлагающих сходные товары и услуги? 3. Какую часть рынка контролируют фирмы-конкуренты? 4. Как обстоят дела у фирм-конкурентов с доходами, внедрением новых технологий, рекламой и послепродажным обслуживанием? 5. Что является предметом наиболее жесткой конкуренции в данной сфере деятельности (цена, качество, послепродажное обслуживание и др.)? Для оценки степени риска необходимо также указать предполагаемые потери, которые может понести компания, и наличие свободной ниши для вступления на рынок нового действующего агента. Особую роль в формировании бизнес-плана играют не только анализ рынка сбыта, но и планы маркетинга в целом. Цель раздела, посвященного маркетингу – разъяснить, как предполагаемый бизнес намеревается воздействовать на рынок и реагировать на складывающуюся на нем обстановку, чтобы обеспечить сбыт товара или услуг. Маркетинг-план может быть сформирован по-разному в зависимости от вида бизнеса и сложности рынка. Некоторые виды бизнеса требуют четкого и убедительного маркетинг-плана. Для других маркетинг менее важен и поэтому не возникает необходимости в столь тщательной проработке соответствующего раздела. Мелкие фирмы обычно не проводят дорогостоящие и трудоемкие рыночные исследования самостоятельно, а привлекают со стороны профессионалов или пользуются результатами маркетинговых исследований крупных фирм, действующих на том же рынке. Планы маркетинга включают в себя описание общей стратегии маркетинга, политики ценообразования, тактики рекламы продукции, ее реализации и послепродажного обслуживания, а также прогнозы объемов продаж. Особое внимание уделяется ценообразованию. Это – важнейший элемент в общей стратегии маркетинга. В зависимости от первоначальных коммерческих целей политика ценообразования может быть различной. (Увеличение объема продаж и привлечение покупателей – политика ценового проникновения, получение наибольшей прибыли – цены с заложенной в них высокой долей прибыли.) При изложении тактики реализации продукции, целесообразно указать методы реализации (собственная торговая сеть, торговые представители, посредники), послепродажного обслуживания, специальные требования для реализации продукции, особенности транспортировки, страхования, кредитования, таможенные сборы и др. В разделе «Реклама» составитель бизнес-плана должен указать, каким образом компания собирается привлекать внимание покупателей к выпускаемой продукции, определить величину расходов на рекламу и продвижение товаров на рынок. К рыночным исследованиям относится и анализ объема продаж и обоснование ожидаемого объема сбыта продукции. Обычно объем продаж представляется как временная функция, чтобы продемонстрировать ожидаемый рост и такие возможные явления, как сезонность. Целесообразно представление в бизнес-плане консервативных, наиболее вероятных и оптимистических прогнозов. 5.2.2. Производственный план Основной целью производственного плана является предоставление информации по обеспеченности производственной стороны выпуска продукции и разработка мер по поддержанию и развитию производства. В этот раздел необходимо включить такие сведения, как местоположение предприятия, виды требуемых производственных мощностей, необходимые производственные помещения, потребность в основных производственных фондах и рабочей силе. Содержание производственного плана может меняться в зависимости от отрасли, в которой действует фирма. Производственный план призван ответить на вопрос, как фирма намерена создавать свою продукцию или услуги, охарактеризовать производственную деятельность. Необходимым условием является включение в бизнес-план описания производственного цикла, всего процесса изготовления продукции, сведений о приобретении оборудования, технических возможностях, а также об источниках сырья и комплектующих изделий, их наличии, устойчивости цен на них, о связях с основными поставщиками. Обосновывается выбор расположения предприятия (снижение транспортных расходов, доступность рабочей силы, удаленность поставщиков и потребителей, наличие собственной или арендуемой земли). Необходимо обратить внимание на особенности региона: имеющаяся инфраструктура, распространенные виды бизнеса, местное законодательство. Характеристика основных производственных фондов предприятия включает описание производственных и складских помещений, оборудования, механизмов, которыми располагает фирма, анализ их состояния и оценку необходимости покупки новых (возможно, с учетом перспективы расширения, реконструкции, наращивания мощностей). В план включается характеристика политики управления запасами, снабжением, определяются поставщики комплектующих, материалов. Составляется схема производственных потоков. На ней должно быть показано, откуда и куда будут поступать все виды сырья и комплектующих материалов, в каких цехах (фирмах-смежниках) они будут перерабатываться в продукцию, куда и как эта продукция будет поставляться с фирмы. Целесообразно охарактеризовать степень надежности фирм-поставщиков, а также указать, на каких стадиях производственного процесса будет проводиться контроль качества продукции. При составлении производственного плана важно учитывать правовые аспекты бизнеса, то есть указать правительственные, местные или зарубежные нормативные акты (законы, лицензии, требования регистрации в органах власти и др.), которые могут оказать влияние на функционирование предприятия. 5.2.3. Финансовый план Цель данного раздела – представить систему данных, отражающих ожидаемые финансовые результаты деятельности фирмы. Из этого раздела инвестор узнает о прибыли, на которую он может рассчитывать, а кредитор – о способности потенциального заемщика обслужить долг. Поскольку финансовый анализ будущего характеризуется неопределенностью, возможны несколько сценариев, свидетельствующих о предположениях в отношении будущего и позволяющих лучше понять перспективы фирмы. Финансовый план является ключевым разделом бизнес-плана, в котором детально расписано как, когда и на что будет расходоваться капитал, а также указываются цели, достижение которых необходимо для обеспечения успеха бизнеса. проекта. Следует подробным образом описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий. Особое значение следует уделить описанию текущего и прогнозируемого состояния окружающей экономической среды. Должны быть отражены трудно прогнозируемые факторы, их альтернативные значения для различных вариантов развития событий. Требуется четкая разбивка расходов по проекту и использования средств. Должны быть описаны условия всех остальных относящихся к проекту или уже находящихся на балансе кредитов. Необходимо четко показать, как и кем (самим предприятием или независимым подрядчиком) составлялась смета расходов; предполагаемая степень четкости сметы. Должны быть описаны условия, оценки и предположения, базируясь на которых, рассчитывались финансовые результаты проекта. Необходимо отразить характеристики среды, в которой предполагается реализация намеченного проекта (помесячно, поквартально, по годам): ◦ изменение курса рубля к доллару; ◦ перечень и ставки налогов; ◦ рублевую инфляцию (возможен различный процент, в зависимости от объекта); ◦ формирование капитала за счет собственных средств, кредитов выпуска акций и т.д. ◦ порядок выплаты займов, процентов по ним и т.д. Очень важна достоверность прогноза объема продаж. Второй важнейший прогноз относится к себестоимости реализованной продукции (заработная плата, сырье, материалы) и валовой прибыли (разница между объемом реализации продукции, услуг и прямыми затратами на их производство). Оба показателя зависят от затрат, связанных с производственной деятельностью или с приобретением активов, а также от политики цен. Финансовый план включает отчет о прибылях и убытках (отражает операционную деятельность фирмы в намеченный период), план-баланс и отчет о движении денежных средств. С помощью первого документа определяют размер получаемой прибыли за конкретный период времени. Цель составления отчетов о прибыли – в обобщенной форме представить результаты деятельности предприятия с точки зрения прибыльности. Этот материал составляется обычно из следующих разделов: реализация, себестоимость реализованной продукции или услуг, получение прибыли (до и после уплаты налогов). Отчет о прибыли выступает наиболее распространенным показателем финансовых резервов предприятия. План-баланс демонстрирует финансовое состояние фирмы на конец рассчитываемого периода времени. Из его анализа можно сделать выводы о росте активов и об устойчивости финансового положения фирмы в конкретный период времени. Баланс не отражает результатов деятельности фирмы за конкретный период времени, а представляет собой «мгновенный снимок», фиксирующий слабые и сильные стороны с точки зрения финансов на данный момент. В нем сведены воедино активы компании, ее обязательства, а также собственный капитал (разница между активами и обязательствами). Он позволяет судить о финансовом здоровье фирмы. При необходимости в финансовом плане может быть представлен график погашения кредитов и уплаты процентов; сведения об оборотном капитале с указанием изменений и исходных посылок в течение срока кредита; предполагаемый график уплаты налогов. В дополнение к этому прилагаются расчеты основных показателей платежеспособности и ликвидности, а также прогнозируемые показатели эффективности проекта. Сроки прогнозов должны совпадать (как минимум) со сроками кредита/инвестиций, которые запрашиваются по проекту. Отчет о движении денежных средств характеризует формирование и отток средств, а также остатки денежных средств фирмы в динамике. Проектирование потоков денежных средств – важнейшая задача при разработке бизнес-плана. Отчет о денежном потоке отражает фактические поступления денежных средств и их расходование. Итоговая цифра отчета о потоке денежных средств отражает сальдо оборота денежных средств компании, а не ее прибыль. В отличие от отчета о прибыли, отчет о денежных потоках отражает фактическое поступление всех денег из всех источников, включая выручку от реализации продукции, от продажи ценных бумаг или полученных в долг, а также средств от продажи или ликвидации некоторых активов. В отчет о денежных потоках включается фактическая оплата всех затрат. На основе отмеченных трех документов проводится анализ финансовых ресурсов фирмы и выбирается схема финансирования инвестиционного проекта. Необходимо иметь в виду, что сумма собственного и заемного капитала фирмы должна быть достаточной для покрытия отрицательной величины денежных средств в любой период времени, рассматриваемого в плане. В плане учитываются как показатели финансового состояния фирмы, так и показатели эффективности инвестиций. Первая группа показателей характеризует эффективность операционной деятельности фирмы – прибыльность, рентабельность капитала, показатели финансовой деятельности (ликвидности, управления активами и финансовой устойчивости). Вторая группа свидетельствует об эффективности инвестиций в конкретный проект – чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, срок окупаемости и т. д. В завершающей части финансового плана обычно присутствует анализ безубыточности, (позволяет получить оценку суммы продаж, которая необходима, чтобы компания не имела убытков) и анализ устойчивости (влияние на результат изменений разных факторов). Расчеты, проводимые в финансовом плане, как правило, представляются в виде таблиц, в которых расчетный период разбивается на интервалы – шаги. Шаги расчета определяются их номерами (0, 1, ...). Длина шага зависит от продолжительности расчетного периода. При продолжительности 1 – 2 года длина шага обычно составляет месяц; 2 – 4 года – квартал; 4 – 5 и более лет – 1 год. Длина шага может быть постоянной (чаще всего) и переменной. Например, часто для 4 – 6 летнего расчетного периода длину первых 8 шагов принимают равной 1 кварталу, всех последующих – 1 году. Правило обезьяны: первые два года расчетного периода следует разбивать на кварталы, третий год – на полугодия, все последующие шаги приравниваются к одному году. Последний шаг (в зависимости от продолжительности расчетного периода и условия прекращения проекта) иногда принимается равным большему сроку (до 20 лет и более – до бесконечности). Так как при определении конца расчетного периода иногда имеется неопределенность, возникает «проблема хвоста». Оценка результатов проекта на последнем шаге в таком случае проводится по методу прогнозирования доходов. Возможные факторы, влияющие на продолжительность шага расчета: 1) Цель расчета 2) Продолжительность фаз жизненного цикла проекта 3) Неравномерность денежных поступлений и затрат 4) Периодичность финансирования 5) Оценка неопределенностей и риска 6) Условия финансирования 7) Удобство оценки информации выходных таблиц 8) Изменение цен вследствие инфляции или других причин 9) Ставка дисконтирования должна соответствовать длине шага. Значения экономических показателей определяются (агрегируются) для каждого шага (прибыль за квартал, выручка за год, сальдо потока за год). Отчет о прибыли и убытках в общем виде представляет собой таблицу, в которой рассчитывается прибыль на каждом шаге с необходимой степенью детализации. Обычно в ней присутствуют строки: «Выручка от реализации», «Затраты на производство и сбыт продукции», «Балансовая прибыль», «Налоги, уплачиваемые из прибыли», «Налогооблагаемая прибыль», «Налог на прибыль», «Чистая прибыль». В зависимости от особенностей проекта, расчет значений в каждой из этих строк выносится в отдельные таблицы (разбитые на те же шаги) или присутствует здесь же. Например, если инвестиционный проект предусматривает выпуск большой номенклатуры продукции и услуг, то расчет выручки от реализации по шагам представляется в отдельной таблице. Отдельно, как привило, рассчитываются налоги, уплачиваемые из прибыли, затраты на производство и сбыт продукции. Последняя таблица по структуре в целом соответствует форме 10-П. При необходимости, отдельные ее строки также могут быть детализированы в отдельных расчетных таблицах. Например, может быть отдельно представлен расчет затрат на оплату труда, если планируется создание предприятия с большой численностью и сложной структурой персонала, расчет материальных затрат крупном производстве, расчет амортизации при сложной структуре основных фондов и. д. В таблице «Затраты на производство и сбыт продукции» выделяются переменные и постоянные затраты. В отчете о прибылях и убытках часто присутствует расчет показателей рентабельности. Отчет о движении денежных средств оформляется в виде таблицы, состоящей из трех частей, отражающих денежные потоки от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности (часто без последнего – норматив «Северсталь»). Денежный поток – зависимость от времени денежных поступлений и платежей при реализации инвестиционного проекта, определяемая для каждого шага и всего расчетного периода. Денежный поток называется ординарным, если он состоит из исходной инвестиции, сделанной единовременно или последовательно в течение нескольких первых периодов, и последующих притоков денежных средств. Денежный поток называется неординарным, если инвестиции чередуются в любой последовательности с притоком денежных средств. В практике финансовых расчетов чаще всего принимается, что генерируемые в рамках шага поступления не распределены внутри периода, а сконцентрированы либо в его начале (поток пренумерандо), либо в его конце (поток постнумерандо). При анализе инвестиционных проектов используется схема постнумерандо. Для теоретических и практических целей часто пользуются понятием «аннуитет» – однонаправленный денежный поток с равными интервалами (иногда используют более жесткое определение: поступления равны между собой). Срочный аннуитет – аннуитет, число периодов которого ограничено. Следует знать, что существуют более корректные методы, чем схема постнумерандо, позволяющие учитывать неравномерность денежных потоков внутри шага, но применяются они достаточно редко. Операционная деятельность – обычная производственная деятельность. Термин «операционная» используется как более широкий. Инвестиционная деятельность – процесс создания основных средств, их увеличения и модернизации и создание или наращивание оборотного капитала. Финансовая деятельность – операции привлечения и возврата заемных средств (операции с внешними по отношению к проекту средствами, т. е. поступающими не за счет осуществления проекта – собственный (акционерного) капитал, привлеченные средства). На каждом шаге значение денежного потока характеризуется: – притоком, равным размеру денежных поступлений (или результатов в стоимостном выражении) на этом шаге; – оттоком, равным платежам на этом шаге; – сальдо, равным разности между притоком и оттоком. Сумма всех потоков от операционной, инвестиционной, финансовой деятельности называется чистым доходом (общее сальдо потоков) и обозначается i если она относится к i-му шагу. Чистый доход на i-м шаге – общее сальдо потоков от операционной, инвестиционной, финансовой деятельности. i = Оi + Кi + Фi Например, для угольного предприятия: i = Qi(Цi – Ci)– Кi – Зi – Лi, где: Qi – годовой объем добычи угольным АО в i-м году, т; Цi – цена реализованного угля в i-м году, р./т; Ci – эксплуатационные затраты на добычу и переработку угля в i-м году (без учета амортизации), р./т; Кi – капиталовложения в реконструкцию и строительство новых объектов в i-м году, р; Зi – сумма платежей за использование заемных средств (кредитов и др.) в i-м году, р; Лi – расходы на ликвидацию предприятий в i-м году, р. В составе денежных потоков от инвестиционной деятельности можно выделить: • первоначальные инвестиции; • предпроизводственные расходы; • текущие инвестиции; • ликвидационные затраты. К оттокам относятся капитальные вложения (создание или прирост основных средств), затраты на приобретение земельных участков, налоги на имущество и землю до начала операционной деятельности, затраты на пусконаладочные работы, затраты на создание и увеличение оборотного капитала до начала операционной деятельности, затраты на приобретение патентов, лицензий, ликвидационные затраты в конце проекта (весь комплекс – демонтаж, ликвидация последствий и пр.) и некоторые другие. К притокам относят поступления за счет уменьшения оборотного капитала. Все затраты и продажи считаются с учетом НДС. Для денежного потока от операционной деятельности характерны: • притоки: выручка от реализации, прочие и внереализационные доходы, продажа активов в течение и по окончании проекта; • оттоки: производственные издержки за вычетом амортизации (себестоимость без амортизации), налоги. Для денежного потока от финансовой деятельности: – к притокам относятся: увеличение акционерного капитала, получение займов, субсидий, ссуд, поступление платежей по предоставленным займам, субсидиям и ссудам; – к оттокам – выплату дивиденды по акциям, погашение ссуд и займов, включая проценты, налоги на доходы от предоставленных займов. Денежные потоки от финансовой деятельности учитываются, как правило, только на этапе оценки эффективности участия в проекте. Соответствующая информация разрабатывается в увязке с разработкой схемы финансирования проекта. Денежные потоки могут выражаться в текущих, прогнозных или дефлированных ценах. Текущими называются цены, заложенные в проект без учета инфляции. Прогнозными называются цены, ожидаемые (с учетом инфляции) на будущих шагах расчета. Дефлированными называются прогнозные цены, приведенные к уровню цен фиксированного момента времени путем деления на общий базисный индекс инфляции. Наряду с денежным потоком при оценке инвестиционных проектов используется также накопленный денежный поток – поток, характеристики которого: накопленный приток, накопленный отток и накопленное сальдо определяются на каждом шаге расчетного периода как сумма соответствующих характеристик денежного потока за данный и все предшествующие шаги (сальдо потоков накопленным итогом). Важнейшим показателем эффективности инвестиционного проекта является ЧДД – чистый дисконтированный доход (NPV – net present value – чистая текущая стоимость) , где: i – год; i – чистый доход в i-м году; i – коэффициент дисконтирования; n – период, на который делается прогноз. ЧДД характеризует превышение суммарных денежных поступлений над суммарными затратами для данного проекта с учетом их разновременности. Для признания эффективности проекта необходимо и достаточно, чтобы его ЧДД был неотрицательным, для признания неэффективности – отрицательным. При сравнении альтернативных проектов предпочтение должно отдаваться проекту с более высоким ЧДД. Коэффициент дисконтирования рассчитывается по формуле: , где: E – норма дисконта. Норма дисконта отражает минимально приемлемую для инвестора доходность альтернативных и доступных безрисковых направлений инвестирования. Часто в ней учитывается и премия за риск. (Инвестиционный риск – вероятность получения доходности ниже ожидаемого уровня.) Если денежные потоки рассчитывались в реальных ценах, то в норме дисконта учитывается инфляция. Учет влияния инфляции в норме дисконта является спорным моментом. В качестве нормы дисконта иногда используют средневзвешенную цену капитала (WACC). Правило обезьяны: норма дисконта = ставка рефинансирования ЦБ × индекс инфляции × риск. По методике, рекомендованной UNIDO, значение нормы дисконта с учетом инфляции определяется по формуле Фишера: 1 + Eинф = (1 + E) · (1 + j) где: Eинф – норма дисконта с учетом инфляции; E – базовая норма дисконта; j – индеск инфляции (средний или за период). Для перехода от годового значения нормы дисконта к значениям за меньший период (квартал, месяц) используют формулу следующего вида: В случае, если в определении срока окончания проекта имеются трудности, поступают следующим образом: 1) вводится «дополнительный» n-й шаг расчетного периода, охватывающий время от окончания расчетного периода до момента завершения проекта (иногда 100, 200 лет или бесконечность); 2) исходя из размеров денежных поступлений и расходов на последних шагах прогнозируется среднегодовой денежный поток в послеплановом периоде, т. е. на дополнительном шаге; 3) находится дисконтированное значение этой величины. В случае конечной длины дополнительного периода, используется формула где: – среднегодовой денежный поток; n – коэффициент дисконтирования для дополнительного шага; Δn – длина последнего шага; В случае бесконечной: Другой важный показатель эффективности проекта – ВНД, внутренняя норма доходности (IRR – internal rate of return). Это значение нормы дисконта Е, при переходе через которое значение ЧДД (NPV) меняет знак с «плюса» на «минус», т. е. значение E, при котором ЧДД обращачется в 0. Что бы найти IRR, нужно решить относительно d следующее уравнение: IRR = d при В MS Excel определяется с помощью инструмента «Подбор параметра» или функции =ВНДОХ(). Уравнение NPV(d) = 0 необязательно имеет один положительный корень. Более корректно определить ВНД таким образом: ВНД – это положительное число d такое, что ЧДД,: – при норме дисконта Е = d обращается в 0; – при всех Е > d отрицателен; – при всех 0 < d < Е положителен. Определенная таким образом ВНД, если только она существует, всегда единственна. Значение ВНД может быть бесконечно большим или отсутствовать. Индекс доходности капиталовложений ИДК (индекс рентабельности инвестиций) (PI) показывает, сколько рублей дисконтированного чистого дохода приходится на 1 рубль дисконтированных инвестиций. Дисконтированный срок окупаемости (DPP – discounted payback period)– количество лет, при котором накопленный дисконтированный поток денежных средств становится, и в дальнейшем остается неотрицательным. Может исчисляться от нулевого периода или от начала операционной деятельности. Уточнение срока окупаемости (определение доли периода): а – значение i в последний период, где i < 0 b – значение i в первый период, где i > 0 В завершающей части оценки эффективности инвестиционного проекта приводится анализ устойчивости. Он представляется, чаще всего, в виде графиков и позволяет оценить чувствительность величины ЧДД к изменению параметров внутренней и внешней среды (рисковые и неопределенные параметры) (цена продукции, затраты на труд и т п.). Анализ безубыточности позволяет получить оценку суммы продаж, которая необходима, чтобы компания не имела убытков. Иногда в финансовом плане присутствует раздел «Бюджетная эффективность проекта». В нем рассчитывается увеличение доходов государственного бюджета, связанное с реализацией проекта. Бюджетная эффективность проекта есть экономическая оценка влияние результатов реализации проекта на расходы и доходы бюджета. Расчет эффективности инвестиционных проектов по реконструкции, расширению, техническому перевооружению действующих предприятий имеет некоторые особенности. Следует сравнить работу предприятия в случае выполнения проекта (вариант «по проекту») и в случае отказа от него (вариант «без проекта»). По каждому варианту производится прогноз денежных потоков. Показатели эффективности (срок окупаемости, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма прибыли, рентабельность инвестиций) рассчитываются с использованием не абсолютные значения денежных потоков, а их разности («по проекту» – «без проекта»). Это позволяет сопоставить инвестиции и дополнительную прибыль, которая появилась под их влиянием. 5.3. Анализ инвестиционных проектов Все бизнес-планы перед принятием в той или иной степени оцениваются инвесторами и экспертами. Примерный план анализа может выглядеть так. 1. Определение характеристик предприятия-заявителя проекта и области, в которой оно функционирует. – Является ли область предпочтительной для инвестора? – Инвестор оценивает: продажи предприятия за последнее время, принадлежащая предприятию доля рынка, численность сотрудников, уровень используемой технологии, географическое расположение производственных мощностей, прибыль и убытки за предшествующий год и т. д. 2. Оценка условий инвестирования. Инвестору важно, что он получит на свои вложения. При анализе, содержащихся в инвестиционном договоре условий, инвестор требует ответа на следующие вопросы: – какая доля капитала предприятия будет принадлежать инвестору после завершения финансирования проекта? – какова будет стоимость этой доли и стоимость одной акции предприятия? – какова минимальная сума для успешной реализации проекта? – какова будет стоимость предприятия после реализации проекта? – какие ценные бумаги или другие свидетельства об участии в капитале предлагаются инвестору в обмен на инвестиции? – на что пойдут инвестированные средства (цель проекта)? 3. Анализ финансового состояния предприятия-заявителя проекта: – анализируется баланс предприятия; – анализируется задолженность; – анализируется отчет о прибыли и убытках. 4. Оценка весомости руководящей команды предприятия-заявителя: – каков опыт работы основателя и менеджеров предприятия? – как долго менеджеры предприятия работают вместе (насколько сбалансирована команда), насколько хорошо квалифицированы основные менеджеры? – что известно о руководителе и главном финансисте? 5. Особенности проекта. Анализ особенностей проекта заключается в ответе на следующие вопросы: – обладает ли предприятие собственным патентом или ноу-хау в области реализации проекта? – обладают ли руководители предприятия уникальным опытом в области реализации проекта, в области производства, финансов, маркетинга и т. д.? – имеют ли эти уникальные черты существенное значение для реализации проекта? – может ли данный проект или предприятие стоять у истоков совершенно новой отрасли производства? 6. Общий анализ бизнес-плана: – какие реальные долгосрочные контракты подтверждают наличие спроса на данную продукцию? – на чем основана уверенность заявителя проекта, устойчивость спроса на продукцию? – какие предусмотрены резервные каналы сбыта продукции? – что известно заявителю проекта о нововведениях в данной области? – что известно заявителю о работах, проводимых конкурентами? – как будет реагировать проект на возможные изменения запросов рынка? Завершается анализ бизнес-плана оценкой показателей экономической эффективности и оценкой проектных рисков. 6. Критерии оценки инвестиционных проектов Эффективность – это категория, отражающая соответствие проекта целям и интересам его участников. Виды эффективности: 1) Эффективность проекта в целом. Оценивается с целью определения потенциальных участников проекта и источников финансирования. Включает в себя: – коммерческую эффективность проекта: последствия для участников проекта, производится расчет всех необходимых затрат и поступлений; – общественную или социально-экономическую эффективность проекта: учитываются все социально-экономические последствия осуществления проекта. 2) Эффективность участия в проекте. Определяется с целью проверки реализуемости и заинтересованности в нем всех участников. Включает в себя: – эффективность участия предприятия в проекте; – эффективность инвестирования в акции предприятия – эффективность для акционеров – эффективность участия в проекте структур более высокого уровня: оценивают региональную и народнохозяйственную эффективность, отраслевую эффективность (эффективность для отдельных отраслей, финансово-промышленных групп, холдингов и т.д.), бюджетную эффективность (оценивается эффективность участия государства в проекте с точки зрения доходов и расходов в бюджеты всех уровней). Основные принципы оценки эффективности. 1. Рассмотрение проекта на протяжении всего его жизненного цикла (расчетного периода). 2. Моделирование денежных потоков. 3. Сопоставимость условий сравнения различных проектов. 4. Принцип положительности и максимума эффекта – для того, чтобы проект был принят, он должен иметь положительный эффект. 5. Учет фактора времени – надо учитывать динамичность параметров проекта. 6. Учет только предстоящих затрат и поступлений – все притоки и оттоки должны считаться только по данному проекту. 7. Сравнение с проектом и без проекта – как изменяются финансовые показатели на предприятии. 8. Учет наиболее существенных последствий проекта – учитываются не только экономические последствия, но и другие последствия. 9. Учет наличия разных участников проекта. 10. Многоэтапность оценки – следует производить расчет эффективности не только на стадии разработки проекта, но и по ходу его исполнения. 11. Учет влияния на эффективность потребности в оборотном капитале. 12. Учет влияния инфляции и возможность использования нескольких валют. 13. Учет неопределенности и риска. Показатели различных видов эффективности относятся к различным экономическим субъектам: ◦ показатели общественной эффективности – к обществу в целом; ◦ показатели коммерческой эффективности проекта – к реальному или абстрактному юридическому или физическому лицу, осуществляющему проект целиком за свой счет; ◦ показатели эффективности участия предприятия в проекте – к этому предприятию; ◦ показатели эффективности инвестирования в акции предприятия – к акционерам предприятий – участников проекта; ◦ показатели эффективности для структур более высокого уровня – к этим структурам; ◦ показатели бюджетной эффективности – к бюджетам всех уровней. Общая схема оценки эффективности. Оценка производится в 2 этапа: 1 этап. Расчет показателей эффективности проекта в целом. Цель этапа – экономическая оценка проектных решений и поиск инвесторов. Для локальных проектов оценивается только коммерческая эффективность, для общественных проектов оценивается общественная эффективность и если нет – государство не будет поддерживать данный проект. 2. Этап. Осуществляется после выбора схемы финансирования. Уточняется состав участников, определяется финансовая реализуемость и эффективность в проекте для каждого. Для локальных проектов оценивается эффективность для предприятий, акционеров и бюджетов (если есть бюджетное финансирование). Для общественных проектов оценивается также отраслевая, региональная эффективность. Необходимые условия эффективности инвестиционных проектов. Для того чтобы проект мог быть признан эффективным, необходимо выполнение какого-нибудь из следующих условии: 1. ЧДД > 0 2. ВНД > Е при условии, что ВНД этого проекта существует. 3. ИД > 1,0. 4. Срок окупаемости с учетом дисконтирования Тд < Т. При этом если выполнено условие 2, остальные условия также будут выполняться, если же выполнено любое из условий 1, 3, 4, то будут выполнены и другие из этих условий (хотя ВНД проекта может и не существовать). Выше были указаны 4 основных показателя, характеризующих эффективность инвестиционного проекта. Рассмотрим особенности каждого из них. При нужно учитывать, как используется тот или иной показатель: в сравнении со значениями в других проектах или как абсолютная величина. Срок окупаемости. В общем случае для оценки эффективности проекта дисконтированный срок окупаемости нужно сопоставлять со сроком реализации проекта – длительностью расчетного периода. Главные достоинства этого показателя – простота расчета, решение проблемы ликвидности, удобство использования в проектах с высокой долей риска. Однако, использовать срок окупаемости как критериальный показатель категорически не рекомендуется из-за его главного недостатка: не отражаются характер и величина денежных потоков после точки окупаемости. ЧДД. Для признания проекта эффективным необходимо и достаточно, чтобы его ЧДД был неотрицательным. При сравнении альтернативных проектов предпочтение должно отдаваться проекту с более высоким ЧДД. Проект с нулевым ЧДД чаще всего признается неэффективным, однако это не всегда так. Неэффективность проекта не есть синоним его убыточности. Отрицательный ЧДД означает только то, что вкладывать деньги в данный проект менее выгодно, чем в какой-то альтернативный. Следует проверить также, не завышена ли норма дисконта. Значение ЧДД считается главным показателем, позволяющим решить вопрос эффективности или неэффективности проекта. Возможные его недостатки – зависимость от значения нормы дисконта, не учитывается рентабельность. ИДК. Относительных показатель, который называют еще дисконтированной рентабельностью инвестиций. Возможно его использование как дополнительного критерия оптимальности инвестиционных проектов. Основное достоинство ИДК – учет «масштаба деятельности». ВНД. Для проектов с ординарным денежным потоком («типичные» проекты) ВНД всегда существует и единственна, но может принимать отрицательное значение. Пример 1. Рассмотрим два проекта, имеющих следующую динамику денежных потоков Денежные потоки по годам 1 2 3 4 5 Проект 1 -60 11 15 18 18 18 Проект 2 -60 4 6 7 8 9 Для проекта 1 значение ВНД 9,63%, для проекта 2 ВНД равен –14,26% (см. рис.). При положительной ВНД проект эффективен при всех положительных значениях нормы дисконта, которые меньше ВНД. В случае отрицательной ВНД чаще всего проект признается неэффективным, говорят что ВНД не существует или равна нулю. Иногда указывают следующие сравнительные особенности ВНД и ЧДД: • ВНД обеспечивает конфиденциальность информации о проекте, так как, в отличии от ЧДД, не раскрывает его масштабов; • сравнение ВНД с нормой дисконта позволяет оценить «запас прочности» проекта, большая разница свидетельствует об устойчивости проекта и возможности «сделать скидку на ошибки»; • на основе ВНД невозможно сделать выводы о вкладе проекта в увеличение капитала фирмы. Для «нетипичных» проектов (неординарный поток) зависимость ЧДД от d (уравнение доходности NPV(d) = 0) может быть достаточно сложной. Некоторые варианты показаны на рисунке. Ситуация 1. Проект эффективен при любой положительной норме дисконта, можно считать, что ВНД = +∞. Ситуация 3. Проект неэффективен при любой положительной норме дисконта. Варианты 2, 4 и 5 более сложные (на практике они могут встретится в проектах, требующих значительных ликвидационных затрат, например, создание АЭС). Вариант 4. Уравнение доходности имеет один аномальный корень 0,11. Его нельзя принять в качестве значения ВНД (при значениях меньше 0,11 проект должен быть эффективен, а на самом деле наоборот), следует признать, что ВНД в данном случае не существует. Вариант 5. Уравнение доходности имеет два корня 0,12 (аномальный) и 0,3 (нормальный). Значение 0,12 принять нельзя (аналогично варианту 4). Корень 0,3 так же не может быть принят, так как существует значение нормы дисконта меньше 0,3 при котором проект неэффективен. Вариант 2. Имеется три корня 0,04; 0,15 и 0,27. Второй корень аномальный. Для нормальных корней можно привести рассуждения, аналогичные варианту 5. Сложность определения ВНД в случаях 2, 4, 5 не означает того, что эти проекты следует признать неэффективными, так как существует диапазон значений нормы дисконта, при которых ЧДД положителен. С практической точки зрения «удобнее» признать что в этих случаях ВНД не существует. Несмотря на положительные стороны показателя ВНД, его нельзя считать главным критерием при выборе инвестиционных решений. Пример 2. Рассмотрим для простоты проекты, требующие единовременных инвестиций К и дающие после этого постоянный ежегодный доход Д. Такие проекты имеют постоянную доходность Д/К она совпадает с ВНД. Предположим, инвестор использует норму дисконта Е = 15%, что выше процентной ставки по депозитам и принимает решения, ориентируясь на значение ВНД. Пусть в настоящий момент он рассматривает два альтернативных проекта 1 и 2 у которых соответственно: К1 = 2000; Д1 = 600; ВНД1 = 0,30 К2 = 3000; Д2 = 840; ВНД2 = 0,28 Оба проекта привлекательней, чем вложение средств на депозит, инвестор выбирает 1 (больше ВНД) На следующий день инвестор снова анализирует два альтернативных проекта: К3 = 3000; Д3 = 570; ВНД3 = 0,19 К4 = 2000; Д4 = 360; ВНД4 = 0,18 Инвестор выберет проект 3. В результате (пренебрегая разницей в 1 день) он будет иметь годовой доход 600 + 570 = 1170. Если бы он принял обратное решение, получил бы более высокий годовой доход 840 + 360 = 1200 (при тех же инвестициях 5000). С точки зрения экономической теории, ценность фирмы равна стоимости всех ее будущих поступлений, поэтому только тогда, когда все расчеты о приемлемости инвестиции проводятся на основе информации о денежных поступлениях, инвесторы и владельцы получают представление о том, приведет ли реализация конкретного проекта к увеличению ценности фирмы. Таким образом, значение чистого дисконтированного дохода – основополагающее при всех расчетах эффективности инвестиций. 7. Список литературы 2. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс. СПб.: Экономическая школа, 1999. 3. Стоянова Е. С. Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник. М.: Перспектива, 2001. 4. Яновский К. П. Инвестиции. Краткий курс. СПб.: Питер, 2006. 5. Виленский П. Л., Лившиц В. Н., Смоляк С. А. Оценка инвестиционных проектов: Теория и практика: Учеб.-практ. пособие. – М.: Дело, 2001. 6. Порядок разработки, согласования, утверждения и состава обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений (СП 11-101-95). Эталон бизнес-плана для угольной промышленности. 7. «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов» утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999 № ВК 477 8. Положение об управлении инвестиционной деятельностью в ОАО «Северсталь-Ресурс» 01 октября 2003 г. Москва.
«Понятие капитала и инвестиций фирмы» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 521 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot