Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Понятие, источники и особенности конституционного права

  • 👀 742 просмотра
  • 📌 668 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Понятие, источники и особенности конституционного права» pdf
Лекция 4 Конституционное право 1. Понятие, источники и особенности конституционного права В системе российского права конституционное право играет доминирующую роль, которая определяется важностью общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права. Предметом конституционного права являются основные общественные отношения всех сфер жизни общества. Конституционное право России – это упорядоченная совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления. В системе источников российского конституционного права можно выделить три уровня. Первый уровень составляют правовые акты, относящиеся к федеральному законодательству: - конституционные и обычные (текущие) федеральные законы; - некоторые указы Президента РФ, имеющие нормативный характер; - постановления Правительства РФ, имеющие нормативный характер и содержащие конституционно-правовые нормы; - некоторые нормативные акты федеральных органов исполнительной власти; - внутригосударственные конституционные договоры (Федеративный договор 1992 г. и др.); - некоторые решения высших судебных органов (например, решения Конституционного суда о признании тех или иных законов или отдельных статей несоответствующими положениям Конституции); - акты, принимаемые в результате проведения общероссийских референдумов. Ко второму уровню относятся юридические акты, содержащие конституционно-правовые нормы и формирующие законодательство субъектов Федерации: - конституции республик и уставы других субъектов федерации; - обычные законы, принимаемые на уровне законодательных органов субъектов федерации; - правовые акты высших должностных лиц субъектов федерации, содержащие конституционные нормы; 1 - отдельные акты региональных органов исполнительной власти; - акты, принимаемые в результате проведения региональных референдумов. К третьему уровню относятся акты органов местного самоуправления и акты, принимаемые в результате проведения местных референдумов. Особую группу источников конституционного права России составляют межгосударственные договоры, одной из сторон которых является Российская Федерация и некоторые акты международных организаций. Центральное место среди источников конституционного права занимает Конституция РФ. Конститу́ция (от лат. constitutio «устройство, установление, сложение») — основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Под нормами конституционного права понимают правила поведения, содержащиеся источниках конституционного права и регулирующие входящие в его предмет общественные отношения. Особенности норм конституционного права. 1. Они обладают приоритетом по отношению к нормам всех остальных отраслей права. Т.е. любые другие правовые нормы не должны противоречить нормам конституционного права. 2. Имеют общерегулятивный характер, т.е. существуют в форме общих, неконкретизированных положений, деклараций, принципов. 2. Юридические свойства Конституции Российской Федерации Юридические свойства Конституции - это признаки, позволяющие отличить ее от актов текущего законодательства. К юридическим свойствам Конституции относятся: учредительный характер. легитимность, верховенство, стабильность, прямое действие, база текущего законодательства, реальность, программность. 1. Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм и их иерархию в правовой системе. 2 2. Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства - парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, - учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти. Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей. 3. Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» - закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ. 4. Стабильность Конституции – важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. 5. Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства. 6. Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической). Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной. 7. Конституция является юридической базой текущего законодательства. Данное свойство Конституции проявляется в том, что конституционные нормы служат отправной точкой для всех отраслей российского права. Так, на базе конституционных положений, закрепляющих свободу экономической деятельности, равенство всех форм собственности развивается гражданское право России. 3 8. Программность Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства. Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, не может служить основанием для признания его таковым, но это идеал, к которому Российская Федерация должна стремиться. 2. Основы конституционного строя Российской Федерации В настоящее время действует Конституция, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. Основы конституционного строя включают в себя следующие группы положений Конституции. 1. Основы политической системы общества. Россия характеризуется в Конституции как «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (ч.1. ст.1). Единственным источником власти в стране и носителем суверенитета является «ее многонациональный народ», которые осуществляет «свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (п. 2. Ст. 3). Высшим и непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей. На федеральном уровне власть осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ и системой судебных органов РФ. 2. Основы социальной системы. Конституция указывает, что РФ является социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7). 3. Основы экономической системы. В РФ гарантируется свобода экономической деятельности, признается и защищается частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8). 4. Основы духовной жизни общества. В РФ признается идеологическое разнообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной. Признаются политическое многообразие и многопартийность. РФ – светское государство, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной. 4 3. Конституционные права и свободы граждан Конституционные права и свободы выступают в качестве основы всех остальных прав и свобод граждан России. Они образуют целостную систему, основанную на ряде принципов, закрепленных в Конституции. 1. Принцип справедливости и равноправия всех перед законом и судом. 2. Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод человека и гражданина. 3. Принцип непосредственного действия прав и свобод, которые «определяют смысл, содержание и применение законов» (ст. 18). 4. Принцип сочетания прав и свобод граждан России с их конституционными обязанностями. В частности, названы такие обязанности, как платить налоги, беречь окружающую среду, защищать Отечество. 5. Принцип гарантированной государством судебной защиты прав и свобод граждан и получения ими квалифицированной юридической помощи. 4. Форма правления современной России По форме правления современное Российское государство является республикой. Согласно Конституции, Президент является главой государства. Президент избирается сроком на 6 лет «гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» (ч.1, ст. 81) Полномочия Президента (основные направления). 1. Полномочия, связанные с выполнением функций как гаранта Конституции, гаранта прав и свобод человека и гражданина. 2. Полномочия, касающиеся внутренней политики и безопасности государства. Президент принимает меры по охране суверенитета РФ, обеспечению ее государственной целостности и независимости. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики Российского государства. Президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами России, утверждает военную доктрину РФ, назначает высшее командование вооруженных сил, формирует Совет Безопасности. 3. Полномочия, связанные с формированием и осуществлением внешней политики. Президент определяет основные направления внешней политики, осуществляет руководство внешней политикой, подписывает международные договоры. 5 4. Полномочия, касающиеся отношений с парламентом и другими государственными органами. А) Отношения с органами законодательной власти. Президент в соответствии с Конституцией назначает выборы в Государственную Думу, распускает Государственную Думу, вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает федеральные законы и др. Б) Отношения с органами исполнительной власти. Президент совместно с Государственной Думой определяет и Советом Федерации состав Правительства РФ, назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, определяет общие направления деятельности Правительства, освобождает Председателя Правительства от должности, осуществляет общее руководство Правительством, имеет право председательствовать на его заседаниях. Президент утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. Президент формирует свои исполнительные органы в виде Администрации Президента РФ, формирует различные совещательные органы (наиболее важный – Государственный совет). В) Отношения с органами судебной власти. Президент представляет Совету Федерации кандидатуры на должности Председателей и судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и других федеральных судов. Законодательная власть на федеральном уровне осуществляется Федеральным Собранием, состоящем из двух палат. 1. Государственная Дума – формируется в всеобщих выборах. Депутаты Государственной Думы избираются сроком на 5 лет. 2. Совет Федерации – формируется путем делегирования двух представителей от каждого субъекта федерации (по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти – на срок полномочий соответствующего органа), назначение Президентом представителей Российской Федерации (не более 30 человек) сроком на 6 лет. Пожизненно сенаторами становятся бывшие Президенты РФ. Таким образом, в Государственной Думе представлены интересы всех граждан РФ, независимо от их места проживания, а в Совете Федерации представлены интересы различных субъектов федерации. 6 В отличие от Государственной Думы, Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает лишь некоторые законы, перечисленные в 106 ст. Конституции. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; е) войны и мира. Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ. Высшими органами судебной власти являются Конституционный Суд и Верховный Суд. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции России федеральных законов и других нормативно-правовых актов. Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, относящимся к ведению судов общей юрисдикции и арбитражных судов. 5. Форма государственного устройства России По форме государственного устройства Россия является федерацией. Российская Федерация функционирует на основе ряда принципов, закрепленных в Конституции. 1.Принцип государственной целостности. (Кроме прочего – предполагает единство экономического пространства, недопустимость каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств). 2. Принцип единства государственной власти – предполагает, что система органов государственной власти субъектов федерации устанавливается ими самими, но в соответствии с нормами федеральной Конституции и федерального законодательства. 3. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов 7 федерации. Согласно Конституции, все предметы ведения и полномочия разделены на три группы. А) относящиеся только к ведению Федерации. Б) относящиеся к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Например: защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности, вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами и др. В) относящиеся к исключительно к ведению субъектов Федерации. 4. Принцип равноправия и самоопределения народов Российской Федерации. Равноправие обеспечивается во всех сферах общественной жизни. Самоопределение возможно в таких формах, как автономная область, автономный округ, край, область и др. 8
«Понятие, источники и особенности конституционного права» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot