Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Понятие и сущность конституции

  • 👀 396 просмотров
  • 📌 361 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Понятие и сущность конституции» pdf
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕФТЕГАЗОВОГО БИЗНЕСА Часть I. Конституционно-правовые основы нефтегазового бизнеса 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ Значения термина «конституция» в английском языке Основной закон государства Учредительный акт или действие Установленное право или обычай Значения термина «конституция» в русском языке Основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан Учредительные документы организации Основные принципы отдельной социальной группы Термин «конституция» (от латинского «устанавливаю», «учреждаю») был известен еще в Древнем Риме: так называли акты императора, имевшие высшую юридическую силу; использовался он и в период феодализма в Европе, но уже для названия различных актов. Современное значение термин "конституция" приобрел в ходе буржуазных революций. В конституционных нормах буржуазия видела определенную гарантию стабильности государственного и общественного строя, гарантию своего участия в осуществлении государственной власти. Строение, структура организма Акт назначения на должность Состояние, форма, структура Телосложение Очевидно, что термин "конституция" в русском языке имеет гораздо меньше смысловых значений, чем в английском. Поэтому в работах западных ученых слова "конституция" и "конституционный" употребляются не только в смысле основного закона страны, но и в других значениях - как принципы поведения общественных организаций, семьи и т.д. 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ В XVIII в. возникает концепция конституционализма, т.е. концепция правления, ограниченного конституцией. Т.е. устанавливалась юридическая граница между сферой приложения верховной государственной власти и правами гражданина-собственника. Анализ истории показывает, что конституции принимаются в те моменты, когда устанавливается принципиально новое соотношение классовых или политических сил. Теоретические идеи конституции (формальные признаки) конституция - выражение общей воли народа, создающего свою государственность для достижения общей цели. Таким образом, конституция считается не актом государства, а актом народа, создающего государство конституция - продукт общего согласия всех классов и групп, составляющих общество. Первыми писаными конституциями были американская 1787 г. и французская 1791 г., а также неписаная английская. В юридической науке понятие "конституция" имеет два значения в формальном смысле - это юридическая конституция, т.е. основной закон государства, закрепляющий правовое положение личности, а также общественно-экономический строй, форму правления и форму государственного устройства. Юридическая конституция документ, предписывающий то, что должно быть в материальном смысле - фактическая конституция, т.е. реальный порядок осуществления государственной власти Фактическая конституция есть везде, а юридической конституции в государстве может и не быть; такая ситуация обычно возникает тогда, когда все, что необходимо, урегулировано, но конституционного текста нет. 1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИЙ Фактическая и юридическая конституции могут совпадать или расходиться ➢ если юридическая конституция более демократична, чем конституция фактическая, то речь должна идти о борьбе за реализацию демократических положений основного закона ➢ если юридическая конституция реакционнее фактической, то она должна быть заменена более демократической писаной конституцией В силу важности регулируемых конституцией общественных отношений, верховенства ее предписаний и в целях обеспечения стабильности основного закона устанавливается особый, более сложный порядок ее принятия, внесения в нее изменений и дополнений, отличающийся от порядка принятия и изменения простых законов. КОНСТИТУЦИЯ — это основной закон государства, определяющий пределы осуществления государственной власти и представляющий собой систему правовых норм, регламентирующих государственный строй страны, принципы правовой системы государства и основы его взаимоотношений с населением. 2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИЙ Каждая из ныне действующих конституций (их в настоящее время насчитывается более двухсот) обладает специфическими индивидуальными чертами. В них нашли отражение социальные, национальные, политические, исторические, религиозные и иные особенности соответствующих стран. При этом всем конституциям присущи общие черты: В преамбуле Конституции США устанавливается: "Мы, народ Соединенных Штатов... торжественно провозглашаем и устанавливаем настоящую Конституцию...". 1. Все конституции в той либо иной форме провозглашают лозунг народного суверенитета В ст. 1 Конституции Италии 1947 г. сказано: "Италия демократическая Республика, основывающаяся на труде. Суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его в формах и в границах, установленных Конституцией". Согласно ст. 3 Конституции Франции "национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума. Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление". Пункт 2 ст. 1 Конституции Испании 1978 г. гласит: "Национальный суверенитет принадлежит испанскому народу, от которого исходят полномочия государства". Статья 1 Конституции Колумбии 1991 г. устанавливает, что "суверенитет принадлежит исключительно народу, от которого исходит публичная власть", а в ст. 5 Конституции Венесуэлы 1999 г. сказано, что суверенитет принадлежит народу и "непередаваем". 2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИЙ 2. В той либо иной форме закрепляют институт собственности Исторически эти нормы восходят к французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в которой (ст. 17) содержится известное положение о ее неприкосновенности: "Так как собственность является неприкосновенным и священным правом, то никто не может быть лишен ее иначе как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения". В некоторых конституциях (Италия, Франция) концепция разделения властей не выражена семантически явно, она как бы подразумевается, из нее исходят. В других (американская, датская, японская) принципы разделения властей четко сформулированы в соответствующих статьях. Так, концепция разделения властей, дополненная системой сдержек и противовесов, положена в основу американской Конституции. Три первые статьи этой Конституции начинаются следующими положениями: "Все законодательные полномочия, сим установленные, предоставляются Конгрессу Соединенных Штатов..." (разд. 1 ст. I); "Исполнительная власть предоставляется Президенту Соединенных Штатов Америки..." (разд. 1 ст. II); "Судебная власть Соединенных Штатов предоставляется одному Верховному суду..." (разд. 1 ст. III). В японской Конституции содержатся такие предписания по этому предмету: "Парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства" (ст. 41); "Исполнительная власть осуществляется Кабинетом" (ст. 65); "Вся полнота судебной власти принадлежит Верховному суду..." (ст. 76). В Конституции Дании концепция разделения властей сформулирована в одной статье: "Законодательная власть принадлежит Королю и Фолькетингу совместно. Исполнительная власть принадлежит Королю, судебная власть - судам" (§ 3 гл. I). 3. Обычно воспроизводятся и закрепляются основные принципы теории разделения властей 2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИЙ 4. устанавливают и закрепляют форму правления государства - республику или монархию. В конституционном тексте это может быть выражено прямо или косвенно В преамбуле к Конституции Индии, например, прямо сказано: "Мы, народ Индии, торжественно решив учредить Индию как суверенную демократическую республику...". В п. 3 ст. 1 Конституции Испании 1978 г. установлено, что "политической формой испанского государства является парламентарная монархия". Конституция США, напротив, не называет прямо форму правления всего Союза, однако перечисленные в Конституции институты являются республиканскими по порядку формирования, взаимодействию между собой и порядку осуществления функций. Кроме того, в ней установлена республиканская форма правления для штатов: "Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления..." (разд. 4 ст. IV). Монархическая форма правления чаще определяется косвенно или выводится логически из текста Конституции. Так, форма правления Японии прямо не называется в Конституции, но поскольку главой государства является наследственный император, статусу которого посвящена гл. 1 Конституции, то очевидно, что Япония - монархия. 2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИЙ 5. устанавливают и закрепляют унитарную или федеративную форму государственного устройства По поводу унитарной формы государственного устройства прямые предписания чаще всего отсутствуют (Франция, Япония), хотя в латиноамериканских конституциях такие прямые указания встречаются. Так, ст. 1 Конституции Колумбии 1991 г. гласит: "Колумбия является социальным правовым государством, организованным в форме унитарного децентрализованного государства". Само умолчание о форме государственного устройства есть констатация унитаризма как наиболее распространенного способа политикотерриториальной организации территории страны. Однако и в федеративных государствах далеко не всегда встречается термин "федерация" или его производные. Прямое упоминание о федерации встречается, например, в конституциях стран Латинской Америки (Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Мексики и др.). Согласно ст. 1 Конституции Аргентины 1853 г. в действующей редакции, "аргентинская нация в соответствии с настоящей Конституцией избирает федеративную, республиканскую, представительную форму правления". Статья 1 Конституции Бразилии 1988 г. начинается словами: "Федеративная Республика Бразилия, представляющая собой нерасторжимый союз штатов, муниципий и федерального округа...". Согласно ст. 4 Конституции Венесуэлы 1999 г. это государство является федеративным и децентрализованным. Нередко в конституциях используются синонимы (в соответствии со сложившейся в данном государстве терминологией). Так, Конституции США, Индии и ФРГ говорят о Союзе, Конституция Австрии содержит термин "союзное государство". Официальный текст Конституции Швейцарии 1999 г. в соответствии с давней традицией на французском и итальянском языках называется "Федеральная Конституция Швейцарской Конфедерации", а на немецком - "Федеральная Конституция Союза" (дословно - "товарищества по клятве"). 2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИЙ 6. в той либо иной форме провозглашают и устанавливают права и свободы человека и гражданина. Обычно в самом тексте конституции содержится соответствующая глава или раздел В новейших конституциях, особенно латиноамериканских, правовое положение человека и гражданина с технико-юридической точки зрения разработано весьма обстоятельно, со множеством деталей. В новейшие конституции включаются новые права и свободы (право на получение информации, на охрану окружающей среды, на охрану материнства и др.). Однако существуют конституции, в основном тексте которых отсутствуют разделы о правах и свободах (США) или даже упоминания о них (конституции некоторых франкоязычных стран Африки). Так, в первоначальном тексте Конституции США не было специальной статьи или раздела о правовом положении личности. При ратификации федеральной Конституции шесть штатов (из 13 входивших в то время в состав США) настаивали на принятии билля о правах. Дж. Мэдисон суммировал их предложения и внес проект поправок в Палату представителей 8 июня 1789 г. Через два с небольшим года первые десять поправок, которые обычно называют Биллем о правах, вступили в силу. Своеобразно решен вопрос о регулировании прав и свобод во французской Конституции. Ее важной составной частью является Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г., в которых урегулированы важнейшие аспекты правового статуса человека и гражданина. В самом же тексте Конституции 1958 г. законодатель ограничился указанием в преамбуле: "Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета, как они определены Декларацией 1789 г., подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946 г.". 2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИЙ 7. определяют принципы организации системы высших органов государственной власти и порядок деятельности составляющих ее подсистем. В их число входят глава государства, правительство и парламент. В конституциях устанавливаются также основы регулирования таких важнейших политических процессов, какими являются выборы, референдум и законодательство 8. в некоторых конституциях имеются нормы, регулирующие внешнюю политику государства Во многих послевоенных конституциях получил закрепление институт конституционного надзора. Он был конституционно оформлен во Франции (1946, 1958), в Италии (1947), в ФРГ (1949), в Португалии (1976), в Испании (1978) и в ряде других стран. Все более широкое распространение получает институт уполномоченного по правам человека (омбудсмена). Так, отказ от завоевательных войн включен в преамбулу Конституции Франции 1946 г.; Конституция Японии предусматривает отказ от войн как средства политики; в Конституции Индии дана подробная характеристика миролюбивого курса страны в сфере международных отношений. Сходные положения содержатся в тексте конституций Греции, Португалии, Испании. Общей закономерностью является то, что: - конституции, принятые в XVIII - XIX вв., ограничивались в основном общими принципами организации государственной власти; - принятые в XX в., как правило, более детальны, что обусловлено усложнением задач и функций государства, а также стремлением более полно закрепить гарантии сохранения прав и свобод личности. 3. КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИЙ И ИХ ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА В зависимости от формы государственного устройства: унитарные и федеративные. В зависимости от характера политического режима: демократические и реакционные. В зависимости от предполагаемой продолжительности применения: постоянные и временные. Временный характер обычно имеют основные законы, принятые в переломные для истории страны моменты, как это имело место в Португалии после ликвидации фашизма, где в 1974 г. были введены Временные конституционные положения. В качестве временного был принят и Основной закон ФРГ, хотя фактически он действует постоянно. По социальному характеру: полуфеодально-теократические конституции, конституции капиталистического общества, конституции тоталитарного социализма, постсоциалистические конституции; В зависимости от формы правления: монархические и республиканские. По характеру принятия и оформления: писаные и неписаные (Самая старая классификация, которая использовалась еще в XIX в., применяется до сих пор.) 3. КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИЙ И ИХ ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА Писаные конституции - конституции, которые признаются основными законами, обладают высшей юридической силой и принимаются в особом, более сложном, чем простые законы, порядке. Такие акты существуют в подавляющем большинстве стран. Они могут состоять из одного, двух или нескольких документов. В основном положения преамбулы считаются декларативными, за исключением тех, которые являются отсылочными нормами (преамбулы к конституциям Франции, Республики Кот-д'Ивуар). Многие современные конституции (Австрии, Бельгии, Греции, Дании, Исландии, Италии, Нидерландов, большинства стран Латинской Америки) не имеют преамбулы, но общая тенденция сводится к тому, что новые и новейшие конституции (Испании, Франции, ФРГ, Швейцарии и др.) предваряются преамбулой. В большинстве зарубежных стран основной закон представляет собой единый документ, в Дании — два документа, в Швеции и Финляндии — четыре. При наличии нескольких актов, являющихся составной частью конституции, один из них, как правило, признается основополагающим, а другие как бы дополняют его. Такими актами в Швеции и Финляндии является документ, который называется "Форма правления". Обычно писаная конституция состоит из преамбулы, основного текста и переходных положений или сопроводительных приложений. Преамбула обычно содержит в себе торжественную формулу провозглашения конституции, цели принятия конституции, отсылки к прежней конституции и некоторые другие положения. Она не носит нормативный характер, но может использоваться для толкования конституции судами (прежде всего, для выявления намерений авторов основного закона). 3. КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИЙ И ИХ ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА Основной конституционный текст обычно подразделяется на части, главы, разделы, статьи. Например, Конституция Франции 1958 г. состоит из преамбулы и 18 разделов, которые делятся на статьи. Схожую структуру имеют Конституции Индии, Малайзии, ФРГ, Швейцарии, Японии и некоторых других стран. Обычно наиболее крупные структурные подразделения текста имеют названия, но их может и не быть (США). Некоторые конституции (Индии, Бангладеш) сопровождаются приложениями, в которых конкретизируются и уточняются общие положения по определенным вопросам. В отдельные конституции включаются переходные положения (Италия). Своеобразную структуру имеет Конституция Канады, которая согласно Акту о Британской Северной Америке 1867 г. (ныне Конституционный акт 1867 г.), принятому британским Парламентом, получила статус доминиона. Этот акт был впоследствии дополнен почти тридцатью другими британскими законами и приказами короля в Совете. В 1982 г. вступили в силу принятые британским Парламентом по просьбе Парламента Канады Акт о Канаде и Конституционный акт, которым учредительные права были переданы Канаде. С этого момента британский Парламент утратил полномочия принимать законы для Канады. Конституционный акт, содержащий Канадскую хартию прав и свобод и ряд других положений, не отменил Акт о Британской Северной Америке 1867 г. и другие источники канадской Конституции. Вместе с Конституционным актом 1982 г. они составили систему юридических источников, которые в совокупности своей составляют Конституцию Канады. 3. КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИЙ И ИХ ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА К неписаным конституциям относятся те нормативные документы конституционного характера, которые принимаются в том же порядке, что и любые другие законы. Обычно таких актов бывает несколько, как это имеет место в Великобритании и Новой Зеландии. Неписаная конституция имеет те же предметы правового регулирования, что и писаная, но ее предписания содержатся не в едином документе, а в некотором числе источников права. Для неписаных конституций характерно то, что принимаемые парламентами этих стран акты конституционного характера дополняются конституционными соглашениями, т. е. обычаями, которые регулируют важнейшие вопросы, связанные с осуществлением государственной власти. К странам с неписаной конституцией можно отнести те, в которых в результате произошедших переворотов старые конституции были отменены, а новые еще не приняты и все вопросы, связанные с осуществлением государственной власти, регулируются на основе фактически сложившихся отношений. 3. КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИЙ И ИХ ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА В Британии в течение короткого срока (1653 - 1660) действовала писаная конституция - Орудие управления О. Кромвеля, но она не оставила заметного следа в развитии британского конституционализма. Современная британская неписаная Конституция представляет собой сложный конгломерат различного рода источников. Эта Конституция непрерывно дополняется и изменяется. Она состоит из следующих основных частей. Статутное право. В эту группу источников включаются некоторые древние акты и ряд важнейших парламентских законов конституционного характера: Великая хартия вольностей 1215 г., Петиция о праве 1628 г., Билль о правах 1689 г., Акт об устроении 1701 г., Акты о парламенте 1911 и 1949 гг., Акт о пэрстве 1963 г., Акты о народном представительстве 1949 и 1969 гг., Акт о местном управлении 1972 г. и ряд других. Общее право (прецедентное право) - сложившееся после норманнского завоевания общее для всей Англии право, которое было создано королевскими судами и первоначально противопоставлялось местному обычному праву. Оно основывалось не на законе, а на общих принципах справедливости и разума, здравого смысла. Юридической базой общего права является доктрина Stare decisis, в силу которой суд придерживается ранее состоявшихся решений по аналогичным делам (прецедент). Конституционные соглашения - правила политической практики, которые считаются обязательными и неукоснительно соблюдаются теми, кого они непосредственно касаются. Установленные конституционными соглашениями предписания не могут быть принудительно осуществлены через суд. Конституционные соглашения составляют важнейшую часть британской неписаной Конституции. В. Доктринальные источники - мнения авторитетных ученых, к которым обращаются в тех случаях, когда выявляется пробел в конституционном праве. К числу доктринальных источников относятся следующие труды: Брэктон. Трактат о законах Англии (1250); Блэкстон. Комментарии законов Англии (1565); Кок. Правовые институты Англии (1628); Фостер. Решения королевских судов (1763). К числу авторитетных ученых обычно относят Джона Локка (1632 - 1704), Иеремию Бентама (1748 - 1832), Эдмунда Берка (1729 - 1797), Дж. С. Милля (1806 - 1873), Эрскина Мэя (1815 - 1886), А.В. Дайси (1835 - 1922), Дж. Остина (1911 - 1960) и др. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
«Понятие и сущность конституции» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot