Понятие инновации, классификация инноваций, инновационный процесс
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 5
Понятие инновации, классификация инноваций,
инновационный процесс
Неизбежный тренд развития российской экономики в инновационном
направлении, во многом обусловлен такими явлениями как глобализация,
ужесточение конкуренции, изменение ее принципов, а также возрастание
роли технического прогресса. Инновации в современном мире служат
основным источником не только социально-экономического прогресса, но и
конкурентного преимущества бизнеса.
Инновационная деятельность становится все более распространенным
явлением на российских предприятиях, причем как на крупных, так и на
малых. Однако, исходя из результата опросов первых лиц компаний, не более
30 % четко представляет себе базовые принципы и технологии ее
реализации, и лишь на крупных предприятиях имеются специализированные
менеджеры или отделы, объектом управления которых является
инновационная деятельность. Поэтому каждая организация вынуждена
самостоятельно «изобретать велосипед» инновационной детальности и видя
внешние эффекты у других, не разбираясь в глубинных процессах, часто
разочаровывается в инновациях и вновь возвращается на прежний
привычный уровень функционирования, воспринимая инновации как
лишний источник затрат. В то время как западные предприятия уже давно
научились черпать основные конкурентные преимущества из инноваций,
поставив их на поток и подчинив (как ни странно, не творческому полету
мысли) строгим технологиям и механизмам реализации.
Формирование модели управления инновационной деятельностью на
российском предприятии является актуальным сегодня и требует
углубленного изучения.
Теоретические основы инновационной деятельности
Об инновациях сегодня говорят очень много, так анализ Интернетисточников показывает, что в российской среде общих рассуждений об
инновациях в 4 раза больше, чем информации об управлении ими, а в
англоязычной экономике информация об управлении инновациями
превышает половину от общих разговоров о них. Кроме того, в России
инновациям уделяется 0,6 внимания всего общего интереса, проявляемого к
ним в англоязычной среде.
Основоположником теории инноваций является австрийский
экономист, социолог и историк экономической мысли Йозеф Алоиз
Шумпетер (1883 — 1950). В 1911 г. он впервые ввел термин «инновация»,
определив его как «новую научно-организационную комбинацию
производственных факторов, мотивированную предпринимательским
духом»; «один из главных двигателей, генераторов прибыли».
1
Следует различать понятия «новация», «нововведение», «инновация».
Под новацией, или новшеством понимается что-либо новое: новое явление
(открытие, новое теоретическое знание), новый обычай, новый метод
(принцип), изобретение.
Понятие «нововведение» в буквальном смысле в русском языке
раскрывается как словосочетание «введение нового» и означает процесс
использования новшества. При этом понятие «нововведение» соответствует
английскому innowation, что в переводе с английского также означает
«введение новаций», то есть «введение новшеств».
Таким образом, с момента принятия к распространению новация
приобретает новое качество – становится инновацией.
Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное
использование новаций в виде новых технологий, видов продукции и услуг,
организационно-технических
и
социально-экономических
решений
производственного, финансового, коммерческого или иного характера.
В настоящее время существуют принципиально разные трактовки
понятия инновация. В зависимости от предмета исследования и объекта
инновации рассматриваются, как:
система (Н. Лапин, Й. Шумпетер).
изменение (Ф. Валента, Ю. Яковец, Л. Водачек и др.).
процесс (Б. Твисс, А. Койре, И. Пинингс, В. Раппопорт, В.
Кабаков, Г. Гвишиани и др.).
результат (А. Левинсон, С. Бешелев, Ф. Гурвич).
В целом в российской практике инновацию рассматривают как
конечный результат инновационной деятельности, в зарубежной – как
деятельность, процесс изменений.
Российское обобщенное определение: инновация – результат
инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или
усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или
усовершенствованного технологического процесса, используемого в
практической деятельности, либо новой или усовершенствованной
организационно-экономической формы, обеспечивающей необходимую
экономическую и (или) общественную выгоду.
Методология системного описания инноваций в условиях рыночной
экономики базируется на международных стандартах, рекомендации по
которым приняты в г. Осло в 1992 г., отсюда название — «Руководство
Осло». Согласно данному руководству: инновации – это сложная и
диверсифицированная деятельность со многими взаимодействующими
компонентами. Инновация считается осуществленной в том случае, если она
внедрена на рынке или в производственном процессе.
Таким образом, инновации многогранны, их можно рассматривать и
определять с различных сторон. С данной характеристикой связано
разнообразие функций, которые выполняют инновации.
К основным функциям инноваций относятся следующие:
2
1)
инновации являются каналом воплощения в жизнь достижений
человеческого интеллекта, научно-технологических результатов, способствуя
интеллектуализации трудовой деятельности, повышению ее наукоемкости
(закономерность растущей интеллектуализации общества по мере движения
его от ступени к ступени);
2)
с помощью инноваций расширяется круг производимых
продукции и услуг, улучшается их качество, что способствует росту
потребностей каждого человека и общества в целом и удовлетворению этих
потребностей (закон возвышения и дифференциации потребностей);
3)
инновации дают возможность вовлекать в производство новые
производительные силы, производить продукцию и услуги с меньшими
затратами труда, материалов, энергии (закон экономии труда);
4)
концентрация инноваций в этой или иной сфере помогает
привести структуру воспроизводства в соответствие со структурой
изменившихся потребностей и структурой внешней среды (закон
пропорциональности развития).
Следовательно, инновации являются непременным элементом
реализации основных законов развития общества, условием его
жизнестойкости, динамичности, выживания и развития. В то же время
инновации развиваются по своим собственным закономерностям.
Виды инноваций:
- Технологические — получение нового или эффективного
производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или
усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области
организации и управления производством не относятся к технологическим.
- Социальные (процессные) — процесс обновления сфер жизни
человека в реорганизации социума (педагогика, система управления,
благотворительность, обслуживание, организация процесса).
- Продуктовые — создание продуктов с новыми и полезными
свойствами.
- Организационные — совершенствование системы менеджмента.
- Маркетинговые — реализация новых или значительно улучшенных
маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне
и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации
продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта,
формирование новых ценовых стратегий.
Инновационная экономика в России и за рубежом
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве
важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в
отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса.
Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт,
3
единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику,
экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении
новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой
реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений:
производства, обмена, потребления.
Когда наука становится неотъемлемой частью промышленного
производства и непосредственной производительной силой, то можно
говорить о формировании инновационной экономики.
Инновационная экономика – это экономика общества, основанная на
знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, новых
машин, систем и технологий, на готовности их практической реализации в
различных сферах человеческой деятельности.
Особую роль в инновационной экономике играют знания, прежде
всего, это знания научные и технологические. Под их влиянием
традиционные сферы материального производства трансформируются и
радикально меняют свою технологическую основу, постоянно совершенствуя
качественный уровень удовлетворения потребностей общества.
Основными признаками инновационной экономики являются
следующие характеристики:
любой индивидуум, группа лиц, предприятий в любой точке
страны и в любое время могут получить любую необходимую информацию о
новых или известных знаниях, инновациях, инновационной деятельности,
инновационных процессах;
система знаний общества является объектом управления, что
обеспечивает ее прогрессивное развитие;
имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание
инноваций в объеме, необходимом для поддержания постоянно
ускоряющегося научно-технического прогресса и инновационного развития
страны;
происходит процесс ускоренного совершенствования (в т.ч.
автоматизации и компьютеризации) всех сфер и отраслей производства и
управления;
осуществляются радикальные изменения социальных структур,
следствием которых оказываются расширение и активизация инновационной
деятельности в различных сферах человеческой деятельности;
доброжелательно воспринимаются новые идеи, знания и
технологии, способность к созданию и открытость к внедрению в широкую
практику инноваций различного функционального назначения;
имеется четко налаженная гибкая система опережающей
подготовки и переподготовки кадров-профессионалов в области инноватики
и инновационной деятельности.
В современном мире экономическое превосходство большинства
развитых стран обеспечивает инновационная экономика. Поэтому ее
4
формирование является основой стратегии развития многих мировых
лидеров (США, Финляндия, Израиль, Швеция и др.)
Инновационная экономика является следующей экономической
формацией, которая приходит на смену индустриальной экономике.
Инновационная экономика впервые появилась в США. Известный
американский историк Э. Тоффлер указывает её начало – 1956 г. «первый
символический показатель исчезновения экономики дымящих труб Второй
Волны и рождения новой экономики Третьей Волны: «белые воротнички» и
служащие численно превзошли заводских рабочих с «синими
воротничками».
Основой инновационной экономики являются знания, их создание,
распространение, реализация и приспособление потребительским нуждам.
Человечество долго шло к пониманию, что знание представляет собой
некую самостоятельную сущность, с которой можно производить самые
разнообразные операции:
обладать,
хранить,
передавать от одного лица к другому,
продавать,
покупать,
воровать,
уничтожать и т.п.
Система менеджмента инноваций в организации
Разграничим термины «инновационный менеджмент» и «менеджмент
инноваций». Первый термин следует понимать, как систему инновационных
методов управления, а во второй как управление инновациями в
организации, которые могут осуществляться в различных сферах – как
производственной, так и организационной. Второй термин нам видится более
широким и принимается в качестве предмета дальнейшего изучения.
Менеджмент инноваций – система механизмов управления
инновационной деятельностью в организации с целью достижения и
поддержания высокого уровня ее конкурентоспособности в условиях
глобальной экономики.
Понятие «менеджмент» достаточно быстро и прочно вошло в
современный отечественный экономический лексикон. Оно широко
используется применительно к разнообразным социально-экономическим
процессам на предприятиях, действующих в современных рыночных
условиях. Наряду с принципами, процессами и методами общего
менеджмента, характерными для любого предприятия в целом, выделяются
отдельные его разновидности, использующие специфические формы
управления различными функциональными сферами предприятия или
видами
хозяйственной
деятельности.
Они
получили
название
5
функционального менеджмента. Так, управление процессами производства
продукции составляет содержание производственного менеджмента,
финансовыми
процессами
—
финансового,
инвестициями
—
инвестиционного, кадрами — персонального менеджмента и т. п.
Менеджмент инноваций представляет собой одну из разновидностей
функционального менеджмента, в сфере влияния которого находятся
инновационные процессы, осуществляемые во всех сферах народного
хозяйства.
Ключевая цель менеджмента инноваций заключается в обеспечении
эффективной непрерывной инновационной деятельности, позволяющей
достигнуть и сохранить высокий уровень конкурентоспособности социальноэкономической системы в условиях глобальной экономики.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
выработка стратегической инновационной концепции;
построение структуры управления инновационной деятельностью
в организации;
определение тематических направлений деятельности и
формирование инновационных проектов и программ;
формирование инновационной среды в организации, создание
творческой атмосферы и высокой мотивации интеллектуального труда;
планирование производственных процессов инновационной
продукции;
обеспечение процесса коммерциализации инновационной
продукции.
Организационная форма менеджмента инноваций является системной.
Система менеджмента инноваций состоит из двух подсистем:
- управляющей подсистемы (субъект управления),
- управляемой подсистемы (объект управления).
Субъектами менеджмента инноваций являются один или группа
работников, которые осуществляют целенаправленное воздействие на объект
управления:
- руководство организации (руководитель),
инновационные менеджеры (группа или один).
Функции субъекта менеджмента инноваций:
прогнозирование – охватывает разработку на длительную
перспективу изменения технико-технологического и экономического
состояния объекта управления в целом и его различных частей;
планирование – охватывает весь комплекс мероприятий по
выработке плановых заданий в инновационном процессе и по воплощению
их на практике;
организация – сводится к объединению людей, совместно
реализующих инновационную программу на базе каких-либо правил и
процедур;
6
мотивация
–
включает
механизм
формирования
заинтересованности работников в результатах своего труда по созданию и
реализации инноваций;
регулирование – заключается в воздействии на объект
управления
для
достижения
состояния
устойчивости
техникотехнологической и экономической систем в случае, когда эти системы
отклоняются от установленных параметров;
координация – означает согласованность работ всех звеньев
системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов;
контроль – заключается в сопоставлении запланированных и
фактических результатов инновационного процесса и корректировке
управленческих воздействий.
Объектами менеджмента инноваций являются:
инновация,
инновационный процесс,
экономические отношения, возникающие между участниками
рынка инноваций.
Функции объекта менеджмента инноваций:
удовлетворение потребностей общества на качественно новом
уровне;
формирование и удовлетворение новых потребностей общества.
диффузия инноваций.
Воздействие субъекта на объект осуществляется через хозяйственный
механизм, представляющий собой совокупность тактических приемов и
инновационной стратегии.
Инновационная стратегия развития организации задает общее
направление и определяет способ использования средств для достижения
долгосрочных целей организации.
Тактика – это конкретные методы и приемы для достижения
поставленной цели в краткосрочный период. Задачей тактики
инновационного менеджмента является искусство выбора оптимального
решения и приемов достижения этого решения наиболее приемлемых в
данной хозяйственной ситуации.
Организация менеджмента инноваций связывает воедино указанные
выше элементы. Она представляет собой систему мер, направленных на
рациональное сочетание всех его элементов в рамках управления
инновационными процессами.
Этапы процесса менеджмента инноваций в организации:
1.
Формулировка целей долгосрочного развития организации и
определение роли инновационной деятельности. Определение цели
менеджмента инноваций (прибыль, расширение сегмента рынка, выход на
новый рынок и т.п.)
-
7
2.
Выбор инновационной стратегии развития. От правильно
выбранной стратегии зависит результативность и эффективность
инновационной деятельности организации.
3.
Определение приемов менеджмента инноваций в организации.
Они зависят от цели управления, конкретных задач по управлению.
Приемы менеджмента инноваций можно разделить на следующие
группы:
приемы, воздействующие только на создание инновации. Они
имеют своей единственной целью создание нового продукта или новой
операции, технологии с высокими качественными параметрами. К этим
приемам относятся бенч-маркинг, способы маркетинговых исследований и
планирование маркетинга инноваций.
приемы, воздействующие как на создание, так и на реализацию,
продвижение и распространение инновации, включают инжиниринг,
реинжиниринг, брандстратегию.
приемы, воздействующие только на реализацию, продвижение и
распространение инновации (ценовой прием управления, сегментирование
рынка, мэрджер). Главная цель всех приемов этой группы – это ускорение
продажи инноваций с наибольшей выгодой и эффективностью как в текущий
момент времени, так и с большей отдачей от этой продажи в будущий
период.
4. Разработка программы управления инновационными процессами,
которая представляет собой согласованный по срокам, результатам и
финансовому обеспечению комплекс действий для достижения поставленной
цели.
Программа – это план действий в области управления инновациями.
Она представляет собой достаточно трудоемкий процесс, для осуществления
которого необходимо:
определить цели и задачи;
проработать различные варианты их решения;
выбрать один из вариантов и разработать комплексную
программу его реализации;
создать механизм реализации комплексной программы, т.е.
назначить конкретных исполнителей, определить их права и обязанности,
выделить участки работы и т.п.
5.
Организация работ по выполнению программы определение
отдельных видов мероприятий, объемов и источников финансирования этих
работ, конкретных исполнителей, сроков выполнения и т.п.
6.
Контроль за выполнением намеченной программы.
7.
Анализ и оценка эффективности приемов управления
инновационными процессами в организации. При анализе прежде всего
выявляют: помогли ли используемые приемы достигнуть поставленной цели,
как быстро, с какими усилиями и затратами была достигнута эта цель, нельзя
ли методы менеджмента инноваций использовать более эффективно.
8
8.
Корректировка приемов менеджмента инноваций.
9