Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1 вопрос. Понятие и значение организации как функции управления.
Организация как управленческий процесс представляет собой функцию,
которая наиболее очевидно и непосредственно связана с организацией труда
подчиненных, систематической координацией многих задач и, соответственно,
формальных взаимоотношений людей, их выполняющих. Важнейшими
понятиями определяющими сущность этих функций являются полномочия и
ответственность.
Полномочия – это организационно закрепленное за должностным лицом,
коллективом или коллегиальным органом право на принятие решений.
Полномочия определяют подчиненность служащих и легитимность власти
менеджера. И это не только формальное право, но и возможность
распоряжаться ресурсами организации.
Ответственность – это одна из характеристик полномочий. Она должна
соответствовать объему и масштабу полномочий, а также их персональному
адресу. Нельзя стрелочника делать виноватым. Ответственность означает, что
работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем, кто передает
ему полномочия в обмен на получение определенного вознаграждения.
Основным из принципов современной теории управления является
принцип делегирования полномочий. Делегирование – это передача права
принятия решений руководителями более высокого уровни нижестоящим
руководителям их подчиненным.Важно понять, что делегирование реализуется
только в случае принятия полномочий, а собственно ответственность не может
быть делегирована, она остается за руководителем. В организациях, особенно
крупных, руководители высшего звена редко общаются с подчиненными низших
уровней, которые фактически выполняют большинство конкретных задач. Тем
не менее, они несут ответственность за дела фирмы и своих подчиненных.
Объем ответственности - вот одна из причин высоких окладов у менеджеров
высшего уровня.
Линейные
полномочия
–
это
полномочия,
которые
передаются
непосредственно от начальника подчиненному, а далее – другим подчиненным.
Именно линейные полномочия предоставляют руководителю узаконенную
власть.
Линейные менеджеры – это руководители основных подразделений
организации, в основном связанных с производством и сбытом товаров и
услуг. Руководитель, обладающий линейными полномочиями (линейный
руководитель), имеет также право принимать определенные решения и
действовать
в
определенных
вопросах
без
согласования
с
другими
руководителями в тех пределах, которые установлены организацией, законом,
обычаями и т. д.
Генеральные менеджеры обычно возглавляют подразделения организации,
такие
как
филиалы,
отделения,
дочерние
предприятия.
Они
несут
ответственность за общую деятельность подразделения.
Виды и полномочия штабного аппарата
Административный
аппарат
выполняет
множество
функций
в
современных организациях. Административный (штабной) аппарат можно
классифицировать, учитывая функции, которые он выполняет. Исходя из этого
выделяют консультативный, обслуживающий и личный аппараты. Однако
следует помнить, что на практике редко можно провести четкую грань между
этими типами. Нередко аппарат выполняет как обслуживающие, так и
консультативные функции, а личный аппарат иногда рассматривается как
обслуживающий.
Консультативный аппарат. Когда линейное руководство сталкивается с
проблемой, требующей специальной квалификации, оно может пригласить
соответствующих специалистов на временной или постоянной основе и таким
образом сформировать консультативный аппарат. В обязанности этих
специалистов входит консультирование линейного руководства в своей области
знаний. Например, это начальник отдела маркетинга.
Обслуживающий аппарат. Во многих организациях функции аппарата
рассчитаны на выполнение определенных услуг. Наиболее известными и часто
встречающимися примерами использования обслуживающего аппарата являются:
отдел кадров, отдел по связям с общественностью, планово-финансовый отдел,
отдел по исследованиям рынка, отдел материально-технического снабжения,
юридический
отдел
и
т.д.
Руководителей
этих
служб
называют
функциональными менеджерами.
Личный
аппарат
(вспомогательный)
–
это
разновидность
обслуживающего аппарата, формирующегося, когда руководитель нанимает
секретаря или помощников. В обязанности такого аппарата входит исполнение
того, что требует лично руководитель. Члены этого аппарата не имеют никаких
полномочий, тем не менее, имеют существенные власть и влияние в
организации.
В крупных организациях административный аппарат может состоять из
множества
людей.
В
таких
ситуациях
аппарат
представляет
собой
подразделение с более чем одним уровнем управления. Таким образом, сам
штабной аппарат имеет линейную организацию и обычную цепь команд внутри
себя. Менеджеры в аппаратной иерархии обладают линейными полномочиями
по отношению к своим подчиненным, независимо от характера полномочий
аппарата по отношению к организации в целом.
Эффективная организация полномочий.
С целью определения эффективной организации полномочий следует,
прежде всего, определить то, какая деятельность в организации относится к
линейной, а какая – к аппаратно-штабной. Традиционно к линейной
деятельности относятся производственная, сбытовая, финансовая функции
предприятия. Т. е линейная деятельность – это деятельность, которая
непосредственно связана с созданием, финансированием и сбытом товаров или
услуг.
Аппарат
помогает
выполнению
основных
(линейных)
функций
предприятия
Понятие организации как управленческого процесса необходимо
отличать от понятия организации как объекта и субъекта управления. В этом
случае под организацией понимается группа лиц, взаимодействующих друг с
другом ради достижения стоящих перед ними целей с помощью
материальных, правовых, экономических и иных условий. Признаками
организации является не только общая цель, но и координация усилий членов
организации по достижению этой цели наличие определенной системы и
структуры управления и применений технологий управления.
2 вопрос. Организационное проектирование.
Организационная
структура
–
это
система,
которая
определяет
распределение работ и обязанностей и соотношение взаимоподчиненности между
сотрудниками и подразделениями в организации. Организационную структуру
можно сравнить с архитектурой здания, которым является организация.
Количество этажей, в ‘этом здании определяет уровни иерархии в организации.
Современная организация является сложной системой, а понятие система
предполагает наличие структуры, элементов и универсальных закономерностей
управления ими. Элементами этой системы являются службы, подразделения,
отделы.
Поскольку цель проектирования организационной структуры состоит в
том, чтобы обеспечить достижение стоящих перед организацией задач,
проектирование структуры должно базироваться на стратегических планах
организации. Структура организации должна разрабатываться сверху вниз.
Этапы организационного проектирования выглядят следующим образом:
1. Осуществление деления организации по горизонтали на широкие
блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности по
реализации стратегии и далее определение того, какие виды
деятельности должны выполняться линейными подразделениями, а
какие – штабными.
2. Установление соотношения полномочий различных должностей. При
этом руководство устанавливает цепь команд и, если необходимо,
производит дальнейшее деление на более мелкие организационные
подразделения, чтобы более эффективно использовать специализацию
и избегать перегрузки линейного руководства.
3. Определение
должностных
обязанностей
–
совокупность
определенных задач и функций, возложенных на конкретных
должностных лиц.
Работа по проектированию организационной структуры выполняется в
несколько этапов:
1. Определение типа структуры.
2. Обоснование типа организационной структуры.
3. Формирование функциональной структуры системы управления,
которое, ведется с учетом горизонтального разделения труда, а также
основных функций и задач структурного подразделения или
предприятия в целом. Все функции, которые необходимо реализовать
на предприятии должны быть закреплены за соответствующими
функциональными подразделениями.
4. Формирование структуры управления службами. Каждая служба
предполагает внутреннюю структуру, состоящую из структурных
подразделений. и соответствующую характеру решаемых ею задач.
На этом этапе надо сформировать структуру для каждого
функционального подразделения.
Важно отметить, что появившаяся в итоге разработки организационная
структура не является застывшей формой, подобно каркасу здания. Поскольку
организационные
структуры
основываются
на
планах
организации,
то
существенные изменения в них могут потребовать соответствующих изменений в
организационной структуре.