Понятие и виды источников права социального обеспечения
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция: Источники права социального обеспечения
Понятие и виды источников права социального обеспечения
Понятие «источник права» является многозначным. В юридическом смысле этим понятием обозначают «способ выражения государственной воли», способ, с помощью которого правилу поведения государственной властью придается общеобязательная сила.
В теории права выделяют следующие виды источников: правовой обычай, нормативный договор, нормативно-правовой акт, прецедент (судебный или административный).
В советский период развития нашего государства единственным источником права социального обеспечения были нормативные правовые акты.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Нормативные акты в сфере социального обеспечения издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, причем в строго установленной форме.
В последнее время к источникам права социального обеспечения наравне с нормативными правовыми актами стали относить и нормативные договоры.
Нормативный договор как источник права социального обеспечения – это соглашение между субъектами социально-обеспечительных отношений, в результате которого возникает новая норма права. В отличие от нормативных актов, принимаемых государственными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу социально-обеспечительной деятельности, представляющей их общий интерес. Пример: коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
В соответствии с частью 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы страны.
Общепризнанные принципы – это основополагающие императивные нормы, т.е. юридически обязательные правила поведения, принимаемые и признаваемые всем международным сообществом государств, отклонение от которых недопустимо. Основным источником таких норм и принципов считается Устав ООН.
Положения официально опубликованных международных договоров могут действовать в Российской Федерации непосредственно, если для их применения не требуется издания внутригосударственных актов, либо после совершения компетентными органами власти установленных законом действий. К таким действиям относятся: подписание, обмен документами, ратификация, утверждение, принятие, присоединение и другие, о которых условились договаривающиеся стороны.
Нормы международных договоров имеют преимущественную силу перед российскими законами, если они содержат иные правила поведения. Они обязательны для судов при рассмотрении гражданских, уголовных и административных и других дел. Что касается судебного прецедента, то он официально не включается в число источников российского права. Классическое определение судебного прецедента как правила, сформулированного при разрешении конкретного дела и обязательного для применения при последующем рассмотрении аналогичных дел, действительно не дает для этого оснований.
В последние годы в научной и учебной литературе большинством отечественных авторов указывается, что судебная власть в лице Конституционного Суда РФ уже фактически осуществляет правотворческие функции. Решения Конституционного Суда (в форме постановлений и определений) принимаются по вопросам о соответствии Конституции РФ законов и других правовых актов, по спорам о разграничении компетенции между органами государственной власти, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и другим. Они являются обязательными для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
В деятельности Конституционного Суда РФ рассмотрение обращений, касающихся социального обеспечения, занимает значительное место. Правовые позиции Конституционного Суда представляют собой обобщенные выводы, содержащие толкование конституционного смысла положений отраслевых законов и иных нормативно-правовых актов. Они обогащают конституционную основу для отраслевого правотворчества, что в полной мере касается и социального обеспечения. В качестве примера можно привести Постановление Конституционного Суда РФ от 14.01.2016 № 1-П по делу о проверке конституционности части 1 статьи 13 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и др.
Особое значение для правоприменительной практики имеют и постановления Пленума Верховного Суда РФ, решения Верховного Суда РФ по отдельным делам принципиального характера и решений нижестоящих судов, одобренных Верховным Судом РФ при кассационном рассмотрении дел и составлении обзоров судебной практики, опубликованных в официальных изданиях.
Довольно часто постановления Пленума Верховного Суда РФ содержат положения, фактически восполняющие пробелы действующего законодательства. В качестве иллюстрации можно привести постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии с ним суд вправе удовлетворить требование истца об индексации сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики РФ.
Международно-правовые акты
Международно-правовое регулирование выражается в разработке международных стандартов в области социального обеспечения. Его задачами являются также гармонизация и координация законодательства разных стран по вопросам сохранения приобретаемых прав при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности, а также сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия в случаях изменения страны постоянного местожительства.
Международные акты, содержащие нормы социального обеспечения, принято классифицировать по различным признакам: географической сфере действия, по кругу лиц, по юридической силе и др.
По географической сфере действия международные нормы о социальном обеспечении можно объединить в следующие группы: универсальные, которые должны выполняться во всех государствах мира; региональные, действующие только в пределах конкретного региона; двухсторонние, обязательные только для стран-участников.
В основе разделения международных актов по кругу лиц лежат особенности субъектов. Субъектная дифференциация наглядно проявляется в Конвенции МОТ 1981г. № 156 о трудящихся с семейными обязанностями; Конвенции МОТ 1949г. № 97 о трудящихся-мигрантах; Конвенции МОТ 1983г. № 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов; Конвенции МОТ 1989г. № 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни и актах других международных организаций.
По юридической силе международные источники права социального обеспечения можно классифицировать на:
1) акты, обязательные для исполнения государствами-участниками международной организаций, без ратификации;
К этой группе относятся учредительные документы международных организаций. Нормы, содержащиеся в учредительных договорах, имеют прямое действие, т.е. не нуждаются в ратификации. Они имеют приоритет по отношению к внутригосударственному праву и порождают юридические обязательства для государств-членов международной организации, приводят в действие средства международного контроля и предусматривают ответственность за неисполнение.
2) акты, обязательные для исполнения после совершения компетентным государственным органом установленных национальным законодательством действий (подписания, ратификации и т.п.);
Ко второй группе относятся документы ООН, МОТ, акты региональных международных организаций, включая международные договоры, обязательные для соблюдения только после ратификации компетентным государственным органом. Ратификация международного документа - это юридический акт, совершая который государство заявляет о его полном признании и берет на себя обязательство привести в соответствие с ним внутреннее законодательство страны и практику. Международные договоры РФ, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина, а также требующие изменения действующего законодательства, подлежат обязательной ратификации.
С момента вступления в силу договора у государства, как субъекта международного права, возникает юридическая обязанность исполнения договора.
В эту группу входит Международный пакт ООН об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Участвующие в нем государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст.9); право на достаточный жизненный уровень, включая право на свободу от голода (ст. 11); на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (ст. 12).
Среди важнейших актов ООН следует выделить Конвенцию ООН о правах ребенка 1989 г., ратифицированную СССР 13.06.1990 г. Конвенция касается широкого круга гражданских и социально-экономических прав ребенка. В частности, государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст.24), право на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст.26), право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка (ст.27) и т.п.
В качестве примера двусторонних договоров можно привести Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11.04.1994 г. Этот Договор распространяется на пособия по временной нетрудоспособности, семейные пособия, пособия в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.
3) акты, не подлежащие ратификации и не обязательные для исполнения.
Третью группу составляют документы, не являющиеся международными договорами. Они содержат в основном нормы рекомендательного характера. Наиболее важными из них являются декларации ООН и рекомендации МОТ по вопросам социального обеспечения, например, Всеобщая декларация прав человека 1948 г.,
Декларация социального прогресса и развития 1969 г. и др. Интегрируясь в мировую экономическую систему, Россия ведет активную работу по ратификации и подготовке к ратификации международных договоров в области труда и социального обеспечения. Перечень конвенций, ратификации которых придается первостепенное значение, является приложением к Генеральному Соглашению между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2018-2020 гг. В нем указаны такие основополагающие конвенции МОТ по вопросам социального обеспечения как:
Конвенция № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952 г.);
Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962);
Конвенция № 121 "О пособиях в случаях производственного травматизма" (1964);
Конвенция № 130 "О медицинской помощи и пособиях по болезни" (1969);
Конвенция № 143 "О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения" (1975);
Конвенция № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982);
Конвенция № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988);
Конвенция N 183 "Об охране материнства" (2000).
Характеризуя международные акты, содержащие нормы социального обеспечения, нельзя не отметить Европейскую социальную хартию (пересмотренную) 1996 г., подписанную Россией 14.09.2000 г. В Хартии проводится четкое разграничение между правом на социальное обеспечение (ст. 12) и правом на социальную помощь (ст. 13). Кроме того, ст. 30 закрепляет право на защиту от нищеты и социального отторжения.
Особое место среди международных источников права социального обеспечения занимают акты стран-участников СНГ. Правам человека в области социального обеспечения посвящена Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26.05.1995 г.
Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29.03.1996 г. между Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией закрепляет в качестве главной перспективной цели – создание Сообщества интегрированных государств.
Реализация указанной цели невозможна без расширения процесса миграции рабочей силы. Правовое регулирование миграции трудоспособного населения в рамках СНГ, обеспечение социальной защиты мигрантов и членов их семей осуществляется на основе Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15.04.1994 г.
Первым шагом на пути гармонизации национального законодательства в области социального обеспечения стало Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г., которое подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения, предусмотренные действующим, а также будущим законодательством.
Государства СНГ подписали уже целый ряд Соглашений по вопросам социального обеспечения: Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых государств от 24.12.1993г., Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств-участников Содружества Независимых государств 1996 г. и др.
Большой круг вопросов социального обеспечения регулируется межправительственными соглашениями государств-участников СНГ:
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур от 27.04.1996 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 г. и др.
Классификация нормативно- правовых актов Источники права социального обеспечения, как и других отраслей права, можно классифицировать по следующим признакам: по юридической силе; по сфере их действия; по форме акта; по правовым институтам.
В основе самой распространенной классификации нормативно правовых актов лежит их юридическая сила, которая определяется компетенцией и положением органа, его издавшего, в системе правотворческих органов.
По юридической силе источники делятся на две большие группы:
1) общепризнанные принципы и нормы международного права;
2) международные договоры и внутригосударственные нормативные правовые акты.
Государственные нормативные правовые акты, регулирующие сферу социального обеспечения, в свою очередь подразделяются на:
1) законы;
2) подзаконные акты.
Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. В Российской Федерации существуют следующие виды законов.
1. Конституция РФ — основополагающий политико-правовой акт, который закрепляет конституционный строй России, принципы социального обеспечения, основные социальные права человека и компетенцию органов государственной власти в области социального обеспечения. Конституция РФ имеет верховенство на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4), высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (ч. 1 ст. 15). При этом под прямым действием норм Конституции понимается ее регулирующее и иное воздействие на общественные, в том числе и на социально-обеспечительные отношения. Предметом регулирования Конституции являются наиболее важные и массовые отношения в обществе, в том числе и социально-обеспечительные. В случае возникновения коллизии по поводу права человека на социальное обеспечение между международным договором РФ и Конституцией РФ действует правило о высшей юридической силе федеральной Конституции.
Первостепенное значение имеет ст.7, характеризующая основы конституционного строя РФ по целевой направленности социальной политики. Именно в Конституции закреплен конституционно-правовой статус граждан в области социального обеспечения (ст.ст.37-41).
Осуществление названных прав производится путем перевода конституционных предписаний в плоскость отраслевого законодательства о социальном обеспечении, разработки процедурных форм их реализации и способов защиты. Запрещено издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека. Последние могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.55 Конституции РФ). Важнейшей юридической гарантией права человека на социальное обеспечение является право обжаловать действия государственных органов и учреждений, предоставляющих социальное обеспечение, в суд. Это право получило воплощение в отраслевых законах под влиянием ст.46 Конституции РФ.
Содержание Конституции РФ как основного источника права социального обеспечения также раскрывается в ст. 17, 18, 33, 45, 48, 53, 71.
По Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72).
2.Федеральные конституционные законы – это акты, принимаемые Федеральным Собранием РФ по указанным в Конституции РФ наиболее важным вопросам в порядке особой процедуры. Они принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о судебной системе РФ, о Правительстве РФ, об Уполномоченном по правам человека в РФ и др.), в том числе затрагивающим права и свободы граждан. Федеральные конституционные законы широко применяются при охране прав на социальное обеспечение и их защите.
В прямой постановке только один действующий федеральный конституционный закон регулирует отношения по социальному обеспечению – это федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ от 21.03.2014 г. «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Он содержит две статьи, посвященные вопросам социального обеспечения: ст.11 «Гарантии в сфере социальной защиты и охраны здоровья» и ст. 12 «Действие документов, выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым и города Севастополя».
3.Федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества. В социально-обеспечительной сфере федеральные законы касаются отдельных видов социального обеспечения.
С точки зрения организации содержания законы принято делить на кодифицированные и обыкновенные (или текущие). К кодифицированным законам относятся Основы (Основные начала) законодательства РФ и кодексы.
Единого кодифицированного закона (в виде кодекса или Основ), охватывающего всю совокупность отношений, в сфере социального обеспечения до сих пор не принято, хотя эта проблема остается чрезвычайно актуальной. Разработка кодифицированного закона о социальном обеспечении позволила бы не только упорядочить правовое регулирование и устранить противоречия, порождаемые отсутствием системного подхода, но и поднять на более высокий качественный уровень содержание нормативного материала.
Не отрицая актуальности кодификации законодательства о социальном обеспечении, ученые занимают различные позиции по поводу его формы - Основы или кодекс. Очевидно, что разработка такого акта пока остается лишь перспективной задачей. Для перевода ее в практическую плоскость необходимо: разработать единую концепцию регулирования социально обеспечительных отношений; завершить реформирование основных сфер социального обеспечения; устранить внутренние противоречия действующего законодательства.
Кодекс социального обеспечения нельзя заменить отдельными кодифицированными законами, т.к. это не решает проблемы в целом и касаются они лишь определенных групп отношений. Примером может служить федеральный закон № 165-ФЗ от 16.07.1999г. «Об основах обязательного социального страхования», который закрепил основные принципы осуществления обязательного социального страхования, виды социальных страховых рисков, страховые случаи, виды страхового обеспечения, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования. Более точно было бы характеризовать его как рамочный закон, поскольку он закрепляет лишь основы правового регулирования, тогда как кодифицированный акт предполагает всестороннее и полное регулирование.
Среди источников права социального обеспечения необходимо назвать и рамочные законы смешанного типа, регулирующие общественные отношения, входящие в предметы различных отраслей. В частности, нормы социального обеспечения содержатся в Законе РФ от 19.04.1991г. «О занятости населения в Российской Федерации», Законе РФ от 19.02.1993г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и др.
Текущие законы касаются отдельных видов социального обеспечения. Сфера действия законов обусловливается федеративным устройством государства. В соответствии со ст.72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что нормативно-правовые акты по вопросам социального обеспечения могут приниматься на федеральном и региональном уровне. К исключительной компетенции федерации относится определение основ федеральной политики и принятие федеральных программ в области социального развития, утверждение федерального бюджета, введение федеральных налогов и сборов, служащих источником финансирования государственных пенсий, пособий, субсидий, льгот и оплаты медицинских и социальных услуг.
Учитывая огромный объем нормативного, материала и разнообразие видов социального обеспечения текущие законы в данной сфере принято классифицировать по правовым институтам:
a) Институт пенсий имеет в распоряжении значительное число законодательных источников: закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ «О накопительной пенсии», федеральный закон от 04.06.2011 N 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», федеральный закон от 01.12.2014 N 398-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», федеральный закон от 21.07.2014 N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и др.
b) Институт пособий регулируется такими законодательными актами как: федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и др.
c) Институт социальной поддержки также имеет в распоряжении значительное число законодательных источников, а именно: закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», федеральный закон от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», федеральный закон от 26.11.1998 N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», федеральный закон от 04.03.2002г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией», федеральный закон от 10.01.2002 N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», федеральный закон от 08.06.2015 N 139-ФЗ «О гарантиях социальной защиты отдельных категорий граждан», федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», федеральный закон от 22.12.2014 N 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и др.
d) Институт социальной помощи регулируется такими законодательными актами как: федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», федеральный закон от 05.04.2003г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и др.
e) Институт социального обслуживания регулируется такими законодательными актами как: федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», федеральный закон от 27.07.2010 N 210-Ф «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» и др.
f) Институт охраны здоровья и медицинской помощи регулируется такими законами как: закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях при ее оказании», федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», федеральный закон от 24.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и др.
В целом классификация социально-обеспечительных федеральных законов может проводиться по различным основаниям: по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом); по предмету правового регулирования (родам социального обеспечения); по сроку действия (постоянные законы и временные); по географии действия (общефедеральные или региональные); по степени систематизации (обычные и кодифицированные); по объему регулирования (рамочные и специальные); по кругу лиц, на которых они распространяются (законы, регулирующие обеспечение инвалидов, пенсионеров, граждан, имеющих детей, и т. д.). Таким образом, федеральное законодательство о социальном обеспечении (в узком смысле этого термина) является сложным и многослойным.
4. Законы субъектов РФ издаются представительными (законодательными) органами субъектов РФ, и действие этих законов распространяется только на соответствующую территорию. Классификация региональных законов может производиться по тем же основаниям, что и федеральных. Эти законы могут предусматривать повышенные (по сравнению с федеральными законами) меры социальной поддержки граждан, а также регулировать условия и объемы мер социальной поддержки, социальной помощи и социальных услуг, предоставление которых возложено на субъекты РФ в рамках разграничения полномочий между уровнями государственной власти.
В случае расхождения федеральных законов с законами субъектов РФ действуют федеральные законы. Согласно ст.76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам исключительного ведения РФ или же предметам совместного ведения РФ и субъектов федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Это же правило применяется и в отношении актов органов местного самоуправления.
Региональное законотворчество в сфере социального обеспечения динамично развивается. Законами субъектов РФ регулируются условия предоставления адресной социальной помощи; утверждается состав потребительской корзины и величина прожиточного минимума; закрепляются стандарты максимально допустимой доли расходов на оплату жилищных и коммунальных услуги в совокупном доходе семьи; вводятся дополнительные пенсии для престарелых граждан и пособия в связи с рождением детей; определяется порядок исчисления выслуги лет государственных служащих в органах власти субъектов РФ и решаются другие вопросы.
Подзаконные акты в сфере социального обеспечения — это изданные уполномоченными органами на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы, регулирующие социально-обеспечительные отношения. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, но базируются на них. Несмотря на то что в нормативно правовом регулировании социально-обеспечительных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют также огромное значение в этом регулировании, играя в нем вспомогательную и конкретизирующую роль.
Подзаконные акты подразделяются на следующие виды.
1.Указы президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, издаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 83-90 Конституции РФ) и законодательными нормами.
Указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, устраняют противоречия и восполняют пробелы федерального законодательства, вводят дополнительные виды обеспечения.
Указом Президента РФ от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» государственная система пенсионного обеспечения была кардинальным образом реорганизована.
Полномочия по выплате пенсий были закреплены за Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР) и его территориальными органами, которые не входят в систему органов исполнительной власти.
Указы Президент РФ касаются широкого круга вопросов социального обеспечения. В частности, Указом Президента РФ от 25.09.1999 г. утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда». Также стоит выделить следующие указы: от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»; от 2 октября 1992 г. № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»; от 27 декабря 1999 г. № 1708 «О дополнительных мерах социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы – участников Великой отечественной войны 1941-1945 годов»; от 23 августа 2000 г. № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» и др.
2.Постановления Правительства РФ. Постановления Правительства РФ не только координируют деятельность органов государственной власти по реализации принятых федеральных законов и Указов Президента РФ, но и определяют стратегию социальной защиты отдельных категорий граждан.
Так, назначение и выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, регулируются соответствующим Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 865. Правительством РФ также утверждены многочисленные списки, перечни видов работ, профессий и должностей, с учетом которых назначаются досрочные пенсии по старости. Ежеквартально Правительство РФ утверждает величину прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и для основных социально-демографических групп, с учетом которой предоставляется государственная социальная помощь.
Большое количество нормативных правовых актов принимается органами исполнительной власти (например, Правительством РФ, Министерством финансов РФ) совместно с государственными внебюджетными фондами - Пенсионным фондом, Фондом обязательного социального страхования, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
3.Приказы, постановления, инструкции, положения и другие нормативные акты Министерства труда и социальной защиты, иных федеральных министерств, а также государственных внебюджетных фондов по вопросам, касающимся регулирования социального обеспечения.
Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют социально-обеспечительные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данного органа исполнительной власти. Часто они имеют общее значение, выходя за рамки конкретного министерства (фонда), и распространяются на широкий круг субъектов.
Рассматривая подзаконные акты как источники права социального обеспечения, следует обратить внимание на три обстоятельства:
во-первых, значительное место среди них занимают акты органов исполнительной власти, которые в результате различных реорганизаций прекратили свое существование (Министерством социальной защиты населения РФ — в 1992—1996 гг., Министерством труда и социального развития РФ — в 1996—2004 гг., Министерством здравоохранения и социального развития РФ в 2004—2012 гг.). Все они, если впоследствии не были отменены, сохраняют свою юридическую силу в части, не противоречащей действующему законодательству;
во-вторых, в ходе проведенной административной реформы федеральных органов исполнительной власти между ними было произведено разделение функций. Осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности имеют право только федеральные министерства (за исключением случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ).
Нормативно-правовое регулирование в сфере социального обеспечения имеет право осуществлять Министерство труда и социальной защиты России, а также иные федеральные министерства в рамках своей компетенции (например, МВД России — по вопросам предоставления социальных гарантий сотрудникам ОВД и военнослужащим внутренних войск). Довольно активное участие в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции принимают Министерство здравоохранения, Министерство Обороны и некоторые другие ведомства;
в-третьих, издавать подзаконные акты нормативного характера имеют право государственные социальные внебюджетные фонды — ПФР, ФСС РФ, ФФОМС. Такие акты могут затрагивать права и обязанности граждан, устанавливать правовой статус организаций, а также могут носить межведомственный характер.
4.Постановления, указы высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ (президентов республик в составе Российской Федерации, глав правительств субъектов РФ, губернаторов и т. п.).
5.Приказы, постановления, распоряжения отдельных органов исполнительной власти субъектов РФ (например, комитетов по труду и социальной защите населения).
6.Нормативные акты органов местного самоуправления, принимаемые в пределах компетенции глав муниципальных образований, представительных органов муниципальных образований, местной администрации и действующие на территории соответствующих муниципальных образований (городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов).
Органы местного самоуправления в области социального обеспечения обладают определенной компетенцией. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены организация оказания скорой медицинской помощи, первичной медикосанитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи беременным женщинам и матерям, предоставление жилых помещений малоимущим лицам, организация ритуальных услуг и др.
7. Локальные нормативные акты, принятые на уровне конкретной организации и регулирующие социально обеспечительные отношения внутри этой организации (например, о порядке направления работников на лечение и отдых в санаторий-профилакторий предприятия и др.), — приказы работодателей или уполномоченных ими лиц, а также коллективные договоры и соглашения различного уровня в рамках социального партнерства.