Понятие и сущность корпоративных облигаций. Виды корпоративных облигаций
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Содержание
Введение 3
1.Понятие и сущность корпоративных облигаций 4
2.Виды корпоративных облигаций 7
3.Инфраструктура рынка корпоративных облигаций, его участники 9
Вопросы для самостоятельной подготовки 17
Список рекомендуемой литературы 18
Тест 19
Ключи к тесту 21
Введение
В современный период фондовый рынок приобретает ведущее значение в системе финансовых рынков, являясь главным механизмом привлечения и перераспределения капиталов между регионами, отраслями, компаниями, а также механизмом трансформации сбережений в инвестиции. И от его состояния в значительной мере зависит устойчивое функционирование национальной экономики.
Развитие национального рынка корпоративных облигаций приобретает большую актуальность в процессе привлечения инвестиций для модернизации производственных мощностей отечественных предприятий в реальном секторе экономики.
Главным риском, угрожающим среднесрочному прогнозу экономического роста России, является сохраняющийся дефицит доступных кредитных ресурсов и низкий инвестиционный спрос. В то же время национальные рынки корпоративных облигаций являются важным источником фондирования для эмитентов из развивающихся стран. Поэтому состояние рынка корпоративных облигаций, во многом, определяет перспективы уровня инвестиций как приоритетное направление экономической постсанкционной стабилизации России.
В представленном отчете освещаются теоретические подходы к анализу рынка корпоративных облигаций, раскрываются основные понятия, характеризующие корпоративные облигации, представлена классификация корпоративных облигаций, рассмотрена инфраструктура данного рынка, а также отражены современные тенденции на российском рынке корпоративных облигаций и отдельных его сегментов.
Описательный отчет может быть использован в учебном процессе, в том числе в качестве спецкурса «Корпоративные облигации»
1.Понятие и сущность корпоративных облигаций
В числе инструментов рынка ценных бумаг важную роль играют облигации, которые являются долговыми обязательствами.
Среди эмитентов облигаций выделяют:
- органы государственной власти и местного самоуправления;
- предприятия и организации.
В статье 816 ГК РФ дано определение облигации, согласно которому облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента1.
Среди обращаемых на рынке ценных бумаг особое место принадлежит корпоративным облигациям, которые представляют собой ценные бумаги, выпускаемые компанией, представляющие собой срочные долговые обязательства компании перед их владельцем и дающие владельцу право на получение гарантированного дохода в виде процента2.
Основным достоинством корпоративной облигации является то, что она представляет собой самый действенный и эффективный инструмент, дающий возможность, без проведения перераспределения собственности, провести аккумулирование средств инвесторов и обеспечить для предприятий доступ к рынку капиталов.
Среди преимуществ корпоративных облигаций можно выделить:
- возможность мобилизации существенных объемов денежных средств и финансирования крупномасштабных инвестиционных проектов и программ с экономически выгодными условиями без угрозы вмешательства со стороны инвесторов к управлению компанией;
- возможность при осуществлении эмиссии выбора существенных параметров облигационного займа, среди которых можно выделить объем эмиссии, процентную ставку, срок, условия обращения и погашения облигации и др.;
- возможность привлечения средств частных инвесторов, привлечения финансовых ресурсов юридических лиц на довольно долгий срок (более, чем срок кредитов, которые предоставляют коммерческие банки) и с более выгодными условиями, ориентируясь на реальную экономическую обстановку и состояние на финансовом рынке;
- обеспечение оптимального соотношения уровня доходности для инвесторов и уровня затрат предприятия-эмитента при подготовке и обслуживании облигационного займа;
- оптимизацию взаиморасчетов, структуры в дебиторской и кредиторской задолженности предприятия.
Тем не менее, стоит отметить то, что облигация является достаточно жестким долговым обязательством: при осуществлении ее эмиссии, эмитент в некоторой степени рискует, и всегда есть вероятность, что облигационный заем станет безуспешным, это значит, что самим фактом эмиссии облигаций еще не гарантируется их размещение на установленных эмитентом условиях.
Корпоративные облигации эмитируются на первичном рынке ценных бумаг, вторичный рынок подразумевает последующие сделки купли-продажи эмитированных ценных бумаг, т.е. их обращение.
Основные характеристики облигаций представлены: стоимостной оценкой, купоном, периодом обращения.
Корпоративным облигациям присуща нарицательная цена (номинал) и рыночная цена.
Номинальной стоимостью облигации обозначается сумма, которую берут взаймы и, которая подлежит возврату после истечения срока ее обращения. Стоит отметить, что номинал облигации является очень важны параметром, значение которого остается неизменным в течение срока облигационного займа. Именно по начальной фиксированной величине номинала будет осуществляться погашение облигаций после окончания срока их обращения.
От момента их эмиссии и до момента их погашения облигации продают и покупают в соответствии с установившимися на рынке ценами. Рыночная цена к моменту размещения облигации может быть меньше, чем номинал, равной номиналу и выше, чем номинал. В дальнейшем рыночная цена облигаций определяется исходя из ситуации, сложившейся на рынке облигаций и финансовом рынке в целом к моменту продажи, а также двух главных элементов самого облигационного займа: перспективой получения номинальной стоимости облигации при ее погашении, а также на получение определенного регулярного фиксированного дохода.
На рыночную цену облигаций влияет ряд иных условий, важнейший из которых представлен надежностью (степенью риска) вложений.
По причине того, что номиналы у различных облигаций имеют существенные различия, то зачастую может возникнуть необходимость наличия сопоставимого измерителя рыночных цен облигаций. Данным показателем является курс облигации - значение рыночной цены облигации, которое выражается в процентах к ее номиналу.
В зарубежной литературе кроме указанных (номинальная и рыночная) приводят еще одну стоимостную характеристику облигаций – их выкупную цену, по которой эмитент после истечения срока займа осуществляется погашение облигации. Выкупная цена может быть как выше, так и ниже номинальной стоимости облигации, а может и совпадать с ее номиналом.
Однако в соответствии с российским законодательством облигация погашается исключительно по номинальной стоимости.
Таким образом, корпоративные облигации – это ценные бумаги, выпускаемые компанией, представляющие собой срочные долговые обязательства компании перед их владельцем и дающие владельцу право на получение гарантированного дохода в виде процента. Основные характеристики включают стоимостную оценку, купон, период обращения. Перейдем к рассмотрению существующих видов корпоративных облигаций.
2.Виды корпоративных облигаций
Корпоративные облигации классифицируются в зависимости от различных признаков следующим образом:
1. По способу размещения выделяют облигации по открытой (в неограниченном круге лиц), и по закрытой подписке (в заранее известном круге лиц)
2. По виду обеспечения облигации могут обеспечиваться некоторым имуществом общества, могут выпускаться под обеспечение, предоставленное третьими лицами либо могут быть вообще без обеспечения.
3. По способу фиксации процентной ставки облигации могут быть с фиксированной либо плавающей ставкой процента. В последних облигациях процентная ставка может изменяться в зависимости от индексов, выбираемых в индивидуальном порядке для определенных выпусков. Как индексы могут использоваться валютный курс (доллар/рубль), индекс доходности ОФЗ и иные параметры. Главный фактор при выборе облигаций с фиксированной или плавающей ставкой состоит в ожидании эмитента: если им ожидается снижение доходности, то выгодно использовать облигации с плавающей ставкой, если им ожидается увеличение доходности, то рекомендовано размещение облигации с фиксированной ставкой.
4. Отзывные облигации с опционами. Облигации с сall-опционом дают право эмитенту отозвать их по оговоренной цене в некоторый момент времени. Облигации с put-опционом дают право инвестору досрочно погасить свою облигацию.
5. По сроку обращения выделяют: Краткосрочные: от 3 месяцев до 1 года, являются самым распространенным инструментом на российском рынке корпоративных облигаций. Среднесрочные: от 1 года до 5 лет. Основную массу эмитентов представляют нефтяные, газовые и энергетические компании. Долгосрочные: со сроком обращения более 5 лет. На данный момент на российском рынке отсутствуют3.
Наиболее распространенными видами корпоративных облигаций являются следующие:
- облигации под залог недвижимости (ипотечные), ценных бумаг (collateral) или оборудования – это долговые обязательства, обеспеченные имуществом и активами корпорации.
- необеспеченные облигации – являются облигациями под общее обязательство выпускающей их корпорации и представляют собой необеспеченный кредит.
- гарантированные облигации – выпускаются одной корпорацией, а их обеспечение или гарантию выплаты производит другая структура (например, облигации выпускаются дочерней компанией, а выполнение обязательств по ним гарантируется головной компанией).
- голосующие и конвертируемые облигации – данные облигации представляют своим держателям право голоса в управлении компанией, выпустившей облигации, либо могут быть конвертированы в обыкновенные акции.
В настоящее время наиболее популярным видом корпоративных облигаций являются биржевые облигации, к выпуску которых прибегает все больше отечественных предприятий и банков. Растущий интерес к данному виду облигаций связан с тем, что их выпуск освобожден от процедуры обязательной государственной регистрации. Вместе с тем, количество эмитентов биржевых облигаций ограничено требованиями, предъявляемыми к условиям выпуска данных ценных бумаг.
Таким образом, корпоративные облигации классифицируются в зависимости от способа размещения, вида обеспечения, фиксации ставки, сроков обращения и прочих параметров.
3.Инфраструктура рынка корпоративных облигаций, его участники
На рынке корпоративных облигаций можно выделить следующих участников: это непосредственно эмитенты облигаций, андеррайтеры и инвесторы.
Основная цель эмитентов на рынке корпоративных облигаций – это привлечение заемных средств для увеличения оборотных средств либо финансирования каких-либо долгосрочных проектов. Задача эмитента привлечь средства под максимальный срок и наименьший процент.
Андеррайтерами являются финансовые структуры, занимающиеся обеспечением размещения облигаций эмитентов. Как правило, это крупные банки и инвестиционные компании.
Третий участник рынка корпоративных облигаций – инвесторы, т.е. те кто приобретают облигации. В качестве инвесторов выступают организации с целью диверсификации инвестиционного портфеля и получения более высокого дохода по сравнению с банковскими депозитаами, инвесторами также могут быть физические лица, дилеры, нерезиденты, представители доверительного управления.
После первичного размещения инвесторы имеют возможность перепродажи облигаций, не дожидаясь их погашения. Возникает так называемый вторичный рынок. На нем появляются еще несколько групп участников.
Так, можно выделить маркет-мейкеров, основная задача которых выставление двусторонних котировок на покупку-продажу ценных бумаг и осуществление операций по ним. При этом маркет-мейкеры следят за сохранением определенного спрэда (разницы между ценами спроса и предложения) по котировкам. Функции маркет-мейкеров выполняют, как правило, банки, аффилированные с эмитентом, или данную функцию берет на себя андеррайтер выпуска.
Платежным агентом выступает банк, через который осуществляется обслуживание и погашение облигационного займа. Депозитарий – это то место, где происходит хранение и учет облигаций. Обращаются облигации в торговых системах и на торговых площадках (примером могут служить: ММВБ, РТС).
ММВБ является единственной в России торговой площадкой, сумевшей организовать полноценную торговлю корпоративными облигациями. Помимо предоставления торговой и расчетной инфраструктуры, биржа участвовала практически в каждом из этапов создания рынка корпоративных облигаций.
Российский рынок корпоративных облигаций имеет «эшелонную структуру».
Первый эшелон представлен облигациями ведущих эмитентов, представляющих нефтегазовую отрасль, электроэнергетику, финансовый сектор и пр. Как правило, эмитенты облигаций первого эшелона имеют кредитный рейтинг не ниже BBB – (S&P) / Baa3 (Moody’s).
Второй эшелон представлен облигациями эмитентов из сильных отраслей экономики, например, металлургии. Как правило, эмитент имеет кредитный рейтинг не ниже BB (S&P) / Ba3 (Moody’s).
Третий эшелон представлен облигациями эмитентов, которые имеют кредитный рейтинг ниже BB– (S&P) / Ba3 (Moody’s) или не имеют его вовсе.
Следует отметить, что поскольку в России на начальном этапе развития рынка корпоративных облигаций был практически не развит институт корпоративных кредитных рейтингов, то этим вопросом занимался институт биржевого листинга, достаточно высокие требования которого являлись своего рода мерилом кредитоспособности и надежности компаний-эмитентов. Таким образом, современный этап развития рынка корпоративных облигаций характеризуется высоким спросом инвесторов на качественные облигации.
Спецификой российского долгового рынка является то, что российский рынок облигаций (как первичный, так и вторичный) преимущественно биржевой, в то время как в большинстве других стран это внебиржевой рынок. И если в подавляющем большинстве стран Западной Европы, США и Японии рынок корпоративных облигаций сосредоточен во внебиржевом секторе, то в России, наоборот, большая часть этого рынка приходится на биржевые площадки (ФБ ММВБ, СПВБ и РТС).
Одной из основных причин обращения облигаций в некоторых странах на внебиржевом рынке является то, что динамика рыночных цен облигаций более предсказуема и менее подвержена сильным и внезапным колебаниям, чем акций. Тем не менее большинство эмитентов «выводят» свои облигации на биржу, рассчитывая на интерес к ним со стороны институциональных инвесторов.
Проанализируем текущее состояние рынка корпоративных облигаций.
Объем внутреннего рынка корпоративных облигаций в России (по номинальной стоимости ценных бумаг, находящихся в обращении и выпущенных в национальной валюте, в том числе нерезидентами РФ) в начале 2016 г. продолжил минимальный рост.
К концу января показатель вновь обновил исторический максимум и составил 7 908,2 млрд руб., что 0,9% больше его значения на конец прошлого года. При этом в истекшем периоде незначительно возросло как количество эмиссий в обращении (1188 выпусков корпоративных облигаций, зарегистрированных в национальной валюте, против 1184 эмиссий на конец декабря прошлого года), так и численность эмитентов, представленных в долговом сегменте (410 эмитентов против 402 компаний в предыдущем месяце). На рынке находятся в обращении уже 19 выпусков облигаций, выпущенных российскими эмитентами в валюте США (совокупным объемом 6,5 млрд долл.), и 1 выпуск облигаций, номинированный в японских иенах, эмитент которых находится в стадии ликвидации.
Инвестиционная активность на вторичном рынке корпоративных облигаций существенно снизилась. Так, за период с 22 декабря 2015 г. по 25 января 2016 г. объем биржевых сделок с ценными бумагами, выпущенными в национальной валюте, на Московской бирже составил 83,6 млрд руб., что является локальным минимумом за последние 10 месяцев (для сравнения, с 24 ноября по 21 декабря 2015 г. торговый оборот был равен 132,4 млрд руб.). В то же время количество сделок с ценными бумагами, наоборот, оказалось максимальным за этот же период и составило 34,1 тыс. (в предыдущем периоде было заключено 28,1 тыс. биржевых сделок). Такая разнонаправленная динамика двух показателей говорит об относительно высоком интересе к ценным бумагам со стороны розничных инвесторов.
Индекс российского рынка корпоративных облигаций IFX-Cbonds в на- чале года продолжил умеренную растущую тенденцию. К концу января индекс вырос на 4,4 пункта (или 1,0%) по сравнению со значением на конец предшествующего месяца. Средневзвешенная доходность корпоративных облигаций закрепила растущий тренд: показатель вырос с 11,66% в конце декабря 2015 г. до 11,71% к концу января 2016 г.
Дюрация портфеля корпоративных облигаций, после неожиданного роста в конце 2015 года, вернулась к снижению. На конец января 2016 года дюрация составила 320 дней, что на 32 дня меньше значения показателя по состоянию на конец предыдущего месяца. Ввиду весьма незначительного повышения доходности облигаций такая динамика показателя является главным образом отражением снижения среднего срока обращения ценных бумаг на рынке.
В конце декабря 2015 г. – январе 2016 г. на конъюнктуру российского финансового рынка оказывали влияние растущие внутристрановые риски для экономики, которые в свою очередь во многом были спровоцированы внешним процессами. В центре внимания последние недели находится крайне негативная динамика цен на нефть, что обусловило ослабление национальной валюты и рост процентных ставок на долговом рынке. Хотя стоит заметить, что к концу февраля произошла некоторая коррекция как на нефтяном рынке, так и на рынках других сырьевых товаров. Пессимизма на мировых финансовых рынках добавляли новости о снижении экономической активности в ряде крупных стран (Китай, Япония, некоторые европейские страны).
В рассматриваемом периоде в наиболее ликвидном сегменте рынка корпоративных облигаций вновь наблюдалась весьма разнонаправленная динамика доходности бумаг. Высокой волатильностью показателя отличились преимущественно бумаги эмитентов финансового сегмента. Так, максимальное снижение процентных ставок (на 2 и более п.п.) зафиксировали эмиссии ПАО Банк «АК БАРС», ПАО «БИНБАНК», ООО «Газпром капитал», а также ПАО АНК «Башнефть». В то же время аналогичный рост доходностей показали ценные бумаги Госкорпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». В целом ставки наиболее ликвидных бумаг в финансовом и производственном сегментах рынка продемонстрировали значительное понижение (в среднем на 0,4 п.п.), тогда как в отношении телекоммуникационных компаний зафиксирован рост доходностей. Повышенным инвестиционным спросом в рассматриваемом периоде пользовались бумаги финансовых компаний, тогда как крайне низкий торговый оборот был зафиксирован в энергетическом сегменте, хотя еще в декабре прошлого года бумаги крупнейших энергетических операторов были в числе лидеров по объему сделок.
Несмотря на сложную ситуацию на финансовых рынках в анализируемом периоде активность эмитентов в вопросе привлечения новых займов существенно возросла. Так, в период с 22 декабря 2015 г. по 25 января 2016 г. 12 эмитентов зарегистрировали 31 выпуск корпоративных облигаций совокупным номиналом 229,8 млрд. руб. (для сравнения, с 24 ноября по 21 декабря 2015 г. было зарегистрировано 33 выпуска облигаций на сумму 203,0 млрд руб., а до этого в месяц регистрировались займы на сумму всего 50–80 млрд руб.). Кроме того, 1 эмитент зарегистрировал валютный выпуск объемом 60 млн долл. США. Основной объем зарегистрированных облигационных займов пришелся на следующих эмитентов – ОАО «СИБУР Холдинг», ООО «Регион-Инвест», ООО «Диджитал Инвест» и АО «Объединенная двигателестроительная корпорация». В ближайшем будущем можно ожидать регистрации еще нескольких облигационных программ. В частности, банк «АВАНГАРД» утвердил программу биржевых облигаций объемом 30 млрд руб.
Активность инвесторов на первичном рынке снизилась, оказавшись незначительно ниже среднегодовых значений. Так, с 22 декабря 2015 г. по 25 января 2016 г. 17 эмитентов разместили 20 облигационных займов на общую сумму 97,9 млрд. руб. (для сравнения, с 24 ноября по 21 декабря 2015 г. было размещено 22 рублевых займа совокупным номиналом 123,5 млрд. руб. и 1 валютный – на сумму 1,75 млрд. долл. США).
Наиболее крупные облигационные займы разместили АО «Атомный энергопромышленный комплекс», ООО «Ипотечный агент АкБарс2», ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» и ООО «Регион- Инвест». Почти половину размещенных в рассматриваемом периоде займов составили биржевые облигации. Одному ипотечному агенту удалось привлечь финансирование почти на 32 года, еще четырем эмитентам – на срок от 10 до 15 лет.
В период с 22 декабря 2015 г. по 25 января 2016 г. все 10 эмитентов погасили свои 13 облигационных займов совокупным номиналом 46,6 млрд руб. (в предыдущий аналогичный период также все эмитенты выполнили свои обязательства в положенный срок).
Однако в целом ситуация с исполнением эмитентами своих обязательств существенно осложнилась. Помимо нескольких технических дефолтов по исполнению текущих обязательств и оферты, 7 эмитентов из разных отраслей экономики объявили реальный дефолт по выплате купонного дохода и оферте (в предыдущем аналогичном периоде также было объявлено несколько технических и реальных дефолтов по разным видам обязательств).
В целом, характеризуя рынок корпоративных облигаций России можно сказать следующее.
Бесспорным лидером российского рынка корпоративных облигаций по ряду параметров (количеству эмитентов, количеству облигационных займов и объему привлеченных денежных средств посредством размещения облигаций) являются коммерческие банки.
В банковском секторе наибольшая оборачиваемость характерна для облигаций Газпромбанка, ФК Открытие, Альфа-банка, Московского инвестиционного банка, Московского ипотечного банка.
Эмитенты финансового сектора занимают передовые позиции по таким параметрам рынка, как количество эмитентов и количество облигационных выпусков. Наиболее крупными участниками в данном сегменте рынка являются ОАО АИЖК, ООО «ВТБ-Лизинг Финанс» и ООО «Лизинговая компания УРАЛСИБ». Здесь же стоит отметить, что финансовые компании занимают 4-е место (после коммерческих банков, компаний нефтегазового сектора и транспорта) по суммарному объему рублевых облигационных займов в обращении.
Среди предприятий энергетического сектора самым весомым участником рынка следует назвать ОАО «ФСК ЕЭС. Среди прочих крупных игроков данного сегмента рынка несущественно выделяются ОАО «Мосэнерго» (ТГК-3) и ОАО «Атомэнергопром»4.
Среди предприятий телекоммуникационного сектора самыми весомыми участниками рынка являются ОАО «МТС» и ООО «ВымпелКом-Инвест». Менее крупным игроком данного сегмента рынка следует назвать ОАО «Северо-Западный Телеком».
В нефтегазовой отрасли бесспорным лидером по величине суммарного объема обращающихся рублевых облигационных займов является ОАО «АК «Транснефть». На долю этого эмитента облигаций приходится 5 % от всего объема обращающихся на российском рынке рублевых.
Среди прочих крупных игроков данного сегмента рынка следует назвать ОАО «АНК «Башнефть» и ОАО «ЛУКОЙЛ».
Для рынка корпоративных облигаций России характерно следующее:
- рынок концентрируется и захватывается наиболее крупными эмитентами, повышающими объемы заимствований и количество выпусков;
- можно ожидать усиление «борьбы» за средства инвесторов между государством и корпоративными заемщиками;
- рынок корпоративных облигаций из рынка эмитентов превращается в рынок частных инвесторов;
- наиболее активно проходят торги по облигациям энергетических компаний;
- наибольшая доходность характерна для облигаций в промышленности и строительстве;
- основную роль на первичном рынке корпоративных облигаций играют крупные государственные компании. Это означает, что рынок корпоративных облигаций все более укрепляет финансовые позиции государственного капитализма в его конкуренции с частным сектором.
Основными негативными факторами можно назвать:
- негативное влияние геополитического риска. Данный риск связан с неурегулированной ситуацией на юго-востоке Украины и санкциями со стороны США и Евросоюза;
- труднопрогнозируемая стоимость нефти в силу различных политических и экономических причин;
- снижение кредитного рейтинга России;
- ухудшение экономической ситуации в стране, которая может привести к неисполнению своих обязательств на рынке долговых бумаг банками и организациями второго и третьего эшелона в связи с ухудшением финансовых показателей;
- усиление волатильности национальной валюты, которое ведет к снижению привлекательности к рублевым долговым инструментам и сокращению спроса на них у инвесторов.
Вопросы для самостоятельной подготовки
1. Что общего и в чем принципиальные различия между рынком облигаций и рынком ссудных капиталов?
2. В каких случаях эмитенту для привлечения капитала выгоднее эмитировать акции, а в каких – облигации?
3. В какие ценные бумаги могут конвертироваться облигации? Каковы цели конвертации облигаций?
4. От каких факторов зависит доходность вложений в облигации?
5. Какова зависимость цены, доходности облигаций и рыночной процентной ставки?
6. Что оценивает кредитный рейтинг облигаций? Какую роль играет рейтинг облигаций для эмитента и для инвестора?
7. Как рассчитываются показатели текущей доходности облигаций, доходности за период, доходности к погашению (YTM)?
8. Перечислите факторы, влияющие на величину дюрации. Объясните их влияние.
9. В какой форме могут оплачиваться и погашаться облигации акционерного общества, облигации других эмитентов? Приведите примеры.
10. Проанализируйте основные проблемы развития российского рынка корпоративных облигаций.
Список рекомендуемой литературы
1. Гражданский кодекс РФ (ред. от 30.12.2015 г.)
2. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 04.1996 №39-ФЗ (в ред. от 30.12.2015).
3. Боровкова В.А., Боровкова В.А. Рынок ценных бумаг: Питер, 2012. – 352 с.
4. Игошина Л.Л., Исаев М.В. Особенности становления и развития рынка корпоративных облигаций России //Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2012. - №7. – С.2-7.
5. Исмаилова Л.А., Идрисова З.Н., Галилова М.П. Корпоративные облигации России: возможности демпфирования санкций //Управление экономикой: методы, модели, технологии. В 2 Томах. Уфа, 2015. – С.73-78.
6. Селищев А.С., Маховикова Г.А. Рынок ценных бумаг. – М.: Юрайт, 2014. – 484 с.
7. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации //http:www.cbr.ru
8. Официальный сайт рынка ценных бумаг // http:www.rcb.ru
Тест
1. По какой стоимости осуществляется погашение облигации:
А) по рыночной;
Б) по текущей;
В) по номинальной;
Д) по соглашению сторон.
2. Эмитентами корпоративных облигаций являются:
А) органы государственной власти;
Б) иностранные государства;
В) физические лица;
Д) юридические лица
3. По способу размещения выделяют:
А) облигации с фиксированной и плавающей ставкой;
Б) облигации по открытой либо закрытой подписке;
В) облигации с обеспечением, либо без обеспечения;
Д) краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные облигации.
4. Конвертируемые облигации – это облигации, которые:
А) свободно обращаются на рынке ценных бумаг;
Б) могут быть обменены на акции;
В) выпускаются одной корпорацией, а их обеспечение или гарантию выплаты производит другая структура;
Д) обеспечены имуществом и активами корпорации
5. Значение рыночной цены облигации, выраженное в процентах к номиналу называется:
А) дисконтом облигации;
Б) курсом облигации;
В) доходностью облигации;
Д) купоны доходом облигации.
6. Какова максимальная сумма, на которую АО может выпускать облигации:
А) не превышает уставный капитал;
Б) превышает уставный капитал в 10 раз;
В) превышает уставный капитал в 5 раз;
Д) ограничения отсутствуют.
7. По отношению к какой сумме устанавливаются проценты по корпоративным облигациям:
А) по отношению к курсовой стоимости облигации;
Б) по отношению к номиналу облигации;
В) по отношению к сумме, специально оговоренной условиями выпуска облигаций;
Д) по отношению к цене, по которой производилось размещение облигаций.
8. Оценка инвестиционных качеств облигации производится по следующему направлению:
А) определяется надежность эмитента по осуществлению процентных выплат;
Б) оценивается количество и номинальная стоимость эмитированных облигаций;
В) оценивается финансовая зависимость эмитента;
Д) анализируются объемы торгов облигациями на фондовом рынке.
9. Разница между номинальной стоимостью облигации и реально уплаченной за нее ценой, которая меньше номинала, - это
А) премия;
Б) дисконт;
В) спред;
Д) купонный доход.
10. При распределении прибыли корпорации первым получит доходы владелец:
А) корпоративной облигации;
Б) привилегированной акции;
В) обыкновенной акции;
Д) прибыль распределяется равномерно.
Ключи к тесту
Номер вопроса
Ответ
1
В
2
Д
3
Б
4
Б
5
Б
6
А
7
Б
8
А
9
Б
10
А
Дневник
Дата
Содержание выполняемой работы
21.03.16
Анализ литературных источников по исследуемой проблеме
22.03.16
Анализ литературных источников по исследуемой проблеме
23.03.16
Составление плана-конспекта
24.03.16
Исследование понятийного аппарата по исследуемой проблеме
25.03.16
Изучение классификационных признаков корпоративных облигаций
28.03.16
Ранжирование существующих корпоративных облигаций по определенным классификационным признакам
29.03.16
Изучение современного рынка корпоративных облигаций и определение основных видов облигаций, обращающихся на рынке
30.03.16
Изучение современного рынка корпоративных облигаций и определение основных видов облигаций, обращающихся на рынке
31.03.16
Изучение основных торговых площадок, анализ основных эмитентов корпоративных облигаций
01.04.16
Исследование инфраструктуры рынка корпоративных облигаций
04.04.16
Исследование инфраструктуры рынка корпоративных облигаций
05.04.16
Исследование инфраструктуры рынка корпоративных облигаций
06.04.16
Анализ текущего состояния и тенденций развития рынка корпоративных облигаций
07.04.16
Анализ текущего состояния и тенденций развития рынка корпоративных облигаций
08.04.16
Анализ текущего состояния и тенденций развития рынка корпоративных облигаций
11.04.16
Определение отраслевой структуры рынка корпоративных облигаций
12.04.16
Определение отраслевой структуры рынка корпоративных облигаций
13.04.16
Исследование тенденций на первичном и вторичном рынке
14.04.16
Исследование тенденций на первичном и вторичном рынке
15.04.16
Выявление особенностей российского рынка корпоративных облигаций
18.04.16
Выявление особенностей российского рынка корпоративных облигаций
19.04.16
Исследование и выявление основных проблем на рынке облигаций
20.04.16
Исследование и выявление основных проблем на рынке облигаций
21.04.16
Составление вопросов для самостоятельной подготовки
22.04.16
Составление вопросов для самостоятельной подготовки
25.04.16
Определение списка рекомендуемой литературы
26.04.16
Составление тестов
27.04.16
Составление тестов
28.04.16
Подведение итогов, составление отчета
29.04.16
Подведение итогов, составление отчета