Понятие и сущность конституции
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
НЕФТЕГАЗОВОГО БИЗНЕСА
Часть I. Конституционно-правовые основы нефтегазового
бизнеса
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ
Значения термина «конституция» в
английском языке
Основной закон государства
Учредительный акт или действие
Установленное право или обычай
Значения термина «конституция» в
русском языке
Основной закон государства,
определяющий основы
общественного и
государственного строя, систему
государственных органов, права и
обязанности граждан
Учредительные документы
организации
Основные принципы отдельной
социальной группы
Термин
«конституция»
(от
латинского
«устанавливаю», «учреждаю») был известен еще
в
Древнем
Риме:
так
называли
акты
императора, имевшие высшую юридическую
силу; использовался он и в период феодализма
в Европе, но уже для названия различных актов.
Современное значение термин "конституция"
приобрел в ходе буржуазных революций. В
конституционных нормах буржуазия видела
определенную
гарантию
стабильности
государственного и общественного строя,
гарантию своего участия в осуществлении
государственной власти.
Строение, структура организма
Акт назначения на должность
Состояние, форма, структура
Телосложение
Очевидно, что термин "конституция" в русском языке имеет гораздо меньше смысловых значений,
чем в английском.
Поэтому в работах западных ученых слова "конституция" и "конституционный" употребляются не
только в смысле основного закона страны, но и в других значениях - как принципы поведения
общественных организаций, семьи и т.д.
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ
В XVIII в. возникает концепция конституционализма, т.е. концепция правления,
ограниченного конституцией. Т.е. устанавливалась юридическая граница между
сферой приложения верховной государственной власти и правами
гражданина-собственника.
Анализ истории показывает, что конституции принимаются в те моменты, когда
устанавливается принципиально новое соотношение классовых или
политических сил.
Теоретические идеи конституции
(формальные признаки)
конституция - выражение общей воли
народа, создающего свою
государственность для достижения
общей цели. Таким образом,
конституция считается не актом
государства, а актом народа,
создающего государство
конституция - продукт общего согласия
всех классов и групп, составляющих
общество.
Первыми
писаными
конституциями
были
американская 1787 г. и
французская 1791 г., а
также
неписаная
английская.
В юридической науке понятие
"конституция" имеет два значения
в формальном смысле - это юридическая
конституция, т.е. основной закон государства,
закрепляющий правовое положение личности, а
также общественно-экономический строй,
форму правления и форму государственного
устройства. Юридическая конституция документ, предписывающий то, что должно быть
в материальном смысле - фактическая
конституция, т.е. реальный порядок
осуществления государственной власти
Фактическая конституция есть везде, а юридической конституции в государстве может и не быть; такая ситуация
обычно возникает тогда, когда все, что необходимо, урегулировано, но конституционного текста нет.
1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИЙ
Фактическая и юридическая
конституции могут
совпадать или расходиться
➢ если юридическая конституция более
демократична, чем конституция фактическая,
то речь должна идти о борьбе за реализацию
демократических положений основного закона
➢ если юридическая конституция реакционнее
фактической, то она должна быть заменена
более демократической писаной конституцией
В силу важности регулируемых конституцией общественных отношений, верховенства ее
предписаний и в целях обеспечения стабильности основного закона устанавливается
особый, более сложный порядок ее принятия, внесения в нее изменений и дополнений,
отличающийся от порядка принятия и изменения простых законов.
КОНСТИТУЦИЯ — это основной закон государства, определяющий пределы
осуществления государственной власти и представляющий собой систему
правовых норм, регламентирующих государственный строй страны,
принципы правовой системы государства и основы его взаимоотношений с
населением.
2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИЙ
Каждая из ныне действующих конституций (их в настоящее время насчитывается более
двухсот) обладает специфическими индивидуальными чертами.
В них нашли отражение социальные, национальные, политические, исторические,
религиозные и иные особенности соответствующих стран.
При этом всем конституциям присущи общие черты:
В преамбуле Конституции США устанавливается: "Мы, народ
Соединенных Штатов... торжественно провозглашаем и
устанавливаем настоящую Конституцию...".
1. Все конституции в той либо иной
форме провозглашают лозунг народного
суверенитета
В ст. 1 Конституции Италии 1947 г. сказано: "Италия демократическая Республика, основывающаяся на труде.
Суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его в
формах и в границах, установленных Конституцией".
Согласно ст. 3 Конституции Франции "национальный суверенитет
принадлежит народу, который осуществляет его через своих
представителей и посредством референдума. Никакая часть
народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его
осуществление".
Пункт 2 ст. 1 Конституции Испании 1978 г. гласит: "Национальный
суверенитет принадлежит испанскому народу, от которого
исходят полномочия государства".
Статья 1 Конституции Колумбии 1991 г. устанавливает, что
"суверенитет принадлежит исключительно народу, от которого
исходит публичная власть", а в ст. 5 Конституции Венесуэлы 1999 г.
сказано, что суверенитет принадлежит народу и "непередаваем".
2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИЙ
2. В той либо иной форме закрепляют
институт собственности
Исторически эти нормы восходят к французской
Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в
которой (ст. 17) содержится известное положение о
ее неприкосновенности: "Так как собственность
является неприкосновенным и священным правом, то
никто не может быть лишен ее иначе как в случае
установленной законом несомненной общественной
необходимости и при условии справедливого и
предварительного возмещения".
В некоторых конституциях (Италия, Франция) концепция разделения властей не
выражена семантически явно, она как бы подразумевается, из нее исходят.
В других (американская, датская, японская) принципы разделения властей четко
сформулированы в соответствующих статьях.
Так, концепция разделения властей, дополненная системой сдержек и
противовесов, положена в основу американской Конституции. Три первые статьи
этой Конституции начинаются следующими положениями: "Все законодательные
полномочия, сим установленные, предоставляются Конгрессу Соединенных
Штатов..." (разд. 1 ст. I); "Исполнительная власть предоставляется Президенту
Соединенных Штатов Америки..." (разд. 1 ст. II); "Судебная власть Соединенных
Штатов предоставляется одному Верховному суду..." (разд. 1 ст. III).
В японской Конституции содержатся такие предписания по этому предмету:
"Парламент является высшим органом государственной власти и единственным
законодательным органом государства" (ст. 41); "Исполнительная власть
осуществляется Кабинетом" (ст. 65); "Вся полнота судебной власти принадлежит
Верховному суду..." (ст. 76).
В Конституции Дании концепция разделения властей сформулирована в одной
статье: "Законодательная власть принадлежит Королю и Фолькетингу совместно.
Исполнительная власть принадлежит Королю, судебная власть - судам" (§ 3 гл. I).
3. Обычно воспроизводятся и
закрепляются основные принципы
теории разделения властей
2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИЙ
4. устанавливают и закрепляют форму
правления государства - республику или
монархию.
В конституционном тексте это может быть
выражено прямо или косвенно
В преамбуле к Конституции Индии, например, прямо сказано: "Мы,
народ Индии, торжественно решив учредить Индию как
суверенную демократическую республику...". В п. 3 ст. 1
Конституции Испании 1978 г. установлено, что "политической
формой испанского государства является парламентарная
монархия".
Конституция США, напротив, не называет прямо форму правления
всего Союза, однако перечисленные в Конституции институты
являются республиканскими по порядку формирования,
взаимодействию между собой и порядку осуществления функций.
Кроме того, в ней установлена республиканская форма
правления для штатов: "Соединенные Штаты гарантируют каждому
штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления..."
(разд. 4 ст. IV).
Монархическая форма правления чаще определяется косвенно
или выводится логически из текста Конституции. Так, форма
правления Японии прямо не называется в Конституции, но
поскольку главой государства является наследственный
император, статусу которого посвящена гл. 1 Конституции, то
очевидно, что Япония - монархия.
2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИЙ
5. устанавливают и
закрепляют унитарную или
федеративную форму
государственного
устройства
По поводу унитарной формы государственного устройства прямые предписания
чаще всего отсутствуют (Франция, Япония), хотя в латиноамериканских конституциях
такие прямые указания встречаются. Так, ст. 1 Конституции Колумбии 1991 г. гласит:
"Колумбия является социальным правовым государством, организованным в
форме унитарного децентрализованного государства".
Само умолчание о форме государственного устройства есть констатация
унитаризма как наиболее распространенного способа политикотерриториальной организации территории страны.
Однако и в федеративных государствах далеко не всегда встречается термин
"федерация" или его производные. Прямое упоминание о федерации встречается,
например, в конституциях стран Латинской Америки (Аргентины, Бразилии,
Венесуэлы, Мексики и др.). Согласно ст. 1 Конституции Аргентины 1853 г. в
действующей редакции, "аргентинская нация в соответствии с настоящей
Конституцией избирает федеративную, республиканскую, представительную
форму правления". Статья 1 Конституции Бразилии 1988 г. начинается словами:
"Федеративная Республика Бразилия, представляющая собой нерасторжимый
союз штатов, муниципий и федерального округа...". Согласно ст. 4 Конституции
Венесуэлы 1999 г. это государство является федеративным и децентрализованным.
Нередко в конституциях используются синонимы (в соответствии со сложившейся в
данном государстве терминологией).
Так, Конституции США, Индии и ФРГ говорят о Союзе, Конституция Австрии содержит
термин "союзное государство". Официальный текст Конституции Швейцарии 1999 г.
в соответствии с давней традицией на французском и итальянском языках
называется "Федеральная Конституция Швейцарской Конфедерации", а на
немецком - "Федеральная Конституция Союза" (дословно - "товарищества по
клятве").
2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИЙ
6. в той либо иной форме
провозглашают и
устанавливают права и
свободы человека и
гражданина.
Обычно в самом тексте
конституции содержится
соответствующая глава или
раздел
В новейших конституциях, особенно латиноамериканских, правовое положение
человека и гражданина с технико-юридической точки зрения разработано весьма
обстоятельно, со множеством деталей. В новейшие конституции включаются новые
права и свободы (право на получение информации, на охрану окружающей
среды, на охрану материнства и др.).
Однако существуют конституции, в основном тексте которых отсутствуют разделы о
правах и свободах (США) или даже упоминания о них (конституции некоторых
франкоязычных стран Африки).
Так, в первоначальном тексте Конституции США не было специальной статьи или
раздела о правовом положении личности. При ратификации федеральной
Конституции шесть штатов (из 13 входивших в то время в состав США) настаивали на
принятии билля о правах. Дж. Мэдисон суммировал их предложения и внес проект
поправок в Палату представителей 8 июня 1789 г. Через два с небольшим года
первые десять поправок, которые обычно называют Биллем о правах, вступили в
силу.
Своеобразно решен вопрос о регулировании прав и свобод во французской
Конституции. Ее важной составной частью является Декларация прав человека и
гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г., в которых урегулированы
важнейшие аспекты правового статуса человека и гражданина. В самом же тексте
Конституции 1958 г. законодатель ограничился указанием в преамбуле:
"Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам
человека и принципам национального суверенитета, как они определены
Декларацией 1789 г., подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции
1946 г.".
2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИЙ
7. определяют принципы организации системы
высших органов государственной власти и
порядок деятельности составляющих ее
подсистем. В их число входят глава
государства, правительство и парламент. В
конституциях устанавливаются также основы
регулирования таких важнейших политических
процессов, какими являются выборы,
референдум и законодательство
8. в некоторых конституциях имеются нормы,
регулирующие внешнюю политику
государства
Во многих послевоенных конституциях получил
закрепление институт конституционного надзора.
Он был конституционно оформлен во Франции
(1946, 1958), в Италии (1947), в ФРГ (1949), в
Португалии (1976), в Испании (1978) и в ряде других
стран. Все более широкое распространение
получает институт уполномоченного по правам
человека (омбудсмена).
Так, отказ от завоевательных войн включен в преамбулу
Конституции Франции 1946 г.; Конституция Японии
предусматривает отказ от войн как средства политики;
в Конституции Индии дана подробная характеристика
миролюбивого курса страны в сфере международных
отношений.
Сходные положения содержатся в тексте конституций
Греции, Португалии, Испании.
Общей закономерностью является то, что:
- конституции, принятые в XVIII - XIX вв., ограничивались в основном общими принципами организации
государственной власти;
- принятые в XX в., как правило, более детальны, что обусловлено усложнением задач и функций государства,
а также стремлением более полно закрепить гарантии сохранения прав и свобод личности.
3. КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИЙ И ИХ ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА
В зависимости от формы государственного устройства: унитарные и федеративные.
В зависимости от характера политического режима: демократические и
реакционные.
В зависимости от предполагаемой
продолжительности применения: постоянные и
временные.
Временный характер обычно имеют
основные законы, принятые в переломные
для истории страны моменты, как это
имело место в Португалии после
ликвидации фашизма, где в 1974 г. были
введены Временные конституционные
положения. В качестве временного был
принят и Основной закон ФРГ, хотя
фактически он действует постоянно.
По социальному характеру: полуфеодально-теократические конституции, конституции
капиталистического общества, конституции тоталитарного социализма,
постсоциалистические конституции;
В зависимости от формы правления: монархические и республиканские.
По характеру принятия и оформления: писаные и неписаные (Самая старая
классификация, которая использовалась еще в XIX в., применяется до сих пор.)
3. КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИЙ И ИХ ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА
Писаные конституции - конституции, которые признаются
основными законами, обладают высшей юридической
силой и принимаются в особом, более сложном, чем
простые законы, порядке.
Такие акты существуют в подавляющем большинстве стран.
Они могут состоять из одного, двух или нескольких
документов.
В основном положения преамбулы
считаются декларативными, за исключением
тех, которые являются отсылочными
нормами (преамбулы к конституциям
Франции, Республики Кот-д'Ивуар).
Многие современные конституции (Австрии,
Бельгии, Греции, Дании, Исландии, Италии,
Нидерландов, большинства стран Латинской
Америки) не имеют преамбулы, но общая
тенденция сводится к тому, что новые и
новейшие конституции (Испании, Франции,
ФРГ, Швейцарии и др.) предваряются
преамбулой.
В большинстве зарубежных стран основной
закон представляет собой единый документ,
в Дании — два документа, в Швеции и
Финляндии — четыре. При наличии
нескольких актов, являющихся составной
частью конституции, один из них, как
правило, признается основополагающим, а
другие как бы дополняют его. Такими актами
в Швеции и Финляндии является документ,
который называется "Форма правления".
Обычно писаная конституция состоит из преамбулы,
основного текста и переходных положений или
сопроводительных приложений.
Преамбула обычно содержит в себе торжественную
формулу провозглашения конституции, цели принятия
конституции, отсылки к прежней конституции и
некоторые
другие
положения.
Она
не
носит
нормативный характер, но может использоваться для
толкования конституции судами (прежде всего, для
выявления намерений авторов основного закона).
3. КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИЙ И ИХ ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА
Основной конституционный текст обычно подразделяется
на части, главы, разделы, статьи. Например, Конституция
Франции 1958 г. состоит из преамбулы и 18 разделов,
которые делятся на статьи. Схожую структуру имеют
Конституции Индии, Малайзии, ФРГ, Швейцарии, Японии
и некоторых других стран.
Обычно наиболее крупные структурные подразделения
текста имеют названия, но их может и не быть (США).
Некоторые конституции (Индии, Бангладеш)
сопровождаются приложениями, в которых
конкретизируются и уточняются общие положения по
определенным вопросам.
В отдельные конституции включаются переходные
положения (Италия).
Своеобразную структуру имеет Конституция
Канады, которая согласно Акту о Британской
Северной Америке 1867 г. (ныне Конституционный акт 1867 г.), принятому
британским Парламентом, получила статус
доминиона. Этот акт был впоследствии
дополнен почти тридцатью другими
британскими законами и приказами короля в
Совете. В 1982 г. вступили в силу принятые
британским Парламентом по просьбе
Парламента Канады Акт о Канаде и
Конституционный акт, которым учредительные
права были переданы Канаде. С этого
момента британский Парламент утратил
полномочия принимать законы для Канады.
Конституционный акт, содержащий
Канадскую хартию прав и свобод и ряд других
положений, не отменил Акт о Британской
Северной Америке 1867 г. и другие источники
канадской Конституции. Вместе с
Конституционным актом 1982 г. они составили
систему юридических источников, которые в
совокупности своей составляют Конституцию
Канады.
3. КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИЙ И ИХ ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА
К неписаным конституциям относятся те нормативные документы конституционного
характера, которые принимаются в том же порядке, что и любые другие законы.
Обычно таких актов бывает несколько, как это имеет место в Великобритании и Новой
Зеландии.
Неписаная конституция имеет те же предметы правового регулирования, что и писаная,
но ее предписания содержатся не в едином документе, а в некотором числе
источников права.
Для неписаных конституций характерно то, что принимаемые парламентами этих
стран акты конституционного характера дополняются конституционными
соглашениями, т. е. обычаями, которые регулируют важнейшие вопросы, связанные с
осуществлением государственной власти.
К странам с неписаной конституцией можно отнести те, в которых в результате
произошедших переворотов старые конституции были отменены, а новые еще не
приняты и все вопросы, связанные с осуществлением государственной власти,
регулируются на основе фактически сложившихся отношений.
3. КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИЙ И ИХ ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА
В Британии в течение короткого срока (1653 - 1660) действовала писаная конституция - Орудие управления О.
Кромвеля, но она не оставила заметного следа в развитии британского конституционализма.
Современная британская неписаная Конституция представляет собой сложный конгломерат различного рода
источников. Эта Конституция непрерывно дополняется и изменяется. Она состоит из следующих основных частей.
Статутное право. В эту группу источников включаются некоторые древние акты и ряд важнейших парламентских
законов конституционного характера: Великая хартия вольностей 1215 г., Петиция о праве 1628 г., Билль о правах
1689 г., Акт об устроении 1701 г., Акты о парламенте 1911 и 1949 гг., Акт о пэрстве 1963 г., Акты о народном
представительстве 1949 и 1969 гг., Акт о местном управлении 1972 г. и ряд других.
Общее право (прецедентное право) - сложившееся после норманнского завоевания общее для всей Англии
право, которое было создано королевскими судами и первоначально противопоставлялось местному обычному
праву. Оно основывалось не на законе, а на общих принципах справедливости и разума, здравого смысла.
Юридической базой общего права является доктрина Stare decisis, в силу которой суд придерживается ранее
состоявшихся решений по аналогичным делам (прецедент).
Конституционные соглашения - правила политической практики, которые считаются обязательными и
неукоснительно соблюдаются теми, кого они непосредственно касаются. Установленные конституционными
соглашениями предписания не могут быть принудительно осуществлены через суд. Конституционные соглашения
составляют важнейшую часть британской неписаной Конституции. В.
Доктринальные источники - мнения авторитетных ученых, к которым обращаются в тех случаях, когда выявляется
пробел в конституционном праве. К числу доктринальных источников относятся следующие труды: Брэктон. Трактат
о законах Англии (1250); Блэкстон. Комментарии законов Англии (1565); Кок. Правовые институты Англии (1628);
Фостер. Решения королевских судов (1763). К числу авторитетных ученых обычно относят Джона Локка (1632 - 1704),
Иеремию Бентама (1748 - 1832), Эдмунда Берка (1729 - 1797), Дж. С. Милля (1806 - 1873), Эрскина Мэя (1815 - 1886),
А.В. Дайси (1835 - 1922), Дж. Остина (1911 - 1960) и др.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!