Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Понятие и сущность инновационного менеджмента

  • 👀 568 просмотров
  • 📌 497 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Понятие и сущность инновационного менеджмента» docx
Тема 1. Понятие и сущность инновационного менеджмента. 1) Дайте характеристику инновационному менеджменту. Под инновационным менеджментом понимается процесс по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению (превращению в инновации) [10]. Другими словами, инновационный менеджмент – это эффективный инструмент, включающий в себя принятие оптимальных управленческих решений в сфере создания новых конкурентоспособных объектов и систем. 2) Дайте определение новшествам и инновациям и прокомментируйте их. Новшество – оформленный результат фундаментальных исследований, разработок в какой-либо сфере деятельности по повышению её эффективности. Новшествами может быть новый порядок, метод, изобретение, новое явление. Инновация (нововведение) – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, научно-технического или другого вида эффекта. То есть основное различие новшества и инноваций заключается в стадии их развития. 3) Прокомментируйте структуру инновационного менеджмента организации. Структура инновационного менеджмента включает в себя внешнюю среду и обратную связь. На входе представлены различные виды ресурсов, которые проходят через обеспечивающую подсистему, затем проходят через управляющую подсистему, подсистему научного сопровождения, управляемую подсистему, на выходе стоит целевая подсистема. 4) Назовите и прокомментируйте классификационные признаки инновационных организаций. Основой классификации инновационных организаций (ИО) является профиль их деятельности, уровень специализации и количество стадий жизненного цикла товара (ЖЦТ) [11]. Некоторые основные признаки классификации ИО: 1. Уровень новизны новшества (инновации) 2. Уровень специализации ИО. 3. Стадия ЖЦТ, на которой работает ИО, и пример её названия. 4. Область знаний, в которой работает ИО. 5. Отрасль народного хозяйства, в которой работает ИО. 6. Сфера применения новшества (инновации). 7. Вид эффекта, на который ориентировано ИО. 8. Источник финансирования ИО. 5) Дайте характеристику маркетинговой и научноисследовательской организации. 1. Маркетинговая организация (МО) занимается сегментацией рынка, разработкой норматив конкурентоспособной продукции, разработкой системы сбыта и распределения товаров, рекламой и т.п. Отличительными чертами МО являются: ориентация всей деятельности на перспективу, на потребителя; прогрессивная система информационного обеспечения исследований; профессионализм, коммуникабельность, мобильность и сравнительная молодость персонала; высокая культура работы с клиентами. 2. Научно-исследовательские организации (НИО) и исследовательские центры (ИЦ) занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями, которые воплощаются в соответствующих документах (изобретения, патенты, методы, ноу-хау и т.д.) Результаты маркетинговых и научных исследований в форме новшеств могут либо внедряться у себя, т.е. превращаться в инновации, либо продаваться с целью получения коммерческого результата. Отличительными чертами НИО и ИЦ являются: реализация концепции маркетинга; очень высокая информационная обеспеченность работы научных сотрудников; свобода творчества; высокая культура; высокая заработная плата научных сотрудников и их защищённость. 6) В чем особенности и отличительные черты проектноконструкторской (ПКО) и проектно-технологической (ПТО) организаций? Отличительные черты ПКО и СКБ: очень высокая информационная обеспеченность труда конструкторов; наличие современных методов конструирования и оптимизации; высокий технический уровень экспериментальной и испытательной базы; использование систем автоматизированного проектирования (САПР); высокая заработная плата конструкторов. Отличительные черты ПТО: высокая информационная обеспеченность труда технологов; наличие автоматизированной системы технологической подготовки производства (АСУ ТПП); применение методов типизации технологических процессов, унификации средств оснащения технологических процессов. 7) Назовите отличительные черты строительно-монтажной (СМО), финансовой (ФО) и сервисной (СО) организаций. Отличительные черты СМО: высокая информационная обеспеченность проектных работ; хороший организационнотехнический уровень строительной организации и автоматизация проектных и строительных работ, высокая заработная плата. Отличительные черты ФО: формирование финансовых показателей в стратегии ИО на основе прогнозов прибыли по конкретным товарам на конкретных рынках в конкретные сроки; применения научных подходов для прогнозирования и аудита финансового состояния ИО. Отличительные черты СО: наличие системы показателей качества сервиса продукции; действие обратной связи по каналу от потребителей к изготовителю; мобильность и относительная молодость. 8) В чем заключается особенность организационной структуры финансово-промышленной группы? Финансово-промышленная группа (ФПГ) представляет собой организационную структуру, объединяющую промышленные предприятия, банки, торговые организации, связанные между собой единым технологическим циклом для повышения конкурентоспособности товаров и услуг. Отличительные черты ФПГ: во главе ФПГ стоит управляющая компания, которая формирует технологическую цепочку, определяет состав участников, распределяет между ними совокупную прибыль. 9) В чем принципиальное отличие холдинга от корпорации? Холдинг – это форма организации ФПГ, предполагающая создание материнских и дочерних компаний, где первая владеет контрольными пакетами акций вторых (дочерних компаний). Отличительные черты холдингов: хозяйственная несамостоятельность дочерних компаний; возможность получения доходов посредством участия в акционерном капитале других фирм; большое количество входящих в холдинг предприятий. 1. Корпорация представляет собой добровольное объединение независимых промышленных предприятий, научных, проектноконструкторских и других организаций с целью повышения эффективности любого вида деятельности на основе коллективного предпринимательства. Отличительные черты корпорации: участники несут ответственность за результаты деятельности корпорации лишь тем имуществом, которое ими добровольно передано в коллективное пользование; корпорация не отвечает за результаты деятельности вошедших в не организаций, если это специально не оговорено в уставе; высокие требования к себе и друг к другу, так как качество работы каждого влияет на коммерческий успех всех. 10) Назовите отличительные черты консорциума. Отличительные черты: хозяйственная самостоятельность участников консорциума; обязательное распространение результатов исследований и ноу-хау между участниками для дальнейшего самостоятельного производства; участие в составе консорциумов университетов и других вузов; возможность одному представителю принимать участие в нескольких проектах консорциума. 11) В чем принципиальное отличие технопарка от технополиса? Технопарк – это компактно расположенный комплекс, функционирование которого основано на коммерциализации научнотехнической деятельности и ускорении продвижения новшеств в сферу материального производства. Отличительные черты технопарка: комплектность входящих в технологический парк юридически самостоятельных фирм и организаций по научно- производственному циклу создания новшеств (научные учреждения, ВУЗы, промышленные предприятия, службы сервиса и т.д.); компактность расположения; ограниченность площади; наличие качественной инфраструктуры; расположение в экологически чистых живописных районах; высокая эффективность инновационной деятельности. Тема 2. Инновационные цели и инновационный потенциал организации. Организация НИОКР и проектирования 1. Перечислите основные цели инновационной деятельности и сформулируйте требования к ним. Инновационными целями могут быть требования:  о создании нового конкурентоспособного продукта;  о подготовке новой услуги;  о переходе на новую технологию, новый вид ресурса, новую систему управления, новую организационную структуру и т.д. Хорошая формулировка инновационной цели отвечает следующим требованиям:  четко определяет требуемый конечный результат в качественном и количественном выражениях (например, «уменьшить» затраты на содержание аппарата управления на 20% от ранее принятого бюджета);  конкретизирует заданный срок достижения цели;  конкретизирует максимальную величину допустимых затрат, ограничения на выделяемые ресурсы (например, «на реализацию программы выделить не более денежных единиц»);  оговаривает, только «когда» и «что» должно быть сделано, не вдаваясь в детали – «почему» и «как» это должно быть сделано;  утверждена в качестве управленческого решения и зафиксирована письменно в каком-либо документе. 2. В чем заключается сущность инновационного потенциала организации? Инновационный потенциал организации – это мера её готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т.е. мера готовности к реализации инновационного проекта или программы инновационных преобразований. От состояния инновационного потенциала зависит выбор и реализация инновационных стратегий, и поэтому его оценка представляет собой необходимую текущую операцию. Задачи оценки инновационного потенциала могут быть поставлены в 2-х плоскостях:  частная оценка готовности организации к реализации одного нового проекта;  интегральная оценка текущего состояния организации относительно всех или группы уже реализуемых проектов. 3. Какими основными показателями определяется инновационный климат организации? Под инновационным климатом понимается состояние внешней среды, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели. Как известно, внешняя среда подразделяется на макросреду (среду дальнего окружения) и микросреду (среду ближнего окружения). Инновационный климат организации подразделяется на:  инновационный макроклимат;  инновационный микроклимат. Инновационный макроклимат определяется состоянием стратегических сфер макросреды:  социальная, природно-географическая и коммуникационная сфера (социальная напряжённость, транспорт, связь);  технологическая и научно-техническая сфера (рынок технологий и научно-технической информации);  экономическая и финансовая сфера (налоги, льготы, инвестиционный климат на федеральном уровне);  политическая и правовая сфера (федеральные и региональные планы, программы, законодательная база). Инновационный микроклимат определяется состоянием стратегических зон микросферы:  зона хозяйствования, сегмент рынка: уровень конкуренции, отношения с потребителями и партнёрами;  зона капиталовложений (инвестиций);  зона новых технологий и научно-технических информационных ресурсов;  зона сырьевых, топливных, энергетических и материальнотехнических ресурсов;  зона трудовых ресурсов: рынок труда специалистов, менеджеров, рабочих. 4. Дайте характеристику отдельным группам инновационных стратегий организации. Представленная совокупность инновационных стратегий направлена на поддержание или повышение конкурентного статуса выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Между отдельными группами стратегий существует тесная взаимосвязь. Так, например, инновационная стратегия в сфере создания новой продукции и услуг может потребовать изменений в процессе производства и организации сбыта, а также в подготовку (повышении квалификации) персонала предприятия. 5. Сформулируйте основные задачи и этапы НИОКР. Основными задачами научно-исследовательских и опытноконструкторских работ (НИОКР) являются:  получение новых знаний в области развития природы и общества, новых областей их применения;  теоретическая и экспериментальная проверка возможности материализации в сфере производства, разработанных на стадии стратегического маркетинга нормативов конкурентоспособности товаров организации;  практическая реализация портфеля новшеств и инноваций. Портфель новшеств представляет собой перечень разработанных организацией новшеств, подлежащих продаже. Портфель инноваций представляет собой комплексно обоснованный перечень новшеств покупных и собственной разработки, подлежащих внедрению в организации. НИОКР подразделяют на следующие этапы работ:  фундаментальные исследования;  прикладные исследования;  опытно-конструкторские работы;  опытные и экспериментальные работы, которые могут выполняться на любом из предыдущих этапов. 6. Какие компоненты составляют процесс управления инновационным проектом? 7. Что включает в себя механизм реализации проекта? Для успешного выполнения проекта необходимо тщательно проработать механизм реализации проекта, который должен включать в себя:  структуру компании, реализующей проект;  положение о подразделениях и должностные инструкции;  оперативно-календарные планы;  сетевые графики;  планы комплексного обеспечения, контроля, координации и регулирования выполнения отдельных разделов и проекта в целом. 8. В чем состоит сущность патентно-лицензионной деятельности? Патент – это документ, удостоверяющий авторство и представляющий его владельцу исключительное право на изобретение. Под этим подразумевается, что никто не может использовать изобретение без согласия владельца патента. Согласие на использование изобретения выражается путём выдачи (продажи) лицензии на полную или частичную передачу патентных прав. Лицензирование представляет собой форму торговли технологиями, включающей сделки с патентами, лицензиями, ноу-хау. Лицензия представляет собой разрешение отдельным лицам или организациям использовать изобретение, защищённое патентом, технические задания, технологические и конструкторские секреты производства и т.д. Тема 3. Основы экономики инновационной деятельности. Формы поддержки инновационного предпринимательства. Экологические инновации. 1. В чем состоит исследование инвестиционных возможностей инновационной организации? Важным этапом при формировании и реализации инновационного проекта является исследование инвестиционных возможностей проектной организации. Этот этап включает в себя:  предварительное изучение спроса на продукцию и услуги с учётом экспорта и импорта;  оценку уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию;  подготовку предложений по организационно-правовой форме реализации проекта и составу участников;  оценку предполагаемого объёма инвестиций;  подготовку исходно-разрешительной документации;  утверждение результатов обоснования инвестиционных возможностей. 2. Каким образом формируется система показателей эффективности инновационной деятельности? Систему показателей эффективности инновационной деятельности можно представить в виде структурной схемы (рисунок 8). 3. Какие организационные формы инновационного менеджмента вам известны? В настоящее время различают следующие организационные формы инновационного менеджмента: бизнес-инкубатор, инкубатор технологий, технополис, технопарк, венчурные фирмы, виоленты, патиенты, эксплеренты, коммутанты. 4. Приведите классификацию инновационных организаций. Основой классификации инновационных организаций (ИО) является профиль их деятельности, уровень специализации и количество стадий жизненного цикла товара (ЖЦТ) [11]. Некоторые основные признаки классификации ИО: 1. Уровень новизны новшества (инновации) 2. Уровень специализации ИО. 3. Стадия ЖЦТ, на которой работает ИО, и пример её названия. 4. Область знаний, в которой работает ИО. 5. Отрасль народного хозяйства, в которой работает ИО. 6. Сфера применения новшества (инновации). 7. Вид эффекта, на который ориентировано ИО. 8. Источник финансирования ИО. 5. Охарактеризуйте инновационные организации по типу государственного участия в их деятельности. К первой группе относятся инновационные организации, действующие на рынке: - научно-исследовательские организации - проектно-технологические организации и специальные конструкторские бюро, которые осуществляют разработки и проекты, являющиеся воплощением результатов НИИ, проводят эксперименты, проводят вопросы сертификации продукции; - фирмы, предприятия, концерны, корпорации, для которых инновационная деятельность не является основной. 6. Дайте определение экологическим инновациям и изложите их роль в инновационной деятельности. Термин «экологические инновации» употребляют в современной научной литературе сравнительно недавно. Однако сегодня ученые не сформулировали единственной и однозначной мысли относительно сущности понятия экоинновации. Приведем несколько определений. Экологические инновации – это продукты и процессы, которые способствуют устойчивому развитию. Экологические инновации - новые продукты и процессы, которые обеспечивают бизнес-интересы предприятий, но значительно снижают влияние на окружающую среду. Человечеству объективно необходимы инновации, новые технические решения в энергетике, автомобильной промышленности, гражданском строительстве, сельском хозяйстве и т.д., которые были бы не только направлены на развитие бизнеса и получение прибыли, но и одновременно служили бы охране окружающей среды. 7. В чем состоит сущность эколого-инновационной деятельности? Современная экологическая обстановка в мире доказывает необходимость перехода с техногенного типа экономического развития на новый путь, ориентированный на решение проблем окружающей среды. В последнее время в научных и политических кругах активно продвигается концепция развития «зеленой» экономики. Конференция ООН по устойчивому развитию, проходившая в июне 2012 г. в г. Рио-де-Жанейро, была посвящена вопросам «зеленой» экономики. Одним из ключевых инструментов «зеленой» экономики являются экологические инновации.
«Понятие и сущность инновационного менеджмента» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 521 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot