Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Арт-терапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется в настоящее время для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями, детей и подростков с трудностями в обу чении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах.
Изобразительное творчество позволяет клиенту ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также — освободиться от негативных переживаний прошлого. Это не толь ко отражение в сознании клиентов окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций.
Для арттерапии подходят все виды художественных материалов. Можно проводить упражнения скромно, только с помощью карандаша и бумаги, а можно использовать большой набор худо жественных материалов.
Arttherapy - от art - искусство, therapy - терапия
Термин появился в начале 1940-х годов.
Не путать с:
другой термин: creative therapy - исцеление творчеством;
авторский метод М.Е.Бурно - ТТС - терапия творческим самовыражением.
«Творчество и терапия частично совпадают: то, что является творческим, зачастую оказывается терапевтичным, то, что терапевтично, часто представляет собой творческий процесс». (К.Роджерс)
Здесь ключевое слово - ЧАСТИЧНО. Творчество - еще не терапия в полном смысле, хотя, безусловно, любое творческое занятие терапевтично. Что касается психотерапии, то это почти всегда творческий процесс, т.к. психотерапевт строит общение с каждым клиентом индивидуально.
1) В большинстве источников (см. список ниже) под творческой терапией (creative therapy) подразумевается:
- танцевальная терапия,
- библиотерапия,
- драматерапия,
- музыкотерапия,
- ландшефтотерапия,
- этнотерапия.
2) Под арт-терапией (arttherapy) исторически подразумевалось использование в терапевтических целях именно искусств визуального ряда, таких как:
- рисунок,
- живопись,
- лепка,
- пластика,
- грим и боди-арт.
Сейчас идет тенденция к тому, чтобы под термином «арт-терапия» подразумевать (1) и (2).Кроме того, под определение арт-терапии в последнее время всё чаще попадают и просто коллективные творческие занятия (например, с детьми), без включения психотерапии как таковой. Необходимо помнить, что даже в случае такого, «облегченного» варианта арт-терапии, нужно соблюдать ряд правил, следить за экологией процесса, чтобы не навредить.
В арт-терапии используются готовые изображения и другие произведения (репродукции картин, открытки, фильмы, музыка). Это позволяет снять страх перед выполнением рисунка самому («А вдруг не получится? А вдруг будет некрасиво? Ничего не приходит в голову. Не умею рисовать.»И т.д.) Также используются самостоятельно созданные рисунки, коллажи, стихи, сказки и др. произведения. Плюс такой методики - самовыражение, свобода творчества. В обоих случаях арт-терапия хорошо справляется с задачей отреагирования эмоций. Большинство арт-терапевтов сочетают в работе обе техники.
Чем хороша арт-терапия, почему её в последнее время всё чаще используют?
1. Существует прямая связь между творчеством и удовольствием. Творчество можно рассматривать как сублимацию (Зигмунд Фрейд). Сублимация - зрелая психическая защита. Развиваем творческую способность - укрепляем защиту, развиваем разнообразие зрелых защит. О защитах: работы Нэнси МакВильямс, Анны Фрейд.
2. Творчество является природной особенностью человека, которая обслуживает инстинкт самосохранения (Влечение (к) Жизни). Кроме того, творчество это всегда игра. Игра воображения. Игра - одна из самых первых и основных способностей человека. В игре малыш учится, развивается, познает мир. Обращение таким способом с собой и с миром для человека естественно.
3. Занимаясь творчеством, мы обращаемся к детству. Можем отреагировать те эмоции, которые с нами с самых ранних лет жизни, когда мы еще не умели говорить.
4. Творчество можно использовать в работе с детьми и с другими пациентами, минуя слово. В случаях, когда словом не выразить чувства и т.д.
5. Творчество - язык общения с Бессознательным. Для современного европейского человека (психически относительно здорового) это полезный опыт, т.к. в течение жизни мы укрепляем свое сознание и зачастую теряем связь с Бессознательным (Бсз). Творчество помогает восстановить эту связь, что может помочь лучше понять себя, культуру, в которой живешь и общаешься.
6. Творчество всегда метафорично. Идет работа на уровне символа. Это может даже не осознаваться, но всё равно работать. Часто в арт-терапии результат достигается раньше, чем он осознаётся.
7. Творчество позволяет зафиксировать опыт. В психоанализе слова не фиксируются, не запоминаются. Глядя на рисунок, пациент и в другой раз вспомнит все эмоции ,которые испытывал, когда создавал его. Таким образом, к этому опыту можно обращаться и прорабатывать его.
8. С точки зрения Юнга, творчество - продукт Коллективного Бессознательного (К.Бсз). Занимаясь творчеством, мы взаимодействуем со средой.
9. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактно- логическое, за которое ответственно левое полушарие
Основные этапы арт-терапии
Первый этап: свободная активность перед собственно творчес ким процессом — непосредственное переживание.
Второй этап: процесс творческой работы — создание феномена, визуальное представление.
Третий этап: дистанцирование, процесс рассматривания, направленный на достижение интенционального видения.
Четвертый этап: вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы
Тексты инструкций к упражнениям:
• «Сейчас ты будешь в течение минуты смотреть на этот цветок. Я засеку время по секундомеру (песочным часам) и за тем попрошу, когда закончится время, сделать рисунок тех чувств, которые ты испытывал, когда смотрел на него».
• «Попробуй выразить свой мир в виде образов, представлен ных в цветах, линиях, формах, символах. Как выглядел бы мир, если бы он был таким, как тебе хочется».
• «Нарисуй, что ты делаешь, когда ты сердишься; что заставляет тебя быть сердитым».
• «Изобрази место, которое делает тебя счастливыми; как ты себя чувствуешь в данный момент; как бы ты хотел себя чувствовать».
• «Нарисуй себя: как ты выглядишь сейчас, как бы ты хотел выглядеть, когда станешь старше; когда ты состаришься, когда ты был младше (в каком-то определенном возрасте или вообще)». • «Вернись назад в какое-то время или к какой-то сцене. На рисуй то время, когда ты чувствовал себя наиболее бодрым».
• «Нарисуй то время, которое ты вспоминаешь в первую очередь, ту вещь, которая тебе приходит в голову; семейную сценку; твой любимый обед; сон».
• «Нарисуй, где бы ты хотел быть: идеальное место, любимое место. Или место, которое ты не любишь; самую худшую вещь, которую ты можешь себе представить».
• «Нарисуй, как ты обращаешь на себя внимание; каким образом ты добиваешься того, чего ты хочешь; что ты делаешь, когда ощущаешь печаль, беспокойство, ревность, одиночество».
• «Нарисуй: счастливые линии, мягкие линии, линии печальные, сердитые, испуганные и т. д.».
• «Нарисуй вещи, противоположные друг другу: слабый — сильный; счастливый — несчастный, печальный — веселый; любить — не любить; хороший — плохой; счастье — несча стье; доверие — подозрение; отдельно — вместе». • «Нарисуй подарок, который тебе хотелось бы получить. А что тебе хотелось бы подарить? Кто мог бы тебе это подарить? Кому бы ты мог это подарить?» Работая с детьми, можно также произносить слова и предла гать детям быстро рисовать то, что обозначают эти слова: любовь, красота, тревога, свобода, милосердие и т. д. В качестве тем для рисунков можно использовать множество других вещей: фантазии, рассказы, звуки, движения, достопримечательности. Можно также комбинировать рисование с сочинением литературных произведений, стихов.
Психологическое влияние художественных материалов
1. Выбор материалов влияет на то, как проходит занятие. Не которые материалы, такие как карандаши, мелки и фломастеры, позволяют «усилить» контроль, в то время как другие — пастель, краска и глина — способствуют более свободному выражению.
2. Если клиент не уверен в себе или просто устал, он будет чувствовать себя увереннее и спокойнее при работе с материалами, которые легче контролировать.
3. При индивидуальной работе с детьми или группами, чье поведение трудно контролировать, стоит начать с «контролируемых» материалов.
4. Многие чувствуют себя неуверенно в отношении своих художественных способностей. Вырезание картинок из журнала для создания коллажа, раскрашивание готовых рисунков «уравнивает» участников и позволяет даже очень неуверенным клиентам присоединиться к работе.
5. Как только все клиенты с удовольствием начнут участвовать в упражнении, такие материалы как краска или глина могут дать возможность более глубокого самовыражения, особенно при изучении чувств или реакций.
6. Работа с «выразительными» материалами может быть терапевтичной для многих клиентов. Она не только помогает выразить широкий спектр эмоций; работа с глиной или размазывание пастелей или красок — с безоценочной реакцией на конечный продукт — могут стать целительными сами по себе.
7.Если присутствует агрессия и другие очень негативные, разрушительные эмоции — всегда стоит предпочесть — лепку. В этом случае рисунок будет только раздражать, а вот лепка, наоборот — успокоит.
Задание на 2 ленту:
Составить в тетради таблицу «Развитие навыков рисования и лепки в дошкольном и школьном возрасте»
Принести к следующему занятию кисточки, карандаши, фломастеры, краски (у кого, что есть)