Понятие и модель вербальной коммуникации
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Понятие и модель вербальной коммуникации
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, так как в процессе
передачи информации при помощи речи в меньшей степени теряется смысл сообщения. Именно при помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.
Совокупность приемов и мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, в социальной психологии называется «убеждающей коммуникацией», т.е. искусство убеждения посредством речи. Для учета всех переменных, включенных в процесс речевой коммуникации, существует множество моделей речевой коммуникации, которые создаются для того, чтобы при контроле эффективности речевого воздействия не упустить ни одного элемента процесса. В качестве примера такой модели можно привести модель коммуникативного процесса, по Г. Лассуэллу (американский журналист предложил ее для изучения убеждающего воздействия средств массовой информации), которая включает пять элементов.
Принципы и правила вербальной коммуникации
Важнейшими принципами вербальной коммуникации в социально- ориентированном общении (когда собеседники заинтересованы в общении друг с другом, ориентированы на взаимодействие) принято считать принцип кооперации и принцип уважения собеседника. Стоит отметить, что эти принципы соблюдаются не всеми и не всегда, однако большинство коммуникаций начинается, опираясь именно на эти два посыла (трудно предположить, что кто-либо сознательно вступает в общение с другим, только для того, чтобы начать конфликт и унизить собеседника).
1. Принцип кооперации. Данный принцип включает требование к собеседникам действовать совместными усилиями в соответствии с принятой целью и направлением разговора. В этом случае исходными условиями начала вербальной коммуникации и осуществления совместной деятельности являются:
• наличие у участников взаимодействия хотя бы кратковременной ближайшей общей цели (даже если их конечные цели отличаются или противоречат друг другу, на период взаимодействия всегда должна присутствовать какая-то общая цель);
• ожидание, что взаимодействие будет продолжаться до тех пор, пока оба участника не решат его прекратить (мы не отходим от собеседника, не говоря ни слова, и не начинаем заниматься чем-то другим, пока наш собеседник беседует с нами).
2. Принцип уважения или вежливости. Данный принцип выдвигает к собеседникам требование соблюдения в общении таких условий, как:
· тактичность,
· уважение,
· великодушие,
· скромность,
· благожелательность и др.
Основные правила речевой коммуникации, обусловленные этими
принципами, могут быть следующими:
1) высказывание должно содержать столько информации, сколько требуется для выполнения текущих целей общения; излишняя информация может вводить в заблуждение, вызывая не относящиеся к делу вопросы у собеседника;
2) высказывание должно по возможности быть правдивым: важно не говорить того, что изначально содержит ложную информацию; не говорить того, для чего нет достаточных оснований;
3) высказывание должно быть релевантным, т.е. соответствовать предмету разговора: важно не отклоняться от темы беседы, следуя намеченной стратегии;
4) высказывание должно быть ясным: важно избегать непонятных слов и выражений, неоднозначности, многословия. Стратегия и тактика, нормы и функции вербальной коммуникации
Под стратегией вербальной коммуникации понимают процесс построения коммуникации, направленный на достижение долговременных результатов. Стратегия включает в себя планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникаторов, а также реализацию этого плана.
Тактика речевого общения понимается как совокупность приемов ведения беседы на определенном этапе в рамках отдельного разговора. Тактика включает широкий круг коммуникативных приемов: приемы привлечения внимания собеседника, установления и поддержания психологического контакта с партнером, убеждения или переубеждения собеседника. Тактика конкретного человека может меняться в зависимости от условий общения, полученной информации, переживаемых чувств и эмоций. Нормы вербальной коммуникации в межличностном общении зависят от того, в каких условиях происходит беседа, каких культурных норм придерживаются собеседники и пр. Однако принято говорить об основных нормах повседневного общения, которые заключаются в следующем.
1.Персональность адресации предполагает индивидуальное обращение собеседников друг к другу, учет взаимных интересов и возможностей понимания темы сообщения.
2. Спонтанность и непринужденность. Поскольку спланировать повседневное общение достаточно сложно, допускается спонтанность речи: собеседники могут вмешиваться в разговор друг друга, уточняя или меняя его тему, возвращаясь к уже сказанному.
3. Эмоциональность. Для повседневной речи важнее не столько регулярность утверждений и ответов, не их грамматическая и синтаксическая стройность и даже содержание сообщения, сколько его эмоциональная модальность. Другими словами, не важно, что говорится, но важно – как говорится.
4. Ситуативность предполагает непосредственный контакт говорящих, с учетом возникающих условий, обстоятельств, переживаний собеседников. Перечисленные нормы повседневной вербальной коммуникации задают важнейшие функции речи в межличностном общении. К ним относятся эмотивная и конативная функции. Таким образом, вербальная коммуникация, являясь естественным средством человеческого общения, носит главенствующий характер в человеческой жизни и деятельности. Именно вербальная коммуникация во многом определяет устойчивость системы межличностных отношений. Тем не менее, вербальная коммуникация неразрывно связана с невербальной коммуникацией.