Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Понятие аудита. Задачи аудиторской деятельности

  • 👀 438 просмотров
  • 📌 378 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Понятие аудита. Задачи аудиторской деятельности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Понятие аудита. Задачи аудиторской деятельности» doc
1. Понятие аудита Аудит (аудиторская деятельность) – независимая экспертиза финансовой отчетности организации, которая основывается на проверке: - соблюдения порядка ведения бух. Учета; - соответствия хоз. и фин. операций законодательству РФ; - полноты и точности отражения в финн. Отчетности деятельности предприятия. В соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудит: 1. представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бух. учета и БФО организаций и инд. предпринимателей; 2. включает в себя оказание аудиторских услуг: - постановку, восстановление и ведение бух. уч; - составление деклараций о доходах, БФО; - АФХД; - консультирование по вопросам финн., налогового, банковского права. Понятие «ауд. деят.» шире понятия «аудит», т.к. включает аудит и услуги, сопутствующие аудиту. Понятие аудита шире, чем ревизия, т.к. включает не только проверку достоверности фин. показателей, но и разработку предложений по улучшению хоз. деят. предприятий с целью рационализации расходов и оптимизации налогов. Аудит – метод осуществления вневедомственного независимого финн. контроля. Ревизия – составная часть системы гос. финн. контроля, призванная устанавливать законность, достоверность, целесообразность и экономическую эффективность совершенных хоз. операций. 2. Задачи аудиторской деятельности Главная задача аудита – предоставление обществу информации о степени возможного доверия к БФО, а также: - оценка уровня организации бух. уч. и внутреннего контроля; - оценка правильности и законности совершения бух. Записей; - оказание помощи организации путем выработки рекомендаций по устранению недостатков; - выявление резервов роста финансовых ресурсов; - проверка соблюдения действующего законодательства в области налогообложения; - подтверждение достоверности отчетов 3 Виды аудита. Классификация видов аудита 1. общий аудит (независимо от организационно-правовой формы) 2. банковский аудит 3. аудит страховых организаций 4. аудит бирж 5. аудит внебюджетных фондов 6. аудит инвестиционных фондов Основная классификация видов аудита: - внешний аудит и внутренний аудит; - инициативный и обязательный аудит. Внутренний аудит – система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бух. Учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля, существующая в организации в интересах руководства. (Нужен для предотвращения потерь и осуществления изменений). Внешний аудит производится аудиторской фирмой на договорной основе с целями: - объективной оценки достоверности состояния бух уч. И отчетности; - подготовки рекомендаций по улучшению финн. Положения организации; - повышению эффективности его деятельности; - изысканию неиспользованных резервов производства. Внешний аудит подразделяется на: - инициативный аудит, который осуществляется по решению экономического субъекта на основе договора с аудитором; - обязательный аудит проводится в случаях: 1. организация - ОАО, государственные унитарные предприятия 2. кредитные организации 3. страховые 4. товарные и фондовые биржи 5. инвестиционные фонды 6. объем выручки более 400 млн. руб. или сумма активов более 60 млн. руб. Особенности внутреннего и внешнего аудита. Этапы проведения аудиторской проверки По виду исполнителя аудиторских услуг аудит разделяют на: • внешний аудит; • внутренний аудит. Под внешним аудитом понимают оказание аудиторских услуг (проведение проверки, оказание сопутствующих услуг) независимой аудиторской фирмой (независимым аудитором). Главная цель внешнего аудита – дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте. Заказчиками внешнего аудита могут являться государственные, собственники предприятия: акционеры, инвесторы, государство, частные лица, банки и другие кредитные учреждения. Внутренний аудит (финансовый контроллинг) – это элемент системы внутреннего контроля на предприятии. Службы внутреннего аудита создаются, как правило, на крупных предприятиях, имеющих разветвленную сеть филиалов. Цель внутреннего аудита – помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Задачами служб внутреннего аудита могут быть: подтверждение достоверности информации, предоставляемой руководству; контроль за состоянием и сохранностью активов; исполнительский контроль; оценка эффективности управления, производства, финансовых вложений и т. д. Различия внутреннего и внешнего аудита Критерии различия Внешний аудит Внутренний аудит 1 2 3 Цель Выражение мнения о достоверности финансовой отчётности, оказание услуг, помощи, сотрудничество с клиентами Внутренний контроль на предприятии, позволяющий следить за правильностью ведения учёта и представляемой руководству учётной информации Объекты Аудит выявляет всё, что искажает финансовую отчётность, ухудшает финансовое положение клиента, а также нарушает действующее законодательство Субъекты Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства Сотрудники, подчинённые руководству организации и находящиеся в штате организации Характер деятельности Предпринимательская деятельность Исполнительная деятельность, выполнение распоряжений руководства организации Правовое регулирование В основном гражданское право, хозяйственные договоры Гражданское право, хозяйственные договоры, административное право Управленческие связи Горизонтальные связи, добровольность, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчёт перед ним Иерархические связи, подчинение непосредственно руководству предприятия, отчёт перед руководством организации Практические задачи Улучшение финансового положения организации, привлечение пассивов (инвесторов, кредитов), помощь в консультировании клиента Улучшение финансового положения, определение достоверности учётной информации, помощь в консультировании Результат Аудиторское заключение и рекомендации для клиента, конфиденциальность информации Отчёт и рекомендации для бухгалтерии по оптимизации системы учёта, устранению недостатков, организационные выводы, взыскания с виновных, конфиденциальность информации по отношению к внешним организациям Оплата услуг Платит клиент по договору возмездного оказания услуг Оплата в виде заработной платы по трудовому договору, заключённому с проверяемой организацией Статус Внешний аудитор- независимый эксперт Внутренний аудитор-сотрудник организации Этапы аудиторской проверки: 1. Подготовительный 2. Планирование 3. Сбор аудиторский доказательств 4. Завершение аудита 4. Принципы проведения аудита - это основополагающие начала, идеи, на которых основывается деятельность аудиторов и которыми они руководствуются в своей деятельности. 1. Принцип независимости – заключается в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения различного рода заинтересованности (родственной, финансовой) в делах проверяемого эк. субъекта. 2. Принцип честности заключается в приверженности аудитора своему профессиональному долгу, и следовании нормам морали. 3. Принцип объективности заключается в обязательности применения аудитором непредвзятого подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов к формированию выводов и заключений. 4. Принцип профессиональной компетентности заключается в том, что аудитор должен владеть определенным объемом профессиональных знаний, позволяющих обеспечить качественное оказание профессиональных услуг. 5. Принцип добросовестности заключается в обязательном оказании аудитором своих услуг с тщательностью и оперативностью. 6. Принцип конфиденциальности заключается в том, что аудиторы обязаны обеспечивать сохранность документов и не разглашать их. 7. Принцип профессионального поведения заключается в соблюдении приоритета общественных интересов, поддержании высокой репутации профессии 8. Профессиональный скептицизм предполагает, что аудитор должен понимать, что получаемая информация об экономическом субъекте могут оказаться не верными. 5. Первоначальный и согласованный аудит Первоначальный - аудит, который проводится аудитором впервые для данного экономического субъекта. Это увеличивает аудиторский риск и трудоемкость аудита, т.к. аудитор не располагает необходимой информацией об особенностях деятельности клиента и системе внутреннего контроля в организации. Согласованный - повторный аудит, который основан на знании специфики клиента, результатах длительного сотрудничества с клиентом, знании положительных и отрицательных его сторон. Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о преимуществе согласованного аудита, а смена аудиторской фирмы вызывает настороженность. 6. Источники (нормативная база ) аудита Источники аудита – нормативно-правовые акты, содержащие нормы , регулирующие общественные отношения в области аудита. Источники: Конституция РФ, ГК РФ, НК РФ, ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119 ФЗ 9ред. От 30.12.20010, аудиторские правила (стандарты). 7 Аудиторские правила (стандарты) Основное назначение аудиторских правил (стандартов) – описание на единой методологической основе: - принципов осуществления аудита - целей и задач осуществления аудита - механизмов и процедур достижения целей и задач аудита. Правила (стандарты) двух видов: - государственные- применяемые государством - негосударственные, применяемые общественными объединениями. Аудиторские правила (стандарты) разрабатываются под руководством Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ. В настоящее время существуют аудиторские стандарты нескольких уровней: 1)      международные; 2)      национальные (в РФ – общероссийские); 3)      внутренние (стандарты общественных аудиторских организаций    и стандарты аудиторских фирм – внутрифирменные стандарты). Стандарты обеспечивают: • единство принципов аудита (единство требований к качеству и    надежности); • унификацию аудита в вопросах методологии; • единство подходов к проведению аудита и к составлению аудиторской отчетности. В соответствии со Статьей 7 ФЗ «Об АД» Федеральные стандарты аудиторской деятельности (принципы): 1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом; 2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита; 3) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников. Установлено, что каждая аудиторская организация должна сформировать пакет своих внутренних (внутрифирменных) стандартов, отражающих собственный подход к проведению проверки и составлению заключения. При этом под внутрифирменными стандартами понимаются документы, детализирующие и конкретизирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, установленные общероссийскими стандартами. Наличие системы внутрифирменных стандартов является необходимым показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Внутрифирменные стандарты должны содержать конкретные практические рекомендации, позволяющие аудиторам четко определить порядок своих действий при планировании, проведении аудита, оформлении его результатов, взаимоотношениях с клиентом. Общий же их пакет может включать внутрифирменные стандарты по следующим объектам: - общие положения по аудиту (внутренняя структура и организация деятельности аудиторской фирмы, ответственность аудиторов, внутрифирменный контроль качества, этика поведения и взаимоотношений аудиторов); - порядок проведения аудита (планирование, оценка существенности и риска, изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, получение аудиторских доказательств, документирование); -   порядок формирования выводов и заключений (письменная информация (отчет) аудитора, составление аудиторского заключения, составление отчетов и заключений по специальному аудиту); -  специализированные стандарты (специфика аудита определенных экономических субъектов); -  сопутствующие услуги (порядок оказания сопутствующих услуг, заключение договора на оказание сопутствующих услуг, отчетность об оказании сопутствующих услуг); -  образование и подготовка кадров (профессиональный уровень работников аудиторской фирмы, порядок подготовки и повышения квалификации кадров).      Внутрифирменные стандарты утверждаются приказом руководителя аудиторской организации или иным уполномоченным органом, предусмотренным уставом. 8. Права и обязанности аудируемых лиц При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо вправе: -получать от аудитора информацию о правовых актах РФ, на которых основываются выводы аудитора - получать от аудитора аудиторское заключение в установленный договором срок. Обязанности: - заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторами в предусмотренные сроки - создать аудитору условия для проведения аудита - не препятствовать проведению аудита - оперативно устранять выявленные аудиторами нарушения правил ведения бух. Учета и составления БФО - своевременно и полно оплачивать услуги аудиторов. 9. Права, обязанности и ответственность аудиторов Права: - самостоятельно определять формы, объем и методы проведения аудита - проверять в полном объеме документацию аудируемого лица - получать по письменному запросу у должностных лиц аудируемого лица разъяснений в устной и письменной форме - отказаться от проведения аудиторской деятельности или от выражения мнения о достоверности БФО в случаях установленных законом ( непредставление всей необходимой документации клиентом; выявление в ходе проверки обстоятельств, оказывающих влияние на мнение аудитора о степени достоверности БФО) -привлекать на договорной основе к участию в аудиторской деятельности аудиторов, работающих самостоятельно в других организациях, а также иных специалистов. Обязательства: - осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством РФ - квалифицированно проводить проверку, оказывать аудиторские услуги - предоставлять по требованию аудируемого лица информацию о правовой основе проведения аудита - передавать аудиторское заключение в срок - обеспечивать сохранность документов - не разглашать содержание документов. Ответственность: - аннулирование квалификации - административное взыскание - уголовное наказание. Ответственность аудитора - санкции, связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением аудитором своих обязательств по заключенному с экономическим субъектом договору на проведение аудита. Формы и виды ответственности определяются действующим законодательством и соглашением сторон. Выделяют следующие виды ответственности аудитора (аудиторской организации): • гражданско-правовая; • административная; • уголовная. Гражданско-правовая ответственность определена ст. 15 ГК РФ в виде возмещения убытков: • расходы, связанные с восстановлением нарушенного права (на проведение перепроверки, судебные расходы); • упущенная выгода, а также гл. 25 ГК РФ, раскрывающей ответственность за нарушение обязательств по договору. Административная ответственность регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Федеральным законом от «Об аудиторской деятельности». административная ответственность определена в формах аннулирования квалификационного аттестата аудитора. В случае нарушения конфиденциальности (аудиторской тайны) как для аудиторской организации, так и для аудитора предусмотрена ответственность в форме возмещения причиненных убытков. Уголовная ответственность определена ст. 202 «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами» Уголовного кодекса Российской Федерации. 1. Использование частным нотариусом или частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. 2. То же деяние, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего или недееспособного лица, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. 10. Основные этапы проведения аудиторской проверки Этапы аудиторской проверки: 5. Подготовительный: - Выбор аудитора - процесс сознательного поиска экономическим субъектом подходящего аудитора, который впоследствии будет осуществлять аудиторскую проверку в данном экономическом субъекте (учитывают ассортимент предоставляемых услуг, численность и оборот фирмы, стаж работы на рынке, известные клиенты, возможные предоставляемые льготы) - Направление аудитору официального именного письма – предложения о проведении аудита 6. Планирование 7. Сбор аудиторский доказательств 8. Завершение аудита 11. Планирование аудита Планирование – заключается в определении стратегии и тактики аудита, объема аудиторской проверки, разработке аудиторской программы и конкретных аудиторских процедур. Аудитор должен тщательно планировать свою деятельность по трем основным причинам: - это дает аудитору возможность получить достаточное количество свидетельств о положении дел клиента; - поможет удержать в разумных пределах затраты на аудит; - позволит избежать недоразумений с клиентом. Этап планирования аудиторской проверки имеет стадии: 1. предварительное планирование аудита (согласование с руководителем клиента организационных вопросов, формирование рабочего коллектива, ознакомление с видами производственной деятельности, анализ структуры капитала); 2. подготовка и составление плана аудита (срок аудита, график проведения аудита, учитывается уровень существенности проблем, рассчитываются реальные трудовые затраты, разделение аудиторов по конкретным участкам) 3. подготовка и составление программы аудита – детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Содержание программы включает: - составление обзора деятельности клиента, в которое входит описание систематических процессов и связанных с ними потоков документооборота, учетная политика, организационная структура; -0 разработка стратегии аудита, связанной со спецификой клиента; - проведение аудита; - формирование аудиторского мнения на основе собранных свидетельств. Аудиторская программа составляется в виде: 1. Программа тестов средств контроля (определенная совокупность действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета) 2. Программы аудиторских процедур по существу (представляет собой проверку правильного отражения в бух. учете оборотов и сальдо по счетам). Программа аудита может пересматриваться в зависимости от изменений условий проведения аудиторской проверки. 12. Письмо-обязательство аудиторской организации Письмо-обязательство аудиторской организации – документ, регламентирующий обязательства и ответственность экономического субъекта – клиента, с одной стороны, на этапе заключения соглашения о проведении аудиторской проверки. Письмо – обязательство является ответом аудитора на официальное именное письмо-предложение о проведении аудита, которое направляет проверяемый эк. субъект. Целью письма – обязательства является определение взаимных обязательств эк. субъекта и аудитора на этапе заключения соглашения о проведении аудиторской проверки. Основным преимуществом письма- обязательства является то, что оно способствует преодолению противоречий между аудитором и исполнительным органом эк. субъекта по поводу условий проведения аудита предусмотренных в договоре. Для разовых соглашений между аудитором и клиентом последний должен письменно подтвердить согласие на условия, предложенные аудитором. Если подтверждение получено, то условия письма остаются в силе в течение действия соглашения о проведении аудиторской проверки. Если между сторонами заключен долгосрочный договор, то письмо-обязательство может не составляться. 13. Существенность в аудите Существенность аудита (уровень существенности) – обстоятельства, которые оказывают большое влияние на достоверность бух. отчетности эк. субъекта. Значение существенности состоит в том, что она определяет объем работы аудитора, а также риски, принимаемые ими. Достоверность бух. отчетности – степень точности показателей БФО, при которой ее пользователь может производить правильные выводы и принимать правильные решения. Аудитор обязан принимать во внимание две стороны существенности в аудите: 1. качественную (аудитор использует свои профессиональные суждения для определения существенности выявленных в ходе проверки отклонений порядка совершения эк. субъектом фин. и хоз. операций от требований нормативных документов, действующих в РФ) 2. количественную (аудитор оценивает превосходство по отдельности и в сумме обнаруженные отклонения от уровня существенности) Аудитор обязан установить систему базовых показателей, а также порядок нахождения уровня существенности. Они оформляются документально и должны быть утверждены руководством аудиторской организации. Данный документ носит открытый характер. Значение уровня существенности для аудиторской проверки определяется по завершении планирования аудиторской проверки и фиксируется в общем плане аудита. При определении уровня существенности аудиторы берут определенную долю от базовых показателей: - числовых значений счетов бух. учета; - статей баланса; - показателей бух. отчетности. Для определения уровня существенности используются: - базовые показатели текущего года; - или усредненные показатели текущего и прошлого года. Допускается как единый показатель уровня существенности для данной конкретной проверки, так и набор разных значений уровня существенности. Установив базу расчетов, аудитор определяет процент, который он должен применять. Как правило, его величина обратно пропорциональна оценке базы расчета. Процедура нахождения уровня существенности, математические расчеты, причины, на основании которых аудитор исключает какие-либо значения из расчетов, должны быть отражены в рабочей документации аудиторской проверки. Конкретное значение уровня существенности должно быть одобрено по окончании этапа планирования аудита руководителем аудиторской проверки. Отдельные искажения (ошибки) могут не являться существенными, но взятые в совокупности – могут иметь существенный характер. Аудитору следует руководству клиента внести исправительные проводки, с тем, чтобы устранить выявленные им искажения., а, если клиент не согласен, то аудитор может подготовить аудиторское заключение, отличное от безусловно положительного. Порядок расчета уровня существенности Требования по определению существенности установлены ПСАД №4. Различают 2 стороны существенности: • Качественную • Количественную С качественной точки зрения аудитор должен использовать свое профессиональное суждение для того, чтобы определить: носят или нет существенный характер отмеченные в ходе проверки отклонения порядка осуществления хозяйственных операций от требований нормативных актов РФ. С количественной точки зрения аудитор должен оценить превосходят ли по отдельности/ в сумме выявленные отклонения, количественный критерий, который называется уровнем существенности. Уровень существенности – это то предельное значение возможной ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которого квалификационный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности будет не в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения. В соответствии со стандартом определение уровня существенности должно основываться на внутренних стандартах аудиторской организации. Определение уровня существенности государством в настоящее время не регламентируется. Обычно рекомендуется считать, что отклонения до 5% могут быть признаны несущественными; от 5 до 10% - существенность определяется аудитором; более 10% - существенными. Внутренний документ аудиторской организации, определяется порядок нахождения уровня существенности, должен иметь открытый характер, то есть аудиторская организация должна ознакомить с этим документом заинтересованные лица по их требованию. Для определения абсолютного значения уровня существенности аудиторская организация должна выбрать систему базовых показателей бухгалтерской отчетности. Порядок определения уровня существенности: Абсолютное значение уровня существенности – Y роли базовых показателей, которые учитываются для нахождения уровня существенности. значение базового показателя. Наименование базового показателя Значение базового показателя Доля (%) Величина базового показателя, используемая для нахождения уровня существенности Чистая прибыль 22151 5 1107 Объем реализации (без НДС) 132197 2 2644 Итог баланса 125040 2 2501 Собственный капитал 20100 10 2010 Расходы 102301 2 2046 Аудитор анализирует численные показатели из 4-й графы таблицы, если значение каких-либо показателей из этой графы значительно отличается от остальных, то их можно не использовать в дальнейшем расчете. Таким показателем является 1107. На базе оставшихся рассчитывается средняя величина, какую можно округлить. Рекомендуется округлять так, чтобы после округления ее значение не изменилось более, чем на 20%. Данная величина и является показателем уровня существенности. В указанном примере расчета средней величины получаем 2300. Эту величину допустимо округлить до 2000 и использовать в качестве уровня существенности. В качестве базовых показателей могут использоваться не только показатели отчетного года, но и усредненные показатели отчетного года и ряда предшествующих лет. Кроме того, могут быть использованы любые расчетные процедуры, какие могут быть формализованы. Допускается применение как единого показателя уровня существенности, так и набора разных значений уровня существенности, каждый из которых предназначен для оценки каких-то определений группы показателей. Степень существенности ошибок показателей отчетности определяет форма аудиторского заключения: обнаруженное в процессе аудита качественное расхождение порядка учета оценивается с точки зрения их существенности аудитором. Эта оценка субъективна, является мнением аудитора, которое опирается только на его профессиональные качества. Искажения, которые имеют количественную оценку, должны сопоставляться соответствующим уровнем существенности. 14. Аудиторский риск. Сущность и порядок определения См. Правило (стандарт) аудиторской деятельности в Российской Федерации «Оценка рисков и внутренний контроль». Риск аудитора (аудиторский риск) означает вероятность наличия в бухгалтерской отчетности экономического субъекта невыявленных существенных ошибок и (или) искажений после подтверждения ее достоверности или вероятность признания существенных искажений в ней, в то время как на самом деле такие искажения отсутствуют. Аудитору следует использовать свое профессиональное суждение, чтобы оценить аудиторский риск и разработать аудиторские процедуры, необходимые для снижения данного риска до приемлемо низкого уровня. Аудиторский риск состоит из трех компонентов: неотъемлемый риск; риск При проведении аудита аудитор должен принять необходимые меры, для того чтобы снизить аудиторский риск до разумного минимального уровня. Формула для расчета аудиторского риска выглядит следующим образом: АР = ВХР х РНО х РСК, где АР – аудиторский риск; ВХР – внутрихозяйственный риск; РНО – риск необнаружения; РСК – риск средств контроля. Внутрихозяйственный риск – это установленный аудитором уровень риска, отражающий подверженность финансовой отчетности существенным ошибкам. Для оценки внутрихозяйственного риска учитываются следующие факторы: • характер бизнеса – т. е. чем занимается исследуемое предприятие, насколько бурно развивается данная отрасль, инвестируются ли в нее денежные средства, насколько данный вид деятельности привлекателен для конкурентов и осуществимо ли их проникновение в отрасль; • честности администрации – оценивается исходя из личных бесед и результатов тестирования средств внутреннего контроля; • наличие и взаимоотношения с дочерними и зависимыми фирмами; • наличие нетрадиционных операций – т. е. операций не характерных для вида деятельности исследуемого предприятия, случающихся редко и могущих привести к ошибкам; • профессионализм учетного персонала – оценивается исходя из срока работы по специальности, уровня образования и объема возложенных на них обязанностей; • количество и состав операций организации; • сальдо счетов и величину сумм по статьям отчетности. Для оценки уровня внутрихозяйственного риска можно использовать следующую градацию: • высокий уровень ВХР; • средний уровень ВХР; • низкий уровень ВХР. Влияние отдельных факторов на уровень внутрихозяйственного риска Высокий Средний Низкий 1 2 3 Когда вид деятельности предприятия рискованный Уровень ВХР может быть оценен как средний, когда наблюдается достаточно сильное влияние одного либо двух из перечисленных факторов и отсутствии, либо незначительной доли все остальных. Например, предприятие занимается рискованным бизнесом, но при этом независимо от поставщиков, инвестиций, иностранного капитала. Предприятие имеет ряд нетрадиционных операций, однако учетный персонал предприятия имеет высокую квалификацию и большой опыт работы Уровень ВХР можно оценить как низкий при отсутствии влияния перечисленных факторов, либо их незначительном влиянии. Например, предприятие не занимается рискованным бизнесом, незначительно зависит от поставщиков, не зависит от иностранных капиталов и инвестиций, отсутствуют нетрадиционные операции, квалифицированный учетный персонал и т. д. Предприятие имеет сильную зависимость от иностранного капитала, от поставщиков Предприятие подвержено сильному влиянию сезонных факторов Развитие отрасли (предприятия) имеет сильную зависимость от инвестиций и дотаций На рынке большое количество конкурентов У предприятия есть более двух дочерних или зависимых фирм в разных регионах страны У предприятия большое количество не традиционных операций Учетный персонал имеет низкую квалификацию, либо на учетных работников возложен большой объем операций Предприятие занимается более чем тремя видами деятельности, в связи с чем увеличивается количество и состав операций предприятия 1 2 3 Для того, чтобы оценить уровень ВХР как высокий не обязательно влияние всех перечисленных выше факторов. Достаточно того, чтобы значительное влияние оказывало 3 и более факторов Риск контроля представляет собой оценку эффективности системы внутрихозяйственного контроля организации. Оценка риска контроля основывается на результатах проведенного тестирования системы внутреннего контроля. Для оценки риска контроля можно использовать градацию, предложенную для оценки ВХР. Критерии для оценки риска контроля Высокий Средний Низкий Риск средств контроля оценивается как высокий при слабой системе внутреннего контроля, т. е. когда в тесте внутреннего контроля доля ответов, противоречащих законодательству РФ, превышает 60% Риск средств контроля оценивается как средний, когда доля ответов в тесте внутреннего контроля, противоречащих законодательству РФ, находится в пределах от 30 до 60% Риск средств контроля оценивается как низкий при сильной системе внутреннего контроля, т. е. когда доля ответов в тесте внутреннего контроля, противоречащих законодательству РФ, не превышает 30% Риск необнаружения – это риск, который аудитор готов взять на себя в той степени, в какой он рискует не обнаружить существенных ошибок в финансовой отчетности при помощи аудиторских процедур. Риск необнаружения определяет количество свидетельств, которые аудитор планирует собрать. Для определения риска необнаружения можно использовать таблицу, приведенную в российском стандарте аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск». Взаимосвязь между компонентами аудиторского риска Риск средств контроля оценивается как: Высокий Средний Низкий При этом уровень риска необнаружения, который можно допустить, будет: Внутрихозяйственный риск оценивается как: Высокий Наинизший Ниже Средний Средний Ниже Средний Выше Низкий Средний Выше Наивысший Кроме указанной градации можно применять оценку компонентов аудиторского риска в процентах. Доли аудиторского риска Низкое Среднее Высокое 0-35% 35-60% 61-100% 15.Порядок построения аудиторской выборки. Риск выборки. Оценка результатов выборки См, ФПСАД №16 Под выборкой в аудите понимают совокупность определенным образом отобранных документов, проверка которых позволяет сделать вывод о достоверности всей документации. Аудиторская выборка - это прием, используемый в аудите, который означает, что аудиторские процедуры применяются не ко всем элементам проверяемой статьи или группе однотипных операций. Выборка дает возможность получить и оценить аудиторские доказательства в отношении некоторых характеристик отобранных элементов, чтобы сформировать (или помочь сформировать) выводы о всей совокупности, из которой она произведена (генеральной совокупности). Построение аудиторской выборки Для построения выборки аудиторы используют различные методы, которые можно разделить на две группы: статистические и нестатистические. Статистический подход к выборке характеризуется использованием случайного отбора элементов и применением теории вероятности для оценки результатов выборки (включая оценку риска, связанного с использованием выборки). Именно использование статистических методов позволяет получить репрезентативную выборку, т.е. набор элементов, свойства которых полностью отражают свойства генеральной совокупности. К нестатистическим методам можно отнести бессистемный отбор элементов. Аудиторская выборка не проводится в следующих случаях. - число элементов проверяемой совокупности невелико; - применение аудиторской выборки менее эффективно, чем проведение сплошной проверки. Размер аудиторской выборки определяется величиной ошибки, которую аудитор (аудиторская организация) считает допустимой. Чем ниже ее величина, тем больше необходимый размер выборки. Допустимая ошибка определяется на стадии планирования аудита в соответствии с выбранным аудитором (аудиторской организацией) уровнем существенности. Существуют следующие виды аудиторских выборок: - репрезентативная (представительная) — все элементы изучаемой совокупности должны иметь равную вероятность быть отобранными в выборку; • нерепрезентативная — аудитор (аудиторская организация) проверяет отдельно взятую группу операций либо класс операций, по которым установлены возможные ошибки. 2. Размер аудиторской выборки определяется по следующей формуле: ЭВ= N : MxR, где: • ЭВ — число элементов в аудиторской выборке; • N — число элементов проверяемой совокупности; • М - уровень существенности; • R - коэффициент надежности (величина, обратно пропорциональная аудиторскому риску). Существуют следующие методы отбора элементов для аудиторской проверки: • случайный отбор — проводится по таблице случайных чисел; • систематический отбор — элементы отбираются через определенный временной интервал, начиная со случайно выбранного числа; • комбинированный отбор — комбинация различных методов случайного и систематического отбора. Для построения аудиторской выборки аудитор (аудиторская организация) должен определить: - • порядок проверки конкретного раздела бухгалтерской отчетности; • проверяемую совокупность, из которой будет произведена аудиторская выборка; • объем аудиторской выборки. При определении объема аудиторской выборки аудиторская организаиия должна установить: • риск аудиторской выборки; • допустимую и ожидаемую ошибки. 4. Риск аудиторской выборки — мнение аудитора по определенному вопросу, составленное на основе выборочных данных, которое отличается от мнения по тому же вопросу, составленному на основании изучения всей совокупности. Риск аудиторской выборки присутствует: • при тестировании средств системы контроля; • при проведении детальной проверки верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Пpu тестировании средств контроля различают следующие риски аудиторской выборки: - риск первого рода — риск отклонить верную гипотезу в случае ненадежности результатов аудиторской выборки системы контроля, а на самом деле система надежна; - риск второго рода — риск принять неверную гипотезу в случае надежности системы по результатам аудиторской выборки, а на самом деле система контроля не обладает необходимой надежностью. Аудитор (аудиторская организация) должен в обязательном порядке отражать в рабочей документации все стадии проведения аудиторской выборки и анализ ее результатов. 16. Аудиторские доказательства. Источники и методы их получения Правило (стандарт) N 5. Аудиторские доказательства Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. Аудитор в процессе проверки должен получить достаточную и достоверную информацию (свидетельства, доказательства), которая подтвердит, что бухгалтерская (финансовая) отчетность отражает финансовое положение предприятия, а также, что она составлена в соответствии стандартов и законодательству РФ. Отнести к аудиторским доказательствам можно: - первичные документы; - бухгалтерские записи; - полученная из других источников информация. Источники получения аудиторских доказательств: - первичные документы экономического субъекта и третьих лиц; - регистры бухгалтерского учета экономического субъекта; - результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта; -устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц; - сопоставление одних документов экономического субъекта с другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами третьих лиц; - результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой сотрудниками экономического субъекта; - бухгалтерская отчетность. Наиболее ценными аудиторскими доказательствами считаются доказательства, полученные аудитором непосредственно в результате исследования хозяйственных операций. Методы ( процедуры) получения аудиторских доказательств: инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет (проверка арифметических расчетов аудируемого лица) и аналитические процедуры. В результате инспектирования материальных активов аудируемого лица предоставляются достоверные аудиторские доказательства относительно их существования, но необязательно относительно права собственности на них или их стоимостной оценки. Документальные аудиторские доказательства, характеризующиеся различными степенями надежности, включают в себя: • документальные аудиторские доказательства, созданные третьими лицами и находящиеся у них (внешняя информация); • документальные аудиторские доказательства, созданные третьими лицами, но находящиеся у аудируемого лица (внешняя и внутренняя информация); • документальные аудиторские доказательства, созданные аудируемым лицом и находящиеся у него (внутренняя информация). Проверка документов, касающихся имущества аудируемого лица, предоставляет достоверные аудиторские доказательства относительно его существования, но необязательно относительно права собственности на него или его стоимостной оценки. Наблюдение представляет собой отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами (например, наблюдение аудитора за пересчетом материальных запасов, осуществляемым сотрудниками аудируемого лица, или отслеживание выполнения процедур внутреннего контроля, по которым не остается документальных свидетельств для аудита). Запрос представляет собой поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица. Запрос по форме может быть как официальным письменным запросом, адресованным третьим лицам, так и неформальным устным вопросом, адресованным работникам аудируемого лица. Ответы на запросы (вопросы) могут предоставить аудитору сведения, которыми он ранее не располагал или которые подтверждают аудиторские доказательства. Подтверждение представляет собой ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях (например, аудитор обычно запрашивает подтверждение о дебиторской задолженности непосредственно у дебиторов). Пересчет представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов. Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого аудируемого лица с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете хозяйственной операций, выявление причин таких ошибок и искажений. 17. Организация документирования аудита См. Правило (стандарт) N 2. Документирование аудита Под термином "документация" понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме. Рабочие документы используются: -при планировании и проведении аудита; -при осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы; -для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора. Аудитор должен отражать в рабочей документации информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме аудиторской проверки, их результатах, а также о выводах. Аудитор вправе определять объем аудиторской документации по каждой аудиторской проверке, отраженные в документации каждого рассматриваемого аудитором вопроса, не являющегося обязательным. Вместе с тем, объем документации по аудиторской проверке должен быть таким, чтобы в условии, если возникнет необходимость передать другому аудитору; новый аудитор на основе данной документации мог бы понять проделанную работу и обосновать выводы прежнего аудитора. Рабочие документы обычно содержат информацию об организационно-правовой форме и организационной структуре аудируемого лица, копии соответствующих юридических документов (соглашений, протоколов), информации об отрасли, экономической и правовой среде, информации о планировании аудита и составлении программы аудита, доказательства понимания аудитором системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, анализ финансово-хозяйственной деятельности, копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лицам и полученных от них сообщений и прочее. Аудиторской организации необходимо обеспечит конфиденциальность и сохранять рабочую документацию, а также их хранение в течение не менее 5 лет. 18. Аудиторское заключение. Виды, порядок составления и представления   Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. Заведомо ложное аудиторское заключение - аудиторское заключение, составленное без проведения аудита или составленное по результатам аудита, но явно противоречащее содержанию документов, представленных аудиторской организации, индивидуальному аудитору и рассмотренных в ходе аудита. Заведомо ложным аудиторское заключение признается по решению суда. Заключение представляет единый документ, который включает вводную, аналитическую и итоговую части и  дает оценку достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. Заключение аудитора может быть нескольких видов: -          безусловно-положительное; -          условно-положительное; -          отрицательное; -          отказ от составления заключения. В безусловно-положительном заключении аудитор выражает мнение, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта достоверно отражает его финансовое положение, а совершенные им финансовые и хозяйственные операции в основном соответствуют действующим в РФ нормативным актам. Безусловно-положительное заключение составляется в том случае, если аудитор, по крайней мере, убежден в том, что: • бухгалтерская отчетность проверяемого субъекта не содержит существенных ошибок, искажений, неточностей; • бухгалтерский учет соответствует установленным принципам, требованиям, а также учетной политике предприятия; • в пояснительной записке и приложениях достаточно полно раскрыты все вопросы, имеющие отношение к бухгалтерской отчетности; • данные бухгалтерской отчетности не противоречат сведениям о проверяемом субъекте, ставшими аудитору известными из других источников. Все остальные виды заключений являются модифицированными. Отрицательное заключение составляется в случае, если аудитор полагает, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта содержит существенные искажения, а также если в ходе проверки были выявлены существенные нарушения действующих нормативных актов при осуществлении и отражении в учете финансовых и хозяйственных операций. В отрицательном заключении аудитор выражает мнение о том, что он не может с полной уверенностью подтвердить достоверность бухгалтерской отчетности. Условно-положительное заключение аудитора (заключение с оговорками) составляется в случае, если аудитор считает, что безусловно-положительное заключение не может быть составлено, но препятствующие этому факторы не настолько существенны, чтобы составить отрицательное заключение; либо если аудитор считает, что выявленные факторы, препятствующие составлению безусловно-положительного заключения, существенны, но влияние их на достоверность бухгалтерской отчетности устранимо введением оговорки (ограничения) в заключение. В условно-положительном заключении аудитор подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности организации, но с определенными оговорками, ограничениями. В заключении с отказом от его составления аудитор указывает, что он не в состоянии выразить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности, т. е. не может составить ни безусловно-положительное, ни условно-положительное, ни отрицательное заключение. Отказ от составления заключения может быть обусловлен, например, тем, что аудитор ограничен в доступе к информации, вследствие чего не может сформировать мнение. Аудитор может оказаться не в состоянии выразить безоговорочно (безусловно) положительное мнение, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств, и в соответствии с суждением аудитора данное обстоятельство оказывает или может оказать существенное влияние на достоверность бух. отчетности: 1) имеется ограничение объема работы аудитора; 2) имеется разногласие с руководством относительно: а) допустимости выбранной учетной политики; б) метода ее применения; в) адекватности раскрытия информации в бух. отчетности. Обстоятельства, указанные в п.1, могут привести к выражению мнения с оговоркой или отказу от выражения мнения. Обстоятельства, указанные в п.2, могут привести к выражению мнения с оговоркой или отрицательному мнению. Порядок составления и представления ауд. Заключения: Принципы составления аудиторского заключения 1. Аудиторское заключение составляется по результатам аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта, проведенного аудиторской фирмой. 2. В аудиторском заключении объект аудита должен быть обозначен либо наименованиями всех составляющих бухгалтерской отчетности, в отношении которых проводился аудит, либо словами "бухгалтерская отчетность". Обозначение объекта аудита должно также содержать отчетный период, отчетную дату и наименование экономического субъекта. 3. В аудиторском заключении должно быть указано наименование экономического субъекта в соответствии с его учредительными документами. 4.При составлении аудиторского заключения аудиторская фирма должна принимать во внимание все существенные обстоятельства, установленные в результате аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Существенными признаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность бухгалтерской отчетности экономического субъекта. 5. Использование принципа существенности при составлении аудиторского заключения означает, что в нем изложены все существенные обстоятельства, обнаруженные при проведении аудита; никакие иные существенные обстоятельства не были обнаружены аудиторской фирмой при проведении аудита. Аудиторское заключение не может и не должно трактоваться экономическим субъектом и заинтересованными пользователями аудиторского заключения как гарантия аудиторской фирмы в том, что иные обстоятельства, оказывающие или способные оказать влияние на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта, не существуют. 6. В аудиторском заключении, кроме безусловно положительного, должны быть ясно и полно изложены все существенные обстоятельства, приведшие к составлению аудиторской фирмой аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного. Аудиторское заключение должно содержать, если это возможно, оценку в стоимостном выражении влияния таких обстоятельств на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта. 7.Если в результате аудита экономический субъект произвел необходимые поправки в бухгалтерской отчетности до представления ее заинтересованным пользователям, то аудиторское заключение не должно содержать указаний на эти поправки. 8.Аудиторское заключение должно быть собственноручно подписано уполномоченными лицами аудиторской фирмы в установленном порядке. 9.Аудиторское заключение должно быть составлено на русском языке. 10.Стоимостные показатели в аудиторском заключении должны быть выражены в валюте Российской Федерации. 11.В аудиторском заключении исправления не допускаются. Представление аудиторского заключения: 1.Аудиторская фирма должна представить экономическому субъекту не менее двух первых экземпляров аудиторского заключения: - не менее одного экземпляра в составе вводной, аналитической и итоговой частей с приложением бухгалтерской отчетности, явившейся объектом аудита; - не менее одного экземпляра в составе вводной и итоговой частей с приложением бухгалтерской отчетности, явившейся объектом аудита, -- для предоставления заинтересованным пользователям, включая налоговые органы. 2.Каждый экземпляр аудиторского заключения вместе с приложенной к нему бухгалтерской отчетностью является единым целым и должен быть сброшюрован. 3. Аудиторская фирма должна представить аудиторское заключение экономическому субъекту в сроки, согласованные с этим субъектом. 4. Экономический субъект несет ответственность за предоставление копий аудиторского заключения заинтересованным пользователям, включая учредителей (участников), налоговые органы и др.
«Понятие аудита. Задачи аудиторской деятельности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 400 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot