Политическая система
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 3. Политическая система
Политическая система — это совокупность взаимосвязанных
государственных и общественных институтов, ценностей и норм, а
также принципов организации и осуществления политической власти.
Основоположниками классической теории политических систем
являются Д. Истон, Г. Алмонд, К. Дойч, использовавшие для научного
анализа
системный,
структурно-функциональный
и
коммуникативный методы.
Рис. 1.3. Модель политической системы Д.Истона.
В структуре политической системы выделяют элементы:
«институциональные» (политические институты — государство,
партии, группы интересов, общественные организации)
«ориентационные» (политическая культура).
Жизнедеятельность политической системы проявляется в процессе
выполнения целого ряда функций:
мобилизационной,
распределительной,
регулятивной,
политического реагирования,
рекрутирования элит,
политической социализации и др.
1
Существует множество классификаций политических систем.
Американский
ученый
Габриэль
Алмонд
типологизирует
политические
системы,
исходя
из
культивируемых
ими
социокультурных ценностей.
Англо-американские
политические
системы
(США,
Великобритания,
Канада,
Австралия)
характеризуются
согласием большинства субъектов политики относительно
основополагающих
общественных
институтов,
норм
и
ценностей, а также особой приверженностью членов общества
идее свободы индивида.
Континентально-европейские
политические
системы
(Франция,
Германия,
Италия
и
др.)
отличаются
фрагментарностью политической культуры, значительным
разбросом политических ориентаций среди членов общества,
многообразием политических партий и групп интересов.
В
политических
доиндустриалъных
и
частично
индустриальных системах (Мексика, Бразилия и др.)
сосуществуют традиционные ценности, нормы и институты
политических систем первых двух типов.
В политических системах тоталитарного типа отсутствует
возможность реализации частного интереса и создания
добровольных объединений граждан, а власть сконцентрирована
в руках бюрократического аппарата.
Выделяется ряд типов политических систем с точки зрения способов
функционирования
политических
институтов
либо
особенностей их взаимодействия со средой (Поппер).
Открытые политические системы активно взаимодействуют с
внешним миром, подвергаясь влиянию с его стороны и, в свою
очередь, оказывают на него обратное воздействие (США, страны
Евросоюза).
Закрытые политические системы (Иран, Бутан, Туркменистан)
фактически находятся в самоизоляции и не воспринимают извне
иные системы ценностей.
2
Политический режим как функциональный аспект политической
системы представляет собой совокупность средств и методов
реализации политической власти.
Среди множества подходов к классификации политических
режимов можно выделить:
традиционные политические системы (диктатура и демократия)
современные политические системы (демократия и автократия).
К основным разновидностям автократических режимов относят
тоталитарный и авторитарный режимы. Тоталитарный режим
характеризуется полным контролем государственной власти над
всеми сферами общественной жизни, диктатом одной партии, единой
идеологией, репрессивными методами управления. Основными
историческими разновидностями тоталитарных режимов являются
коммунистический тоталитаризм, фашизм и национал-социализм.
Эссе «Вечный фашизм» Умберто Эко.
Культ традиции (культурный синкретизм, подразумевающий
пренебрежение к противоречиям в древних «откровениях»,
якобы содержащих высшую истину). Неприятие модернизма,
иррационализм. «Дегенеративное искусство» в нацистской
Германии.
Культ
«действия
ради
действия»,
недоверие
к
интеллектуальному.
Неприятие
скептицизма:
сомнение
трактуется
как
предательство.
Ксенофобия, расизм. Национализм.
Одержимость теориями заговора, культивация чувства
нахождения в осаде. Враг изображается как крайне мощный,
чтобы последователи чувствовали себя униженными, и в то же
время достаточно слабый, чтобы его можно было одолеть. Жизнь
понимается как непрерывная война, а пацифизм — как
сотрудничество с врагом.
Элитизм, презрение к слабым. Культ героизма и культ смерти.
Мачизм, сексизм, неприятие нестандартного сексуального
поведения.
«Избирательный популизм»: индивидуумы воспринимаются не
иначе как единый монолитный Народ, чью волю выражает
верховный лидер. Неприятие парламентаризма.
Использование новояза. «Скрепы».
3
Национал-социализм (нем. Nationalsozialismus), более известный как
нацизм — официальная политическая идеология в Третьем рейхе,
являющаяся формой фашизма с элементами расизма и
антисемитизма. Национал-социализм иногда называют германским
(немецким) фашизмом (наряду с итальянским фашизмом). Националсоциализм объявлял своей целью создание и утверждение на
достаточно обширной территории расово чистого государства т. н.
«арийской расы», имеющего всё необходимое для благополучного
существования на протяжении неопределенно долгого времени
(«тысячелетний рейх»).
Авторитарный политический режим основан на диктатуре одного
лица, определенной группы, партии или института. Для
авторитаризма характерны:
отказ тотального контроля над обществом,
отсутствие единой идеологии при сохранении всех остальных
признаков автократического режима.
К разновидностям авторитаризма относят:
военный (Чили),
теократический (Св. Престол),
персонифицированный (Перрон) и др.
Демократический политический режим:
Среди существенных признаков демократических политических
систем подчеркнем следующие:
широкий диапазон гарантированных прав и свобод граждан;
свободная деятельность правящей и оппозиционных партий;
наличие парламента, который избирается и действует в обстановке
легальной борьбы партий и кандидатов в депутаты;
формирование правительства парламентом в соответствии с
итогами выборов (нефальсифицированными) либо избранным
народным голосованием главой государства;
наличие системы независимых судов, обеспечивающих контроль за
соблюдением
законов
и
принципов
функционирования
государственных и общественных органов;
наличие системы органов местного управления и самоуправления;
убеждение как основное средство влияния органов государства;
свободное функционирование источников информации.
4
В зависимости от форм и способов участия граждан в политической
жизни выделяют
прямую (непосредственную) и
представительную демократию.
Полиархия:
политический плюрализм,
выборность и сменяемость органов власти,
реализация принципа разделения властей
верховенство права.
ГИБРИДНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ
В конце 80-х – начале 90-х годов наряду с процессами распада
тоталитарного режима господствовала теория демократического
транзита, подразумевающая переход государств к либеральной
демократии, причём переходный период позволяет оправдать
использование многих механизмов. Однако по прошествии более 20
лет далеко не все государства вступили в демократический режим,
многие из них стали гибридами. Впервые термин «гибридный режим»
был употреблён в статье американского политолога Карла Терри в
1995 году. Гибрид – политический режим, сочетающий в себе
элементы институциональной демократии и авторитарной практики.
Применительно к организации власти актуальным является вопрос:
для чего необходимы законодательные институты, если власть
сосредоточивается в руках одного лица или узкой группы лиц?
Теория витрин объясняет наличие этих институтов потребностью в
имитации демократии, как для своих граждан, так и для внешних
партнёров. Она делает акцент на двух угрозах для гибрида – элитных
расколах и массовых протестах. Избежать их помогает кооптация
посредством регулярных выборов, в результате чего несистемная
оппозиция становится системной и получает ограниченный доступ к
преимуществам политической элиты. При высоком уровне
институциональной похожести демократии и гибридного режима,
институты в гибриде всегда имитируются, а реальный доступ к ним
имеет ограниченный круг лиц.
5
Основная черта законотворчества в гибридных режимах – легизм, то
есть культ писаного права. Почему эта черта негативно влияет на
функционирование гибрида? Дело в том, что исполнительная ветвь
власти
контролирует
законодательную
власть.
Продукт
законотворчества содержит намеренную неопределённость и
обеспечивает появление коррупции. Она институционализирована и
существует в правовом поле, являясь не нарушением, а соблюдением
норм. Принцип «нарушение закона, вписанное в закон» максимально
свойственен гибридам. Невключение нормы в правовой акт
невозможно, так как необходима имитация институтов. Однако сразу
после включения такой нормы гибридные режимы ищут пути её
неисполнения. Примером является делегирование полномочий
законодательными органами низшим структурам исполнительной
власти посредством т.н. бланкетных норм в нормативных актах,
отсылающих к ведомственным актам.
Политология признаёт, что функционирование имитационных
институтов лучше их полного отсутствия. Гибридным режимам
свойственна
стагнация
с
последующей
возможностью
демократизации в силу изменения общественного сознания,
появления движущей силы, которой становится любой институт, в
большей
мере
готовый
демократизировать.
Политическая
конкуренция также способствует развитию имеющихся институтов и
повышению качества законотворческого процесса. Таким образом,
лучшим
вариантом
для
гибридов
является
постепенная
демократизация сообразно развитию общества.
6