Полисенсорный маркетинг
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Индивидуальный подход
Введение.
Можем ли мы доверять тому, " что наши ощущения говорят о товаре?
Знаете ли вы старую шутку об оптимисте и пессимисте, сидящих рядом друг с другом в баре и рассматривающих свои бокалы с шампанским?
Объективно шампанского налито в бокалы поровну — примерно по половине. Однако если бокал оптимиста наполовину полон, то пессимиста — наполовину пуст.
Информация об окружающем мире поступает в наш мозг через глаза, уши и другие органы восприятия. Традиционно у людей выделяют пять чувств: зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Однако сегодня мы знаем, что это весьма упрощенная картина. Например, тактильное ощущение в действительности состоит из четырех различных ощущений — давления, боли, холода и тепла. Существуют также и четыре вида вкусовых ощущений: соленое, сладкое, горькое и кислое. Даже зрительное ощущение можно подразделить на два ~ цветное и черно-белое зрение. В дополнение к этим известным видам ощущений психологи сегодня добавляют еще два, не столь известных — кинестетические и вестибулярные (движения тела и равновесия).
Наши ощущения гораздо более разнообразны, сложны и тонки, чем обычно представляется, но в обыденной жизни мы задействуем лишь малую долю их мощности. Именно поэтому безоблачной темной ночью мы можем увидеть пламя свечи почти за 50 км, а в тишине комнаты услышать тиканье часов на расстоянии 6 м. Но каждое из наших ощущений, каким бы острым оно пи было, могут превзойти некоторые представители животного мира. Сокол, например, обладает гораздо более острым зрением, чем человек; собака может услышать звуки, неуловимые нашим слуховым аппаратом; и наконец, многие животные обладают гораздо более сильным обонянием. Так что огромное количество сенсорной информации не улавливается органами чувств человека и, следовательно, является недоступной для обработки мозгом. И все же диапазон и согласованность ощущений с характерной для них чувствительностью, которыми обладают люди, обеспечивают нас уникальным объемом и качеством информации об окружающем мире.
Зрение
Для ориентации в окружающем мире мы преимущественно опираемся на зрение, причем настолько, что склонны полностью доверять нашим глазам, пока они не начнут нас подводить. Это происходит с возрастом: примерно к 45 годам практически каждому из нас нужны очки — хотя бы для чтения. Дизайнеры, разрабатывающие упаковку, учитывают это фактор, но они также прекрасно понимают, что люди далеко не всегда носят очки. Поэтому они делают упаковки максимально заметными, чтобы их можно было найти, опознать и прочитать написанный на них текст (за исключением, конечно, ингредиентов продукта) [1 ].
Слух
Слух — следующее по степени важности ощущение, предоставляющее нам информацию об окружающем мире. Наши опыт и способность воспринимать окружающий мир во многом формируются на основе этих двух видов ощущений. Органы чувств человека — как зрение, так и слух — реагируют на волновые излучения, исходящие извне: глаза — на световые волны, а уши — на звуковые. В то время как световые волны активизируют оптический нерв, находящийся позади глазного яблока, звуковые фокусируются при помощи внешнего уха ]щ барабанной перепонке, где они стимулируют нервные окончания, которые посылают сообщения в слуховой нерв и оттуда — в мозг.
Исследуя взаимодействие слуха и потребительского поведения психологи в течение последних 30 лет изучали влияние на потребителя фоновой музыки. Первым фактором, который привлек их внимание, была громкость звучания. Обнаружилось, что люди проводят гораздо меньше времени в тех магазинах, где включена громкая музыка, нежели и тех, где звучит тихая, но тратят в обоих случаях равное количество денег [2|!
Дальнейшие исследования проводились с тем, чтобы выяснить, каким образом на потребительское поведение влияет тихая, спокойная музыка, проигрываемая в различном темпе. Было обнаружено, что при медленной музыке (60 тактов в минуту) покупатели двигались медленнее и объем продаж возрастал на 38 % в сравнении с ситуацией, когда проигрывалась музыка в быстром темпе (108 тактов в минуту) [3], Вероятно, правильным будет утверждение: если успешное Ведение бизнеса зависит от устойчивой пропускной способности
заведения, то в нем необходимо проигрывать громкую, быструю музыку, — не так ли? Не потому ли в закусочных-автоматах чаще всего звучит рок-музыка мощностью в тысячи децибелов? Пожалуй, все же нет: просто большинство потребителей, клиентов подобных заведений, составляют молодые люди, скорее всего поклонники рока. Более того, недавние исследования показали, что потребители будут проводить в магазине больше времени, если звучащая музыка отвечает их вкусам [4].
Невидимая сила запахов
Обоняние и вкус, о которых мы привыкли думать как о различных ощущениях, на самом деле тесно взаимосвязаны. Так, если бы у . нас не было ощущения запаха, пища, которую мы едим, казалась бы нам безвкусной. Вы наверняка сталкивались с этим при насморке, когда у вас был заложен нос. Если нет, попытайтесь зажать нос и попробовать сырую картошку и сырое яблоко. Скорее всего, вы не почувствуете никакой разницы.
Обонятельные рецепторы находятся в самом верху носовой полости — слишком высоко, чтобы оказаться прямо на пути воздушного потока, проходящего через носовую полость вниз, в легкие. Поэтому, когда запах оказывается не слишком сильным, нам приходится втягивать воздух, чтобы усилить его движение вверх, к рецепторам, которые вследствие этого активизируются и посылают импульсы в мозг. Как раз именно это и делают дегустаторы и знатоки вин, опуская нос в бокал и глубоко вдыхая. Они часто описывают букет вина, используя образы запахов («Я чувствую отвратительный запах старых носков, смешивающийся с запахом верблюжьего навоза...»).
Рецепторы, отвечающие за вкусовые ощущения, находятся преимущественно во вкусовых сосочках языка. Кончик языка более чувствителен к сладкому и соленому, его стороны — к кислому, а корень языка — к горькому. Производителям пищевых продуктов хорошо известно: то, мы считаем вкусным, во многом зависит от ощущаемых нами запахов, однако такой фактор сложно задействовать при производстве продуктов. Этим, возможно, объясняется стремление производителей усилить основные ощущения сладкого и соленого благодаря добавлению в продукты больших количеств сахара и соли. В ресторанах блюда более изысканны, поскольку они пахнут свежими травами и специями, например в индийских ресторанах — тмином, а в итальянских — чесноком.
Можно предположить, что, опираясь при получения сенсорной информации преимущественно на зрение и слух, мы склонны придавать меньшее значение запахам. Однако безусловно, что именно они лежат в основе обширной индустрии, связанной с производством парфюмерных продуктов, использующихся для нанесения на кожу и ароматизации хозяйственных товаров, например жидкости для мытья посуды или чистки туалетов.
Духи, как и все в нашем обществе, обладают тендерной спецификой: женские по большей части «цветочные», а мужские связаны с деревом, табаком, кожей и другими традиционно мужскими запахами. В самом деле, Donna Koran недавно создала духи с запахами замши и моторного масла. Считается, что женщины в большей степени, чем мужчины, придирчивы к запахам при покупке духов для себя, а также при покупке парфюмерии для своих мужчин.
На значение такого рода чувствительности проливает свет одно из исследований, проведенное много лет назад. 250 женщин из маленького американского городка попросили оценить качество четырех пар чулок и выбрать саму лучшую. Половина женщин остановила свой выбор на одной и той же паре, хотя дело было вовсе не в качестве товара, так как все чулки были одинаковы.
Различие заключалось в том, что три пары чулок были надушены тремя различными ароматами. При этом только 6 участниц эксперимента что-то заметили (из этого можно сделать вывод, что воздействие на остальных было подсознательным — к этому вопросу мы еще вернемся). Чулки, привлекшие внимание, были надушены цветочным ароматом, ненадушенная же пара привлекла только 8% испытуемых. Однако женщины объясняли свой выбор именно качественными оценками, такими как высокое качество вязки и рисунок [5].
Полисенсорный маркетинг
Конкретные виды потребительской среды обычно ассоциируются у нас с различными видами ощущений, например: супермаркет — со зрением, парфюмерный прилавок — с обонянием; однако в умелом маркетинге будет привлекаться как можно более широкий спектр сенсорной стимуляции. Так, в успешно работающем книжном магазине есть множество искусно расставленных стеллажей, звучащая по радио классическая музыка, мягкие ковры и небольшой кофейный магазин, из которого исходит ароматный запах кофе. Этот же принцип Пользован в рекламном ролике роскошной машины марки Lexus, выускаемой фирмой Toyota: в ней упоминается запах кожи, которой отделан салон, округлый вид машины, «ощущение мягкой упругости кресел»... И так по всем видам ощущений.
Общие свойства ощущений Пороги ощущений
Для того чтобы мы осознали стимуляцию, поступающую из внешней среды, необходим определенный уровень интенсивности стимула, способный активизировать наши рецепторы. Мы не в состоянии воспринимать стимулы, уровень интенсивности которых находится ниже определенного значения. Например, светящаяся точка в темной комнате должна оказаться достаточно яркой, чтобы превысить наш порог зрительных ощущений, иначе мы ее просто не заметим. Такой порог называют абсолютным порогом, поскольку он обозначает границу между появлением и отсутствием ощущения. Однако у разных людей абсолютные пороги различны, и способность конкретного человека почувствовать воздействие конкретного раздражителя также может изменяться в зависимости от его психологического и физиологического состояния в данный момент: например, пьян он или трезв, возбужден или подавлен.
Знание о принципах функционирования абсолютного порога ощущений уже давно используется при разработке товаров и их упаковок. Производители хотят, чтобы их новые или модифицированные продукты моментально выделялись потребителем из окружения, — разумеется, в первую очередь из продукции, которая выпускается их конкурентами. Поэтому неудивительно, что большое количество исследований проводится с целью определения абсолютных порогов потребителя в отношении формы, размера, цвета продукта и т. д.
Существует еще один сенсорный порог, который проявляется, когда мы пытаемся найти различие между двумя стимулами. Предположим, что два куска вашего любимого пирога лежат на полке буфета, и вы пытаетесь определить, какой из них больше. Чтобы это сделать, различие в размере между кусками должно быть достаточно большим, дабы вы смогли его заметить. Минимальное различие, которое вы способны уловить, называется едва заметным различием (ЕЗР) (JND —just noticeable difference). Как только вы обнаружили ЕЗР между тем и другим стимулом, вы пересекли дифференциальный порог между ними.
Дифференциальные пороги также могут изменяться; они зависят не только от характера стимулов, но и от сенсорного опыта. Это можно наблюдать в повседневной жизни. Рост цены на один доллар за ночь, проведенную в «Вальдорф-Астории», вряд ли является ЕЗР, однако им является увеличение на тот же самый доллар стоимости гамбургера
Манипулирование дифференциальным порогом потребителей широко используется в маркетинге.
■ Похоже, что знаменитые шоколадные батончики, столь нежно любимые вами с детства, в последнее время сильно уменьшились в размере. Возможно, вы объясните это тем, что сами выросли и стали старше. На самом же деле батончики действительно стали меньше, но если вы были ярым приверженцем этого товара на протяжении многих лет, то вы сможете уловить разницу. Чтобы сохранить цену на продукт стабильной, производители часто уменьшают его размеры, следя за тем, чтобы эти изменения оказывались меньше ЕЗР потребителя [6]. Разумеется, цены со временем также растут, но и в этом случае их повышение должно быть по возможности таким, чтобы не превышать цеповое ЕЗР. Подобные манипуляции производятся и с другой важной переменной — качеством, хотя ЕЗР здесь может оказываться гораздо тоньше, чем при изменении цены или размеров, за исключением рыночного сегмента самых дешевых товаров, где качество пакетиков с низшими сортами чая или растворимого кофе может снижаться еще больше с удорожанием исходного сырья.
■ Знание о том, где лучше предлагать скидки для максимального увеличения объемов продаж, — еще один пример использования ЕЗР в маркетинговых целях, применяемого во всех секторах розничных продаж. Наиболее часто предлагается скидка в 15-20%, поскольку это та величина, которая позволяет добиваться эффективного ЕЗР.
В первом и последнем из приведенных примеров принципиально важно, чтобы потребитель заметил изменения, происходящие с товарами. Во втором же примере ключевую роль играет то, чтобы потребитель их не заметил.
Сенсорная адаптация
Читая эту книгу, вы, вероятнее всего, не заметите никакого давления оказываемого на вашу кожу. Но если вы носите часы или одежды имеющие резинку, то, сняв их, обнаружите, что на коже остались следы от их давления. Если вы наведывались на рыбный рынок, то, вероятно, поражались, как могут работающие там люди выносить постоянный запах рыбы. Спроси вы их об этом, они, наверное, сказали бы: «О каком запахе вы говорите?» — и заверили вас в том, что давно к нему привыкли.
В обоих случаях с органами чувств произошло одно и то же — они адаптировались. Точно так же, как люди на рыбном рынке привыкли к запаху, вы можете привыкнуть к одежде, которую носите, и перестать чувствовать давление, которое она оказывает на кожу. Участвующая в таких случаях сенсорная адаптация помогает нам справляться с многочисленными повседневными ситуациями таким образом, что для этого не требуется останавливаться и исследовать каждый стимул, воздействующий на наши органы чувств. Поэтому, если стимул, оказывается знакомым и постоянным, наши органы чувств перестают его воспринимать и посылать о нем информацию в мозг. При изменении стимула органы чувств снова активизируются. Вероятно, вам наиболее хорошо знакома зрительная форма адаптации — при переходе от света к темноте и наоборот.
Конечно же, у сенсорной адаптации есть и ограничения: например, если ремешок ваших наручных часов затянут так, что это вызывает неприятные ощущения, вы вряд ли сможете адаптироваться; ситуация изменится лишь в том случае, если вы его ослабите. Если в составе вашей любимой зубной пасты появился неприятный на вкус новый компонент, вам придется поменять ее. Снижая уровень неприятных ощущений, наши органы чувств позволяют нам чрезвычайно эффективно адаптироваться к широкому кругу разнообразных ситуаций. Мы «адаптируемся» также и к рекламе — как в целом, так и в частности. Вот почему рекламодатели стараются использовать такие размеры для своих объявлений, чтобы их можно было заметить среди остальных. И именно по этой причине так часто меняются рекламные ролики, чтобы мы снова и снова обращали на них внимание.
Восприятие: обработка сенсорной информации
Органы чувств снабжают наш мозг постоянным потоком информации об окружающем мире. Основной задачей мозга при этом становится переработка этого сырого материала и использование его для осмысления окружения через процесс восприятия. Мозг справляется с этой задачей столь четко и хорошо, что мы даже не замечаем его работы.
Иногда и повседневной жизни мы сталкиваемся с такими ситуациями, когда сформированная картина окружающего мира оказывается обманчивой. Поздно вечером возвращаясь домой, завернув за угол, мы видим грабителя, спрятавшегося в тени, и резко отскакиваем в сторону. Однако через долю секунды понимаем: этот «грабитель» — всего лишь куст. Почему же мы ошиблись и что на самом деле видели там? В действительности мы увидели куст, но восприняли его как грабителя.
Вполне вероятно, что если бы мы жили в мире, где не бывает грабителей, а в тени прячутся саблезубые тигры, то, завернув за угол, мы могли бы увидеть именно саблезубого тигра. Необработанная информация, поступающая от органов чувств, является, следовательно, очень важным, но не единственным компонентом процесса восприятия. Способность видеть, слышать и чувствовать, дается нам от рождения, но если бы при построении картины окружающего мира мы опирались лишь на эти ощущения, то оставались бы такими же беспомощными, как ребенок. Мы должны научиться интерпретировать и упорядочивать эти ощущения, для чтобы окружающий мир стал безопасным и предсказуемым.
На восприятие влияет не только наш прошлый опыт взаимодействия с окружающим миром, но и наше эмоциональное состояние в настоящий момент, равно как и потребности, желания, страхи и мечты. Некоторые люди чаще других принимают кусты за грабителей (или саблезубых тигров). Хотя в некоторых ситуациях и в определенные моменты времени мы все можем совершать подобные ошибки.
Концентрация и внимание
Наша потребительская среда — лишь часть нашего общего психологического окружения. Подсчитано, что мы ежедневно подвергаемся воздействию нескольких сотен рекламных объявлений. Общий объем сенсорной информации, которую мы получаем в течение дня, необычайно велик. Почему же столь огромное количество стимулов, постоянно улавливаемых нашими органами чувств, не перегружает процесс нашего восприятия? Очевидно потому, что далеко не все стимулы, воздействующие на нас в конкретный момент времени, носят безотлагательный характер: мы отбираем из них лишь самые важные для Нас, обращая на них внимание и игнорируя остальные.
В любой данный момент времени мы концентрируемся на наиболее важных раздражителях внешней среды. Мы не замечаем постоянного гудения работающего кондиционера воздуха, но мгновенно фокусируемся на нем, если он вдруг останавливается, превращаясь для нас в новый и, возможно, важный стимул. Если гудение возобновляется, издаваемый кондиционером звук снова теряет свою значимость, отступая на задний план сознания. Мы будем называть такой процесс концентрации на ощущениях, выведении их на передний план сознания вниманием. Именно ему, что станет понятным после главы 6, принадлежит решающая роль в научении и сохранении выученного в памяти.
Обращая внимание на одни сенсорные стимулы и игнорируя другие, мы предоставляем им доступ к сенсорной памяти — первой стадии процесса запоминания, из которой они затем переходят в кратковременную, а потом и в долговременную. В основе этой последовательности психологических процессов лежат соответствующие физиологические процессы. Таким образом, при налаживании канала коммуникации между отдельным органом чувств и мозгом и полном поглощении нашего внимания, другие физиологические пути в мозг блокируются, дабы нас не отвлекали и не сбивали с толку иные сенсорные сообщения.
Такой же процесс концентрации сопровождает совершение покупок. До тех пор пока нам известно, что нам нужно (как в случае еженедельных закупок в супермаркете), мы пользуемся им чрезвычайно эффективно, хотя при этом не помешало бы составить список покупок (и не забыть его на столе в кухне). Однако любой из нас оказывался в ситуации, когда такой процесс нарушался (например, вы решал походить по зимним распродажам). Если мы не концентрируемся на какой-либо конкретной покупке, то очень скоро начинаем ощущать интенсивное воздействие тех стимулов, которые обычно не влияют на нас и которые в конечном счете могут полностью дезориентировать и сбить с толку.
Избирательность восприятия
Мы уже видели: для того чтобы наши ощущения приобретали смысл, наше восприятие должно действовать избирательно. Но каким образом происходит такой отбор? Воспринять что-либо — значит, оценить это. Но из опыта нам известно, что внимание постоянно переключается. Что же определяет, какие именно стимулы будут привлекать наше внимание?
При объяснении направленности внимания и избирательности восприятия психологи говорят о внутренних и внешних факторах.
Внешние факторы. В примере с кондиционером воздуха мы отмечали, что звук работающего аппарата находится на краю нашего сознания до тех пор, пока он не исчезает, что тут же привлекает наше внимание. Наиболее важным оказывается стимул, который приводит к изменению в окружающей среде. Такое изменение может принимать различные формы. Одна из них — контраст (например, между звуком п тишиной). Мужчина ростом чуть выше 2 м привлечет к себе на улице большее внимание, чем на баскетбольной площадке. Белокожий ведущий теленовостей, одетый в просвечивающую африканскую рубашку, привлечет больше внимания, чем если бы на нем был темный пиджак в полоску. Большое пустое пространство в печатном рекламном объявлении по сравнению с его текстом будет оказывать тот же эффект.
Другой важный вид изменения — движение в окружающей среде. Люди автоматически реагируют на визуальное движение. Даже младенцы стараются следовать глазами за движениями, и движущиеся неоновые сигналы, а не статичные будут привлекать внимание взрослых.
Постоянное повторение стимула также оказывается эффективным способом привлечь к себе наше внимание, — феномен, особенно широко использующийся в рекламном деле. В ходе изучения психологами так называемого эффекта «простого предъявления» обнаружилось, что повторение не только привлекает наше внимание, но и формирует более позитивный аттитюд к данному стимулу [7]. Из этого следует, что чем больше нам известно название бренда некоторого продукта, тем выше, при прочих равных условиях, мы будем его оценивать и тем больше шансов, что мы купим этот товар. Хотя эта связь и не является непреложным законом, она видна уже в том, что широко рекламируемые товары продаются лучше, если выбор в этой ситуации не имеет для нас принципиального значения. Люди, оказываясь перед стеллажами, заполненными различными средствами для мытья посуды, скорее всего, возьмут первый из знакомых брендов, поскольку все они, по существу, предназначены для одного и того же.
Этот принцип, по-видимому, действует и в других секторах экономики, о чем свидетельствует следующий пример из американской жизни:
Несколько лет назад страховая компания Northwest Mutual Life провела общенациональный опрос с целью выявить, насколько хорошо люди зна-1От ее название. Ее имя оказалось 34-м в списке страховых компаний. через две недели она снова провела подобное исследование. На этот раз ее имя оказалось на третьем месте. Что же способствовало такому головокружительному подъему от безвестности к славе? Две недели времени и один миллион долларов, затраченных на телевизионную рекламу [8]. Размер также может оказаться важным внешним фактором. Вот почему газеты и журналы используют для заголовков шрифты разного размера: чем важнее сообщение, тем крупнее шрифт.
Наконец, для привлечения нашего внимания используется интенсивность стимула. Яркие цвета и громкие звуки широко применяются в ходе общественных мероприятий — коммерческих, культурных или политических, — чтобы собрать массы людей и привлечь к себе внимание. Многие телевизионные рекламные ролики сразу заявляют о себе потоком ярких цветов или громких звуков; по этой же причине другие начинаются с неторопливых и черно-белых заставок.
Внутренние факторы. Упомянутые внешние факторы относятся к внешним стимулам. Однако воспринимающий их человек не будет нейтральным наблюдателем; различные люди по-разному реагируют на одни и те же ощущения. Женщина может надеть свитер, потому что в комнате становится слишком холодно, в то время как ее муж бросится открывать окна. Она может не услышать звонка будильника, поднимающего на работу, но мгновенно проснется при первых звуках плача своего ребенка. Если же оба читают один и тот же журнал, то она будет просматривать материалы о женской одежде, а он — о мужской.
Оказавшись в одной и той же ситуации, мужчина и женщина привносят в нее разные интересы и мотивы. Их эмоциональное и физическое состояние постоянно изменяется, и, если не произойдет так, что они будут одновременно испытывать одни те же чувства, то они будут реагировать по-разному. Но самый важный фактор в процессе восприятия — что именно люди ожидают услышать или увидеть в конкретной ситуации. У женщины существует перцептивная установка на то, чтобы услышать плач своего ребенка. Она ожидает, что это произойдет. У мужчины же существует перцептивная установка на звон будильника, раздающегося по утрам в одно и тоже время, причем настолько сильная, что он просыпается за несколько секунд до звонка.
Перцептивные искажения
Иногда подобная установка становится настолько привычной, что может восприниматься даже то, чего нет на самом деле, подобно кусту, который по ошибке принимается за грабителя.
Этот эксперимент может показаться излишне драматичным и нарочитым, однако он иллюстрирует то, о чем психологам давно известно: мы отличаемся развитой способностью воспринимать то, что хотим воспринять — от маленьких зеленых инопланетян до непогрешимой действенности наших излюбленных лекарств. Наше изначальное восприятие объекта может изменяться в результате простого внушения, способного привести к серьезным последствиям.
Участникам этого эксперимента показывали рисунки различных объектов-стимулов (средняя колонка). После этого одной половине участников давали описание объекта, используя слово из первого списка, а второй половине — из второго. Когда впоследствии испытуемых попросили воспроизвести изображения по памяти, стало абсолютно понятно, что участники находились под воздействием различных описаний: их глаза видели один и тот же стимул, но предложенные описания исказили перцептивные установки.
В классическом маркетинговом исследовании рассматривалась гипотеза об эффектах внушения, которое оказывает название бренда на восприятие потребителями (мужчинами) привлекательности пива. в первой фазе исследования («тест вслепую») каждый испытуемый получал упаковку из шести бутылок немаркированного пива, которое им предлагалось выпить. В каждой упаковке находились три разных бренда, один из которых был любимым брендом испытуемого через неделю, во второй фазе исследования, им вручалась другая Упаковка, содержавшая шесть бутылок тех же самых брендов пиво на этот раз с их обычными ярлыками. Испытуемых просили оценивать сорта пива после каждой фазы эксперимента, и различие в результатах оказалась просто поразительной. В ситуации тестирования «вслепую* потребители практически не заметили разницы между тремя брендами. В тесте с «маркированным» пивом они не только оценили все предложенные им сорта гораздо выше, но и поставили самые высокие оценки своему любимому пиву [10]. Простое наличие этикеток на бутылках восстановило перцептивную установку потребителей, так как без нее они не могли распознать свое любимое пиво. Конечно, намеренное нарушение перцептивных установок — уже давно излюбленный метод специалистов по рекламе. К незабываемым примерам в печатных СМИ относятся образ свирепого байкера, любовно укачивающего в люльке маленького ребенка (финансовые услуги), и «беременного* мужчины (санитарное просвещение).
Формирование образов восприятия
Иллюзии
Таким образом, благодаря воздействию внутренних факторов, мы можем воспринять вещи совершенно не такими, каковы они в действительности. Аналогичное воздействие оказывают и некоторые внешние факторы. Однако если внутренние факторы восприятия человека уникальны, то внешние одинаковы для всех людей. Соответственно существуют такие ситуации, когда мы одинаково реагируем, воспринимаем одно и то же и оказываемся неправыми.
На рис. 4.2, например, верхняя линия кажется явно длиннее, чем нижняя. Но если вы измерите их, то вы обнаружите, что они равны
Но перцептивные иллюзии, подобные этой, — скорее исключение, и в нашей повседневной жизни восприятие отличается достаточно высокой точностью и надежностью. Существование такого рода иллюзий чрезвычайно помогло психологам в изучении нормального процесса восприятия. Мы живем не и мире световых и звуковых волн, а в мире объектов, людей, музыки и событий. Благодаря восприятию наши ощущения становятся осознанными в соответствии с определенными устойчивыми принципами, которые отчасти приобретаются, а отчасти обусловлены структурными особенностями головного мозга и нервной системы. Эти принципы позволяют нам ориентироваться в окружающем мире, несмотря на то, что они далеко не совершенны.
Фигура и фон. Вероятно, наиболее фундаментальный из всех перцептивных принципов связан с тем, что мы воспринимаем объекты как противоположное фону; нам всегда нужен некоторый фон, чтобы выделить объект из окружающей среды. Если мы не в состоянии разделить фигуру и фон, то не сможем увидеть объект: он словно спрятан от нас или закамуфлирован. Многие животные используют этот прием для того, чтобы ускользнуть от своих преследователей, например хамелеоны, которые меняют цвет, сливаясь с окружающей средой.
И читая эту книгу, вы тоже пользуетесь таким принципом: вы воспринимаете черный текст на белом фоне. Если вы закроете книгу и положите ее на стол, она никуда не исчезнет. Вы будете четко различать ее на фоне стола. Мы можем отделять фигуру от фона потому, что обладаем способностью воспринимать контуры. Контуры отделяют границы одной вещи от другой, объект от фона и даже музыкальную мелодию от окружающих ее аккордов. Иллюзии фигуры и фона равно необходимы для процесса нашего восприятия.
Принцип фигуры и фона может по-разному применяться в рекламном деле. Однажды я проводил рыночное исследование, касающееся рекламы напитка Campari, и обнаружил, что людям, как правило, нравилась реклама этого продукта и они могли ее вспомнить. Единственная проблема заключалась в том, что они не могли припомнить, была ли это реклама Martini или Cinzano. В данном случае название бренда сформировало фон (непримечательный), а характеристики рекламного объявления — фигуру (примечательную).
Точно так же и музыка, сопровождающая рекламу, подчас запоминается лучше, чем сопутствующее ей сообщение (или даже название бренда). Некоторые рекламные объявления бывают настолько перегружены различными эффектами, что происходит смешение фигуры и фона, и в результате люди просто-напросто не могут сказать, что или кем рекламировалось.
Группировка. Другой простой, но очень важный способ структурирования нашего восприятия — группировка его элементов. В верхней части рис. 4.4 мы видим шесть отдельных линий, в нижней — три пары линий.
Завершение. В изображенных на рис. 4.5 фигурах можно распознать треугольник, квадрат и круг, несмотря на то что они незакон-чены. Если определенная фигура нам знакома, наш процесс восприятия заполнит пробелы в рисунке, добавив недостающие контурные линии, для того чтобы мы могли воспринимать ее как отдельный объект. Точно так же происходит и с языком, когда мы читаем телеграмму или заголовки в газете.
Из-за потребности дорисовать незавершенный рисунок, доделать что-то несделанное ситуация, когда мы не можем закончить начатое, вызывает наше беспокойство и фиксируется в памяти. В психологии это называется эффектом Зейгарпик, по имени женщины, обнаружившей, что из разнообразных выполнявшихся заданий люди лучше всего запоминали те, решение которых прервали, не дав закончить. Ре-кламщики иногда используют этот эффект, обрывая рифму или слоган на середине, например, «Ш-ш-ш-ш... вы знаете, кто» или «Вы можете выставить "Салем" из страны, но...».
Гештальт-психология
Рассматриваемые нами принципы восприятия в большинстве своем были открыты школой немецких психологов, считавших: то, что мы воспринимаем, — нечто большее, чем сумма воздействующих на нас раздражителей внешней среды. По их мнению, мы воспринимаем некоторый объект как гештальт. Немецкое слово geschta.lt означает «форма», или «конфигурация». Каждый гештальт несет в себе гораздо больше смысла для воспринимающего, нежели просто сенсорные характеристики его размера, цвета или веса. Книга, картина или даже плитка шоколада могут обладать для нас смыслом (и способностью влиять на наше поведение), который выходит за пределы физических характеристик независимо от уровня их детализации.
Поэтому в процессе восприятия целое оказывается не просто большим чем сумма его частей: сами по себе части могут не иметь значения или вообще не восприниматься. Мы постоянно ищем структурированности, упорядоченности, целостности, которые придавали бы смысл частям.
Константность восприятия: цвет, размер и форма Существует несколько других факторов, которых следует коснуться, говоря о способах организации нашего восприятия. Один из них связан с таким фактом: невзирая на то что ощущения, которые мы испытываем в результате воздействия внешних стимулов, все время изменяются, наше восприятие вещей остается неизменным. Вы знаете, к примеру, что человеческий глаз работает по тому же принципу, что и фотоаппарат, и изображения видимых вами объектов появляются на сетчатке, как на фотографии. Если вы поставите кофейную чашку так, чтобы она находилась прямо под вами и сфотографируете ее сверху, на фотографии окажется то, что вы видите, — объект в форме эллипса. Но вы знаете, что кофейная чашка — не эллипс. Она круглая. Откуда вы это знаете?
Когда мы окружены на улице множеством людей, достаточно легко оценить рост каждого человека с точностью до нескольких сантиметров. Если бы вы оказались на улице небольшого городка и увидели издалека идущего вам навстречу человека, соответствующий образ на сетчатке вашего глаза представил бы его ростом не больше насекомого. Откуда же вы знаете, что на самом деле это не так?
Совершенно очевидно: то, что мы видим, не всегда оказывается тем, что мы воспринимаем. Это касается не только зрительных иллюзий, но и нашего повседневного восприятия. Мы должны учиться понимать то, что видим. Среди прочего мы узнаем то, что белый снег и ночью остается белым, что открывающаяся дверь не превращается постепенно в вертикальную линию и что дома, которые мы видим с воздуха, в действительности больше спичечных коробков.
Глубина и расстояние
Окружающий нас мир воспринимается трехмерным, пока не осознаем, что сетчатка, как и линзы фотоаппарата, отражает двумерную поверхность. Каким же образом мы используем двумерную информацию о «право—лево» и «верх—низ», чтобы наши глаза могли воспринимать мир со свойственными ему глубиной и расстоянием?
Очевидно, что, оценивая расстояние до объектов, мы весьма чутко реагируем на различные сигналы, поступающие извне аналогично способу, который мы рассмотрели ранее при описании феномена «фигура—фон». К этим сигналам относятся игра света и тени, перспектива и месторасположение других объектов в окружении. Тот факт, что у нас есть два глаза, которые формируют несколько отличающиеся образы того, на что мы смотрим, также играет роль в оценке расстояний.
Движение: кинофильмы и фи-феномен
Последняя область восприятия, которую нам следует рассмотреть и которая помогает нам понять то, что мы видим, — это движение. Некоторые из воспринимаемых нами движений (например, пролетающая мимо окна птица) можно объяснить простым перемещением визуальных стимулов в нашем поле зрения и стимуляцией различных частей сетчатки. Однако большинство воспринимаемых нами движений оказываются совершенно иллюзорными и не поддаются подобному объяснению.
Наиболее распространенная иллюзия движения наблюдается при просмотре фильма. Кинофильм состоит из последовательных статичных кадров, каждый из которых немного отличается от предыдущего. Они воспроизводятся на экране со скоростью примерно 20 кадров в секунду. При такой скорости мы воспринимаем на экране не отдельные последовательные кадры, а непрерывное движение.
Эта иллюзия активно изучалась гештальт-психологами в начале XX в., когда только появилось кино. Они смогли выделить простейшую форму этой иллюзии и изучить условия, при которых она возникает.
Гештальт-психологи обнаружили, что если очень быстро включать и выключать две расположенные рядом светящиеся точки, то при правильно выбранном между включениями интервале времени люди будут воспринимать свет как движущийся между двумя точками. Эту иллюзию движения назвали фи-феноменом. Он лежит в основе не только нашего восприятия фильмов, но и эффективности движущейся неоновой рекламы, которая привлекает внимание в крупных городах или во время движения по ночной автостраде.
Подпороговое восприятие '
В конце 1950-х гг. Джеймс Викарн, владелец частной исследовательской компании из США, заяви.'), что обнаружил способ, который побуждает потребителя совершать покупки без какого-либо влияния на его сознательные процессы. Викари сообщил, что он экспонировал на экране во время демонстрации фильма кадры с рекламой попкорна и кока-колы с такой скоростью, что зрители не могли их заметить, т. е. стимуляция была близкой к уровню абсолютного порога (или порога ощущений), о котором говорилось выше. В результате шестинедельного воздействия таких подпороговых рекламных стимулов в виде слоганов «пейте кока-колу» или «ешьте попкорн» продажи попкорна возросли примерно на 18%, а кока-колы — на 58%.
Нетрудно представить, какой широкий интерес вызвало открытие Викари. Конгресс США даже посвятил этому вопросу специальные слушания, на которых обсуждалась возможность запрета любых видов подпороговой рекламы, поскольку ее можно отнести к одной из форм «промывания мозгов». Исследователи сразу же попытались воспроизвести результаты Викари в строго контролируемых экспериментальных условиях, однако их усилия оказались безуспешными.
Викари предложили самому повторить собственный эксперимент, однако когда он его провел, ему не удалось воспроизвести полученные ранее результаты. Это и неудивительно, поскольку Викари оказался мошенником и признался впоследствии, что он подтасовал результаты, с тем чтобы добиться известности для своей собственной переживающей трудности компании.
Можно ли из этого с уверенностью сделать вывод о том, что никакого подпорогового восприятия не существует? Пожалуй, нет. Получены определенные доказательства того, что мы способны воспринимать поднороговые стимулы. Иными словами, мы можем воспринимать стимулы, не отдавая себе отчета в том, что видим или слышим их. Мы даже можем подвергаться влиянию этих стимулов, не осознавая этого. Вспомните об исследованиях, в которых простое неоднократное предъявление стимула вызывало увеличение к нему нашей симпатии. То же самое, по-видимому, происходит и на подпороговом Уровне, хотя и в менее выраженной и надежной форме.
Другие исследования показывают, что подпороговые сообщения могут иметь более специфическое приложение. Б частности, сообщалось, что в одном из супермаркетов Нового Орлеана произошло значительное снижение количества случаев мелкого воровства после того, как в специальные музыкальные подборки, выпускаемые компанией Muzak, вставлялись подпороговые фразы: «Я честный. Я не украду. Воровать нечестно». Подобные заявления, разумеется, не должны приниматься на веру без исследований, в которых эти результаты были бы воспроизведены в контролируемых условиях. И все же возможности подпорогового рекламного воздействия по-прежнему вызывают к себе интерес со стороны многих специалистов в области маркетинга, рекламного дела и психологии.
На сегодняшний день можно с уверенностью утверждать, что несмотря на определенное влияние, которое оказывается на нас через подпороговое восприятие, его эффекты, по-видимому, не слишком значительны или очень специфичны. В действительности все данные, накопленные более чем за столетнюю историю исследований восприятия (в том числе рекламы), свидетельствуют о том, что чем большее внимание мы уделяем конкретному стимулу, тем больше он на нас влияет.