Поддержка государством конкурентной среды и антимонопольное регулирование
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ТЕМА 4. ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТЬВОМ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Вопросы
1. Объективная необходимость государственной поддержки конкурентной среды
2. Формирование конкурентной среды
3. Совершенствование российской антимонопольной политики
4.1. Объективная необходимость государственной поддержки конкурентной среды
В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности. Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических решений по разным вопросам. Развитие антимонопольного регулирования очень актуально для развития российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики - электроэнергетике и транспорте. Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социальноэкономического развития России. Конкуренция — «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке». Конкуренция как экономический процесс охватывает фазы производства, распределения, обмена и потребления. Если говорить о фазе производства, то уровень конкурентной борьбы во многом зависит от «жизненного цикла», заключается в движении продукции от её изготовителя до снятия с производства. Он делится на четыре фазы: первая фаза – внедрение продукции. Производитель старается выпускать более качественную продукцию, чем конкуренты. Для этой фазы характерны незначительные объёмы продаж; вторая фаза – рост, когда имеет место увеличение объёмов производства, растет спрос. Производитель старается обогнать своих конкурентов по объёму производства и продаж; третья фаза – зрелости, когда объём производства продукции достигает максимума; четвёртая фаза – старение – заключительная. На этой фазе спрос на продукцию снижается до минимума, объём выпуска уменьшается, уровень конкурентной борьбы затихает. Инструментами и способами конкурентной борьбы являются: Лишение конкурентов сырья, рынков сбыта, кредитов. Скупка патентов. Сбивание цен. Захват рынков рабочей силы. Выпуск на рынок новых марок и видов изделий.
Методы конкуренции могут делиться на ценовые и неценовые. К ценовым методам относится применение метода ценовой дискриминации, то есть установление разных цен в отдельных регионах, демпинговых, бросовых цен. Неценовые методы подразделяются на две группы: конкуренция за высокое качество продукции и конкуренция по условиям продаж. К сожалению, также надо говорить и о методах «недобросовестной конкуренции». К числу наиболее распространённых актов дискредитации относятся: распространение ложных или неточных сведений о конкуренте; доведение до потребителя искажённой информации о характере, способе, месте изготовления товара и его качестве; незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования, маркировки; реклама товара, не отвечающего требованиям качества; использование некорректных сравнений, порочащих товары конкурентов; самовольное использование или разглашение конфиденциальной производственной информации, компрометирующей товары. Имеют место и методы прямого насилия: поджоги, взрывы, убийства опасных конкурентов, шпионаж, государственные перевороты. В западной экономической литературе различают совершенную и несовершенную конкуренцию. Совершенная конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную продукцию, причём ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену. К совершенной конкуренции относятся внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция. Для совершенной конкуренции характерны следующие черты:
на рынке большое количество покупателей и продавцов, каждый занимает относительно малую долю рынка данных товаров; однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм; свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из них, вход и выход из отраслей абсолютно свободен; наличие полной и доступной информации для участников обмена о ценах и их изменениях, о продавцах и покупателях; экономические субъекты должны располагать одинаковым объёмом информации о рынке. Несовершенная конкуренция – это конкуренция, которая связана с заметным ограничением свободного предпринимательства. К несовершенной конкуренции относятся монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия. Монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества. Монополистическая конкуренция – это самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену здесь незначительная. Неценовая конкуренция – главное оружие монополистической конкуренции. Особое значение в них приобретает реклама. Олигополия – это рыночная структура, в которой действуют немногочисленные продавцы. На рынке реализуются как стандартизированные, так и дифференцированные продукты. Характерная особенность олигополистического рынка – взаимосвязь фирм: любой из олигополистов находится под существенным воздействием остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.
В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества обычно менее эффективны. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, то другие вынуждены адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они одновременно сведут на нет усилия ценового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принести кратковременный эффект. Поскольку продукцию производят крупные предприятия, затраты на производство за счёт масштаба снижаются. Вступление в олигополистический рынок ограничено. Нужны значительные капиталовложения, чтобы создать предприятие, способное противостоять фирмам, уже контролирующим данный рынок. К факторам препятствующим вступлению на рынок олигополии относятся: 1.Наличие патентов и лицензий на производство и сбыт продукции, контроль над источниками сырья. 2.Особенность установления цен на производимую и продаваемую продукцию. 3.Контроль над ценами в зависимости от форм ценообразования в условиях олигополии может быть ограниченным или значительным. 4.Широко используется неценовая конкуренция, роль которой в формировании рыночной цены довольно значительна. Итоги экономической деятельности олигополии высоки и соответствуют аналогичным результатам в условиях чистой монополии. Рыночная модель олигополии находится в диапазоне между чистой монополией и монополистической конкуренцией. Примерами отраслей экономики, в которых преимущественно действует олигополистическая модель рынка, являются машиностроение, автомобилестроение, авиастроение, производство стали, добыча и переработка нефти, газа, угля.
Монополия связана с конкуренцией, которая приводит к концентрации производства, выделению немногих крупных производителей, которые договариваются между собой, образуя на определённый период времени союз. Цель монополий – получение максимально возможного дохода посредством контроля над объёмом производства и реализацией товаров. Одним из методов достижения этой цели является установление монопольных цен. Это особый вид цены. Такая цена является следствием соглашения между монополистами, властвующего на рынке данного товара, и устанавливается, исходя из расчёта получения возможно большей прибили от продажи товаров. Следует различать два вида монопольных цен: монопольно высокие цены, то есть цены, устанавливаемые монополистами на продаваемые ими товары, и монопольно низкие цены, то есть цены, установленные монополистами на покупаемые ими товары. К последним относятся: товары, производимые крестьянами и ремесленниками в развитых капиталистических странах и товары, производимые в развивающихся странах. На кратковременные колебания спроса монополии предпочитают отвечать не изменением цен, а маневрированием загрузки производственных мощностей. Значение в монополистической конкуренции приобретают повышение качества продукта, предоставление гарантий и услуг покупателям. Для достижения своих целей монополии широко используют: 1.Хозяйственный бойкот – частичный или полный отказ от экономических связей с аутсайдерами. Монополии предлагают зависимым от них покупателям не приобретать товары других фирм, так как они якобы худшего качества. 2.Демпинг – преднамеренная продажа товаров по бросовым ценам с целью разорения конкурента.
3.Ограничение продажи товаров самостоятельным фирмам. Например, уменьшение поставок нефти заводам по переработке нефти. 4.Маневрирование ценами: монополия повышает цены на продукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно применяет тайные скидки и уступки в этом отношении для крупных покупателей. 5.Использование финансовых средств борьбы с конкурентами. Выделяют следующие виды искусственных монополий: картели, синдикаты тресты и другие. Картели – соглашения между самостоятельными предприятиями одной отрасли о ценах, рынках сбыта, доле каждого участника в общем объёме производства, обмене патентами и тому подобное. Они представляют собой низшую форму монополистических объединений капитала. Синдикаты – более высокая ступень монополизации. В них предприятия отрасли, сохраняя юридическую и производственную самостоятельность, объединяют свою коммерческую деятельность, создавая в этих целях единые конторы по сбыту продукции. Тресты – высшая форма промышленных монополий XX века, где полностью объединяются и сбыт, и производство, и финансы предприятий. Концерн – союз формально независимых предприятий, в рамках которого головная фирма организует финансовый контроль за всеми участниками. Конгломерат – одна из форм союза, объединения разнопрофильных фирм, оперирующих в разных секторах рынка. В условиях конгломерата сохраняется высокая степень самостоятельности входящих в него фирм. Монополия не устраняет конкуренции, и это показывает практика деятельности многих российских фирм в области добычи нефти, производства алюминия, которые конкурируют между собой. Одновременно в самих монополиях ведётся борьба за усиление своего положения, и это в выпуске акций, что так же характерно для российских монополий, в частности в металлургии, химической промышленности.
Монополии усиливают позиции крупного производства, подчиняют себе малый бизнес и одновременно развивают его в своих интересах, предоставляя ему некоторые заказы. Усиливая свои позиции в экономической области внутри страны, монополии выходят на мировые рынки. Возникают транснациональные монополии в автомобильной промышленности, добыче газа и нефти и других областях. 4.2. Формирование конкурентной среды
Рыночный хозяйственный механизм есть форма проявления системы экономических интересов субъектов рыночной экономики. Как всякая экономическая форма, хозяйственный механизм имеет собственное содержание. Хозяйственный механизм — это совокупность экономических, организационных и правовых методов, обеспечивающих реализацию экономических интересов и законов общества как системы и способствующих ее постоянному воспроизводству на качественно новой основе. Хозяйственный механизм — одна из самых сложных экономических категорий. Он включает в себя всю систему экономических категорий в их самом различном соотношении. Труд, издержки, цена, прибыль, заработная плата, процент, рента, капитал, деньги, налог, кредит и т.д. — все эти категории, как и многие другие, здесь не перечисленные, но практически используемые в экономической жизни общества, так или иначе входят в хозяйственный механизм. Изменения в социально-экономической жизни общества вызывают необходимость изменения экономических, правовых и организационных норм в использовании экономических категорий и законов, прежде всего, со стороны государства как хозяйствующего субъекта, призванного обеспечивать согласование в системе экономических отношений и законов.
Другие хозяйствующие субъекты вынуждены учитывать изменения в хозяйственном механизме в своей деятельности. В рыночной экономике в условиях частной собственности, свободы, инициативы и предпринимательства главным элементом хозяйственного механизма является конкуренция. Она обеспечивает координацию действий всех участников общественного производства через спрос, предложение, цены, издержки производства и т.д. Конкуренция является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства. Она представляет собой определенную форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, или экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики, между агентами спроса и предложения, между потребителями и производителями благ. Эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение, обмен и потребление. Они выполняют важную роль своеобразной «соединительной ткани», благодаря наличию которой рыночная экономика функционирует в качестве сложной и многозвенной системы. Каждым из субъектов на рынке двигает личный экономический интерес. Не сдерживаемые ничем личные корыстные интересы хозяйствующих субъектов могут подорвать нормальное функционирование рыночного хозяйства и действовать в ущерб социальным и экономическим интересам общества. Основным препятствием на пути неблагоприятного развития событий лежит конкуренция. В условиях конкуренции личный экономический интерес одного субъекта сталкивается с не менее сильным стремлением другого субъекта получить наибольшую выгоду. Для достижения победы в конкурентной борьбе происходят снижение издержек и цен на продукцию, повышение ее качества, производство товаров, отвечающих требованиям потребителей и т.д. Иначе говоря, конкуренция
выступает как дополнение и противовес предпринимательскому эгоизму. Она направляет его хозяйственную деятельность в интересах всего общества. Раскрывая причины возникновения конкуренции, следует учитывать, что изучение любого экономического явления должно опираться на три подхода: I) причинно-следственный; 2) функциональный; 3) системный. В рамках причинно-следственного подхода, когда выясняются «первичность» и «вторичность» процессов, обнаруживается, что исторически конкуренция порождается общественным разделением труда и частной собственностью, которые неизбежно ведут к установлению через рынок всеобщей связи хозяйствующих и экономически обособленных друг от друга субъектов. На основе функционального подхода, когда непосредственно раскрываем характер взаимодействия этих субъектов, можно сделать вывод, что отношения конкуренции являются не каким-то предвиденным «злом» на пути развития экономической жизни человеческого общества, а одним из его фундаментальных, объективных законов. И наконец, системный подход позволяет определить конкуренцию как необходимый способ организации целостной системы рыночных отношений. Отмечая объективную природу конкурентных отношений, не следует забывать и об их субъективной стороне. Экономическая наука, исследуя важнейшие принципы эффективного приумножения богатства и создания основ благосостояния людей, органически включает в себя изучение индивидуума, хозяйствующего в условиях рынка. Между тем совершенно очевидно, что «человеку разумному внутренне свойственно такое далеко не самое плохое качество, как склонность к соперничеству, состязательности и предприимчивости в самых различных сферах его бытия. В данном случае речь идет не о какой-то кровавой борьбе за существование», а всего лишь о естественном инстинкте самосохранения с помощью выявления и реализации своих собственных потенциальных способностей. Это ставка на известный принцип «от каждого по
способностям» с коррекцией на изначальное неравенство этих способностей и отсюда на необходимость борьбы между их носителями. Нельзя выбрасывать из числа факторов появления и развития конкуренции внутреннюю природу человека, которому свойственно врожденное чувство соперничества. Это чувство впервые проявляет ребенок, а затем на протяжении всей человеческой жизни оно служит стимулом развития знаний, способностей, заставляет человека постоянно совершенствоваться. Конкуренция на деле всегда включала в себя и продолжает включать понятие борьбы — борьбы между субъектами рынка за более выгодные и экономически оптимальные результаты производства и реализации товаров, за качество обмениваемых благ и обслуживания потребителей, за общественное признание воплощенного в этих благах труда. В прошлом она не случайно была названа «борьбой всех против всех», на основе чего и делался порой однозначный вывод о ее исключительно «дурной» природе, разрушительном характере. Также основными условиями возникновения конкуренции являются: полная хозяйственная обособленность каждого товаропроизводителя, полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка и противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос. Посредством конкуренции обеспечивается эффективность рыночного механизма. Если конкуренция в той или иной мере подавляется, то имеет место рынок несовершенной конкуренции. И чтобы его регулировать необходимо антимонопольное законодательство. Роль государства в формировании эффективно рыночной среды Эффективная рыночная экономика- экономика, функционирующая на принципах рыночных отношений, свободного предпринимательства, когда каждый покупатель свободен в своем выборе товаров, а каждый предприниматель свободен в выборе сферы приложения своего труда и
капитала. Эффективная рыночная экономика это в первую очередь система, ориентированная на удовлетворение спроса населения. Характерные черты рыночной экономической системы, ориентированной на удовлетворение платежеспособного спроса: 1.Ее динамика определяется платежеспособным спросом, когда только платежеспособный спрос потребителей (а не объем возможного предложения товаров и услуг) лимитирует объемы общественного производства. 2.Существуют жесткие бюджетные ограничения для всех агентов рыночных отношений: государства, фирм и домашних хозяйств. Структура экономики при этом рационализируется под влиянием конъюнктуры рынка. 4.Государство в этих условиях действует в рамках общеэкономической конъюнктуры, устанавливая и контролируя правила игры на рынке, стремясь, прежде всего, развивать "отрасли прорывных технологий", чтобы в условиях НТР не отстать от стран-конкурентов. Альтернативным вариантом является - дефицитная экономика или экономическая система, ориентированная на предложение. Для дефицитной экономики, которая была характерна нашей стране в недалеком прошлом, действуют следующие принципы: 1. Наличие ресурсных ограничений для всех предприятий, в том числе мягкие и подвижные бюджетные ограничения для государственного сектора, в руках которого находится до 98%экономического потенциала страны. 2. Основа дефицитной экономики - вне экономически сформированная система цен в народном хозяйстве, которая искажает успехи и просчеты как государства вообще, так и предприятий в частности. 3. Непременное наличие антипода дефицита - "неликвидов" (резервов, запасов и др.). В этих условиях цикличность развития экономики, обусловленная технико-экономическими условиями развития, смягчается и регулируется активной деятельностью государственных структур, которые руководствуясь общегосударственными интересами, перераспределяют ресурсы и прибыль
производителей из одной сферы в другую, что способствует решению проблемы кризисов в экономике, но вместе с тем сковывает хозяйственную инициативу предприятий, не позволяет им принимать самостоятельные решения. Государственная поддержка предпринимательства направлена на помощь малому и среднему предпринимательству и преследует следующие цели: введение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, создание условий для использования малыми предприятиями бездействующих и недогруженных основных фондов, концентрация ресурсов государственной поддержки на формирование в малом бизнесе высокотехнологичного товаропроизводящего и инновационного секторов экономики, создание условий для развития кооперации малого предпринимательства с крупным производством, формирование благоприятного порядка налогообложения организаций, входящих в инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, создание нормативной базы, обеспечивающей государственную поддержку инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, а также привлечения для этих целей иностранных кредитов. Главными задачами в сфере управления государственной собственностью на современном этапе является: - облегчение внешней нагрузки на государственные предприятия, связанной с выполнением ими несвойственных функций по содержанию обширной социальной сферы, - завершение реорганизации всех федеральных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, путем
преобразования их либо в хозяйственные общества с бессрочным закреплением 100% прав участия в уставном капитале, либо в федеральные«казенные» предприятия. -формирование эффективного механизма управления предприятиями, частично или полностью находящимися в государственной собственности.
4.3. Совершенствование российской антимонопольной политики
Антимонопольная политика государства реализуется в первую очередь в совокупности антимонопольных (антитрестовских) законов, которые призваны установить «правила игры» на конкурентном рынке. Государственное антимонопольное регулирование ведется в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, т.е. в так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением и в первую очередь контроль за политикой в области цен. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принимает форму антимонопольного законодательства. Естественная монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет масштаба. Это характерно для предприятий общественного пользования, где для достижения низкой цены необходима крупномасштабная деятельность. Для обеспечения приемлемого поведения таких монополий могут использоваться два варианта: государственная собственность и государственное регулирование.
Для естественных монополий обычно устанавливается "справедливый" доход, то есть цена, равная средним валовым издержкам. Однако это влечет за собой отсутствие стимула предприятия к снижению издержек. Таким образом, цель государственного регулирования естественных монополий состоит в том, чтобы защитить общество от их всевластия на рынках путем регулирования цен и регламентации качества обслуживания. Закон Шермана. Применяются антитрестовские законы как способ контроля деятельности монополий. Эта форма контроля имеет богатую историю. Столетие назад в США был принят знаменитый закон Шермана, запрещающий любые виды сговора и любые попытки монополизации какойлибо отрасли. Однако, формулировки этого закона были весьма расплывчаты с юридической точки зрения, что не позволяло четко определить преступление. Следующим шагом был закон Клейтона от1914г., который уточнял и дополнял ряд положений предшествующего антимонопольного закона. В том же году была создана Федеральная торговая комиссия, в компетенцию которой контроль за исполнением вышеназванных законов, а также расследовать нечестные действия по своей инициативе. Закон о Федеральной торговой комиссии расширил диапазон незаконного поведения и предоставил независимому антитрестовскому органу полномочия для проведения расследований. Значительное число антимонопольных актов доказывают чрезвычайную важность этих законов для общества. Действительно, бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки обществу, во-первых, препятствием свободной рыночной конкуренции, применением нечестной конкуренции, что ведет к банкротству мелких производителей; во-вторых, возможностью установления монопольно высоких цен, а также снижением качества продукции; в-третьих, отставанием в научно-техническом совершенствовании производства.
С другой стороны, антимонопольные законы не должны карать крупных производителей, не использующих незаконных методов конкурентной борьбы. Если это условие не будет выполнено, то у предпринимателей значительно сократятся стимулы делать свое предприятие более сильным и выпускать больше продукции. Таким образом, государство выступает в роли арбитра, который избирает наиболее эффективное соотношение между монополиями и конкурентными отраслями. В различные периоды истории для различных стран это соотношение было разным, корректируемым под особенности развития экономики, и государство должно умело и эффективно использовать этот механизм. Важнейшим средством регулирования деятельности монополистических объединений является антимонопольное законодательство. Это законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий. Антимонопольное законодательство – законодательно закреплённые основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления. Следует выделить общие основы антимонопольного законодательства: охрана и поощрение конкуренции; контроль над фирмами, осуществляющими господство на рынке; защита интересов потребителя; контроль над ценами; защита и содействие развитию среднего и малого бизнеса. Несмотря на относительно небольшой срок существования российского конкурентного законодательства, в истории его создания можно выделить несколько этапов.
1.Начальным этапом считается принятие в 1991 г. Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Закон о конкуренции определил основные положения государственной конкурентной, в том числе антимонопольной, политики, направленной на предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующих товарных рынках, формы недобросовестной конкуренции, а также пределы допустимой экономической концентрации производства и сбыта. 2.Второй этап — формирование конституционных основ конкурентного законодательства. Новой Конституция Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. «гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности». 3.Третий этап в развитии конкурентного законодательства начался в ноябре 1994 г. и связан с принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации. Так в России «не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке». Такое установление пределов осуществления гражданских прав согласуется с положением Конституции Российской Федерации о том, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». 4.Четвертым этапом в развитии конкурентного законодательства можно считать создание ряда новых направлений Закона о конкуренции. Ценовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке. Правовое оформление политики демонополизации.
Создание специального законодательства, развивающего правила добросовестной конкуренции применительно к отдельным сферам хозяйственного оборота. 5.Пятый этап связан с отменой монополии внешней торговли, либерализацией экспортно-импортной деятельности, которые потребовали обеспечения зашиты интересов российских товаропроизводителей в условиях конкуренции с импортерами. 6.Шестой этап — формирование законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, так как российское конкурентное право нельзя было бы считать достаточно полным, если бы оно не охватывало такой важной сферы, как рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц. Обобщая обзор истории законодательства Российской Федерации, регулирующего развитие конкуренции, предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, следует констатировать, что к середине 1999 г. его формирование в основном завершилось. Сегодня можно с полным основанием утверждать, что в стране складывается новая комплексная отрасль законодательства — конкурентное законодательство. Сегодня «антимонопольное законодательство» основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Федерального закона «О защите конкуренции», иных федеральных законах». Деятельность естественных монополий регулирует Федеральный закон «О естественных монополиях». В состав антимонопольного законодательства России входят: Федеральный Закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», Федеральный закон от 19 июля 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94
ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», водное, земельное, природоохранное законодательство и другие законодательные и нормативные правовые акты. Антимонопольное законодательство определяет организационные и правовые основы предупреждения, в том числе ограничения и пресечения: 1)монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции»[3, c. 8708] и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Эти законы также определяют задачи и функции федерального антимонопольного органа, отдельные виды государственного контроля конкурентной среды, а также ответственность за несоблюдение антимонопольного законодательства. Федеральным органам исполнительной власти антимонопольным законодательством запрещается принимать акты и совершать действия, направленные на: введение ограничений на создание новых хозяйственных объектов, а также установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности; установление запретов и иных ограничений на вывоз и продажу товаров из одного региона в другой; выдачу хозяйственным субъектам указаний о приоритетном заключении договоров с определенным кругом покупателей; предоставлять отдельным хозяйственным субъектам необоснованных льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим предприятиям, действующих на данном рынке. Во многих регионах Российской Федерации сохраняется практика необоснованного препятствования предпринимательской деятельности путем усложнения порядка лицензирования и произвольного расширения перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию.
Также значимой группой нарушений Закона о конкуренции является необоснованное предоставление льгот отдельным хозяйственным субъектам. Характерным примером нарушения антимонопольного законодательства являются указания органов исполнительной власти о приоритетном заключении договоров по поставке товаров и оказании услуг. Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений. Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую. Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.