Платон
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 7
Античная философия
Платон
Объективный идеализм - в основе существующего мира идея. Сподвигли: учение Сократа о всеобщем(всеобщее знание, довлеющее над всеми), учение элеатов, учение пифагорейцев о числах. Вещи «причастны» «идеям». Миру истинно сущего бытия, или миру «идей», у Платона противопоставлен не мир чувственных вещей, а мир небытия. По разъяснению Платона, «небытие» - это «материя». «Материя» Платона - беспредельное начало и условие пространственного обособления множества вещей, существующих в чувственном мире.
Идеи:
• противоречие между индивидуальной добродетелью и несовершенным государственным устройством
• воспитание благородного юноши
• возможность научить добродетели
• возникновение справедливости в обществе и в отдельном человеке
«Платон мне друг, но истина дороже». Критика учения Платона о бытие по Аристотелю- нет четкого ответа характера отношений между вещами и идеями. Идеализм и дуализм. Мир идей первичен, вещей- вторичен.
Космология
Учение о целесообразности, идея – движущее начало, приводящее к движению. Появляется творческое, божественное начало- Демиург. Мистика чисел. Материя приобретает существование благодаря математике. Платон вводит понятие «мировая душа»- создается Демиургом, «злая мировая душа» + «отдельные» души животных, звезд. Мировая придает движение космосу.
Гносеология
Учение о идеях
Он считает, что невозможно получить подлинные знания о вещах через ощущения, так как чувственные восприятия ненадёжны. А идеи нетленны, души людей – тоже идеи, значит они бессмертны, существуя в надлунном мире они общаются друг с другом и всё знают. Идея реинкарнации, истина возможна, если душа вспомнит, находясь узницей тела. Принцип противоположностей (одна противоположность возникает из другой). Идея о том, что душа содержит в себе начало жизни, а то что привносит жизнь, само не приемлет смерти, т.е. оно не может быть смертным.
Федр: душа как колесница
• Возница колесницы – разум
• Белый конь – пылкость, мужественность
• Черный конь –вожделение, чувственность (падает на землю, в тело)
Иерархия:
1. философ
2. царь или военачальник
3. государственный муж или домохозяин
4. человек трудолюбивый, или любитель гимнастических упражнений;
5. жрец или прорицатель
6. поэт, художник, другой представитель искусства
7. ремесленник или земледелец (практическая деятельность)
8. софист или «человек, у народной толпы расположение заискивающего» (вводят в заблуждение толпу)
9. тиран (живет своими прихотями)
Душа истинного философа отправляется в невидимый мир или войдет в тело животного. Философ должен быть умеренным, для познания углубиться в свою душу. Знание не может быть перелито из одной души в другую.
Теэтет
критика сенсуализма в познании
• Знание не есть ощущение потому, что не все то, что мы ощущаем при помощи наших органов чувств, есть знание.
• Знание не есть ощущение потому, что мы можем помнить прежде увиденное или услышанное, а, следовательно, знать то, что в настоящее время не видим и не слышим.
• Знание не есть ощущение потому, что одновременно можем ощущать и не ощущать одну и ту же вещь (например, один глаз открыв, а другой закрыв), но не можем знать и не знать одновременно одну и ту же вещь. Нужно отрешиться от материального, от тела.
Диалектика
Искусство спора, умение задавать вопросы, искусство устной речи, логическая теория сверхчувственного познания, метод правильного соединения и разъединения понятий.
Если множество существует:
1. как множество относится к единому и как относится к самому себе,
2. как единое относится в таком случае ко многому и как оно относится к самому себе
3. познание истины
Если множество не существует:
1. как множество относится к самому себе и как к единому,
2. как единое относится к самому себе и как – к множеству
3. познание истины
У каждого три начала – разумное, вожделеющее, аффективное.
Сочетание этих начал у каждого разное, поэтому можно выделить разные группы людей: философов, воинов и крестьян. Платон первый говорит о принципе разделения труда (каждый должен заниматься своим делом). Основные добродетели: мудрость, мужество, у крестьян – ничего не выделяет. Платон первый показал, как можно выстроить строй государства. Классификация гос-х форм – аристократия (идеальное, республика или монархия), сменяется демократией, олигархия, власть толпы, тирания(против аристократии). Несовершенство одной формы приводит к другой, затем возвращается в исходное, цикличное восприятие.