Планирование взаимоотношений с налоговыми органами
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Налоговое планирование в малом бизнесе
источники: nalog.ru
Планирование взаимооотношений с налоговы ми
органами
Шарафанова Елена Евгеньевна,
доктор экономических наук, профессор
кафедра экономической безопасности
el_siver@mail.ru
ОБЩЕДОСТУПНЫЕ КРИТЕРИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ РИСКОВ ДЛЯ
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ В
ПРОЦЕССЕ ОТБОРА ОБЪЕКТОВ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
(введено Приказом ФНС РФ от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@,
в ред. Приказа ФНС РФ от 22.09.2010 N ММВ-7-2/461@)
1. Налоговая нагрузка
1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже
ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в
конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
Расчет налоговой нагрузки, начиная с 2006 года, по
основным видам экономической деятельности приведен в
приложении N 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ3-06/333@.
Налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы
уплаченных налогов по данным отчетности налоговых
органов и оборота (выручки) организаций по данным
Федеральной службы государственной статистики
(Росстата).
Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности
(фрагмент)
Вид экономической деятельности
2015
год**
2014 год**
2016 год**
ВСЕГО
9,8
9,7
9,6
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
3,4
3,5
3,5
Рыболовство, рыбоводство
6,2
6,5
7,7
38,5
37,9
32,3
42,6
41,5
35,6
8,3
11,3
11,9
7,1
7,1
7,9
19,4
18,2
19,7
текстильное и швейное производство
8,1
7,8
7,7
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви
6,3
6,2
7,3
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки,
кроме мебели
3,9
2,8
2,2
Добыча полезных ископаемых
в том числе:
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических
Обрабатывающие производства
в том числе:
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака
2. Убытки
2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности
убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
Осуществление организацией финансово-хозяйственной
деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных
лет.
При получении организацией убытка по результатам
финансово-хозяйственной деятельности за 2008 год
налоговый орган может не учитывать данный календарный
год в числе 2-х лет, когда деятельность осуществлялась с
убытком, при условии, что налогоплательщик получил убытки
по объективным причинам, о чем у налогового органа имеется
соответствующая информация и подтверждающие
документы, представленные налогоплательщиком.
3. Налоговые вычеты
3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм
налоговых вычетов за определенный период.
Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от
суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо
превышает 89% за период 12 месяцев.
4. Динамика доходов и расходов
4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста
доходов от реализации товаров (работ, услуг).
Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с
темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с
темпами роста расходов по сравнению с темпом роста
доходов, отраженными в финансовой отчетности.
5. Средняя заработная плата
5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного
работника ниже среднего уровня по виду экономической
деятельности в субъекте Российской Федерации.
Источники информации:
1) Официальные Интернет-сайты территориальных органов Федеральной
службы государственной статистики (Росстат).
2) Сборники экономико-статистических материалов, публикуемые
территориальными органами Федеральной службы государственной статистики
(Росстат) (статистический сборник, бюллетень и др.);
3) По запросу в территориальный орган Федеральной службы государственной
статистики (Росстат) или налоговый орган в соответствующем субъекте
Российской Федерации (инспекция, управление ФНС России по субъекту
Российской Федерации);
4) Официальные Интернет-сайты управлений ФНС России по субъектам
Российской Федерации после размещения на них соответствующих
статистических показателей.
6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных
Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей,
предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные
6. Специальные налоговые режимы
В части специальных налоговых режимов принимается во
внимание приближение (менее 5%) к предельному значению
установленных Налоговым кодексом Российской Федерации
величин показателей, влияющих на исчисление налога для
налогоплательщиков, применяющих специальные
налоговые режимы налогообложения
(2 и более раза в течение календарного года).
6.1. ЕСХН
Приближение к предельному значению установленного
статьей 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации
показателя, необходимого для применения системы
налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей:
- доля дохода от реализации произведенной
сельскохозяйственной продукции, включая продукцию
первичной переработки, произведенную из
сельскохозяйственного сырья собственного производства, в
общем доходе от реализации товаров (работ, услуг),
определяемая по итогам налогового периода, составляет не
менее 70 процентов.
6.2. УСН
Неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьями 346.12 и 346.13 Налогового кодекса
Российской Федерации показателей, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения:
- доля участия других организаций составляет не более 25
процентов;
- средняя численность работников за налоговый (отчетный)
период, определяемая в порядке, устанавливаемом
федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным в области статистики, составляет не более
100 человек;
- остаточная стоимость основных средств и нематериальных
активов, определяемая в соответствии с законодательством
Российской Федерации о бухгалтерском учете, составляет не
более 150 млн. рублей;
- предельный размер доходов, определяемый по итогам
отчетного (налогового) периода, составляет не более 150 млн.
рублей.
6. 3. ЕНВД
Неоднократное приближение к предельным значениям
установленных статьей 346.26 Налогового кодекса
Российской Федерации показателей, необходимых для
применения системы налогообложения в виде ЕНВД:
- площадь торгового зала магазина или павильона по каждому
объекту организации розничной торговли составляет не более 150
кв. метров;
- площадь зала обслуживания посетителей по каждому объекту
организации общественного питания, имеющему зал
обслуживания посетителей, составляет не более 150 кв. метров;
- количество имеющихся на праве собственности или ином праве
(пользования, владения и (или) распоряжения) автотранспортных
средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг,
составляет не более 20 единиц;
- общая площадь спальных помещений в каждом объекте,
используемом для оказания услуг по временному размещению и
проживанию, не более 500 кв. метров.
7. ИП
. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы
расхода, максимально приближенной к сумме его дохода,
полученного за календарный год.
По налогу на доходы физических лиц.
Доля профессиональных налоговых вычетов,
предусмотренных статьей 221 Налогового кодекса Российской
Федерации, заявленных в налоговых декларациях физических
лиц, зарегистрированных в установленном действующим
законодательством порядке и осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, в общей сумме их доходов превышает 83
процента.
8. Цепочки контрагентов
8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на
основе заключения договоров с контрагентамиперекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов")
без наличия разумных экономических или иных причин
(деловой цели).
9. Отказ от диалога с налоговой инспекцией
9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на
уведомление налогового органа о выявлении
несоответствия показателей деятельности.
Отсутствие без объективных причин пояснений
налогоплательщика относительно выявленных в ходе
камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой
декларации (расчете) и (или) противоречий между
сведениями в случае, если налогоплательщик вызван в
налоговый орган на основании письменного Уведомления о
вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового
агента), содержащего требование представить в течение
пяти дней необходимые пояснения или внести
соответствующие исправления в установленный срок.
10. Миграция между налоговыми органами
10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в
налоговых органах налогоплательщика в связи с
изменением места нахождения.
Два и более случая с момента государственной регистрации
юридического лица, представления при проведении
выездной налоговой проверки в регистрирующий орган
Заявления о государственной регистрации изменений,
вносимых в учредительные документы юридического лица в
части внесения изменений в сведения об адресе (месте
нахождения) юридического лица, если указанные изменения
влекут необходимость изменения места постановки на учет
по месту нахождения данного налогоплательщикаорганизации.
11. Низкая рентабельность
11. Значительное отклонение уровня рентабельности по
данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для
данной сферы деятельности по данным статистики.
Расчет рентабельности продаж и активов, начиная с 2006
года, по основным видам экономической деятельности
приведен в приложении N 4 к Приказу ФНС России от
30.05.2007 N ММ-3-06/333@.
В части налога на прибыль организаций:
Отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по
данным бухгалтерского учета налогоплательщика от
среднеотраслевого показателя рентабельности по
аналогичному виду деятельности по данным статистики на
10% и более.
Рентабельность проданны х товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность
активов организаций по видам экономической деятельности, в процентах
2014 год
2015 год
2016 год
Рентабель-ность
проданных
товаров,
продукции (работ,
услуг), %*
Рентабельность
активов, %**
Рентабельность
проданных
товаров,
продукции
(работ, услуг),
%*
Рентабельность
активов, %**
Рентабельность
проданных
товаров,
продукции
(работ, услуг),
%*
Рентабельность
активов, %**
Всего,
в том числе:
8,6
3,9
9,3
5,0
8,1
6,4
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
18,4
5,7
21,3
7,4
16,8
6,8
Рыболовство, рыбоводство
33,2
6,1
59,4
25,3
61,0
29,3
Добыча полезных ископаемых
в том числе:
22,2
14,6
26,8
12,7
27,2
10,0
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых
20,7
15,6
24,4
13,2
23,8
8,1
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических
36,0
9,0
46,9
9,3
54,7
21,4
10,7
2,3
12,4
4,7
10,5
6,6
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака
10,2
5,1
10,7
7,0
9,6
8,4
текстильное и швейное производство
10,3
2,1
12,5
7,1
11,0
7,5
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви
5,7
отр.
7,3
2,8
10,8
4,7
обработка древесины и производство изделий из дерева
13,0
отр.
12,3
отр.
11,6
10,3
целлюлозно-бумажное производство; издательская и
полиграфическая деятельность
11,9
1,8
18,7
11,9
20,1
16,1
Обрабатывающие производства
в том числе:
12. Высокие налоговые риски финансово-хозяйственной
деятельности
12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с
высоким налоговым риском.
ФНС России по результатам контрольной работы, с учетом
досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками
и сложившейся арбитражной практики, определяет
наиболее распространенны е способы ведения
финансово-хозяйственной деятельности с вы соким
налоговы м риском, направленны е на получение
необоснованной налоговой вы годы .
Информация о способах ведения финансово-хозяйственной
деятельности с высоким налоговым риском размещается на
официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе
"Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков".
Рекомендации ФНС по оценке налоговых рисков
При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с
характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами,
налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие
признаки:
отсутствие личных контактов руководства
(уполномоченных должностных лиц) компаниипоставщика и руководства (уполномоченных должностных
лиц) компании-покупателя при обсуждении условий
поставок, а также при подписании договоров;
- отсутствие документального подтверждения полномочий
руководителя компании-контрагента, копий документа,
удостоверяющего его личность;
Рекомендации ФНС по оценке налоговых рисков
отсутствие документального подтверждения полномочий
представителя контрагента, копий документа,
удостоверяющего его личность;
отсутствие информации о фактическом местонахождении
контрагента, а также о местонахождении складских и/или
производственных и/или торговых площадей;
отсутствие информации о способе получения сведений о
контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров
или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом
негативность данного признака усугубляется наличием
доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама,
Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе
производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ,
услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги)
по более низким ценам;
Рекомендации ФНС по оценке налоговых рисков
отсутствие информации о государственной регистрации
контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт
ФНС России www.nalog.ru).
Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой
степени риска квалификации подобного контрагента
налоговыми органами как проблемного (или "однодневки"), а
сделки, совершенные с таким контрагентом,
сомнительными.
Факторы, усиливающие налоговые риски
Дополнительно повышают такие риски одновременное
присутствие следующих обстоятельств:
контрагент, имеющий вышеуказанные признаки,
выступает в роли посредника;
- наличие в договорах условий, отличающихся от
существующих правил (обычаев) делового оборота
(например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных
партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты,
несопоставимые с последствиями нарушения сторонами
договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих
лиц, расчеты векселями и т.п.);
Факторы, усиливающие налоговые риски
отсутствие очевидных свидетельств (например, копий
документов, подтверждающих наличие у контрагента
производственных мощностей, необходимых лицензий,
квалифицированных кадров, имущества и т.п.)
возможности реального выполнения контрагентом
условий договора, а также наличие обоснованных
сомнений в возможности реального выполнения
контрагентом условий договора с учетом времени,
необходимого на доставку или производство товара,
выполнение работ или оказание услуг;
- приобретение через посредников товаров, производство и
заготовление которых традиционно производится
физическими лицами, не являющимися предпринимателями
(сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом),
продукция промысла и т.п.);
Факторы, усиливающие налоговые риски
отсутствие реальных действий плательщика (или его
контрагента) по взысканию задолженности. Рост
задолженности плательщика (или его контрагента) на
фоне продолжения поставки в адрес должника крупных
партий товаров или существенных объемов работ (услуг);
- выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей,
ликвидность которых не очевидна или не исследована, а
также выдача/получение займов без обеспечения. При этом
негативность данного признака усугубляет отсутствие
условий о процентах по долговым обязательствам любого
вида, а также сроки погашения указанных долговых
обязательств больше трех лет;
Факторы, усиливающие налоговые риски
существенная доля расходов по сделке с "проблемными"
контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика,
при этом отсутствие экономического обоснования
целесообразности такой сделки при одновременном
отсутствии положительного экономического эффекта от
ее осуществления и т.п.
Соответственно, чем больше вышеперечисленных
признаков одновременно присутствуют во
взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем
выше степень его налоговых рисков.
Как снизить/исключить риски?
исключить сомнительные операции при расчете
налоговых обязательств за соответствующий период;
уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых ими
для снижения данных рисков (уточнении налоговых
обязательств), для возможности своевременного учета
откорректированных налоговых обязательств данных
налогоплательщиков при отборе объектов для проведения
выездных налоговых проверок.
Уведомление производится путем подачи в налоговый орган,
по месту нахождения организации (или по месту учета в
качестве крупнейшего налогоплательщика), уточненных
налоговых деклараций по налогам за те периоды, в которых
осуществлялась деятельность с высоким налоговым риском.
Как снизить/исключить риски?
В аналогичном порядке налогоплательщик может
задекларировать уточненные налоговые обязательства,
возникшие в результате принятия мер по снижению
налоговых рисков при осуществлении финансовохозяйственной деятельности с применением способов,
направленных на получение необоснованной налоговой
выгоды, но не представленных на сайте.
Факт подачи налогоплательщиком уточненной декларации с
целью снижения (исключения) рисков по пункту 12
Критериев налоговые органы учитывают в процессе отбора
объектов для проведения выездных налоговых проверок
(или корректировки уже утвержденных планов выездных
налоговых проверок) в сочетании с другими Критериями.
Налоговое планирование и выбор контрагента
Письмо ФНС от 23 марта 2017 года № ЕД-5-9/547@
«О вы явлении обстоятельств необоснованной налоговой вы годы »
Налоговым органам следует исходить из того, что об
умышленных действиях налогоплательщика, направленных
на получение необоснованной налоговой выгоды путем
совершения операции с проблемным контрагентом или
путем создания формального документооборота с
использованием цепочки контрагентов, могут
свидетельствовать установленные факты юридической,
экономической и иной подконтрольности, в том числе на
основании взаимозависимости спорных контрагентов
проверяемому налогоплательщику, обстоятельства,
свидетельствующие о согласованности действий участников
сделки (сделок), а также (или) доказательства нереальности
хозяйственной операции (операций) по поставке товаров
(выполнению работ, оказанию услуг).
Налоговые доначисления при сомнительных контрагентах
Минимизация рисков заключения контракта с сомнительным
контрагентом
http://www.garant.ru/article/511892/#ixzz4gbEKPNv
1. Запросить у контрагента документы до заключения
сделки:
- свидетельства о государственной регистрации;
- свидетельства о постановке на налоговый учет;
устав;
вы писка из ЕГРЮЛ в отношении контрагента;
справка об отсутствии у него задолженности по
налоговым платежам.
Для признания налогоплательщика добросовестным недостаточно подтвердить
статус юридического лица контрагента. Помимо этого следует удостовериться в
реальной возможности потенциального контрагента исполнить условия
договора, а именно – убедиться, имеется ли у него квалифицированный
персонал, оборудование, транспортные средства, а также иные активы и
разрешения, необходимые для исполнения принятых по договору обязательств
Минимизация рисков заключения контракта с сомнительным
контрагентом
http://www.garant.ru/article/511892/#ixzz4gbEKPNv
2. Убедиться в добросовестности контрагента с
помощью сервисов ФНС России
ЕГРЮЛ : https://egrul.nalog.ru/
проверить, не представлены ли контрагентом документы
для регистрации изменений, вносимых в учредительные
документы или сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ
удостовериться, что в отношении контрагента не принято
опубликованное в Вестнике государственной
регистрации решение о ликвидации, о реорганизации, об
уменьшении уставного капитала, о приобретении
обществом с ограниченной ответственностью 20%
уставного капитала другого общества и т. д.;
Минимизация рисков заключения контракта с сомнительным
контрагентом
http://www.garant.ru/article/511892/#ixzz4gbEKPNv
узнать, не принято ли в отношении контрагента решение о
предстоящем исключении из ЕГРЮЛ как
недействую щего предпринимателя;
подтвердить, что в состав исполнительных органов
организации-контрагента не входят
дисквалифицированны е лица;
выяснить, не зарегистрирован ли контрагент по адресу
" массовой регистрации" и осуществляется ли с ним связь
по указанному в ЕГРЮЛ адресу;
проконтролировать отсутствие учредителя или руководителя
организации в реестре лиц, отказавшихся от участия
(руководства) в организации.
Минимизация рисков заключения контракта с сомнительным
контрагентом
http://www.garant.ru/article/511892/#ixzz4gbEKPNv
3. Удостовериться, что потенциальны й контрагент не
находится на какой-либо стадии банкротства. Эту
информацию можно найти на Едином федеральном
реестре сведений о фактах деятельности ю ридических
лиц. Помимо этого, на этом портале можно найти и другие
сведения – например, о стоимости чистых активов
акционерного общества на последнюю отчетную дату.
Минимизация рисков заключения контракта с сомнительным
контрагентом
http://www.garant.ru/article/511892/#ixzz4gbEKPNv
6. Проверить наличие лицензии, если ее наличие
обязательно для осуществляемой контрагентом
деятельности.
Узнать, выдавалась ли лицензия потенциальному
контрагенту, можно на сайтах лицензирую щих органов –
для каждого вида деятельности лицензирующий орган будет
своим.
Минимизация рисков заключения контракта с сомнительным
контрагентом
http://www.garant.ru/article/511892/#ixzz4gbEKPNv
5. Убедиться, что в отношении контрагента не ведется
исполнительное производство. Сделать это можно на
сайте ФСПП России, обратившись к поиску по банку
данны х исполнительны х производств . Причем
проверить, не является ли контрагент участником
исполнительного производства, можно вне зависимости от
того, организация это или индивидуальный
предприниматель.
Кейс 1
Согласно статье 346.27 НК РФ, торговля вне стационарной
торговой сети, в том числе реализация товаров через
компьютерные сети, к розничной не относится, поэтому
интернет-компаниям отказывают в праве на применение
ЕНВД.
В каком случае интернет-магазин может применять
ЕНВД?
Благодарю за внимание!