Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Планирование воспитательной деятельности

  • 👀 989 просмотров
  • 📌 945 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Планирование воспитательной деятельности» pdf
1 Лекция №3. Планирование воспитательной деятельности Цель занятия: создать у обучающихся целостное представление о планировании воспитательного процесса, как одном из важных этапов работы классного руководителя. Основные понятия: план воспитательной работы, планирование, источники планирования, принципы планирования. Выявив на этапе диагностики конкретные проблемы-задачи в воспитательной работе с классом, педагог приступает к этапу планирования воспитательной деятельности. План воспитательной работы — это перечень задач и дел с классом и/или отдельными учениками, а также с учителями класса и родителями, определяющий порядок, последовательность, сроки выполнения и предполагаемых ответственных. Планирование — процесс определения воспитательных задач классного руководителя и средств их решения. [1] Начинаю работу над проектированием плана, следует принять во внимание следующие источники планирования воспитательной работы: государственные, региональные, местные документы, посвященные проблемам и вопросам образования и воспитания; педагогические и методические рекомендации по вопросам планирования воспитательной работы; план учебно-воспитательной работы образовательного учреждения на предстоящий учебный год; данные диагностики; пожелания родителей обучающихся и инициативные предложения самих обучающихся; важные текущие и ожидаемые события в городе, стране, мире. К основным принципам планирования можно отнести следующие: коллегиальность – совместное с другими учителями, родителями, учениками принятие решений; системность – единство всех разделов плана, наличие связи между предшествующим и последующим планами; целенаправленность – 2 единство целеполагания и целеосуществления; принцип системного контроля; принцип построения личностно-ориентированной воспитывающей среды; единство краткосрочного и долгосрочного планирования. На сегодняшний день в общеобразовательных учреждениях используются различные виды планов: - план воспитательной работы классного руководителя, - план работы класса/актива/органа соуправления, - план подготовки и проведения отдельного воспитательного мероприятия, - план работы по какому-либо отдельному направлению, по реализации определенного круга актуальных задач и др., - план работы творческой/инициативной группы. Структуру образовательное плана воспитательной учреждение работы самостоятельно. Но, определяет как правило, каждое план воспитательной работы классного руководителя включает в себя: психологопедагогическую характеристику класса, план-сетку на четверть/полугодие/год по направлениям работы с указанием конкретных календарных сроков, индивидуальную работу с учениками, работу с родителями, другими педагогическими работниками и социумом. Технологию создания плана можно представить в виде следующего алгоритма: 1. Знакомство с внешней информацией: нормативно-правовые документы, отражающие проблемы воспитания, научно-педагогическая литература по актуальным вопросам воспитания, методические рекомендации федерального, регионального или муниципального уровня, календарь памятных дат и др. 2. Знакомство с внутренней информацией: образовательная программа образовательной организации, перспективный план воспитательной деятельности образовательной организации, годовая циклограмма воспитательных мероприятий образовательной организации, 3 результаты диагностики воспитанности обучающихся за прошлый ученый год. 3. Проведение анализ воспитательной системы класса, составление характеристики класса. 4. Определение цели и задач развития воспитательной системы класса. 5. Определение примерного перечня творческих дел и мероприятий, направленных на решение поставленных задач, т.е. проектирование плана воспитательной работы. 6. Координация намеченных дел по срокам и исполнителям. 7. Определение формы оформления плана воспитательной деятельности. 8. Оформление плана воспитательной деятельности. 9. Оформление таких разделов, как Индивидуальная работа с обучающимися, Взаимодействие с социумом, Работа с родителями и т.д. Хорошо продуманный, качественно прописанный план позволяет четко осознать цель воспитательной деятельности, целенаправленно и глубоко разработать содержание, верно определить средства, организационные формы воспитательной работы, а также дает возможность прогнозировать результаты своей деятельности. Однако, следует помнить, что план воспитательной работы – это не догма. Он может и должен изменяться как внешне, так и по содержанию с учетом изменившихся внутренних и внешних условий. Правила планирования 1. Планируемые творческие дела и мероприятия должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся класса. 2. Каждое планируемое дело должно быть направлено на определенный результат и должно решать определенные педагогические задачи. 4 3. Запланированные дела и мероприятия должны составлять некую систему, должны быть связаны между собой, результаты предшествующих мероприятий должны учитываться в разработке последующих. 4. Планирование воспитательной деятельности класса должно учитывать цели и задачи воспитательной системы образовательного учреждения, мнение обучающихся, их родителей, социума. 5. Если классный руководитель продолжает воспитательную работу, то ему необходимо изучить систему воспитательных мероприятий предшествующего классного руководителя, по возможности продолжить начатую им работу в коллективе, лишь совершенствуя ее и добавляя свое. 6. Главное место в планировании необходимо отвести традиционным мероприятиям, проводимым в школе, в классе, в параллели; при этом допускается усложнение и видоизменение степени участия обучающихся в этих делах. 7. При ежегодном анализе воспитательной работы необходимо выявлять проблемы классного коллектива и планировать мероприятия по их решению в новом учебном году. 8. Использовать в воспитательной деятельности разнообразные формы работы, насыщать их развивающим, интересным и глубоким содержанием. 9. В планировании стоит предусматривать мероприятия, приуроченные к датам, связанным с историей города, района, самой школы, к событиям, связанным с историей всего человечества и судьбами конкретных людей. 10.В планировании должны участвовать все субъекты образовательного процесса, в первую очередь сами воспитанники. Формы вовлечения обучающихся в планировании деятельности - индивидуальные беседы с воспитанниками, - заполнение различных анкет, над вопросами которых задумывается ребенок. Они должны быть небольшими, интересными, неожиданными, но со смыслом, 5 - конкурс «Самая интересная идея», - действующий в течение всего учебного года «Банк идей», - тематический классный час «В мире интересного», где бы ребята рассказали о том, что волнует и интересует именно их, - классное собрание, на котором подростки узнают и услышат мнения сверстников и взрослого о «перспективе радостной жизни»: какие увлекательные дела их ожидают, где и как они смогут проявить себя, что может зависеть только от них, а что интересного им приготовили взрослые: классный руководитель, другие педагоги. Важно показать ребенку, что зависит от него самого: - он сможет войти в творческую или инициативную группы по подготовке и проведению интересного для него дела, - может войти в состав органов соуправления, где есть возможность проявить себя в организации интересной деятельности, проявить свои лидерские качества, научиться согласовывать собственные цели с возможностями класса, школы. Также в начале года при совместном с обучающимися планировании деятельности можно использовать такую форму работы, как Разведка интересных дел. Разведка интересных дел – это поиск общественно-полезных дел. Цель разведки: составить перспективный план работы классного коллектива. Основные задачи: - познакомить ребят с задачами коллективного планирования, обязанностями каждого в планировании; - дать необходимые знания, умения и навыки коллективного планирования; - познакомить подростков с перспективой жизни в новом учебном году. 6 Направления разведки: 1. «В спортивном теле спортивный дух», «Олимпийцы среди нас!», «Спорт нам поможет силы умножить», «Спортивный калейдоскоп» (спартакиада, спортивные викторины, спортивные праздники и т.д.). 2. «Мир твоих увлечений», «Как прекрасен этот мир, посмотри!» (работа по интересам, просмотр кинофильмов, музыкальные, танцевальные мероприятия, и т.д.) 3. «На труд, как на праздник!», «Трудовой порыв», «Биржа труда» (труддесанты, участие в трудовых акциях, и т.д.) 4. «Ступень к Парнасу» (творческие праздники, конкурсы, поэтические или музыкальные гостиные, и т.д.) 5. «Моя малая Родина», «Хочу все знать» (обмен опытом работы в общественной детской организации, активе школы, школа лидера, диспуты, проблемные лаборатории, встречи с интересными людьми, и т.д.) Схема разведки интересных дел 1. Сбор-старт (9.10 - 9.20 час.) 2. Самостоятельное творчество – 1. (9.20 - 9.40 час.) 3. Консультационный пункт (9.50 - 10.20 час.) 4. Самостоятельное творчество – 2. (10.20 - 10.30 час.) 5. Сбор перспективного планирования класса (10.40 - 11.30 час.) Разведка начинается со сбора-старта, где: - разведгруппы докладывают о готовности к проведению разведки, поиску интересных и нужных дел (рапорт может быть творческим); - разговор классного руководителя о планировании, его значении, советы как лучше провести разведку, исходя из конкретных условий; - каждая разведгруппа получает задание (схему и направление разведки). «Самостоятельное творчество – 1» – это «мозговая атака»: ребята разведгруппы, ссылаясь на свой жизненный опыт, предлагают наиболее интересные дела по направлению своего разведзадания. Дети обдумывают, обсуждают и четко фиксируют свои предложения в блокнотах. Самостоятельное 7 творчество плодотворно, если ребята набирают множество интересных предложений и могут обосновать их значимость и интерес для всех. «Консультационные пункты» – это объекты разведки, заранее определенные в схеме разведки. Консультант (заместитель директора школы по УВР, учитель физической культуры, педагог-организатор и др.): - внимательно выслушивает все предложения ребят; - рассуждает вместе с ними о необходимости и целесообразности каждого дела (чем оно будет интересно для каждого ребенка, для класса и школы); - вместе корректируют предложения из собственного педагогического опыта, возраста детей, исходя из уже запланированного на год, предлагает наиболее интересные и полезные дела. Чтобы разговор на консультационных пунктах был конкретным, заинтересованным, за несколько дней до разведки представителям творческой группы необходимо сходить на предполагаемые объекты разведки и договориться с теми сотрудниками, которых вы приглашаете на работу консультантами. Они должны четко представлять: - перспективный план работы школы; - набор интересных и полезных дел для классного коллектива; - возраст ребят; - возможные пути совместного взаимодействия с ребятами. «Самостоятельное творчество – 2» – на этом этапе разведчики группы: - проговаривают все свои предложения, советы консультанта и корректируют предложения, которые будут предлагать в общий план работы; - четко разграничивают дела классного, общешкольного значения; - определяют, кто от разведгруппы на сборе перспективного планирования будет докладывать о выполнении задания. Предложенные дела должны быть интересными, полезными, доводы ребят – обоснованными, убедительными и яркими. «Сбор перспективного планирования» – начинается с четких докладов командиров разведгрупп о выполнении заданий. 8 Цель сбора: выбрать самые интересные, важные, разумные предложения с учетом возраста и интересов ребят. Очень важно, чтобы при разговоре на сборе: - ребята примерно увидели и содержание дела: о чем дело, кто будет его готовить и проводить, что необходимо включить в дело. - необходимо заранее заготовить 2 таблицы: 1. «Дела класса: название, форма, примерные сроки проведения, кто готовит дело». 2. «Общешкольные дела: название, форма, примерные сроки проведения, кто готовит дело». В течении разговора на сборе данные таблицы заполняются, за все предложенные дела ребята голосуют или как- то реагируют, если согласны или не согласны с мнением разведгруппы. Классный руководитель действует на сборе: - как заинтересованный общим поиском участник коллективного планирования; - помогает ребятам выбрать наиболее ценные предложения (делает это ненавязчиво, аргументированно); - учит ребят мыслить с позиции реальных организаторов дел, и чем больше ребят привлечено к этому процессу, тем в большей мере мы приблизимся к цели: развитие инициативы и самодеятельности каждого подростка. Требования, предъявляемые к разведке интересных дел и друзей: - четкое понимание каждой разведгруппой полученного задания; - наличие исходного материала для планирования (ранее проведенный разговор, газета-молния, разговор на классном собрании и т.д.); - готовность объектов разведки и консультантов, которые будут работать с ребятами; - разведка-это прежде всего не «разведка ногами», а «разведка головой», т.е. коллективным думаньем; 9 - необходимо соблюдать все игровые моменты: чем их больше, тем интереснее разведка, но необходимо разумное сочетание с содержанием работы; - в схемах разведки должно быть четко указано время на работу каждого этапа и перехода с этапа на этап. За соблюдением графика движения, работу и наличие каждого в разведгруппе отвечает командир разведгруппы; - 2 заполненные таблицы необходимо вывесить на всеобщее обозрение: если появятся интересные мысли ребят или что-то было не замечено на сборе, если появилось желание поработать в творческой или инициативных группах, то есть возможность внести предложения и обсудить на сборе актива класса; Наиболее интересные, одобренные детским коллективом идеи вносятся классным руководителем в план воспитательной работы. Список используемой литературы 1. Крившенко Л.П., Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение «плану воспитательной работы». 2. Перечислите источники планирования воспитательной деятельности. 3. Выделите принципы планирования воспитательной деятельности. 4. Назовите этапы планирования воспитательной деятельности. 5. О каких правилах стоит помнить при планировании воспитательной деятельности?
«Планирование воспитательной деятельности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot