Планирование системы экологического менеджмента. Экологическая экспертиза
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция
6.
Планирование
Экологическая экспертиза.
системы
экологического
менеджмента.
1. Экологическое нормирование
Нормирование качества окружающей среды производится с целью установления
предельно допустимых норм воздействия на окружающую среду, гарантирующих
экологическую безопасность населения и сохранения генетического фонда,
обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в
условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности.
Федеральным законом РФ «Об охране окружающей среды» определены основы
экологического нормирования.
Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды
разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных
достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области
охраны окружающей среды.
Система применяемых для охраны окружающей среды и рационального
природопользования стандартов и нормативов – это комплекс взаимоувязанных
ограничений и требований к качеству окружающей природной среды, а также требований
к производственно – технологическим и организационно – управленческим процессам,
производимой продукции и услугам, посредством которых гарантируются экологическая
безопасность населения и производства, обеспечивается сохранение генетического фонда,
а также рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях
устойчивого развития хозяйственной деятельности.
Главными областями применения экологических стандартов и нормативов
являются экологический контроль, прогнозирование, программирование и планирование
экологических и природноресурсных мероприятий, экологическая экспертиза и др.
Система экологических стандартов подразумевает установление единых и
обязательных для всех объектов данного уровня системы управления норм и требований
(рисунок 1).
Совокупность экологических норм, определяющих стандарты качества
окружающей природной среды, устанавливаются в виде ПДК вредных веществ или
предельно допустимой дозы (ПДД) в соответствующих средах (рисунок 2).
ПДК – это та наибольшая концентрация вещества в окружающей среде, которая
при достаточно длительном действии не оказывает влияния на здоровье человека и не
вызывает оставленных эффектов.
Нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ
(химических, токсичных), а также вредных микроорганизмов в различных природных
средах (атмосферном воздухе, водоемах, почве). Большая часть этих нормативов является
санитарно-гигиеническими. Их соблюдение призвано обеспечить необходимый уровень
безопасности для здоровья человека и условий его жизнедеятельности.
Нормативы предельно допустимых уровней (ПДУ) техногенных воздействий и
нагрузок на окружающую среду и здоровье человека. Таковыми являются ПДУ
воздействия радиации, шумового загрязнения, вибрации, магнитных полей и т.д. на
экологические системы и здоровье человека. ПДН — это предельно допустимые нормы
нагрузок на окружающую среду, они, в соответствии с законом РФ «Об охране
окружающей среды» (ст.27), устанавливаются в целях обеспечения благоприятных
условий жизни населения, недопущения разрушения естественных экологических систем
и необратимых изменений в окружающей природной среде.
Экологические стандарты
Стандарты качества окружающей среды
Стандарты воздействия на окружающую среду
Технологические стандарты
Стандарты качества продукции
Прямые запреты или ограничения
Экологические сертификаты
Разрешения и лицензии
Рисунок 1 - Система экологических стандартов
Экологические нормативы
Предельно допустимые концентрации вредных веществ (ПДК)
Предельно допустимые выбросы вредных веществ
в атмосферный воздух (ПДВ)
Предельно допустимые сбросы
вредных веществ в водоемы (ПДС)
Предельно допустимый уровень радиации (ПДУ)
Предельно допустимый уровень шума, вибрации
Предельно допустимые нормы применения
агрохимикатов в с/х
Предельно допустимые нормы содержания химических
веществ в продуктах питания
Предельно допустимая антропогенная нагрузка
на окружающую среду
Предельное изъятия компонентов природной среды
Образование отходов производства и потребления
Рисунок 2 - Стандарты качества и
воздействия на окружающую среду
Стандарты воздействия на окружающую среду определяются на основе ПДК.
Они устанавливают предельно допустимые эмиссии (ПДВ – предельно допустимый
выброс, ПДС – предельно допустимый сброс) конкретных вредных веществ из
конкретного точечного источника. В некоторых случаях устанавливаются
дополнительный нормативы воздействия. Временно согласованный выброс (ВСВ). И
временно согласованные сбросы (ВСС). Эти нормативы устанавливаются в качестве
компромисса ( по социально-экономическим соображениям) для отдельных предприятий,
чьи выбросы выше ПДВ (ПДС). Они устанавливаются убывающими во времени с
расчетом достижения уровня ПДВ (ПДС) в результате реализации соответствующей
программы.
Технологические стандарты определяют требования к производственнотехнологическим процессам, технике (например, запрет эксплуатации автомобилей,
работающих на этилированном бензине).
Стандарты качества продукции устанавливаются как требования к качеству
готовой продукции, например стандарт содержания вредных веществ в продуктах
питания, примесей в питьевой воде и др.
Прямые запреты или ограничения той или иной деятельности не регламентируются
нормами и стандартами и представляют собой меру административного воздействия на
виновника загрязнения. Они применяются в крайних мерах, когда производство наносит
непоправимый ущерб природной среде своими сбросами, которые невозможно снизить до
безопасного уровня технологически или экономически. Таким образом, эффективным
становится только полное запрещений производства.
Экологические сертификаты или лицензии представляют собой документ на право
осуществления экологически безопасной деятельности. Объектами экологической
сертификации являются: объекты окружающей среды, отходы производства и
потребления, технологические процессы, услуги, направленные на обеспечение
экологической безопасности и предупреждение вреда окружающей среде.
Разрешения и лицензии могут носить временной или разовый характер. Они
представляются в сферах деятельности, предусматривающих их получение, а также в
случаях отсутствия нормативов и стандартов в отношении какой – то деятельности,
например лицензирование экспорта ресурсов животного и растительного мира.
Экологические стандарты служат простым средством достижения необходимого
уровня качества окружающей природной среды. Они удобны для контроля. Однако
существует ряд проблем.
Экологические
стандарты
утверждаются
уполномоченными
органами
экологического контроля и управления, санитарно-эпидемиологической службой.
Госкомитетом РФ по стандартизации и метрологии. После утверждения природоохранные
стандарты и нормативы приобретают юридическую силу.
Помимо рассмотренных показателей, возможно, выделить еще несколько групп:
• Показатели критического уровня воздействия на человека и природные
компоненты. Эти показатели выступают в качестве жестких, обязательных
для выполнения условий при решении проектных, планово-экономических
и прочих задач;
• Показатели, определяющие порядок зонирования различных региональных
образований. Зонирование устанавливает вид использования территорий, а
также определяет их функциональное назначение и ограничения на
использование;
В градостроительной практике основными зонами являются:
общественно-деловые;
производственные;
зоны инженерной и транспортной инфраструктуры;
реакционные;
зоны сельскохозяйственного использования;
зоны специального назначения;
зоны военных объектов.
С учетом ограничений на ведение хозяйственной деятельности выделяют зоны:
особо охраняемых природных территорий;
санитарные и санитарно-защитные;
водоохранные и прибрежные защитные полосы;
санитарной охраны источников водоснабжения;
залегания подземных ископаемых;
чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия;
с экстремальными природно-климатическими условиями и др.
Территориальное зонирование и соблюдение ограничений, является необходимым
условием устойчивого природопользования.
• Нормативы санитарных и защитных зон (близкими по смыслу к
показателям ПДН);
Они устанавливаются для защиты водоемов и источников водоснабжения, особо
охраняемых природных территорий, курортных и лечебно-оздоровительных зон в целях
их защиты от вредных техногенных и антропогенных воздействий. Также они могут
устанавливаться вокруг полигонов для захоронения токсичных отходов.
• Стандарты на системы управления качеством окружающей
природной среды на предприятиях.
Особенность этих стандартов заключается в том, что объектом нормирования здесь
выступают не отдельные экологические характеристики выпускаемой продукции или
технологических процессов, а в целом организационно - управленческий процесс на
предприятии. Таким образом, гарантируется необходимый уровень экологической
безопасности и соблюдение природоохранных требований на всем пути: от разработки
изделия, поставки сырья и оборудования, набора и обучения персонала, самого
производственного персонала, и далее, до реализации продукции и безопасной
утилизации отработавших свой срок изделий.
Вводимые экологические стандарты и нормативы требуют экономического
обоснования. Они не должны быть чрезмерно жесткими, превышая имеющие в обществе
и на отдельных предприятиях материальные и финансовые возможности. Вместе с тем
они не могут быть облегченными, слишком «дешевыми», т.е. неспособными оказать сколь
либо существенное воздействие на экономические интересы природопользователей и
обеспечить достижение требуемого уровня экологической безопасности.
2. Экологическая экспертиза. Оценка воздействия на окружающую среду
(ОВОС).
Экологическая
экспертиза
установление
соответствия
экологическим
требованиям планируемой хозяйственной и иной деятельности и определении
допустимости реализации объекта в целях предупреждения возможных негативных
последствий для природной среды.
Государственная экологическая экспертиза осуществляется специально
уполномоченным на это ведомством Российской Федерации и его органами в
республиках, краях, автономных образованиях, областях и городах. В качестве такого
органа сейчас выступает Министерство природных ресурсов РФ. Управление
государственной экологической экспертизы данного ведомства осуществляет
координацию и методическое руководство по организации и осуществлению
хозяйственных проектов различного вида нормативных и других материалов, имеющих
федеральное значение.
В соответствии с ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами экологической
экспертизы являются:
• все виды предплановой и предпроектной документации по размещению
производственных мощностей;
• проекты строительства, реконструкции, расширения и ликвидации
хозяйствующих субъектов;
• документация по созданию новой техники, технологий, материалов и
веществ;
• проекты документации, регламентирующей природопользование при
ведении хозяйственной деятельности.
Виды экологической экспертизы:
• государственная (обязательная);
• общественная (добровольная).
Экологическая экспертиза проводится экспертными комиссиями, образованными
МПР России и ее территориальными органами. Для проведения экологической
экспертизы могут привлекаться на договорной основе учреждения и организации, а также
отдельные эксперты. Итоговым документом работы комиссии является заключение
государственной экологической экспертизы, в котором дается оценка рассматриваемой
деятельности с точки зрения экологической безопасности и делается обоснованный вывод
о возможности ее реализации. В случае вынесения отрицательного заключения объект
экспертизы может быть доработан в соответствии с изложенными в заключении
замечаниями и представлен на повторную экспертизу.
Заключение государственной экологической экспертизы является обязательным
для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, которым оно адресовано.
Проведение экологической экспертизы является платным. Финансирование работ
по проведению государственной экспертизы проводится за счет средств заказчика.
Стадии экспертизы:
• предоставление материалов в МПР России или его территориальные
органы;
• регистрация, проверка полноты и достаточности предоставляемых
материалов;
• формирование государственной экспертной комиссии;
• подготовка индивидуальных, групповых заключений и сводного
заключения экологической экспертизы;
• подписание и утверждение заключения.
Недостатки экспертизы:
1. вопросы экологии рассматриваются в основном в отрыве от экономики и
социально-экономического развития регионов;
2. в процессе экспертизы практически не рассматриваются альтернативные
варианты намечаемому мероприятию;
3. в современных условиях из-за отсутствия надежной нормативной базы
(экологических нормативов) экспертиза зачастую носит субъективный
характер;
4. одни и те же материалы во многих случаях рассматриваются несколькими
экспертами разных ведомств.
Оценка жизненного цикла продукции – это метод, позволяющий оценивать
экологические аспекты продукции, потенциальные воздействия на окружающую среду и
снижать уровень таких воздействий. Этот метод включает:
• Определение целей и задач оценки жизненного цикла.
• Формирование перечня входных и выходных параметров (материальные и
энергетические потоки).
• ОВОС и др.
Оценка жизненного цикла продукции используется для:
• Оказания помощи при принятии решений стратегического планирования,
установлении приоритетов при проектировании, реконструкции
производств.
• Выбора показателей экологичности
• Маркетинга
• Экологической маркировки
• Экологического аудита
• Экологического страхования.
Одной из процедур оценки жизненного цикла продукции является оценка
воздействия на окружающую среду (ОВОС). ОВОС – это процедура учета экологических
требований планируемой деятельности при подготовке и принятии решений на
предпроектной и проектной стадиях.
Цели ОВОС:
• Обеспечение научно обоснованного соответствия проектов современным
экологическим требованиям перед их утверждением компетентными
органами;
• Предупреждение возможных отрицательных влияний реализуемых
проектов на качество окружающей среды;
• Поддержание сбалансированного природного равновесия и благоприятной
экологической
обстановки
при
возведении
и
сооружении
народнохозяйственных объектов;
• Предупреждение экологического риска.
Функции ОВОС:
• Природоохранная – способствуем снижению негативного воздействия на
окружающую среду;
• Превентивная – предупредить негативное воздействие, а не устранять уже
нанесенный ущерб;
• Прогностическая – предвидеть негативные последствия для окружающей
среды и здоровья населения;
• Правоохранительная – соответствие действующему законодательству.
Объектами ОВОС являются все предплановые, предпроектные и проектные
материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории РФ,
независимо от их сметной стоимости и принадлежности.