Планирование и проектирование организаций
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Планирование и проектирование организаций
К истории планирования в СССР
Первая пятилетка (1928—1932)
Вторая пятилетка (1933—1937)
Третья пятилетка (1938—1942)
Четвёртая пятилетка (1946—1950)
Пятая пятилетка (1951—1955)
Шестая пятилетка (1956—1960)
Седьмая пятилетка (семилетка) (1959—1965)
Восьмая пятилетка (1966—1970)
Девятая пятилетка (1971—1975)
Десятая пятилетка (1976—1980)
Одиннадцатая пятилетка (1981—1985)
Двенадцатая пятилетка (1986—1990)
Становление и развитие экономической системы СССР было напрямую связано с государственным планированием на основе пятилетнего цикла. Советский опыт в этой сфере востребован многими странами. Начало государственному пятилетнему планированию положено на IV Всесоюзном съезде Советов, проходившем в Москве с 18 по 26 апреля 1927 года.
Предтечей планового измерения экономики стал IV Всесоюзный съезд Советов. В докладе главы Совнаркома Алексея Рыкова подробно освещались итоги развития страны в 1924–1926 годах. Отмечалось, что в связи с преодолением последствий гражданской войны и разрухи начала 20-х требуется системный подход к определению общегосударственных хозяйственных приоритетов и сроков их реализации. Динамику индустриализационного тренда определяют планы, рассчитанные на один-два года, и этот подход целесообразно распространить на все отрасли, резюмировал докладчик.
Пятилетний цикл экономического
планирования был убедительно
обоснован Валерианом Куйбышевым
Валериан Куйбышев, председатель Высшего совета народного хозяйства СССР (ВСНХ), предложил долгосрочный – минимум пятилетний «шаг» экономического планирования. Это связывалось со средним производственным циклом в большинстве отраслей промышленности и в энергетике. Куйбышев также обращал внимание на то, что разработка и реализация проектов по новым видам продукции занимают, как показывает зарубежный опыт, пять-шесть лет. По расчетам, два-три года требуются на сбор, обобщение и анализ социально-экономической информации. Еще примерно два года уйдет непосредственно на разработку плана. Постепенная стабилизация социально-экономической ситуации в СССР – дополнительный фактор в пользу подготовки системных пятилетних программ развития народного хозяйства.
Эти предложения поддержали большинство участников съезда, в том числе почти все коллеги Куйбышева в руководстве ВСНХ и президиуме ВЦИК: Г. К. Орджоникидзе, В. М. Молотов, Г. М. Кржижановский, М. И. Калинин, Р. Э. Классон и др.
Первый пятилетний план (на 1928/29–1932/33 годы) составили в двух вариантах: «Отправной» и «Оптимальный» – с 15–20-процентной разницей в показателях. Но в январе 1929-го руководство страны, понимая необходимость ускоренной индустриализации, постановило выполнять по максимуму. «Оптимальный» вариант в трех томах (1700 страниц) был окончательно утвержден V съездом Советов в мае 1929 года.
Но вскоре выявились порочные стороны «рекордных» показателей: несбалансированное развитие отраслей и предприятий, недостаточная информационная база для планирования и, пожалуй, главное – невозможность быстрой отладки внутри- и межотраслевых связей.
Так или иначе, но именно они выдвинули СССР в число индустриальных лидеров. При этом, как показала советская практика, далеко не все в экономике и социальной сфере поддается директивному планированию, тем более при изменчивости внешней конъюнктуры, при финансовых и других «непредвиденностях». Но в целом системный, а точнее пятилетний принцип доказал свою продуктивность.
Новый этап в планировании начался в СССР с середины 60-х годов и связан с именем Алексея Николаевича Косыгина – Председателем Совета министров. Тогда был взят курс на возрастание роли инициативы и самостоятельности на местах при сохранении директивного управления по основным параметрам деятельности. Такое изменение было продиктовано объективными обстоятельствами: достигнутый уровень социально-экономического потенциала общества требовал демократизации страны (в пределах возможного для правящей партии), в том числе в сфере экономики, включая планирование. В данном случае хорошо просматривается, как субъективное в предуказаниях вынуждено оперировать объективным. Расширение инициативы на местах и повышение стимулирующей роли плановых показателей преследовало одну цель — полнее учесть особенности условий деятельности предприятий разных отраслей, работающих в разных регионах. Однако при новом порядке планирования по-прежнему сохранялась ведущая роль централизованного диктата.
Рекомендательно-прогнозное (индикативное) планирование с успехом и не первый год используется в Индии, КНР, Бразилии, Венесуэле, ЮАР, Южной Корее, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. А также в Белоруссии и Туркмении, Казахстане и Узбекистане, Израиле и Пакистане. Как и в Японии, Канаде, Австралии и Новой Зеландии, малых государствах Европы, в большинстве членов ОПЕК, включая Иран и Саудовскую Аравию.
Альберт Эйнштейн, комментируя итоги восстановления экономики регионов СССР, пострадавших от фашистской оккупации, пророчествовал в 1948 году: «Когда-нибудь наступит день, когда все нации будут благодарны России за то, что она, несмотря на величайшие трудности, продемонстрировала практическую осуществимость планового хозяйства».
Франклин Рузвельт не скрывал, что США для преодоления Великой депрессии воспользовались опытом СССР в части государственного регулирования экономики. С 1939 года под патронатом администрации президента там стали создаваться крупные организации по долгосрочному и стратегическому планированию (по штатам, отраслям, внешней торговле и капиталовложениям). Хотя к 80-м годам оно трансформировалось главным образом в прогнозные модели – в силу мировоззренческого господства неолибералов с их концепцией абсолютно свободного рынка. Но многие крупные американские корпорации, по масштабам деятельности превосходившие советские отраслевые министерства, в 30–70-е годы осуществляли внутрикорпоративное планирование в основном директивными методами. Они применяются и сегодня.
Кстати, американский экономист Джон Кеннет Гэлбрейт (1908–2006) буквально заклинал российских «реформаторов»: «Только не трогайте Госплан!».
Планирование как инструмент государственной политики РФ
В условиях частнокапиталистической формы хозяйствования, непредсказуемости поведения субъектов рынка, зависимости от внешней конъюнктуры общегосударственное планирование весьма затруднено.
Производственное планирование перешло от органов власти к хозяйствующим субъектам. Планирование сохраняет директивный характер, т.е. обязывает действовать в определенном направлении, если его объектом является государственный сектор, использование бюджетных средств. На основе утверждаемых показателей государственного бюджета Минфин России доводит планы доходов и расходов до подведомственных организаций.
Национальное хозяйство в целом является объектом целевого прогнозирования и стратегического планирования. Содержательную часть государственных планов составляют макроэкономические, финансовые показатели, социальные и другие нормативы. Государственное планирование отдельно взятых отраслей, комплексов, регионов осуществляется на основе разработки целевых комплексных программ.
В качестве документов государственного планирования законодательно и нормативно определены разработка прогнозов социально-экономического развития, государственного бюджета, программы социально-экономического развития на среднесрочный период, перспективного финансового плана, сводного финансового баланса, плана мобилизационной подготовки экономики.
Министерство экономического развития и торговли РФ с участием других федеральных органов исполнительной власти РФ разрабатывает сценарные условия (целевые параметры, основные показатели, решения и меры по направлениям государственной политики).
Органы федеральной исполнительной власти и субъектов РФ разрабатывают:
• • варианты прогнозов развития отраслей и регионов по основным показателям;
• • планы развития государственного сектора, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом.
Федеральные министерства и ведомства при подготовке прогнозов социально-экономического развития и проектов федерального бюджета рассматривают и учитывают предложения администраций субъектов РФ по объемам поставок продукции для федеральных государственных и других нужд, по финансированию инвестиционных проектов, в том числе за счет иностранных кредитов.
Соответствующие федеральные органы представляют прогнозы формирования и расходования средств государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов, развития рынка ценных бумаг, банкротств предприятий, экономического сотрудничества в рамках СНГ, платежного баланса.
Прогнозы базируются на демографических, экологических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других показателях. Исходным в прогнозировании является анализ динамики основных макроэкономических показателей и индикаторов:
ВВП в сопоставимых ценах;
• доходов (расходов) федерального бюджета, % к ВВП (с учетом расходов по обслуживанию государственного долга);
• объема промышленной продукции;
• объема инвестиций в основной капитал;
• экспорта (импорта), включая неорганизованную торговлю;
• потребительских цен на товары и платные услуги населению;
• номинальных, реальных располагаемых денежных доходов населения;
• численности безработных.
Основной формой перспективного государственного планирования служит разработка целевых комплексных программ.
Целевая комплексная программа рассматривается как целостный объект управления независимо от ведомственной принадлежности участников. Оно осуществляется специально учреждаемым органом или путем перераспределения прав и обязанностей действующих структур с использованием рычагов координации.
Комплексные программы подразделяются на подпрограммы исходя из необходимости рациональной организации управления их разработкой. Подпрограмма включает задания, направленные на реализацию одной или нескольких задач, определяет промежуточные цели.
Исходя из характера поставленных целей, разрабатываются программы конъюнктурного и структурного характера. Первые из них решают задачи текущей сбалансированности и стабилизации экономики в краткосрочном временном интервале (продолжительность до двух лет), вторые — предполагают решение среднесрочных (от трех до пяти лет) и долгосрочных (свыше пяти лет) проблем качественных преобразований экономики, глобальных изменений ее основных структур. По значимости программы могут иметь статус президентских, федеральных, региональных (республики, края, области), местных (районы, округа).
Программно-целевое планирование отличается от директивного не степенью обязательности выполнения плана, а способом принятия обязательств. При директивном планировании задание доводится специальным органом, при программно-целевом планировании хозяйствующий субъект добровольно принимает на себя задание и несет полную ответственность за его выполнение.
Хозяйствующие субъекты включаются в государственные планы и программы также способом квотирования производства и реализации отдельных видов продукции для государственных нужд. Предприятия представляют планы о намечаемых объемах производства с необходимыми обоснованиями. Квоты определяют объем производства в соответствии с балансами производства и потребления данного вида продукции.
Программно-целевое планирование отличается от директивного не степенью обязательности выполнения плана, а способом принятия обязательств. При директивном планировании задание доводится специальным органом, при программно-целевом планировании хозяйствующий субъект добровольно принимает на себя задание и несет полную ответственность за его выполнение.
Знание принципов и методов научного предвидения помогает специалистам, занимающимся управленческой деятельностью, понимать суть происходящих явлений и принимать верные решения в различных ситуациях.
Научное предвидение — это опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления. Научное предвидение может иметь форму: предсказания, которому присущ описательный характер, или форму предуказания, когда указываются необходимые действия для достижения цели.
Прогноз, т. е. научное исследование, направленное на определение перспектив развития явления.
Планирование— это проекция в будущее для достижения поставленной цели при определенных условиях и возможностях.
Программирование— это установление основных положений, которые в дальнейшем могут быть конкретизированы в виде планов.
Проектирование (от латинского projectus, что означает "брошенный вперед") - это процесс составления описания, необходимого для создания в заданных условиях еще не существующего объекта по первичному описанию путем детализации, дополнения, расчетов и оптимизации.
Три особенности прогноза и плана.
1.Прогноз связан с объективным течением жизни и исходит из ее диалектического понимания, когда необходимость пробивает себе дорогу среди случайностей; план же включает решение, волю и ответственность лиц, его принявших, с целью преобразования действительности.
2.Для прогноза характерно вероятностное наступление события; план рассматривает это событие как цель деятельности.
3.Для прогноза характерны альтернативные пути и сроки достижения события; для плана характерно решение относительно системы мер, предусматривающих последовательность, порядок, сроки и средства достижения нужного события.
Прогноз часто используется в процессе планирования. Присутствие в плане прогноза, который включает в себя прошлые тенденции явления, обычно повышает точность принимаемого решения, то есть прогноз становится как бы частью плана, начальным этапом его обоснования. План без прогноза — это административная акция. Таким образом, прогноз и план имеют много общего.
Различия прогноза и плана заключаются: во-первых, в способе оперирования информацией о будущем: прогноз — это вероятность, план — это решение; во-вторых, в количественной оценке будущего: прогноз — это диапазон (интервал) значения, план — конкретная величина; в-третьих, в отношении к свободе: прогноз — это необязательность действий, план — обязательность исполнения.
Современные прогнозы и планы отличаются от прошлых, прежде всего методологией обоснования. Повышение уровня обоснования прогнозов и планов свидетельствует о накопленном и используемом человечеством опыте научного подхода к разработке образа будущего. История экономических прогнозов и планов тесно связана с историей прогнозирования вообще, в которой можно выделить три ветви:
1)религиозные представления о будущем, связанные, например, с перевоплощением души, ее реинкарнацией;
2) утопические теории о лучшем будущем (Томаса Мора, Кампанеллы и др.);
3) философско-исторический подход к формированию образа будущего, в том числе экономический прогноз будущего.
В древние века человечеством были разработаны определенные представления о будущем общества. С современной точки зрения эти воззрения считаются примитивными, однако сильный философский аспект делает их в настоящее время весьма привлекательными. К таким воззрениям можно отнести теории Лао-Цзы, Конфуция, Платона и др. В средние века в представлениях о будущем ощущалось сильное влияние социально-технических утопий (Р. Бекона, Спинозы и др.). Были распространены концепция регресса и теория циклов при признании линии общего прогресса и предсказуемости мира. Прогресс понимался как следствие совершенствования человеческого разума и влияния внешних факторов. Преобладало упрощенное понимание мира, так называемый позитивизм, когда предсказательная функция науки осуществлялась как логический вывод из анализа и диагноза. В России значительный вклад в разработку представлений о будущем внесли такие мыслители как А. Радищев, А. Герцен, Н. Чернышевский.
Прогноз — это результат процесса прогнозирования, выраженный в словесной, математической, графической или другой форме суждения о возможном состоянии объекта и его среды в будущий период времени.
Виды прогнозов
Признаки классификации прогнозов
Виды прогнозов
Временной охват (горизонт прогнозирования)
краткосрочные
среднесрочные
долгосрочные
Типы прогнозирования
экстраполятивное
альтернативное
Степень вероятности будущих событий
вариантные
инвариантные
Способ представления результатов прогноз
точечные
интервальные
Одна из классификаций методов прогнозирования
Формализованные методы:
• Метод эстраполяции трендов;
• Методы корреляционного и регрессионного анализов;
• Методы математического моделирования.
Экспертные методы прогнозирования:
1. Индивидуальные методы
• Метод составления сценариев;
• Метод «интервью»;
• Метод аналитических докладных записок.
2. Коллективные методы
• Метод анкетных опросов;
• Метод «комиссий»;
• Метод «мозговых атак»;
• Метод «Дельфи».
• Экспертиза: анкетирование, интервьюирование, метод мозговой атаки (штурма), метод контрольных вопросов, метод аналитических докладных записок, метод лицом к лицу, метод ситуационного анализа, метод суда, метод «комиссий» («круглого стола»), «дельфийская техника» (метод «Дельфи».
Фактографические методы: экстраполяция, трендовая модель, тренд-анализ, интерполяция, моделирование, математическое моделирование, сценарии, «прогнозы до абсурда» и пр.
Статистические методы: корреляционный анализ, регрессионный анализ, факторный анализ.
Качественные методы в сравнении с количественными методами
Качественные методы прогнозирования — субъективны, основаны на мнении и суждении потребителей, экспертов. Качественные методы подходят тогда, когда отсутствуют исторические данные. Данные методы применяются, как правило, для среднесрочных и долгосрочных решений. Примерами качественных методов прогнозирования являются исследование рынка, метод Делфи, историческая аналогия жизненного цикла и т.д.
Количественные модели прогнозирования используются для прогнозирования будущих данных в виде функции от исторических данных. Они подходят для использования, когда исторические числовые данные доступны и когда ожидается сохранение динамики данных в будущем. Эти методы, как правило, применяются для краткосрочного и среднесрочного прогнозирования. Примерами количественных методов прогнозирования являются: скользящие средние, экспоненциальное сглаживание, мультипликативные сезонные индексы и т.д.
Метод средних
В данном подходе прогнозирования, все будущие значения принимаются равными средним значениям исторических данных. Этот подход может быть использован для любых исторических данных.
Метод усреднения позволяет разработать прогноз, основываясь на среднем значении прошлых наблюдений.
«Наивный» подход
Наивный метод основан на предположении, что будущее лучше всего характеризуется последними изменениями. Метод основывается на предположении о том, что прогнозируемые показатели в будущем периоде равно показателям предшествующего периода. Наивный прогноз позволяет работать при отсутствии исторических данных. Наивный прогноз понятен, прост в подготовке, быстр в реализации, не требует, фактически, никаких затрат. Основным недостатком наивного прогнозирования является вероятная низкая точность прогноза.
Методы искусственного интеллекта
• Искусственные нейронные сети
• Групповые методы обработки данных
• Метод опорных векторов
В настоящее время по данной категории активно применяются следующие методы в специализированных программах:
• Data mining (Интеллектуальный анализ данных)
• Machine Learning (Машинное обучение)
• Pattern Recognition (Распознавание образов)
Сущность и функции планирования
Планирование в организации – это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей. В современном отечественном производстве функции планирования на предприятиях определяют не только основной предмет планово-экономической деятельности, но и главным образом объект этого планирования.
Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.
На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли.
План – это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата.
План содержит такие этапы, как:
- цели и задачи; пути и средства их реализации;
- ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач;
- пропорции, т.е. поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства;
-организацию выполнения плана и контроль.
Планирование внутрипроизводственной деятельности является на предприятии важной функцией управление производством. Общие функции управления непосредственно относятся к плановой деятельности предприятий, а они в свою очередь служат их основой. Основные экономические, организационные, управленческие и социальные функции предприятия должны быть в процессе планирования его развития тесно связаны с избранной хозяйственной деятельностью и достаточно полно отражаться как в краткосрочных, так и в долгосрочных планах.
2. Цели и задачи планирования на предприятии
Важнейшими целями, которые преследуются в планировании на предприятии, как правило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке. На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли.
С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.
К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся:
- формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития организации;
- обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить организация в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;
- планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;
- определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;
- проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.
3. Объект и предмет планирования на предприятии
В качестве предмета планирования, как науки, выступают отношения, которые складываются между участниками производственного процесса по поводу установления и реализации приоритетов, пропорций и комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение.
Объектом планирования является деятельность организации, набор ее функциональных направлений.
А основными функциями (видами деятельности) являются:
- хозяйственная деятельность (главной задачей которой является получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических потребностей собственника и членов трудового коллектива};
- социальная деятельность (обеспечивает условия для воспроизводства работника и реализации его интересов: оплата труда, безопасность условий труда и т.д.);
- экологическая деятельность (направлена на снижение и компенсацию отрицательного воздействия его производства на природную среду)
4. Принципы планирования
В современной практике планирования помимо рассмотренных классических широкую известность имеют общеэкономические принципы.
1. Принцип комплексности. На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от уровня развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов. Все они образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующим изменениям многих других экономических показателей. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия.
2. Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами.
3. Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив
4. Принцип пропорциональности, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия.
5. Принцип научности, т.е. учет последних достижений науки и техники.
6. Принцип детализации, т.е. степени глубины планирования.
7. Принцип простоты и ясности, т.е. соответствия уровню понимания разработчиков и пользователей плана.
5. Методы планирования
В зависимости от главных целей или основных подходов используемой информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования:
- Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребностей в оборотных средствах и т.д.
- Балансовый метод заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется при сравнении потребности в ресурсах и их наличия, при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды - фонд накопления, фонд потребления и др.
- Бюджетный метод (бюджетирование). Для организации системы анализа планирования денежных потоков на предприятии, адекватной требованиям рыночных условий, рекомендуется создание современной системы управления финансами, основанной на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов предприятия. Система бюджетов позволит установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии.
- Экономико-математическое моделирование заключается в установлении количественных взаимосвязей между показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляется собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т.д.)
- Программно-целевой метод - система методов планирования и управления программой, которая включает в себя: оценку и выбор проблем, для решения которых будут разрабатываться программы; формирование и оптимизацию программ; определение требуемых ресурсов и распределение их между элементами программ; организацию системы управления программой и обеспечения организационного воздействия; координацию и контроль работ по программам. П
Программно-целевой метод планирования - процесс выработки и принятия не одного, а совокупности многообразных, разнохарактерных, принимаемых на разных уровнях, но тесно взаимосвязанных решений.
-Расчетно-аналитический метод основан на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов.
- Экспериментальный метод – это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.
- Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия. Сверху-вниз, снизу вверх и встречное.
6. Виды планирования, их содержание и задачи
Планирование имеет свои виды:
В зависимости от длительности (сроков) планового периода:
1. Долгосрочное планирование (перспективное, стратегическое, прогнозирование) - планирование сроком от 5 лет и более;
2. Среднесрочное планирование - сроком от года до пяти;
3. Краткосрочное планирование:
• Текущее (годовое, полугодовое, квартальное, планирование на месяц)
• Оперативное (на декаду, неделю, сутки, смену, час).
В зависимости от содержания хозяйственной деятельности:
1. Планирование производства;
2. План сбыта;
3. План материально-технического снабжения;
4. Финансовое планирование.
С точки зрения организационной структуры предприятия:
1. Общее планирование деятельности фирмы;
2. Планирование деятельности отдельных подразделений;
3. Планирование деятельности дочерних предприятий и филиалов.
В зависимости от направленности и характера решаемых задач:
1.Стратегическое или перспективное планирование;
2. Среднесрочное планирование;
3. Тактическое (текущее или бюджетное).
Типы планирования
Типы планирования различаются также в зависимости от того, ориентированы ли основные идеи планирования в прошлое, настоящее или будущее. В этом смысле выделяются 4 типа планирования: реактивное (нацеленное в только прошлое), инактивное (приспосабливающееся только к настоящему), преактивное (предпочитающее смотреть только в будущее) и интерактивное (ориентированное на взаимодействие всех лучших идей планирования).
Реактивное планирование (возврат к прошлому). Представители реактивного планирования свои идеалы и способ существования находят в прошлом. Они отрицают все достижения сегодняшнего дня и с этой точки зрения негативно относятся к технике и современному технологическому обществу.
Основной метод реактивного планирования — это генетический подход. То есть всякая проблема исследуется с точки зрения ее возникновения и прошлого развития. Найти в прошлом причину проблемы, подавить ее или сдержать — и проблема исчезнет.
Экономическая организация воспринимается сторонниками реактивного планирования как устойчивый, стабильный, хорошо налаженный механизм. Все происходящее в организации заранее известно. Управляться она должна сверху вниз при помощи личного авторитета высшего руководителя и его отцовского отношения к подчиненным.
Реактивное планирование опирается на предшествующий опыт и осуществляется снизу вверх. Первоначально выясняются нужды нижних подразделений, которые оформляются в планы этих подразделений. Собранные материалы передаются руководству следующего уровня, которое корректирует и редактирует их и передает на следующий уровень и т.д. — до окончательного выбора и подготовки сводного проекта. Вторично общий план более низкими подразделениями не корректируется.
Недостатки реактивного планирования заключаются в следующем.
1. Оно рассматривается не как система, а как простая единица, совокупность элементов, вследствие этого оказывается потерянным положительный эффект взаимодействия отдельных частей целого (например, отдела маркетинга и отдела производства) называемый синергическим эффектом.
2. Планирование проводится без достаточного учёта объективных обстоятельств сегодняшнего дня и будущих изменений; не соблюдается принцип гибкости.
3. Реактивное планирование — это функция в основном только высшего руководства (не соблюдается принцип участия). Для участия в планировании приглашаются, как правило, люди, «обладающие опытом», то есть старшее поколение, в определенной мере игнорируются возможности молодых сотрудников.
4. Поскольку запросы нижних уровней организации учитываются только однажды, а затем корректируются в сторону снижения, руководители нижестоящих подразделений стремятся завысить уровень своих запросов и тем самым увеличивают непроизводительные затраты дефицитных экономических ресурсов, способствуют их неэффективному накоплению. Реактивное планирование снижает общую эффективность хозяйственной деятельности экономической организации.
Нужно отметить, что у реактивного планирования есть также и положительные черты. К его достоинствам относятся:
-постоянное обращение к истории, к прошлому опыту, из которого можно многое почерпнуть;
-сильное ощущение преемственности, охраняющее от резких и необдуманных изменений;
-сохранение традиций, создающее чувство безопасности у работников предприятия.
Инактивное планирование (инертность). При инактивном планировании не считается нужным возвращаться в прошлое и вместе с тем стремиться к движению вперед.
Этот тип планирования воспринимает существующие условия как достаточно хорошие, по крайней мере, как приемлемые. Удовлетворение настоящим — отличительная черта инактивизма. Характерным для него является также представление о том, что равновесие в положении экономической организации достигается естественным путём, автоматически. А значит, главным принципом планирования должно быть правило: «Планировать минимум необходимого, чтобы не изменить естественного хода вещей».
В планировании большую часть времени занимают собирание фактов и их первичная обработка. Аналитические отделы бывают чрезвычайно раздуты — нужно постоянно «держать руку на пульсе». Наиболее ценными работниками признаются не те, кто обладают наибольшим опытом, а те, кто умеет схватить суть происходящего, имеет многочисленные связи.
Недостатками инактивного планирования являются следующие.
1. Неспособность приспосабливаться к изменениям. Хорошо идёт работа только в стабильных, благоприятных условиях. При этом выживают только те из предприятий, чьи доходы не зависят от рынка, а формируются из бюджетных средств, но и бюджетные организации выживают только в том случае, если материальное состояние общества велико и оно может обеспечить бюджет необходимыми финансовыми ресурсами. В российской экономике бюджетные организации, применяющие инактивное планирование, обречены на вымирание.
2. Слабое использование творческого потенциала сотрудников фирмы, ограничение их служебной самостоятельности.
Положительной стороной инактивного планирования является осторожность в планировании хозяйственной деятельности.
Преактивное планирование (упреждение). Преактивное планирование ориентировано в основном на будущие изменения.
В противовес инактивистам, преактивисты стремятся ускорить изменения, побыстрее приблизить будущее. Особенно важной у преактивистов считается возможность угадать вероятные направления изменений и оседлать их «в первую волну», для того, чтобы достичь своих целей; причем эти цели обычно связывают не только и не столько с увеличением прибыльности, сколько с выживанием и ростом организации.
Преактивное планирование ориентируется не на минимизацию усилий, а на поиск оптимальных решений. Из нескольких вариантов развития преактивисты выбирают тот, который представляется оптимальным с экономической точки зрения.
Преактивисты положительно относятся к технике и к научным, в том числе экономико-математическим методам планирования.
Планирование осуществляется сверху вниз: на высших уровнях прогнозируются внешние условия, формулируются цели и стратегии, затем определяются цели низших уровней и программы их действий.
Недостатки преактивного планирования:
-слабое использование накопленного опыта;
-недостаточное внимание к повседневным нуждам организации;
-чрезмерное увлечение новыми методами исследований, когда к каждому методу относятся как к панацее.
Основным достоинством преактивного метода является адекватная оценка преактивистами внешней среды и стремление учесть факторы внешней среды в процессе планирования.
Основные методы планирования.
В зависимости от главных целей или основных подходов используемой информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования:
Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребностей в оборотных средствах и т.д.
Балансовый метод заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется при сравнении потребности в ресурсах и их наличия, при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды – фонд накопления, фонд потребления и др.
Бюджетный метод (бюджетирование). Для организации системы анализа планирования денежных потоков на предприятии, адекватной требованиям рыночных условий, рекомендуется создание современной системы управления финансами, основанной на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов предприятия. Система бюджетов позволит установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии.
Экономико-математическое моделирование заключается в установлении количественных взаимосвязей между показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляется собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т.д.)
Программно-целевой метод – система методов планирования и управления программой, которая включает в себя: оценку и выбор проблем, для решения которых будут разрабатываться программы; формирование и оптимизацию программ; определение требуемых ресурсов и распределение их между элементами программ; организацию системы управления программой и обеспечения организационного воздействия; координацию и контроль работ по программам. Программно-целевой метод планирования – процесс выработки и принятия не одного, а совокупности многообразных, разнохарактерных, принимаемых на разных уровнях, но тесно взаимосвязанных решений.
Расчетно-аналитический метод основан на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов.
Экспериментальный метод – это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.
Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия.
Сверху-вниз, снизу вверх и встречное
Бабич, Т.Н. Планирование на предприятии: Учебник / Т.Н. Бабич, Ю.В. Вертакова. - М.: КноРус, 2018. - 799 c.
Вайс, Е.С. Планирование на предприятии (организации): Учебное пособие / Е.С. Вайс. - М.: КноРус, 2017. - 480 c.
Шаляпина, И.П. Планирование на предприятии АПК: Учебное пособие / И.П. Шаляпина, О.Ю. Анциферова, Е.А. Мягкова. - СПб.: Лань, 2017. - 176 c.