Первые философы и их учения
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1. ПЕРВЫЕ ФИЛОСОФЫ И ИХ УЧЕНИЯ
Первых философов-мудрецов, поставивших проблему первоначала
мироздания, называли физиками, от греческого слова φύσις (фюзис), которое
в переводе означает природа. Такое название мудрецы получили не
случайно: за первоисточник мира все они принимали ту или иную
природную стихию, считая, что именно она пронизывает все существующие
явления, объединяя их в гармоничный космос.
Родоначальником
древнегреческой,
а,
следовательно, и всей европейской, философии
является Фалес Милетский, который жил в VII-VI
в.в. до н.э. (рис. 1). Необходимо подчеркнуть, что
Милетский – это не фамилия мудреца, а указание на
город, в котором он жил, творил и был прославлен.
Этот город назывался Милет, он находился на
Восточном
побережье
Средиземноморья
в
древнегреческой Ионийской колонии. Письменных
Рис. 1.
трудов, в которых философ изложил свои
Фалес Милетский
представления о первоначале мира, практически не
сохранилось. О взглядах Фалеса Милетского, как, впрочем, и других
мудрецов-физиков, известно из исследований Аристотеля (IV в. до н.э.),
который, опираясь на первоисточники, тогда еще существовавшие,
систематизировал учения, распределяя их по школам. Так, Фалес Милетский
считается не только первым философом-физиком, но и создателем
Милетской натуралистической школы философии. За первоначало
мироздания этот мудрец принимал воду, не ту, которую мы используем в
повседневной действительности в бытовых нуждах, но которая обладала
одухотворенными свойствами, по сути, была обожествленной. Современный
поэт, физик по своей специальности, А. Грязнов так охарактеризовал взгляды
философа:
Всё есть вода, — сказал Фалес,
Мудрец из мудрецов, —
Мы распознаем ход небес,
Без помощи жрецов.
Раскрыть все тайны до одной
Судьбой назначен грек.
Вселенная нам — дом родной.
Свободен человек!
Свои представления Фалес Милетский доказывал следующим
рассуждением: вода является источником жизни, из нее возникает,
зарождаясь, существование любой вещи, это существование в течение
времени поддерживается водою, умирая, все вновь в нее возвращается.
Таким образом, мудрец не только высказал свои предположения о
первоначале мира, но и попытался их доказать, тем самым введя в
познавательный процесс метод доказательства,
который впоследствии стал применяться в
математике и других науках. Однако, исходя из
представлений Фалеса Милетского, было трудно,
практически
невозможно,
обосновать
существование такой стихии, как огонь.
Ученик мудреца, продолжатель его дела,
также
принадлежавший
Милетской
школе
философии, Анаксимандр, живший в VI-V в.в. до
н.э. (рис. 2), принимал за первоначало природной
реальности апейрон (ἄπειρον). В переводе с
Рис. 2.
греческого это слова означает неопределенное,
Анаксимандр
безграничное. По мнению философа, апейрон
представляет собой неопределенное, бесконечное пространство, из которого
в процессе движения возникают различные материальные вещи.
Каждый предмет, появляющийся из апейрона, обладает своими
уникальными свойствами, которые актуализируются, развиваются по
определенному закону, характеризующему существование именно этого
предмета. Исполнив закон своего существования, предмет «умирает» возвращается в апейрон. Несмотря на то, что нигде в природной реальности
невозможно обнаружить такое явление как апейрон, что доказывало бы
материальность, физическую сущность этого
первоначала, учение Анаксимандра относится к
натурфилософским. Объясняется это тем, что если
все вещи материального мира доступны нам
чувственно, то чувственно постижимым является и
пространство, из которого эти вещи состоят.
Учеником Анаксимандра, продолжившим
изыскания природного первоначала мироздания и,
тем самым, развитие традиций Милетской школы
философии, был Анаксимен, живший в V в. до н.э.
(рис. 3). Источником материального мира он считал
Рис. 3.
Анаксимен
воздух – стихию, которая, будучи неопределенной и
безграничной, как апейрон Анаксимандра, обладает
уникальными свойством сжатия и разряжения. Важным аспектом учения
Анаксимена является признание сжатия и расширения противоположными,
но равнофункциональными состояниями, в которых пребывает воздух. При
сжатии воздух превращается в воду, землю, потом становится камнем.
Разряжаясь, воздух приближается к огненной стихии, которая заполняет
межзвездное пространство и которую Анаксимен называет эфиром. Из эфира
образуются все космические тела: звезды, планеты, кометы. Таким образом,
беспредельный воздух объемлет собой весь космос – гармоничное
мироздание в своей целостности, придает жизнь процессам и явлениям,
соединяет их в единство.
Другой древнегреческий философ-физик,
который по своим взглядам не принадлежал ни
Милетской школе философии, ни какой либо
другой,
Гераклит
Эфесский,
живший
в
древнегреческом городе Эфес в VI-V в.в. до н.э.
(рис. 4), был убежден в том, что первостихией
мира является огонь. По мнению этого мудреца,
огонь обладает уникальным качеством, которым
наделяется возникающий из него мир. Это
качество – изменчивость. До наших дней дошло
Рис. 4.
одно из высказываний Гераклита, которое
Гераклит Эфесский
поясняет представление об изменчивости так:
«Этот космос, тот же самый для всех, не создал
никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым
огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим» [1, с. 16].
Различные меры огня находятся в различных предметах и явлениях,
определяя их индивидуальные, сущностные качества, а также их способность
взаимодействовать друг с другом. Взаимодействие осуществляется по
принципу «единства противоположностей», образуя целостный потокконтинуум, в котором динамично проходит текучая жизнь космоса.
Например, пара противоположностей горячее – холодное образует «горячехолодный» континуум, потому что их единство, общая сущность,
характеризуется температурой. Также пара день – ночь, взаимодействуя по
принципу «единства противоположностей», образует темпоральную
(временную) целостность под названием сутки.
Таким образом, изменчивость огня, мерами разгорающегося и мерами
затухающего, характеризует сущность, главное качество, материальнопредметного мира – текучесть, динамизм, бесконечный процесс смены тех
или иных состояний. Интересным с точки зрения первой философской
проблематики – поиска первоначала мироздания – является учение
Демокрита Абдерского, жившего в древнегреческом городе Абдеры в V – IV
в.в. до н.э. (рис. 5). По мнению этого философа,
огромный материальный мир, вся Вселенная состоит
из мельчайших первокирпичиков, частиц, которые
он назвал атомами (ατομος), что в переводе с
греческого означает – нерассекаемый, неделимый.
Демокрит был убежден в том, что атомов существует
множество, они различаются по размерам, плотности
и являются вечными, ниоткуда не возникающими и
никуда не исчезающими элементами. Они хаотично,
беспорядочно, с большой скоростью движутся в
Рис. 5.
пустоте, сталкиваются друг с другом и по принципу
Демокрит Абдерский
«подобное
притягивается
к
подобному»
соединяются, образуя предметы, явления, космос. В силу того, что движение
не подчинено никаким закономерностям, а единственный принцип
соединения атомов – это их подобие по внешним признакам, то гармония
космоса, его красота и порядок – это случайное явление. Философ доказывал,
что
случайность
возникновения
Вселенной,
ее
существование,
неподчиненное никаким правилам, служит основанием того, что и ее
разрушение – дело случая. Причем космос может распасться на
элементарные частицы в любой момент времени и вне зависимости от какихто причин, просто так, случайно.
Вывод по характеристике первых философских учений, связанных с
проблематикой поиска первоначала мироздания и объяснения его красоты и
гармонии, можно свести к двум пунктам:
представления
философов-физиков
носят
материалистический,
созерцательный характер. Это свидетельствует о том, что человек в эпоху
осевого времени наблюдает за реальностью со стороны, созерцает ее и
стремиться объяснить существующие в мироздании явления из тех
причин, которые доступны ему с помощью органов чувств;
принимая за первоисточник мироздания различные материальные стихии,
которые по своим качествам противоположны и взаимно дополняют друг
друга, первые философы-мудрецы не решили проблему первоначала, но
только поставили ее. Даже из краткого, весьма поверхностного описания
их учений видно, что для объяснения и доказательства своих взглядов
они создавали новые понятия, вводили новые обороты речи – все это
указывает на творческий характер их философствования.
Литература
1. Перекличка веков. Размышления, суждения, высказывания. Составитель
Носков В. Г. Москва: «Мысль», 1990.