Перспективы развития профессии Педагог по физической культуре и спорту
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №1
Перспективы развития профессии Педагог по физической культуре и спорту.
Перспективы развития любой специальности в области образования напрямую зависят от политики государства, проводимой в этой сфере.
Но именно педагог по физической культуре и спорту прослеживает перспективы развития своей профессии опираясь на Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (глава III (Развитие человеческого потенциала), пункт 3(Развитие физической культуры и спорта), пункт 4 (Развитие образования), пункт 9 (Молодежная политика)), Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации, Государственную политику в области ФК и С в целом.
Стратегическая цель государственной политики в сфере физической культуры и спорта - создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта.
Реализация этой цели будет осуществляться по следующим направлениям.
Первое направление - развитие системы массовой физической культуры и спорта, физического воспитания, в том числе:
развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства, расширение количества спортивных сооружений;
развитие системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, создание детских спортивных школ, а также секций и спортивных клубов для детей и взрослых;
осуществление комплекса мер по материально-техническому оснащению и кадровому обеспечению сферы физической культуры и спорта.
Второе направление - повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене, в том числе:
модернизация системы подготовки спортивного резерва, научно-педагогических кадров в сфере спорта высоких достижений, формирование системы непрерывной подготовки тренерско-преподавательского состава;
Установлены следующие целевые ориентиры развития физической культуры и спорта:
подготовка нормативно-правовой базы в части обеспечения государственных стандартов, регламентов, финансовых нормативов;
увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе учащихся;
увеличение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями;
увеличение доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общем количестве занимающихся физической культурой и спортом.
Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач.
Первая задача - обеспечение инновационного характера базового образования, т.е.:
обновление структуры сети образовательных учреждений (формирование федеральных университетов, национальных исследовательских университетов);
обеспечение компетентностного подхода (взаимосвязи академических знаний и практических умений);
увеличение объема средств, направляемых на финансирование научных исследований в вузах;
обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;
обеспечение увеличения оплаты труда работникам образовательных учреждений в зависимости от качества и результатов их труда до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в сфере экономики и выше его.
Вторая задача - модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе:
создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;
создание условий для качественного образования и успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья;
создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
Третья задача - создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, формирование системы непрерывного образования военнослужащих, включая переподготовку при завершении военной службы.
Четвертая задача - формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.
Сегодня нужны специалисты, которые сами способны создавать рабочие места для себя и для своих сверстников. Так, из выпускников института физической культуры, необходимо готовить не просто хороших тренеров и педагогов, но и менеджеров, способных организовать профессиональные клубы с услугами, направленными на оздоровление всех категорий населения.
Необходимо создание системы независимой общественно-профессиональной аккредитации программ обучения, распространение практики общественно-профессиональной сертификации выпускников образовательных программ, вхождение в международные ассоциации по аккредитации образовательных программ и учреждений;
создание системы общественных рейтингов образовательных учреждений, программ непрерывного профессионального образования. Все это обеспечит беспрепятственное вхождение в международную образовательную среду педагогов по ФК и С без переаттестации за рубежом.
Развитие системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта в настоящее время в первую очередь связано с осознанием необходимости сохранения и укрепления здоровья населения средствами физической культуры и спорта. Возрождаются престижность и традиции физического совершенствования не только среди молодежи, но и среди других возрастных групп. Если при классическом образовании по физической культуре и спорту внимание акцентировалось на работе учителей физической культуры и тренеров, работающих с детьми, то в настоящее время все более возрастает потребность в специалистах, умеющих работать с разными возрастными группами людей с различным состоянием здоровья с учетом интересов личности.
Актуальнейшей проблемой эффективности дополнительного образования является степень подготовленности преподавателей. Особенности обучения взрослых предопределяют повышение требований к профессионализму преподавателей, их умению обучать по конкретной учебной дисциплине с учетом целевой установки обучающихся, уровня их образования, специфики профессиональной деятельности.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров, являясь одним из этапов непрерывного образования, имеют ряд существенных особенностей в организации учебного процесса, связанных в первую очередь со спецификой обучения взрослых.
В последние годы все больше заявок на профессиональную переподготовку поступает от специалистов биологического и медицинского профиля, желающих получить дополнительное профессиональное образование по оздоровительным технологиям. К сожалению, данная категория обучающихся не всегда имеет достаточный опыт физкультурно-спортивной деятельности, что осложняет процесс освоения ими обязательного модуля, и приходится продолжать более глубокое изучение, модернизируя вариационные модули.
Учитывая такие принципы законодательства РФ как:
1) обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения;
2) единство нормативной правовой базы в области физической культуры и спорта на всей территории Российской Федерации;
3) установление государственных гарантий прав граждан в области физической культуры и спорта;
5) обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
7) содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите;
8) непрерывность и преемственность физического воспитания граждан, относящихся к различным возрастным группам;
9) содействие развитию всех видов и составных частей спорта, в том числе детско-юношеского спорта, школьного спорта и студенческого спорта, с учетом уникальности спорта, его социальной и образовательной функций, а также специфики его структуры, основанной на добровольной деятельности его субъектов,
можно говорить о широких перспективах развития профессии Педагог по физической культуре и спорту.
Основное направление на пути модернизации предмета физического воспитания в основных и профильных школах должно рассматриваться как построение системы обучения на использовании спортивных комплексов и новейшего спортивного оборудования, а главное повышение самого качества обучения при формировании физического здоровья человека. Оценки предыдущего периода реформирования среднего образования разные.
Важной задачей является привлечение молодежи в спортивную науку. Необходимо разработать комплекс мер по стимулированию молодых ученых, работающих в области приоритетных направлений научных исследований по спортивной науке.