Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Педагогика

  • 👀 542 просмотра
  • 📌 513 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Педагогика» doc
Установочная лекция по дисциплине «Педагогика» Уважаемые магистранты! Вы приступаете к изучению педагогики. Главная цель обучения этой дисциплине в рамах магистратуры заключается в становлении и развитии у магистрантов базовой профессиональной педагогической компетентности на основе освоения системы знаний о сущности педагогического процесса, педагогической деятельности и ее задачах посредством совершенствования их жизненного и образовательного опыта. Подробно с целями и содержанием учебного материала вы можете познакомиться в рабочей программе дисциплины «Педагогика». На протяжении работы над материалами курса Вам предстоит осуществлять следующие виды деятельности: 1. Информационно-коммуникативная деятельность, которая предполагает адекватное восприятие устной речи и способности передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; осознанное чтение текстов различных стилей и жанров; владение монологической и диалогической речью; умение вступать в речевое общение; создание письменных высказываний, адекватно передающих информацию (эссе, реферат); составление плана, тезисов, конспекта; приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, справочники, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. 2. Методолого-содержательная деятельность, которая предполагает самостоятельное управление Вами своей познавательно-продуктивной деятельностью: выбор, анализ содержания и оценка понятности и важности различных источников педагогической информации. Проектирование и планирование своей учебной активности в течение курса. Особенно важной данная работа будет если освоение содержания будет происходить в дистанционной форме. 3. Инструментально-техническая деятельность. В ходе работы над заданиями Вы приобретете и сможете развить специфические умения и навыки по использованию технических средств обучения: информационных массивов, компьютерных программ и оборудования, которые влияют на качество исполнения образовательного продукта. 4. Квази-педагогическая или учебно-педагогическая деятельность. Творческий (т.к. создан вами самостоятельно) образовательный продукт, создаваемый Вами в ходе остальных видов деятельности в выносится на обсуждение на практических занятиях (либо при дистанционной форме на электронные конференции, форумы, блоги, чат-дискуссии), что расширяет образовательную среду для всех участников учебного процесса, позволяет вам представить свою продукцию для более широкого круга пользователей, услышать вариативность мнений и суждений относительно созданных творческих продуктов, вступить в образовательную коммуникацию с различными субъектами учебного процесса (ваши коллеги, ваш преподаватель, ваш научный руководитель, ваши родители и близкие, другие преподаватели) имеющими различные функции. Результаты обучения и формы контроля: Результаты изучения дисциплины в соответствии с учебной программой. Студент должен: Формы контроля для каждого вида результатов Знать Теоретическое пояснение Знания можно разделить на декларативные (что это такое) и процессуальные (как это устроено и как это работает) (теория Аккермана). Либо на фактическое (определения, факты), концептуальное (классификации, категории), процедурное (методы, техники, приемы), метакогнитивное (знание о процессах мышления и умение ими эффективно управлять) (Теория Блума-Андерсона) Для контроля фактуальных и концептуальных (т.е. декларативных) знаний хорошо подходят тесты т.е. ограниченные по времени задания с верными (ученик знает) и неверными (ученик не знает) ответами. Формы контроля Декларативные знания можно проверять тестами выбора – когда необходимо выбрать один или несколько верных ответов из предложенных и т.п. уметь – самостоятельно искать, воспринимать, анализировать, обобщать и критически оценивать информацию – ставить личные образовательные цели и выбирать адекватные пути их достижения – оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной индивидуальной и коллективной учебной работы – использовать педагогические знания и методы в преподавательской деятельности – разрабатывать методическое обеспечение педагогической деятельности – внедрять в педагогический процесс активные методы обучения Формы контроля Процессуальные знания (процедурные и метакогнитивные) можно проверять тестовыми задачами с развернутым ответом или решением. Такие задания позволяют отследить и результат, и процесс решения (если ученик выполняет инструкцию). Так же процессуальные знания можно проверять с помощью творческих заданий Теоретическое пояснение Творческие задания (Эссе и Реферат) – это задания, в которых дается недостаточное количество информации или заданы очень неопределенные условия решения и при этом отсутствует единственно верный ответ. Такие задания позволяют увидеть с одной стороны свободу владения знанием через беглость, гибкость и оригинальность ваших ответов, а с другой стороны, точность усвоения знаний через продуктивность и разработанность ваших ответов. Этот метод основан на субъективном экспертном оценивании т.е. продуктивность или неадекватность оценивает преподаватель Владеть: – культурой мышления, поведения – способами развития проектировочных, коммуникативных, организационных педагогических умений, практической реализации теоретических знаний – технологиями формирования компетентной личности в условиях ее обучения, воспитания, образования – понятийным аппаратом педагогики – методами проектирования и реализации вузовского процесса обучения – способами психолого-педагогической оценки эффективности целостного педагогического процесса Теоретическое пояснение Навыки – это автоматизированные т.е. выполняющиеся с минимальным сознательным контролем и без ошибок действия. Навыки можно проверить только в реальной деятельности т.е. при многократном решении практических задач в вашей педагогической деятельности Формы контроля Более менее подходящей формой контроля навыков в рамках данного курса может быть (1) анализ чужой педагогической деятельности; (2) Планирование и проектирование собственной педагогической деятельности . Эти методы основаны на субъективном экспертном оценивании т.е. верность или не верность оценивает преподаватель Виды контроля в зависимости от решаемых задач Текущий контроль задачи: 1)мотивировать и2) корректировать учебную деятельность) осуществляется в течение семестра в форме общения на практических занятиях(умения и владения), тестов (декларативные знания), докладов (умения). Выполненные задания (эссе, презентации докладов) по курсу отсылаются преподавателю и Вы получаете комментарии от него. Рубежный контроль задачи: 1) оценить успешность освоения темы/модуля, 2) скорректировать педагогическую деятельность) осуществляется по завершении отдельного модуля в виде тестов (знания), эссе (знания и умения), реферата (умения и навыки). Выполнение заданий является обязательным для получения зачета. Итоговый контроль проводится в форме зачета. Зачёт по дисциплине выставляется по итогам периодического контроля и при выполнении эссе и реферата, проходит в виде защиты своего реферата, которую планирует и проводит каждый на основе пройденного материала, опыта полученного на практических занятиях и при выполнении заданий. Система оценивания 1. Любая деятельность по дисциплине поощряется т.е. А) наказание за «плохую» работу отсутствует (один из принципов, который присутствует практически во всех современных педагогических теориях: гуманистическая педагогика, программированное обучение, развивающее обучение, проблемно-деятельностное обучение и т.д) Б) За выполнение задания можно получить любую оценку, например, в 100 бальной шкале можно получить любую оценку от 1.0 до 100.0. Чем больше баллов набираешь тем меньше заданий необходимо выполнять, чем меньше баллов набираешь тем больше заданий нужно выполнять. 2. Минусы ставятся за невыполнение заданий и пропуски занятий. По дисциплине педагогика предусмотрено 36 часов очных занятий и 36 часов заочных занятий (СРС – самостоятельная работа студента). Если вы были на всех занятиях тогда вы набрали 18 баллов, если вы пропускаете 1 занятие за курс у вас будет 16 баллов т.к. за отсутствие вам ставится 0 баллов, а за невыполнение учебного плана минус 1 балл таким образом всего из максимального балла вычитается 2 балла. 3. Максимальная оценка за Эссе - 100 баллов и за реферат тоже 100 баллов. 4. Итого (посещаемость, выполнение заданий за курс можно набрать 218 баллов плюс баллы за активную работу на лекциях и практических занятиях. 5. Чтобы получить зачет необходимо набрать более 109 баллов т.к. освоение образовательной программы менее чем на 50% считается неудовлетворительным. Таким образом вам за курс при отсутствии пропусков необходимо набрать как минимум 91 балл выполняя предлагаемые задания. Формы учебной деятельности Основными формами учебной деятельности по дисциплине являются лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов и индивидуальные консультации преподавателя. Лекции могут быть традиционные или с элементами регламентированной беседы. При чтении лекции, преподаватель использует не только ее дидактические, но и воспитательные возможности. Практикуется проведение психологического тестирования, помогающего выявить наличие у студентов качеств личности, необходимых для эффективной педагогической деятельности. Интерактивная лекция представляет собой работу с большой аудиторий в течение 2-х часов с применением следующих активных форм обучения: фасилитация, ведомая (управляемая) дискуссия или беседа, модерация, демонстрация слайдов или учебных фильмов, мозговой штурм, мотивационная речь. Участникам предлагается, общаться друг с другом и с лектором. В отличие от традиционной лекции, интерактивная лекция требует от участников активного участия и постоянной обработки информации. Информация, полученная пассивно, быстро забывается. Информация, поступающая через интерактивную лекцию, активно обрабатывается и может быть легко извлечена из памяти по истечении долгого времени. На практических занятиях студенты выступают, задают вопросы, делают дополнения, организуют и проводят дискуссии, деловые игры, социально-педагогическую диагностику, а так же дают обратную и оценивают выступления друг друга. Таким образом каждый студент вовлекается в множественные коммуникации с другими студентами и с преподавателем т.е. достигается высокая степень интерактивности учебного процесса, что обеспечивает стабильно высокий интерес студентов к учебному процессу, высокую активность при усвоении учебного материала, интеграцию теоретического и практического материала и как результат обеспечивает прочность и гибкость формируемых компетенций. Адаптивность (персонализация ) и модульность предполагают, что студент при поддержке преподавателя может построить индивидуальный образовательный маршрут освоения данного курса. Это обеспечивается за счет выполнения следующих условий: 1) каждый студент может получить необходимую ему консультацию по всем видам самостоятельной работы, по какому-либо конкретному вопросу учебного курса; 2) каждый студент не «отрабатывает пропуски», а планирует и корректирует свои действия по освоению материала дисциплины (формированию компетенций) на основе одной из множества стратегий учения, которые возможны в рамках требований преподавателя; 3) Каждый студент сам определяет форму, время и тему своего выступления и согласует их с преподавателем и однокурсниками. Возможные темы для докладов а так же для рефератов если вы решили что педагогика вам нужна как общекультурная дисциплина. (так же см. методичку по самостоятельной работе) В методичке по СРС представлены темы для работы на практических занятиях и темы рефератов – все темы можно использовать для формулирования темы своего доклада на практическом занятии. Главное чтобы при подготовке своего доклада (эссе) по данной конкретной теме вы ответили на следующие вопросы (подставляйте тему в каждый вопрос и вы получите технологию разработки данной темы направленную на проектирование образования т.е. на создание образования для будущего): 1. Удовлетворены ли Вы тем как данная проблема/работа решается/реализуется в нашей стране (аргументируйте свой ответ в расширенном виде)? 2. Какие тенденции в решении/реализации данной проблемы/работы в современном образовании Вы считаете перспективными для развития нашей страны (аргументируйте свой ответ с опорой на проанализированные источники или собственный опыт)? 3. Что из известного Вам зарубежного опыта решения/реализации данной проблемы/работы Вам представляется привлекательным, приемлемым для использования в нашей стране (приведите аргументацию)? 4. Какие инновации в решении/реализации данной проблемы/работы Вы предложили бы своему вузу, национальной системе образования? 1. Развитие личностной и профессиональной компетентности как педагогическая проблема. 2. Сходство и отличие воспитательного и учебного процесса в ВУЗе, принцип единства образовательного процесса. 3. Педагогика толерантности. Толерантность как ценность и как угроза развитию современного общества.. 4. Программы ЮНЕСКО и другие международные программы в образовании. 5. Преимущества и недостатки знаниевой, технократической и гуманистической парадигм в образовании. 6. Законы и закономерности обучения в высшей школе. 7. Методы и формы организации образования в вузе. 8. История, современное состояние и перспективы открытого образования. 9. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) как нормативная основа вузовского образования 10. Компетентностный подход в высшем образовании: компетенция и компетентность. Уровни компетенций. Компетенция в России и в Европпе – особенности понимания и пректирования. 11. Модель специалиста и квалификационная характеристика как осонова проектирования образовательных программ в вузе. 12. Педагогическая акмеология. Роль профессионально – педагогического мастерства в обеспечении качества образования. 13. Особенности подготовки преподавателя к различным видам занятий в вузе. 14. Понятие творческой личности и творческой деятельности. Формы и методы стимуляции творческой деятельности студентов и преподавателей. 15. Роль и значение в учебной деятельности студента мотивации учебной деятельности: внутрениие и внешние мотивы, мотивы достижения, мотивы аффилиации, мотивы самореализации и пр. 16. Эффективность и проблемы методов поощрения и наказания в студенческом возрасте. 17. Анализ традиционной модели обучения, противоречивость условий ее реализации в современном обществе. 18. Потенциал технологий активного и интерактивного обучения в процессе обучения и воспитания в высшей школе. 19. Технология дистанционного образования. ДО как форма и как технология образования. Условия эффективности дистанционного образования. Роль педагогической поддержки в технологии ДО. Спецйифика форм учебной деятельности и учебного общения в технологии ДО. 20. Технология модульного обучения: цель, принципы, примеры реализации, технология разработки модульной структуры учебной дисциплины. Специфика учебной деятельности студентов при модульной организации материала. 21. Роль игры в развитии личности и общения студентов. 22. Роль и значение практических методов обучения в профессиональной подготовке и личностном развитии конкурентоспособного специалиста. 23. Возможности дискуссии как метода и формы работы со студентами. 24. Потенциальные возможности лекции в активизации роста субъектности студентов. 25. Современные информационные технологии в обучении. 26. Информатизация современного образования. 27. Глобализация современного образования. 28. Становление непрерывного образования. Возможные темы докладов и рефератов если вы решили осваивать педагогическую деятельность. Технология разработки темы определяется на основе консультации с преподавателем! 1. Возможности и ограничения различных видов контроля и оценивания образовательных результатов, технологию их применения и обработки результатов; 2. Технология применения средств обучения и воспитания при реализации различных видов учебных занятий (один вид. по выбору), включая технические средства обучения (ТСО) и электронные средства обучения и организации научной деятельности (электронные библиотеки, словари, системы дистанционного обучения и пр.) 3. Возможности и ограничения различных методов и форм организации учебной деятельности студентов в вузе. 4. Психологические, Педагогические и методические правила управления (мотивирование, планирование, организация, контроль, коррекция) учебной деятельностью на различных видах занятий (один вид занятий по выбору) 5. Правила и формы организации, задачи и условия эффективности самостоятельной учебной работы студентов. 6. Правила и этапы реализации образовательных технологий в профессиональном образовании в том числе технологий дистанционного образования (одна технология по выбору). 7. Принципы, формы, техники и нормы (педагогического) общения с различными субъектами образовательного процесса: школьники, абитуриенты, студенты, родители студентов, преподаватели, руководство, работодатели, представители власти, журналисты, общественные активисты и пр.) 8. Теория и практика высшего образования и дополнительного профессионального образования по вашему направлению (направлениям) подготовки в т.ч. зарубежные исследования, разработки и опыт; 9. Требования профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик по вашему направлению(направлениям) подготовки и педагогические условия их реализации: требования ФГОС, рекомендации УМО, опыт подготовки в других вузах, опыт подготовки в ПНИПУ. 10. Основные источники информации и методы ее поиска и обработки (декомпозиции результатов, анализа рынка труда и пр.), необходимой для разработки методического обеспечения реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ ВО и ДПО; 11. Требования к научно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ ВПО и ДПО, современным учебникам, учебным и учебно-методическим пособиям, электронным образовательным ресурсам и иным методическим материалам; 12. Правила подбора и переработки содержания образования на примере инженерной дисциплины. 13. Различные подходы к определению критериев качества результатов обучения, разработке контрольно-оценочных средств. 14. Педагогический анализ локальных актов образовательного учреждения (ПНИПУ или другой вуз) регламентирующих НИРС и проектную работу студентов. 15. Методология и методика проектной деятельности по вашему направлению (направлениям) подготовки 16. Педагогический анализ баз данных, электронных библиотек и др. электронных образовательных ресурсов (ЭОР, ЦОР, Пед.прог.средства) необходимых для организации учебной, исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся по программам бакалавриата и ДПО; 17. Теоретические основы и технология организации учебно-исследовательской, научно-исследовательской и проектной деятельности студентов. 18. Механизмы адаптации студентов к особенностям образовательного процесса в вузе. 19. Основные направления профориентационной работы (профинформация, профпросвещение, профагитация, основы профдиагностики, основы профконсультирования). Цели и задачи деятельности по сопровождению личностного и профессионального самоопределения обучающихся на различных ступенях образования (старшеклассники, студенты, выпускники). 20. Формы, методы и методики профориентационной работы с различными субъектами образовательного процесса. 21. Эффективные отечественные и зарубежные практики профориентационной работы и педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся по программам бакалавриата и ДПО. 22. Способы проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов. 23. Методы профессионального и личностного самообразования: самопознания (оценки своих компетенций), саморазвития и самоконтроля. 24. Педагогический анализ актуальных (востребованных на рынке труда) общекультурных и профессиональных компетенций по вашему направлению (направлениям) подготовки. 25. Особенности образования на различных стадиях и уровнях профессионального развития и этапах карьеры. 26. Миссия, цели, задачи, приоритеты своего подразделения, учебного заведения Особенности формального и неформального образования. Определите какое образование более соответствует миссии и целям. 27. Профессиональные ассоциации в сфере инженерного образования цели, задачи, структура, виды деятельности.
«Педагогика» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot