Педагогическое общение как многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Педагогическое общение
1. Педагогическое общение
В современной педагогике педагогическое общение рассматривается как многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. Кроме того, реализация личностного подхода в современном образовании предполагает общение между учителем и учеником на уровне субъект-субъектных отношений.
Субъектная позиция ученика предполагает его активность и ответственность. Именно учитель выводит ученика на данный уровень взаимодействия в результате диалогического общения на основе уважения и требовательности к нему. Передовая педагогическая практика давно переводит учебно-воспитательный процесс на уровень межличностных отношений в полном смысле этого слова, то есть превращает его во взаимодействие, в диалог как источник личностного роста обоих участников процесса. Именно так строили свои взаимоотношения с учениками выдающиеся педагоги во все времена.
Если педагогический процесс — это прежде всего взаимодействие личностей, то и основным «орудием» труда педагога становится он сам как личность, а не только как специалист, владеющий необходимыми знаниями и умениями. Человеческие качества, требовательность к самому себе и окружающим играют решающую роль в его деятельности.
Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-ролевыми функциональными позициями его субъектов. Стиль общения и руководства определяют эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе. Первое экспериментальное исследование стилей руководства было проведено немецким психологом К. Левиным в 1938 году.
Для проведения эксперимента он собрал из десятилетних школьников несколько групп — «кружков мягкой игрушки». В целях чистоты эксперимента группы создавались идентичными по интеллектуальным, физическим данным, структуре межличностных отношений. Они работали по одной и той же программе, выполняли одно и то же задание. Единственным отличием было то, что преподаватели отличались друг от друга стилем руководства. Каждый преподаватель работал шесть недель, после чего проходил взаимообмен.
В результате проведенного эксперимента К. Левиным было зафиксировано:
• При авторитарном стиле, когда преподаватель прибегал к жесткому управлению, поэтапной регламентации деятельности и строгому контролю за работой учеников, резкой оценке личности ученика, снижалась деятельностная мотивация, ответствен ность, инициативность участников, повышалась тревожность.
• При демократическом стиле, когда группа принимала активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и организации, оценивались факты, а не личность, у учеников развивалось чувство уверенности, возрастала инициативность, общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.
• При попустительском стиле, когда руководитель самоустранялся из учебного процесса, снимал с себя ответственность за происходящее, наблюдались наихудшие результаты и качество выполненной работы.
Эти результаты подтверждались и более поздними исследованиями на примере разных возрастных групп, начиная от младших школьников и кончая старшеклассниками. Предметом одного из таких исследований (Н.Ф. Маслова) было отношение первоклассников к школе. Тестирование при этом проводилось дважды: первый раз отношение будущих первоклассников к школе фиксировалось за две недели до поступления, второй — в конце первой четверти. Как и следовало ожидать, по прошествии времени отношение несколько ухудшилось у всех. Выяснилось также, что у учеников, попавших к авторитарному учителю, охлаждение к школе было ббльшим, чем во всех других случаях.
Таким образом была доказана предпочтительность демократического стиля общения, главной особенностью которого является то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации.
Педагогическое общение
2. Модели поведения учителя в педагогическом общении
Модели поведения людей в общении представляют собой обобщенные, схематически выраженные характеристики коммуникативных действий. В моделях поведения учителя находит выражение его социально-профессиональная позиция. В педагогической литературе можно встретить самые разнообразные типологии профессиональных позиций учителя.
Интерес, на наш взгляд, представляет типология М. Талена (таблица 8). Им выделены следующие модели поведения учителей в педагогическом общении:
• «Сократ»,
• «Руководитель групповой дискуссии»,
• «Мастер»,
• «Генерал»,
• «Менеджер»,
• «Тренер»,
• «Гид».
Психотехнология педагогического общения выделяет пять основных моделей.
Такое выделение носит условный характер, так как в практике педагогического процесса чаще всего встречается комбинация рассматриваемых ниже моделей общения.
Типология М. Талена
«Сократ»
- провоцирует педагогическое общение как цель
взаимодействия взаимосвязанных дискуссий;
- отстаивает непопулярные взгляды;
- сознательно использует конфликт как механизм управления отношениями в общении;
- организует перекрестный опрос учащихся;
- формирует у учащихся навык защиты собственных позиций.
«Руководитель»
- умело нейтрализует напряжение в общении; групповой дискуссии
- блокирует конфликты в отношении с детьми и между ними;
- владеет искусством психологического и социального применения различных позиций, взглядов;
-учит демократическому стилю общения;
- организует столкновения мнений.
«Мастер»
- организует в каждом акте педагогического общения эффективную самопрезентацию; - стимулирует у учащихся подражание себе;
- демонстрирует свои позиции и взгляды;
- одобряет копирование своих отношений;
- прекрасно владеет алгоритмом публичной речи.
«Генерал»
- избегает всякого двойного смысла в речевых действиях и поступках;
- подчеркнуто требователен;
- жестко добивается послушания;
- абсолютно уверен в своей правоте;
- использует приемы типа «приказ» и требует автоматического подчинения
«Менеджер»
- определяет смысл и стиль деятельности учащихся
- индивидуально программирует деятельность учащихся;
- поощряет инициативу и самостоятельность учащихся;
-контролирует качество и оценивает конечный результат.
«Тренер»
- формирует из учащихся коммуникативные группы как команды со строгой функционально-ролевой дифференциацией;
- четко определяет цели действий на каждый период общения;
- жестко формулирует способы достижения поставленных целей;
- организует педагогическое общение как совместную деятельность;
- распределяет в группе учащихся коммуникативные роли в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности;
- стимулирует активность методами критической оценки.
«Гид»
- подчеркнутая демонстрация энциклопедических знаний;
- лаконичность в ответах;
-эмоциональная сдержанность;
- методичность в ответах на вопросы учащихся;
- не допускает изменения личной дистанции.
В таблице ниже представлены пять основных моделей педагогического общения:
· познавательная;
· экспрессивная;
· суггестивная;
· убеждающая;
· ритуальная.
Все названные модели педагогического общения строятся на принципах психологического равенства позиций учителя и ученика как партнеров в педагогическом процессе.
Рассмотренные модели общения далеко не полностью исчерпывают их многообразие. Однако их важно учитывать при анализе деятельности учителя, оптимизации процессов социального и психического развития личности учащихся.
Педагогическое общение
Структура педагогических воздействий
Одна из проблем, с которой сталкиваются молодые педагоги при взаимодействии с учащимися, — это дисциплина на уроке. Беспорядок возникает там, где нет организации, то есть он не является следствием какой-то изначальной человеческой склонности.
Выделяют следующие виды воздействия:
-организующие
-оценивающие
-дисциплинирующие
Организующее воздействие предполагает представление субъектов деятельности, целей и задач, выполняемых в течение урока, определенные правила взаимодействия друг между другом, контроль, и в частности самоконтроль, за соблюдением этих правил.
В основу оценивающего вида воздействия положена оценка деятельности: правильное действие награждается высокой положительной оценкой, не выполнение — неудовлетворительной оценкой.
Дисциплинирующее воздействие связано с дисциплинарными методами взыскания, то есть лишения чего-либо, наказания. Если педагог не уделяет достаточного внимания организации деятельности учащихся, то впоследствии ему приходится тратить силы и время на поддержание дисциплины.
В исследовании СВ. Кондратьевой изучалась взаимосвязь между уровнем понимания педагогом учащихся и характерной для него структурой педагогических воздействий. Было установлено, что среднее количество воздействующих мер у преподавателя высокого уровня составило 17 раз за одно занятие. У преподавателей низкого уровня — 69, то есть за 45 минут они не прекращают «раздачу» замечаний и указаний, таким образом, осуществляя педагогическое руководство. Большое количество энергии тратится на отрицательные эмоции.
Как оказалось, репертуар вербальных воздействий, используемых педагогом, также связан с уровнем деятельности учителя и с уровнем понимания им личности учащегося. Установлено, что в репертуаре учителя высокого уровня содержится в среднем 34 вида воздействий, а в репертуаре учителя низкого уровня — всего 24.
Система вербальных воздействий преподавателей высокого и низкого уровней отличается не только количественно, но и качественно. Так, С.В. Кондратьевой установлено, что у преподавателей высокого уровня наиболее часто используемыми формами вербального воздействия являются: инструктирование, повышение интонации, называние имени, поощрение, юмор. Для преподавателей низкого уровня характерно называние фамилий, повышение интонации, замечания.