Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Педагогический потенциал народного художественного творчества

  • 👀 782 просмотра
  • 📌 763 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Педагогический потенциал народного художественного творчества
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Педагогический потенциал народного художественного творчества» docx
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА Потенциал ( от лат. Potential - «сила, мощь») в одном из свохи значений трактуется как совокупность всех имеющихся возможностей, средств в какой-либо области, сфере. Педагогический потенциал рассматривается нами как совокупность воспитательных, обучающих и развивающих возможностей в образовательном процессе. Педагогический потенциал народного художественного творчества проявляется, в первую очередь, в ряде воспитательных стратегий, а именно: - духовно-нравственное развитие личности; - художественно-эстетическое воспитание; - патриотическое воспитание; - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; - социализация и социальная адаптация; - психолого-педагогическая коррекция личности. В педагогических справочниках духовность рассматривается в трех аспектах: 1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск его нравственных абсолютов; 3) с христианской точки зрения - сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России дается следующее определение: «духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом». В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений». Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. Духовно-нравственное становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Современное развитие российского общества, обостряющее процессы поиска человеком смысла существования и своего места в нём, приводит к необходимости гуманизации образования и возрастанию ценности художественно-эстетического воспитания. Художественная литература, устное народное творчество – самый эффективный, доступный вид искусства для формирования эстетической культуры личности. Красота слова является важнейшим шагом в мир искусства. Одна из важнейших педагогических задач состоит в том, чтобы уже в детские годы слово с его многогранной красотой, стало неисчерпаемым источником познания прекрасного, внутренним духовным богатством, и в то же время средством выражения этого богатства. Возможности художественного отображения явлений жизни в устном народном творчестве особенно широки, и язык является главным средством общения людей. Только слово обретает удвоенную художественную силу и является средством выразительности в литературном произведении. Словесный образ воспринимается, в первую очередь, умом. В свое время В.Г. Белинский предъявил два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Он достаточно резко выступал против назойливого морализирования.  Одним из важных средств воспитания литературного вкуса является развитие культуры чтения. Народная музыка – яркое средство развития творческой индивидуальности личности. Она тесно связана с лирической поэзией и является следующим этапом в эстетическом воспитании ребенка. Гармоничное сочетание эстетического отношения, нравственной чистоты к жизни и искусству в целом – основные условия формирования личности. В эстетическом воспитании детей музыка играет очень важную роль. Музыка в себе объединяет эстетическую, эмоциональную сферы человека. Музыка – это язык чувств. С помощью мелодии можно передать оттенки переживаний, которые недоступны слову. Музыка отражает действительность в мелодиях, тембрах, интонациях, оркестровке. Музыка и пение в школах не только учебный предмет, но и средство воспитания, которое должно как эстетически, так и эмоционально окрасить духовную жизнь ребенка. Познание мира искусств невозможно без понимания и переживания музыки, без потребности слушать музыку и получать наслаждение от нее. Важен сам процесс творчества: особенности поведения ребенка в творческом процессе, выбор темы, сюжета, материалов. Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение, которое развивает музыкальный слух, вокальные навыки, художественный вкус. Важное место в музыкальном воспитании школьника отводится прослушиванию в записи музыкальных произведений, ознакомление с основами музыкальной грамоты. Школьники знакомятся с жанрами музыки, изучают музыкальные инструменты, узнают о творчестве композиторов. Образы искусства, вызывают отклик в душе ребенка, формируют его представление о добре, духовных ценностях и красоте. Преподавание изобразительного искусства является одним из методов приобщения детей к искусству. Изобразительная деятельность имеет большое значение развития личности. Изобразительная деятельность позволяет ребенку передать то, что он видит в окружающей его действительности, то, что его волнует, вызывает положительные, а возможно и отрицательные эмоции. Основами изображения ученики овладевают благодаря обучению их таким средствам художественной выразительности как фактура материала, форма, композиция. Произведения изобразительного искусства помогают ребенку познавать жизнь, развивают творческую фантазию. В живописной картине запечатлено мгновение, один момент в цепи событий. А ребенок с помощью своего воображения «оживляет» картину, видит за ней образы, события, характеры. Рассматривание картин является таким же сложным методом эстетического воспитания, как и музыка или литература; это углубленное познание вещей, и что особенно важно – познание мира чувств. Рассматривание картин развивает эмоциональную память, влияет на восприятие красоты. Благодаря восприятию изобразительное искусство входит в духовную жизнь ребенка, поэтому с каждым новым периодом эстетического развития в воспитание включаются все новые произведения живописи. Важно обеспечить ознакомление детей с выдающимися произведениями зарубежного, русского изобразительного искусства и архитектуры. Нужно научить детей понимать неразрывную связь содержания и художественной формы, воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства. В процессе изучения изобразительной деятельности у детей воспитывается потребность доводить начатое дело до конца. В коллективной работе у детей воспитываются умение объединиться для общего дела, развиваются стремления помочь друг другу. Таким образом, обучение изобразительной деятельности способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, обобщение, сравнение. Синтезирующие виды искусства. Театр, цирк, кино (анимация), эстрада обладают большой популярностью, в том числе, и как виды искусства. Они объединяют в себе элементы многих искусств: литературы, живописи, музыки, хореографии. Огромную радость доставляет детям театральное творчество и цирк, их таинственная атмосфера. Дети очень восприимчивы, и поэтому легко поддаются эмоциональному влиянию – сочувствуют добрым героям, переживают за победу добра над злом. Большой эстетически-эмоциональной силой воздействия обладает театр. Атмосферу восприятия спектакля создают: сценическая выразительность в сочетании художественного чтения, пантомимы, художественно-декоративного оформления, а также музыкального сопровождения постановки. Во время спектаклей в театре или цирке устанавливается творческий контакт актеров со зрителями, создаются наиболее благоприятные условия для сопереживания. Поэтому столь непосредственной бывает реакция детей на события, происходящие на сцене. Необходимо предварительно подготовить детей к восприятию театрального действа, создать условия, при которых дети были бы способны принять игру актеров на сцене. Знакомить их не только с театральными постановками, но и знакомить с историей возникновения театра, обучать их технологиям детского театрального творчества. Подлинное этнокультурное воспитание детей средствами искусства – результат длительной, сложной творческой работы по освоению прекрасного в народном искусстве. Творческая среда коллектива – это не только занятия рисованием, музыкой и театром. Это – общая обстановка, которая позволяет создать образовательную среду, направленную на развитие творческого потенциала учащихся. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. В чём проявляется педагогический потенциал народного художественного творчества? 2. Назовите проблемы реализации педагогического потенциала народного художественного творчества. 3. Разработайте конспект учебного занятия или воспитательного мероприятия в целях реализации педагогического потенциала народного художественного творчества. Список рекомендуемой литературы 1. Выготский, Л.С. Психология искусства. – М.: Искусство, 1965. 2. Ильина, Е. Воспитание искусством [Текст] / Е. Ильина // Искусство в школе. – 2009. – № 1. – С.13-15. 3. Лихачёв, Б.Т. Теория эстетического воспитания . [Текст]: уч. пособ. по курсу для студ. пед.инст. / Б. Т. Лихачёв. – М.: Просвещение, 1985. Педагогическая Мастерская. Открытый Урок 1 сентября: электронный ресурс. – Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/655743/
«Педагогический потенциал народного художественного творчества» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot