Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Педагогическая коммуникация в конфликтных ситуациях

  • 👀 694 просмотра
  • 📌 648 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Педагогическая коммуникация в конфликтных ситуациях
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Педагогическая коммуникация в конфликтных ситуациях» docx
6. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ ◦ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ 6.1 Понятие конфликта Конфликт – это особая форма отражения обостренного состоя-ния противоречий в межличностных отношениях, связанных с отри-цательными эмоциональными переживаниями (И. П. Андриади). Конфликт – это особое состояние субъектов отношений в раз-личных сферах жизни и деятельности, в основе которых лежат столк-новения интересов, сопровождаемые напряженностью в отношениях между ними и необходимостью разрешить противоречия в целях их гармонизации (А. С. Белкин). Практически никому в жизни не удавалось избежать конфлик-тов. Было бы утопичным ориентировать человека на бесконфликтную жизнь. К тому же нельзя забывать, что конфликт – это не что иное, как наличие противоречий, разрешение которых есть поступательное движение в развитии внутриличностных, межличностных и межгруп-повых отношений. Конфликты следует рассматривать как объектив-ную реальность нашей жизни, и в этой связи актуально говорить о воспитании культуры разрешения конфликта. Необходимо воспиты-вать способность отстаивать свои убеждения без резких эмоциональ-ных взрывов. Решение проблемы конфликта заключается не в том, чтобы за-крывать на него глаза, а в том, чтобы воспитывать в самих себе, в наших детях и учениках человечность противостояния обидчику, эмоциональную устойчивость. Тяжелее всего в конфликтных ситуациях приходится детям. Ведь даже в старшем подростковом возрасте до конца еще не сфор-мирована способность самостоятельно находить выход из неблаго-приятной ситуации, снимать отрицательные эмоциональные напря-жения с помощью внутриличностной саморегуляции. 79 Затяжные конфликты уносят много сил, могут даже привести к инвалидности и изменить личность. Но если конфликт не достигает состояний «изнуряющей застойности», то он бывает человеку поле-зен и даже необходим для психического, духовного возмужания и за-калки психики. Но для того чтобы у ребенка конфликт дал «подвижку души» в нужную сторону, необходимо тактичное участие старшего. Благожелательное, дружелюбное отношение придает силы не только ученику, но и педагогу. • конфликте всегда присутствует объект интереса двух субъек- тов, а столкновение разворачивается вокруг этого объекта. Такая формула (S1 → O ← S2) дает возможность педагогу проводить анализ конфликта и давать характеристики противоречиям, рождающимся в межличностном взаимодействии (Н. Е. Щуркова). 6.2 Причины возникновения конфликтов Причины возникновения конфликта могут быть различными. Иногда конфликт могут вызвать сразу несколько причин. Старт кон-фликта вызвала одна причина, а затяжной характер ему придала другая. • наиболее распространенным в педагогической практике при-чинам возникновения конфликтов можно отнести следующие. Дележ общего объекта притязаний (оспаривание материаль- ных благ, лидерства, признания славы, популярности и др.). Подоб-ные конфликты трудно решаются. При их возникновении необходимо предотвратить прямое ущемление конфликтующими сторонами до-стоинства, прав и интересов друг друга. Основной принцип воздей-ствия на конфликтующих – соперничество, даже самое яростное, должно оставаться честным. Ущемление чувства собственного достоинства. Чувства соб- ственного достоинства можно задеть непреднамеренно и целенаправ-ленно. Иногда человек даже не понимает, что обидел другого. Тогда конфликт может быть погашен сразу путем сожаления и извинений. Другое дело – преднамеренное ущемление чувства собственного до- 80 стоинства (незамечание другого человека, публичное замечание при других людях, сравнение одного человека не в пользу другого, враж-дебный тон отказа в просьбе и др.). Такой конфликт очень трудно решить. Неподтверждение ролевых ожиданий. Ролевое ожидание – это предположение возможного поведения человека в той или иной ситу-ации (между друзьями, когда один не получает ожидаемой поддерж-ки от другого; между учениками и учителем; между детьми и родите-лями, когда родители, не замечая изменений в ребенке, продолжают общаться с ним, как и раньше). Ролевые ожидания строятся и на основе статусных различий, и их индивидуального понимания. У каждого учителя свое понимание, как должны строиться отношения учителя и ученика, входящего в ак-тив класса, и рядового члена коллектива. Эти ожидания учитель транслирует своим ученикам. Неподтверждение этих ожиданий мо-жет вызвать конфликтную ситуацию. Отсутствие интересного дела, перспектив. Трудность раз-решения подобных конфликтов заключается в том, что они могут быть не только явными, открытыми, но и скрытыми, завуалирован-ными. Предотвращение и разрешение таких конфликтов зависит от уровня развития группы, коллектива. Чем он выше, тем меньше веро-ятности, что индивидуализм может стать причиной конфликтных от-ношений. Провоцирует такой конфликт отсутствие значимой цели, перспектив, безделье, безответственность и т. п. Развести конфлик-тующие стороны можно, переключив их внимание на что-то более важное для них, но отсутствие значимой деятельности и перспективы лишает педагога возможности эффективного вмешательства. Расхождение норм общения и поведения. В общении и пове-дении людей есть общепринятые нормы – региональные, этнические, возрастные, на основе которых каждый человек формирует свои, ин-дивидуальные нормы. Непонимание этой объективной реальности или нежелание ее принять приводит к конфликтной ситуации напо-добие «со своим уставом – в чужой монастырь». Подобная причина 81 может вызвать конфликты между личностью и группой, представите-лями различных регионов и этнических групп. Сильнейший конфликт возникает при нарушении национальных традиций. Конфликт мгновенной эмоциональной разрядки. Накопив от-рицательные эмоции, человек может просто «взорваться» в ответ на незначительный раздражитель, но именно он оказался «последней каплей» в «переполненной чаше». Чаще всего после бурной эмоцио-нальной разрядки человек испытывает угрызения совести. Однако нежелание конфликтующей личности работать над собой может при-вести к эмоциональной распущенности. Тем не менее, педагогу нель-зя забывать о возрастных особенностях, эмоциональной неуравнове-шенности подростков. Для предотвращения такого конфликта надо стараться меньше обращать внимание на то, что раздражает. Например, если раздража-ет громкая музыка или голос собеседника, то нужно сосредоточить свое внимание не на звуке, а на зрительных ощущениях, то есть ста-раться увидеть как можно больше всего вокруг. Именно увидеть, а не просто рассматривать. Педагогу важно помнить, что учащиеся тянутся к сильной лич-ности. А проявлением силы является сознательно сохраняемое спо-койствие. Со вспыльчивыми людьми следует вести себя корректно, со спокойной доброжелательностью, с выражением миролюбивой, но убедительной силы. Конфликты из-за относительной психологической несовме- стимости людей, вынужденных в силу обстоятельств ежедневно кон-тактировать друг с другом. Можно выделить такие оппозиции: доми-нантность – недоминантность; мобильность – ригидность; экстравер-сия – интроверсия. Педагогическое вмешательство в такие конфликт-ные ситуации очень важно, поскольку необходимо формирование по-нимания и принятия индивидуальных различий в характерах, необхо-димо умение подходить не с оценкой «плохой и хороший», а с позиции «он другой» и научиться уважать тех, кто не похож на тебя. 82 Конфликт может быть вызван вынужденным пересмотром и изменением сложившихся отношений (вынужденно ломается сло-жившийся стереотип межличностных взаимоотношений). Подобный конфликт возникает при смене руководства, формального лидера, смене классного руководителя, стилей общения. Например, переход от авторитарного к демократическому стилю вызывает огромное напряжение, отрицательные эмоции у детей, так как они, привычные к подчинению, должны теперь мыслить самостоятельно. Конфликт ценностей. Это наиболее трудноразрешимый кон-фликт, так как в формировании ценностей (жизненных принципов) большое значение имеет социальная среда. Здесь оказывают влияние принципиальные позиции, которыми очень трудно, а порой и невоз-можно поступиться. Отступая от принципов, от определенных тради-ций, конфликтующая сторона «теряет свое лицо», свой престиж, свой собственный образ, сложившийся в самосознании. Спор по поводу степени отступления от принципа всегда влечет за собой раскол группы, вызывает смену неформальных лидеров. • таким конфликтам можно отнести, к примеру, конфликт меж-ду «хочу» и «не могу»; конфликт сомнения в правильности сделанно-го вывода и др. Конфликт, в основе которого лежат предметно-деловые разно-гласия, с одной стороны, способствует активизации совместной дея-тельности, поиску возможных путей сближения точек зрения, а с дру-гой, эти предметно-деловые разногласия могут служить простым ка-муфляжем, внешней оболочкой, которая еще больше затягивает кон-фликт. Поэтому подобные конфликты, как правило, являются скры-тыми. Они создают фон недоброжелательности, напряженности в межличностных отношениях. Предметно-деловые разногласия могут подменяться личностными амбициями. 83 6.3 Виды конфликтов Существует большое разнообразие видов конфликта. Конфликты могут различаться по источнику (причине) возник- новения; по содержанию (деловые, личные); по тому, какой эффект оказывает конфликт на жизнь группы, личности (разрушающие, со-зидающие); по широте охвата (межличностные, межгрупповые); по глубине возникших противоречий. Конфликты могут быть кратко-временными и затяжными, устойчивыми и эпизодическими, острыми • хроническими, явными и скрытыми, внутренними и внешними (внутриличностные и межличностные) (И. П. Андриади). ◦ педагогической деятельности отражаются общие закономер-ности объективной действительности, реальности. Поэтому не совсем корректно пытаться определить причины конфликтов, относящиеся сугубо к педагогической практике. Педагог в силу своей профессио-нальной активности строит межличностные отношения не только с детьми, но и с взрослыми (родителями учащихся, коллегами, админи-страцией и др.). Пока нет единой классификации, отражающей все многообразие конфликтных взаимодействий. Мы приведем одну из них, в основе ко-торой лежат причины возникновения конфликтов (Л. К. Аверченко). Экономические конфликты, в основе которых лежат столкнове-ния экономических противоречий, когда удовлетворение потребно-стей одной стороны удовлетворяется (или может удовлетворяться) за счет другой. Чем глубже эти противоречия, тем сильнее их столкно-вения; чем они устойчивее, тем труднее (а иногда и невозможно) их разрешать. Именно экономические конфликты вызывают глобальные противоречия между государствами, группами людей, между отдель-ными людьми. Идеологические конфликты, в основе которых лежат противо-речия во взглядах, в установках людей по самым разным вопросам жизни общества, коллектива, различия в жизненных позициях. Они могут возникать как на уровне макросреды, так и в самых малых объ- 84 единениях, между отдельными лицами. Эти конфликты не менее рас-пространены, чем экономические, могут быть столь же глубокими, острыми, трудноразрешимыми. Они рождаются в силу различий во взглядах на политику государства, а также на межнациональные от-ношения, как в быту, так и в официальной обстановке. Социально-бытовые конфликты связаны с противоречиями групп или отдельных людей по вопросам жилья, пользования быто-выми услугами, распределения обязанностей, установкой очередно-сти предоставления социально-бытовых услуг и т. п. Социально-психологические конфликты проявляются в отно-шениях между отдельными людьми, группами. Причина нарушений в отношениях – психологическая несовместимость, то есть неосознан-ное, ничем не мотивированное неприятие человека человеком, вызы-вающее у одной стороны или одновременно у каждой из них нега-тивные эмоциональные состояния. Эмоционально-неврогенные конфликты, в основе которых не столкновения каких-либо интересов, а эмоциональные состояния, вы-зывающие напряженную обстановку и в конечном счете перерастаю-щие в действительные конфликты самого разнообразного характера: от экономических, идеологических до семейно-бытовых. Причины такого рода конфликтов лежат в сфере состояния здоровья и особен-но нервной системы людей. Это могут быть неврозы, навязчивые со-стояния, отклонения в сфере интимных отношений, патологические влечения (алкоголь, наркотики). Педагогические конфликты. В их основе – противоречия, воз-никающие в учебно-воспитательном процессе при столкновении тре-бований, интересов педагогов и учащихся. Для разрешения этих кон-фликтов важно добиваться гармонизации отношений между субъек-тами взаимодействия. Понимание причин конфликтов облегчает проведение необхо-димого анализа создавшегося положения. Но следует помнить, что реальная жизнь рождает множество иных причин возникновения про- 85 тиворечий и создает ситуации, когда в том или ином конфликте мож-но выявить тесные переплетения различных факторов. 6.4 Формы выражения конфликта Конфликт может выражаться в скрытой и открытой формах. Скрытая форма – это состояние неудовлетворенности, внут- реннего несогласия с действиями, решениями руководителя, актива, что может проявляться в формальном исполнении требований, рав-нодушии, высокомерии, самоизоляции от коллектива, интригах. Открытая форма может быть активной и пассивной. К актив-ным формам проявления конфликта относят открытые столкновения: острые ссоры, споры, бунт, драки, отказ выполнять требование, зада-ние, разные формы неподчинения, саботаж, мстительность, агрессив-ность, аффективные действия. Пассивная форма выражается в созна-тельном уходе в мир фантазий, наркомании, алкоголизме. Формы выражения конфликта во многом зависят от уровня разви-тия личности, коллектива, возраста участников конфликта, их индиви-дуального жизненного опыта, личностных качеств, вида конфликта, специфики деятельности коллектива, от стиля управления коллективом. 6.5 Стадии развития конфликта Конфликт, какого бы вида он ни был и в какой бы форме ни вы-ступал, всегда проходит определенные стадии развития, отличающи-еся между собой качественными характеристиками и возможностями для локализации, разрешения. Первая стадия – предрасполагающая. Она связана с появлением условий, при которых может возникнуть столкновение интересов. Вторая стадия – зарождение конфликта. Для этой стадии ха-рактерно такое развитие предрасполагающих условий, при которых намечается столкновение различных групп или отдельных людей. 86 Третья стадия – созревание конфликта. Если на предшествую-щей стадии столкновение еще только намечается, то на данной ста-дии оно делается неизбежным. У конфликтующих сторон начинает формироваться конфликтогенная установка на действия в том или ином направлении или на отказ от них. Четвертая стадия – осознание конфликта. Если на предшеству-ющей стадии субъекты конфликтных отношений находились на уровне интуитивного ожидания, предчувствия конфликтной ситуации, то на стадии осознания они начинают осмысливать, анализировать причины конфликта, вырабатывать возможную линию поведения. Пятая стадия – «сшибка» или «взрыв». Налицо сам факт столк-новения в той или иной форме: вербальной, деятельностной, откры-той, скрытой и т. п. Но чаще всего конфликт проявляется в разных формах одновременно. Шестая стадия – угасание конфликта. Для нее характерны спад эмоционально-психологического и психофизиологического напряже-ния, оценка последствий конфликта и выбор дальнейшей линии пове-дения. Седьмая стадия – разрешение конфликта. На этой стадии про-исходит практическая ликвидация противоречий. Однако далеко не всякий конфликт может найти свое разрешение. Все зависит от сте-пени снятия противоречий и создания условий, исключающих их но-вое зарождение (Основы педагогических технологий : краткий толко-вый словарь / отв. ред. А. С. Белкин. – Екатеринбург, 1995). 6.6 Значение педагогической коммуникации в решении конфликтных ситуаций Умение управлять конфликтными отношениями представляет собой одну из сложных социально-психологических и педагогиче-ских проблем. Вовремя и успешно разрешенные конфликты вносят существенные коррективы в социально-психологический климат кол-лектива, способствуют формированию устойчивости индивида в си- 87 туации повышенной сложности, умения принимать своевременно правильное решение без эмоциональных взрывов. Существует прямая зависимость между успешностью разреше-ния конфликта в детском коллективе и той позицией, которую зани-мает педагог по отношению к данному явлению. Возможные позиции педагога по отношению к конфликту 1. Позиция силового (авторитарного) вмешательства в кон- фликт. Педагог признает наличие конфликта, пытается фиксировать участвующие стороны и расстановку сил. Но педагог не столько стремится разрешить конфликт, сколько борется с ним, так как счита-ет, что конфликт – это зло. Сам определяет правого и виноватого. Как правило, конфликт не решается, а конфликтующие выносят его за пределы, например, школы и решают между собой с помощью сило-вых методов. 2. Позиция невмешательства. Чаще занимается педагогом-либералом. Он старается не замечать конфликтных ситуаций, столкно-вений, которые возникают в руководимом им коллективе. Не вмешива-ется в конфликт до тех пор, пока ему на него не укажут или он не кос-нется его лично. Его реакцию на создавшуюся ситуацию могут вызвать замечания, критика со стороны администрации или коллег. Вполне ве-роятно, что разрешение конфликта он возложит на актив класса. 3. Позиция замалчивания конфликта. Педагог скрывает наличие конфликта в коллективе, так как, по его мнению, это свидетельствует • его воспитательном бессилии. Чаще всего педагог просто не знает, как выйти из конфликтной ситуации. Поэтому ситуация может пе-рейти в форму запущенности, хронического состояния, что крайне негативно сказывается на развитии коллектива. 4. Позиция целесообразного вмешательства в конфликт. Педа- гог опирается на собственные знания коллектива, его воспитательные возможности, анализирует ситуацию и прогнозирует возможные ва-рианты развития конфликтных отношений, возможные последствия. Занимая такую позицию, важно, чтобы педагог владел методами 88 убеждения, аргументации, вызывал доверие и уважение у своих вос-питанников. • разрешению конфликтной ситуации может быть привлечен и коллектив. Основная сложность для педагога – уметь понять необхо-димость коллективного вмешательства. Иногда оно может усугубить, ужесточить конфликт, особенно в детском коллективе. Однако практика вмешательства в конфликт не лишена и харак-терных ошибок, которые допускаются педагогами. К наиболее ти-пичным можно отнести следующие. 1. Недооценка или переоценка значимости общественного мне-ния группы или коллектива для того или иного участника конфликта. Подобная ошибка допускается из-за отсутствия знаний о неформаль-ной структуре коллектива, статусе каждого его члена в этой структу-ре. Чем выше статус учащегося в неформальной структуре коллекти-ва, тем острее его чувствительность к мнению этого коллектива. Уро-вень развития коллектива определяет значимость общественного мнения для каждого его члена. 2. Преувеличение педагогом роли возможного собственного влияния. Эта ошибка – следствие непонимания учителем уровня сво-его авторитета и конфликтующих сторон. 3. Недооценка или переоценка предшествующего собственного опыта регулирования отношений в коллективе. 4. Решая конфликт, педагог занимает позицию «верховного судьи». «Третий» при столкновении двоих вступает в сложные меж-личностные отношения с обоими и, сам обладая специфическими чертами характера, не может претендовать на полную объективность. • большинстве случаев педагог отдает предпочтение тому из двоих, кто ближе ему по психологическому складу, по социальной и цен-ностной ориентации. Конечно, самая лучшая ситуация в коллективе – бесконфликт-ная. Она возникает там, где царит атмосфера доброжелательности, взаимопонимания между педагогом и учащимися, а также внутри детского коллектива. Но, если все же конфликт возник, неважно по 89 какой причине, то педагог должен быть готов к его разрешению. Од-ним из эффективных методов разрешения конфликтных ситуаций яв-ляется, по мнению многих педагогов и психологов, конструктивная беседа (переговоры), в которой участвуют обе конфликтующие сто-роны, а педагог занимает позицию «третейского судьи». Предварительная подготовка к переговорам предполагает анализ конфликтной ситуации и ответы на следующие вопросы: – Кто является участниками конфликта, каковы их психологиче-ские особенности? – Чьи интересы затронуты? – Кто является инициатором конфликта и какую цель он пресле-дует? – Какова реакция других членов коллектива на создавшуюся си-туацию? – Как может развиваться течение конфликта? – Каковы примерные способы разрешения конфликта? Успех в переговорах может быть достигнут, если педагог про-демонстрирует доброжелательное и искреннее желание разобраться в ситуации и понять ее участников, если он будет сохранять контроль над ситуацией и направлять ход разговора в нужное русло. При проведении конструктивной беседы педагогу следует руко-водствоваться определенными правилами. Правила проведения конструктивной беседы ◦ Обсуждается только конкретный предмет; ◦ отсутствуют обобщения; ◦ не допускается перенос разговора на другие области; ◦ пресекаются ссылки на прошлые, не имеющие отношения • делу, неудачи или ошибки участников беседы; ◦ поддерживается активность и заинтересованность участков в разговоре; 90 • излагается четко, открыто своя позиция и с уважением и вни-мательно изучается позиция участников конфликта; • демонстрируется желание понять собеседников; • используются только деловые аргументы, избегаю всего, что может задеть личность собеседника; • беседа завершается до наступления усталости ее участников; если она не закончена, то переносится на другое время. Однако педагог должен быть готов к тому, что проведенные с конфликтующими сторонами переговоры могут и не привести к пол-ному разрешению конфликта. Возможные результаты проведения конструктивной беседы – Участники конфликта получили новую информацию и что-то уточнили в своих позициях; – уменьшилась напряженность между конфликтующими, снято недоброжелательное отношение их друг к другу; – произошло сближение позиций и наступило определенное вза-имопонимание; – проблема устранена, конфликт разрешен. Конструктивная беседа относится к прямым способам воздей-ствия на конфликт. Если она оказывается неэффективной (или мало-эффективной), то педагогу следует прибегнуть к косвенным методам разрешения конфликта (И. П. Андриади). Вот некоторые из них. «Выход чувств». Реализация этого метода требует от педагога профессионального терпения и способности эмоционально поддер-живать собеседника, сочувствовать ему. По наблюдению одного из видных психотерапевтов К. Роджерса, если человеку дать беспрепят-ственно выразить свои отрицательные эмоции, то постепенно они са-ми собой сменяются положительными. «Эмоциональное возмещение». Педагог не должен игнорировать страдания человека. Показав, что считаетесь с ними, уже эмоцио-нально возмещаете имеющийся у собеседника эмоциональный дис- 91 комфорт. Педагог может высказать в разговоре одобрение действи-тельно имеющимся у собеседника качествам, и это будет ключом к пониманию им ситуации. Но в то же время льстить конфликтующему нельзя; лесть в конечном итоге вызывает открытое или тайное пре-зрение к неискреннему педагогу. Просто надо сказать о том хорошем, что действительно в человеке есть. «Обнажение агрессии». Прямая форма реализуется таким спо-собом: педагог побуждает конфликтующие стороны ссориться в его присутствии и достаточно длительное время не пресекает ссоры. Как правило, при третьем лице она не достигает таких крайностей, чтобы пришлось, в буквальном смысле слова, разнимать враждующих. Дав им высказать «наболевшее», необходимо продолжить работу, осно-вываясь на одном из нижеуказанных методов. «Принудительное слушание оппонента». Останавливая ссору, необходимо поставить условие: «Каждый из вас, прежде чем ответить обидчику, должен с предельной точностью повторить его последнюю реплику». Обычно обнаруживается, что конфликтующие не слышат друг друга, а обидчику приписываются тон и слова, которых в дей-ствительности не было. Фиксируя на этом внимание конфликтующих сторон, педагог тем самым принуждает их слушать друг друга. Не-привычность такой ситуации снижает накал взаимного ожесточения и способствует росту самокритичности спорящих. «Обмен позиций». Педагог останавливает развернувшуюся на его глазах ссору, просит конфликтующих поменяться местами, на ко-торых они до сих пор сидели, а затем дает следующую инструкцию: «Поменявшись ролями, выскажите все обвинения, которые приходят • голову». Взгляд со стороны другого – азбучная истина общения. Однако людям, охваченным гневом и обидой, он дается с большим трудом. Этот прием психологи рассматривают как универсальный в разрешении конфликтов, имеющих разную причину возникновения, то есть уместен при гашении конфликтов любого вида. «Расширение духовного горизонта спорящих». Высказывания спорящих сторон протоколируются или записываются на магнито- 92 фон или видеомагнитофон. Остановив ссору, педагог воспроизводит сделанную запись. Как правило, конфликтующие подавлены тем, что услышали, поскольку начинают понимать, что вели себя недо-стойно либо, по крайней мере, некрасиво. На этом фоне целесооб-разно приступить к профессиональному разбору ссоры, показывая эгоизм и недоброжелательность аргументации каждого из конфлик-тующих. Далее разоблачается все мелкое, непринципиальное, что сопровождало конфликт. В беседе с конфликтующими важно рас-крыть им смысл жизненных ценностей более высокого порядка, определить духовные цели, в стремлении к которым они, по суще-ству, едины, а не взаимно враждебны. • заключении следует отметить: исследованиями доказано, что каков педагог, таковы и его ученики. Различная степень конфликтно-сти педагогов влияет на структуру личностных свойств учеников, определяет разные тенденции личностного развития учащихся. Сле-довательно, для учителя, стремящегося уменьшить количество кон-фликтов в руководимом им коллективе, весьма актуальна работа по самосовершенствованию. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Дайте понятие конфликта. Назовите возможные причины воз-никновения конфликта. 2. Какие виды конфликтов являются самыми распространенными? 3. В какой форме может быть выражен конфликт? 4. Дайте характеристику возможных позиций, которые занимает педагог в решении конфликтных ситуаций. Приведите примеры. 5. Что включает в себя подготовка к проведению конструктивной беседы? 6. Каким правилам необходимо следовать педагогу, чтобы обес-печить успешность проведения конструктивной беседы? 93 7. Приведите примеры косвенных методов разрешения конфлик- тов. Список рекомендуемой литературы 1. Андреев, В. И. Конфликтология : искусство спора, ведения переговоров и разрешения конфликтов / В. И. Андреев. – Казань, 1992. 2. Андриади, И. П. Основы педагогического мастерства : учеб-ное пособие для студентов средних педагогических учебных заведе-ний / И. П. Андриади. – М., 1999. 3. Анцупов, А. Я. Конфликтология / А. Я. Анцупов, А. И. Ши-пилов. – Ростов н/Д., 2001. 4. Громова, О. Н. Конфликтология : курс лекций / О. Н. Громо- ва. – М., 2001. 5. Журавлев, В. И. Основы педагогической конфликтологии • В. И. Журавлева. – М., 1995. 6. Конфликт и пути его разрешения : методическое пособие для студентов и руководителей / сост. К. С. Лисепкий. – Куйбышев, 1999. 7. Шептенко, П. А. Методика и технология работы социального педагога : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / П. А. Шептенко, Г. А. Воронина ; под ред. В. А. Сластенина. – М., 2001. 94
«Педагогическая коммуникация в конфликтных ситуациях» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot