Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Память (мнемические процессы) и представление

  • 👀 1565 просмотров
  • 📌 1509 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Память (мнемические процессы) и представление» docx
Память (мнемические процессы) и представление План 1. Понятие о памяти. Основные мнемические процессы. 2. Классификация видов памяти. 3. Индивидуальные особенности и развитие памяти. 4. Типы представлений. 5. Индивидуальные особенности представлений. 1. Понятие о памяти. Основные мнемические процессы. На сегодняшний день не существует единой общепринятой теории памяти и ее определения. Поэтому мы так мало знаем о ней. Большинство понимает, о чем идет речь, а объяснить не может: что же это такое – память? Память – (греч. мнемос). Под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. (А.Г. Маклаков, 2001.) Так, чтобы запомнить что-либо, нужно чтобы информация попала в мозг (запечатление или кодирование), удерживалась там какое-то время (сохранение), а потом могла быть получена в нужный момент (воспроизведение). Процессы памяти можно сравнить с работой компьютера. Таким образом, можно сделать вывод, что память – это сложный психологический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных между собой. Она необходима человеку, т.к. позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать свой жизненный опыт, именно в ней хранятся наши знания и навыки. Физиологические механизмы памяти — образование, закрепление, возбуждение и торможение нервных связей. Этим физиологическим процессам соответствуют процессы памяти: запечатление, сохранение, воспроизведение и забывание. Забывание – это не ошибка природы? Для борьбы с забыванием надо знать закономерности его протекания. Одной из причин забывания является отрицательное влияние деятельности, следующей за заучиванием. Это явление называют ретроактивным (назад действующим) торможением. Оно выражено заметнее, если деятельность следует без перерыва, если последующая деятельность сходна с предыдущей. 2. Классификация видов памяти Память многолика и разнообразна. Общим основанием для выделения различных видов памяти является зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. Виды памяти разделяются по трем основным критериям: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) – на кратковременную, долговременную и оперативную. Виды памяти по характеру психической активности. Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П.П. Блонским (1964). Основные четыре вида памяти – двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая, - в соответствии с его гипотезой, представляют собой генетически различные уровни памяти. Они появляются в процессе индивидуального развития личности не одновременно: раньше всего выступает двигательная память, вскоре за нею эмоциональная, несколько позже – образная и гораздо позднее словесно-логическая. Хотя все четыре выделенные им вида памяти не существуют независимо друг от друга и, более того, находятся в тесном взаимодействии, П.П. Блонскому удалось определить различия между ними. Рассмотрим характеристики этих видов памяти: Двигательная (или моторная) память (с 2х лет) – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Почти всю свою сознательную жизнь мы осваиваем те или иные движения: учимся ходить, писать, кататься на коньках, на велосипеде, играть в футбол, что-то мастерить, забивать гвозди, шить, вязать и многому другому. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков. Доминирование у человека двигательной памяти встречается чрезвычайно редко. Так, у английского психолога Страйкера преобладала двигательная память над другими ее видами: недавно прослушанную оперу он вспоминал как пантомиму, при этом, не слыша голоса певцов. Эмоциональная память (8 – 9лет) – это память на чувства. Отдавая должное эмоциональной памяти, А.С. Пушкин писал: “О память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной!” В свое время Константин Сергеевич Станиславский в книге «Работа актера над собой» писал: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье - у вас есть память на чувствование». Николай Платонович Огарев на книжке Александра Ивановича Герцена «Былое и Думы» писал: «Когда мы памяти своей проходим прежнюю дорогу, в душе все чувства прежних дней вновь оживают понемногу, и грусть и радость те же в ней, и знает туж она тревогу, и также вновь теснится грудь и также хочется вздохнуть». Наше отношение ко всему происходящему выражается эмоционально, через гамму разнообразных чувств, отличающихся по силе и содержанию. Например, то, что раньше переживалось нами как досадное недоразумение, со временем может воспроизводиться как забавный случай, или то событие, которое было испорчено мелкими неприятностями, со временем начинает вспоминаться как весьма приятное. Образная память (11 – 12лет) – это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Физиологической основой представлений памяти является повторное возбуждение в головном мозге тех систем временных связей (нервных "следов" или «моделей», которые возникли при восприятии каких-либо объектов и актуализируются вновь под воздействием не самих этих объектов, в других раздражителей, связанных с ними в прошлом опыте, или же под воздействием отдельных элементов тех же самых объектов. Благодаря образной памяти человек запоминает различные образы: предметов, людей, животных, явлений природы, например, грозы. Мы знаем, что такое горькое, сладкое, горячее, холодное, твердое и т.д. Эти образы формировались у нас на основе предшествующего опыта в процессе различных ощущений (зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, тактильных). Характеризуя образную память, следует иметь в виду все особенности представлений и, прежде всего, их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Поэтому образы памяти нередко расходятся со своим оригиналом, причем со временем эти различия могут увеличиваться. Образы памяти могут быть разной степени сложности: образами единичных предметов и обобщенными представлениями, в которых может закрепляться и определенное абстрактное содержание. Точность воспроизведения в значительной мере определяется степенью задействования речи при воспроизведении. То, что при восприятии было названо, описано словом, воспроизводится более точно. Интересным фактом является то, что объем образной памяти не ограничен. Р. Шепард (1967), а затем Л. Стендинг (1973) обнаружили исключительные возможности узнавания сложного зрительного материала. В исследовании Л. Стендинга испытуемым предъявляли 11000 слайдов, и, тем не менее, успешность их узнавания в ситуации выбора составила через месяц после ознакомления 73% правильных ответов. Исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую, в зависимости от преобладания типа воспроизводимых представлений. Зрительная и слуховая память обычно хорошо развита у всех людей. Объем слуховой памяти, как и зрительной, тоже велик. В исследовании Д.Лоуренса и В.Бенкса (1973) было показано, что испытуемые могут успешно узнавать (83% правильных ответов) отдельные звуки из прослушанного ими ранее набора 194 знакомых звуков – плач ребенка, скрип двери, лай собаки. Остальные типы памяти редко встречаются в чистом виде, и скорее можно говорить о преобладании у человека того или иного типа памяти. Редкий случай доминирования обонятельной памяти был у Э.Золя. Он думал о людях, домах, улицах и т.п. “запахами”! Иногда встречается особый тип памяти – так называемая эйдетическая память (от греческого слова “эйдос” – образ). Эйдетический образ – это настолько четкий, яркий, красочный образ, который эйдетик буквально видит при отсутствии предмета вовне. По образному выражению У.Джемса, при эйдетической памяти “мозг воспринимает как воск, а удерживает как мрамор”. Считается, что эйдетизм свойственен детям. С годами он ослабевает. Известный психолог А.Р.Лурия на протяжении многих лет наблюдал за Соломоном Вениаминовичем Шерешевским (профессиональный мнемонист) – человеком с феноменальной эйдетической памятью. Каждое слово вызывало у него наглядный образ. Слова-образы он расставлял в определенном порядке, чтобы легче было их потом отыскать. Он никогда ничего не забывал! Память этого человека и по объему, и по прочности не имела предела. Он смог спустя 15 лет воспроизвести слова и цифры, которые предлагали ему для запоминания. О феноменальной памяти этого удивительного человека А.Р.Лурия написал книгу “Маленькая книжка о большой памяти”. Словесно-логическая память (к 25 годам) выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Выделение существенного в материале зависит от понимания материала, поэтому взрослые легче, чем дети, запоминают смысл. И наоборот, дети легко могут запомнить детали, но гораздо хуже запоминают смысл. Мы уже говорили, что все виды памяти тесно связаны друг с другом и не существуют независимо друг от друга. Например, когда мы овладеваем какой-либо двигательной деятельностью, мы опираемся не только на двигательную память, но и на все остальные ее виды, поскольку в процессе овладения деятельностью мы запоминаем не только движения, но и данные нам объяснения, наши переживания и впечатления. Виды памяти по характеру целей деятельности. Существует, однако, такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности. В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. О непроизвольной памяти говорят тогда, когда человек запоминает и воспроизводит материал, не ставя перед собой специальной цели что-либо, запомнить и припомнить. В тех случаях, когда человек ставит перед собой такие цели, говорят о произвольной памяти. Виды памяти по продолжительности закрепления и сохранения материала. Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную. Кратковременная память – это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. Проявлением кратковременной памяти является тот случай, когда нас просят прочитать слова или предоставляют для их запоминания очень мало времени (около одной минуты), а потом просят сразу воспроизвести то, что запомнили. Естественно, результаты у всех будут разные. Одни запоминают 5 слов, другие – 7, лишь очень немногие – 9. Это происходит потому, что они обладают различным объемом кратковременной памяти. Правило Миллера «7 плюс или минус 2». Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т.е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию. (ИГРА «Воспроизведи по памяти предметы»). В целом же кратковременная память имеет огромное значение для организации мышления, и в этом она очень похожа на оперативную память. Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие актуальные действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например, арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем “в уме” некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. Поэтому для запоминания материала имеет большое значение формирование оптимальных оперативных единиц памяти. Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. Долговременная память – наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. По словам Р. Солсо (1996), долговременная память позволяет нам жить в двух мирах одновременно: в прошлом и настоящем и таким образом позволяет разобраться в нескончаемом потоке непосредственного опыта. Объем этой памяти безграничен, длительность хранения фактически не ограничена. 3. Индивидуальные особенности и развитие памяти До сих пор мы останавливались на общих закономерностях памяти человека, свойственных всем людям. Но существуют, однако, и индивидуальные различия, отличающие память одних людей от других. Их мы и рассмотрим ниже. Вывод из всего вышесказанного очевиден: для пользы дела, профессионального успеха или просто “не надрывного” обучения, лучше говорить с памятью на том языке, который она предпочитает. Сразу возникает вопрос: “Как выяснить предпочтения нашей памяти?” Обратитесь к своей памяти и памяти членов вашей семьи. Поинтересуйтесь, каким путем у каждого из вас происходит запоминание, скажем, номеров телефонов. Постарайтесь запомнить список слов. Что у вас получилось? Как вы их запомнили: на слух или зрительно? Психологией экспериментально получены данные о повышении эффективности запоминания при одновременном задействовании различных модальностей. После взаимодействия зрительной, слуховой (речевой) памяти с включенными компонентами рассуждения можно легко запомнить материал. У многих людей продуктивность памяти может повыситься, если к работе памяти подключить какие-либо автоматизированные действия, например, ходьбу. Несмотря на то, что механизм выполнения подобных содружественных действий еще не вполне ясен, знанием такой особенности психики не следует пренебрегать. Так, первоклассник, обучаясь письму, не только водит пером по бумаге, но и помогает себе движениями языка, губ, определенным положением головы. В ряде случаев индивидуальные особенности памяти могут проявляться как феноменальные. История знает много примеров, касающихся памяти выдающихся людей. Такие полководцы, как Македонский, Суворов, Наполеон, знали почти всех своих солдат по именам. Сенека мог запомнить и повторить 2 тысячи слов после однократного их прослушивания. К феноменальным особенностям памяти можно привести и другие примеры: А.К. Глазунов легко воспроизводил утраченные партитуры музыкальных произведений. Уже в молодости Сергей Рахманинов, как и Моцарт, мог повторить без единой ошибки услышанное однажды сложное сочинение. Это особые случаи, связанные с индивидуальным строением психики данного человека. Относительно других людей более вероятен вариант, когда обладатели выдающейся памяти на лица, цифры и слова используют специальные средства и приемы (мнемотехнические). Память может быть по-разному организована. Как показывают наблюдения психологов-экспериментаторов, у одних людей преобладают непосредственные, наглядные, чувственные формы запоминания, в то время как другие пользуются обобщенными с помощью речи логическими схемами (суждениями). Именно к этим различиям восходит разделение людей на “художественный” и “мыслительный” типы. (Например, этот факт иллюстрирует способ решения задачи на время: «Сейчас 15.30, сколько времени будет через 45 минут?» Кто - то представил циферблат и мысленно прокрутил стрелки часов, а кто-то совершил математические расчеты). К индивидуальным структурным особенностям памяти относится и такая ее характеристика, как величина оперативной единицы запоминания. Это означает, в частности, не только свободное и адекватное ситуации и материалу использование средств запоминания, но и умение укрупнить единицы, выделяемые в содержании или структуре информации (слог, слово, предложение) при запоминании или воспроизведении. В этом случае говорят о тренировке памяти. Тренированная память – это свободное и правильное использование средств запоминания (мнемотехнических приемов), направленное на превращение механического, непосредственного, подчиненного внешним характеристикам запечатления следов в деятельность произвольную, осмысленную, связанную с потребностями и мотивами человека. Причина эффективности мнемотехнических приемов в том, что использование мнемотехники в известной мере смещает запоминание в область более могучей по ресурсам памяти, непроизвольной ее сферы. Как бы мы ни старались тренировать память, жизнь человека течет по законам риборегрессии – обратному развитию памяти. Рис. 1. Уровни развития функций памяти у взрослых Согласно закону регрессии, сначала забывается то, что усвоено недавно, затем забвению подвергается усвоенное прежде, в конце – воспоминания детства. Потеря памяти называется амнезия. Ретроградная амнезия — больной не помнит события, происходившие до начала амнезии. Антероградная амнезия — больной теряет способность запоминать события, происходящие после начала заболевания (спровоцированного, например, травмой или стрессом). Задание. Подумайте, верно ли описаны стадии забывания в произведении Маркеса. Колумбийский писатель Маркес в книге «100 лет одиночества» описал случай заболевания жителей города Мокондо бессонницей, при которой наступает вторая стадия болезни – забывчивость. Когда больной свыкается с состоянием бодрствования, в его памяти начинают стираться сначала воспоминания детства, потом названия и значения предметов, затем он перестает узнавать людей и даже утрачивает сознание своей собственной личности, и лишенный всякой связи с прошлым погружается в некое подобие идиотизма. Тем не менее, процессы амнезии можно отсрочить на долгие годы, если целенаправленно заниматься совершенствованием памяти. Эффективность памяти определяется тремя параметрами: объем памяти, полнота (или точность) воспроизведения, а также прочность (длительность) хранения информации, доступная переводу в актуальную память. На совершенствование этих трех составляющих и должна быть направлена работа каждого. Продуктивность памяти обеспечивается следующими факторами: 1. Правильной постановкой задачи запоминания в связи с требованием воспроизведения. 2. Активной ориентировкой в запоминаемом материале с выбором главного, существенного и с отсечением несущественного, незначимого. 3. Установлением (выбором) принципа организации запоминаемого материала и формированием оперативной единицы и кода запоминания. 4. Правильной организации процесса забывания (перевода в латентную память), основанной на выборе адекватного кода. 5. Учетом особенностей отрицательного влияния интерферирующей деятельности. 6. Всесторонним и полным использованием различных органов чувств. Высокая продуктивность памяти включает в себя еще два фундаментальных требования. Во-первых, для хорошей работы памяти необходимо наличие мотивации, заинтересованности в содержании материала и выполнении задачи запоминания и воспроизведения. Во-вторых, нужно использовать разнообразные вспомогательные средства, соответствующие задачам выполняемой деятельности. Справедливы слова Л.С. Выготского о том, что в памяти проявляется своеобразная форма внутреннего сотрудничества человека с самим собой. Обогащение этого сотрудничества – основной путь развития и воспитания памяти. 4. Типы представлений Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы. Однако роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета может быть снова — случайно или намеренно — вызван нами. Это явление получило название «представление». Таким образом,  Представление — это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений: Представления памяти — это представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления.  Представления воображения — это представления, которые формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, — они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же, как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления. Представления имеют свои характеристики. 1. Наглядность 2. Фрагментарность 3. Неустойчивость и непостоянство 4. Обобщенность образов Прежде всего, представления характеризуются наглядностью. Представления — это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления — это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, — они, как правило, значительно бледнее. Следующей характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие — очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те, на которых, как правило, мы фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа. Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Лишь у людей, имеющих высокоразвитую способность к формированию представлений определенного вида (например, у музыкантов — способность к формированию слуховых представлений, у художников — зрительных), эти представления могут быть достаточно устойчивыми и постоянными. Следует отметить, что представления — это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы. В этом заключается их близость к понятиям. Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов (представление стула вообще, представление кошки вообще и др.), но и в представлениях конкретных предметов. Каждый знакомый нам предмет мы видим не один раз, и каждый раз у нас формируется какой-то новый образ этого предмета, но когда мы вызываем в сознании представление об этом предмете, то возникший образ носит всегда обобщенный характер.  Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Выделяют три основные функции: сигнальную, регулирующую и настроечную. Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением. И. П. Павлов считал, что представления являются первыми сигналами действительности, на основе которых человек осуществляет свою сознательную деятельность. Он показал, что представления очень часто формируются по механизму условного рефлекса. Благодаря этому любые представления сигнализируют о конкретных явлениях действительности. Когда вы в процессе своей жизни и деятельности сталкиваетесь с каким-то предметом или каким-либо явлением, то у вас формируются представления не только о том, как это выглядит, но и о свойствах данного явления или предмета. Именно эти знания впоследствии и выступают для человека в качестве первичного ориентировочного сигнала. Например, при виде апельсина возникает представление о нем как о съедобном и достаточно сочном предмете. Следовательно, апельсин в состоянии удовлетворить голод или жажду. Регулирующая функция – функция представлений, тесно связанная с их сигнальной функцией, и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача. Следующая функция представлений — настроечная. Она проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Так, изучая физиологические механизмы произвольных движений, И. П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Настроечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности. Таким образом, представления играют весьма существенную роль в психической регуляции деятельности человека. В настоящее время существует несколько подходов к построению классификации представлений. Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Поэтому принято выделять следующие виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), пространственные – именно их мы сегодня рассмотри подробнее. Зрительные представления – представления, характерной особенностью которых является то, что в отдельных случаях они бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем. Однако чаще всего в зрительных представлениях преобладает какая-нибудь одна сторона, а другие или очень неясны, или отсутствуют вовсе. Например, часто наши зрительные образы лишены объемности и воспроизводятся в виде картины, а не объемного предмета. Причем эти картины в одном случае могут быть красочными, а в других случаях — бесцветными. Так, зрительные представления играют центральную роль при занятиях изобразительными искусствами, потому что не только рисование по памяти, но и рисование с натуры невозможно без хорошо развитых зрительных представлений. Немаловажную роль играют зрительные представления и в педагогическом процессе. Даже изучение такого предмета, как литература, требует для успешного овладения материалом «включения» воображения, что, в свою очередь, в значительной мере опирается на зрительные представления. Слуховые представления – представления, разделяющиеся на речевые и музыкальные. В свою очередь, речевые представления также могут подразделяться на несколько подтипов: фонетические представления и темброво — интонационные речевые представления. Фонетические – представление на слух какого-либо слова, не связанное с определенным голосом. Темброво-интонационные – представление тембра голоса и характерных особенностей интонации какого-либо человека. Музыкальные – представление о соотношении звуков по высоте и длительности, так как музыкальная мелодия определяется именно звуковысотными и ритмическими соотношениями. У большинства людей тембровый момент в музыкальных представлениях отсутствует, потому что знакомый мотив, как правило, представляется не сыгранным на каком-либо инструменте или спетым каким-либо голосом, а как бы звучащим «вообще», в каких-то «абстрактных звуках». Однако у высококлассных музыкантов-профессионалов тембровая окраска может проявляться в музыкальных представлениях с полной ясностью. Двигательные представления – представления, отличающиеся от зрительных и слуховых, так как никогда не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с актуальными ощущениями, ответными на них сокращениями мышц и совершением зачаточных движений. Например, если вы представите себе, что сгибаете в локте правую руку, то в бицепсах правой руки у вас произойдут сокращения, которые можно регистрировать чувствительными электрофизиологнческими приборами. Если исключить возможность этого сокращения, то и представления становятся невозможными. Экспериментально доказано, что всякий раз, когда мы двигательно представим себе произнесение какого-нибудь слова, приборы отмечают сокращение в мышцах языка, губ, гортани и т. д., следовательно, без двигательных представлений мы вряд ли могли бы пользоваться речью и общение друг с другом было бы невозможным. Таким образом, при всяком двигательном представлении совершаются зачаточные движения, которые дают нам соответствующие двигательные ощущения. Можно отметить, что все основные типы наших представлений в той или иной мере оказываются связанными друг с другом, а деление на классы или типы весьма условно. Мы говорим об определенном классе (типе) представлений в том случае, когда зрительные, слуховые или двигательные представления выступают на первый план. Пространственные представления – представления, применяются к тем случаям, когда ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределенно. Как правило, эти представления настолько схематичны и бесцветны, что на первый взгляд термин «зрительный образ» к ним неприменим. Однако они все же остаются образами — образами пространства, так как одну сторону действительности — пространственное размещение вещей — они передают с полной наглядностью. Пространственные представления в основном являются зрительно-двигательными представлениями, причем иногда на первый план выдвигается зрительный, иногда — двигательный компонент. Весьма активно представлениями данного типа оперируют шахматисты, играющие вслепую. В повседневной жизни мы тоже пользуемся данным типом представлений, например, когда необходимо добраться из одной точки населенного пункта в другую. В этом случае мы представляем себе маршрут и движемся по нему. Причем образ маршрута постоянно находится в нашем сознании. Как только мы отвлекаемся, т. е. это представление уходит из нашего сознания, мы можем совершить ошибку в передвижении, например, проехать свою остановку. Поэтому при передвижении по конкретному маршруту пространственные представления так же важны, как и информация, содержащаяся в нашей памяти. Кроме того, все представления различаются по степени обобщенности. Представления принято разделять на единичные и общие. Единичные представления — это представления, основанные на наблюдении одного предмета.  Общие представления — это представления, обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов. Следует отметить, что одно из основных отличий представлений от образов восприятия заключается в том, что образы восприятия всегда бывают только единичными, т. е. содержат информацию только о конкретном предмете, а представления очень часто носят обобщенный характер.  Следует также отметить, что все представления различаются по степени проявления волевых усилий. При этом принято выделять произвольные и непроизвольные представления. Непроизвольные представления — это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека.  Произвольные представления — это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели. 5. Индивидуальные особенности представлений Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. У одних преобладают зрительные, у других — слуховые, а у третьих — двигательные представления. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о «типах представлений». В соответствии с этой теорией все люди могут быть разделены в зависимости от преобладающего типа представлений на четыре группы: лица с преобладанием зрительных, слуховых и двигательных представлений, а также лица с представлениями смешанного типа. К последней группе принадлежат люди, которые примерно в одинаковой степени пользуются представлениями любого вида. 1. Человек с преобладанием представлений зрительного типа, вспоминая текст, представляет себе страницу книги, где этот текст напечатан, как бы мысленно его читает. Если ему нужно запомнить какие-то цифры, например, номер телефона, он представляет себе его написанным или напечатанным. 2. Человек с преобладанием представлений слухового типа, вспоминая текст, как бы слышит произносимые слова. Цифры им запоминаются также в виде слухового образа. 3. Человек с преобладанием представлений двигательного типа, вспоминая текст или стараясь запомнить какие-либо цифры, произносит их про себя. 4. Человек, у которого преобладают яркие и живые представления, принято относить к так называемому образному типу. Такие люди характеризуются не только большой наглядностью своих представлений, но и тем, что в их психической жизни представления играют чрезвычайно важную роль. Например, вспоминая какие-либо события, они мысленно «видят» картины отдельных эпизодов, относящихся к этим событиям; размышляя или говоря о чем-нибудь, они широко пользуются наглядными образами и т. д. Следует отметить, что люди с ярко выраженными типами представлений встречаются крайне редко. У большинства людей в той или иной мере присутствуют представления всех указанных типов, и бывает достаточно тяжело определить, какие из них играют у данного человека ведущую роль. Причем индивидуальные различия в данном случае выражаются не только в преобладании представлений определенного типа, но и в особенностях представлений.  Как мы уже отметили, все люди обладают способностью пользоваться любым видом представлений. Более того, человек должен уметь пользоваться представлениями любых типов, поскольку выполнение определенной задачи, например, овладение учебным материалом, может потребовать от него преимущественного. использования представлений определенного типа. Поэтому можно сделать вывод, что представления целесообразно развивать. Литература 1. Пугач, Ю.К. Развитие памяти. Система приемов / Пугач Ю.К. - М. ,1995. - С. 20-28, С. 59-72. 2. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебное пособие / А. Г. Маклаков. – Санкт-Петербург : Питер, 2010. – 583 с. : ил. – (Учебник для вузов). 3. Немов, Р. С. Психология : учебник / Р. С. Немов. – Москва : Юрайт, 2011. – 639 с. 4. Нуркова, В. В. Психология : учебник / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. – Москва : Юрайт, 2011. – 575 с. 5. Пугач, Ю.К. Развитие памяти. Система приемов / Пугач Ю.К. - М. ,1995. - С. 20-28, С. 59-72. Доступно в ЭБС «IPRbooks»: 6. Богачкина, Н. А. Психология [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н. А. Богачкина. – Электрон. текстовые данные. – Саратов : Научная книга, 2012. – 159 с. – Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/8219.html 7. Григорьев, Д. А. Психология [Электронный ресурс] : учебное пособие / Д. А. Григорьев. – Электрон. текстовые данные. – Москва : Всероссийский государственный университет юстиции, 2015. – 52 c. – 978-5-00094-083-9. — Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/41198.html Задания: 1. Составить конспект теоретического материала по  теме "Память и представление". 2. Ознакомиться с презентацией. 3. На основе изученного теоретического материала и презентации подобрать примеры из художественных произведений или других источников на проявление видов памяти и представлений в жизнедеятельности человека (не менее 3 примеров на каждый процесс).
«Память (мнемические процессы) и представление» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot